Общественное движение 19 века

8 Общественно-политические движения России XIX века

ЛЕКЦИЯ 8. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ РОССИИ XIX ВЕКА

В XIX в. в России богатое по содержанию и методам действия общественное движение, во многом определившее дальнейшую судьбу страны. Общественная жизнь России XIX в. трудно поддается жесткой схематизации, т.к. это было время становления политических движений, поиска своего места среди общественных сил страны. Так А.И. Герцен, стоявший на позициях западников, после революций 1848 -1949 гг. в Европе разочаровался в западном общественном устройстве, сблизился со славянофилами в оценке русской общины и крестьянства, разработал теорию “русского социализма”; в период подготовки реформ 60-х годов занимал либеральные позиции, а после 1861 г. решительно поддержал революционных демократов. Невозможно дать однозначную оценку и социально-политическим взглядам В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, П.Б. Струве, Г.В. Плеханова и многих других.

Тем не менее, общественно-политическое движение России XIX в. можно разделить на три основных направления: консервативно-монархическое, либеральное и революционные. Подобное деление общественных сил встречается во многих странах, но в России наблюдается чрезмерное развитие крайних течений при относительной слабости центра (либералы).

Консервативно-монархическое

движение

Консервативный лагерь российского общества XIX в. был представлен, прежде всего, правительственными кругами, особенно в годы правления Николая I, Александра III, крупными сановниками, чиновничеством, значительной частью столичного и поместного дворянства, целью которых было сохранение и укрепление самодержавно-крепостнического строя, стремление не допустить радикального реформирования общества, защитить привилегии, права дворянства. Государственной идеологией самодержавия стала “теория официальной народности” (“самодержавие, православие, народность”), разработанная в XIX в. 30-е годы министром народного просвещения С.С. Уваровым. Смысл ее заключался в совокупности трех тезисов: 1) самодержавие — опора и гарант российской государственности, ее бытия, могущества и величия; 2) православие — основа духовной жизни общества, его нравственные чистоты и устойчивости; 3) “Народность” понималось как единение народа и царя, стойкая вера в Царя — выразителя интересов народа. В 1880 — 1890-х г.г. эта теория развивалась главными идеологами неограниченного самодержавия М.Н. Катковым, К.П. Победоносцевым. Консерваторы, стоявшие на рационально-охранительных позициях, проводили политику контрреформ, боролись с инакомыслием, ужесточали цензуру, ограничивали или ликвидировали автономию университетов и т.п.

Необходимость кардинальных перемен в сфере социально-экономических отношений и государственного строя России в начале XIX века становится столь же очевидной, как и неспособность власти осуществить их. В результате часть общества, поначалу малочисленная, а затем все более значительная, становится в оппозицию власти, подвергая ее резкой критике. Более того, “образованное меньшинство” (по выражению А.И. Герцена) все настойчивее заявляло о своей готовности принять самое активное участие в преобразованиях.

В советской исторической литературе под влиянием ленинской периодизации освободительного движения начальный этап его принято относить к 1825 году — восстанию декабристов. Вне рамок освободительного движения оставлена дворянская оппозиция конца XVIII в. Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев выступившие за права граждан в справедливом и бессословном государстве. При этом, в отличие от Новикова и Фонвизина, которые не призывали к вооруженной борьбе с самодержавием, Радищев признавал любые акции граждан в защиту своих прав и свобод.

Декабристы

Первое в истории России организованное выступление против самодержавия и крепостничества было связано с декабристами. Их мировоззрение формировалось под влиянием российской действительности, идей французских просветителей, революционных событий в Европе а также Отечественной войны 1812 года. «Мы дети 1812 года. Жертвовать всем, даже жизнью, для блага Отечества, было влечением сердца. В наших чувствах отсутствовал эгоизм», — писал декабрист М.И. Муравьев-Апостол. Большое влияние на будущих членов тайных обществ оказали либерально-реформаторские проекты Александра I и М.М. Сперанского.

Первое тайное общество — “Союз спасения” — возникло в 1816 г. и объединяло всего 30 человек, в основном офицеров. Главной целью общества было уничтожение крепостного права и абсолютной формы правления, введение конституции и гражданских свобод. В 1818 году вместо «Союза спасения» был основан “Союз благоденствия”, в нем состояло около 200 человек. Главной задачей Союз ставил воспитание в широких слоях населения прогрессивного общественного мнения, распространение “истинных правил нравственности просвещения”, активное участие в общественной жизни. Все это, в конечном счете, считали декабристы, приведет к введению конституции и уничтожению крепостного права. В начале 1820-х годов правительство Александра I отказывается от политики реформ и переходит к реакции. “Союз благоденствия” распадается. В 1821 — 1822 гг. возникло два новых общества — Северное в Петербурге и Южное на Украине.

Проекты, изложенные в “Русской правде” П.И. Пестеля (Южное общество) и “Конституции” Н.М. Муравьева (Северное общество) о будущем устройстве России, о характере правления, освобождении крестьян, земельной реформе, соотношении прав личности и полномочий государства отражали не только либеральные, но и революционные тенденции развития общественного движения этого периода. “Русская Правда” ставила перед декабристами две главные задачи. Во-первых, свергнуть самодержавие и установить республику в России (пока власть не окрепнет новый порядок, Пестель предлагал вручить власть временному верховному правительству с диктаторскими полномочиями), высшим законодательным органом предполагалось Народное вече, исполнительным — Державная дума, судебным — Верховный собор. Во-вторых, отменить крепостное право, крестьяне освободились без выкупа и получали по 10 — 12 десятин земли на семью. Земля делилась на два фонда — общественный и частный, — земли первого не могли продаваться, земли второго фонда подлежали свободной купле-продаже. Сословные привилегии отменялись, гарантировались демократические свободы, гарантировалось равенство всех народов России в единой (унитарной) республике.

“Конституция” Муравьева ставила те же вопросы, что и в “Русской Правде”, по решались они менее радикально. Вместо самодержавия конституционная монархия в федеративной форме. Высшим законодательным органом должно было стать Народное вече из двух палат, а высшая исполнительная власть должна была принадлежать царю Крепостное право отменялось, крестьяне получали по 2 десятины на семью, помещичье землевладение сохранялось. 14 декабря 1825 г. члены Северного общества, воспользовавшись династическим кризисом в стране, вывели на Сенатскую площадь около трех тысяч человек. Позже на Украине выступили войска, возглавляемые членами Южного общества. Восстания были подавлены властью, которая затем жестоко расправилась с их участниками: пятерых казнили (П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужева-Рюмина и П.Г. Каховского, более 100 декабристов сосланы не каторгу в Сибирь на Кавказ против Горцев.

Причины поражения декабристов традиционно объясняли ленинскими словами: “Страшно далеки были они от народа”. Однако опереться на массы декабристы сознательно не хотели да и не могли рассчитывать на поддержку народа. Они опасались бессмысленного и беспощадного бунта, осознавали большой, исторически сложившийся разрыв между просвещенной частью общества и крайне отсталыми, политически неразвитыми низами. Как свидетельствовали современники, народ с одобрением воспринял поражение декабристов: “Царь победил дворян, значит, скоро будет свобода”. Предрешили поражение декабристов и отсутствие политического опыта, организационная слабость, психологическая трудность борьбы против “своих”, сравнительная малочисленность их рядов, они представляли незначительную часть своего класса и всего 0,6 % от общего числа офицеров и генералов, сплоченность консервативных сил. И, наконец, взгляды декабристов, нацеленные на либеральное развитие, опережали время, так как в России еще отсутствовали сколько-нибудь зрелые предпосылки для перехода к новому социальному строю. Тем не менее историческая заслуга декабристов неоспорима. Их имена и судьбы остались в памяти, а идеи в арсенале следующих поколений борцов за свободу. В литературе о декабристах существуют различные оценки: от “скопища безумцев чуждых нашей святой Руси”, “без корней в прошлом и перспектив в будущем” (консервативно-монархическая концепция) “их программные установки — продолжения реформ Александра I, а восстание 14 декабря — Взрыв отчаяния из-за доносов и угрозы репрессий” (либеральная концепция); “величие и значение декабристов как первых русских революционеров” (революционная концепция).

Либерализм в России

Наступивший после разгрома декабристов период правления Николая I А.И. Герцен назвал временем наружного рабства и “временем внутреннего освобождения». Вторая половина 30-х годов ознаменовалась, с одной стороны, спадом общественного движения, репрессиями и преследованиями его участников, в обществе царило состояние неуверенности и разочарования, с другой стороны. Николаевская реакция не смогла задушить освободительное движение. Эти настроения отразил в «Философических письмах» П.Я. Чаадаев. Письма Чаадаева с их парадоксальным единством отрицания самоценности исторического прошлого России и веры в особую роль обновившейся, включенной в западный христианский мир России, сыграли важную роль в оживлении общественной жизни. Начинается новый этап в общественном движении, представленный прежде всего, либеральным движением. Либерализм — идеология и общественно-политическое течение, объединяющее сторонников парламентарного строя, демократических свобод и свободу предпринимательства.

Формирование русской либеральной идеологии происходило в двух направлениях. В 40-х годах XIX в. зарождающийся либерализм был представлен славянофильством и западничеством. Западники (П.В. Анненков, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, В.Н. Чичерин) признавали общность исторических судеб народов России и Запада, идеализировали Запад, его культуру, восхваляли Петра I.

Славянофилы (братья И.В. и К.В. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков) идеализировали допетровскую Россию, видели реальные перспективы развития страны в самобытном, исконно русском русле: общине, православии, самодержавии с сословно-представительными учреждениями, Земским собором, местном самоуправлении, отрицательно относились к Петру I, который, по их мнению, направил Россию по чуждому пути Запада.

Несмотря на разногласия, и те, и другие отрицали революцию, предпочитая реформы сверху восстаниям снизу, выступали против крепостного права, беспредельного деспотизма самодержавия, твердо верили в великое будущее России. Объединятся в прочный оппозиционный блок либеральные и революционно-демократические силы не могли, т.к. их разделяло слишком многое: и социалистическая идея, взгляды по поводу государственного устройства будущего России.

Революционные

течения

Определенную часть образованного общества захватили революционные настроения. Это было связано, во-первых, с неудовлетворенностью ходом реформ, во-вторых, с серьезными изменениями в социальном составе этой части общества, появлением разночинной интеллигенции. Разночинцы — люди разного чина и звания в конце XVIII — XIX вв. межсословная категория населения, выходцы из разных сословий, являлись носителями демократической и революционной идеологии. А.И. Герцен, соединив европейские идеи утопического социализма со специфическими условиями России, положил начало социалистической традиции в общественном движении страны. Будущий социалистический строй в России, по мысли Герцена, основанный на равенстве всех членов, коллективной (общинной) собственности, обязательном для всех труде, должен установиться после крестьянской революции, свержения самодержавия и установления демократической республики. Эти идеи получили дальнейшее развитие во взглядах Н.Г. Чернышевского, революционного народничества 60 — 70-х годов.

Народничество — идеология и движение разночинной интеллигенции в 1860 — 1890-х гг. выступающей против крепостничества и капиталистического развития, за свержение царизма революционным путем.

Главные из этих идей сводятся к следующим: Россия может и должна перейти к социализму, минуя капитализм, опираясь при этом на крестьянскую общину, как на зародыш социализма; для этого нужно отменить крепостное право, передать всю землю крестьянам, уничтожить помещичье землевладение, свергнуть самодержавие и установить власть народа.

В зависимости от соотношения целей и средств борьбы против самодержавия в движении революционных народников 70-х годов выделяют три основных направления: пропагандистское, “бунтарское” (анархистское) и террористическое (“заговорщическое”). Первые (П.Л. Лавров) считали, что для победы крестьянской революции необходима напряженная пропагандистская работа, просвещение народных масс, вторые (М.А. Бакунин) призывали к немедленному восстанию (бунту), третьи (П.Н.Ткачев) считали главным организацию заговора, захват путем вооруженного переворота государственной власти: “перерезать министров” и сверху провести социалистические преобразования.

Весной 1874 г. около 40 губерний России оказались охваченными массовым движением революционной молодежи, получившей название “хождение в народ”. Призывы народников встречали в крестьянской среде недоверчивое, а нередко и враждебное отношение, к тому же движение было плохо организованным. Поднять восстание не удалось, последовали массовые аресты, движение было разгромлено.

Распространение

марксизма в России

В 80-е годы XIX века новым фактором русской общественной жизни стало появление марксизма, тесно связанного с формированием промышленного пролетариата и ростом рабочего движения появляются первые рабочие организации: “Южнороссийский союз рабочих” (1875 г., Одесса) и “Северный союз русских рабочих” (1878, Петербург). Поворот к марксизму был связан с именем Г.В. Плеханова. В 1883 г. в Женеве возникает первая марксистская организация — группа “Освобождение труда” во главе с Г.В. Плехановым, которая резко критиковала народнические взгляды, доказывала преимущества марксизма, распространяла марксистскую литературу в России. Первые социал-демократические группы этого периода в России Д. Благоева, П.В. Точисского, М.И. Бруснева, Н.Е. Федосеева были немногочисленны и состояли, главным образом, из интеллигенции и студенчества. Однако вскоре в работу кружков включаются рабочие, которым марксизм импонировал острой и обоснованной критикой капитализма, провозглашением пролетариата основным борцом с эксплуатацией и построением общества всеобщего равенства и справедливости. В 1895 г. марксистское движение переживает важный этап: кружки петербургских марксистов объединяются в общегородской “Союз борьбы за освобождение рабочего класса”, сыгравший большую роль в соединении социал-демократии с массовым рабочим движением. В 1898 г. была предпринята попытка объединить все силы русского марксизма. В Минске состоялся съезд, провозгласивший образование Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП).

В конце 90-х годов происходит нарастание оппозиционного движения, приведшее, наряду с другими факторами, в начале XX в. к политическому кризису, а затем к революции 1905 — 1907 годов.

Общественные движения 19 века

XIX век был богат на перемены в обществе. Былые взгляды на мир менялись, то что еще совсем недавно казалось нормой начинало выглядеть неприемлемо. Ожидаемо, на этой плодотворной почве как грибы разрастались различные общественные движения, в том числе — революционного характера. О наиболее значимых из них пойдет речь в нашей статье.

Общественные движения первой половины XIX века

Толчком к развитию общественных движений начала века послужила Отечественная война 1812 года. Возросли патриотические настроения, но вместе с ними окрепло и понимание отставания страны от Запада. Большинство участников движений тех лет были ветеранами войны, молодыми, образованными дворянами, четко видевшими различия между социальной и политической ситуацией в России и Европе и не готовые с ними мириться.
1. «Священная артель»
Период действия: 1814-1817
Место: Санкт-Петербург
Лидеры и основные участники: А. Н. Муравьев (1792-1863), И. Г. Бурцов (1794-1829), М. Н. Муравьев (1796-1866), И. И. Пущин (1798-1859), В. Д. Вольховский (1798-1841), А. А. Дельвиг (1798-1831), В. К. Кюхельбекер (1797-1846)
Цели:
— установление республики;
— ликвидация крепостного права.
Одна из первых преддекабристских организаций, созданная офицерами Генерального штаба.
2. «Союз русских рыцарей» («Орден русских рыцарей», «Орден рыцарей русского креста»)
Период действия: 1815-1817
Место: Москва
Лидеры и основные участники: М. Ф. Орлов (1788-1842), М. А. Дмитриев-Мамонов (1790-1863)
Цели:
— установление конституционной монархии.
Преддекабристская организация. Не имела четкого плана действий, позиции членов объединения сильно разнились.
3. «Семеновская артель»
Период действия: 1815
Лидеры и основные участники: С. П. Трубецкой (1790-1860), С. И. Муравьев-Апостол (1796-1826), И. Д. Якушкин (1794-1857)
Крупнейшая из преддекабристских организаций. Просуществовав несколько месяцев была распущена по приказу Александра I.
4. «Союз спасения» («Общество истинных и верных сынов Отечества»)
Период действия: 1816-1818 (1817)
Место: Санкт-Петербург, Москва
Лидеры и основные участники: А. Н. Муравьёв, М. И. Муравьёв-Апостол (1793-1886) и С. И. Муравьёв-Апостол, С. П. Трубецкой, Н. М. Муравьёв, П. И. Пестель (1793-1826), М. С. Лунин (1878(88)-1845), Ф. Н. Глинка (1786-1880), И. Д. Якушкин.
Цели:
— ликвидация крепостного права;
— установление конституционной монархии.
Первая организация декабристов. Была сформирована 9 февраля 1816 года слиянием «Священной артели» и «Семеновской артели». Численность организации — около 30 человек.
Устав общества был разработан П. И. Пестелем.
Руководящим органом являлся Верховный совет «бояр»-основателей. Остальные были разделены на «братьев» и «мужей».
Большинство членов общества придерживалась мирных методов, меньшая, радикальная часть была готова пойти на цареубийство. Среди радикалов были, в том числе, М. С. Лунин и И. Д. Якушкин, который готов был сыграть роль цареубийцы в сентябре 1817, в ходе покушения на Александра I, предложенного во время так называемого «Московского заговора». Покушение должно было состоятся в момент его выхода из Успенского собора. Идея не получила поддержки большинства и ее реализация была запрещена. Разногласия в обществе достигли критической точки. Было принято решение создать новый союз. На период разработки его устава было сформировано «Военное общество» (октябрь 1817 — январь 1818), основными целями которого были сохранение связей между участниками и фильтрация случайных лиц.
5. «Союз благоденствия»
Период действия: 1818-1821.
Место: Санкт-Петербург, Москва, Тульчин, Кишинев и др.
Лидеры и основные участники: А. Н. Муравьев, Н. М. Муравьев, С. И. Муравьев-Апостол, М. И. Муравьев-Апостол, П. И. Пестель, И. Д. Якушкин, М. С. Лунин, С. П. Трубецкой, П. И. Колошин (1794-1849), М. Ф. Орлов и др.
Цели:
— нравственное воспитание и просвещение;
— поддержка благих начинаний властей;
— ликвидация (официально — смягчение) крепостного права;
— создание конституции;
— свержение самодержавия (неофициально).
Общество-наследник «Союза спасения» и «Военного союза». Более 200 участников.
Уставной документ — «Зеленая книга» — был разработан специальной комиссией в составе Н. М. Муравьева, С. П. Трубецкого и П. И. Колошина, на основе устава прусского патриотического общества Tugendbund (1808-1810), исключая вычеркнутые пункты, связанные с защитой существующего строя.

Устав делил общество на управы с главной в Санкт-Петербурге (Коренная управа, 30 человек). Она разделяла руководство обществом с Думой (6 человек). Помимо них выделялись деловые и побочные (готовившие кандидатов) управы.
Участниками могли стать мужчины всех свободных сословий, достигшие 18 лет. Женщины привлекались для распространения идей в обществе.
В январе 1820 была избрана наиболее приемлемая форма правления — республика, а спустя год — путь прихода к ней — военная революция без привлечения народных масс, чтобы избежать лишнего насилия. На том же съезде общества, проходившем в Москве, часть членов «Союза…» (в т.ч. М. Ф. Орлов) высказалась за немедленное осуществление данных планов. Идея была отвергнута, Орлов покинул «Союз…» и было принято решение в целях конспирации и фильтрации участников распустить общество. Часть членов «Союза…» на этом этапе покинула движение, другая — приступила к созданию двух новых объединений.
6. Декабристы
6. 1. Южное общество
Период действия: 1821-1825
Место: Украина
Лидеры и основные участники: П. И. Пестель, М. П. Бестужев-Рюмин (1801-1826), В. Л. Давыдов (1780-1855), А. П. Юшневский (1786-1844), Н. М. Муравьев, С. И. Муравьев-Апостол, С. Г. Волконский (1788-1865) и др.
Цели:
— свержение самодержавия;
— установление республики;
— сохранение единства государства;
— всеобщее равенство перед законом;
— упразднение сословий;
— защита прав собственности;
— свобода печати;
— свобода вероисповедания;
— ликвидация крепостного права;
— реформа административно-территориального деления.
Устав — «Русская Правда» (1823).
Действовало под руководством «Директории» (П. И. Пестель, Н. М. Муравьев, А. П. Юшневский). Участники были разделены по трем разрядам, с различным уровнем доступа к делам и планам общества. Помимо этого с 1823 существовало деление на три управы:
— Васильковская (М. П. Бестужев-Рюмин, С. И. Муравьев-Апостол);
— Каменская (В. Л. Давыдов, С. Г. Волконский);
— Тульчинская (П. И. Пестель).
Методом достижения целей общество видело военную революцию.
Поддерживало, несмотря на некоторые разногласия, контакты с Северным обществом, о котором речь пойдет ниже, и с польским «Патриотическим обществом». С 1825 года входило в состав «Общества объединенных славян».
В том же 1825 году, совместно с Северным обществом, было определено начать восстание в мае 1826 года. Позже сроки были перенесены на январь 1826, далее — на декабрь 1825.
После выступления декабристов в Петербурге и арестов П. И. Пестеля и А. П. Юшневского, организовали восстание в Черниговском полку (29 декабря 1825 — 3 января 1826). Восстание было подавлено.
Пестель, Бестужев-Рюмин и С. И. Муравьев-Апостол были приговорены к смертной казни путем четвертования, замененной на повешение. Еще пятеро (Юшневский, Давыдов, А. П. Бартянский (1799-1844), А. В. Поджио (1798-1873), И. С. Повало-Швейковский (1787-1845) — к смертной казни через отсечение головы, замененной вечной каторгой. Позже срок был сокращен. Волконскому отсечение головы было заменено 20 годами каторги, которые в итоге сократились до 10 лет. Остальные получили различные сроки каторжных работ или тюремного заключения, часть была сослана на поселение в Сибирь.
6. 2. Северное общество
Период действия: 1822-1825
Место: Санкт-Петербург
Лидеры и основные участники: Н. М. Муравьев, Н. И. Тургенев (1789-1871), Е. П. Оболенский (1796-1865), С. П. Трубецкой, К. Ф. Рылеев (1795-1826), А. А. Бестужев (Марлинский) (1797-1837), Н. А. Бестужев (1791-1855), П. Г. Каховский (1797-1826), И. Н. Горсткин (1798-1876), М. М. Нарышкин (1798-1863), Б. А. Бодиско (1800-1828), А. И. Одоевский (1802-1839), Н. А. Чижов (1803-1848), М. А. Бодиско (1803-1867), В. И. Штейнгейль (1783-1862) и др.
Цели:
— установление конституционной монархии;
— создание федерации;
— разделение властей;
— ликвидация крепостного права;
— снижение срока военной службы;
— всеобщее равенство перед законом;
— введение суда присяжных;
— свобода печати;
— свобода вероисповедания;
— свобода собраний;
— отмена монополий.
Программным документом считается «Конституция» (1822-1825), Н. М. Муравьева, но ее положения разделялись не всеми членами общества и официально принята она не была. Кроме того, существовал еще один документ — манифест «К русскому народу» (25 декабря 1825), написанный в соавторстве Трубецким и Рылеевым (по другим данным — лично Трубецким), который планировалось вручить императору.
Действовало под руководством «Верховной Думы» из трех человек, у которой выделяют два состава:
— Н. И. Тургенев, Н. М. Муравьев, Е. П. Оболенский;
— С. П. Трубецкой, А. И. Одоевский, К. Ф. Рылеев.
Общество разделялось на полноправных членов («убежденных») и неполноправных («согласных»).
1 декабря 1825 скончался Александр I. Армия присягнула его брату, Константину, но тот отрекся от престола. 25 декабря императором объявил себя Николай I. Данная ситуация стала формальным поводом для восстания.
Руководителем был назначен С. П. Трубецкой. В планах был арест и, если потребуется, убийство царской семьи, затем — обнародование манифеста и созыв Учредительного собрания.
26 декабря, ранним утром, началась агитация среди солдат. К 11 утра на Сенатскую площадь начали выходить воинские части. Власти пытались остановить восставших мирными методами. Сами восставшие просили не вмешиваться и дать им дорогу. Ситуация закончилась убийством П. Г. Каховским военного генерал-губернатора М. А. Милорадовича (1771-1825).На площадь вышел народ. Против декабристов были выведены войска и артиллерия. Восстание было подавлено лишь к ночи.
Рылеева и Каховского приговорили к смертной казни. Покинувший страну еще до восстания Тургенев заочно приговорен к вечной каторге.
В ходе процессов над членами обоих обществ 124 человека были отправлены в Сибирь. Большинство было лишено всех титулов. Декабристы были разделены судом на 11 разрядов, плюс шестеро проходили вне разрядов. Именно они были приговорены к казни через четвертование, замененной на виселицу.

Общественные движения второй половины XIX века

Со времен декабристов мир вокруг изменился, а вслед за них и общественные движения. Теперь ключевую роль в них играли не дворяне, а разночинцы, интеллигенция. Либералов начали вытеснять социалисты, с иной философией, целями и методами.
1. «Земля и воля»
Период действия: 1861-1864
Место: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород и т.д.
Лидеры и основные участники: С. С. Рымаренко (1839-1871), Н. А. Серно-Соловьевич (1834-1866), А. А. Серно-Соловьевич (1838-1869), А. А. Слепцов (1836-1878), В. С. Курочкин (1831-1875), Ю. М. Мосолов (1838-1915), Н. И. Утин (1841-1883).
Цели:
— подготовка крестьянской революции;
— закрепление земли за крестьянами;
— свержение самодержавия;
Народническая организация, вдохновленная идеями Н. Г. Чернышевского (1828-1888), А. И. Герцена (1812-1870) и Н. П. Огарева (1813- 1877). Численность — около 3 тыс. человек.
Руководящий орган — Русский центральный народный комитет.
Программный документ — статья Н.П. Огарева «Что нужно народу?» (июнь 1861 г., журнал «Колокол»).
Первая масштабная революционно-демократическая организация. Имела свои подразделения, помимо столиц, в Казани, Харькове, Твери, Нижнем Новгороде и ряде других городов, с конца 1862 к ней примыкала и русская военно-революционная организация «Комитет русских офицеров», существовавшая в Польше.
Совместно с польскими революционерами, планировала крестьянское восстание летом 1863, но в январе вспыхнули волнения в самой Польше. В марте радикальным крылом организации планировалось восстание в Поволжье, тоже неудавшееся. Либерально настроенное крыло отказало радикалам в поддержке.
Организация была ликвидирована в 1864 году.
2. «Общество народной расправы»
Период действия: сентябрь — декабрь 1869.
Место: Москва.
Лидеры и основные участники: С. Г. Нечаев (1847-1882), И. Г. Прыжов (1827-1885), П. Г. Успенский (1844-1881), А. К. Кузнецов (1845-1928), Н. Н. Николаев (1846-?), В. И. Ковалевский (1848-1934), И. Иванов (?-1869).
Цели:
— народная революция;
— создание общества основанного на принудительном равенстве;
— введение принудительного всеобщего труда.
«Общество…» было создано анархистом, автором скандального «Катехизиса революционера» (1869), служившего своего рода уставом организации, С. Г. Нечаевым. Базировалось в квартире на проспекте Мира, 3 и в книжном магазине на Большой Лубянке (склад литературы).
Нечаев обладал крайне радикальными взглядами, не верил в возможность мирных реформ и не чурался никаких методов борьбы. Обладал лидерскими качествами и являлся хорошим манипулятором. Его методы, впрочем, устраивали далеко не всех. Когда в 1869 Нечаев, откровенно провоцируя власти, решил устроить в Петровской академии расклейку листовок в поддержку студенческих волнений, Иванов воспротивился данному шагу, за что был обвинен Нечаевым в предательстве и поддержке властей. Но этого Нечаеву оказалось мало.
Он пригласил Иванова под мнимым предлогом в грот, находившийся на территории Петровской сельскохозяйственной академии. Там, 21 ноября, Иванова, помимо Нечаева, встретили А. К. Кузнецов, Н. Н. Николаев (бывший тюремный надзиратель), И. Г. Прыжов (публицист, смотритель железнодорожных работ) и П. Г. Успенский (заведующий книжным магазином). О планах Нечаева двое последних не знали. Оказавший сопротивление в момент нападения Иванов был оглушен и застрелен Нечаевым.
Его тело было обнаружено 25 ноября, подо льдом, завернутое в пальто Кузнецова. По документам в нем забытым следствие вышло на группу Нечаева. В конце декабря были взяты под стражу пятеро членов организации, включая Прыжова, Успенского и Кузнецова. В феврале был арестован Николаев.
Суд проходил с 1 по 15 июля 1871. Успенский получил 15 лет каторжных работ (умер в заключении), Прыжов — 12 (умер на поселении в Сибири), Кузнецов — 10 (в заключении увлекся фотографией и краеведением, открыл школу для детей поселенцев, после заключения открыл несколько краеведческих музеев), а Николаев — 7,5 лет (дальнейшая судьба неизвестна).
Сам Нечаев до августа 1872 скрывался в Швейцарии, но был выслан и 8 января 1873 приговорен к 20 годам каторги. Скончался в заключении.
3. «Южнороссийский союз рабочих»
Период действия: 1875-1876.
Место: Одесса.
Лидеры и основные участники: Е. О. Заславский (1874-1878), Ф. И. Кравченко, С. С. Наумов (1849-1905), Н. Б. Наддачин (1852-?), М. П. Скверы, И. О. Рыбицкий, М. Я. Ляхович.
Цели:
— пропаганда идеи освобождения рабочего класса;
— объединение рабочих Южно-Российского края;
— борьба с существующим экономическим порядком;
— борьба с существующим политическим строем.
Сторонники марксизма. Основа устава — устав 1-го Интернационала (1864-1876). Численность — около 60 человек.
Организация занималась пропагандой и распространением нелегальной литературы в среде рабочих, сбором средств для помощи борцам за независимость Боснии, участвовала в двух стачках.
В конце 1875 — начале 1876 была раскрыта. Большая часть членов оказалась в тюрьме, Кравченко, Рыбицкий и лидер общества — Заславский — на каторге. Последний скончался в Петербургской тюремной больнице в 1878, не добравшись до места отбытия наказания.
4. «Земля и воля» (до 1878 — «Северная революционно-народническая группа», «Общество народников»)
Период действия: 1876-1879
Место: Москва и Санкт-Петербург
Лидеры и основные участники: А. Д. Михайлов (1855-1884), Г. В. Плеханов (1856-1918), Д. А. Лизогуб (1849-1879), С. М. Кравчинский (1851-1895), Л. А. Тихомиров (1852-1923), С. Л. Перовская (1853-1881), Н. А. Морозов (1854-1946), Н. С. Тютчев (1856-1924);
Цели:
— осуществление народного восстания;
— переход земли к крестьянам;
— создание общинного самоуправления;
— устранение ряда членов правительства;
— свобода печати;
— свобода вероисповедания;
— свобода самоопределения наций.
Численность — около 200 человек.
Имелся проработанный устав, ежегодно дополнявшийся и редактировавшийся и собственный печатный орган — газета «Земля и воля».
Подразделялась на два направления:
— «горожане» — концентрировали свое внимание на рабочих;
— «деревенщики» — работали с крестьянами.
Структурно была поделена на основной кружок из семи специальных групп и местные группы.
После неудачной попытки создания поселений революционеров в крестьянской среде (Астраханская, Воронежская, Нижегородская, Саратовская, Самарская, Псковская губернии и т.д.) и пропаганды на местах организация перешла к методам террора. Весной 1879 года часть землевольцев сформировала тайную террористическую организацию «Свобода или смерть». Данные методы многим членам организации показались неприемлимыми и организация раскололась на «Черный передел» и «Народную волю».

5. «Северный союз русских рабочих»
Период действия: 1878-1880
Место: Санкт-Петербург
Лидеры и основные участники: Д. Н. Смирнов, А. Е. Городничий, В. И. Савельев, С. И. Волков, В. П. Обнорский (1851-1919), П. А. Моисеенко (1852-1923), С. Н. Халтурин (1856-1882)
Цели:
— свержение самодержавия;
— реформирование экономического строя:
— создание единой рабочей организации;
— отмена частной собственности на землю.
Программный документ — обращение «К русским рабочим» (1878).
Структурно делился на отделения в рабочих районах города под руководством местного комитета, во главе с одним из членов Центрального кружка Союза.
Участниками союза могли стать лишь рабочие.
Организация активно вела пропагандистскую деятельность и участвовала в стачках рабочих.
«Союз…» был раскрыт властями и вскоре ликвидирован зимой 1880, после выпуска газеты «Рабочая заря».
С. Н. Халтурин после разгрома организации примкнул к «Народной воле» и участвовал в подрыве Зимнего дворца (1880). Был казнен 22 марта 1882.
6. «Черный передел»
Период действия: 1879-1881
Место: Санкт-Петербург
Лидеры и основные участники: Г. В. Плеханов, В. И. Засулич (1849-1919), Л. Г. Дейч (1855-1941), П. Б. Аксельрод (1850-1928).
Цели:
— пропаганда идей народничества;
— создание крестьянских общин.
Народническая организация, созданная меньшей частью участников второй «Земли и воли». Общая численность — не более 100 человек.
Орган печати — газета «Черный передел» (вышло 4 номера, два из них — за рубежом).
После провала попыток восстановить поселения, ареста типографии и ряда членов организации распалась. Часть ее членов эмигрировала и организовала общество «Освобождение труда», часть — примкнула к «Народной воле».
7. «Народная воля»
Период действия: 1879-1887;
Место: Санкт-Петербург, Москва и др.
Лидеры и основные участники: А. А. Квятковский (1852-1880), А. И. Желябов (1851-1881), Н. И. Кибальчич (1853-1881), А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская, Н. А. Морозов, В. Н. Фигнер (1852-1942), А. К. Пресняков (1856-1880), Н. И. Рысаков (1861-1881) и др.
Цели:
— передача власти народу;
— созыв Учредительного собрания;
— введение всеобщего избирательного права;
— развитие местного самоуправления;
— отказ от постоянной армии в пользу ополчения;
— переход земли к крестьянам;
— переход фабрик и заводов к рабочим.
Печатные органы: газеты «Народная воля» (1879-1885) и «Рабочая газета» (1880–1881), различные информационные листки, издававшийся за границей журнал «Вестник Народной воли» (1883-1886).
Была сформирована радикально настроенными членами второго состава «Земли и воли». Одним из основных методов новой организации, что отличало ее от того же «Черного передела», было проведение террористических актов с целью активизации народа и дезориентации властей.
Численность «Народной воли» составляла более 500 человек, кроме того она объединяла под своим началом множество различных кружков и организаций. «Народная воля» не делала ставки на крестьянство, как ее предшественники, а спешила заручиться поддержкой армии и рабочих.
Руководящими органами организации являлись Исполнительный комитет и Распорядительная комиссия.
«Народная воля» была хорошо законспирирована. Ее агенты присутствовали в органах правопорядка, среди военных, успешно внедрялись в различные организации.
Общество организовало взрыв в Зимнем дворце (5 февраля 1880), ряд покушений на Александра II и его убийство (1 марта 1881), убийство киевского военного прокурора В. С. Стрельникова в Одессе (18 марта 1882) и убийство инспектора секретной полиции, занимавшегося «народовольцами», Г. П. Судейкина (16 декабря 1883).
Помимо этого, было организовано несколько убийств лиц не оправдавших доверия организации (двойных агентов, информаторов полиции и т.д.). Впрочем, это не спасло ее членов. Первые аресты начались еще осенью 1879, в январе 1880 они лишились типографии.
25-30 октября 1880 года прошел первый из чреды крупных процессов над участниками объединения — Процесс шестнадцати. Двое «народовольцев» были приговорены к смертной казни (Квятковский и Пресняков), трое к бессрочной каторге, семеро к каторге на срок от 4 до 20 лет, четверо к ссылке.
После убийства императора прошла еще одна серия арестов и судебных процессов, в результате которых еще пятеро членов организации были казнены (Перовская, Желябов, Кибальчич, Михайлов, Рысаков).
Не помогло организации и перемещение ее ядра в Москву в 1882 году. Аресты и суды продолжались, все чаще — благодаря доносчикам из числа своих. К 1887 организация прекратила свое существование.
8. «Южно-русский рабочий союз»
Период действия: 1880-1881
Место: Киев
Лидеры и основные участники: Е. Н. Ковальская (1851-1943), Н. П. Щедрин (1852-1919), И. Н. Кашинцев, С. Н. Богомолец (1856-1892), П. О. Иванов;
Цели:
— пропаганда идей народничества;
— создание крестьянских общин.
Создан сторонниками «Черного передела». Организовывал собрания рабочих, склонялся к методам мирной пропаганды, впрочем, часть его руководства не отрицала возможности вынужденного террора и, тем более, вандализма на предприятиях.
В октябре 1880 были арестованы лидеры организации — Ковальская и Щедрин. Сторонникам мирных методов удалось продержать «Союз…» наплаву до начала 1881, когда были власти арестовали оставшихся руководителей.
9. «Освобождение труда»
Период действия: 1883-1903
Место: Женева
Лидеры и основные участники: П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич, В. Н. Игнатов (1854-1885), Г. В. Плеханов.
Цели:
— прекращение связей с народничеством;
— буржуазно-демократическая, а затем — социалистическая революции;
— свержение самодержавия;
— создание республики;
— пропаганда идей марксизма;
— ликвидация частной собственности;
— подготовка к формированию партии рабочих.
Образована бывшими участниками «Черного передела», разочаровавшимися в народничестве. Считается первой российской марксистской организацией. Действовала лишь заграницей.
Активно занималась издательской деятельностью, имея легальную типографию. Принимала участие в конгрессах социалистов и поддерживала связь со многими социалистическими партиями и организациями, в том числе с «Союзом борьбы за освобождение рабочего класса», о котором речь пойдет ниже.
10. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»
Период действия: 1895-1897;
Место: Санкт-Петербург;
Лидеры и основные участники: В. И. Ульянов (1870-1924), Г. М. Кржижановский (1872-1959), В. В. Старков (1869-1925), А. А. Ванеев (1872-1899), Ю. О. Мартов (1873-1923), П. К. Запорожец (1803-1905), И. И. Радченко (1874-1942), И. В. Бабушкин (1873-1906), Н. К. Крупская (1869-1939) и др.;
Цели:
— классовая борьба;
— свержение самодержавия;
— слияние идей пролетарского движения и идей социализма;
— улучшение условий труда;
— борьба с народничеством.
Был сформирован В. И. Ульяновым (Лениным) на основе петербургских социал-демократических кружков. Руководство «Союзом…» осуществляла «Центральная организационная группа» (17 человек), избиравшая руководящее бюро. Пеовоначальный состав руководства — Ульянов, Мартов Кржижановский, Ванеев, Старков. Организация подразделялась на три районные группы:
— Невская (Невская застава, Шлиссельбургский тракт);
— Заречная (Васильевский о-в, Выборгская сторона, Петербургская сторона);
— Нарво-Московская (Нарвская застава, обводной канал, Московская застава).
Организация поддерживала связь более чем с 70 производствами, где велась пропаганда идей «Союза…» и 30 кружками.
8-9 декабря 1895 были арестованы более 50 членов организации (по другим данным — более 80), включая Ленина. 5 января 1896 аресты продолжились. Несмотря на это, организация смогла принять участие в ряде крупных стачек на заводах в 1896, активно распространяя свои листовки. Летом были арестованы еще 30 членов организации.
После разгрома «Союза…» его имя еще долгой время использовалось различными марксистскими организациями.

6.Общественное движение в России в конце 19-начале 20 века. Первые политические объединения и группы.

Общественное движение конца 19 века продолжает тенденции прошлого., в 50-х гг. наиболее влиятельным было народническое движение.Родонач.идеологии были А.И.Герцен и Н.Г.Чернышевский(теория крестьянского социализма).Народ.начало дали славянофилы.

Основные подходы:

-осознание факта отсталости России

-попытка преодоления

-поиск теоретического обоснования преодоления

Тезисы:

-развиваться минуя капитализм

-основа теории — наличие сельской.общины

-предстоящую революцию читали социалистической

Народники считали, что Р.не обязательно проходить все фазы разв. европейских стран.

Этапы развития народничества:

1)70-е гг.-революционное народничество. Считали что капитализм насаждается «сверху» и не имеет социальных корней в России.Будущее-общинный социализм. Крестьяне к этому готовы.Преобразования путем революции.

2)80-90-е гг.-либеральное народничество.Разделяли народнеч.теорию, но отрицали насильственные методы преобразований. Ставили акцент на культурно-просветительской деятельности (ж. «Русское богатство»).Настаивали на неприемлемости капитализма

( Михайловский, Даниельсон, Воронцов)

Эсеры

Во второй половине 1890-х небольшие народническо-социалистические группы и кружки существовали в Петербурге, Пензе, Полтаве, Воронеже, Харькове, Одессе.

Часть их объединилась в 1900 в Южную партию социалистов-революционеров, другая в 1901 — в «Союз эсеров». В конце 1901 «Южная партия эсеров» и «Союз эсеров» соединились, и в январе 1902 газета «Революционная Россия» объявила о создании партии.

эсеры до т1917г. -одна из ведущих партий. Первый учредительный съезд состоялся в декабре 1905-1906г.Лидер — Виктор Михайлович Чернов.

Программа:

-установление демократической республики

-федеративное устройство

-право наций на самоопределение

-всеобщее избирательное право

-буржуазные свободы

-замена армии народной милицией

-отмена налогов на труд, прогрессивный налог на доходы предпринимат.

Аграрный вопрос:

-изъятие земель из ч/с и ее социализация

-распределение земли по трудовой норме

-сохранение поземельной общины

-доп.в будущем кооперация крестьян

Боевая организациянас. 15-20 рев ,25-30 боевиков.Рук-Евно Азеф,Б.Савенков.Убит мин.обр Боголепов в 1901г и в 1904 Плеве .

Марксистское направление.Складывается со 2-й половины 80-х гг.

Оно известно в рамках 2-х течений

  1. «Легальный марксизм»

Философы: Струве П.Б., Франк С.Л., Бердяев Н.А., Булгаков С.Н.

Экономисты: Даниельсон, Туган-Барановский

-капитализм- закономерная стадия в развитии

— совершенствовать общество путём демократических реформ.

-противостояние революционному марксизму

-отражает марксизм в буржуазной литературе

-не разделяет выводов Маркса о необходимости ликвидации эксплуататорского строя революционным путем.

Из учения Маркса легальный марксизм взял за основу положение об экономической прогрессивности капитализма относительно феодализма и тезис о закономерной смене феодализма капитализмом.

В ходе дискуссий выделяются 2 работы с критикой нар.

-«Критические заметки к вопросу об эк.развитии Р.» П.Б.Струве

-«Материалы к хар.нашего хоз.развития» с уч.Ленина

  1. «Революционный марксизм» в нем форм.лидеры марксизма, возникают первые кружки, попытки соединить марксизм и революц.движение. начинают пропаганду за выступление рабочего класса. Пропагандистом был Георгий Плеханов.

Освобождение пролетариата Плеханов считал возможным только с использованием революционных форм политической борьбы на базе социал-демократической программы. По этой программе революция должна быть буржуазной, поскольку своими силами, без помощи буржуазии, пролетариат не сможет произвести преобразования в обществе. Поэтому пролетариат должен просто получить максимальные выгоды от этой революции, не претендуя на всю власть в новом государстве. Благодаря усилиям Плеханова марксизм возобладал в социал-демократическом движении России, и в начале XX века в нем заметную роль стали играть радикальные элементы, объединившиеся вокруг Владимира Ленина.

  1. РАДИКАЛЫ-ЛЕНИНЦЫ главные усилия направили на создание социал- демократической «партии нового типа», состоящей из профессиональных революционеров, которые возглавят и организуют борьбу рабочих масс.

Ульянов В.И. (1870-1924)

История РСДРП

Первые социал-демократические кружки появились в Российской империи в 1880-х годах. В 1883 году Г. Плеханов основал первую российскую марксистскую организацию — группу «Освобождение труда»

. В конце 1894 — начале 1895 по инициативе Плеханова был создан «Союз русских с.-д. за границей».

В 1895 году из Петербургской социал-демократической группы возник «Союз Борьбы за освобождение Рабочего Класса», в чём была большая заслуга В. И. Ленина. В 1887 году в Киеве состоялось совещание между киевской социал-демократической группой «Рабочее дело» и социал-демократами Петербурга и Москвы. В том же 1887 году еврейские социал-демократические группы Северо-Западного и Привисленского краёв объединились во «Всеобщий Еврейский Рабочий Союз в Литве, Польше и России», или «Бунд».

1 марта 1898-1 съезд РСДРП.был принят манифест, написанный Струве.

Июль 1903-2съезд в Брюсселе, принята программа и устав.

Раскол на

Большевики (курс на формир.радикальной партии нового типа из 2-х частей:

-печатный рев.орган и местные рев.организации)

Меньшевики (последовали европейской линии марксизма)

Либеральное движение

  1. Интеллектуальный либерализм и его задачи:

-отыскать исторические обоснования либерализма в России

-разработка теорий развития России .(почвенники,самобытность)

Среди первых теоретиков самобытного либ.Б.Н.Чичерин,К.Д.Кавелин,Градовский А.Д.Считали.что внедрение либ-задача власти

2)Земский либерализм

Течение умеренное в полит.смысле. Запросы сводятся к развитию местного самоуправления и общегос.народного представительства(совещ.орган).Стремились использовать исторический опыт Земского представительства

  1. Новый либерализм

» Союз земцев конституционалистов»-левые земские либ.в союзе с интеллигенцией. Хотели создать более радикальное направление.1902г.-обр.журнал «Освобождение» Струве

1903-1904гг. «Союз освобождения», «Союз конс-в»

1905г.-«Союз союзов»-объед профсоюзов

В октябре 1905г возникают 2 партии:

Программа:

Главная цель – введение в стране демократической конституции.

-демократич.полит.строй (по типу монархии англ.типа).

-выступали за разд.властей: законодат, исполнит.и судебную

-коренную реформу местного самоуправления и суда

-бесплатное обучение в школе

-8-ми час.раб.график на предприятиях, право рабочих на стачки, на соц.страхование и охрану труда.

-восстановление гос.автономии Фонляндии ,Польши, но в составе России.

Аграрный вопрос:

-частичное отчуждение помещ.земли (60%) в пользу крестьян ,но по рыночным ценам ,выступали за част.земельную собственность и были противниками ее обобществления.

Добивались своих целей только мирными средствами — путем получения большинства в Гос.Думе и проведение через нее реформ ,которые записаны у них в программе. Однако кадетская партия не представл.единства: три направления: левые, правые кадеты и центр.

Октябристы: «Союз 17 октября» ,в честь цар.манифеста 17 окт.1905г , который, они считали, знаменовал собой вступление России на путь конституц.монархии. Оформление партии началось в октябре 1905 ,а завершилось на 1ее съезде 8-12 февр.1906в Москве. Партия крупного капитала – верхи торгово-промышл.буржуазии и помещиков – предпринимат.Глава:круп.предпринимат.А.И.Гучков

Программа:

-наследств.констит.монархия, в которой император ограничен постановлениями «Основных законов». Они выступали против неогрпнич.самодерж., но и против парламентарного строя.

-введение двухпалат. «народного представительства» — Гос.Дума и Гос.совет., которые формир.на основе цензовых выборов.

-дарование граждан.прав: свобода совести, вероисповедания, неприкосновен.личности и жилища.

-нац.вопрос: принцип единой России , выступая против любой формы федерализма. Искл.только Финляндия , при условии ее гос.связи с империей.

Аграрный вопрос:передача крестьян.через особые зем.комитеты пустующих казенных, удельных и кабинетных земель ,а также помощь крестьянам покупке земли у частников при посредстве Крестьянского банка. Они допускали и принудит.отчужд.части частновлад.земель с обязательным вознагражд.владельцев за счет казны. Переселение беззем.и малозем.крестьян на свободные земли ,уравнение крестьян в правах с остальными сословиями., поддерживали столыпинскую аграрную реформу.

-признавали свободу раб.организаций, союзов, собранный и право рабочих на стачки.

-огранич.продолжит.раб.дня, но не в ущерб промышленности

-сторонники расширения народ.образования, видели необходимость реформы суда и администр.управления.

-гос.устройство – конституц.монархия с Гос.Думой. Выступали за сильную монархическую власть, но и за реформы в предпринимательской сфере деятельности. Главные программные требования – свобода промышл., торговли, приобрет.собственности и охрана ее законом.

Консервативно – охранительные:

Партии: «Союз русского народа» и «Русский народный союз им.Михаила Архангела». Цель – защита русского народа. Быстрый рост черносотенных организаций происходил после Манифеста 17 октября, в 1906 – была предпринята попытка создать единый центр – «Главную управу объедин.русского народа».

«Союз русского народа»оформился в ноябре 1905 в Петербурге. Ему содействовали правит.лица, оказывали фин.помощь Департамент полиции и даже НиколайII. В этот союз входили титул.знать, высшее чиновничество и часть творческой интреллигенции. Лидеры партии: В.М.Пуришкевич, А.И.Дубровин, Н.Е.Марков. Руководящим органом партии был — Главный совет. Эти представители правого экстремизма провозгласили «православие, самодержавие ,народность». Они заявляли, что истинно русский народ они признают своими друзьями. С антисемитскими требованиями выступали ,чтобы евреев лишить всех прав. Создать еврейское государство и выделить туда всех рос.евреев

-отвергали измен.гос.устройства

-считали необход.созыв Земского собора, выступали за единую Россию, не допуская национального самоопределения.

-отвергали любое отчуждение частной зем.собств., даже за вознагражд.

-сохр.неогр.власти царя и господ.полод.рус.православ.церкви.

Своими противниками они считали тех, кто пытается поколебать неограниченную власть царя.

«Русск.народ.союз Мих.Архангела»- отколовш.в ноябре 1907 от «Союза русского народа». Офиц.оформ.в марте 1908. Партия состояла из представителей наиболее консерват.части православ.духовенства. Основатель и лидер: В.М.Пуришкевич, преследовала те же цели ,что и «Союз русского народа».

Революция 1905-1907 гг — создала благоприятные условия для создания множества полит.партий (и русских и национальных), действовали они легально, они представляли спектр социальных, национальных и даже религиозных интересов, выраженных в их программах. 3 основные классификац.группы:

1) революционно-демократические( соц.-дем., и неонароднические)

2)либерально – оппозиционные(русская и национ.либеральная буржуазия, либеральная интеллигенция),

3)консервативно – охранительные(правые буржуазно – помещичьи и клерикально – монархические, черносотенные).

Соц.- демократические:Российская соц- демократическая рабочая партия (РСДРП) и Партия соц.-револю.(эсеров).

РСДРПорганизованно оформилось наIIее съезде (1903) и тогда произошел раскол на большевиков и меньш. Но формально до марта 1917 года они продолжали считаться состоявшими в одной партии. НаIIсъезде была принята единая программа (для больш.и меньш.), из 2-х частей.Программа – минимум(решение задач буржуазно-демократич.революции:

— свержение самодержавия,

-введение демократич.республики и широкого местного самоуправления,

-предоставление права на самоопределение всем нациям ,входящим с состав России

-8-ми час.раб.график для лиц наемного труда

Аграрный вопрос:

Изначально выдвигались требования возвращение крестьянам отторгнутых во время проведения реформы 1861 г отрезков от их наделов, отмена выкупных и оброчных платежей на землю, и возвращение ранее выпачив.выкуп.сумм ,но в 1906 аграр.вопорс был пересмотрен, теперь требования полной конфиск.всех помещичьих, госуд., удельных, церковных и монастырских земель (это требование было заявлено самими крестьянами на 2-х съездах Всерос.крестьян.союза и заставило изменить аграр.программу РСДРП на 4 съезде). Аграрной программой РСДРП была национализация всех земель(т.е. собственник земли государство ,и оно становится помещиком – монополистом), а крестьяне хотели землю в общенародное пользование (т.е. хозяин земли сам народ)

Аграрная политика меньшив: предложил П.П.Маслов. Программа муниципализации земли.( т.е. конфоскован.у помещиков, монастырей земли переходили в распоряжение органов местного самоуправления ,которые потом распред.землю между крестьянами). Программа меньш.была против вмешательства власти в аграрные отношения ,т.к. это усилит государство, превратит его в единственного земельного собственника ,усилится и правящая бюрократия.

Программа – максимум. Предусматривала социалистическое переустройство общества после победы пролетарской революции. Но реализацию этой программы и большевики и меньш.представл.по – разному.Большевики:немедленное построение социализма после победы пролетарской революции, даже рассматривали возможность перерастания буржуазно – демократич.революции в социалистич.Меньшевики:считали утопией насаждение социализма в экономически и культурно отсталой стране, они полагали, что должен пройти период буржуазного развития после бурд-дем.революции, который превратит Россию в капиталистич.страну с буржуазно – демократич.свободами.

Эсеры. Организационно оформилось на 1-ом учредительной съездеконец декабря 1905 нач.января 1906. Программа:

-сверж.самодерж.

-демократ.республика

-автономия областей и общин на федеративных началах

-широкое применение федератив.отношений между отдельными национальностями ,признание за ними права на самоопределение, введение родного языка во всех местных общественных и госуд.учреждениях

-всеобщее избирательное право без различия пола, религии и национальности

-бесплатное образование

-отделение церкви от госуд.и свободу вероисповед., своб.слова, печати, собраний ,стачек, неприкосновенность личности и жилища

-уничтожение пост.армии и замена ее «народной милицией»

8-ми час.рабочий день

-отмена всех налогов, касающихся труда, но установление прогрессивного налога на доходы предпринимателей.

Аграрный вопрос:

Изъятие земли из частной собственности. Выступали за социализацию (общенародное пользование). Землей должны распоряж.общины, который будут распред.ее пользование по «трудовой» норме среди всех граждан республики, для которых труд на земле явл.основным источником существования. Они хотели обобществить землю путем различных форм кооперации земледельцев. Выступали за сохран.крестьян.общины как основы создания общественных отношений в деревне.

Тактика: пропаганда, агитация, организация стачек, бойкота, вооруженных акций .вплоть до примен.полит.террора. Но террор как крайнее средство. «Боевая группа» — Евно Азеф Борис Савников. Организовали убийство круп.полит.лиц (В.Я.Плеве)

В конце 1904 из партии эсеров выдел.группа, которая применяла позицию террористич.борьбы. Конец 1906 – группа оформилась в «Союз социалистов – революционеров – максималистов»- крайнее левое крыло эсеров. Лидер – М.И.Соколов.

Также из эсеров выделилась группа анархо-коммунистов.

Трудовая народно – социалистическая партия (народные социалист, энесы)– отвергали насильствен.методы борьбы. 1-ый программный выпуск ее бюллетени вышел в сентябре 1906, окончательное оформление партии — ноябрь 1906. Это была городская интеллигенция, земские служащие. Видные идеологи: А.В.Пешехонов, В.А.Мякотин, Н.Ф.Анненский, В.И.Семеновсикий, принадлежали к левому флангу легального народничества. Выступали за особый для России путь к социализму ,минуя капитализм.

Программа:

-введ.демокр.республики

-замена пост.армии «народ.полициец»

-равенство всех перед законом, отмена сословного строя, свобода слова, совести ,печати, собраний, союзов

-неприкосновенность личности и жилища

Высший орган власти– однопалатное Народное представит.собрание ,избираемое всеми гражданами, достигш.20 лет, независимо их пола, веры и национ., Собранию должна принадлежать вся полнота законодат.власти.

Аграрный вопрос:

Конфиск.помещ.земель, казенных, удельных, церковных земель и передача их в общенародную собственность. Но конфискация не должна коснуться крестьянских надельных ,а также частновладельч.земель, где ведется трудовая работа.

Общественные движения в России в 19 веке (таблица)

Главными целями первых революционеров были:

  • построение социализма;
  • революционный переворот и свержение самодержавия;
  • отмена крепостного права;
  • всю землю передать в руки крестьян.

Радикалы выступали за коренные изменения в укладе государства. Они видели развитие страны без самодержавной власти. По мнению приверженцев данного направления в стране необходимо было ликвидировать частную собственность и провети национализацию всех сфер жизни.

В 19 веке стали создаваться первые радикальные объединения. Самым известным стал кружок петрашевцев. Но правительственными силами члены объединения были вскоре все арестованы, а деятельность их запрещена.

Для распространения радикальных идей приверженцы организовывали Хождения в народ, где пытались “вразумит” простой народ. Но в середине 19 века такие идеи не нашли отклика среди народа.

В конце века революционеры перешли к радикальным мерам — террору. Неоднократно были совершены покушения на царя, одно из них достигло своей цели. В 1881 году был убит Александр 2.

В целом, радикальное движение в 19 веке сказалось отрицательно на положении в стране и не было поддержано народом. Многие приверженцы движения были арестованы и отправлены в ссылку.

Консерватизм, либерализм и социализм — общественно-политические течения, сложившиеся в 19 веке, которые пытались объяснить и обосновать изменения, происходившие во время перехода от традиционного общества к индустриальному, также называемого промышленным переворотом.

Консерватизм

В исторической литературе существует несколько вариантов объяснения термина «консерватизм». Вот некоторые из них:

  1. консерватизм (от лат. conservo — «охраняю», «храню») — теория, практика, которая пытается совместить прогресс в обществе с сохранением традиционных ценностей — семьи, правопорядка, труда, морали, патриотизма, закона и тому подобное. В экономике консерватизм защищает принцип протекционизма;
  2. консерватизм — совокупность различных идейно-политических течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни. Для консерватизма характерны: приверженность к существующим и устоявшимся социальным системам и норм, неприятие революций и радикальных реформ, отстаивание эволюционного органического развития;
  3. консерватизм является философией стабильности как условия нормального функционирования общества, уважения традиций, связи поколений (поколений), подражания традиционным добродетелям и ценностям бытия;
  4. консерватизм, в отличие от либеральной или социалистической идеологии, никогда не был политическим учением, скорее, это склад ума, чувств, образ жизни.

Эдмунд Берк

Идеология консерватизма сформировалась как реакция на ужасы Французской революции (знаменитый памфлет Эдмунда Берка, 1790 г.). Кроме Берка, вклад в становление консерватизма сделали французский иезуит Жозеф де Местр (1753-1821), английский философ Томас Гоббс (1588-1679) и австрийский канцлер Элемент Меттерних (1773-1859).

Консерваторы стремились сохранить существующие традиционные формы власти, основы правления. При этом следует отметить и тот факт, что они не отрицали необходимости реформ, но не радикальных, а умеренных и постепенных. В целом консерватизм характеризовался следующими чертами: то, что можно не менять, менять не надо; мудрости предков и мудрости обычая нужно отдавать предпочтение перед индивидуальным самовольным решением и суждением; любые действия должны оцениваться не по немедленными последствиями, а с отдаленной перспективой.

Человек, по мнению консерваторов, несовершеннен, и поэтому существование идеального общественного порядка невозможно. Однако в правлении, опирающемся на традицию, всегда возможны, даже в несовершенном обществе, улучшение. Консервативные партии выступали за неизменность и укрепление главных «основ общества» — семьи, правопорядка. Они имели поддержку наиболее обеспеченных слоев общества — предпринимателей, землевладельцев, высшего чиновничества, а также части крестьянства.

Либерализм

Либерализм (от лат. либер — «свободный») — это общественно-политическое течение, объединяющее сторонников парламентского строя и свободы предпринимательства. Либерализм предпочитает конституционный порядок, а не абсолютизм; местное самоуправление, а не централизацию власти; свободу личности, а не полицейский надзор. Провозглашает отмену сословных привилегий, равномерное распределение налогов. Либерализм является противником ограничений свободы торговли и свободы труда. Главный принцип либерализма: никто не может быть выше другого по своим правам. Личная свобода базируется на экономической независимости, которую обеспечивают неприкосновенность частной собственности, свободный рынок и конкуренция.

Либералы выступали в защиту прав и свобод личности, права частной собственности, частного предпринимательства, свободы совести и политической деятельности. Одной из основных доктрин либералов было осуждения государственного вмешательства в сферу бизнеса и торговли. По их мнению, государство должно ограничиваться функциями обеспечения правопорядка, обороноспособности и защиты страны, но не вмешиваться в ее экономическую жизнь.

Либералы стали влиятельной политической силой в США, Великобритании и некоторых европейских странах. Их социальной опорой, прежде всего, были предприниматели, часть интеллигенции, рабочих, служащих. Они стали последовательными сторонниками социальных реформ, направленных на улучшение жизненного уровня населения, ликвидации угрозы революционных потрясений. Такую политику, получившая название либерального реформизма, поддерживали довольно широкие круги общественности как в европейских странах, так и в США.

Главными политическими ценностями либерализма были и остаются идеи правового равенства граждан, договорной природы государства, политического плюрализма (от лат. «Множественный») и конституционализма.

К видным представителям либерализма относились: британский философ Джереми Бентам (1748-1832), французский публицист Бенжамен Констан (1767-1830), британский философ Джон Стюарт Милль (1806-1873).

Социализм

Промышленный переворот привел к коренному изменению в социальной структуре европейского общества. Одной из самых многочисленных слоев общества становятся наемные рабочие, которые, в отличие от ремесленников и крестьян, не обладали средствами производства. Существуя только за счет продажи своей рабочей силы на рынке труда, наемные рабочие были постоянной жертвой цикличности рыночной экономики. Потеря работы означала потерю любых средств к существованию как для них самих, так и для их семей. Поэтому стремление обеспечить относительные гарантии своей социальной стабильности породило массовое рабочее движение, идеологией которого стал социализм (от франц. — «общественный») — учение о модели справедливого общества (термин «социализм» употреблялся с 1830-х годов.). Первые теоретические обоснования построения такого общества сделали британский философ Роберт Оуэн (1771-1858) и французские философы Шарль Фурье (1772-1837) и Клод Сен-Симон (1760-1825).

Социализм представлял собой совокупность теорий, которые утверждали не только желательность, но и возможность ликвидации буржуазных порядков и установления нового общества, где будет достигнуто социальное равенство людей. По вопросу о формах установления нового общества социалисты делились на сторонников мирного (реформаторского) и сторонников насильственного (революционного) путей. Несмотря на эти различия, общим для создателей социализма было глубокое идейное убеждение, незыблемая вера в светлое будущее человечества.

Социалисты стремились к замене буржуазного общества новым обществом социальной справедливости — социализмом, в котором будет ликвидирована частная собственность на средства производства и его результаты, где власть будет принадлежать трудящимся и будет действовать принцип «от каждого по способностям и каждому — по труду». Социальной опорой социалистов были наемные рабочие, сельский пролетариат, радикально настроенная молодежь и интеллигенция, часть служащих.

Социал-демократическое движение

Социал-демократия — общее название социалистических партий, возникших во второй половине XIX в. в разных странах; идеологическая и политическое течение, которое выступает за внедрение идей социализма во всех сферах жизни.

Эдуард Бернштейн

В 1899 г. немецкий социал-демократ Э. Бернштейн (1850-1932) опубликовал книгу «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии», в которой подверг критике некоторые принципиальные положения марксистской доктрины. Анализируя новые тенденции индустриального развития, он пришел к выводу о ложности марксистского положения о дальнейшем обеднение пролетариата и наличии предпосылок для построения социалистического общества, а также недооценки марксистами возможностей государственного регулирования товарно-рыночной экономики и значение реформ для прогрессивного развития общества. Бернштейн одним из первых дал развернутое обоснование социал-демократической идеи.

Карл Маркс

В отличие от К. Маркса он считал невозможным завоевания политической власти пролетариатом, который не достиг уровня политической и нравственной зрелости, чтобы управлять общественными процессами, взять на себя всю полноту государственной власти. Переход к социализму может произойти не в результате революции, которую Бернштейн считал «признаком варварства», а только через социализацию капитализма. Ближайшими целями рабочего класса он считал борьбу за экономические и политические права.

Бернштейн предпочитал общество, в основе развития которого является потребительская и производственная кооперация, при которой ни один класс не имеет привилегий. Чтобы достичь такого положения в обществе, нужен определенный уровень сознания граждан — умение жить по законам, контролируя свои страсти. Ведь демократическая форма правления предполагает высокую степень не только свободы, но и ответственности всех. Для социализма как движения характерно гуманистическое отношение к человеку труда, его потребностей и интересов. Бернштейн считал, что между социализмом и демократией нет противоречий. Отсюда и название его концепции — «демократический социализм».

Социал-демократия выступала за права человека, свободу слова, печати, самостоятельность профсоюзного движения, существования правового государства. Со временем лозунги дополнились требованиями улучшения качества жизни, экономической демократии, самоуправляющегося социализма.

Социал-демократы выступали за участие в парламентской деятельности. Основным методом своей политики считали реформу.