Нормативный правовой акт

Содержание

Чем отличаются указ, постановление, распоряжение и другие правовые акты?

В Российской Федерации официальные документы, принятые государственными органами, должностными лицами, муниципальными органами, носят общее название «нормативные правовые акты». Они содержат правовые нормы или общие установления, которые, как правило, рассчитаны на длительное применение и распространяются на неопределенный круг лиц.

Какие бывают нормативные правовые акты?

Нормативные правовые акты имеют иерархию в зависимости от юридической силы. Возглавляет всю систему источников права Конституция РФ. Остальные законы и подзаконные акты не могут противоречить ее нормам.

Особую группу составляют международные договоры и соглашения России. В статье 15 Конституции РФ сказано, что в случае возникновении конфликта между нормами международного права и законами РФ действуют нормы международного права. Международные договоры и соглашения могут быть многосторонними (например Соглашение об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции от 25 октября 2013 г.) или двусторонними (Конвенция между Российской Федерацией и Французской Республикой о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, от 11 февраля 2003 г.). Тест: Знаете ли вы Конституцию РФ? Подробнее

Следующее место в иерархии занимают федеральные законы (ФЗ). Наибольшую юридическую силу имеют федеральные конституционные законы (ФКЗ), которые принимаются по особой процедуре, например, ФКЗ «О референдуме в Российской Федерации». Следующими по значению являются федеральные законы, а также кодексы. Их принимает Госдума простым большинством голосов. К ним относятся Закон о безопасности дорожного движения, Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ и др.

Следующую ступеньку в иерархии нормативных актов занимают федеральные подзаконные правовые акты, к которым относятся указы президента и постановления правительства. Меньшую юридическую силу имеют акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб), которые могут издаваться в форме приказа или постановления.

Элементом законодательства, который не укладывается в строгую иерархию, являются различные нормативно-правовые акты субъектов страны. Согласно Конституции РФ, все субъекты имеют свою собственную конституцию либо устав, а также могут издавать законы, принимаемые региональными парламентами.

Что такое указ?

Согласно Конституции, президент РФ может издавать указы, которые обязательны для исполнения на всей территории страны и не должны противоречить Конституции России и федеральным законам. Как правило, такие указы издаются в том случае, если те или иные отношения не урегулированы законом, т. е. существует правовой пробел. Одними из последних подобных документов стали указы президента «О приеме в гражданство Российской Федерации и выходе из гражданства Российской Федерации», «О дополнительных мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности» и др.

Что такое постановление?

Постановления правительства России принимаются на основе принципов и положений Конституции, законов и указов президента, т. е. детализируют то, что сказано в этих нормативных актах. Например, постановление правительства от 10 июля 2019 года № 875 «О переносе выходных дней в 2020 году» было принято в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса РФ.

Постановления правительства не должны противоречить вышестоящим источникам права. Эти документы (за исключением постановлений, содержащих сведения конфиденциального характера или относящиеся к гостайне) подлежат официальному опубликованию.

Помимо правительства РФ, постановления в пределах своей компетенции выпускают правительства субъектов РФ, а также некоторые органы и должностные лица. Например, в форме постановлений принимают акты министерства, Совет Федерации, Госдума.

Что такое распоряжение?

Распоряжение представляет собой подзаконный акт органа власти или управления, имеющий обязательную силу для физических и юридических лиц, которым оно адресовано. Согласно Конституции РФ, распоряжения могут издавать президент страны, российское правительство, а также правительства субъектов страны. В иерархии правовых актов распоряжение президента занимает место ниже указа президента, а распоряжение правительства — ниже постановления правительства.

В отличие от указа и постановления распоряжение издается по оперативным текущим вопросам и, как правило, не носит нормативного характера. Например, распоряжение президента РФ от 07.10.2019 г. № 340-рп посвящено проведению семинаров-совещаний по актуальным вопросам применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в 2019 году.

Помимо органов власти, распоряжения могут издавать руководители различных организаций для разрешения оперативных вопросов. Этот документ является обязательным для указанных в нем сотрудников либо всех работников организации.

Что такое приказ?

Приказ — это еще один нормативно-правовой акт управления. Он представляет собой официальное письменное или устное распоряжение руководителя, командира или начальника, которое обязательно для исполнения подчиненными. В отличие от распоряжения приказ имеет большую силу в качестве акта управления.

Приказы активно используются в армии. Согласно указу президента РФ «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации», письменный приказ является основным распорядительным служебным документом военного управления, который может издавать командир воинской части. Устные приказы имеют право отдавать подчиненным все командиры. Приказ должен выполняться беспрекословно, точно и в срок. Если военнослужащий с ним не согласен, он может обжаловать приказ после его выполнения. В мирное время невыполнение приказа влечет наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, а в военное время или в боевой обстановке может привести к уголовной ответственности.

Приказы используются и в иных государственных органах, организациях и частных фирмах. Они издаются начальником, например, директором фирмы, для решения каких-либо производственных задач. Невыполнение такого приказа рассматривается как нарушение служебной или трудовой дисциплины и может привести к привлечению к дисциплинарной ответственности (выговор, увольнение и др.).

Что такое нормативные правовые акты и какие бывают НПА

16 января 2020

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Закон – это не единственный нормативный правовой акт в стране.

Помимо него издаются указы, постановления, внутригосударственные договоры и другие документы, которые прямо влияют на жизнь людей и бизнес.

После прочтения статьи вы узнаете, что такое нормативный правовой акт (это как раз расшифровка аббревиатуры НПА), и начнёте немножко разбираться в правовой иерархии.

4 признака что это НПА (нормативно-правовой акт)

Как и в случае с другими юридическими терминами, определение нормативного правового акта содержит кучу «умных» слов, в которых легко запутаться.

Разберём признаки НПА по полочкам, чтобы научиться отличать его от других источников права.

НПА — это обязательно письменный документ

Нормативный правовой акт – это текст на бумаге или в электронном виде.

В нём обязательно присутствует следующая информация:

  1. дата принятия, номер;
  2. название;
  3. кто издал;
  4. какие отношения в обществе регулирует.

Информация структурирована, разделена на статьи с частями, пунктами или абзацами. В этом ключевое отличие документа от правового обычая. Последний тоже регулирует отношения внутри общества, но необязательно выражен в письменной форме.

Официальный характер

На издание НПА требуется воля или хотя бы одобрение государства. К нормативным не относятся такие документы, как письма между организациями, наработки (проекты) ведомств.

НПА содержит правовые нормы

Главный признак. Правовые нормы – это эталоны поведения, рассчитанные на неоднократное применение и неопределённые группы лиц.

Так, например, федеральные законы РФ касаются всех граждан и действуют до момента отмены.

А вот приговор суда по уголовному делу или устав партии – это не НПА, а правоприменительные документы. Первый относится только к подсудимому, второй – только к членам политической организации. То есть в них определены точные субъекты.

Также «пролетает» решение о проведении профилактической вакцинации. Людям в регионе сделают прививки, и документ утратит актуальность. На лицо однократность применения.

А вот примеры нормативных правовых актов – это законы, указы, постановления. Эти документы распространяются на всех и всегда.

Издание НПА не выходит за рамки властных полномочий

Каждый субъект, которого государство наделило властью, решает строго определённую группу вопросов. Иначе бы в стране возник хаос.

В законодательстве чётко прописано, какие виды нормативных правовых актов могут принимать те или иные органы.

Президент не вправе издать закон, а парламент – инструкцию для ведомств.

Определение НПА

Обобщив все признаки, можно дать чёткое и понятное определение.

Нормативный правовой акт – это официальный документ в письменной форме, содержащий правовые нормы и изданный субъектом без выхода за границы предоставленной власти.

Виды нормативно-правовых актов РФ

Законы и подзаконные акты – это деление нормативных правовых актов РФ по иерархии.

Законы имеют высшую силу, а остальные документы должны им соответствовать. Правовой фундамент государства – это Конституция РФ. Чуть ниже её стоят конституционные и федеральные законы, в том числе кодексы. Их издаёт Парламент (что это такое?).

Подзаконные акты – это продукты правотворчества Президента и исполнительных органов власти. Это огромный массив документации, в который входят указы, постановления, инструкции, решения.

Следующая распространённая классификация НПА – территориальная.

Здесь выделяют следующие виды актов:

  1. международные (конвенции, ратифицированные государством договоры);
  2. федеральные;
  3. субъектов РФ.

К отдельной группе относятся внутригосударственные договоры. Они заключаются между РФ и субъектом РФ или между разными субъектами РФ. Пример – разграничение полномочий в экономической сфере.

В зависимости от субъекта правотворчества выделяют нормативно-правовые акты, принятые:

  1. народом – на референдуме (например, конституция);
  2. госорганом;
  3. другой властной структурой, например, муниципальной.

По сроку действия бывают постоянные и временные НПА.

Также есть деление актов по отраслям права (например, на конституционные, уголовные, административные).

Официальное опубликование нормативных правовых актов

Когда же НПА становится обязательным в государстве? Только после их публикации в СМИ (что это такое?). Хотя незнание закона не освобождает от строгих санкций (что это?), официальное опубликование нормативных правовых актов никто не отменял.

Граждане и организации должны иметь хотя бы теоретическую возможность ознакомиться с законодательством. От этого зависит, вступит документ в силу или нет.

В России есть несколько источников, где публикуются акты. Самый значимый из них – Официальный интернет-портал правовой информации. Находится по адресу pravo.gov.ru. На нём размещаются тексты всех НПА, принятых в государстве.

По общему правилу, федеральные законы становятся для всех обязательными через 10 дней после размещения в открытом доступе, а НПА Президента – 7 дней. Но встречаются исключения (например, в сфере налогов, таможни, бюджета). Иногда в самом документе написано, когда он приобретает силу.

Итак, нормативный правовой акт – это регулятор общественной жизни. Он исходит от государства и выдвигает единые правила игры для всех.

Официальные документы в идеале должны не противоречить друг другу и издаваться строго по букве Конституции. Хотя на практике это не всегда так. Многие тексты есть в открытом доступе. Изучайте периодически хотя бы федеральные законы, чтобы знать свои права.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

* Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка

Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — НК РФ, Кодекс) предусматривает принятие налоговыми органами целого ряда ненормативных актов, которые могут быть обжалованы налогоплательщиками в судебном порядке на основании статей 137 и 138 Кодекса, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты нарушают их права.

В пункте 48 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.01 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»(далее — Постановление № 5) разъяснено, что при толковании этих статей следует принимать во внимание, что понятие «акт» использовано в них в ином значении, чем в статьях 100, 101.1 (пункт 1) НК РФ.

Ненормативный акт налогового органа — это документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика. Кроме того, поскольку в Кодексе не установлено иное, налогоплательщик вправе обжаловать в суд требование об уплате налога, пеней и требование об уплате налоговой санкции независимо от того, было ли им оспорено решение налогового органа, на основании которого вынесено соответствующее требование.

В случае неисполнения налоговой обязанности налогоплательщику направляется требование об уплате налога. Если требование не исполнено, принимается решение о принудительном взыскании налога за счет денежных средств с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика (статья 46 Кодекса). При отсутствии средств выносится решение о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика и соответствующее постановление, направляемое судебному приставу-исполнителю для совершения исполнительных действий (статья 47 Кодекса).

Кроме того, статьей 77 Кодекса в качестве способа обеспечения налоговой обязанности предусмотрено право налогового органа с санкции прокурора произвести арест имущества налогоплательщика, в связи с чем руководителем налогового органа (его заместителем) выносится решение о наложении ареста на имущество.

Производство по делу о налоговом правонарушении предусматривает принятие налоговым органом решения по результатам выездной налоговой проверки, в частности, о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 101 НК РФ).

Перечисленные ненормативные акты все чаще обжалуются налогоплательщиками в арбитражный суд и становятся предметом судебного исследования. Заявители ссылаются на несоответствие актов требованиям НК РФ. Кодекс не регламентирует форму актов ненормативного характера. Однако он предъявляет ряд требований к их содержанию.

Требование об уплате налога (статья 69 НК РФ) должно содержать информацию о:

— сумме задолженности по налогу;

— размере пеней, начисленных на момент направления требования;

— сроке уплаты налога;

— сроке исполнения требования;

— мерах, которые будут приняты в случае неисполнения требования налогоплательщиком;

— данных об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона, устанавливающие обязанность по уплате налога.

Постановление о взыскании налога за счет имущества (статья 47 НК РФ) налогоплательщика-организации или налогового агента-организации должно содержать:

фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, выдавшего указанное постановление;

дату принятия и номер решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика или налогового агента;

наименование и адрес налогоплательщика-организации или налогового агента-организации, на чье имущество обращается взыскание;

резолютивную часть решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации;

дату вступления в силу решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации;

дату выдачи указанного постановления.

Постановление о взыскании налога подписывается руководителем налогового органа (его заместителем) и заверяется гербовой печатью налогового органа.

В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 101 Кодекса) излагаются:

—обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой;

— документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства;

—доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов;

— решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Кодекса, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.

Анализируя содержащиеся в Кодексе требования к ненормативным актам налоговых органов, налогоплательщики ссылаются на выявленные несоответствия актов вышеприведенным нормам как на основания для признания этих актов недействительными.

Между тем только в пункте 6 статьи 101 НК РФ имеется указание на то, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований настоящей статьи может являться основанием для отмены решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения вышестоящим налоговым органом или судом. В отношении других ненормативных актов таких последствий Кодексом не предусмотрено.

При рассмотрении споров суды столкнулись с вопросом о том, каковы основания для признания недействительными ненормативных актов налоговых органов и правовые последствия признания их таковыми.

Положения, закрепленные в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6 и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.96 № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», о том, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием, носят общий характер.

Анализ практики судов показывает, что по аналогии со статьей 101 НК РФ недействительными признаются различные ненормативные акты налоговых органов.

ПРИЗНАНИЕ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ
ТРЕБОВАНИЯ ОБ УПЛАТЕ НАЛОГА

По одному из дел (№ А53-5797/2001-С5-22-Ф08-4034/2001-1291А), признавая недействительным требование налогового органа, суд сослался на несоответствие статьям 69, 70 НК РФ порядка его оформления и предъявления истцу, что влечет невозможность внесудебной процедуры взыскания налога.

Позиция суда и вывод о правовых последствиях представляются спорными.

Задача требования — информировать налогоплательщика об имеющейся у него задолженности по налогам и сборам и предоставить ему время для ее погашения в добровольном порядке или для обжалования требования.

Процедура принудительного взыскания налога, сбора за счет денежных средств и иного имущества налогоплательщика начинается с вынесения решения о взыскании (пункт 3 статьи 46 НК РФ). В случае пропуска срока для вынесения решения налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога.

Таким образом, утрата права на взыскание налога в бесспорном порядке связана с пропуском срока для вынесения налоговым органом решения о взыскании.

Кодексом не предусмотрено, что нарушение формы требования и порядка его предъявления является основанием для признания его недействительным в судебном порядке. Признание требования недействительным без исследования его по существу предъявленных к уплате сумм может повлечь неправомерное освобождение истца от налоговых обязательств. Это нарушает положения пункта 3 статьи 44 Кодекса, установившего исчерпывающий перечень оснований для прекращения обязанности по уплате налога или сбора. Представляется, что условием для признания требования недействительным является необоснованное начисление налогов и пени. В этом случае налогоплательщик признается не имеющим налоговых обязанностей.

Вопрос о последствиях пропуска налоговым органом сроков направления требования об уплате налога остается спорным.

Статья 70 НК РФ устанавливает, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Требование, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

Нарушение названных сроков налоговым органом нельзя рассматривать как освобождение налогоплательщика от налоговых обязанностей. В то же время необходимо учесть следующее.

Решение о взыскании налога за счет денежных средств принимается не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, исполнению не подлежит, но не лишает налоговый орган права обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога в течение шести месяцев с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 НК РФ для бесспорного взыскания налогов (пункт 12 Постановления № 5). Срок обращения налогового органа в суд является пресекательным и не подлежит восстановлению.

Если допустить, что для налогового органа пропуск срока выставления требования не влечет негативных последствий, то теряют свое значение последующие процедурные сроки, установленные в интересах налогоплательщиков. Поэтому суду следует оценивать причину пропуска налоговым органом сроков направления требования, установленных статьей 70 Кодекса.

Из судебного решения участникам налоговых отношений должно быть ясно, какие последствия для них влечет признание требования недействительным. В практике встречаются случаи, когда на стадии совершения судебным приставом-исполнителем действий по взысканию налога за счет имущества организации-налогоплательщика арбитражным судом признавалось недействительным требование об уплате налога по формальным критериям, в связи с чем судебным приставом-исполнителем приостанавливались исполнительные действия, хотя факт наличия задолженности по налогам признавался налогоплательщиком и судом не был опровергнут. Получается, что в случае признания судом недействительным одного из ненормативных актов, составляющих последовательную систему процедуры принудительного исполнения налоговой обязанности, последующие акты, направленные на обоснованное взыскание налога, являются также недействительными.

По делу № А53-8730/2001-С5-44-Ф08-4482/2001-1428А налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью о взыскании недоимки по налогам. Своим решением суд отказал в иске налоговой инспекции. Заявленная ко взысканию сумма налогов и пени основывалась на требовании налогового органа от 16.05.2000 № 440. В названном требовании указан срок уплаты налогов и пени — до 10.06.2000. В упомянутый срок задолженность ответчиком не была погашена, в связи с чем налоговая инспекция обратилась в суд.

Принимая решение об отказе в иске, суд учел то обстоятельство, что решением арбитражного суда по другому делу (№ А53-5482/2001-С5-22) требование от 16.05.2000 № 440 признано недействительным. Кроме того, суд принял во внимание пропуск налоговой инспекцией установленного пунктом 3 статьи 48 Кодекса шестимесячного срока для обращения в суд с иском. Выводы суда основаны на постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.01 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», в пункте 12 которого указано следующее.

Согласно пункту 3 статьи 48 Кодекса исковое заявление о взыскании недоимки с физического лица может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В то же время пункт 3 статьи 46 НК РФ, предусматривающий право налогового органа, не реализовавшего полномочия на бесспорное взыскание недоимки с юридического лица, обратиться в суд с аналогичным иском в отношении указанного лица, не устанавливает срок, в течение которого такое обращение должно быть осуществлено.

В связи с этим, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 НК РФ), судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Кодекса в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц.

При этом срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 НК РФ для бесспорного взыскания соответствующих сумм.

Имея в виду, что данный срок является пресекательным, т. е. не подлежащим восстановлению, в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу.

Из содержания вышеприведенного пункта 12 Постановления № 5 следует, что речь идет о сроке обращения в суд налогового органа, не реализовавшего полномочия на бесспорное взыскание недоимки с юридического лица.

Между тем из материалов дела следовало, что налоговым органом реализованы полномочия на бесспорное взыскание недоимки с ответчика, о чем свидетельствовало постановление от 09.06.2000 № 20 о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика. Как пояснили представители налоговой инспекции, названное постановление направлено судебному приставу-исполнителю, которому надлежит совершить исполнительные действия. Однако судебным приставом-исполнителем приостановлено исполнение в связи с признанием арбитражным судом по делу № А53-5482/2001-С5-22 недействительным требования от 16.05.2000 № 440, послужившего основанием для вынесения постановления от 09.06.2000 № 20.

Изложенные обстоятельства свидетельствовали о том, что налоговым органом реализованы полномочия на бесспорное взыскание недоимки с юридического лица.

Кодекс в статье 45 устанавливает, что взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации не может быть произведено в бесспорном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом:

1) юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами;

2) юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика.

Поэтому в случае установления факта реализации налоговой инспекцией полномочий на бесспорное взыскание недоимки с ответчика суду следовало решить вопрос о прекращении производства по делу.

ПРИЗНАНИЕ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ РЕШЕНИЯ
О ВЗЫСКАНИИ НАЛОГА ЗА СЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА (СТАТЬЯ 46 КОДЕКСА)

Из статьи 46 Кодекса следует, что налоговым органом выносится решение о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика в виде отдельного документа. Такое решение принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В судебной практике возник вопрос о том, обязателен ли названный документ или достаточно направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.

По одному из мнений, выставления инкассового поручения без принятия специального решения о взыскании достаточно для вывода о законности процедуры взыскания налога за счет денежных средств. В этом случае инкассовое поручение рассматривается как решение налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств.

Другая правовая позиция состоит в том, что отсутствие решения как отдельного документа свидетельствует о незаконности данной стадии принудительного взыскания, что влечет незаконность последующих стадий рассматриваемой процедуры.

Думается, что при рассмотрении судебных споров следует исходить из конкретной ситуации и принимать во внимание причины отсутствия решения о взыскании, вопросы соблюдения прав налогоплательщика в такой ситуации.

По одному из дел (№ А53-11161/2001-С5-5-Ф08-4610/2001-1467А) суд признал недействительным решение о взыскании налога за счет иного имущества, сославшись на незаконность предыдущей стадии взыскания налога за счет денежных средств. В качестве основания удовлетворения иска налогоплательщика названо отсутствие решения о взыскании налога за счет денежных средств. Между тем инкассовые поручения выставлялись налоговой инспекцией с 1998 года. Предприятие имело большую задолженность перед бюджетом, поэтому после выставления требования, учитывая отсутствие средств на счетах, налоговым органом принято решение о взыскании налога за счет иного имущества.

Взыскание налога за счет иного имущества является стадией принудительного взыскания, следующей за взысканием налога за счет денежных средств. Права налогоплательщика нарушаются, если при наличии денежных средств на его счетах взыскание производится за счет имущества. Поэтому отсутствие отдельного решения о взыскании налога за счет денежных средств само по себе не является безусловным основанием для признания недействительным ненормативного акта налогового органа.

ПРИЗНАНИЕ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ РЕШЕНИЯ
О ВЗЫСКАНИИ НАЛОГА ЗА СЧЕТ ИНОГО ИМУЩЕСТВА
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА (СТАТЬЯ 47 КОДЕКСА)

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента (пункт 7 статьи 46 НК РФ).

Налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации, налогового агента-организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Кодекса.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных статьей 47 НК РФ.

Взыскание налога за счет иного имущества возможно только при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика.Какими доказательствами должны подтверждаться вышеназванные обстоятельства?

Имеется подход, при котором в качестве доказательств принятия мер по взысканию имущества за счет денежных средств рассматриваются данные о наличии у организации-налогоплательщика картотеки, справки банка об отсутствии средств на счетах, подтверждение самим налогоплательщиком факта отсутствия средств на счетах.

Другая точка зрения состоит в том, что для подтверждения обоснованности перехода ко взысканию налога за счет иного имущества налоговый орган должен представить инкассовые поручения (распоряжения) с отметкой банка, свидетельствующей о полном или частичном их неисполнении в связи с отсутствием на счетах истца денежных средств.

Указание в Кодексе на обязательность направления налоговым органом в банк инкассового поручения на взыскание налога позволяет признать обоснованной необходимость представления в суд налоговым органом копий инкассовых поручений с соответствующими отметками банка в качестве доказательств соблюдения условий обращения взыскания на иное имущество налогоплательщика.

Имеется судебная практика, когда основанием для признания недействительным решения о взыскании налога за счет иного имущества явилось то, что сумма налога в решении о взыскании была указана больше, чем в требовании налогового органа об уплате налога, что является нарушением пункта 1 статьи 47 НК РФ, предусматривающего право налогового органа обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации, налогового агента-организации в пределах сумм, указанных в требовании (дело № А20-2393/2001-Ф08-4509/2001-1434А).

По одному из дел (№ А53-П080/2001-С5-27-Ф08-4589/2001-1460А) причиной признания недействительным постановления о взыскании налога за счет иного имущества послужило то, что на момент его принятия налоговая инспекция не отозвала из банка инкассовые поручения на взыскание налога. Суд указал, что принятие ответчиком спорного ненормативного акта при наличии неисполненных и неотозванных инкассовых поручений является двойной принудительной мерой по изъятию имущества у налогоплательщика. Вывод суда не является бесспорным. Статья 46 Кодекса не содержит положения о том, что для принятия решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика необходимо отозвать из банка инкассовые поручения.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ О ВЗЫСКАНИИ НАЛОГА, СБОРА
ЗА СЧЕТ ИНОГО ИМУЩЕСТВА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА
(СТАТЬЯ 47 КОДЕКСА)

Спорным оказался вопрос о подведомственности арбитражному суду постановления о взыскании налога, сбора за счет иного имущества налогоплательщика. По некоторым делам производство прекращалось ввиду неподведомственности исков о признании недействительными вышеназванных постановлений арбитражному суду со ссылкой на статью 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ (дело № А53-5797/2001-С5-22-Ф08-4034/2001-1291А).

Однако в итоге практика пришла к выводу, что постановление о взыскании выносится налоговым органом, затрагивает права организации-налогоплательщика, а поэтому является ненормативным актом и в силу статьи 22 АПК РФ и статей 137 и 138 НК РФ подведомственно арбитражному суду.

Такое подразделение нормативных актов законодательства осуществляется в зависимости от их назначения. В отличие от предыдущих классификаций нормативных актов (по их юридической силе и масштабу действия), имеющих универсальный характер, классификация по их назначению является специальной, отражающей по существу соотношение гражданского и коммерческого права.

Общие нормативные акты предназначены для всех субъектов частного права, в том числе и для предпринимателей, и закрепляют общие правила поведения без учета тех или иных особенностей предпринимательской деятельности. Специальные нормативные акты отражают особенности правового регулирования в сфере предпринимательства. Так, статус юридического лица определен в общих нормах ГК (п. 1 ст. 48), статус коммерческой организации — в специальных нормах ГК (ст. 50), а статус акционерного общества, кроме того (п. 1 ст. 96 ГК), в специальном нормативном акте — Законе РФ «Об акционерных обществах».

Практическое значение деления нормативных актов на общие и специальные, как отмечалось, заключается в том, что специальным актам в процессе правоприменения отдается предпочтение перед общими. Нормы общих актов применяются лишь тогда, когда отношение не урегулировано либо не в полной мере урегулировано в специальном нормативном акте.

Между общим и специальным законодательством имеется неразрывная связь. Специальное законодательство базируется на общем законодательстве и зависимо от него, поскольку использует конструкции и категории общих нормативных актов как данные. В этом смысле без общих нормативных актов невозможно существование и тем более применение специальных нормативных актов. Так, применяя нормы о сделках, участниками которых являются предприниматели (например, по поставке), необходимо учитывать общие правила о сделках, в том числе общие положения о купле-продаже, применяемые к отношениям по поставке.

Общее законодательство более стабильно, так как оно отражает систему объективного права непосредственно и содержит достаточно абстрактные (общие) нормы: о лицах, о сделках, о сроках и т. п. Специальное законодательство более подвижно, поскольку связано с объективной системой права опосредованно через общее законодательство. Оно содержит более конкретные нормы, отражающие экономическую политику данного периода развития общества. Это наглядно проявляется в том, что многие специальные законы за последние несколько лет претерпели изменения и действуют в настоящее время в новой редакции. Например, Закон РФ «О банках и банковской деятельности» действует в редакции от 3 февраля 1996 г.

Такая высокая динамичность коммерческого законодательства как раз и является объяснением того, что оно развивается главным образом за пределами ГК.. Так, правовой статус большинства коммерческих организаций определяется отдельными специальными законами. Отмечая изменчивость специального законодательства, следует подчеркнуть, что в то же время предпринимательство не терпит нестабильности, поэтому следует стремиться облечь правила о нем в максимально стабильные нормативно-правовые формы — законы.

Обшедозволительный режим правового регулирования проявляет себя в содержании как общих, так и специальных нормативных актов коммерческого законодательства, но в первом случае исключений из общего правила («можно все…») меньше, чем во втором, который может характеризоваться значительной дифференциацией правового регулирования. Может случиться так, что количество исключений (специальных правил) сведет на нет сам общедозволительный режим регулирования (общее правило), что нередко и происходит.

На наш взгляд, в настоящее время первостепенное значение имеет не столько дифференциация законодательства (хотя это и необходимое условие эффективности законодательства, учитывающего особенности правового регулирования), сколько его унификация. Новые законодательные акты в сфере предпринимательства носят общий характер, но это не столько недостаток, сколько их достоинство. Такова прогрессивная тенденция, свидетельствующая о том, что свобода субъектов предпринимательства имеет широкие рамки и в значительной мере устранено жесткое, всепроникающее «нормативное администрирование» — корень зла тоталитарных режимов.

Дифференциация законодательства, принятие специальных нормативных актов, безусловно, необходимая черта современного законодательства, но их чрезмерность практически всегда свидетельствует о значительном усилении регулирующей (детально регламентирующей) роли государства, о его вмешательстве в ту или иную сферу частной жизни общества, о сужении инициативы и самостоятельности субъектов частного права. Достаточно сравнить, например, правовой режим имущества предприятий по прежнему законодательству и по действующему. В первом случае — это детальная дифференциация фондов и их правового режима, отсутствие свободы владения, пользования и распоряжения имуществом, во втором — это широкие возможности самой коммерческой организации по формированию фондов и определению направлений их использования.

Унификация законодательства ведет к укрупнению и упрощению нормативного материала и тем самым — к установлению более общих и стабильных требований, предъявляемых к участникам частной жизни. В этой связи уже в настоящее время становится актуальной проблема унификации коммерческого законодательства и, в частности большинства его институтов: законодательства о приватизации, налогового, инвестиционного, внешнеэкономического и ряда других, которые представляют собой необозримое количество специальных указов, постановлений, инструкций, писем, телеграмм и т. п. и создают благоприятные условия для злоупотреблений.

Что такое нормативный акт

Это документ юридической направленности, принимается властными органами, компетентными в вопросах, которые он призван разрешить, для каждого его вида характерен свой специальный порядок создания. Акты фиксируются на бумаге в форме документов, установленных образцов с характерными реквизитами.

Нормативный акт, как нормообразующий документ, называют источником права, по сути это «хранилище» правовых норм. Следует определить, что норма права − прописанное и документально зафиксированное правило, обязательное для выполнения и соблюдения каждым членом гражданского общества.

Это «кирпичик» в стене любой правовой системы. Гарантом их соблюдения выступает государство. Если они нарушаются, наступает гражданская или даже уголовная ответственность, также закрепленная специальными нормами.

У нормативных актов есть ряд характерных черт, по которым их можно отличить от любого другого документа. Перечислим:

  1. Издаются управомоченными государственными органами, органами местной власти, должностными лицами.
  2. Создаются и выпускаются в специальном порядке, который различается на разных уровнях принятия документов, зависит от того каким именно полномочным органом они разработаны. Можно выделить основные этапы общие для всех, до момента официальной публикации он проходит несколько стадий: подготовка проекта, принятие, подписание, государственная регистрация.
  3. Прописанные в них нормы, ориентированы исключительно на каждого, действуют постоянно, их применяют неоднократно, пока акты не отменят либо не внесут в них изменения, в силу которых нормы станут неработающими.

Нормативный правовой акт − законодательная формулировка. Такое же понятие используется во многих источниках юридической литературы. Юристы зачастую употребляют более сокращенный вариант «нормативно-правовой». Существует еще один термин − «правовой акт». В чем смысл такого многообразия, и есть ли разница между ними?

«Нормативный» и «правовой» − не одно и то же

«Нормативный акт», как понятие, несколько у́же определения «правового». К последним относят все документы юридического характера, будь то принимаемые государственными и муниципальными органами, или служебная документация юридических лиц: договоры, регламенты, распоряжения, решения и протоколы.

Теоретики права разделяют правовые акты на группы:

  1. Нормативные правовые.
  2. Не имеющие нормативного характера, то есть не заключающие в себе норм. К ненормативным относят, прежде всего, индивидуальные или, по-другому, акты применения права.

Обе группы имеют юридический характер, но в то же время между ними есть различия, заключающиеся в следующем:

  1. В первой группе наличествуют правила поведения (нормы права), во второй нет, но она несет индивидуальные указания и предписания.
  2. Нормативно-правовые применяются множество раз, индивидуальные − однократно, их действие прекращается после завершения отношений, выполнения предписанных действий.
  3. Первые обращены к неопределенному кругу физических и юридических лиц, в результате чего охватывают практически все общественные отношения, вторые издаются для каждого конкретного случая или лица индивидуально (отсюда и другое название «индивидуальный акт»), заканчивают действовать после наступления ожидаемых событий.
  4. И, наверное, главное отличие: ненормативные акты издаются в целях применения и соблюдения нормативно-правовых.

К индивидуальным можно отнести: приговор или решение суда, гражданско-правовой договор, приказ о приеме на работу или увольнении, решение собрания собственников многоквартирного дома. Все они основываются на нормах права и изданы для их выполнения.

Виды актов

Наряду с нормативно-правовыми и ненормативными следует выделить еще один вид правовых актов − разъяснительные и толкующие нормы. Они направлены на то, чтобы объяснить смысл принятого документа, содержащихся в нем норм, и определяют действие правил установленных ранее.

Нормативные правовые акты являются определяющими в общественной жизни и правоотношениях, поэтому остановимся на них подробнее.

В системе законотворчества существует их разделение на такие виды, как:

  1. Законы.
  2. Подзаконные акты.

Оно основывается на их юридической силе, которая напрямую зависит от положения и компетенции издателя в общей иерархии госорганов.

Например, наименьшей силой обладают документы, принятые на нижней ступени власти (муниципалитетом). Наибольшая − у федеральных конституционных законов.

Платформой для отдельного взятого подзаконного акта служит конкретный закон, уровень которого выше, а сила, соответственно, больше. Приведем пример: президентские указы, правительственные постановления, министерские приказы. Нужно помнить, такие документы будут относиться к подзаконным, только если в них есть те самые «кирпичики» о которых говорилось выше.

Различают еще общие и специальные акты. Под действие общих подпадают всех лица, а специальных − на одну или несколько категорий.

Закон и акт: соотношение терминов

Термины «закон» и «акт» соотносятся между собой довольно просто. Юристы придерживаются мнения, что закон и есть акт. Точнее сказать, это нормативный акт, наделенный высшей юридической силой, для принятия которого установлен специальный порядок.

В повседневной жизни, да и в юридической библиографии, чаще всего термин «закон» используется по отношению к любому документу, заключающему в себе нормы, предписания, указания. Иногда этим термином подменяют понятие «законодательства» в целом. В принципе, здесь не должно возникать недопонимания, поскольку обычно из контекста следует, что имеется в виду вся нормативно-правовая база.

Систематизация и уровни

Совокупность нормативных актов представляет собой довольно сложную, многоступенчато соподчиненную систему. Ее классификация, основываясь на различных характеристиках, полностью охватывает и структурирует законодательство.

Систематизация происходит по следующим критериям:

  1. По субъектам правотворчества. К субъектам относят граждан (народное голосование − один из способов, которым принимают законы), органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и власть на местах.
  2. По времени: временные и продолженного действия.
  3. По юридической силе, об этом уже говорилось − это законы и подзаконные акты;

Именно по последнему критерию выделяют следующие уровни:

  1. Федеральный. Это высший уровень государственной власти. На данном уровне Государственная Дума трудится над федеральными конституционными, федеральными законами, разрабатывается нормативная документация Президента России и Правительства;
  2. Региональный. На этой ступени законотворческие деяния − прерогатива субъектов Федерации. Создаются уставы, законы представительных органов, губернаторские указы, указы президентов республик в составе Федерации, постановления исполнительных органов субъектов;
  3. Местный. Это уровень правотворчества муниципальных образований.

Рассмотреть подробнее стоит следующие разновидности:

  1. Федеральные законы регулируют все области общественно-экономических отношений, или как говорят юристы, все отрасли права. Их называют текущими или обычными. Прежде всего, к ним относятся кодексы: гражданский, земельный, налоговый, жилищный, уголовный и многие другие, которые представляют собой сложно структурированные документы, охватывающие все основополагающие отраслевые нормы.
  2. Муниципальные правовые акты − принимаемые городскими, сельскими или поселковыми образованиями местные документы. Их издают думы, администрации либо главы муниципалитетов и отличаются они тем, что их исполнение обязательно только для жителей этого округа и не выходит за местную территорию.
  3. Локальные нормативные акты, не включаются в группу нормативно-правовых, скорее их можно отнести к правовым актам в целом. Они разрабатываются юридическими лицами для формализации положений кодексов и законодательных новелл. Их подготавливают в виде регламентов, уставов, приказов и прочих внутренних документов, которыми работодатели и работники руководствуются в своей профессиональной деятельности.

Западная и восточная традиции законотворчества

История права различает два устоявшихся законотворческих подхода: западный и восточный. В чем же отличие?

В восточной и западной традиции по-разному определяется место и значимость правовых актов в жизни страны и общества. Общепризнанной определяющей силой и верховным законом на Западе является Конституция. Затем, по принципам соподчиненности и взаимной дополняемости, акты следуют по ступеням правовой системы ниже. Гражданско-правовое общество повседневно руководствуется законодательно закрепленной нормой.

Однако в странах восточного региона немаловажную ячейку в правовой системе занимают традиции и обычаи, которые зачастую имеют религиозную подоплеку. Моральные устои и образцы поведения, апробированные поколениями, могут подменять нормы.

Основные проблемы российской системы права

В процессе своего становления российская правовая система в большей степени подверглась влиянию западного права, чем восточного. Для России всегда была характерна низкая правовая грамотность граждан, их «отрешенность» от законодательства. Граждане вроде бы живут в рамках законодательства, но при случае становятся незащищенными, в силу незнания своих прав и обязанностей.

Конечно, о проблемах права нужно говорить в рамках отдельной статьи, поскольку в каждой отрасли есть свои недочеты.

Но, если рассматривать систему законодательства Российской Федерации в общем, можно выделить ряд проблем:

  1. Пробелы. Общество и государство всегда в процессе развития, порой случается так, что какие-то отношения и обязательства остаются, не урегулированы.
  2. Отсутствие единого толкования. Нормативные документы при отсутствии официальных разъяснений, допускают существование нескольких мнений по одному и тому же вопросу.
  3. Нет единых принципов, по которым нормативные акты должны вступать в силу, нет общих правил установления сроков публикации.

Законотворчество

Представляет собой созидательную деятельность по составлению и внедрению в жизнь нормативно-правовых актов.

В законодательном процессе есть четыре ступени (стадии), для каждой из которых характерен определенный набор действий и правил:

  1. Законодательная инициатива выносит на рассмотрение законопроекты либо поправки к ним, предложения о необходимости поправок существующих положений.
  2. Законопроекты рассматриваются комитетами палат Федерального собрания РФ, такое рассмотрение называется предварительным.
  3. Непосредственное обсуждение в Государственной думе. Обычно проходит три чтения.
  4. Заключительная стадия законотворчества: принятие или отклонение законопроекта.

Юридическая техника как часть правовой системы

Юридическая техника представляет собой инструментарий законодательного процесса. Это определенный набор правил, средств, методов, с помощью которых происходит выражение смысла, заложенного в нормативную документацию. Юридические документы отличаются наличием специальной терминологии, особенным лингвистическим и синтаксическим построением предложений, но в то же время должны «говорить» доступным для людей языком.

Техника призвана упорядочить и структурировать тексты, чтобы вся законодательная база существовала в едином стиле. В настоящее время она стала самостоятельной отраслью, изучение которой проходит наряду с другими и позволяет овладеть практическими навыками для грамотного оформления юридической документации.

Как действуют законы

Ценность и значимость закона выявляются только в процессе его работы. Мало выпустить, нужно еще определить его сферу действия.

Во-первых, они не всегда обязательны для исполнения. Моментом, с которого соблюдать закон становится необходимо, а за неисполнение наступает ответственность, считается время его вступления в силу. Его обязательность длится до отмены или прекращения действия.

Во-вторых, отдельные законы, относящиеся к подвиду специальных нормативных актов, работают для некоторых категорий лиц, например, медицинских работников, военнослужащих, многодетных семей. По принципу территориальности они распространяются на резидентов страны или временно пребывающих иностранных граждан, которые находятся здесь во время их действия.

Работа по подготовке правовых актов − значимая и обоснованная деятельность государства, а сами они, в любом своем варианте, необходимый регулятор общественных, политических, экономических и межличностных отношений.