Облигации банка России 2018

Типы облигаций на российском рынке

Долговой рынок — старейший из финансовых рынков, который на сегодняшний день представлен широким количеством разнообразных инструментов. Российский рынок облигаций в этом смысле не исключение. Неискушенному инвестору на первых парах легко запутаться в разнообразии долговых бумаг.

Чем переменный купон по облигации отличается от плавающего? На какую доходность ориентироваться: текущую, к погашению или к дате оферты? Чем отличаются муниципальные облигации от государственных? Что такое младший долг и как не попасть на риск субординированных облигаций? Что такое амортизация долга? На эти и другие распространенные вопросы дадим ответы в этой статье.

Классификация облигаций по валюте представления

По законодательству все расчеты на территории Российской Федерации осуществляются в рублях. Соответственно, подавляющее большинство облигаций, обращающихся на внутреннем рынке и доступных для частного инвестора номинируются в национальной валюте. Номинал облигаций чаще всего равен 1000 руб., доход выплачивается в виде купонов и торги ими проходят главным образом на Московской бирже.

Облигации, номинированные в иностранной валюте (в основном в евро и долларах США), называются еврооблигациями. Основные объемы торгов еврооблигаций проходят на внебиржевом рынке, однако некоторые бумаги доступны и на Московской бирже.

При инвестировании в такие бумаги необходимо учитывать особенности налогообложения. Расчетной базой для НДФЛ по ним является не только основной доход, но и доход от курсовой разницы. В настоящий момент Минфином РФ разрабатывается законопроект, который освободит инвесторов в государственные евробонды, выпущенные после 1 января 2018 г., от НДФЛ с доходов от курсовой разницы.

Классификация облигаций по типу эмитента

По типу эмитента облигации российского рынка можно разделить на три больших категории: государственные, корпоративные и муниципальные.

Государственные облигации

Самые распространенные бумаги этой категории, это облигации федерального займа (ОФЗ), о которых подробно написано в статье ОФЗ: Чем они отличаются и какие покупать. ОФЗ обладают хорошей ликвидностью, широким выбором сроков инвестирования, низкой вероятностью дефолта эмитента, а также купонный доход по ним освобожден от уплаты НДФЛ. Чаще всего купон выплачивается по этим бумагам раз в полгода, однако бывают и исключения. Из недостатков можно отметить невысокую доходность, которая является компенсацией за низкий кредитный риск.

Корпоративные облигации

Данная категория бумаг представляет собой долговые бумаги отдельных компаний. Их отличает большая, чем по ОФЗ, доходность. Часто купон по ним является переменным. Доход, как купонный, так и с прироста рыночной стоимости облагается подоходным налогом, но есть исключения в виде корпоративных бумаг, выпущенных после 2017 г. включительно, по которым купонный доход освобожден от НДФЛ. Список таких бумаг можно посмотреть в следующей статье.

Необходимо отдельно отметить субординированные облигации корпоративных эмитентов. Субординированная облигация — это заем компании, который находится рангом ниже других кредитов и займов в случае ликвидации или банкротства компании, так называемый, младший долг.

Другими словами, держатели субординированных облигаций в последнюю очередь, за исключением акционеров, получат свою долю в активах компании при банкротстве. Такие бумаги являются более рискованным вложением, и справедливо сопровождаются более высокой доходностью.

Для расчёта риска портфеля необходимо точно знать, нет ли в нем долговых бумаг субординированных выпусков, кредитный риск по которым выше. Частный инвестор может встретить эти облигации среди долговых бумаг банков, так как для них такая форма привлечения капитала является удобной по ряду причин. Список субординированных облигаций российских банков можно посмотреть .

Субфедеральные и муниципальные облигации

Такой тип долговых бумаг могут выпускать субъекты РФ (субфедеральные) и муниципальные образования (муниципальные). Рынок этих облигаций относительно других типов бумаг небольшой, что в свою очередь сказывается и на ликвидности. Около половины всего рынка составляют выпуски Москвы, Красноярского края, Самарской и Нижегородской области. Купоны по этим облигациям не облагаются НДФЛ, при этом доходность у бумаг немного выше за счет более низкой надежности. Довольно часто по таким облигациям предусмотрена амортизация долга.

Важно! Государственные и муниципальные облигации не идентичны по уровню кредитного риска. Разумеется, государство будет всячески помогать региону выполнять обязательства, если последний окажется в затруднительном финансовом положении. Но дефолт эмитента все же возможен, в том числе при платежеспособности государства, так что риск таких вложений выше, чем при инвестировании в обычные ОФЗ. Покупать облигации регионов из-за более высокой доходности и считать их при этом равными по надежности государственным не корректно.

Классификация облигаций по типу получения дохода

Дисконтные (бескупонные) облигации

По облигациям данного типа не предусмотрена выплата купона. Такие облигации изначально размещаются ниже номинальной стоимости, и доход инвестора составляет только разница между ценой покупки бумаги и ценой погашения/продажи. Такие бумаги на Московской бирже встречаются достаточно редко.

Облигации с фиксированным купоном

Фиксированный купон представляет из себя определенный процент от номинальной стоимости, который выплачивается через установленные заранее промежутки времени. Процентная ставка по облигации известна с момента выпуска и, как правило, одинакова весь срок обращения бумаги. Для такой бумаги можно составить график купонных выплат с точными суммами и однозначно рассчитать доходность к погашению.

Пример: Корпоративная облигация СберБ БО37 с фиксированным купоном. По этой облигации предусмотрены выплаты каждые полгода в марте и сентябре из расчета 9,25% годовых. Дата погашения облигации 30.09.2021 г. По такой облигации можно точно рассчитать доходность к погашению в том числе с учетом реинвестирования купонов.

Облигации с переменным купоном

Облигации с переменным купоном достаточно часто встречаются среди корпоративных бумаг. По таким облигациям купон фиксируется до даты оферты, после которой процентная ставка меняется в зависимости от конъюнктуры рынка. При этом до оферты новая процентная ставка неизвестна. Такой механизм позволяет эмитенту снизить процентный риск, особенно если выпуск размещается в период высоких процентных ставок с перспективой их понижения. А у инвестора в свою очередь появляется возможность досрочно погасить эти облигации по оферте. В промежутках между офертами такие бумаги ничем не отличаются от облигаций с фиксированным купоном с той лишь разницей, что доходность корректно считать не к дате погашения, а к дате ближайшей оферты. Подробнее об офертах читайте в статье Оферта по облигациям. Что нужно знать инвестору об этом.

Пример: корпоративная облигация ОбувьрусБ1 с переменным купоном. Дата погашения облигации 15.07.2020 г., текущая процентная ставка 15% действует только до даты оферты 17.07.2019 г. После этого величина купона будет рассчитана по новой процентной ставке.

Важно! В терминале QUIK в таблице облигаций есть столбец «Доходность». Стоит учитывать, что корректное значение в нем можно получить только для облигаций с фиксированным купоном, по которым процентная ставка известна на весь период обращения. Для остальных бумаг необходимо рассчитывать доходность самостоятельно или использовать специализированные информационные ресурсы.

Облигации с плавающим (индексируемым) купоном

Процентная ставка по таким бумагам привязана к изменению какого-либо другого индикативного финансового инструмента. Этим инструментом может быть ключевая ставка Банка России, индекс потребительских цен, ставка RUONIA, курс доллара, ставка LIBOR (для еврооблигаций) и другие. Как правило, рассчитать размер купона по таким бумага можно не дальше, чем на один купонный период. Формула расчета публикуется эмитентом и доступна всем инвесторам.

Облигации с плавающим купоном неудобны тем, что будущую доходность можно только спрогнозировать, что не всегда возможно, особенно если формула включает в себя несколько индикативных инструментов. Однако такая форма купона хороша тем, что позволяет застраховаться, например, от внезапного изменения процентной ставки, как было в конце 2014 г., когда ключевая ставка была повышена на 6,5%. По бумагам с привязанной к ней ставкой купон оказался проиндексирован, и инвесторы за этот период получили более высокие выплаты, в то время как облигации с фиксированным доходом отыгрывали рост доходностей снижением номинальной стоимости, что для владеющих бумагами инвесторов было крайне невыгодно.

Пример 1: корпоративная облигация Роснефть БО-18 с плавающим купоном. Процентная ставка определяется из расчета Ключевая ставка ЦБ РФ плюс 0,1%, но не менее 0,01%. Ключевая ставка определяется по состоянию на 5й рабочий день, предшествующий дате начала рассчитываемого купонного периода. Таким образом, очередной купон за период с 22.01.2018 по 23.04.2018 рассчитывается по ставке 7,75 + 0,1 = 7,85% годовых.

Пример 2: Корпоративная облигация РЖД 32 ОБЛ с плавающим купоном, привязанным индексу потребительских цен (ИПЦ) во 2-м месяце, предшествующем месяцу начала очередного купонного периода. Процентная ставка рассчитывается по формуле (ИПЦ-100%)+2,1%. Таким образом, купон за период с 12.01.2018 до 13.07.2018 будет выплачен по ставке 4,6% годовых. В таблице ниже приведены все рассчитанные купонные выплаты за время обращения

Классификация облигаций по типу погашения номинала

Погашение номинала полностью в конце срока

По умолчанию сумма номинала выплачивается инвестору в полном размере в дату погашения облигации. Такой тип погашения является самым распространенным среди бумаг на Московской бирже.

Облигации с индексируемым номиналом

Иногда для облигации плавающим является не купон, а номинальная стоимость бумаги. Ярким примером является облигация ОФЗ 52001, по которой купон 2,5% фиксирован, а номинальная стоимость ежегодно индексируется на величину инфляции. Такой вид ОФЗ достаточно хорош в моменты высокой инфляции или как страховка от будущего ускорения роста цен.

Из минусов можно отметить то, что «инфляционный доход» будет получен только при погашении или продаже, соответственно реинвестировать его в течение срока обращения не получится.

Облигации с амортизируемым долгом

Для большинства облигаций, обращающихся на Московской бирже, сумма номинала выплачивается инвестору в полном размере в дату погашения. Однако эмитенту может быть неудобна такая форма заимствований, при которой к дате погашения придется аккумулировать крупную сумму денег для погашения выпуска. Тогда он выпускает облигацию с амортизируемым долгом, номинал которой погашается частями параллельно с купонными выплатами. Это дает возможность эмитенту распределить выплату долга равномерно на весь период обращения. Часто такие бумаги встречаются среди муниципальных облигаций.

Для инвестора при прочих равных условиях такой тип погашения менее выгоден, так как после получения части номинала следующие купоны начисляются на остаток стоимости бумаги, за счет чего суммарный доход получается меньше. Однако этот тип бумаг может быть удобен в периоды низких процентных ставок, когда ожидается их повышение. Тогда возвращенную часть номинала можно будет реинвестировать под более высокий процент.

Пример 1: Дисконтная облигация ОФЗ-46005 с амортизацией долга. Облигация выпущена в 2003 г. с дисконтом к номинальной стоимости, составляющей 1000 руб. 10 января 2018 г. инвесторам было выплачено 70% номинала (700 руб.), а 9 января 2019 г. будет погашены оставшиеся 30% (300 руб.). В настоящий момент бумага торгуется по 95,6% от оставшейся части номинала (286,8 руб.) что при погашении даст доходность около 5,27% за счет разницы в цене.

Пример 2: Корпоративная облигация с фиксированным купоном и амортизацией долга АИЖК 11об. Номинал облигации гасится по графику, представленному ниже. Процентная ставка 8,2% фиксирована на весь срок обращения, начисляется на непогашенный остаток номинала. Также для этой бумаги предусмотрена оферта с call-опционом 15 сентября 2018 г.

Начать инвестировать

БКС Брокер

Операции с облигациями Банка России

Основное назначение инструмента

Размещение центральными банками собственных облигаций достаточно широко распространено в мировой практике проведения денежно-кредитной политики. Особенно активно данные операции используются в странах с развивающимися финансовыми рынками. Собственные облигации, в частности, выпускают центральные банки Южной Кореи, Израиля, Бразилии, Чили, Южно-Африканской Республики.

Облигации центрального банка — это инструмент регулирования банковской ликвидности, который используется для абсорбирования формирующегося значительного и устойчивого избытка, как правило, на сравнительно длительные сроки (от нескольких месяцев до 1 года).

Облигации центрального банка являются достаточно привлекательными для кредитных организаций. Во-первых, их держатели получают гарантированный доход. Во-вторых, в том случае, если у кредитной организации потребность в дополнительной ликвидности возникнет раньше, чем наступит срок погашения облигаций, она имеет возможность использовать эти облигации в качестве обеспечения по операциям на денежном рынке и/или для привлечения рефинансирования у центрального банка. Кроме того, кредитная организация может продать их либо на вторичном рынке, либо, если это предусмотрено, центральному банку.

Банк России может проводить аукционы по размещению собственных облигаций (облигаций Банка России — ОБР) для снижения нагрузки на основные операции — еженедельные депозитные аукционы, то есть в том случае, если избыточная ликвидность формируется в значительном объеме и на длительный срок.

Право на эмиссию Банком России собственных облигаций в целях реализации денежно-кредитной политики устанавливается ст. 44 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Эмиссия ОБР осуществляется в соответствии со ст. 27.5-1 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Участники операций с ОБР

В соответствии с целями использования облигаций Банка России как инструмента денежно-кредитной политики размещение и обращение ОБР осуществляются только среди российских кредитных организаций.

Параметры ОБР

ОБР выпускаются в форме купонных облигаций на сроки 3, 6 или 12 месяцев, номинальной стоимостью 1000 рублей (одна тысяча рублей). ОБР включены в Ломбардный список Банка России. Погашение ОБР осуществляется по номиналу. Купонный период установлен равным 3 месяцам. Доходность ОБР привязана к ключевой ставке Банка России. Купонный доход начисляется за каждый день купонного периода по ключевой ставке, действующей в этот день.

Накопленный купонный доход рассчитывается ежедневно по следующей формуле:

AIi — размер накопленного купонного дохода для даты i в рублях и копейках;

N — номинальная стоимость облигации в рублях и копейках;

t — счетчик календарных дней;

Ti — разница между датой i и датой начала купонного периода, выраженная в календарных днях (включая выходные и праздничные дни);

Dt — дата, отстоящая на t дней от даты начала купонного периода;

rDt — ключевая ставка Банка России, действующая на дату Dt, % годовых;

baseDt — количество дней в году, на который приходится дата Dt (365 или 366).

Информация о решении Банка России о размещении ОБР, информация о завершении размещения выпуска ОБР публикуется на сайте Банка России в сети Интернет в форме пресс-релизов. Утвержденные решения Банка России о выпуске ОБР дополнительно публикуются на сайте Банка России в сети Интернет в разделе Денежно-кредитная политика.

Информация об исполнении Банком России обязательств по ОБР (о погашении номинальной стоимости и о выплаченном купонном доходе), об объеме ОБР в обращении публикуется на сайте Банка России в сети Интернет в разделе Статистика, Ликвидность банковского сектора и инструменты денежно-кредитной политики.

Аукционы по размещению ОБР

Размещение и доразмещение выпусков ОБР осуществляется на аукционах. Аукционы по размещению (доразмещению) ОБР проводятся на торгах Публичного акционерного общества «Московская Биржа ММВБ-РТС» (далее — Московская Биржа) (в соответствии с «Правилами проведения торгов на фондовом рынке и рынке депозитов ПАО Московская Биржа», опубликованными на официальном сайте Московской Биржи в сети Интернет) в режиме торгов «Размещение: Аукцион» с кодом расчетов B01.

Информация о дате проведения и других параметрах аукциона публикуется не позднее, чем за 1 день до его проведения, на сайте Банка России в сети Интернет в разделе Новое на сервере, а также доводится до сведения участников рынка посредством публикации соответствующего извещения на официальном сайте Московской Биржи в сети Интернет. Ретроспективная информация по параметрам объявленных аукционов доступна в разделе Статистика, Ликвидность банковского сектора и инструменты денежно-кредитной политики.

Как правило, аукцион по размещению (доразмещению) ОБР является ценовым с заданным объемом предложения и проводится американским способом (то есть заявки удовлетворяются по указанным в них ценам). К участию в аукционе принимаются только конкурентные заявки, в которых цены на приобретение облигаций указываются в процентах от номинала. Неконкурентные заявки на приобретение облигаций (без указания цены) не предусмотрены. Минимальная заявляемая цена устанавливается Банком России с учетом рыночной конъюнктуры.

После окончания периода сбора заявок на аукционе Банк России в пределах установленного объёма размещения (доразмещения) определяет минимальную цену продажи облигаций — цену отсечения — или принимает решение о признании аукциона несостоявшимся. При наличии на аукционе только одного участника аукцион признается несостоявшимся.

По итогам состоявшегося аукциона удовлетворяются все заявки с ценой выше или равной цене отсечения. Если общий объем спроса, указанный в заявках с ценой, равной цене отсечения, превышает объем оставшихся к размещению облигаций, то эти заявки удовлетворяются пропорционально указанным в них объемам.

Результаты аукциона по размещению (доразмещению) ОБР публикуются на сайте Банка России в сети Интернет в разделе Новое на сервере. Ретроспективная информация по результатам проведённых аукционов доступна в разделе Статистика, Ликвидность банковского сектора и инструменты денежно-кредитной политики.

Вторичный рынок ОБР

Вторичное обращение ОБР осуществляется на торгах Московской Биржи в соответствии с «Правилами проведения торгов на фондовом рынке и рынке депозитов ПАО Московская Биржа», опубликованными на официальном сайте Московской Биржи в сети Интернет. Банк России не устанавливает ограничений на вторичное обращение ОБР на внебиржевом рынке. При этом Банк России обладает правом проведения операций по покупке и продаже ОБР на вторичном рынке.

ОБР в обращении

ОБР в обращении по выпускам

Параметры аукционов по размещению и доразмещению ОБР

Итоги аукционов по размещению и доразмещению ОБР

Исполнение Банком России обязательств по ОБР

Эмиссия облигаций Банка России

В целях реализации денежно – кредитной политики Банк России может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, которые подлежат размещению и обращению среди кредитных организаций. Облигации Банка России – это инструмент, в который кредитные организации могут инвестировать свободные остатки денежных средств, находящиеся на их корреспондентских счетах с целью получения дохода в виде процента при отсутствии риска. В результате инвестирования свободных резервов банков в ОБР снижается уровень ликвидности банковского сектора и ограничивается рост денежной массы. Важно отметить, что облигации Банка России, приобретенные кредитными организациями, могут использоваться ими в качестве базового инструмента при совершении сделок РЕПО и как залоговое обеспечение при получении кредитов Банка России, поскольку они включены в Ломбардный список. Таким образом, выпуск и обращение облигаций Банка России является действенным инструментом регулирования денежной массы.

Выпуск облигаций Банка России впервые был осуществлен в конце 1998 г. с целью направленного размещения свободных денежных средств банков, выстоявших в условиях финансового кризиса. Однако вплоть до 2004 г. облигации Банка России не имели широкого обращения и не получили значимого развития как инструмент денежно-кредитного регулирования. Но с ростом объемов поступающей в страну валютной выручки и обострением проблемы стерилизации избыточной денежной массы этот инструмент оказался востребованным.

В настоящее время порядок выпуска и обращения облигаций регулируется Положением «О порядке эмиссии облигаций Банка России» от 29.03.2006 г, № 284-П.

Объем каждого выпуска облигаций определяется с учетом рассчитанного согласно ст. 44 ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» предельного размера общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия советом директоров Банка России решения о выпуске облигаций. Этот предельный размер устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.

В соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» облигации Банка России выпускаются в документарной форме на предъявителя с обязательным централизованным хранением. Эмиссия облигаций осуществляется без государственной регистрации выпуска и без проспекта эмиссии.

Информация о выпусках облигаций Банка России, находящихся в обращении, раскрывается путем опубликования ее на сайте Банка России в сети Интернет. Банк России осуществляет ведение Реестра выпусков облигаций Банка России в электронном виде и на бумажном носителе.

Размещение и обращение облигаций осуществляется только среди российских кредитных организаций, заключивших с Банком России соответствующий договор. Способ размещения — закрытая подписка.

8.Прямые количественные ограничения

Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

Также Центральный Банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также Центральный Банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне. При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

Прямые количественные ограничения могут применяться Банком России в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики после консультаций с Правительством Российской Федерации. Они представляют собой административные методы, к ним можно отнести:

  • установление кредитным организациям лимитов на предоставление кредитов и на привлечение средств, определение видов обеспечения активных операций банков, количественные ограничения на проведение кредитными организациями отдельных банковских операций;

  • введение предельных размеров процентных ставок по предоставляемым банками кредитам, определение размера комиссионного вознаграждения и тарифов за оказание отдельных видов банковских услуг. Эта мера практиковалась Центральным банком Российской Федерации в 1991 году, когда для коммерческих банков была установлена предельная ставка по выдаваемым ими кредитам в размере 25% годовых;

  • установление фиксированного соотношения процентных ставок коммерческих банков и официальных ставок, прямое ограничение размера кредитной маржи (разницы между ценой приобретения ресурсов и ценой их последующей перепродажи в виде кредита, или разницы между средними процентными ставками по активным и пассивным операциям банков). Так, при предоставлении Банком России централизованных кредитных ресурсов коммерческим банкам (до февраля 1994 года) устанавливался предельный размер маржи, которая независимо от роста ставки рефинансирования должна была составлять три процентных пункта.

В настоящее время Банком России прямые количественные ограничения не применяются.

  1. Сущность, функции и принципы деятельности коммерческих банков

В функционирующем механизме банковской системы основная роль безусловно принадлежит банкам, так как они аккумулируют в стране основную долю кредитных ресурсов и предоставляют клиен­там полный комплекс кредитно-финансового обслуживания.

Банк — это институт кредитно-банковской системы, орга­низующий движение ссудного капитала с целью получения прибы­ли.

Сущность банка проявляется в его функциях. Банк выполняет следующие функции:

1). Аккумуляция и мобилизация денежного капитала. С помощью этой функции банков происходит сосредоточение временно свобод­ных денежных средств юридических и физических лиц и превраще­ние их в капитал.

2). Посредничество в кредите. Данная функция определяется тем фактом, что прямые отношения между кредиторами и заемщиками невозможны из-за несовпадения суммы и срока капитала предлага­емого в ссуду и потребностью заемщика в них. Банки, выполняя роль посредника в кредите, устраняют эти затруднения.

3). Создание, кредитных денег. Данная функция является особой функцией банков по созданию кредитных денег в виде банковских депозитов, которые используются с помощью чеков, пластиковых карточек, электронных переводов.

Банки образуют депозиты, во-первых, принимая наличные день­ги от своих клиентов, когда происходит замена одного вида денег (банкнот) другим видом (депозитами).

Во-вторых, банк создает депозиты на основе выдачи банковских ссуд, приобретая у клиентов ценные бумаги и иностранную валюту и золото. В этом случае происходит обратный переход денег из безна­личной формы в наличную.

4). Осуществление расчетов в народном хозяйстве. В условиях совершенствования расчетных отношений в народном хозяйстве промышленно развитых стран все большая часть расчетов между юри­дическими лицами осуществляется в безналичной форме и банки выступают организаторами и посредниками подобных расчетов. Они осуществляют платежи по поручению клиентов, принимают деньги на их счета и ведут учет всех их денежных поступлений и выдач.

5). Организация выпуска и размещения ценных бумаг. Через данную функцию реализуется роль банков в организации первичного и вто­ричного рынков ценных бумаг в стране, которые, безусловно, допол­няют систему кредита и взаимодействуют с ней.

6). Оказание банками консультативных услуг. Данная функция свя­зана с заинтересованностью банков в устойчивой, эффективной и прибыльной работе клиентов. В связи с этим банки осуществляют консультирование по вопросам повышения кредитоспособности сво­их клиентов, оптимизации их расчетов, налогового планирования, проблемам составления отчетности.

Принципы деятельности коммерческих банков:

1. Основополагающим принципом деятельности банка являются работа в пределах реально имеющихся ресурсов.

2. Важный принцип — полная экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности.

3. Взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения (Представляя ссуды, коммерческий банк исходит, прежде всего, из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности).

4. Регулирование деятельности банка может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными) методами. Государство определяет «правила игры» для банка, но не может давать им приказов.

Ценные бумаги Центрального банка Российской Федерации

Деятельность ЦБ РФ регулируется Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», которым в целях реализации денежно-кредитной политики ему разрешено от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций. При этом устанавливается предельный размер общей номинальной стоимости облигаций всех выпусков, не погашенных на дату принятия советом директоров банка решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России, который устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой этих резервов, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.

Кроме этого, Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» регламентированы следующие особенности эмиссии и обращения облигаций Банка России.

  • 1. Облигации Банка России выпускаются в документарной форме на предъявителя с обязательным централизованным хранением.
  • 2. Эмиссия облигаций Банка России осуществляется без их государственной регистрации выпуска, без проспекта и без государственной регистрации отчета об итогах выпуска облигаций.
  • 3. Решение о размещении облигаций Банка России, а также решение об утверждении решения о выпуске облигаций принимаются уполномоченным органом – советом директоров банка.
  • 4. Идентификационный номер выпуску облигаций Банка России присваивается самим банком в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти но рынку ценных бумаг.
  • 5. Размещение и обращение облигаций Банка России осуществляются только среди российских кредитных организаций.
  • 6. Банк России обязан раскрыть информацию о принятии решения о размещении своих облигаций, об утверждении решения об их выпуске, о завершении размещения и об исполнении обязательств по облигациям.
  • 7. Раскрытие информации о выпуске ценных бумаг Банком России осуществляется путем опубликования ее в официальном издании Банка России и (или) на странице Банка России в сети Интернет.

Ценные бумаги субъектов Российской Федерации

Государственными ценными бумагами субъектов РФ признаются ценные бумаги, выпущенные от имени субъекта РФ.

Эмитентами ценных бумаг субъектов РФ выступают органы исполнительной власти субъектов РФ.

В свою очередь, исполнение обязательств эмитентов по ценным бумагам осуществляется согласно условиям выпуска этих ценных бумаг за счет средств казны субъектов РФ.

Органы исполнительной власти субъектов РФ для реформирования бюджетной сферы использовали финансовые средства, полученные за счет размещения облигационных займов на международных финансовых рынках.

Российским законодательством закреплено право выпуска внешних облигационных займов органами исполнительной власти субъектов РФ путем размещения на международных финансовых рынках облигационных займов. Для привлечения внешних источников финансирования этим правом могут воспользоваться только те субъекты РФ, которые соблюдают требования к объему заимствований и объему расходов на погашение и обслуживание всех видов долговых обязательств. Они должны подготовить и представить проспект эмиссии внешних облигационных займов, сведения о доходах и расходах бюджетов, о размере дефицита и источниках его финансирования. Кроме того, каждый субъект РФ должен получить в соответствии с международными стандартами кредитный рейтинг, определяемый не менее чем двумя ведущими международными рейтинговыми агентствами.

При подготовке к размещению и государственной регистрации внешних облигационных займов органами исполнительной власти субъектов РФ выпуск облигаций необходимо осуществлять с учетом приоритета заимствований Российской Федерации на международных финансовых рынках и получить разрешение на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала.

Муниципальные ценные бумаги

Муниципальными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени муниципального образования.

Денежные средства, привлекаемые в результате размещения муниципальных ценных бумаг, и порядок их расходования определяются федеральными законами и решениями представительных органов местного самоуправления, а исполнение обязательств эмитентов по ценным бумагам осуществляется в соответствии с условиями выпуска этих ценных бумаг за счет средств муниципальной казны.

Эмитенты муниципальных ценных бумаг. Решение об эмитенте муниципальных ценных бумаг Российской Федерации принимается Правительством РФ. Эмитентом муниципальных ценных бумаг выступает исполнительный орган местного самоуправления, действующий на основе устава муниципального образования.

В 1992 г. в России были зарегистрированы первые муниципальные займы. Их объем составил всего 5,6 млрд руб. но номинальной стоимости. В дальнейшем возрастало как количество зарегистрированных выпусков, так и их объем.

Основными факторами, оказавшими влияние на динамику выпуска облигационных займов, были следующие:

  • • концентрация финансовых ресурсов страны в нескольких финансовых центрах (Москва, Санкт-Петербург);
  • • укрупнение займов;
  • • увеличение сроков, на которые выпускаются займы.

Основными интегральными параметрами, характеризующими состояние вторичного рынка по данным ценным бумагам, являются их средневзвешенная доходность к погашению и мощность (объем торгов) вторичного рынка. Доходность операций с ценными бумагами определяет их привлекательность для потенциальных инвесторов, а объем торгов вторичного рынка – ликвидность данного сегмента рынка ценных бумаг.

Статья 27.5-1. Особенности эмиссии и обращения облигаций Банка России

  • Главное меню
    • Раздел I. Общие положения
      • Глава 1. Отношения, определяемые настоящим Федеральным законом
        • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
        • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Раздел II. Участники рынка ценных бумаг
      • Глава 2. Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
        • Статья 3. Брокерская деятельность
        • Статья 4. Дилерская деятельность
        • Статья 4.1. Деятельность форекс-дилера
        • Статья 5. Деятельность по управлению ценными бумагами
        • Статья 6. Утратила силу
        • Статья 6.1. Деятельность по инвестиционному консультированию
        • Статья 6.2. Предоставление индивидуальных инвестиционных рекомендаций
        • Статья 7. Депозитарная деятельность
        • Статья 7.1. Утратила силу
        • Статья 8. Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг
        • Статья 8.1. Трансфер-агенты
        • Статья 8.2. Счета, открываемые депозитариями и держателями реестра
        • Статья 8.3. Номинальный держатель ценных бумаг
        • Статья 8.4. Особенности учета прав на ценные бумаги иностранных организаций, действующих в интересах других лиц
        • Статья 8.5. Исправительные записи по лицевым счетам (счетам депо)
        • Статья 8.6. Обеспечение конфиденциальности информации держателями реестра и депозитариями
        • Статья 8.6-1. Порядок предоставления информации держателями реестра, номинальным держателем или лицом, осуществляющим централизованный учет прав на ценные бумаги
        • Статья 8.7. Особенности получения дивидендов в денежной форме по акциям, а также доходов в денежной форме и иных денежных выплат по облигациям
        • Статья 8.7-1. Список лиц, осуществляющих права по ценным бумагам
        • Статья 8.8. Утратила силу
        • Статья 8.9. Особенности осуществления прав по ценным бумагам лицами, права которых на ценные бумаги учитываются номинальным держателем, иностранным номинальным держателем, иностранной организацией
        • Статья 9. Утратила силу
        • Статья 9.1. Требования к представительствам иностранных организаций
        • Статья 10. Совмещение профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг
        • Статья 10.1. Требования к органам управления и работникам профессионального участника рынка ценных бумаг
        • Статья 10.1-1. Требования к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также к их деятельности
        • Статья 10.1-2. Требования к учредителям (участникам) профессионального участника рынка ценных бумаг
        • Статья 10.2. Утратила силу
        • Статья 10.2-1. Особенности осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, связанные с ведением индивидуальных инвестиционных счетов
        • Статья 10.2-2. Дополнительные требования к учредителям (участникам) форекс-дилера
      • Глава 3. Допуск ценных бумаг к торгам
        • Статья 10.3. Утратила силу
        • Статья 11, статья 12, статья 13. Утратили силу
        • Статья 14. Допуск ценных бумаг к организованным торгам
        • Статья 14.1. Особенности допуска к организованным торгам отдельных ценных бумаг
        • Статья 15. Утратила силу
      • Глава 3.1. Специализированное общество
        • Статья 15.1. Специализированное общество
        • Статья 15.2. Особенности создания, реорганизации, ликвидации и правового положения специализированного общества
        • Статья 15.3. Управляющая компания специализированного общества
        • Статья 15.4. Замена специализированного общества — эмитента облигаций, обеспеченных залогом, в случае его банкротства
      • Глава 3.2. Репозитарий
        • Статья 15.5. Репозитарная деятельность
        • Статья 15.6. Правила осуществления репозитарной деятельности
        • Статья 15.7. Требования к репозитарной деятельности
        • Статья 15.8. Порядок ведения репозитарием реестра договоров
        • Статья 15.9. Комитет пользователей репозитарных услуг
    • Раздел III. Об эмиссионных ценных бумагах
      • Глава 4. Основные положения об эмиссионных ценных бумагах
        • Статья 16. Утратила силу
        • Статья 16.1. Общие положения об эмиссионных ценных бумагах
        • Статья 17. Решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг
        • Статья 17.1. Досрочное погашение облигаций
        • Статья 17.2. Приобретение облигаций их эмитентом
        • Статья 17.3. Особенности предъявления требований к эмитенту о досрочном погашении или приобретении облигаций
        • Статья 18. Утратила силу
      • Глава 5. Эмиссия ценных бумаг
        • Статья 19. Процедура эмиссии
        • Статья 20. Регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг
        • Статья 20.1. Особенности регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг регистрирующими организациями
        • Статья 21. Отказ в регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг
        • Статья 22. Проспект ценных бумаг
        • Статья 22.1. Утверждение и подписание проспекта ценных бумаг
        • Статья 23. Информация о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг
        • Статья 24. Условия размещения эмиссионных ценных бумаг
        • Статья 24.1. Внесение изменений в решение о выпуске ценных бумаг, проспект ценных бумаг и (или) документ, содержащий условия размещения эмиссионных ценных бумаг
        • Статья 24.2. Отказ эмитента от размещения эмиссионных ценных бумаг
        • Статья 24.3. Особенности размещения эмиссионных ценных бумаг с использованием инвестиционной платформы
        • Статья 25. Отчет или уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг
        • Статья 25.1. Подтверждение регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг и документов эмитента, связанных с осуществлением эмиссии ценных бумаг. Реестр эмиссионных ценных бумаг
        • Статья 26. Приостановление эмиссии ценных бумаг. Признание выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся или недействительным
        • Статья 26.1. Особенности эмиссии акций при учреждении акционерного общества
        • Статья 27. Особенности эмиссии акций кредитными организациями
        • Статья 27.1. Особенности эмиссии опционов эмитента
        • Статья 27.1-1. Особенности эмиссии и обращения структурных облигаций
        • Статья 27.1-2. Особенности эмиссии облигаций
        • Статья 27.2. Особенности эмиссии и обращения облигаций с обеспечением
        • Статья 27.3. Облигации с залоговым обеспечением
        • Статья 27.3-1. Особенности облигаций с залоговым обеспечением денежными требованиями
        • Статья 27.4. Облигации, обеспеченные поручительством
        • Статья 27.5. Облигации, обеспеченные независимой гарантией, государственной или муниципальной гарантией
        • Статья 27.5-1. Особенности эмиссии и обращения облигаций Банка России
        • Статья 27.5-2. Утратила силу
        • Статья 27.5-3. Особенности эмиссии и обращения российских депозитарных расписок
        • Статья 27.5-4. Особенности эмиссии облигаций коммерческой организацией
        • Статья 27.5-5. Особенности эмиссии ценных бумаг при реорганизации. Замена эмитента облигаций при его реорганизации
        • Статья 27.5-6. Особенности облигаций с обеспечением с разной очередностью исполнения обязательств
        • Статья 27.5-7. Особенности облигаций без определения срока их погашения
        • Статья 27.5-8. Особенности конвертируемых ценных бумаг
      • Глава 6. Обращение эмиссионных ценных бумаг
        • Статья 27.6. Ограничения на обращение ценных бумаг
        • Статья 28. Форма удостоверения права собственности на эмиссионные ценные бумаги
        • Статья 29. Переход прав на ценные бумаги
      • Глава 6.1. Представитель владельцев облигаций. Общее собрание владельцев облигаций
        • Статья 29.1. Представитель владельцев облигаций
        • Статья 29.2. Требования к представителю владельцев облигаций
        • Статья 29.3. Особенности использования и передачи денежных средств, полученных представителем владельцев облигаций в пользу владельцев облигаций
        • Статья 29.4. Замена и избрание представителя владельцев облигаций
        • Статья 29.5. Особенности представления списка владельцев облигаций по требованию представителя владельцев облигаций
        • Статья 29.6. Общее собрание владельцев облигаций
        • Статья 29.7. Компетенция общего собрания владельцев облигаций
        • Статья 29.8. Решение общего собрания владельцев облигаций
        • Статья 29.9. Подготовка к проведению и требование о проведении общего собрания владельцев облигаций
        • Статья 29.10. Информация о проведении общего собрания владельцев облигаций
        • Статья 29.11. Лица, осуществляющие права по облигациям
        • Статья 29.12. Представление депозитарием, осуществляющим централизованный учет прав на облигации, интересов владельцев облигаций
    • Раздел IV. Информационное обеспечение рынка ценных бумаг
      • Глава 7. О раскрытии информации на рынке ценных бумаг
        • Статья 30. Раскрытие информации
        • Статья 30.1. Освобождение эмитента от обязанности осуществлять раскрытие информации о ценных бумагах
        • Статья 30.2. Информация о ценных бумагах и о производных финансовых инструментах, предназначенных для квалифицированных инвесторов
      • Глава 7.1. Предоставление информации центральному депозитарию
        • Статья 30.3. Информация о ценных бумагах, предоставляемая центральному депозитарию
      • Глава 8. Об использовании служебной информации на рынке ценных бумаг (статья 31, статья 32, статья 33). — Утратила силу
      • Глава 9. О рекламе на рынке ценных бумаг (статья 34, статья 35, статья 36, статья 37). — Утратила силу
    • Раздел V. Регулирование рынка ценных бумаг
      • Глава 10. Основы регулирования рынка ценных бумаг
        • Статья 38. Основы регулирования рынка ценных бумаг
      • Глава 11. Регулирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг
        • Статья 39. Лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг
        • Статья 39.1. Аннулирование и приостановление действия лицензии
        • Статья 39.2. Обязанности организации, у которой аннулирована лицензия на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
      • Глава 11.1. Регулирование репозитарной деятельности
        • Статья 39.3. Лицензирование репозитарной деятельности
        • Статья 39.4. Аннулирование лицензии на осуществление репозитарной деятельности
      • Глава 12. Функции и полномочия Банка России
        • Статья 40, статья 41. Утратили силу
        • Статья 42. Функции Банка России
        • Статья 43. Утратила силу
        • Статья 44. Права Банка России
        • Статья 44.1. Обязанности Банка России
        • Статья 45. Утратила силу
        • Статья 46. Утратила силу
        • Статья 47. Утратила силу
      • Глава 13. Саморегулируемые организации в сфере финансового рынка
        • Статья 48. Утратила силу
        • Статья 49. Права саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка
        • Статья 50. Утратила силу
        • Статья 50.1. Саморегулируемая организация в сфере финансового рынка, объединяющая форекс-дилеров
        • Статья 50.2. Компенсационный фонд саморегулируемой организации форекс-дилеров
    • Раздел VI. Заключительные положения
      • Статья 51. Ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах
      • Статья 51.1. Особенности размещения и обращения в Российской Федерации ценных бумаг иностранных эмитентов
      • Статья 51.2. Квалифицированные инвесторы
      • Статья 51.3. Договор репо
      • Статья 51.4. Особенности заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами
      • Статья 51.5. Примерные условия договоров и генеральное соглашение (единый договор) на финансовом рынке
      • Статья 51.6. Особенности залога и обременения иным способом бездокументарных ценных бумаг
      • Статья 52. Утратила силу
      • Статья 53. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона