Нормирование оплаты труда

Методы нормирования труда на предприятиях и в учреждениях — законодательство, задачи и организация

Чтобы с минимальными затратами, но при максимальной отдаче использовать умственный потенциал, физические возможности, опыт и навыки сотрудников создана целая система. Нормирование труда – это процесс, с помощью которого организация определяет план физических или умственных затрат работника на производстве, чтобы установить уравновешенные соотношения между усилиями сотрудника и их оплатой.

Что такое нормирование труда

Одной из важнейших частей менеджмента социально-трудовых отношений является нормирование труда. Под этим понятием скрывается процесс, в ходе которого анализируются физические или умственные затраты, необходимые для выполнения определенной единицы работы бригадами или отдельными специалистами, осуществляется контроль над издержками. Анализ позволяет установить соотношения между мерами работы и затратами на нее. Нормы охватывают основное и вспомогательное производство.

Цели и задачи нормирования

Нормирование имеет несколько функций, выполняет не одну задачу. Функционал процесса включает следующие пункты:

  • планирование производства;
  • организацию рабочего процесса;
  • распределение обязанностей;
  • оценку деятельности отдельных работников для поощрения.

Нормирование призвано решать несколько задач. Основная – обеспечение постановки научно обоснованной меры трудозатрат на все виды работ для каждого сотрудника, занятого на производстве или управления им. Кроме того, процесс формирования нормативного баланса решает еще ряд задач:

  • выявление, а также использование резервов повышения производительности;
  • снижение себестоимости готовой продукции;
  • улучшение использования производственных мощностей;
  • оценку возможностей насыщения рынка сбыта конкурентами.

Виды норм труда

Опираясь на централизованно разработанные нормативы, предприятие или компания самостоятельно формулирует свои нормы труда – объем трудового задания (например, количество деталей), которое работник (бригада) должен выполнить за определенное время. Они призваны отражать различные стороны трудовой деятельности. В настоящее время основными видами по функциональному значению являются нормы:

  • времени;
  • выработки;
  • обслуживания;
  • численности;
  • управляемости;
  • нормированные задания.

Норма времени

Рабочее время, которое установлено для сотрудника (бригады) с учетом квалификации и условий для выполнения определенной единицы работы, называется нормой времени. Нормирование рабочего времени измеряется в человекочасах, расчет нормы времени на выполнение работы проводится по формуле: Нвр=Тпз +Топ+Торм+Тотл+Тпт, в которой Нвр – норма, а остальные элементы – время:

  • Тпз – на подготовку и завершение работы;
  • Топ – оперативное;
  • Торм – затрачиваемое на обслуживание рабочего места;
  • Тотл – затрачиваемое на отдых, личные потребности;
  • Тпт – необходимое для технологических перерывов.

Норма выработки

Для решения задач производства важно понимать, что такое норма выработки. Это показатель, задающий количество продукции, которую должен сделать сотрудник за смену или час. При расчете учитывается квалификация специалиста, организационно-технические условия. Этот коэффициент может быть высчитан по разным формулам, часто применяется Нвыр= Тсм/Нвр, в которой:

  • Нвыр – норма выработки;
  • Тсм — фонд времени;
  • Нвр – норма времени.

Норма обслуживания

Еще одним важным показателем является норма обслуживания, которая определяет количество объектов, требующих обслуживания за установленное время. Примером может послужить количество станков, которые должен настроить наладчик за рабочую смену. Подвидом такой нормы является норма управляемости, которая применяется для руководящих должностей. Расчет нормы обслуживания проводится по формуле Ноб=Тд/1об, где:

  • Ноб – норма обслуживания;
  • Тд – действительный фонд рабочего времени;
  • 1об – установленное время на обслуживание 1 единицы оборудования.

Нормирование труда в законодательстве

Трудовой кодекс устанавливает базовые требования к нормированию трудовой деятельности. В документе содержится раздел «Оплата и нормирование труда», в котором существует раздел «Нормирование труда». Постановление правительства РФ «О правилах разработки и утверждения типовых норм труда» от 11.11.2002 года раскрывает суть статьи. Дополнительно используется еще ряд документов, регламентирующих этот вопрос, к ним относятся следующие:

  • рекомендации Госстроя РФ о нормировании труда;
  • приказ Минстроя РФ для работников банно-прачечных хозяйств, ритуального обслуживания, работников гостиничной сферы;
  • приказ Минкультуры для сотрудников библиотеки;
  • рекомендации Минсельхоза для ветеринарных специалистов.

Методы нормирования труда

В решающей степени точность установленной величины затрат рабочего времени зависит от выбранного метода определения нормы. Под этим понятием скрывается совокупность приемов по изучению, анализу процессов трудовой деятельности, измерению трудовых, временных затрат, выявлению нормообразующих факторов и прочего. Точное исследование даст показатель нормы затрат труда, который является необходимым и достаточным. Все методы делят на 2 группы: аналитические и суммарные. В Германии были разработаны 7 методов:

  • хронометраж;
  • расчет процессного времени;
  • метод мультимоментных наблюдений;
  • метод сравнения и оценки;
  • опрос;
  • системы заданных значений времени;
  • метод планового времени.

Суммарный

Когда определение необходимого времени проводится в целом, без анализа трудового процесса, нормообразующих факторов, моделирования эффективного устройства процесса труда, речь идет о суммарной методике. Нормирование работ суммарным методом имеет три разновидности:

  • опытное – используется личный опыт специалистов, занятых в сфере нормирования;
  • статическое – данные получены из статистических данных;
  • сравнительное (по аналогии) – сведения, полученные из сходной сферы с установленными нормативами, сравниваются с рассматриваемой работой.

Аналитический

При необходимости повысить производительность, эффективность труда используют аналитический метод. Его суть заключается в том, что установка нормы осуществляется на основании всестороннего анализа фактически существующего процесса. В результате выбираются оптимальные методы выполнения каждой части трудовой деятельности. Принято различать подразделение такой методики на несколько разновидностей:

  • экспериментально-аналитический – изучение трудового процесса в естественных условиях производства;
  • расчетно-аналитический – установление показателей по нормативам режима работы машин, нормативов времени на определенные операции;
  • использование типовых нормативов.

Нормирование и оплата труда

Исследования показывают, что в пределах одной отрасли продуктивность работы может отличаться в 2-3 раза. Ключевым фактором, влияющим на достигнутые результаты, является заработная плата как главный элемент стимуляции работников. Организация оплаты труда на любом предприятии предполагает разработку:

  • формы, системы оплаты трудовой деятельности;
  • систем должностных окладов;
  • параметров начисления премиальных выплат.

Со стороны государственного аппарата действует влияние на нормирование оплаты труда. Главный фактор – установление минимальной зарплаты. Еще регламентируются требования к оплате в тех случаях, когда нормы не были выполнены. Если невыполнение – вина работодателя, то сотрудник должен получить сумму, равнозначную средней заработной плате или больше. При вине работника зарплата рассчитывается, исходя из реального объема выполненной работы. Если причины не зависят от работника или работодателя, то сотруднику гарантируется выплата не менее 2/3 оклада.

Формы и системы оплаты труда на предприятии

Для каждого предприятия выбор формы и оплаты труда работников имеет большое значение. В зависимости от качества, количества и результатов труда при взаимодействии с нормированием и тарифными системами определяется порядок начисления заработков. Вознаграждение является важнейшим элементов в мотивировании, привлечении и сохранении сотрудников на предприятии. На практике используются две системы учета затрат: тарифная и организационно-техническая, в каждой из которых используются измерители: рабочее время и количество изготовленной продукции.

Определение должностных окладов

Для руководителей, специалистов и служащих используется окладная система оплаты труда. В соответствии с занимаемой должностью устанавливается должностной оклад за месяц. На каждом предприятии есть список должностей и окладов, соответствующих им. Дифференциация зарплат может зависеть от квалификации, степени, звания и других особенностей. Оплата руководителей оговаривается в трудовом договоре и называется контрактной.

Такая система оплаты может предусматривать премиальные выплаты за превышение количественных или качественных показателей. Законодательством предусмотрен ряд обязательных компенсационных надбавок и доплат:

  • за работу вечером и ночью;
  • за трудовую деятельность в праздники и выходные;
  • несовершеннолетним работникам;
  • за разъездной характер работы.

Разработка порядка начисления стимулирующих выплат и премий

Для поощрения сотрудников многие предприятия используют применение стимулирующих выплат. Премия – это выплата, которую выдают сотруднику за достижение определенного результата, за выполнение обязанностей сверх основной зарплаты. Разрабатывается система премирования представителями отдела труда и зарплаты, службой развития сотрудников, а после она утверждается руководством. Фиксируется положение о премировании как самостоятельный акт или приложении к коллективным договорам.

Работодатель вправе самостоятельно разрабатывать порядок начисления стимулирующих премий. Хотя система может быть индивидуальной для каждого случая, в нее должны включаться следующие пункты:

  • виды и периодичность премий, выплат для персонала;
  • итоги работы, которые дают право на премию;
  • круг лиц, которые претендуют на премирование;
  • показатели, от которых зависит наличие и размер премии;
  • правила расчета выплат;
  • условия депремирования.

Кто занимается нормированием труда на предприятии

Для крупных предприятий расчетом нормирования занимается целый штат сотрудников, а для небольшой организации может быть задействован труд только одного человека (кадровика), иногда требуется внедрение внештатного специалиста. Инженеры по нормированию или организации процесса (нормировщики) владеют знаниями об отраслевых и межотраслевых нормативах, знают материалы, по которым осуществляется организация нормирования труда в определенной последовательности и другие тонкости, необходимые для решения поставленных задач.

Изучение и анализ затрат рабочего времени

Специалисты-нормировщики изучают рабочие места с целью определить возможность повышения эффективности труда за счет улучшения качества или количества. Используя методики нормирования, они формируют нормы труда для конкретных должностей или рабочих категорий. В результате деятельности профессионала удается устранить потери времени, определить оптимальные приемы труда, построить структуру операций и последовательность действий, выявить причины невыполнения или значительного перевыполнения норм для оптимизации производства.

Разработка, замена и пересмотр норм труда

При внедрении новой или совершенствовании старой техники, технологий, снижающих трудоемкость и нагрузки работы, возникает необходимость пересмотра принятых правил. Причиной для перерасчетов нормативов не могут стать достижения высокого уровня выработки продукции отдельными исполнителями, использующих новые приемы, технологии или совершенствование рабочих мест по личной инициативе. Процесс оформления изменений соответствует процедуре введения норм в организации впервые.

Видео

Нормирование и интенсификация труда как способы оптимизации штата компании Смотреть видео

Какие существуют формы и системы оплаты труда персонала Смотреть видео

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим! Понравилась статья? Реклама на сайте

Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя

Общие вопросы по нормированию труда в бюджетной сфере

В соответствии с «Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р., и реализацией плана мероприятий («дорожной карты») повышения эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 — 2018 гг.), руководителями учреждений с 2014 года внедряются системы нормирования труда.

Приказом Минтруда России от 30.09.2013 № 504 утверждены Методические рекомендации по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях (далее — Рекомендации). Государственные и муниципальные учреждения используют Рекомендации как методическое пособие при разработке (определении) систем нормирования труда с учетом организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов: используемого оборудования и материалов, технологий и методик выполнения работ, других организационно-технических факторов, которые могут повлиять на величину нормы труда.

Зачем нужны системы нормирования труда

В рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее — Указ № 597) повышение зарплаты в бюджетной сфере напрямую связано с повышением качества оказания государственных (муниципальных) услуг. Поэтому в трудовом договоре каждого работника должны быть прописаны показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых услуг. Для этого работодатель должен внедрить систему нормирования труда, главным компонентом которой являются установленные им нормы труда.

Увеличение зарплат сотрудников учреждений обусловлено достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг. Эта цель поставлена в пп. «е» п. 1 Указа N 597 и «Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы». Для ее достижения необходимы улучшение организации труда работников учреждений, более тесная увязка потраченного рабочего времени с результатами труда.

Нормирование труда является функцией управления и включает в себя определение необходимых затрат труда (времени) на выполнение работ (изготовление единицы продукции, оказание услуги) отдельными работниками (группами работников) и установление на этой основе норм труда. Комплекс положений по нормированию труда, разработанный в учреждении, закрепленный в соответствующем локальном нормативном акте и выполняемый всеми сотрудниками, составляет систему нормирования труда.

Отсутствие систем нормирования труда в учреждении рассматривается как нарушение трудового права, поскольку ст. 159 ТК РФ гарантирует работникам ее применение.

Понятие нормирование труда

На нормативном уровне понятие нормирования труда закреплено в Постановлении Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 19.06.1986 № 226/П-6 «Об утверждении Положения об организации нормирования труда в народном хозяйстве» (далее — Положение), действующем в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации (далее — ТК РФ).

Согласно п. 1.1. данного Положения «нормирование труда представляет собой составную часть (функцию) управления производством и включает в себя определение необходимых затрат труда (времени) на выполнение работ (изготовление единицы продукции) отдельными работниками (бригадами) и установление на этой основе норм труда.

Необходимыми признаются затраты, соответствующие эффективному для конкретный условий производства использованию трудовых и материальных ресурсов при условии соблюдения научно обоснованных режимов труда и отдыха».

По сути, нормирование труда представляет собой деятельность по оптимизации организации производственного процесса путем рационального распределения необходимого для получения конечного продукта общего объема труда между отдельными работниками.

Что такое нормы труда

Согласно ст. 160 Трудового кодекса Российской Федерации нормы труда — нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы, устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.

В научной литературе под нормой труда, также понимается мера затрат труда при выполнении единицы работы, операции, функции одним или группой работников требуемой квалификации в нормальных организационно — технических, санитарно — гигиенических и иных условиях. Следовательно, норма труда представляет собой объем трудового задания, который должен выполнить работник в течение установленной продолжительности рабочего времени.

Нормы труда могут определяться на отдельный вид работ, взаимосвязанную группу работ (укрупненная норма труда) и законченный комплекс работ (комплексная норма труда). Степень укрупнения норм труда определяется конкретными условиями организации производства и труда (п. 10. Методических рекомендации по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях).

Кто разрабатывает и утверждает типовые нормы труда

Типовые нормы для однородных работ, выполняемых в аналогичных организационно-производственных условиях, разрабатываются в качестве рекомендаций для организаций, применяющих соответствующие виды труда.

В соответствии со ст. 161 Трудового кодекса Российской Федерации типовые нормы труда разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Правила разработки и утверждения типовых норм труда утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 804. Они предусматривают, что типовые профессиональные, отраслевые и иные нормы труда разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, на который возложены управление, регулирование и координация деятельности в отрасли (подотрасли) экономики, в соответствии с правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Министерством труда и социальной защиты РФ; типовые межотраслевые нормы труда утверждаются Министерством труда и социальной защиты РФ.

Методические рекомендации для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда утверждены Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 мая 2013 г. N 235.

Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 26 июля 2013 г. № ОГ-П12-5317 Минздравом России, Минкультуры России и Минобрнауки России разработаны планы по разработке (изменению) типовых отраслевых норм труда.

На официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (http://www.rosmintrud.ru/) в разделе «Нормативная и методическая база по нормированию труда в Российской Федерации» размещен перечень типовых отраслевых (межотраслевых) норм труда, утвержденных нормативными правовыми актами Российской Федерации и СССР.

Для чего предназначены типовые нормы труда

Типовые нормы труда могут быть межотраслевыми, отраслевыми, профессиональными и иными, они разрабатываются и устанавливаются для однородных работ согласно ст. 161 Трудового кодекса Российской Федерации.

Типовые нормы труда предназначены для:

— формирования обоснованных оптимальных показателей трудоемкости выполнения работ в государственных (муниципальных) учреждениях;

— планирования работ;

— выдачи нормированных заданий (зафиксированного объема работ, который работник или группа работников выполняет за рабочую смену или в иную единицу рабочего времени);

— установления соотношений между плановыми и договорными работами;

— определения необходимой минимальной штатной численности персонала, позволяющей выполнять усредненный набор услуг, закрепляемых за каждым типом учреждений при типовых организационно-технических условиях деятельности.

При разработке типовых норм труда используются:

— положения и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность федеральных органов исполнительной власти;

— результативные исследования (фотографии рабочего времени, хронометраж и т.д.);

— показатели деятельности по учреждениям;

— результаты интервьюирования руководителей, специалистов и работников государственных (муниципальных) учреждений и организаций соответствующей социальной сферы;

— статистические материалы.

Как установить систему нормирования труда

Для установления системы нормирования труда разрабатывается положение, включающее разделы:

1) применяемые в учреждении нормы труда.

В данном разделе приводятся:

— ссылки на используемые типовые нормы труда;

— примененные методики определения нормы численности и нормы обслуживания (если проводились расчеты);

— расчет коррекции типовых норм труда с учетом организационно-технических условий выполнения технологических процессов (если проводилась коррекция);

— методы и способы установления норм труда по отдельным должностям (профессиям), видам работ (функциям), по которым отсутствуют типовые нормы труда;

2) порядок внедрения норм труда;

3) порядок организации замены и пересмотра норм труда;

4) меры, направленные на соблюдение установленных норм труда.

Данное положение либо утверждается локальным нормативным актом учреждения с учетом мнения представительного органа работников, либо включается в качестве отдельного раздела в коллективный договор.

Какие преследуются цели при введении систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях

К целям нормирования труда в бюджетных учреждениях можно отнести:

— создание условий, необходимых для внедрения рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшения организации труда;

— обеспечение нормального уровня напряженности (интенсивности) труда при выполнении работ (оказании государственных (муниципальных) услуг);

— повышение эффективности обслуживания потребителей государственных (муниципальных) услуг (п. 3 Методических рекомендации по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях).

Внедрение системы нормирования труда

Работу, связанную с нормированием труда, включая проведение мероприятий, внедрение рациональных процессов, улучшение организации труда, может проводить как руководитель учреждения, так и один из его заместителей. Однако ответственность за состояние нормирования труда в учреждении несет работодатель.

В Методических рекомендациях по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях также указаны лица, которые могут осуществлять разработку системы нормирования труда: специалисты, обладающие необходимыми знаниями и умениями в сфере организации и нормирования труда. Если штат небольшой, то выполнение таких работ можно поручить сотруднику, в ведении которого находятся вопросы кадрового обеспечения деятельности учреждения.

Работодатель путем изучения действующих норм труда в их взаимосвязи с уровнем технического и технологического развития, организационной структуры и прочими факторами, влияющими на производительность труда, разрабатывает проект локального нормативного акта и обоснование к нему, раскрывающие суть и необходимость пересмотра, замены и введения новых норм труда.

Проект локального нормативного акта и обоснование к нему работодатель направляет в выборочный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Выборный орган первичной профсоюзной организации, в порядке, предусмотренном ст. 372 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме. Дальнейшее взаимодействие сторон регламентировано также ст. 372 ТК РФ.

Работодатель принимает локальный нормативный акт, утверждая его соответствующим приказом или распоряжением. Введение новых норм труда, предусмотренных локальным нормативным актом, возможно не ранее чем через два месяца.

Все работники, в отношении которых введены новые нормы труда, под роспись ознакамливаются работодателем с принятым локальным нормативным актом.

Следует отметить, что в случае включения норм труда непосредственно в трудовые договоры работников введение новых норм труда будет существенно осложнено для работодателя. В подобной ситуации изменение норм труда будет возможно либо по соглашению сторон трудового договора, либо в порядке, установленном ст. 74 ТК РФ.

Информирование работников о введении норм труда или их пересмотре

Из основных составляющих нормирования труда интересы работников в первую очередь затрагивает результат нормирования — введение норм труда. Поскольку ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации закрепляет обязанность работников выполнять установленные нормы труда, соответственно, необходимым является как учет их мнения на уровне представителей работников, так и заблаговременное извещение о введении новых норм.

При заключении трудового договора рекомендуется ознакомить работника с его нормами труда, а если установлены нормы времени на оказание услуг или нормы обслуживания, в трудовом договоре желательно указать, что их выполнение осуществляется в пределах установленной продолжительности рабочего времени.

При введении в действие новых норм труда или корректировке ошибочных работники должны быть извещены об этом не позднее чем за два месяца. Однако, по требованию представительного органа работников, извещение об ошибочных нормах труда может быть проведено в более короткий срок. Форму извещения определяет учреждение, при этом в извещении отражаются ранее действовавшие нормы труда, новые нормы, причины изменений.

Перед введением новых норм труда рекомендовано провести инструктаж и обучение персонала наиболее эффективным приемам и методам выполнения работ.

Может ли учреждение применять временные

и разовые нормы труда

Да, может, причем наряду с нормами труда, установленными на неопределенный срок. Временные и разовые нормативы могут быть установлены для технологических процессов, стабильных по организационно-техническим условиям выполнения.

На период освоения тех или иных работ на срок не более 3 месяцев могут быть установлены временные нормы труда (если утвержденные нормативные материалы для нормирования труда отсутствуют).

Если работы носят единичный характер (внеплановые, аварийные), работодатель может определить разовые нормы труда.

На основании чего могут быть пересмотрены нормы труда

После того как меры по изменению организационно-технических условий выполнения технологических процессов будут приняты, допускается пересмотр норм труда в учреждении. Не реже чем раз в 5 лет рекомендовано проводить анализ норм труда, по итогам которого может быть принято решение о сохранении установленных норм труда или о разработке новых. Рекомендуется внедрять новые нормы труда одновременно с новыми стандартами и видами услуг, новой техникой, технологией.

Существуют следующие причины пересмотра норм труда:

— совершенствование или внедрение новой техники, технологии;

— проведение мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда;

— использование физически и морально устаревшего оборудования;

— выявление ошибочных норм труда.

Трудовым законодательством не установлены иные основания для пересмотра норм труда, в том числе перевыполнение норм отдельными работниками за счет профессиональных качеств или новаторских идей.

В соответствии со ст. 162 Трудового кодекса Российской Федерации о введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца.

Какой должен быть итог разработки систем нормирования труда в бюджетном учреждении

Итогом разработки систем нормирования труда в бюджетном учреждении должен стать комплекс решений, определяющий:

— применяющиеся в учреждении нормы труда по видам работ и рабочим местам при выполнении тех или иных видов работ (функций), а также методы и способы их установления;

— порядок и условия введения норм труда применительно к конкретным производственным условиям, рабочему месту;

— порядок и условия замены и пересмотра норм труда по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования;

— меры, направленные на соблюдение установленных норм труда.

Решения фиксируются в локальных нормативных актах учреждения или коллективном договоре.

Система нормирования труда в бюджетной организации

Переход к полномасштабному применению в государственных (муниципальных) учреждениях принципов «эффективного контракта» планируется завершить к 2017 году в рамках реализации Указа № 597. Заработная плата будет напрямую связана с качеством и количеством выполняемой работы. Поэтому в эффективном контракте каждого работника, то есть в его трудовом договоре, будут прописаны не только должностные обязанности, но и условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых услуг. Для этого работодатель должен внедрить систему нормирования труда (СНТ), главным компонентом которой являются установленные им нормы труда.

Увеличение зарплат сотрудников учреждений будет обусловлено достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг. Эта цель поставлена в пп. «е» п. 1 Указа № 597 и Программе совершенствования оплаты труда. Для ее достижения необходимы улучшение организации труда работников учреждений, более тесная увязка потраченного рабочего времени с результатами труда. Установление окладов должно совершенствоваться исходя из более полного учета при оплате труда сложности труда работников – об этом говорится в гл. IV Программы совершенствования оплаты труда. Таким образом, нормирование напрямую связано с формированием окладов и тарифных ставок, являющихся основной частью заработка.

Именно поэтому работодатель должен будет конкретизировать и уточнить трудовые функции, показатели и критерии оценки эффективности деятельности в отношении каждого работника – провести мероприятия по нормированию труда.

Нормирование труда является функцией управления и включает в себя определение необходимых затрат труда (времени) на выполнение работ (изготовление единицы продукции, оказание услуги) отдельными работниками (группами работников) и установление на этой основе норм труда. Комплекс положений по нормированию труда, разработанный в учреждении, закрепленный в соответствующем локальном нормативном акте и выполняемый всеми сотрудниками, составляет систему нормирования труда.

Отсутствие СНТ в учреждении рассматривается как нарушение трудового права, поскольку ст. 159 ТК РФ гарантирует работникам ее применение.

База для введения системы нормирования труда

Методологическая и законодательная база для введения СНТ в бюджетных учреждениях формируется уже давно.

В соответствии с Программой совершенствования оплаты труда федеральные органы власти в своих сферах регулирования, во-первых, должны актуализировать существующие типовые нормы труда и разработать новые, во-вторых, оказать методическую помощь в их применении (то есть выпустить методические рекомендации для подведомственных учреждений).

Нормативы и рекомендации помогут учреждениям установить локальными нормативными актами собственные нормы труда, а также систему нормирования труда.

В 2013 году Минтруд подготовил Общие рекомендации по нормированию, разъясняющие, как именно разрабатывать СНТ в учреждениях. Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают соответствующие типовые нормы труда – для них Минтруд утвердил Методические рекомендации по разработке типовых отраслевых норм труда, утв. Приказом Минтруда РФ от 31.05.2013 № 235 (кстати, согласно п. 17Общих рекомендаций по нормированию учреждение, проводящее работы по определению норм труда, может использовать данный документ в качестве методички).

Приказом Минтруда РФ от 30.09.2013 № 509 был утвержден план по разработке в 2014 году типовых отраслевых (межотраслевых) норм труда. Кроме того, во исполнение Поручения Правительства РФ от 26.07.2013 № ОГ-П12-5317 Минздрав, Минкультуры и Минобрнауки также подготовили планы по разработке (изменению) типовых отраслевых норм труда – об этом сообщается в Информации Минтруда РФ от 28.11.2013.

Например, Минкультуры уже выпустило приказы № 2477, № 2478, которые утверждают типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в библиотеках, в зоопарках, фильмофондах, музеях и других организациях музейного типа (см. приказы Минкультуры РФ от 30.12.2014 № 2477 «Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в библиотеках», от 30.12.2014 № 2478 «Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в зоопарках, фильмофондах, музеях и других организациях музейного типа»).

Использование типовых норм труда

Типовые нормы труда могут быть межотраслевыми, отраслевыми, профессиональными и иными – они разрабатываются и устанавливаются для однородных работ согласно ст. 161 ТК РФ.

Типовые нормы труда предназначены для:

– формирования обоснованных оптимальных показателей трудоемкости выполнения работ в государственных (муниципальных) учреждениях;
– планирования работ;
– выдачи нормированных заданий (зафиксированного объема работ, который работник или группа работников выполняет за рабочую смену или в иную единицу рабочего времени);
– установления соотношений между плановыми и договорными работами;
– определения необходимой минимальной штатной численности персонала, позволяющей выполнять усредненный набор услуг, закрепляемых за каждым типом учреждений при типовых организационно-технических условиях деятельности.

При разработке типовых норм труда используются:

– положения и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность федеральных органов исполнительной власти;
– результативные исследования (фотографии рабочего времени, хронометраж и т. д.);
– показатели деятельности по учреждениям;
– результаты интервьюирования руководителей, специалистов и работников государственных (муниципальных) учреждений и организаций соответствующей социальной сферы;
– статистические материалы.

Что такое норматив труда?

На примере Приказа № 2477, нормирующего библиотечную работу, рассмотрим подробнее содержание типовой нормы труда. Работы, выполняемые в библиотеках, могут считаться однородными. Поэтому на них установлены типовые отраслевые нормы.

Типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в библиотеках, рекомендуется применять в соответствующих государственных (муниципальных) учреждениях, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм. Они предназначены для введения в государственных (муниципальных) библиотеках без использования автоматизированных систем управления процессами (АСУП) и на основе АСУП, специализированных библиотеках для инвалидов по зрению, детских, юношеских библиотеках, библиотеках научно-исследовательских институтов (НИИ), образовательных учреждений без использования АСУП и на основе АСУП.

Типовые отраслевые нормы труда охватили основные виды работ, выполняемые в библиотеках, в том числе издательскую, выставочную, научную (исследовательскую, методическую, информационную), перевод и переработку печатных текстов, научное редактирование рукописей, работы научно-организационного характера, работы по соблюдению обеспеченности фондами, а также автоматизированные виды работ.

Нормы приведены с указанием наименования процесса, операции, состава работы, единиц измерения, нормы времени в минутах.

Типовые отраслевые нормы

В частности, типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в библиотеках (без использования АСУП), включают комплектование библиотечного фонда, прием и учет поступивших документов, обслуживание читателей, редактирование рукописей и т. д.

А в направление «обслуживание читателей» вошли работа с читателем, внутренняя работа и внестационарное обслуживание. В эти процессы включены определенные операции. Так, работа с читателем включила в себя в том числе запись в библиотеку, перерегистрацию, обслуживание на абонементе и в читальном зале, ответы диспетчерской службы.

Рассмотрим состав работы «запись в библиотеку». Данный процесс состоит из четырех частей:

– просмотр документов читателя, проверка наличия учетно-регистрационной карточки;
– заполнение формуляра, учетно-регистрационной карточки, читательского билета;
– ознакомление читателя с правилами пользования библиотекой, расположением фонда, справочным аппаратом;
– поиск и расстановка учетно-регистрационных карточек.

Как видите, работа сотрудника библиотеки расписана достаточно подробно – составители документа постарались учесть все функции.

После того, как эту работу «разложили по полочкам», были определены единицы ее измерения. Для разработки программ, методик, библиографических пособий за единицу измерения принят один документ или один авторский лист.

Последний столбец таблицы указывает норму времени, отводимую на выполнение каждой далее не делимой части работы. Учтено время на подготовительно-заключительные работы, обслуживание рабочего места, отдых и личные потребности в размере 10% оперативного времени. В ряде случаев к нормам приведены поправочные коэффициенты. Например, на заполнение формуляра читателя, учетно-регистрационной карточки, читательского билета отведено 2 минуты, а на подбор документов в комплекты, написание второго экземпляра книжного формуляра – 40 минут.

Поскольку типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в библиотеках, прописаны довольно подробно, каждое учреждение библиотечной системы, внедряющее систему нормирования труда, может использовать эту «шпаргалку» – выбираются нужные строки и с помощью поправочных коэффициентов корректируются расчеты.

Что учитывать при разработке СНТ?

Работодателям, внедряющим СНТ, следует учитывать не только уже утвержденные федеральными органами исполнительной власти типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда, созданные в соответствии с Правилами разработки и утверждения типовых норм труда, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 № 804, но и регламенты выполнения работ по типам учреждений (ЕКС, ЕТКС, профессиональные стандарты).

К сведению: профстандарты утверждаются приказами Минтруда, например, профстандарт «Педагог» – Приказом от 18.10.2013 № 544н, «Специалист по педиатрии» – Приказом от 25.06.2015 № 400н.

К сожалению, для учреждений социальной сферы подобных документов издано мало. Существуют несколько рекомендаций по определению штатной численности работников (Рекомендации по определению штатной численности работников бюджетных организаций на основе нормативов по труду, утв. Росздравом, Нормативы численности работников государственных и муниципальных психоневрологических интернатов, утв. Постановлением Минтруда РФ от 22.12.2003 № 86, приказы Минкультуры РФ от 01.09.2011 № 906 «О нормативах штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и библиотек», от 30.12.2014 № 2479 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию штатной численности государственных (муниципальных) учреждений культуры (библиотек, фильмофондов, зоопарков, музеев и других организаций музейного типа) с учетом отраслевой специфики», Минздрава РФ от 15.11.2012 № 918н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями» (вместе с рекомендуемыми штатными нормативами)).

Нормирование времени встречается реже – автору удалось найти только регламенты для медицинских и образовательных учреждений (Постановление Правительства РФ от 14.02.2003 № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности», Приказ Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»). Однако работа в данном направлении активно ведется.

Учреждения, внедряющие СНТ, могут руководствоваться методическими разработками. Пока больше всех заботится о своих подопечных Минкультуры. Оно выпустило не только Рекомендации по формированию штата учреждений, но и Рекомендации по введению нормирования труда. Указанные методички можно использовать бюджетным организациям других сфер деятельности в качестве рабочего документа.

Минкультуры также разрабатывает информационный сервис по формированию штатных расписаний учреждений культуры на основе утвержденных норм труда, который позволит рассчитывать нормативную численность работников в соответствии с выполняемыми в учреждении объемами работ. Пока сервис проходит апробацию в «пилотных» учреждениях.

Как формируется СНТ?

Типовые нормы труда ориентированы на комплекс организационно-технических условий, которые обеспечивают возможность нормальной работы учреждения в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими стандартами.

Если нормы труда отсутствуют или устарели

Поскольку типовые нормы труда по многим видам работ и рабочим местам отсутствуют, Минтруд рекомендует учреждениям пока разрабатывать соответствующие регламенты самостоятельно. При этом необходимо учитывать рекомендации учредителя либо привлекать соответствующих специалистов (п. 16 Общих рекомендаций по нормированию).

Однако работодателям стоит обратить внимание, что существующие нормы труда и штатные нормативы в большинстве своем устарели – некоторые из них были выпущены еще в 70-х годах прошлого века. Если документ, по которому должны рассчитываться нормы труда работников, слишком старый – следует проверить его актуальность, например, посмотреть в Интернете, не обсуждается ли проект изменения. Минтруд в Приказе от 31.05.2013 № 235 напоминает федеральным органам исполнительной власти, что согласно Правилам разработки и утверждения типовых норм труда пересмотр типовых отраслевых норм труда требуется через каждые пять лет с даты их утверждения.

В период освоения тех или иных работ работодателю рекомендуется установить временные нормы труда (разумеется, при отсутствии утвержденных нормативных материалов для нормирования труда). Срок действия таких норм согласно п. 19 Общих рекомендаций по нормированию не может превышать трех месяцев.

Однако существуют еще и внеплановые, аварийные виды работ, носящие единичный характер. Работодатель должен предусмотреть и их, определив разовые нормы труда.

Что нужно определить при разработке СНТ?

При создании системы нормирования труда следует определить:

1. Применяющиеся в учреждении нормы труда по видам работ и рабочим местам при выполнении тех или иных видов работ (функций), а также методы и способы их установления.
2. Порядок и условия введения норм труда применительно к конкретным производственным условиям, рабочему месту.
3. Порядок и условия замены и пересмотра норм труда по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования.
4. Меры, направленные на соблюдение установленных норм труда.

Все решения по указанным направлениям надо закрепить в локальных нормативных актах учреждения с учетом мнения представительного органа работников, или в коллективном договоре. Комплекс таких решений и является системой нормирования труда (п. 2 Общих рекомендаций по нормированию).

В пункте 9 Общих рекомендаций по нормированию перечислены три вида норм, которые учреждение может применять для определения количества выполняемой работы, расчета трудоемкости определенного вида работ:

– нормы времени (затраты рабочего времени на выполнение единицы работы (функции) или оказание услуги работником или группой работников соответствующей квалификации);
– нормы обслуживания (количество объектов (рабочих мест, оборудования, площадей и т. п.), которые работник или группа работников обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени);
– нормы численности (установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ).

Как нормировать однородные работы?

Работодатель может установить нормы труда на отдельный вид работ, взаимосвязанную группу работ (укрупненная норма труда) изаконченный комплекс работ (комплексная норма труда). Степень укрупнения норм труда определяется конкретными условиями организации производства и труда (п. 10 Общих рекомендаций по нормированию).

Из каких этапов состоят работы по определению норм труда?

Для того, чтобы разработать нормы труда, следует провести исследования, поскольку указанные нормативы должны быть технически обоснованными – устанавливаться аналитическим методом на основе комплексного обоснования величины затрат труда применительно к технике и технологии, с использованием которых должна быть выполнена та или иная работа. Например, применение современных компьютерных программ значительно облегчает работу с клиентской базой, что должно быть отражено при установлении норм по указанной функции.

Итак, работы по определению норм труда содержат следующие этапы:

– анализ трудового процесса на основе стандарта оказания услуги, разделение его на части;
– выбор оптимального варианта технологии и организации труда, эффективных методов и приемов работы;
– проектирование режимов работы оборудования, приемов и методов труда, систем обслуживания рабочих мест, режимов труда и отдыха;
– определение норм труда в соответствии с особенностями технологического и трудового процессов, их внедрение и последующая корректировка по мере изменения организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов.

Разрабатывая нормы труда, работодателю нужно принять во внимание следующее:

– должностные инструкции, внутренние трудовые распорядки, правила по охране труда и пожарной безопасности и иные локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность работников, а также их режим труда и отдыха, установленный с учетом регламентации всех обязательных работ и выполнением наиболее сложных из них в первой половине дня, когда у работающих отмечается более высокая трудоспособность;
– квалификацию, специализацию в определенных профессиональных областях и деловые навыки, способствующие качественному и быстрому выполнению заданий;
– условия выполнения работы – площадь помещения должна соответствовать нормам, учитывающим требования рационального размещения необходимого оборудования; уровень освещенности рабочего места, кратность обмена воздуха и температура в помещениях должны находиться в пределах, предусмотренных санитарными нормами; расстановка мебели должна обеспечивать удобство подхода к каждому рабочему месту и рациональные схемы движения документов.

Как установить СНТ в учреждении?

Система нормирования труда в учреждении устанавливается в соответствующем положении. Положение о СНТ должно быть утверждено локальным нормативным актом с учетом мнения профсоюза либо включено в качестве отдельного раздела в коллективный договор (п. 20 Общих рекомендаций по нормированию).

Система нормирования труда в учреждении

Кто разрабатывает и устанавливает СНТ?

Руководитель учреждения отвечает за разработку, пересмотр и утверждение норм труда, а также на их основе формирование штатной численности согласно п. 5 Общих рекомендаций по нормированию. Однако это не означает, что именно он должен организовывать работу по нормированию труда, включая проведение организационно-технических мероприятий, внедрение рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшение организации труда. Руководитель может делегировать кураторство введения СНТ одному из своих заместителей.

А вот разрабатывать СНТ в учреждении должны специалисты, обладающие необходимыми знаниями и умениями в этой сфере. Если штат многочисленный или специфика деятельности учреждения довольно сложная, то рекомендуется создать специализированное структурное подразделение (службу) по нормированию труда. Если количество работников невелико, то специальную службу создавать не обязательно – выполнение работ по нормированию можно возложить на специалиста или отдел, в ведении которого находятся вопросы кадрового обеспечения, организации труда и заработной платы.