Объединения работодателей

Объединения работодателей

Объединение работодателей по российскому законодательству – это некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Объединения юридических лиц, созданные для совместного осуществления какой-либо коммерческой деятельности, не могут выступать в качестве объединения работодателей.

Процесс становления объединений работодателей в современной России имеет весьма незначительную историю и связан с началом рыночных реформ в отечественной экономике. В экономике же социалистического типа, находящейся практически под полным контролем государства и управляемой органами государственной власти, объединения работодателей, в отличие от профсоюзов, были попросту не нужны: каждое предприятие было подчинено определенному министерству (ведомству), управлялось его чиновниками и партийными органами, так что для решений, которые могли бы приниматься объединениями предприятий самостоятельно, места не оставалось.

Создание организаций работодателей в нашей стране было обусловлено прежде всего стремлением субъектов экономической деятельности сообща отстаивать свои интересы во взаимоотношениях с государством (в сферах налогообложения, лицензирования и т.п.), а отнюдь не необходимостью участия в отношениях социального партнерства с профессиональными союзами. Более того, в отдельных случаях именно профсоюзы являлись инициаторами создания отраслевых объединений работодателей для определения единого экономического интереса работодателей той или иной отрасли и последующего заключения отраслевого (тарифного) соглашения.

Целесообразность для работодателей в создании своего объединения и последующего социально-партнерского взаимодействия с представителями работников состоит в том, что посредством данных механизмов происходит унификация правил регулирования трудовых отношений в соответствующей сфере экономической деятельности, что позволяет существенно снизить угрозу недобросовестной конкуренции и монополизации рынка за счет снижения затрат на рабочую силу. Впрочем, осознание выгодности взаимодействия с работниками приходит к работодателям постепенно в зависимости от результативности конкретных переговоров и практики реализации достигнутых договоренностей.

В первоначальном создании объединений работодателей как организации, призванной отстаивать интересы работодателей перед органами публичной власти, нет нечего странного, поскольку проблемы, возникающие при взаимодействии с работниками, каждый работодатель способен разрешить самостоятельно, защитить же свои интересы перед государством поодиночке работодателям гораздо сложнее, многие из них объективно требуют именно совместных решений.

Эволюция объединений работодателей в странах со стабильно развивающейся рыночной экономикой основывалась на близких, но все же отличающихся тенденциях. Так, А. Ф. Зверев отмечает, что процесс формирования ассоциаций предпринимателей подчинялся двум требованиям: «логике членства» и «логике влияния». Первое подразумевает, что данный процесс вызывался экономическими потребностями той или иной особой группы предпринимателей. Второе предполагает, что объединение предпринимателей явилось их ответом на требования социально-экономических условий, в которых протекает развитие бизнеса, т.е. необходимость вести диалог с правительством и профсоюзами . Соответственно, в основе объединения субъектов экономической деятельности изначально лежит необходимость совместного решения проблем, которые возникают у них при ведении бизнеса, причем проблем, решение которых может быть осуществлено самими предпринимателями без обращения к государству и тем более к представителям работников. Однако далеко не всякая проблема может быть разрешена ими самостоятельно либо ее самостоятельное решение представляется нецелесообразным в конкретных социально-экономических условиях. Именно это и явилось основой для вступления работодателей в переговорный процесс с представителями работников.

Различные функции, выполняемые предпринимательскими организациями, обусловили и их различное построение в разных промышленно развитых странах. В частности, в Скандинавских странах, ФРГ, Швейцарии, Ирландии созданы организации предпринимателей двух типов. Одни осуществляют только экономические функции (регулирование внутренней и внешней торговли, налоги), а другие – только социально-трудовые. В Великобритании, Франции, Италии, Бельгии экономические и социально-трудовые функции выполняет единая организация предпринимателей (например, в Великобритании – Конфедерация британской промышленности) .

Объединения работодателей традиционно создаются как по отраслевому, так и по территориальному принципу. При этом территориальные объединения зачастую представляют собой федерации или конфедерации работодательских организаций. Правда, построение таких организаций достаточно демократично: как правило, в их состав могут входить и конкретные работодатели, и их отраслевые объединения.

До принятия ТК наиболее серьезной практической проблемой представления интересов работодателей их объединениями состояла в недостаточно четко определенной представительности самих объединений работодателей. В большинстве своем они являлись не объединениями в собственном смысле слова, уполномоченными принимать те или иные обязательства от имени представляемых работодателей, а некими дискуссионными клубами, в рамках которых происходило лишь обсуждение конкретных проблем, вырабатывались предложения и заключались соглашения, имевшие для членов объединения рекомендательный характер. Впрочем, такое положение дел, очевидно, было неизбежно для периода становления системы социального партнерства. В настоящий момент для работодателя, являющегося членом соответствующего объединения работодателей, соглашение, заключенное этим объединением, обязательно для исполнения.

Правовое положение объединений работодателей в Российской Федерации определяется ТК и Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей».

Объединения работодателей могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам. Их учредителями могут быть не менее двух работодателей или двух объединений работодателей. Требования к отдельным видам объединений работодателей установлены в ст. 4 Федерального закона «Об объединениях работодателей».

В частности, общероссийским объединением работодателей признается объединение, созданное на добровольной основе общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми), региональными (межрегиональными) объединениями работодателей и осуществляющее свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ , а общероссийским отраслевым (межотраслевым) объединением работодателей – объединение, созданное на добровольной основе работодателями отрасли (отраслей) или вида (видов) деятельности, которые в совокупности осуществляют свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ и (или) с которыми состоит в трудовых отношениях не менее половины работников отрасли (отраслей) или вида (видов) деятельности.

Деятельность объединения работодателей осуществляется на основе принципа добровольности вступления в него и выхода из него работодателей и (или) их объединений. Объединение работодателей самостоятельно определяет цели, виды и направления своей деятельности.

Члены объединения работодателей, вне зависимости от того, являются ли они работодателями или объединениями работодателей, имеют равные права. Их основные права перечислены в ст. 7 Федерального закона «Об объединениях работодателей». К ним относятся следующие права: участвовать в формировании органов управления объединения работодателей в порядке, определяемом уставом объединения работодателей; вносить на рассмотрение органов управления объединения работодателей предложения, касающиеся вопросов деятельности данного объединения, участвовать в их рассмотрении, а также в принятии соответствующих решений в порядке, определяемом уставом объединения работодателей; участвовать в определении содержания и структуры заключаемых объединением работодателей соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения; получать информацию о деятельности объединения работодателей, заключенных им соглашениях, а также тексты этих соглашений; получать от объединения работодателей помощь в вопросах применения законодательства, регулирующего трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, разработки локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, заключения коллективных договоров, соглашений, а также разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров; свободно выходить из объединения работодателей. Уставом объединения работодателей могут предусматриваться и иные права его членов.

Обязанности у членов объединения работодателей в соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об объединениях работодателей» всего две, однако их значимость сложно переоценить: 1) выполнять требования устава объединения работодателей; 2) соблюдать условия соглашений, заключенных объединением работодателей, выполнять обязательства, предусмотренные этими соглашениями. Причем прекращение работодателем своего членства в объединении работодателей не освобождает его от ответственности, предусмотренной законодательством РФ, соглашениями за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных соглашениями, заключенными в период членства работодателя в указанном объединении. Работодатель же, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашений, заключенных этим объединением, также несет ответственность за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных соглашениями, в порядке, установленном законодательством РФ, указанными соглашениями.

Структура, порядок формирования и полномочия органов управления объединения работодателей, порядок принятия ими решений устанавливаются уставом объединения работодателей.

Объединение работодателей имеет следующие права (ст. 13 Федерального закона «Об объединениях работодателей»): формировать согласованную позицию членов объединения по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и отстаивать ее во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления; согласовывать с другими объединениями работодателей позицию объединения по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений; отстаивать законные интересы и защищать права своих членов во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления; выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений; наделять своих представителей полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, участвовать в формировании и деятельности соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, примирительных комиссиях, трудовом арбитраже по рассмотрению и разрешению коллективных трудовых споров; вносить в установленном порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения и затрагивающих права и законные интересы работодателей, участвовать в их разработке; принимать в установленном порядке участие в реализации мер по обеспечению занятости населения; проводить консультации (переговоры) с профессиональными союзами и их объединениями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления по основным направлениям социально-экономической политики; получать от профессиональных союзов и их объединений, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления имеющуюся у них информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением; участвовать в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования и высшего образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, формировании перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, государственной аккредитации образовательной деятельности профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, в порядке, установленном Правительством РФ.

Объединение работодателей в свою очередь обязано: вести в порядке, установленном федеральными законами, коллективные переговоры, заключать на согласованных условиях соглашения с профессиональными союзами и их объединениями; выполнять заключенные соглашения в части, касающейся обязанностей объединения работодателей; предоставлять своим членам информацию о заключенных объединением работодателей соглашениях и тексты этих соглашений; предоставлять профессиональным союзам и их объединениям, органам исполнительной власти, органам местного самоуправления имеющуюся у объединения работодателей информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением; осуществлять контроль за выполнением заключенных объединением работодателей соглашений; содействовать выполнению членами объединения работодателей обязательств, предусмотренных соглашениями, а также коллективных договоров, заключенных работодателями – членами объединения работодателей; отчитываться перед своими членами о деятельности объединения работодателей в порядке и в сроки, которые предусмотрены уставом объединения работодателей; оказывать своим членам помощь в вопросах применения законодательства, регулирующего трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, разработки локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, заключения коллективных договоров, соглашений, а также разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров; исполнять иные предусмотренные уставом объединения работодателей обязанности.

Объединение работодателей несет ответственность за нарушение или невыполнение заключенных им соглашений в части, касающейся обязательств этого объединения, в порядке, предусмотренном законодательством РФ (ст. 5.31 КоАП), указанными соглашениями. Вместе с тем объединение работодателей не несет ответственность по обязательствам своих членов, в том числе по их обязательствам, предусмотренным соглашениями, заключенными этим объединением работодателей.

В целом можно отмстить, что, будучи созданным для представительства интересов работодателей, объединение выступает представителем работодателей (ст. 33 ТК), а не стороной социального партнерства (ст. 25 ТК). Это ярко проявляется при заключении различного рода соглашений. В этом случае отношения «работодатель – объединение работодателей» строятся по цивилистической модели представительства, т.е. от имени и в интересах стороны соглашения – работодателей – действует объединение, однако правовые последствия возникают лишь для представляемых .

Среди крупнейших межотраслевых объединений работодателей, объединяющих не столько работодателей, а объединения работодателей по отраслям (видам деятельности) следует отметить Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» и Общероссийское объединение работодателей «Объединение предпринимательских организаций работодателей малого и среднего бизнеса»

(«ОПОРА России»), В качестве примера объединений работодателей по отраслям (видам деятельности) можно указать прежде всего Общероссийское отраслевое объединение работодателей нефтяной и газовой промышленности, некоммерческую организацию «Российский союз предприятий и организаций химического комплекса», Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз машиностроителей России», Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Ассоциация промышленников горно-металлургического комплекса России», Общероссийское отраслевое объединение работодателей целлюлозно-бумажной промышленности.

Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 234-Φ3 «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и Трудовой кодекс Российской Федерации» установлено правило о том, что в случае отсутствия на федеральном, межрегиональном, региональном или территориальном уровне социального партнерства отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей его полномочия может осуществлять соответственно общероссийское, межрегиональное, региональное, территориальное объединение работодателей при условии, что состав членов такого объединения отвечает требованиям, установленным федеральным законом для соответствующего отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей.

Фактически это означает следующее: если большинство работодателей той или иной отрасли (отраслей) или вида (видов) деятельности на федеральном, межрегиональном, региональном или территориальном уровне социального партнерства являются членами соответствующего объединения работодателей (например, на федеральном уровне – Российского союза промышленников и предпринимателей), но не создают отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей, то участником отношений социального партнерства на отраслевом (межотраслевом) уровне является данное объединение работодателей.

В научной литературе данному нововведению дается негативная оценка. Так, А. Б. Иванов указывает, что данный закон допускает подмену представителей стороны социального партнерства – отраслевых работодателей представителем работодателей, который не представляет соответствующую отрасль, не имеет полноценной квалификации представительства отрасли (отсутствие знаний особенностей отраслевых социально-трудовых отношений и задач их регулирования в отрасли) . Невозможно не согласиться с тем, что для реального участия в регулировании социально-трудовых отношений в соответствующей отрасли необходимо знать ее специфику, разбираться в особенностях труда работников, занятых в соответствующих организациях.

Но все-таки эти опасения представляются нам излишними. Во-первых, участвовать в социально-партнерском взаимодействии с работниками может лишь то объединение работодателей, в которое уже входит большинство работодателей соответствующей отрасли, и оно, следовательно, соответствует критериям представительности. Во-вторых, объединение работодателей вправе уполномочить на участие в конкретных правоотношениях социального партнерства (коллективных переговорах, работе отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, урегулировании коллективного трудового спора и т.п.) тех лиц, которые работают в данной отрасли и знают ее специфику. В-третьих, создание работодателями, входящими в общероссийское, межрегиональное, региональное, территориальное объединение работодателей, нового отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей вряд ли увеличит количество конкретных физических лиц, знающих специфику отрасли и способных представлять этих работодателей во взаимоотношениях с профсоюзом, или качество их подготовки.

Вместе с тем следует оговорить, что предложение о целесообразности решать отраслевые вопросы не посредством создания региональных и территориальных отраслевых объединений работодателей, а посредством расширения возможностей представительства общероссийских отраслевых объединений в региональных трехсторонних комиссиях по регулированию социальнотрудовых отношений , заслуживает внимания.

Однако нам представляется неточным подход, при котором законодатель должен выбрать тот или иной вариант представительства работодателей той или иной отрасли в условиях отсутствия отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей. Сама необходимость представительства работодателей отрасли со стороны общероссийского, межрегионального, регионального, территориального объединений работодателей связана с тем, что в отдельных отраслях на уровне субъектов РФ, а тем более муниципальных образований, создавать отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей нецелесообразно с организационной и экономической точек зрения ввиду незначительного количества работодателей соответствующей отрасли. В этих условиях данных работодателей могут представлять как общероссийские отраслевые объединения, так и объединения работодателей, действующие на соответствующей территории. Причем далеко не всегда общероссийское отраслевое объединение способно обеспечить надлежащую оперативность представительства (особенно в экстраординарной ситуации) на уровне региона. Представим себе, насколько оперативно представитель отраслевого объединения работодателей, расположенного в Москве, сможет прибыть на Сахалин или Камчатку. Поэтому наиболее целесообразно предоставить работодателям той или иной отрасли выбрать наиболее оптимальную для них модель представительства, выразив ее через механизм проведения собрания или опроса руководителей соответствующих организаций и индивидуальных предпринимателей, функционирующих в соответствующей отрасли.

Президент Группы компаний «АКОМ» возглавил Союз работодателей Самарской области

21 августа состоялось общее отчетное собрание Ассоциации «Союз работодателей Самарской области». Одним из основных вопросов собрания стало избрание нового президента Союза. Им стал член правления Российского союза промышленников и предпринимателей, президент ГК «АКОМ» Н.М. Игнатьев.

На мероприятии присутствовал губернатор Самарской области Дмитрий Азаров. Он отметил, что союз играет важную роль в разработке и реализации региональной промышленной политики. «Уже 23 года вы представляете интересы членов союза в сфере социально-трудовых и экономических отношений», — подчеркнул глава региона. Кроме того, губернатор отметил, что одна из важнейших задач союза — способствовать улучшению условий труда, модернизации производств, созданию рабочих мест. На сегодняшний день в Союз работодателей Самарской области входят 174 предприятия, которые объединяют больше 250 000 сотрудников.

Ключевым вопросом повестки стало избрание нового президента Ассоциации. Большинством голосов был избран президент ГК «АКОМ» Н.М. Игнатьев. «У Николая Михайловича колоссальный опыт активной работы в составе Правления Союза, я рассчитываю, что эта активность приумножится. Есть опыт производственный, опыт внедрения инновационных подходов, и этот опыт может оказаться полезным для многих участников Ассоциации», — отметил губернатор Самарской области Д.И. Азаров.

Н.М. Игнатьев поблагодарил членов совета за оказанное доверие, а кроме того озвучил свою позицию по ключевым направлениям развития самарской промышленности. В своем выступлении Николай Михайлович отметил, что многие предприятия пока отстают от западных компаний, уступают в конкурентной борьбе, поэтому необходимо привлекать лучшие мировые практики и технологии. «Мы уже трижды успешно прошли такую практику, — рассказал Николай Игнатьев. — Тут можно применять разные формы — от покупки технологий до создания совместных предприятий. Настало время разработки программы по их поддержке, по выращиванию глобальных компаний».

Взаимодействие промышленных предприятий с высшей школой, с НИИ — еще одно важное направление. «Достижения высшей школы, прикладной науки должны внедряться в производство. Только при этом условии мы можем двигаться дальше», — подчеркнул новоизбранный президент Союза работодателей. Он также поддержал предложение Почетного президента союза А.Н. Кирилина о создании Фонда промышленности. «Это хорошая идея, мы давно о ней говорим. Она подходит и для развития малого и среднего бизнеса, там как раз не хватает квалифицированных специалистов по детальной проработке проектов, которую мог бы выполнять такой фонд», — уверен президент группы компаний «АКОМ». Глава региона, отвечая на предложение о создании Фонда развития промышленности, подчеркнул, что это время давно пришло, уже в этом квартале фонд будет зарегистрирован.

Николай Михайлович Игнатьев – известный предприниматель, в течение 17 лет возглавляющий созданную им уникальную компанию по производству и реализации аккумуляторных батарей мирового уровня качества. Активный общественный деятель и благотворитель. Является I вице-президентом международной ассоциации производителей химических источников тока «Интербат», членом международной ассоциации производителей аккумуляторных батарей «EUROBAT», членом Правлений Общероссийской общественной организации «РСПП».

Поздравляем Николая Михайловича с избранием на ответственный пост президента Ассоциации «Союз работодателей Самарской области»! Это заслуженное признание высокого авторитета, профессионализма, исключительных деловых качеств, которые вкупе с созидательной энергией будут способствовать улучшению бизнес-климата в регионе, решению масштабных задач, направленных на развитие отечественной промышленности.

По информации пресс-службы ГК «АКОМ»

Общероссийское отраслевое объединение работодателей электроэнергетики информирует о завершении процедур, связанных с принятием новой редакции Устава и задающих новые ориентиры развития отраслевого сообщества работодателей электроэнергетики.

Новый Устав содержит существенно актуализированный и расширенный перечень целей, задач и основных направлений деятельности, уточненную иерархию органов управления и контроля, с четким разграничением полномочий и установлением ответственности каждого из них. Кроме того, с принятием нового Устава завершены процедуры ребрендинга Объединения.

Решение о внесении изменений в Устав и утверждении Устава с изменениями были приняты в установленном порядке Общим собранием членов Объединения 25 июня 2018 года. После этого, в соответствии с поручением Общего собрания, на единоличный исполнительный орган были возложены обязанности по государственной регистрации изменений в Устав и внесению изменений в ЕГРЮЛ.

1 сентября 2018 года в соответствии с распорядительными документами Объединения в отношениях с третьими лицами изменения вступили в силу.

Таким образом, с 1 сентября 2018 года организация в полном объеме реализует права и обязанности юридического лица в качестве «Энергетической работодательской ассоциации России» (сокращенное наименование – Ассоциация «ЭРА России»).

Новая редакция Устава доступна для ознакомления на официальном сайте Объединения.

Смена юридического адреса

Кроме того, для удобства работы с нашими партнерами и контрагентами открыт собственный абонентский ящик для приема корреспонденции. Теперь вы можете связаться с нами, направив свое обращение по адресу фактического нахождения Ассоциации либо используя следующий короткий и удобный адрес: 115114, г. Москва, а/я 50 (в поле «Кому» следует указывать: Ассоциация «ЭРА России»).3 ноября 2018 года состоялась официальная регистрация Ассоциации по месту нахождения ее нового офиса: г. Москва, 2-й Павелецкий проезд, д. 5/1, оф. 6-5. Решение о получении свидетельства о новом юридическом адресе, по представлению Президента Ассоциации, было принято Наблюдательным советом на заседании 3 октября 2018 года. После этого соответствующее заявление было подано в органы Минюста России, которые 3 ноября 2018 года официально внесли необходимые изменения в свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации, официально зарегистрировав Ассоциацию по месту нахождения ее нового офиса: г. Москва, 2-й Павелецкий проезд, д. 5/1, оф. 6-5. С учетом установленных сроков движения документов представители Ассоциации получили новое свидетельство за номером 7714120017 20 ноября 2018 года.

Выписка из Реестра членов Российского союза промышленников и предпринимателей

Ассоциация информирует

17 июля 2017 года проведена специальная оценка условий труда.

Результаты оценки:

Перечень рабочих мест

Декларация соответствия

Сообщение об аннулировании доверенностей

23.05.2017 г.

Общероссийское отраслевое объединение работодателей

(ОГРН 1037729032252 ИНН 7729433100 КПП 772501001; адрес: 115280, г. Москва, ул. Автозаводская, дом 14/23, стр.1; телефон: (495) 234-76-16, e-mail: info@era-rossii.ru) в целях упорядочения процедур по представлению интересов и защиты прав Объединения во взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления, с хозяйствующими субъектами и другими контрагентами Объединения, сообщает об аннулировании с 10 часов 00 минут 23 мая 2017 года всех доверенностей, выданных сотрудникам Объединения в период до 22 мая 2017 года включительно.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОБЪЕДИНЕНИЯХ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

Принят

Государственной Думой

30 октября 2002 года

Одобрен

Советом Федерации

13 ноября 2002 года

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение объединений работодателей, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на все объединения работодателей, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации.

Статья 2. Право работодателей на объединение

1. Работодатели в целях представительства и защиты своих прав и охраняемых законом интересов без предварительного разрешения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов имеют право создавать на добровольной основе объединения работодателей, а также вступать в объединения работодателей в порядке, установленном уставами объединений работодателей.

2. Государство содействует реализации права работодателей на объединение, участию объединений работодателей в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в формировании и реализации государственной политики в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, оказывает в соответствии с федеральными законами поддержку объединениям работодателей как социально ориентированным некоммерческим организациям, включая предоставление работодателям, являющимся членами объединения работодателей, в соответствии с законодательством о налогах и сборах льгот по налогообложению в части их взносов в объединения работодателей, создает другие условия, стимулирующие вступление работодателей в объединения работодателей.

Статья 3. Понятие объединения работодателей и правовое положение объединений работодателей

1. Объединение работодателей — вид ассоциации (союза), основанной на добровольном членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц) и (или) объединений работодателей. Объединение работодателей является социально ориентированной некоммерческой организацией. Уставом объединения работодателей может предусматриваться вхождение в него иных некоммерческих организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности.

1.1. Объединения работодателей самостоятельно определяют программу своей деятельности, в том числе предусматривают своими программами и уставами в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществление деятельности в сферах социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, профессионального образования, охраны здоровья работников на производстве, содействия занятости населения, социального страхования и иной направленной на решение социальных проблем и развитие гражданского общества деятельности.

2. Правовое положение объединений работодателей определяется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Статья 4. Виды объединений работодателей

1. Объединения работодателей могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, территориально-отраслевому признакам.

2. Общероссийское объединение работодателей — объединение, в которое входят не менее чем три общероссийские отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, а также региональные объединения работодателей, в совокупности осуществляющие свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации. Уставом общероссийского объединения работодателей может предусматриваться членство в нем также работодателей.

3. Общероссийское отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей — объединение, в которое входят работодатели отрасли (отраслей) или вида (видов) экономической деятельности, которые в совокупности осуществляют свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и (или) с которыми состоит в трудовых отношениях не менее половины общего числа работников этой же отрасли (отраслей) или этого же вида (видов) экономической деятельности. Уставом общероссийского отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей может быть предусмотрено членство в нем также соответствующих межрегиональных отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей, региональных отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей, территориальных отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей.

4. Межрегиональное объединение работодателей — объединение, в которое входят региональные объединения работодателей, в совокупности осуществляющие свою деятельность на территориях менее половины субъектов Российской Федерации. Уставом межрегионального объединения работодателей может предусматриваться членство в нем также соответствующих межрегиональных отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей и (или) территориальных объединений работодателей, осуществляющих свою деятельность на территориях данных субъектов Российской Федерации.

5. Межрегиональное отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей — объединение, в которое входят соответствующие региональные отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, в совокупности осуществляющие свою деятельность на территориях менее половины субъектов Российской Федерации. Уставом межрегионального отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей может предусматриваться членство в нем также соответствующих территориальных отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей, работодателей этой же отрасли (отраслей) или этого же вида (видов) экономической деятельности, осуществляющих свою деятельность на территориях данных субъектов Российской Федерации.

6. Региональное объединение работодателей — объединение, в которое входят территориальные объединения работодателей, региональные отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, территориальные отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, иные некоммерческие организации, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, которые в совокупности осуществляют свою деятельность на территориях не менее одной четвертой части муниципальных образований соответствующего субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), или не менее двадцати пяти работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

7. Региональное объединение работодателей города федерального значения Москвы — объединение, в которое входят территориальные объединения работодателей, региональные отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, иные некоммерческие организации, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, которые в совокупности осуществляют свою деятельность на территориях не менее половины административных округов города федерального значения Москвы. Уставом регионального объединения работодателей города федерального значения Москвы может предусматриваться членство в нем также работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории города федерального значения Москвы.

8. Региональное объединение работодателей города федерального значения Санкт-Петербурга — объединение, в которое входят территориальные объединения работодателей, региональные отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, иные некоммерческие организации, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, которые в совокупности осуществляют свою деятельность на территориях не менее половины административных районов города федерального значения Санкт-Петербурга. Уставом регионального объединения работодателей города федерального значения Санкт-Петербурга может предусматриваться членство в нем также работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории города федерального значения Санкт-Петербурга.

9. Региональное объединение работодателей города федерального значения Севастополя — объединение, в которое входят территориальные объединения работодателей, региональные отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, иные некоммерческие организации, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, которые в совокупности осуществляют свою деятельность на территориях не менее половины административных районов города федерального значения Севастополя. Уставом регионального объединения работодателей города федерального значения Севастополя может предусматриваться членство в нем также работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории города федерального значения Севастополя.

10. Региональное отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей — объединение, в которое входят соответствующие территориальные отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей и (или) работодатели этой же отрасли (отраслей) или этого же вида (видов) экономической деятельности, осуществляющие свою деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

11. Территориальное объединение работодателей — объединение, в которое входят территориальные отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей и (или) работодатели, осуществляющие свою деятельность на территории соответствующего муниципального образования.

12. Территориальное отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей — объединение, в которое входят работодатели отрасли (отраслей) или вида (видов) экономической деятельности, осуществляющие свою деятельность на территории соответствующего муниципального образования.

Статья 5. Принципы деятельности объединения работодателей

1. Деятельность объединения работодателей осуществляется на основе принципа добровольности вступления в него и выхода из него работодателей и (или) их объединений.

2. Объединение работодателей самостоятельно определяет цели, виды и направления своей деятельности.

3. Взаимодействие объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений осуществляется на основе принципов социального партнерства.

Статья 6. Независимость объединений работодателей

1. Объединения работодателей осуществляют свою деятельность независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов и их объединений, политических партий и движений, других общественных организаций (объединений).

2. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность объединений работодателей, которое может повлечь за собой ограничение прав объединений работодателей, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Порядок взаимодействия объединений работодателей определяется ими в соответствии с их уставами, решениями органов управления объединений работодателей.

Статья 7. Права членов объединения работодателей

1. Члены объединения работодателей имеют равные права.

2. Члены объединения работодателей имеют право:

1) участвовать в формировании органов управления объединения работодателей в порядке, определяемом уставом объединения работодателей;

2) вносить на рассмотрение органов управления объединения работодателей предложения, касающиеся вопросов деятельности объединения работодателей, участвовать в их рассмотрении, а также в принятии соответствующих решений в порядке, определяемом уставом объединения работодателей;

3) участвовать в определении содержания и структуры заключаемых объединением работодателей соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения (далее — соглашения);

4) получать информацию о деятельности объединения работодателей, заключенных им соглашениях, а также тексты этих соглашений;

5) получать от объединения работодателей помощь, предусмотренную уставом объединения работодателей;

6) свободно выходить из объединения работодателей;

7) иные предусмотренные уставом объединения работодателей права.

Статья 8. Обязанности членов объединения работодателей

Члены объединения работодателей обязаны:

выполнять требования устава объединения работодателей;

соблюдать условия соглашений, заключенных объединением работодателей, выполнять обязательства, предусмотренные этими соглашениями.

Статья 9. Ответственность членов объединения работодателей за нарушение или невыполнение соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения и заключенных объединением работодателей

1. Нарушение или невыполнение членом объединения работодателей обязательств, предусмотренных соглашениями, регулирующими социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения и заключенными объединением работодателей, влечет за собой ответственность в порядке, установленном федеральными законами. Ответственность члена объединения работодателей за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных соглашениями, регулирующими социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения и заключенными объединением работодателей, может быть предусмотрена также уставом объединения работодателей.

2. Прекращение работодателем своего членства в объединении работодателей не освобождает его от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, соглашениями за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных соглашениями, заключенными в период членства работодателя в указанном объединении.

3. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашений, заключенных этим объединением, несет ответственность за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных соглашениями, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, указанными соглашениями.

Статья 10. Создание объединения работодателей

1. Объединение работодателей создается на основании решения его учредителей в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», настоящим Федеральным законом.

1.1. Учредителями объединения работодателей могут быть не менее трех работодателей или двух объединений работодателей, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

2. Правоспособность объединения работодателей в качестве юридического лица возникает с момента его государственной регистрации в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

3. Государственная регистрация общероссийских объединений работодателей, общероссийских отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей осуществляется без специального разрешения на использование в наименованиях указанных объединений работодателей слов «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе словосочетаний.

Статья 10.1. Утратила силу. — Федеральный закон от 28.11.2015 N 355-ФЗ.

Статья 10.2. Наименование объединения работодателей

1. Наименование объединения работодателей должно содержать указание на вид объединения работодателей в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона. В наименование объединения работодателей могут включаться в том числе слова «союз», «ассоциация», «партнерство».

2. Объединение работодателей, не отвечающее требованиям, которые установлены настоящим Федеральным законом к объединению работодателей соответствующего вида, не вправе использовать в своем наименовании слова «объединение работодателей» и образованные на их основе словосочетания.

Статья 11. Учредительные документы объединений работодателей

1. Учредительными документами объединений работодателей являются уставы.

2. Устав объединения работодателей должен определять:

1) наименование объединения работодателей;

2) цели и задачи объединения работодателей;

3) место нахождения объединения работодателей;

4) порядок управления объединением работодателей;

5) права и обязанности членов объединения работодателей;

6) условия и порядок приема в члены объединения работодателей и выхода из него;

7) источники формирования имущества объединения работодателей;

8) порядок внесения изменений в устав объединения работодателей;

9) структуру, порядок создания и полномочия органов управления объединения работодателей, порядок принятия ими решений;

10) порядок наделения представителя и (или) представителей объединения работодателей полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, а также на участие в примирительных процедурах при возникновении коллективных трудовых споров;

11) другие не противоречащие Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации положения.

3. Уставом объединения работодателей может предусматриваться ответственность члена объединения работодателей за несоблюдение положений устава, решений органов управления объединения работодателей.

4. Изменения в устав объединения работодателей вносятся на основании решения его высшего органа управления.

Статья 12. Органы управления объединения работодателей

Структура, порядок формирования и полномочия органов управления объединения работодателей, порядок принятия ими решений устанавливаются уставом объединения работодателей.

Статья 13. Права объединения работодателей

1. Объединение работодателей имеет право:

1) — 2) утратили силу. — Федеральный закон от 24.11.2014 N 358-ФЗ;

3) представлять и защищать права и охраняемые законом интересы членов объединения работодателей, а также работодателей — членов объединений работодателей, входящих в данное объединение работодателей, и субъектов предпринимательской деятельности, объединенных в некоммерческие организации, входящие в данное объединение работодателей, в случаях и в порядке, которые установлены уставами объединений работодателей;

4) выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений;

4.1) в случае отсутствия на федеральном, межрегиональном, региональном или территориальном уровне социального партнерства отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей его полномочия по проведению коллективных переговоров, заключению или изменению соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения, разрешению коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения этих соглашений, а также его полномочия при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений может осуществлять соответственно общероссийское, межрегиональное, региональное, территориальное объединение работодателей, если состав членов данного объединения работодателей отвечает требованиям, установленным настоящим Федеральным законом для соответствующего отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей;

4.2) предлагать участвовать работодателям, не являющимся членами объединения работодателей, в коллективных переговорах по заключению соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения, путем вступления в члены данного объединения работодателей или в других формах, определенных данным объединением работодателей;

4.3) осуществлять контроль за выполнением заключенных объединением работодателей соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения, в том числе региональных соглашений о минимальной заработной плате, другими сторонами этих соглашений, а также работодателями, которые уполномочили данное объединение работодателей от их имени заключить эти соглашения либо присоединились к этим соглашениям после их заключения, и работодателями, на которых действие этих соглашений распространено в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации;

5) наделять своих представителей полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, участвовать в формировании и деятельности соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, примирительных комиссиях, трудовом арбитраже по рассмотрению и разрешению коллективных трудовых споров;

6) вносить в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, затрагивающим права и охраняемые законом интересы работодателей, участвовать в разработке указанных нормативных правовых актов;

6.1) участвовать в установленном федеральными законами порядке в разработке и (или) обсуждении проектов законов и иных нормативных правовых актов, других актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, в разработке документов стратегического планирования;

6.2) оспаривать от своего имени в установленном федеральными законами порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, нарушающие права и охраняемые законом интересы объединения работодателей или создающие угрозу такого нарушения;

6.3) направлять в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, своих представителей в состав общественных советов, постоянных и временных рабочих групп, комиссий, создаваемых при органах исполнительной и законодательной власти, органах местного самоуправления по вопросам, затрагивающим охраняемые законом интересы работодателей в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений;

7) принимать в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, участие в формировании и реализации государственной политики в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений;

8) проводить консультации (переговоры) с профессиональными союзами и их объединениями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления по основным направлениям социально-экономической политики;

8.1) участвовать в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в формировании основных направлений миграционной политики, определении потребностей экономики в привлечении и использовании иностранных работников;

9) получать от профессиональных союзов и их объединений, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления имеющуюся у них информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением;

10) участвовать в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования и высшего образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, формировании перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, государственной аккредитации образовательной деятельности профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

11) участвовать в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в создании и развитии системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации, формировании системы независимой оценки квалификации работника, разработке и экспертизе проектов профессиональных стандартов.

1.1. Объединение работодателей также может иметь помимо установленных частью 1 настоящей статьи иные предусмотренные уставом объединения работодателей права.

2. Объединения работодателей имеют равные с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти права на паритетное представительство в органах управления государственных внебюджетных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Обязанности объединения работодателей

Объединение работодателей обязано:

вести в порядке, установленном федеральными законами, коллективные переговоры, заключать на согласованных условиях соглашения, регулирующие социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения;

выполнять заключенные соглашения в части, касающейся обязанностей объединения работодателей;

предоставлять своим членам информацию о заключенных объединением работодателей соглашениях и тексты этих соглашений;

предоставлять профессиональным союзам и их объединениям, органам исполнительной власти, органам местного самоуправления имеющуюся у объединения работодателей информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением;

осуществлять контроль за выполнением членами объединения работодателей соглашений, заключенных объединением работодателей и регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения, в том числе региональных соглашений о минимальной заработной плате;

содействовать выполнению членами объединения работодателей обязательств, предусмотренных соглашениями, а также коллективных договоров, заключенных работодателями — членами объединения работодателей;

абзацы восьмой — девятый утратили силу. — Федеральный закон от 24.11.2014 N 358-ФЗ;

вести реестр членов объединения работодателей, содержащий сведения о работодателях, включая вид (виды) осуществляемой ими экономической деятельности, об объединениях работодателей и иных некоммерческих организациях, входящих в объединение работодателей. Объединение работодателей, входящее в общероссийское, общероссийское отраслевое (межотраслевое), межрегиональное (отраслевое, межотраслевое), региональное, региональное отраслевое (межотраслевое), территориальное объединение работодателей, представляет указанным объединениям работодателей сведения о своих членах, содержащиеся в реестре членов объединения работодателей;

исполнять иные предусмотренные уставом объединения работодателей обязанности.

Статья 15. Ответственность объединения работодателей

1. Объединение работодателей несет ответственность за нарушение или невыполнение заключенных им соглашений в части, касающейся обязательств этого объединения, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, указанными соглашениями.

2. Объединение работодателей не несет ответственность по обязательствам своих членов, в том числе по их обязательствам, предусмотренным соглашениями, заключенными этим объединением работодателей.

Статья 16. Имущество объединения работодателей

1. Объединение работодателей может иметь на праве собственности и ином праве земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество.

2. Члены объединения работодателей при выходе из объединения работодателей не сохраняют прав на переданное ими в собственность объединению работодателей имущество, в том числе на членские и иные взносы, если иное не предусмотрено уставом объединения работодателей.

3. Объединение работодателей не отвечает своим имуществом по обязательствам членов объединения работодателей.

Статья 17. Реорганизация, ликвидация объединения работодателей

1. Реорганизация, ликвидация объединения работодателей осуществляются на основании соответствующего решения высшего органа управления объединения работодателей.

Объединение работодателей может быть реорганизовано, ликвидировано также в случаях, установленных федеральными законами.

2. Реорганизация, ликвидация объединения работодателей осуществляются в порядке, установленном федеральными законами.

Статья 18. Переходные положения

1. Организации, созданные до вступления в силу настоящего Федерального закона и осуществляющие права и обязанности объединений работодателей, обязаны привести свои учредительные документы в соответствие с настоящим Федеральным законом до 1 ноября 2007 года. До приведения указанными организациями своих учредительных документов в соответствие с настоящим Федеральным законом данные документы действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

2. Указанные организации, не приведшие свои учредительные документы в соответствие с настоящим Федеральным законом в срок, установленный частью 1 настоящей статьи, не вправе осуществлять права и обязанности объединений работодателей, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Статья 19. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль