Нужен ли сайт малому бизнесу?

Сайт для любого бизнеса стал сегодня необходимым инструментом. Я думаю, что большинство современных предпринимателей в какой-то момент задумываются о создании своего сайта. Большинство уже имеют свои сайты, выложив их разработчикам немалые деньги. Некоторые пытаются сделать сайт сами. Благо, сейчас это довольно просто. Но все равно требует временных затрат. Да и обслуживание сайта требует немало времени. И большинство бизнесменов даже не задумываются, а нужны ли их бизнесам сайты.

Сайт для малого бизнеса — необходимость или дань моде?

Во многих случаях создание своего сайта — это дань моде. И, как это странно не звучит, неграмотность бизнесмена. «Вот там где-то, кто-то говорил, что без сайта сегодня нет бизнеса» — примерно так выглядят их рассуждения. Многие даже представления не имеют, как им пользоваться, как его обслуживать.

Не думайте, что я отрицаю пользу от интернета, от своих сайтов. В большинстве своем интернет сегодня является мощным инструментом для развития и продвижения малого бизнеса. Я против бездумного его использования. Ведь интернет может и массу вреда принести малому бизнесу, при его неправильном использовании.

Многие малые бизнесы создают себе сайты, даже не задумываясь, нужен он или нет, принесет ли он пользу. И только потом убеждаются в его неэффективности и, даже, в его ненужности. Ведь сайт требует к себе постоянного внимания, его необходимо обслуживать, обновлять, а все это требует немалых материальных и временных затрат. И, убедившись в том, что сайт не окупает вложенных в его создание и обслуживание затрат, не приводит к увеличению прибыли малого бизнеса, предприниматель забрасывает его и сайт умирает.

Причины, побуждающие малый бизнес создавать свой сайт.

Причин для создания своего сайта у малого бизнеса множество. Но я не ставлю целью этой статьи их перечисление. Я приведу лишь причины мнимые, побуждающие создавать свои сайты при их ненужности.

Каковы же основные причины, побуждающие предпринимателей (особенно в малом бизнесе) создавать свои сайты, а потом не знать, что с ними делать. Таких причин несколько.

Во-первых – дань моде, а не здравому смыслу: у многих уже есть сайты, нужно и мне завести.

Во-вторых — неправильное представление о своем имидже: как современный бизнесмен будет выглядеть в глазах клиентов и коллег без своего сайта.

В-третьих – необдуманная уступчивость настойчивым уговорам веб-студий и веб-мастеров. Их настойчивые увещевания о том, что ваш малый бизнес без сайта обречен на прозябание, а с сайтом будет процветать, заставляют тратить немалые суммы на создание сайтов. Деньги эти зачастую вытаскиваются из последних резервов, что приводит к безвременной кончине малого бизнеса вместе с сайтом.

В-четвертых – банальная погоня за легким заработком. Сегодня сеть пестрит предложениями о том, как, не вкладывая ничего, или почти ничего, можно быстро заработать. Я не говорю здесь о явных лохотронах (об этом уже и так достаточно сказано). Речь идет о реальных инфобизнесах, о заработках в сети. Но, как и в обычном бизнесе, 90-95% попыток оканчиваются неудачей, так и в инфобизнесе (точной статистики нет) думаю такой же процент пытающихся реально заработать на своих сайтах, быстро разочаровываются в этой затее и бросают свои сайты.

Когда сайт приносит вред малому бизнесу.

Хочется предостеречь предпринимателей от необдуманных, необоснованных решений о создании своего сайта. Ведь кроме ненужных материальных потерь, сайт может существенно навредить вашему малому бизнесу. Какое впечатление может произвести на вашего потенциального клиента сайт, в котором информация не меняется годами. Совершенно естественным будет его решение не иметь дело с вашим бизнесом. Ну а если реклама вашего малого бизнеса (для чего и создан ваш сайт) не несет никакой полезной клиенту информации. Думаю, реакция клиента понятна. Я не привожу примеров, таких сайтов – вы их без труда в неограниченном количестве найдете в сети.

Когда сайт нужен, и когда не нужен малому бизнесу.

Когда же все-таки сайт не нужен малому бизнесу? Ответ банально прост – до тех пор, пока без сайта можно обойтись. На этом можно было бы поставить точку, но добавлю немного подробностей.

Не нужен сайт малым бизнесам, целевая клиентура которых не пользуется интернетом для поиска товаров или услуг этих бизнесов. Некоторым вполне реальным видам малого бизнеса ни в настоящее время, ни в ближайшем будущем сайт (да и вообще интернет) не понадобится. Например, зачем нужен сайт небольшим магазинам продтоваров (или многих других), работающих на определенной территории и обслуживающих жителей близлежащих домов. А таких магазинов и лавочек в мире множество. Им уже много лет предрекают близкий конец, а они, как ни странно, живут.

Нужны ли сайты бензозаправкам, закусочным? Не думаю, что нужны. Не нужны сайты и малым бизнесам, которые могут себя, при необходимости, рекламировать в интернете при помощи социальных сетей. Парикмахерским, бытовым, ремонтным мастерским, да и многим другим малым бизнесам этого бывает вполне достаточно.

Не создавайте сайт для своего малого бизнеса, не определив совершенно конкретно его цели. Не общих лозунгов типа: «сайты должены увеличить количество клиентов моего бизнеса», а конкретных задач, выраженных конкретными цифрами. Например, при помощи сайта должно увеличиться число клиентов моего малого бизнеса на «N%». Ставя конкретную задачу разработчикам сайтов, вы получаете именно нужный вашему малому бизнесу инструмент.

Заключение.

И самое главное. Не создавайте для своего малого бизнеса сайт, не продумав и не просчитав его эффективности. Определите хотя бы для начала срок окупаемости затрат. Для этого сумму затрат на его создание и годовую поддержку разделите на сумму предполагаемой выгоды за год. И если результат будет больше единицы, хорошо подумайте, прежде чем принимать решение.

Ну и еще более важное. Ни при каких условиях не создавайте сайт на последние деньги вашего малого бизнеса, или на деньги, взятые в долг. Так недолго потерять бизнес, а вместе с ним и сайт.