Объявление амнистии осуществляет

Механизм объявления амнистии в России

Акт об амнистии не изменяет и не отменяет закона, устанавливающего уголовную ответственность за те или иные общественно опасные деяния, и не ставит под сомнение законность и обоснованность приговора суда, вынесенного по конкретному делу. Амнистия лишь смягчает участь лиц, совершивших преступление.

Акт об амнистии влечет определенные уголовно-правовые последствия, устанавливаемые в уголовном законе. В соответствии с ч. 2 ст. 84 УК эти акты могут содержать предписания следующего характера: об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления; об освобождении от наказания или его отбывания лиц, осужденных за преступления; о сокращении назначенного наказания; о замене назначенного наказания более мягким; об освобождении от дополнительного наказания; о снятии судимости.

Конкретное содержание амнистии определяется в самом акте об амнистии. Обычно такие акты носят комплексный характер и содержат предписания нескольких видов из числа предусмотренных ч. 2 ст. 84 УК, а иногда и не предусмотренных данной нормой.

В связи с тем, что практическое применение акта об амнистии представляет определенную сложность, помимо самого акта об амнистии Госдума обычно принимает дополнительное постановление о порядке применения этого акта, в котором разъясняет вопросы, связанные с применением акта об амнистии (определяются органы, на которые возложено исполнение амнистии, раскрывается содержание терминов, использованных в акте об амнистии).

Круг лиц, на которых распространяется действие конкретной амнистии, определяется в самом акте об амнистии путем максимально подробного их перечисления.

Амнистия распространяется на всех лиц, подпадающих под ее действие. Однако амнистия не означает реабилитацию лица и является лишь прощением его за совершение преступления. Поэтому освобождение от уголовной ответственности в связи с актом об амнистии возможно только при отсутствии возражений против этого со стороны обвиняемого. При наличии таких возражений производство по делу продолжается в обычном порядке и доводится до судебного разбирательства, в котором суд выносит либо оправдательный приговор, либо обвинительный, но с освобождением от наказания по акту об амнистии.

Проекты постановлений об объявлении амнистии и о порядке применения амнистии рассматриваются Госдумой в порядке, установленном регламентом для внесения и рассмотрения законопроектов. Госдума принимает указанные постановления большинством голосов от общего числа депутатов. Постановления подписываются председателем Государственной думы и подлежат официальному опубликованию в порядке и в срок, установленные федеральным законом.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Пояснение.

Функции Президента РФ:

1) Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

2) Президент РФ в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

3) Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

4) Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

5) Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Полномочия Президента РФ целесообразно рассматривать, объединив их в группы в зависимости от сфер государственной жизни, в которых действует Президент РФ. Президент РФ и Правительство РФ. Наиболее тесным образом Президент РФ сотрудничает с исполнительной властью, и хотя по Конституции РФ он не является главой исполнительной власти, анализ его конституционных полномочий позволяет утверждать, что фактически Президент РФ выступает в роли главы исполнительной власти:

1) Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ (п. «а» ст. 83).

2) Президент РФ утверждает представленные ему Председателем Правительства РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 112). Указом Президента РФ от 17 августа 1999 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» * выделен ряд министерств и ведомств, которые напрямую подчиняются Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

3) По предложению Председателя Правительства РФ Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров (п. «д» ст. 83).

4) Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ (п. «б» ст. 83).

5) Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ (п. «в» ст. 83).

Место Президента РФ в системе государственной власти России (а по большому счету — его социальное назначение и политическая роль в жизни страны в целом) определяется возложенными на него Конституцией РФ (ст. 80) функциями:

1) Представительская функция (являясь главой суверенного государства, Президент без каких-либо дополнительных полномочий представляет Российскую Федерацию как в международных отношениях, так и внутри страны — в отношениях с субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, различными институтами гражданского общества (политическими партиями и общественными объединениями, конфессиями, объединениями предпринимателей, науки, образования, культуры, спорта, молодежными, ветеранскими организациями, различными диаспорами и т. п.).

2) Функция гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации.

3) Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (причем органов государственной власти различных ветвей и уровней).

4) Определение основных направлений внутренней и внешней политики государства (разумеется, не произвольно, а в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами).

Для реализации указанных функций Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы наделяют Президента РФ достаточно широкими полномочиями, которые могут быть объединены в следующие группы:

1) Полномочия, связанные с формированием других государственных органов и назначением должностных лиц (назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; назначение по представлению Председателя Правительства РФ членов Правительства; принятие решения об отставке Правительства РФ; назначение судей федеральных судов (за исключением судей высших судебных инстанций — Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ); назначение пяти членов Центральной избирательной комиссии РФ и т. д.).

2) Полномочия по взаимодействию с Федеральным Собранием, участию в законодательном (нормотворческом) процессе, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти (назначение выборов депутатов Государственной Думы; обладание правом законодательной инициативы; промульгация (подписание и обнародование) федеральных конституционных законов, федеральных законов и законов о поправках к Конституции РФ; обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; использование согласительных процедур для преодоления разногласий между федеральными и региональными органами государственной власти, а также между региональными органами государственной власти, включая обращение в суд для разрешения спора и т. д.).

3) Полномочия в области внешней политики (осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации; ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации; назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях и др.).

4) Полномочия в области обороны и безопасности (утверждение военной доктрины; назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации; выполнение полномочий Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами РФ; введение на всей территории Российской Федерации или в отдельных местностях специальных правовых режимов военного положения (в соответствии с федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года «О военном положении») или чрезвычайного положения (в соответствии с федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года «О чрезвычайном положении») и т. п.)

5) Полномочия в сфере правового регулирования статуса личности (решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища; учреждение государственных наград, награждение государственными наградами, присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий; осуществление помилования и др.).

Предмет ведения Государственной Думы:

1) Обсуждение и принятие законов.

2) Обсуждение и принятие федерального бюджета.

3) Установление налогов и сборов, финансовое регулирование.

4) Ратификация международных договоров, вопросы войны и мира.

5) Вопросы статуса и защиты государственных границ.

6) Выражение согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.

7) Решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ.

8) Назначение на должность и освобождение от должности: Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счётной палаты и половины состава ее аудиторов (от лат. auditor — слушатель — бухгалтер-ревизор, который проверяет состояние финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий), уполномоченного по правам человека в РФ.

9) Объявление амнистии.

10) Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

А) объявление амнистии — Государственная Дума.

Б) осуществление помилования — Президент РФ.

B) обеспечение исполнения федерального бюджета — Правительство РФ.

Г) принятие федеральных законов — Государственная Дума.

Д) осуществление управления федеральной собственностью — Правительство РФ.

Помилование

Совершив преступление, человек подвергается наказанию со стороны общества и государства. Но это не означает, что к нему больше нельзя проявить милосердие. Юридическая система также имеет механизмы проявления милосердия. Они выражены в конкретных понятиях закона – амнистия и помилование.

Помилование – что это такое?

На этот вопрос отвечает 85 статья УК РФ. В ней сказано, что Президент России может подписать акт о помиловании конкретного заключённого. В результате он освобождается от наказания за совершённое преступление.

То есть, на практике, такая мера применяется к заключённым, которые отбыли часть срока и по каким-либо причинам могут претендовать на смягчение наказания. Благодаря помилованию они раньше времени выйдут на свободу.

Для тех, кто уже отбыл срок, помилование даёт возможность досрочного снятия судимости.

Важно понимать, что помилование не отменяет приговор суда, не ставит под сомнение доказанность вины преступника и не реабилитирует его. Оно только лишь избавляет преступника от необходимости отбывать наказание.

Касательно помилования часто возникают споры – морально ли это, заслуживают ли преступники такого снисхождения? В связи с этим стоит отметить, что в тюрьмах находятся совершенно разные люди, с разным состоянием здоровья, старики и беременные женщины. И к некоторым из них стоит применять процедуру помилования, так как нахождение в стенах тюрьмы грозит их здоровью.

Законодательная база

Основой правовой базы осуществления помилования являются Конституция и Уголовный кодекс РФ. Помимо этого есть указы Президента о помиловании. Все эти документы формируют порядок и общее содержание понятия помилования заключённых в его практическом применении.

Поскольку основным законом страны является Конституция, то все законы и юридические понятия должны соответствовать её принципам. Помилование основано на ценности прав человека и гражданина, закреплённой в основном законе России. Поэтому преступники вправе просить о помиловании и смягчении наказания.

Также право на помилование имеют лица без гражданства и иностранные граждане, которые отбывают наказание в российских тюрьмах, за преступления, совершённые на территории РФ.

Виды

Помилование зависит от нескольких ключевых факторов:

  • Тяжесть преступления;
  • Личность просителя о помиловании;
  • Отбытый срок.

В реальности существует два вида помилования:

  • Президентское;
  • Материнское.

Материнское помилование – это прошение, которое имеет право подать мать заключённого или его близкие родственники, если матери у него нет.

Важно, что такое прошение рассматривается только, если сам заключённый подал аналогичный документ.

В некоторых случаях о помиловании могут просить общественные организации. Их запрос будет рассматривать территориальная комиссия по вопросам помилования. Такие комиссии существует во всех субъектах РФ.

Президентские помилования, то есть те прошения, что направлены прямо Президенту, рассматривают эти же комиссии, поскольку сам Президент не может рассмотреть все из них.

После рассмотрения прошений, если они составлены верно, комиссии отправляют эти документы в Минюст. К ним прилагают копию приговора по делу заключённого, его характеристику и краткую биографическую справку.

Обращаться за помилованием по закону имеет право любой заключённый, за исключением тех, кто находится под следствием. Эта категория граждан ещё не признана судом виновными и в их отношении не определено наказание.

Условия

Поскольку помилование в РФ осуществляется в отношении совершенно разных заключённых, то уже из этого становится понятно, что положительное решение не зависит от характера преступления, которое совершил этот человек.

Даже приговорённый к смертной казни может просить о помиловании. Но к нему будет применено не освобождение от наказания, а его смягчение в виде пожизненного заключения или 25-летнего тюремного срока. Это прописано в третьей части 59 статьи УК.

Тем не менее, определённые условия, от которых зависит ответ на прошение о помиловании, существуют. Комиссии, которые рассматривают обращения заключённых, учитывают:

  • Поведение в местах заключения;
  • Срок наказания, которое преступник уже отбыл;
  • Насколько опасно для общества преступление, совершённое данным человеком;
  • Возмещён ли ущерб пострадавшим.

Также учитывается совершал ли этот человек преступления, находясь на условном сроке осуждения (если такая мера к нему применялась), а также его личные характеристики – возраст, состояние здоровья, наличие семьи и количество судимостей в прошлом.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (499) 653-79-33

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 332-54-12

Бесплатная горячая линия по всей России:
88006003901

Претенденты

Как уже говорилось выше, право на помилование имеет каждый заключённый. Но поскольку для положительного решения по данному делу необходимо, чтобы заключённый выполнял ряд требований, в том числе касающихся его поведения, то становится ясно – некоторые заключённые на помилование претендовать не могут. Точнее, ответ на их прошение будет отрицательным. Среди таких:

  • Злостные нарушители порядка в колонии;
  • Совершившие умышленное преступление во время испытательного срока;
  • Уже освобождены по амнистии;
  • Были освобождены по УДО.

Если человек уже был помилован, но впоследствии снова совершил преступление, больше помилование к нему не применят.

Также не будут рассматривать заявления тех, кому и так было смягчено наказание по решению суда.

Чем помилование отличается от амнистии?

Главное отличие касается индивидуального характера помилования. Его Президент может подписать только в отношении конкретного человека, а амнистия применяется к большим группам людей. Понятие амнистии описано в 84 статье УК. Она может быть применена также и к подсудимым по определённым статьям уголовного права.

Амнистия предполагает не только освобождение из тюрьмы, но и другие меры смягчения наказания, как и снятия судимости в отношении тех, кто наказание уже отбыл.

В 103 статье Конституции РФ говорится, что принять акт об амнистии может только Государственная Дума. Региональные власти таких полномочий не имеют.

Поскольку амнистия – мера, которая применяется к большому количеству людей, то выделяют её два вида:

  • Политическую;
  • Уголовно-правовую.

Политическая амнистия наступает, когда государство отказывается от преследования кого-либо за массовые преступления.

Уголовно-правовая – смягчение наказания людей, объединённых общими признаками. Например, амнистия малолетних преступников, матерей-одиночек и т.п.

Амнистия может применяться вне зависимости от желания самих заключённых, а помилование только по их прошению.

Кроме Президента решение о помиловании никто подписать не может, в то время, как амнистию принимает Государственная Дума.

Последствия применения амнистии и помилования:

  • С тех, кто отбыл наказание, снимают судимость;
  • Освобождение подозреваемых и осуждённых от уголовной ответственности;
  • Смягчение наказания;
  • Освобождение от наказания.

В случае принятия акта об амнистии, работники колоний должны подготовить документы по заключённым, к которым амнистия может быть применена. Судьи принимают соответствующие постановления, а следователи прекращают ведение их дел.

В случае помилования все эти документы не нужны. Оно вступает в силу с момента подписания и уведомления помилованного.

Кто осуществляет помилование в РФ?

Как уже говорилось, данным правом обладает только Президент. Он объявляет помилование, подписывая соответствующий акт.

Территориальные комиссии лишь рассматривают прошения, оценивают их и собирают дополнительные документы. Но подписать помилование может только Президент.

Статистика

До создания комиссий по прошениям о помиловании, таковых запросов было по нескольку тысяч в год. Многие из них решались положительно.

Но с 2001 года, когда все прошения стали рассматривать специальные комиссии, количество поданных для подписи Президента существенно снизилось.

Сегодня из нескольких тысяч прошений, подаваемых в течение года, подписывается менее 10.

Прошение о помиловании Президенту России: образец

Составить прошение можно в свободной форме, но необходимо отразить всю информацию по существу.

В правом верхнем углу указывается адресат (ФИО Президента, адрес его администрации), а также паспортные данные просителя, дату рождения и адрес места наказания.

По центру листа пишется «Ходатайство».

Далее нужно описать, кто и за что осуждён, время, проведённое в тюрьме и другие (но только основные) нюансы дела.

Далее излагается суть прошения и доводы в пользу возможного помилования:

  • Степень вины потерпевшего;
  • Состояние здоровья или возраст заключённого;
  • Болезнь или смерть кормильца, содержавшего несовершеннолетних иждивенцев осужденного;
  • Отсутствие других судимостей;
  • Характеристику с места учёбы или работы.

Дополнительно стоит получить характеристику из администрации колонии и указать на раскаяние в содеянном.

После рассмотрения такого прошения Управлением по вопросам помилования, и положительного решения, оно попадёт на стол Президенту. Если он подпишет, то будет издан соответствующий указ о помиловании. Его в течение двух дней передадут главе федерального субъекта, и дальше вплоть до администрации колонии.

Если было отказано

В случае отказа в помиловании, заключённого уведомят об этом. Следующий раз обращаться с той же просьбой он может не раньше, чем через год. И только при условии отсутствия причин, по которым помилование не применяется.

Амнистией называется мера, которая осуществляется государством в пользу лиц, совершивших преступное деяние.

Мера заключается в полном или частичном освобождении гражданина или замене его наказания на более мягкое. Но кто же объявляет амнистию в России?

Как добиться суда присяжных заседателей в России? Узнайте об этом из нашей статьи.

Задачи и цели

Часто амнистия приурочивается к национальным или международным праздникам.

Применение амнистии преследует несколько задач:

  • акт гуманности по отношению к заключенным людям;
  • уменьшение количества содержащихся в тюрьмах граждан, сокращение расходов на содержание;
  • возможность достигнуть определенных политических целей.

Целью амнистии является возможное устранение некоторых недостатков правовой и уголовной систем. Это акт милосердия государства по отношению к лицам, оступившимся на жизненном пути.

История амнистирования

Начиная с 1856 года в России было проведено 43 случая так называемого «помилования» государством. Последний случай произошел в 2015 году в честь 70-летнего юбилей Победы в Великой Отечественной войне.

Каждый случай амнистирования был приурочен к какому-либо важному для государства событию — коронации, юбилея события или праздника, победы в войне и так далее.

Амнистия широко применяется не только в России, но и во всем мире. Однако, существует ряд стран, считающих «помилование» ненужных действием прощения преступников. К таким странам относится Польша, Норвегия, Швеция, Испания, Германия и другие.

В одних странах амнистия происходит часто, а в других — только в исключительных случаях. Например, в странах Латинской Америки чаще всего освобождают граждан, осужденных за политические преступления.

Есть ли в России смертная казнь? Ответ узнайте прямо сейчас.

Госдума объявила амнистию, приуроченную к 70-летию Победы. 24 апреля 2015:

Чем регулируется?

Кем назначается амнистия? Решение об амнистии принимает Государственная Дума Федерального Собрания РФ, это относится к её компетенции.

Проведение амнистии регулируется двумя статьями — статье 103-ей Конституции РФ и статье 84-ой Уголовного кодекса.

УК РФ подробно описывает проведение самой процедуры, а Конституция указывает, что решение о проведении амнистии возложено на Государственную Думу.

Акт об амнистии не является официальной мерой, поэтому может быть изменен в любое время соответствующими инстанциями.

Правовая природа меры также не определена, поэтому акт об амнистировании носит двойственный характер и принадлежит сразу и уголовному, и государственному праву.

Решение о том, подлежит ли тот или иной гражданин амнистированию, принадлежит следующим инстанциям:

  • судебному органу;
  • уполномоченному сотруднику прокуратуры;
  • органам предварительного следствия.

Выбор инстанции зависит от вида совершенного преступления и стадии расследования.

Кто может попасть под амнистию?

Амнистирование отличается от помилования тем, что применяется не к конкретным личностям, а к целой группе преступников, объединенных общими чертами — женщин, несовершеннолетних, осужденных за воровство и так далее.

Однако, попасть под амнистирование могут лишь определенные группы граждан:

  1. Участники боевых действий, лица, прошедшие военную службу в действующей армии.
  2. Лица, имеющие медали и награды России или Советского Союза.
  3. Женщины в положении или женщины, имеющие несовершеннолетних детей.
  4. Осужденные, достигшие пенсионного возраста — мужчины отметки в 60 лет, а женщины — в 55 лет.
  5. Лица со второй или первой группой инвалидности или имеющие туберкулез в тяжелой стадии.
  6. Несовершеннолетние преступники, впервые осужденные и имеющие срок не более трех лет, а также ранее не состоящие на учете.
  7. Люди, осужденных за преступления по неосторожности или в состоянии аффекта. При этом срок заключения не должен превышать трехлетнего срока.
  8. Осужденные за преступления, за которые не предусмотрен тюремный срок (административные правонарушения).

Нашла телефон и не вернула — что грозит? Читайте об этом .

Кто не подлежит освобождению?

Существует также определенные категории граждан, которые не могут быть амнистированы ни при каких обстоятельствах. К этим категориям относятся следующие лица:

  1. Лица, осужденные за проведение террористических актов.
  2. Граждане, страдающие от наркотической или алкогольной зависимости.
  3. Лица, осужденные за опасные для общества преступления — изнасилования, убийства и так далее.
  4. Граждане, вступившие в половой акт (добровольно или насильственно) с лицами, не достигшими своего совершеннолетнего возраста.
  5. Люди, срок заключения которых превышает восемь лет.
  6. Личности, осужденные повторно.
  7. Граждане, осужденные за совокупность преступлений, хотя одно из которых является тяжким.
  8. Граждане, осужденные к пожизненному заключению.
  9. Лица, совершившие должностные или экономические преступления, а также деяния, угрожающие безопасности государства.
  10. Лица, попавшие раннее под амнистию, но совершившие преступление повторно.

Принцип и порядок проведения процедуры

Амнистирование действует только на тебе преступления, которые были совершены до даты вступления соответствующего акта в силу.

Поэтому если первое и последнее из совершенных человеком деяний совершенно до объявления амнистии и вступления его в законную силу, то человек может рассчитывать на снисхождение государства.

Если же человек одно из деяний совершил до вступления амнистии в силу, а другое — после объявления меры, то в этом случае он не может рассчитывать на освобождение или смягчения наказания.

В первую очередь амнистированию подвергаются лица женского пола, особенно, находящихся в положении или имеющих малолетних детей, граждане, не достигшие совершеннолетнего возраста, а также пожилые люди, достигшие пенсионного возраста.

Порядок проведения процедуры устанавливается Государственной Думой в соответствующем постановлении. Лица, уже отбывающие наказание, амнистируются с помощью начальника исправительного учреждения.

В таких случаях составляется постановление на освобождение, заверенное и одобренное уполномоченным сотрудником прокуратуры.

Находящиеся под следствием граждане освобождаются уполномоченными представителями правоохранительных органов. Судебные органы могут вынести амнистирование гражданам, дело которых находится в судебном производстве, лицам, имеющим условное наказание, и лицам, покинувшим место своего заключения раньше срока.

Амнистирование граждан с условным сроком происходит также под руководством уголовно-исправительной инспекции.

Освобождением от штрафных санкций в ходе амнистирования занимается уполномоченный судебный пристав. Все соответствующие документы подготавливаются вышеперечисленными органами в сотрудничестве с адвокатом заключенного.

Общество довольно настороженно относится к мере амнистирования как таковой.

Это связано с несколькими претендентами в истории России, когда множество опасных преступников было выпущено на свободу.

Однако, подавляющее большинство амнистий имеют высокую эффективность и практически полное отсутствие рецидива.

Госдума объявила амнистию

При этом депутаты отклонили поправку, согласно которой могли быть амнистированы фигуранты «болотного дела»

Пленарное заседание Государственной Думы РФ Фото: ТАСС, Станислав Красильников

Москва. 24 апреля. INTERFAX.RU — Депутаты Государственной Думы объявили в пятницу амнистию в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне.

По мнению главы профильного комитета Госдумы по законодательству Павла Крашенинникова, амнистия может коснуться 350-400 тысяч человек. Ранее он сказал журналистам, что, возможно, постановление об амнистии будет опубликовано уже в пятницу и с этого момента вступит в силу.

Постановление об амнистии освобождает от наказания впервые осужденных к лишению свободы за умышленные преступления небольшой и средней тяжести (лиц, принимавших участие в боевых действиях по защите Отечества, и приравненных к ним лиц; лиц, выполнявших воинский либо служебный долг в Афганистане или др. странах, где велись боевые действия; военнослужащих, сотрудников ОВД РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также иных организаций, участвовавших в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, лиц, награжденных гос. наградами СССР и (или) РФ).

По тем же основаниям амнистия в виде освобождения от наказания применяется к участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также к лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие этой катастрофы либо аварии в 1957 г. на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча; несовершеннолетним; беременным женщинам, а также женщинам и одиноким мужчинам имеющих несовершеннолетних детей и (или) детей-инвалидов за исключением совершивших преступление в отношении несовершеннолетних; мужчинам старше 55 лет и женщинам старше 50 лет; инвалидам I и II группы; больным активной формой туберкулеза, отнесенных в установленном порядке к I или II группе диспансерного учета; больным онкологическими заболеваниями III или IV клинической группы.

Для этих же категории лиц сокращается срок наказания, если они осуждены за умышленные преступления на более длительные сроки, превышающие 5 или 10 лет лишения свободы.

Документ предусматривает прекращение находящихся в производстве органов дознания и органов предварительного следствия уголовных дел о преступлениях, совершенных до дня вступления в силу постановления, а также уголовных дел, находящихся в производстве судов, по которым не начато судебное разбирательство в отношении указанной категории лиц; подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений по неосторожности, за которые предусмотрено максимальное наказание, не превышающее 5 лет лишения свободы; в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, за которые не предусмотрено наказание, связанное с лишением свободы.

От наказания также должны быть освобождены осужденные к лишению свободы на срок до 5 лет включительно за умышленные преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, ранее не отбывавшие лишение свободы; за совершение преступления по неосторожности. По уголовным делам, за которые предусмотрено наказание свыше 5 лет лишения свободы суд, если признает необходимым назначить наказание до 5 лет включительно, освобождает указанных лиц от наказания.

В отношении осужденных к лишению свободы на срок свыше 5 лет за преступления, совершенные по неосторожности, также предусматривается сокращение неотбытой части наказания на одну треть.

Амнистия затрагивает также условно осужденных, осужденных, которым до дня вступления в силу постановления неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания или отбывание наказания которым отсрочено, а также осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

Со всех указанных лиц, освобожденных от наказания, снимается судимость и предусматривается освобождение от дополнительных видов наказаний, за исключением дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортным средством.

Амнистия распространяется и на осужденных, неотбытая часть наказания которых на день окончания исполнения постановления составляет менее одного года.

Предусматривается освобождение от наказания по уголовным делам о преступлениях, которые совершены до дня вступления в силу постановления, если суд признает необходимым назначить по этим делам наказание условно, наказание, не связанное с лишением свободы либо применить отсрочку отбывания наказания.

Применение амнистии полностью исключается в отношении лиц, осужденных за умышленные убийства, разбой, терроризм, бандитизм и другие тяжкие и особо тяжкие преступления, перечень которых содержится в соответствующем пункте постановления, а также в отношении лиц, совершивших преступление при особо опасном рецидиве, вновь совершивших умышленное преступление в местах лишения свободы, освобождавшихся по амнистии или в порядке помилования в течение последних 10 лет, а также являющихся злостными нарушителями порядка отбывания наказания.

Как сообщалось ранее, депутаты при обсуждении постановления об амнистии отклонили поправку, распространяющую действие документа на статью о массовых беспорядках. Таким образом, под амнистию не подпадают фигуранты «болотного дела».