Объекты не подлежащие приватизации

Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 N 178-ФЗ (последняя редакция)

21 декабря 2001 года N 178-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 27.02.2003 N 29-ФЗ, от 09.05.2005 N 43-ФЗ, от 18.06.2005 N 60-ФЗ, от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 05.01.2006 N 7-ФЗ, от 17.04.2006 N 53-ФЗ, от 27.07.2006 N 155-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 10.05.2007 N 69-ФЗ, от 24.07.2007 N 212-ФЗ, от 08.11.2007 N 261-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 13.05.2008 N 68-ФЗ, от 22.07.2008 N 159-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 24.07.2008 N 161-ФЗ, от 07.05.2009 N 89-ФЗ, от 31.05.2010 N 106-ФЗ, от 22.11.2010 N 305-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 11.07.2011 N 201-ФЗ, от 18.07.2011 N 214-ФЗ, от 18.07.2011 N 220-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 06.12.2011 N 401-ФЗ, от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 244-ФЗ, от 02.11.2013 N 291-ФЗ, от 27.05.2014 N 137-ФЗ, от 28.06.2014 N 194-ФЗ, от 21.07.2014 N 259-ФЗ, от 21.07.2014 N 265-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ, от 24.11.2014 N 356-ФЗ, от 31.12.2014 N 519-ФЗ, от 06.04.2015 N 82-ФЗ, от 29.06.2015 N 156-ФЗ, от 29.06.2015 N 180-ФЗ, от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 29.12.2015 N 391-ФЗ, от 23.06.2016 N 221-ФЗ, от 03.07.2016 N 265-ФЗ, от 03.07.2016 N 366-ФЗ, от 03.07.2016 N 367-ФЗ, от 01.07.2017 N 155-ФЗ, от 31.12.2017 N 505-ФЗ, от 31.05.2018 N 122-ФЗ, от 29.06.2018 N 171-ФЗ, от 06.03.2019 N 20-ФЗ, от 01.04.2019 N 45-ФЗ, от 02.08.2019 N 301-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 26.12.2005 N 189-ФЗ, от 19.12.2006 N 238-ФЗ, от 18.07.2009 N 181-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества
    • Статья 2. Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества
    • Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона
    • Статья 4. Законодательство Российской Федерации о приватизации
    • Статья 5. Покупатели государственного и муниципального имущества
    • Статья 6. Компетенция Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере приватизации
  • Глава II. Планирование приватизации государственного и муниципального имущества
    • Статья 7. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества
    • Статья 8. Разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества
    • Статья 9. Отчет о результатах приватизации федерального имущества
    • Статья 10. Планирование приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества
    • Статья 10.1. Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности
  • Глава III. Порядок приватизации государственного и муниципального имущества
    • Статья 11. Определение состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия
    • Статья 12. Определение цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества
    • Статья 13. Способы приватизации государственного и муниципального имущества
    • Статья 14. Решение об условиях приватизации государственного и муниципального имущества
    • Статья 15. Информационное обеспечение приватизации государственного или муниципального имущества
    • Статья 16. Документы, представляемые покупателями государственного и муниципального имущества
    • Статья 17. Гарантии трудовых прав работников акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, созданных в процессе приватизации
  • Глава IV. Способы приватизации государственного и муниципального имущества
    • Статья 18. Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе
    • Статья 19. Продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе
    • Статья 20. Продажа акций акционерного общества, долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, на конкурсе
    • Статья 21. Продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ
    • Статья 22. Утратила силу
    • Статья 23. Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения
    • Статья 24. Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены
    • Статья 25. Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ
    • Статья 26. Продажа акций акционерного общества по результатам доверительного управления
  • Глава V. Особенности приватизации отдельных видов имущества
    • Статья 27. Утратила силу
    • Статья 28. Отчуждение земельных участков
    • Статья 29. Особенности приватизации объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия
    • Статья 30. Особенности приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения
    • Статья 30.1. Особенности приватизации объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем
    • Статья 30.2. Особенности приватизации объектов концессионного соглашения
    • Статья 30.3. Особенности приватизации объектов речных портов
    • Статья 31. Обременения приватизируемого государственного или муниципального имущества
    • Статья 32. Оформление сделок купли-продажи государственного или муниципального имущества
    • Статья 32.1. Проведение продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме
  • Глава VI. Оплата и распределение денежных средств от продажи имущества
    • Статья 33. Утратила силу
    • Статья 34. Средства платежа при продаже государственного и муниципального имущества
    • Статья 35. Порядок оплаты государственного или муниципального имущества
    • Статья 36. Порядок возврата денежных средств по недействительным сделкам купли-продажи государственного или муниципального имущества
  • Глава VII. Особенности создания и правового положения акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в государственной или муниципальной собственности
    • Статья 37. Особенности создания акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью путем преобразования унитарного предприятия
    • Статья 38. Особенности правового положения акционерных обществ, в отношении которых принято решение об использовании специального права («золотой акции»)
    • Статья 39. Особенности правового положения акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований и не закреплены за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями
    • Статья 40. Сохранение доли государства или муниципального образования в уставном капитале акционерных обществ
    • Статья 40.1. Сохранение доли государства или муниципального образования в уставном капитале акционерных обществ в случае размещения акций путем открытой подписки и осуществления биржей их листинга, а также в случае размещения акций акционерных обществ за пределами Российской Федерации, в том числе посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении акций акционерных обществ
    • Статья 41. Регистрация выпуска акций, ведение реестра акционеров, учет акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации
  • Глава VIII. Переходные и заключительные положения
    • Статья 42. Защита прав государства и муниципальных образований как собственников имущества
    • Статья 43. Переходные положения
    • Статья 44. Внесение изменения в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»
    • Статья 45. Признание утратившими силу иных федеральных законов
    • Статья 46. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Субъекты

Субъекты как приватизации, так и любого другого правоотношения в теории права — это лица, которые в этих отношениях участвуют, имеют права и несут обязанности, при этом права и обязанности тесно связаны друг с другом (праву одного субъекта всегда должна отвечать обязанность другого – в противном случае никаких правоотношений между ними сложиться не может в принципе).

Кто же будет выступать субъектами в таком конкретном виде правовых отношений, как приватизация государственного и муниципального имущества? Субъектами, как легко заметить, будут являться:

  • с одной стороны – граждане, проживающие в помещении, как новые получатели и собственники жилья;
  • с другой – органы власти, муниципальной и государственной, прежде выступавшие как владельцы этих жилых помещений, а конкретно в приватизационных отношениях являющиеся передающей стороной.

Для каждой из сторон есть свои ограничения, позволяющие им полноценно участвовать в приватизационных отношениях. Для физических лиц такими ограничениями будут, прежде всего, необходимость иметь гражданство и проживать в приватизируемом помещении на постоянной основе. В отношении же второй стороны, передающей безвозмездно жильё гражданам в частную собственность, законодательство устанавливает следующие требования:

  1. Орган, выступающий в качестве передающего, должен относиться к муниципальной или государственной власти. Возможно также участие в приватизации муниципальных предприятий либо учреждений, если они наделены правом вступать в правоотношения по поводу приватизации жилого фонда.
  2. Он должен иметь жильё в своей собственности. Не числящуюся на балансе местного самоуправления либо государства квартиру, комнату либо иное жильё приватизировать нельзя.

ВАЖНО! Основная масса приватизируемого жилья находится в собственности местного самоуправления.

Поэтому в дальнейшем речь будет идти в первую очередь о передаче в частную собственность муниципального жилищного фонда. Порядок приватизации государственного жилья ничем не отличается от того, который установлен для муниципального, и потому далее особо оговариваться не будет.

Понятие объектов, их классификация

Объект приватизации — это муниципальное имущество, которое переходит в частную собственность. Однако если речь идёт о бесплатной приватизации жилья, то объект должен иметь ряд свойств:

  • находиться в собственности у муниципального образования;
  • относиться к категории жилой недвижимости;
  • не иметь оснований для запрещения приватизации;
  • передаваться в пользование гражданам с помощью договора социального найма.

Каждый из объектов может классифицироваться по следующим признакам:

  1. По виду собственности – муниципальное и государственное жильё.
  2. По характеристике помещений (согласно ст. 16 ЖК РФ): дом или часть дома, квартира или часть квартиры, комната.
  3. По категории использования: жильё социального фонда (приватизируемое в общем порядке) и жильё специальных фондов (служебное и т. д.). Специальный фонд может быть приватизирован только с согласия собственника.

Кто может приватизировать недвижимость?

Ну а теперь вернёмся к участникам приватизации. Для того, чтобы человек имел право оформить бесплатно в собственность муниципальное жилое помещение, существуют некоторые ограничения, установленные законом. Они сводятся к следующим факторам:

  1. Необходимость иметь российское гражданство. Действие Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон РФ № №1541-1) распространяется только на граждан нашей страны.

    Иностранцы и лица без гражданства никак не связаны с Российской Федерацией – и потому передача им бесплатно в собственность жилья никак не обоснована. Что любопытно, платная приватизация, регулирующаяся уже ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», такого ограничения не содержит: ст. 5 этого закона прямо разрешает быть покупателями любым физическим лицам (для организаций уже есть ограничения).

  2. Необходимость проживать в приватизируемом жилье по договору социального найма (ст. 60 ЖК РФ). Пользующиеся жилым помещением по другим основаниям (коммерческий наём, поднаём, временное проживание и т. д.) права на участие в приватизации не имеют. Поэтому одним из первых действий для жильцов, желающих оформить в собственность муниципальное жильё, будет являться оформление самого договора соцнайма, если ранее это по каким-то причинам сделано не было.
  3. Необходимость относиться к членам семьи нанимателя по договору соцнайма (ст. 69 ЖК РФ). При этом в качестве членов семьи рассматриваются не только те, кто к ним относиться согласно нормам СК РФ, но и иные лица, признанные в таком качестве в судебном порядке.
  4. Необходимость иметь право пользования приватизируемой квартирой. Сам факт проживания или отсутствия на жилплощади мало что значит – важно, чтобы в соответствии с законом гражданин имел право проживать в конкретном помещении.

    Поэтому в том случае, если не проживающий, но сохранивший за собой право гражданин не был указан в числе участников приватизации, он будет иметь все основания для того, чтобы обжаловать договор передачи жилья в судебном порядке – и, скорее всего, выиграет дело.

  5. Однократность приватизации. Лицо вправе воспользоваться своим правом на обращение жилья в частную собственность лишь один раз, при этом письменный отказ от участия в приватизации рассматривается с точки зрения закона как реализация этого права.Единственным исключением являются те, кто уже ранее участвовал в процессе, будучи несовершеннолетним.

    На них ограничение не распространяется – и такие лица, достигнув возраста в 18 лет и заключив по каким-либо основаниям новый договор социального найма, могут приватизировать и новую квартиру.

Какое жильё может быть передано в частную собственность?

Какие жилые помещения подлежат приватизации? По закону, в качестве таковых рассматриваются следующие помещения:

  1. Расположенные в домах соответствующего фонда – муниципального либо государственного.
  2. Соответствующие нормам ЖК РФ и подзаконных актов, касающиеся статуса жилого помещения. Квартиры, комнаты, дома и другие объекты недвижимости, не включенные в число жилых, приватизированы в порядке Закона РФ №1541-1 не могут быть.
  3. Те, в отношении которых законодательно не установлен запрет на приватизацию.

Какое не подлежит передаче?

А теперь посмотрим, какие объекты государственной и муниципальной собственности прямо запрещено приватизировать в соответствии с законом. К числу жилых помещений, которые не подлежат приватизации, относятся следующие (согласно действующим нормам ст. 4 Закона РФ №1541-1):

  1. Жилплощадь в аварийных домах. В качестве таковых рассматриваются дома, имеющие заметный износ и нуждающиеся в капитальном ремонте, сильно повреждённые и т. д. Для того чтобы жилой дом был признан аварийным такое решение должны вынести уполномоченные органы власти.
  2. Комнаты в общежитиях. Понятие о том, что считается общежитием, зафиксировано в жилищном законодательстве.
  3. Жильё в закрытых городках при воинских частях. Эти помещения не могут быть приватизированы ни при каких обстоятельствах вне зависимости от позиции государственных органов власти.
  4. Служебное жильё, кроме домов или квартир в совхозах или иных сельхозпредприятиях, а также в расположенных в сельской местности жилых помещениях стационаров соцзащиты населения.

    В последнем случае закон оставляет лазейку для желающих получить в собственность служебное жильё: если собственник или владелец на праве хозяйственного ведения или оперативного управления дал своё согласие, служебное жилое помещение может быть передано жильцу в собственность. Однако это право, а не обязанность. Если соответствующее решение не было принято, требовать приватизации жилец не вправе.

ВАЖНО! Ранее запрет распространялся и на квартиры и другие жилые помещения, предоставленные по договору социального найма после 1 марта 2005 года.

Однако эта норма закона была признана не соответствующей Конституции РФ и после того, как Конституционный суд рассмотрел этот вопрос, ограничения были сняты. Сейчас можно приватизировать любые квартиры, вне зависимости от времени их предоставления гражданам.

Чтобы узнать, как можно приватизировать жилье в общежитии, посмотреть видео:

Особенности в отношении объектов культурного наследия

Отдельно следует рассмотреть вопрос о том, как могут быть приватизированы жилые помещения, расположенные в зданиях, признанных объектами культурного наследия. Здесь нужно руководствоваться не сколько Законом РФ №1514-1, сколько ст. 29 ФЗ «О приватизации государственного муниципального имущества», а также местными нормами, касающимися порядка приватизации в конкретном субъекте РФ (с учётом норм ст. 48 ФЗ №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия…»).

При этом нужно помнить, что согласно ст. 50 закона №73-ФЗ, не могут быть приватизированы:

  • особо ценные объекты культурного наследия;
  • памятники, включенные в список всемирного наследия;
  • объекты, предоставленные музеям-заповедникам;
  • объекты, входящие в перечень археологического наследия.

В том случае, если в пределах перечисленных выше объектов есть жилые помещения, они могут быть приватизированы, но при этом на нового собственника возлагается ряд ограничений. В частности, он принимает на себя дополнительные охранные обязательства, связанные с особенностями пользования и распоряжения объектами такого рода.

Порядок наложения охранных обязательств определяется государственными органами исполнительной власти. Нарушение правил пользования объектами культурного наследия карается в соответствии с нормами действующего законодательства.

Как можно увидеть, субъектами приватизации по отношению к жилым помещениям выступают с одной стороны граждане России, а с другой – государственные и муниципальные органы власти, наделённые полномочиями распоряжаться жилищным фондом, находящимся в собственности государства (РФ в целом или одного из её субъектов) либо органов местного самоуправления.

При этом объектами приватизации могут выступать только жилые помещения. При этом есть объекты, не подлежащие приватизации, в их отношении действует ряд ограничений, связанных с характеристиками и статусом жилья.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Субъекты и объекты приватизации

Под субъектами приватизацииследует понимать собственников, продавцов, покупателей государственного и муниципального имущества, а также уполномоченные государственные органы и специализированные организации.

Собственникамиотчуждаемого имущества является Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Осуществление полномочий по приватизации федерального имущества возложено на Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество).

Функции по продаже приватизируемого федерального имущества могут осуществлять специализированные государственные учреждения (Российский фонд федерального имущества (РФФИ).

Покупателямигосударственного имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также кроме иных ЮЛ, в уставном капитале которых доля государственного и муниципального имущества превышает 25 процентов.

Объекты приватизации- это то государственное или муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Виды объектов приватизации:

по своему содержанию объекты делятся на:

1)имущественные комплексы государственных и муниципальных унитарных предприятий;

2)принадлежащие государственным и муниципальным образованиям акции ОАО, созданных в процессе приватизации;

3)отдельные виды имущества (здания, сооружения и земельные участки, на которых они расположены и которые необходимы для их использования; объекты незавершенного строительства; земельные участки, находящиеся у унитарного предприятия на праве постоянного, т.е. бессрочного пользования или аренды; объекты культурного наследия; объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, входящие в имущественные комплексы унитарных предприятий, и др.).

в зависимости от формы собственности выделяют:

1)объекты государственной собственности;

2) объекты муниципальной собственности.

в зависимости от возможности и порядка осуществления приватизации:

1)- приватизируемые в общем порядке;

2)- приватизация которых осуществляется с особенностями, предусмотренными Законом о приватизации (объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, имущественные комплексы унитарных предприятий и пр.);

3)- приватизируемые в особом порядке (стратегические предприятия);

4) — закрепляемые в государственной собственности до принятия решения о прекращении закрепления.

СОПРОВОЖДЕНИЕ СДЕЛОК ПО ПРИВАТИЗАЦИИ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, ПОМЕЩЕНИЙ

Государственное и муниципальное имущество можно приватизировать следующими способами:
— продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
— продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
— продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
— продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
— внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
Однако существует еще один способ приватизации, позволяющий арендаторам – субъектам малого и среднего предпринимательства приобрести арендуемые ими помещения в собственность без проведения торгов.
Приватизация зданий, строений, сооружений, предприятий и иных имущественных комплексов, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, производится с одновременной приватизацией земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для его использования (за исключением случаев, когда соответствующие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте). Подробнее…
Собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, должны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По желанию собственника объекта недвижимости, который расположен на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем 49 лет, а если объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, — на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон. Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка.
Использование земельного участка не в соответствии с видом его разрешенного использования, установленного градостроительной документацией, не является основанием для отказа в приватизации земельного участка под зданием.
Ветхость здания не может быть причиной отказа в приватизации земельного участка, на котором оно находится.
Мы надеемся, что ответы на описанные ситуации, помогут Вам. Если же Ваша проблема не затронута в данных статьях, то, обратившись к высококвалифицированным специалистам юридической фирмы «Логос», будет найдено наиболее рациональное решение Вашей задачи.

ПРЕИМУЩЕСТВА СОПРОВОЖДЕНИЯ В ФИРМЕ «ЛОГОС»

В фирме «Логос» вопросами недвижимости занимаются высококвалифицированные юристы, обладающие всеми необходимыми знаниями и довольно большим опытом в области сделок с землей и другими объектами недвижимости. Кроме практической деятельности юристы нашей фирмы занимаются научной и преподавательской деятельностью, что еще раз подтверждает их профессионализм. В перечень оказываемых юридических услуг с земельными участками входит сопровождение сделок по приватизации, купле-продаже, обременения, либо снятия обременения и другие виды операций с сооружениями и нежилыми помещениями, в том числе переоформление прав.
СТОИМОСТЬ
Стоимость услуги сопровождения сделок для каждого конкретного случая зависит от необходимости выполнения тех или иных действий. Набор этих мероприятий (действий) индивидуален для каждого объекта. Базовая стоимость сопровождения сделок с недвижимостью в фирме «Логос» составляет 40 тысяч рублей.