Нормированные расходы

Спорные расходы на рекламу

Одной из самых проблемных статей расходов для налога на прибыль является реклама. Ведь помимо двух критериев правомерности учета расходов для целей налогообложения есть еще один — нормируемость. И именно он порождает столько споров и противоречий.

Редкий налогоплательщик может обойтись без расходов на рекламу. В то же время при признании для налога на прибыль таких важных для бизнеса расходов существует множество подводных камней.

Норматив расходов на рекламу
Расходы на рекламу предусмотрены в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией1, и признаются с учетом положений Налогового кодекса2.
В этих положениях списком (абзацы 2—5) обозначены виды расходов, относящиеся к рекламе. В абзацах 2—4 перечислены виды расходов на рекламу, которые принимаются для налогообложения без ограничений (ненормируемые расходы на рекламу). Последний, пятый абзац этого пункта устанавливает норматив в размере одного процента от выручки для расходов на рекламу, не предусмотренных в списке, а также для расходов на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний (нормируемые расходы на рекламу)*.
К нормируемым расходам на рекламу относится, к примеру, бесплатная рассылка (раздача) образцов готовой продукции (товара). Такой вид рекламы применяют издатели журналов, а также производители недорогой продукции.

Где реклама начинается и где она заканчивается?
Одна из проблем в том, что не всегда четко различима граница между рекламой и расходами на продвижение или расходами, связанными с рекламой, но к ней не относящимися (например обучение сотрудников рекламного отдела). Если какие-то расходы на продвижение считать рекламой, то они, естественно, не предусмотрены в списке ненормируемых рекламных расходов и будут признаваться в пределах установленного норматива (1% от выручки).
Соответственно, один из вопросов — четко разграничить, где реклама начинается и где она заканчивается.
Итак, ненормируемая реклама включает:

  • расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и информационно-телекоммуникационные сети3;
  • расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов4;
  • расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании5.

Соответственно, любые иные расходы на рекламу подпадают под определение нормируемых расходов6.
В соответствии с Федеральным законом «О рекламе»7 реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
То есть, реклама — это прежде всего информация о товарах, работах, услугах. Причем эта информация адресована неопределенному кругу лиц.
Значение термина «неопределенный круг лиц» разъяснено письмами Федеральной антимонопольной службы8:
«В данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
Соответственно, распространение такой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, в том числе в случаях распространения сувенирной продукции с логотипом организации в качестве подарков, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена».
На основании указанного выше можно сделать вывод, что к рекламе относятся не все расходы на продвижение товаров (работ, услуг), а только те, которые связаны с распространением информации о товарах (работах, услугах) неопределенному кругу лиц. Исходя из этого подхода и следует квалифицировать, относятся ли конкретные виды расходов к рекламе или к иным видам расходов. Так, к примеру, презентация во время проведения переговоров о будущем контракте не подпадает под определение рекламы.
В то же время понятно, что на практике очень много пограничных ситуаций. Помочь выработать свою позицию по таким ситуациям может анализ судебной практики и писем контролирующих органов.
В постановлении ФАС Московского округа9 отмечено, что размещение логотипов товаров на форменной одежде сотрудников компании и ношение ими данной одежды во время работы не является рекламой товара заказчика (отсутствует информация об услуге, это индивидуализация товара, а не реклама).
Расходы на изготовление и приобретение призов являются нормируемыми затратами. В то же время сами действия сотрудников исполнителей, направленные на выполнение функций, связанных с передачей в процессе проведения конкурсов (фестивалей, выставок, ярмарок, экспозиций) потребителям продукции бесплатных призов, признаются как прочие расходы, связанные с производством и реализацией, и должны учитываться в целях налогообложения в полном объеме.
Не является рекламной деятельностью проведение инструктажей для персонала, имеющего контакт с клиентами по вопросу правильного представления товаров потребителям, поскольку не соответствует признакам рекламы: инструктажи рассчитаны на конкретных сотрудников торговой организации — работников исполнителей, т. е. на определенный круг лиц.
В этом случае непосредственной целью данной деятельности является не поддержание интереса к товару и его производителю, а передача сотрудникам исполнителей новых навыков, которые впоследствии должны способствовать эффективной реализации товаров заявителя.
Насчет расходов на мерчандайзинг (приоритетную выкладку товаров в магазинах) тоже возникает вопрос: относятся они к расходам на рекламу или к расходам на продвижение?
Если мерчандайзинг считать расходами на рекламу, то такие расходы будут нормироваться. В ФАС Московского округа10 рассматривался спор по этому вопросу. Судебный орган отметил, что выкладка товара предполагает размещение в местах продажи самого товара, дополнительных же сведений о товаре или его производителе в результате выкладки товара покупатель не получает. Какая-либо информация (сведения) содержится только на упаковке товара. Сведения, содержащиеся на упаковке, сами по себе рекламой не являются. Такие расходы признаются прочими расходами11.
В местах приоритетной выкладки, как правило, устанавливают рекламные щиты (щиты для размещения наглядных пособий о товаре) и ценники. Судебный орган отметил, что такие расходы представляют собой услуги по оформлению мест продаж товара рекламными материалами (оформление витрин) и учитываются в целях налогообложения прибыли в полном объеме12.

Какие расходы на рекламу не нормируются?
Другая проблема связана с вопросом о том, какие именно расходы включаются в состав ненормируемых.
Ущербность списка ненормируемых расходов, приведенного выше, прежде всего в том, что это список. Соответственно, любые несовпадения расходов налогоплательщика со списком влекут риски возникновения споров.
К примеру, к нормируемым расходам относится «изготовление рекламных брошюр и каталогов». А если изготавливается рекламная продукция с иным названием (лифлет, буклеты, листовки и т. д.)?
В разрешении такого рода спорных ситуаций могут помочь разъяснения Минфина России, а также судебные решения по этим вопросам.
Так, по мнению Минфина России13, буклеты и листовки представляют собой разновидность брошюр, содержащих рекламную информацию, имеющих от одного до трех сгибов. Такие расходы признаются ненормируемой рекламой.
Если компания не издает свой каталог, а платит за услугу по размещению в каталоге, изданном другой организацией, информации о своей продукции, то нормируются ли такие расходы?
Минфин России также считает, что это ненормируемые расходы14.
В состав ненормируемой рекламы входят расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов. А если рекламные информационные стенды, табло находятся внутри здания, заведения (например, в баре рекламируется продукция производителя на информационном табло)? Формально такая реклама не подпадает под список ненормируемых расходов и должна нормироваться.
Так, в ФАС Московского округа посчитали, что такие расходы являются нормируемыми (размещение в барах и ресторанах по заказу поставщика пива световых вывесок и зеркал, информационных тейбл-тенсов с изображением товаров и с информацией о товарах)15.
Являются ли нормируемой рекламой расходы на проведение пресс-конференции и презентации для прессы?
Не нормируются расходы на мероприятия через средства массовой информации. В этом же случае проводится иное мероприятие, но на котором присутствуют представители средств массовой информации.
В судебном споре по этому вопросу налогоплательщик обосновал свою правоту, представив доказательства, что по итогам презентации соответствующая информация была опубликована в средствах массовой информации16.
Нормируются ли расходы на рекламу на транспорте (в частности в метрополитене)?
Федеральный закон № 38 ФЗ разделяет наружную рекламу17 и рекламу на транспорте18. Отсюда можно сделать вывод, что формально реклама на транспорте не подпадает под ненормируемую наружную рекламу.
Такой позиции придерживается и Минфин России19.
Аналогичная точка зрения была высказана в судебных решениях20.

Вычет НДС по нормируемой рекламе
До сих пор остается спорным вопрос о том, следует ли вычеты по НДС в отношении нормируемой рекламы производить в пределах установленного норматива по налогу на прибыль?
Дело в том, что в Налоговом кодексе21 предусмотрено, что в случае если в соответствии с главой 25 Кодекса расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы налога по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам.
Однако этим положением регулируются только расходы на командировки и представительские расходы (об этом прямо указано в первом абзаце).
В постановлении Президиума ВАС РФ22 сформулирована позиция, что в рассматриваемой статье Налогового кодекса речь идет только о нормировании вычетов сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных по расходам на командировки и представительским расходам. Расходы на рекламу для целей НДС не нормируются.
В то же время, несмотря на четкую позицию ВАС РФ по этому вопросу, последние письма Минфина указывали на необходимость нормирования вычетов по НДС23.
Учитывая это обстоятельство, налогоплательщики, принимающие НДС к вычету по расходам на сверхнормативную рекламу, несут риски возникновения спора (хотя в судебном порядке этот спор будет выигран с высокой степенью вероятности благодаря позиции, сформулированной ВАС РФ в постановлении Президиума).

Справочная информация: «Расходы, нормируемые для целей налогообложения прибыли» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

РАСХОДЫ, НОРМИРУЕМЫЕ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ 1. Нормы, установленные Налоговым кодексом РФ: 1.1. Расходы на добровольное страхование работников; 1.2. Расходы на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения; 1.3. Расходы на оплату услуг по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории РФ, оказанных работодателем работникам, их супругам, родителям, детям (в т.ч. усыновленным); 1.4. Расходы на капитальные вложения; 1.5. Расходы на НИОКР; 1.6. Представительские расходы; 1.7. Расходы на рекламу; 1.8. Расходы при реализации продукции СМИ и книжной продукции; 1.9. Расходы на приобретение права на земельные участки; 1.10. Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам; 1.11. Расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию; 1.12. Расходы на формирование резервов предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов; 1.13. Расходы на формирование резервов предстоящих расходов на НИОКР; 1.14. Расходы на формирование резервов предстоящих расходов некоммерческих организаций; 1.15. Расходы в виде процентов по долговым обязательствам; 1.16. Убыток от уступки права требования; 1.17. Расходы на формирование резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств. 1.18. Порядок определения предельной суммы расходов на производство и реализацию 2. Нормы, установленные иными нормативными правовыми актами (определяемые в особом порядке): 2.1. Потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке МПЗ; 2.2. Расходы по оплате стоимости проезда и провоза багажа работнику организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членам его семьи; 2.3. Расходы на обязательное страхование имущества; 2.4. Суммы выплаченных подъемных; 2.5. Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личного транспорта; 2.6. Плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление; 2.7. Расходы на содержание вахтовых и временных поселков; 2.8. Расходы на формирование резервов, предназначенных для обеспечения безопасности особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов; 2.9. Расходы в виде целевых отчислений от лотерей; 2.10. Расходы обслуживающих производств и хозяйств.

  • 1. Нормы, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации
    • 1.1. Расходы на добровольное страхование работников
    • 1.2. Расходы на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения
    • 1.3. Расходы на оплату услуг по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории РФ, оказанных работодателем работникам, их супругам, родителям, детям (в т.ч. усыновленным)
    • 1.4. Расходы на капитальные вложения
    • 1.5. Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки
    • 1.6. Представительские расходы
    • 1.7. Расходы на рекламу
    • 1.8. Расходы при реализации продукции СМИ и книжной продукции
    • 1.9. Расходы на приобретение права на земельные участки
    • 1.10. Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам
    • 1.11. Расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию
    • 1.12. Расходы на формирование резервов предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов
    • 1.13. Расходы на формирование резервов предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки
    • 1.14. Расходы на формирование резервов предстоящих расходов некоммерческих организаций
    • 1.15. Расходы в виде процентов по долговым обязательствам
    • 1.16. Убыток от уступки права требования
    • 1.17. Расходы на формирование резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств
    • 1.18. Порядок определения предельной суммы расходов на производство и реализацию
  • 2. Нормы, установленные иными нормативными правовыми актами (определяемые в особом порядке)
    • 2.1. Потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке МПЗ
    • 2.2. Расходы по оплате стоимости проезда и провоза багажа работнику организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членам его семьи
    • 2.3. Расходы на обязательное страхование имущества
    • 2.4. Суммы выплаченных подъемных
    • 2.5. Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личного транспорта
    • 2.6. Плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление
    • 2.7. Расходы на содержание вахтовых и временных поселков
    • 2.8. Расходы на формирование резервов, предназначенных для обеспечения безопасности особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов
    • 2.9. Расходы в виде целевых отчислений от лотерей
    • 2.10. Расходы обслуживающих производств и хозяйств

Открыть полный текст документа

Нормы расходов

Нормы расходов — научно-обоснованный параметр, который отображает допустимый объем расходов конкретных ресурсов. На практике определение и суть нормы расходов может меняться, в зависимости от сферы:

— нормы расходов в бюджетном праве — норматив (размер затрат) для каждой конкретно взятой расчетной единицы (больного в медицинском учреждении, школьника и так далее);

— нормы расходов в производстве — максимально допустимый объем материалов и сырья, которое должно быть затрачено для производства той или иной продукции.

Нормы расходов: сущность, признаки, классификация

Норма — показатель (числовой параметр), который научно обоснован и отображает расходы тех или иных ресурсов в сфере экономики. Расчет нормы, как правило, ведется для определенных производственно-технических параметров. Норматив — расчетный параметр, касающийся издержек рабочего времени, валютных и материальных средств, применяемых в нормировании трудовой деятельности, планировании хозяйственной и производственной сферы. Задача норматива — обеспечить наивысший уровень эффективности производства, который должен быть не ниже установленного рынком увеличения финансовых результатов над уровнем расходов.

Сложившиеся на рынке нормативы с учетом зарубежного планирования отображают завершающий этап в производственной сфере, а действующие нормы — расходы экономических ресурсов на его воплощение в определенных критериях.

На современном этапе существует одна общая норма прогрессивных норм, а также нормативов затрат (расходов) в сфере материального и бюджетного обеспечения. Основная цель создания системы — достижение пропорциональности, научной обоснованности и сбалансированности планов, а также оперативное выявление и применение имеющихся резервов.

Все нормы и нормативы можно классифицировать по различным группам и признакам в зависимости от сферы применения:

1. Для бюджетной сферы нормы расходов классифицируются:

— по содержанию они делятся на денежные и материальные. В первом случае речь идет о нормах, которые выступают в роли стоимостного выражения натуральных норм. Для расчета параметра денежной нормы достаточно умножить расходы в натуральном виде на цену, установленную государством;

— по юридическому законодательству и свойствам нормы расходов можно разделить на два типа — обязательные и расчетные. На практике обязательные нормы устанавливаются соответствующими актами и не подлежат корректировкам. В данную категорию можно отнести нормы расходов на питание, ставки заработной платы и так далее. Расчетные нормы — средние расходы на конкретную расчетную единицу. Определение расчетной нормы — задача самого учреждения. Расчет производится с учетом финансовых норм и условий работы, которые характерны для конкретного предприятия.

В процессе бюджетного нормирования затрат Правительством страны устанавливается ряд нормативов — величины затрат, которые не имеют связи с единицей нормирования. К примеру, это могут быть проценты, насчитанные на зарплату.;

— по степени охвата расходов на конкретную единицу финансирования все расходные нормы делятся на два типа — укрупненные и индивидуальные. Особого внимания заслуживают индивидуальные нормы. Они (как расчетные, так и обязательные) используются в процессе составления персональных смет. Что касается укрупненных норм расходов, то они формируются при создании бюджета различных уровней и представляют собой какой-то общий объем расходов на плановый параметр;

— по характеру принадлежности:

1) Личные нормы. Здесь подразумевается, что роль объекта нормирования и играет определенная единица товара (продукции, работы). Например, это может быть сборочная единица, технологическая операция или набор;

2) Групповые нормы. Параметры, которые отображает нормы затрат материалов, требуемых для создания более крупной единицы монотипной продукции (работы). В промышленной сфере к данной категории можно отнести нормы для таких элементов, как телек, трактор, грузовой кар и так далее. Групповые нормы, как правило, зависят от индивидуальных параметров и применяются на более высоких уровнях планирования.


2. Для производственной сферы характеристики нормирования можно поделить на несколько основных групп:

— нормы в результативности публичного процесса производства;

— нормативы и нормы в отношении расходов (издержек) труда, а также выплаты заработной платы. Сюда можно отнести тарифные ставки, нормы выработки, временные нормы на вид товара, должностные оклады и так далее;

— нормативы и нормы в отношении затрат материальных ресурсов. С их помощью можно определить расходы материальных ресурсов на всех видах производства (на вспомогательном и основном). При этом показатели определяют нормы сбытовых, производственных и товарных запасов сырьевой продукции, горючих и смазочных материалов;

— нормативы и нормы в отношении применения мощностей в производстве, а также нормы продолжительности их освоения;

— нормативные показатели удельных вложений (капитальных инвестиции) на каждую из единиц вводимой мощности, восстановление уже работающего оборудования с целью увеличения объемов вырабатываемой продукции;

— нормативы и нормы в отношении применения того или иного оборудования и техники;

— финансовые нормы. Отображают нормы расходов в отношении оплаты услуг, обслуживания, затрат на мотивированные мероприятия;

— нормы в социально-экономической сфере и прочие виды нормированных расходов.

Также нормы расходов классифицируются по ряду признаков:

— по степени агрегирования изготовленного товара — групповые, индивидуальные и средневзвешенные;

— по степени агрегирования материальных ресурсов — сводные и специфицированные;

— по периоду действия — месячные (30-31 день), квартальные (три месяца) и годовые.

К примеру, нормы затрат при выполнении отделочных работ могут выглядеть следующим образом:


Вне зависимости от классификации нормы расходов — это плановые параметры, которые нельзя отождествлять с реальными расходами ресурсов, сложившимися в процессе производства товара на том или ином предприятии.
Нормы расходов, которые отражают общественно необходимые издержки, относят к категории прогрессивных. При этом в роли объекта нормирования, как правило, выступает основной тип продукции (услуги, работы), для которой и происходит определение нормы расхода.

Нормы расходов: способы планирования и расчета

Планирование норм расходов наибольшего внимания заслуживает в производственной сфере. Большинство компаний используют целую группу способов, позволяющих определить нормы материальных ресурсов. Сюда можно отнести следующие методы — опытнейший (на основе приобретенного опыта), расчетно-аналитический (подразумевает проведение соответствующих расчетов) и отчетно-статистический (формируется на базе отчетов и существующей статистики).

В качестве базы для разработки прогрессивных норм расходов выступает малоотходная разработка, передовая техника, а также организация трудовой и производственной работы.

Классификация материала — основа для установки норм расхода по каждой из позиций в номенклатуре. При этом нормы расходов выступают базой для дальнейшего вычисления необходимых объемов материалов для производства единицы товара. В дальнейшем создается план снабжения, рассчитывается себестоимость товара, вырабатывается четкая стратегия экономного применения материальных ресурсов и так далее.

По сути, норма расхода материала — объем сырья (материала), необходимого для изготовления единицы товара. С помощью таких норм можно планировать производство, ведь в руках есть мощный и главное — точный ориентир для дальнейшей оптимизации.

В практической сфере применения нормированного расхода материалов нашли отражения два вида расчетов:

1. Графоаналитический метод — подразумевает сопоставление фактических (реальных) затрат и протоколов, отражающих объем израсходованного сырья при создании опытных образцов. В дальнейшем данные переносятся на специальные графики, и проводится анализ с помощью современного программного обеспечения.

2. Расчетный метод подразумевает точный (подетальный) анализ расхода сырья (материалов) с применением технической документации и имеющихся чертежей.

При разработке норм расходов стоит учесть два ключевых фактора — полезные затраты материала (на производство той или иной единицы товара), не утилизируемые отходы и невозвратные потери. Последние, как правило, обусловлены несовершенством применяемой техники, а также низкой квалификацией некоторого персонала.

Качество и правильность рассчитанных норм расходов можно определить по целой группе показателей, а именно:

— по коэффициенту использования материала на производство изделия (детали);
— по удельному весу отходов в производственном процессе. Здесь сравнивается масса изделия до начала обработки и после завершения данного процесса;
— по проценту выхода пригодных к дальнейшей эксплуатации изделий.

Все разработанные нормы должны быть зафиксированы в специальных бумагах, а именно:

— в ведомостях сводных норм для каждого конкретного изделия;
— в картах подетальных норм затрат материалов;
— в картах, отображающих раскрой материала;
— в форме извещения об изменении норм расхода материалов.

Как учитывать нормируемые расходы при расчете налога на прибыль

При расчете налога на прибыль в расходы, которые учитываются при расчете налоговой базы, включаются экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты. Сделать это можно в случае, если они произведены в ходе деятельности, направленной на получение дохода.

При расчете налога на прибыль в расходы, которые учитываются при расчете налоговой базы, включаются экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты. Сделать это можно в случае, если они произведены в ходе деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Однако некоторые виды затрат компания не может включить в расчет налоговой базы в полном объеме. Такие расходы называются нормируемыми.

К ним, в частности, относятся:

  • потери от недостачи и порчи при хранении и транспортировке МПЗ (подп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ);
  • страхование жизни, негосударственное пенсионное обеспечение, пенсионное и личное страхование (п. 16 ст. 255 НК РФ);
  • расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ);
  • расходы на рацион питания экипажей морских, речных и воздушных судов (подп. 13 п. 1 ст. 264 НК РФ);
  • плата государственному или частному нотариусу за нотариальное оформление (подп. 16 п. 1 ст. 264 НК РФ);
  • расходы на содержание вахтовых и временных поселков, включая все объекты жилищно-коммунального и социально-бытового назначения, подсобных хозяйств и иных аналогичных служб, в организациях, осуществляющих свою деятельность вахтовым способом или работающих в полевых (экспедиционных) условиях (подп. 32 п. 1 ст. 264 НК РФ);
  • расходы на замену бракованных, утративших товарный вид в процессе перевозки или реализации и недостающих экземпляров периодических печатных изданий в упаковках (подп. 43 п. 1 ст. 264 НК РФ);
  • потери в виде стоимости бракованной, утратившей товарный вид, а также нереализованной продукции СМИ и книжной продукции (для налогоплательщиков, которые производят и выпускают СМИ и книжную продукцию), а также расходы на списание и утилизацию бракованной, утратившей товарный вид и нереализованной продукции СМИ и книжной продукции (подп. 44 п. 1 ст. 264 НК РФ);
  • представительские расходы (п. 2 ст. 264 НК РФ);
  • рекламные расходы (п. 4 ст. 264 НК РФ);
  • проценты по кредитным или заемным средствам (подп. 2 п. 1 ст. 265, ст. 269 НК РФ);
  • убыток от реализации или уступки права требования до наступления срока платежа (п. 1 ст. 279 НК РФ).

Нормативы могут быть установлены:

  • в виде фиксированных сумм (например, компенсация за использование транспортного средства сотрудника);
  • в процентном отношении от установленного показателя (например, фонда оплаты труда и или выручки). В этом случае расчет необходимо производить по итогам каждого отчетного периода по налогу на прибыль нарастающим итогом (п. 7 ст. 274, п. 2 ст. 285 НК РФ).

3 месяца бесплатно пользуйтесь всеми возможностями Контур.Экстерн

Попробовать