Обязанности преподавателя

Содержание

ассистент

младшая преподавательская должность

Альтернативные описания

• лицо, входящее в состав почетной охраны знамени

• младшее ученое звание, присваиваемое преподавателям в ВУЗах СССР

• первое ученое звание преподавателя ВУЗа

• помощник специалиста

• помощник профессора

• скажите по-латински «стоящий рядом»

• «оруженосец» специалиста

• помощник аптекаря

• помощник режиссера

• помощник хирурга

• помощник врача

• помощник при опытах

• помощник при опытах, операциях

• помощник экспериментатора

• помощник ученого

• помощник профессора на лекции

• помощник хирурга на операции

• помощник экзаменатора

• Помощник профессора, врача

• Младшее ученое звание, присваиваемое преподователям в ВУЗах СССР

• Помощник

• Младшая преподавательская должность в высших учебных заведениях

• «оруженосец» специалиста

• м. лат. пристав, свидетель, и пр. при экзаменах, испытаниях; пособник, помощник, подручник, особ. при хирургических операциях. Ассистентская помощь иногда нужна, но ассистентовы пальцы часто мешают

• скажите по-латински «стоящий рядом»

Дата: 27 сентября 2013 Алина Рубрика: Правила,Учительская

Права и обязанности учителя

Труд педагога легким не назовешь. Бывают ситуации, когда учитель не прав, бывают, когда родителей “заносит”. Давайте разберемся по порядку в правах и обязанностях преподавателей.

Учитель, классный руководитель имеет право на:

4.1. Защиту профессиональной чести и достоинства

(Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 1, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 64)

4.2. Защиту человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны администрации, ученика или его родителей (законных представителей).

(Конституция РФ, ст. 23 п. 1)

4.3. Участие в управлении школой в соответствии с Уставом школы.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 64)

4.4. Высказывание в корректной форме (устно или письменно) критических замечаний о деятельности любого работника школы или системы образования, а также претензий и замечаний к ребенку в деликатной форме.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п. 57)

4.5. Условия для осуществления учебно-воспитательного процесса, получение рабочего места, оборудованного в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и нормами охраны труда, снабженного необходимыми пособиями

(Трудовой кодекс РФ, ст. 22).

4.6. Выдвижение своей кандидатуры на любую выборную должность в педагогическом коллективе.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 64)

4.7. Свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников.

4.8. Свободу выбора методов оценки знаний учащихся.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителе», п. 65; Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 65)

4.9. Установление требований к поведению учащихся на занятиях. Эти правила не должны ущемлять достоинство ученика и противоречить Уставу школы и настоящим Правилам.

(Конвенция о правах ребенка, ст. 3, 19)

4.10.Отказ от административных поручений, не связанных с выполнением своих должностных обязанностей и конкретных обязательств.

4.11.Конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, в том числе при необходимости защиты интересов обучающихся; знакомится с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, и предоставление по ним объяснений.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п.п.39, 46,47,50,68; Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 3)

4.12.Творчество, инициативу в освоении образовательных и развивающих программ.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 61; Закон РФ «Обобразовании, ст. 55 п. 4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 65)

4.13.Обращение индивидуально или в составе группы лиц к уполномоченному по правам участников образовательного процесса, а также в любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами.

(Ркомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 50; Конституция РФ ст. 33, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ст. 2 п. 1)

4.14.Предупреждение о замене уроков заранее.

4.15.Отгулы за работу в выходные и праздничные дни, оплату труда в нерабочие дни в двойном размере в соответствии с законодательством РФ.

(Трудовой кодекс РФ, ст. 153)

4.16.Защиту от неоправданного вмешательства родителей (законных представителей) учащегося в круг профессиональных обязанностей учителя.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 67)

4.17.Требовать:

– от родителей (законных представителей) посещения родительских собраний, создания нормальных условий для учебы ребенка (рабочее место, режим дня);

(Семейный кодекс РФ, ст. 63 п. 2, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 60)

– от учащихся соблюдения Правил школьной жизни.

4.18. Не допускать учеников к занятиям физической культуры без спортивной формы (учащийся в таком случае находится в спортивном зале под присмотром учителя).

(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 2 п.п.4)

Учитель обязан:

5.1. Работать честно и добросовестно, выполнять обязанности, определенные должностными инструкциями, трудовым договором, коллективным договором, уставом школы, правилами внутреннего распорядка, соблюдать требования техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии и гигиены, противопожарной безопасности.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 70; Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 67)

5.2. Вести себя достойно, соблюдать этические нормы поведения, быть внимательным и вежливым с учениками, родителями и членами коллектива школы, быть примером для учеников.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п.п. 1, 6)

5.3. Уважать личность ребенка, его человеческое достоинство.

(Конвенция о правах ребенка, ст. ст. 2, 12-17, 19)

5.4. Уважать права учащихся на выражение мнений и убеждений.

(Конвенция о правах ребенка, ст. ст. 12, 13)

5.5. Поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства учащихся методами, исключающими физическое и психическое насилие.

(Конвенция о правах ребенка, ст. 19, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57, Закон РФ «Об образовании», ст. 15, п. 6)

5.6. Систематические повышать свой профессиональный уровень, использовать современные методики обучения.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 67)

5.7. Вести в установленном порядке учетно-педагогическую документацию, своевременно представлять администрации школы отчетные данные.

5.8. Своевременно выставлять оценки в классный журнал и дневник учащегося.

5.9. Оценивать ответ учащегося, а не его личность.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 65)

5.10. Стараться найти положительные моменты в работе каждого учащегося.

5.11. Дежурить по школе в соответствии с графиком, утвержденным директором школы.

(Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений. Утверждено Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. № 69, п. 2.3.)

5.12. Содержать в порядке свое рабочее место, бережно относиться к имуществу школы, своевременно сообщать о поломках в хозяйственную службу.

5.13. Принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися. Нести ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время урока.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 69, Положение о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР, утв. приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 1 октября 1990 г. № 639, п. 1.12)

5.14. Отпускать ребенка из школы во время занятий только при наличии записки от родителей или справки медицинской сестры (врача). В непредвиденных случаях необходимо согласовать данный шаг с родителями (законными представителями) учащегося.

5.15. Регулярно проходить бесплатные медицинские обследования.

(Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 8 п. 5)

Обязанности классного руководителя:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 февраля 2006 г. № 21 «Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»

7.1. Соблюдать права и свободы учащихся.

7.2. Поддерживать тесный контакт с родителями (законными представителями) учащегося, проводить с ними консультации и беседы.

7.3. Своевременно оповещать родителей (законных представителей) о родительских собраниях.

7.4. Выставлять оценки учащихся в дневник не реже 1 раза в неделю.

7.5. Проводить классные часы (по 1 часу в неделю; один из них раз в месяц посвящен анализу динамики успеваемости и поведения учащихся класса).

7.6. Содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка.

7.7. Содействовать становлению и развитию классного руководителя.

7.8. Вносить необходимые коррективы в систему воспитания учащихся.

7.9. Содействовать созданию благоприятного морально-психологического климата для каждого учащегося.

7.10.Помогать учащимся решать проблемы, возникающие в общении с одноклассниками, учителями, родителями (законными представителями)

7.11. Содействовать получению дополнительного образования учащимися.

7.12.Организовывать с учащимися внеклассные мероприятия, экскурсии образовательного и воспитательного характера.

7.13. Вносить предложения по улучшению и оздоровлению условий образовательного процесса.

7.14. Организовывать изучение обучающимися и воспитанниками правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту и т.д.

7.15. Оперативно извещать администрацию школы о каждом несчастном случае, принимать меры по оказанию первой медицинской доврачебной помощи.

7.16. Во время школьных мероприятий находиться со своим классом.

7.17. Осуществлять контроль успеваемости каждого учащегося, посещаемости им учебных занятий.

Учителю запрещено:

8.1. Применять к учащемуся меры физического и психического насилия.

(Закон РФ «Об образовании», ст. 15. п.6, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)

8.2. Опаздывать на урок.

(Трудовой кодекс РФ, ст. 21)

8.3. Выгонять ученика с урока.

(Конституция РФ, ст. 43)

8.4. Выставлять в журнал оценку не за ответ, а за поведение учащегося.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 65)

8.5. Задавать домашнее задание на каникулярное время в 1-11 классах и в выходные дни в 1-4 классах, кроме чтения художественной литературы.

(Конвенция о правах ребенка, ст. 31; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02», п. 2.9.19)

  • Алина

Ответственность педагогических работников 

Правовая ответственность применительно к субъектам образовательных правоотношений может быть условно подразделена на образовательно-правовую ответственность (предусмотренную образовательным законодательством) и ответственность «обычную», т.е. предусмотренную нормами традиционны отраслей права, прежде всего, трудовым, гражданским и административным. Эта относительность и отражает специфику образовательных отношений, проявляющуюся в том, что нормы, прежде всего, трудового и гражданского права, регулирующие эти отношения, приобретают «образовательно-правовой оттенок», т.е. представляют собой «особенную» часть нормы образовательного права .

Так, образовательно-дисциплинарная ответственность педагогических работников в общем плане предусмотрена Законом РФ «Об образовании», причем эта ответственность во многом близка с ответственностью по трудовом праву. Это с одной стороны. С другой стороны, сама эта ответственность не содержит законодательный перечень оснований и мер ответственности, формулировка их носит, как правило, опосредованный характер.

Если попытаться обобщить основания юридической (образовательно-дисциплинарной и трудовой) ответственности к педагогическим работникам, то они сводятся к следующему.

Педагогические работники несут дисциплинарную ответственность за :

  • — повторное в течение года грубое нарушение Устава образовательного учреждения;
  • — применение (даже однократное) методов воспитания и обучения, связанных с физическим и (или) психическим на-силием над личностью обучающегося;
  • — появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • — невнимательность, допущенную к жизни и здоровью детей во время проведения уроков (занятий), вне учебных мероприятий;
  • — некорректное поведение по отношению к родителям обучающихся, коллегам;
  • — недостойное поведение на работе, в быту и общественных местах;
  • — несоблюдение требований техники безопасности и ох-раны труда, производственной санитарии, гигиены, проти-вопожарной и экологической безопасности.

Помимо рассмотренных видов правовой ответственности педагогические работники могут (должны) нести гражданско-правовую и материальную ответственность. Такая ответственность предусмотрена как образовательным законодательством, так и собственно гражданским и трудовым.

За нарушение норм трудового распорядка, профессионального поведения педагоги и другие работники образовательных учреж-дений, связанных с процессом обучения, несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

За совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей по вине педагогического работника, на него могут быть возложены следующие дисципли-нарные взыскания:

замечание;

выговор;

увольнение по соответствующим основаниям .

Основания для прекращения трудового договора (увольнения) предусмотрены трудовым законодательством; помимо этого, ос-нованиями для увольнения педагогического работника по ини-циативе администрации являются:

  • — повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения;
  • — применение, в том числе однократное, методов воспита-ния, связанные с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника .

Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения и (или) устава образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы обязательно должна вручаться педагогическому работнику.

Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника, за ис-ключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педаго-гической деятельностью, или при необходимости защиты инте-ресов учащихся.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних педагогическим или другим работником образовательного учреждения, обязанного осуществ-лять надзор за несовершеннолетними, если это деяние соединено с жестоким обращением, установлена уголовная ответственность.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает в качестве меры уголовного наказания лишение права заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет .

Педагогический работник, как и всякий другой, может и обязан нести в установленном порядке материальную ответственность, предусмотренную ст. 232, 233, 238,241 -244, 246-248 Трудового кодекса.

Непосредственными мерами такой ответственности возмещение прямого действительного ущерба, причиненного наличному имуществу работодателя образовательного учреждения (уменьшение этого имущества или ухудшение его состояния). При этом размер материальной ответственности работника не может превышать, как правило, его месячного заработка, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом или иными федеральными законами (ст.241 ТК РФ).

Кроме того, и это едва ли не самое главное: педагогический работник может быть принужден к возмещению ущерба в полном размере (т.е. даже в случае превышения данного ущерба размера месячного заработка работника) в ряде случаев. К этим случаям закон относит (ст. 243 ТК РФ):

  • — когда в соответствии с Трудовым кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;
  • — недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
  • — умышленного причинения ущерба;
  • — причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • — причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
  • — причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
  • — разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;
  • — причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей .

Таким образом, вопросы правовой ответственности педагогических работников как важного элемента их правового статуса в российском образовательном законодательстве пока еще не нашла своего должного отражения. Однако характеристика правовой ответственности педагогических работников, имеет большое внимание в контексте совершенствования образовательного законодательства и повышения роли и значимости дисциплины во всех сферах общества, в том числе ив сфере образования.