Обязанности социального педагога

Содержание

Должностная инструкция социального педагога детского дома

1. Общие положения

1.1. Должностная инструкция социального педагога детского дома разработана на основе квалификационной характеристики социального педагога, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

1.2. Социальный педагог назначается и освобождается от должности директором детского дома из числа лиц, имеющих высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика», «Социальная педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

1.3. Социальный педагог непосредственно подчиняется директору детского дома.

1.4. Социальный педагог должен знать:

  • — Конституцию Российской Федерации;
  • — приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • — законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
  • — Конвенцию о правах ребенка;
  • — основы социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства;
  • — право социального обеспечения в части, касающейся воспитанников и выпускников детского дома;
  • — общую и социальную педагогику;
  • — педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию;
  • — основы здоровьесбережения и организации здорового образа жизни, социальной гигиены;
  • — социально-педагогические и диагностические методики;
  • — технологии социально-педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), навыки социально-педагогической коррекции;
  • — современные педагогические технологии воспитания, реализации компетентностного подхода;
  • — методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, коллегами по работе, родственниками воспитанников;
  • — технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • — основы экологии, экономики, социологии;
  • — основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
  • — правила внутреннего трудового распорядка детского дома;
  • — правила по охране труда, пожарной безопасности, санитарные правила и нормы.

2. Функции социального педагога детского дома

Основными направлениями деятельности социального педагога детского дома являются:

2.1. содействие социализации воспитанников, осознанному выбору ими и последующему освоению профессиональных образовательных программ;

2.2. обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в образовательном процессе;

2.3. создание благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников.

3. Должностные обязанности социального педагога детского дома

Социальный педагог выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите детей детского дома;

3.2. изучает психолого-медико-педагогические особенности личности воспитанников;

3.3. выступает посредником между:

— воспитанниками и учреждением,

— воспитанниками и родственниками,

— воспитанниками и специалистами различных социальных служб, административных органов и ведомств;

3.4. определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы с воспитанниками, способы решения личных и социальных проблем, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;

3.5. принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности воспитанников;

3.6. выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении детей и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;

3.7. организует различные виды социально значимой деятельности воспитанников и работников детского дома, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении;

3.8. содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности воспитанников, обеспечивает охрану их жизни и здоровья;

3.9. участвует в осуществлении работы по трудоустройству, передаче в замещающую семью, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг воспитанников;

3.10. защищает жилищные права воспитанников детского дома, осуществляет:

— закрепление и сохранность жилплощади воспитанников, если они ее имели на момент поступления детей в детский дом;

— приватизацию жилья в пользу воспитанников;

— контроль за своевременностью возврата жилплощади, если она была изъята местными исполнительными органами;

— сдачу в наем по договору закрепленной жилплощади воспитанника и контроль за своевременным перечислением на сберкнижку воспитанника, чья жилплощадь сдана в наем;

3.11. защищает имущественные (денежные) права воспитанников детского дома;

3.12. оформляет гражданство воспитанникам, отвечает за получение паспортов, осуществляет прописку и выписку детей;

3.13. поддерживает связь с региональным центром усыновления, подготавливает изменения в картах ребенка до 5-го числа каждого месяца;

3.14. подготавливает материал для рассмотрения в суде о взыскании алиментов, о лишении родительских прав и т.п.;

3.15. организует разнообразные виды деятельности воспитанников, ориентируясь на особенности их личности, развитие их мотивации к соответствующим видам деятельности, познавательных интересов, способностей, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности;

3.16. своевременно оформляет личные дела воспитанников детского дома, ведет алфавитную книгу учета воспитанников;

3.17. подготавливает сводные отчеты, статистические данные, развернутые списки воспитанников, своевременно передает информацию в банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

3.18. участвует в создание системы преемственности в работе образовательных учреждений, осуществляющих функции попечителей (детский дом – среднее профессиональное образование — вуз);

3.19. своевременно оформляет пенсии, поддерживает связь с органами социальной защиты;

3.20. оперативно извещает администрацию детского дома о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;

3.21. участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по организации и проведению, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных планом работы детского дома, в организации и проведении методической и консультативной помощи опекунам (попечителям) и приемным родителям, которым в установленном порядке переданы на воспитание воспитанник(и) детского дома;

3.22. соблюдает этические нормы поведения в детском доме, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога;

3.23. проходит периодические медицинские осмотры;

3.24. проходит обязательную аттестацию на соответствие занимаемой должности;

3.25. систематически повышает профессиональную квалификацию; один раз в три года обучается на курсах повышения квалификации.

4. Права

Социальный педагог детского дома имеет право:

4.1. участвовать в управлении детским домом в порядке, определяемом уставом детского дома;

4.2. на защиту профессиональной чести и достоинства;

4.3. знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

4.4 защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики;

4.5. на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

4.6. самостоятельно выбирать формы, приемы, методы воспитательной работы с детьми и планировать ее исходя из педагогической целесообразности;

4.7. повышать квалификацию;

4.8. аттестоваться в добровольном порядке на первую (высшую) квалификационную категорию;

4.9. в пределах своей компетенции сообщать директору детского дома о выявленных в процессе осуществления должностных обязанностей недостатках в деятельности детского дома и вносить предложения по их устранению;

4.10. иметь доступ ко всем документам детского дома в части, касающейся защиты прав и свобод воспитанников;

4.11. собирать информацию, связанную с потребностью воспитанников, проводить социологические опросы, анализ, диагностические обследования.

5. Ответственность

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава детского дома, Правил внутреннего трудового распорядка детского дома, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений администрации детского дома, должностных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, социальный педагог несет дисциплинарную ответственность в порядке определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

Дисциплинарное взыскание в указанных случаях налагается приказом директора детского дома после истребования объяснений в письменной форме и соблюдением сроков, установленных законодательством о труде.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника, а также совершении аморального поступка социальный педагог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством. Увольнение за данный поступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса социальный педагог привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.4. За виновное причинение детскому дому или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей социальный педагог несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. Заключительные положения

Социальный педагог детского дома:

6.1. работает в режиме шестидневной недели по графику, утвержденному директором детского дома, исходя из нагрузки 36 часов в неделю;

6.2. взаимодействует с воспитателями, с музыкальным руководителем, с педагогом-психологом, с администрацией детского дома;

6.3. самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год; план работы утверждается директором детского дома не позднее пяти дней с начала планируемого периода;

6.4. представляет директору детского дома письменный отчет о своей деятельности в последний понедельник каждого месяца;

6.5. получает от администрации детского дома информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

6.6. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию с администрацией и педагогическими работниками детского дома;

6.7. на время отсутствия социального педагога (отпуск, болезнь, прочее) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора детского дома; данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

Если хотите регулярно получать актуальные юридические советы, разработанные формы по охране труда, пожарной безопасности, гражданской обороне и другие полезные документы, то подпишитесь на еженедельную рассылку «Юрист образовательного учреждения»

Вернуться в начало страницы

Функциональные обязанности социального педагога

1. Осуществляет комплекс мероприятий по социальной защите, воспитанию, образованию и развитию в сфере ближайшего окружения: в школе, в семье, по месту жительства и т.д.

2. Участвует в создании и реализации региональных социально-педагогических программ.

3. Защищает права и интересы детей и молодежи.

4. Обеспечивает социально-педагогическую поддержку и помощь семье в развитии и воспитании ребенка, выступает их представителем в учреждении образования, различных инстанциях.

5. Ведет работу с семьями социального риска.

6. Организует учет детей и молодежи, которые испытывают трудности в социализации, нуждаются в опеке, находятся в экспериментальных (условиях) ситуациях и принимает адекватные меры по оказанию им социально-педагогической помощи и поддержки.

7. Осуществляет работу по профилактике и предупреждению среди детей и молодежи правонарушений, преступлений, пьянства и наркомании.

8. Пропагандирует и содействует внедрению среди детей и молодёжи, их семей здорового образа жизни.

9. Содействует становлению и развитию у детей и молодёжи общечеловеческих ценностей, правил поведения в обществе, правил потребности в самовоспитании и самоконтроле.

10. Оказывает помощь детям и молодёжи в организации различных видов социально — значимой деятельности свободного времени, трудоустройстве, оздоровлении.

11. Оказывает консультативную социально-педагогическую помощь родителям, педагогам, детям и молодёжи.

12. Взаимодействует в решении социально-педагогических проблем с органами власти и местного самоуправления, общественными организациями.

13. Повышает профессиональную компетентность и мастерство.

Основные направления в деятельности социального педагога:

Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов

Социально-педагогическая защита прав ребенка

Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося

Социально-педагогическое консультирование

Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация

Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка

Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков

Организационно-методическая деятельность

Система социально-педагогической деятельности социальных педагогов в школе

Основными направлениями нашей социально-педагогической деятельности являются:

1. Аналитико-диагностическое.

Социально педагогическая диагностика с целью выявления социальных и личностных проблем ребенка: изучаем личность ребенка, его индивидуальные особенности, школьную документацию, медицинскую карту, жилищно-бытовые условия, особенности развития и воспитания ребенка, семейных отношений, образовательный уровень семьи, воспитательные ресурсы, анализируем, систематизируем полученную информацию для постановки социального диагноза и координации работы по различным направлениям деятельности. Проводим мониторинг социальной ситуации развития ребенка

2. Социально-правовое.

Социально-педагогическая защита прав ребенка — выявляем и поддерживаем учащихся нуждающихся в социально — педагогической поддержке.

3. Консультативное

Социально-педагогическое консультирование учащихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, их профессиональном самоопределении, предпрофильной подготовке, консультирование родителей, педагогов, классных руководителей, по решению социально-педагогических проблем ребенка.

4. Профилактическое.

Социально-педагогическая профилактика и коррекция — способствуем своевременному выявлению и предупреждению фактов отклоняющегося поведения учащихся, формированию потребностей в ведении учащимся здорового образа жизни, проводим профилактическую работу с учащимися, состоящими на учете в школе, отделе по делам несовершеннолетних при городском отделе милиции, повышаем уровень правовой культуры учащихся и родителей.

5. Методическое.

Организационно-методическая деятельность — проводим анализ своей социально — педагогической деятельности, с целью повышения педагогического мастерства, участвуем в работе педагогических советов школы, школьном факультете повышения квалификации, методических объединениях классных руководителей, по социально — педагогическим проблемам, участвуем в городских методических объединениях социальных педагогов, изучаем новинки методической литературы по социальной педагогике, достижения науки и практики, проводим социально-педагогические исследования, участвуем в конкурсах педагогического мастерства: городских, региональных, всероссийских. Основными чертами современного человека является готовность и умение непрерывно учиться; способность к логическому, аналитическому, критическому и конструктивному мышлению; способность к ответственным решениям; умение общаться и сотрудничать, точность и продуктивность; толерантность и ответственность, физическая и психическая выдержка — эти качества возможно развивать, реализуя компетентностный подход. (см. График №1)

Такой подход помогает учащемуся реализовать интегральное качество личности, характеризующее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. При этом умения носят интегративный характер и формируются в рамках изучения всех школьных курсов и предметов, но образуются в ситуации активного использования их в учебных или жизненных ситуациях. Задача социального педагога состоит во включении ученика в реализацию социально — значимой деятельности, поддержка в ребенке стремления к самостоятельности, самопознанию, самоанализу и самооценке.

Для эффективности решения поставленных задач мы взаимодействуем со всеми участниками образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогическим коллективом школы и внешними социальными институтами города. Используются при этом различные методы, способы, приемы и формы работы.

Социально-педагогическая деятельность с учащимися.

Работа с учащимися носит многогранный характер: направлена на решение социально-педагогических проблем, профилактику правонарушений, формирование потребности в ведении здорового образа жизни саморазвитии и самовоспитании, включение ребенка в социально-значимую деятельность. При работе с учащимися используются различные формы, методы, приемы и способы. Нами разработаны и реализуются различные программы для учащихся, направленные на решение поставленных социально-педагогических задач.

Применение технологии позволяет поэтапно реализовывать структурные компоненты деятельности. Так, решение любой проблемы ребенка, начинается с диагностирования, который включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации. Следует учитывать, что ребенок не всегда может сформулировать проблему, которая у него возникает, и объяснить, чем она вызвана. В этом случае наша задача заключается в том, чтобы самим выявить все значимые обстоятельства ситуации и поставить социальный диагноз.

Сбор информации происходит через такие методы как: наблюдение за ребенком (в учебной и во внеклассной деятельности); беседа непосредственно с ребенком, классным руководителем, преподавателем — предметником, родителями; методы диагностики личности, семьи, социума. Для выявления дополнительных сведений о ребенке проводится мониторинг социальной ситуации развития ребенка. Цель мониторинга — отслеживание социальной ситуации развития ребенка.

По завершению данного этапа составляем характеристику ситуации, в которой находится ребенок, а так же характеристику проблемных состояний ребенка. Данная информация фиксируется в документах. (см. график №2)

Следующий этап — поиск путей решения этой проблемы. Для этого на основании диагноза ставим цель, в соответствии с которой формулируем конкретные задачи деятельности и определяем выбор путей решения проблемы. Всю свою деятельность на втором этапе мы определяем как:

логику построения индивидуального взаимодействия с ребенком, с родителями.

логику построения ситуации посредничества со специалистами школы, институтов города, занимающихся проблемами детей.

По окончании производим оценку правильности простроенной работы, её эффективность.

Следуя словам Л.В. Мардахаева о том, что «социально-педагогическая технология рассматривается как наиболее оптимальная последовательность социально-педагогической деятельности, позволяющая получать рациональный результат в конкретной ситуации», получается, что внедрение технологий индивидуального взаимодействия позволяет научно строить нашу социально-педагогическую деятельность, способствует эффективности в решении задач, стоящих перед социальным педагогом. Индивидуальное взаимодействие с ребенком осуществляется через такие формы:

беседа

консультации

групповые занятия

Надо приучать ребят к труду. Несложный труд детей, особенно трех-четырехлетнего возраста, еще тесно связан игрой, однако посредством него родители приучаю детей к самостоятельности, аккуратности, воспитывают уважение к труду, заботливое отношение к порученному делу, к своим обязанностям, желание помочь старшим. Во время работы дети приобретают и ряд знаний. Очень важно для воспитания детей, для их умственного развития общение c отцом и матерью, c другими членами семьи во время прогулок и разнообразных занятий. Наблюдая вместе c ребенком` строящийся дом, работу трактора, комбайна, бывая c ним в парке и в лесу, читая ему книгу, взрослые стараются расширить мир малыша, приблизить его к природе, к жизни Родины. Общение взрослых с ребятами во время игр и различных занятий сближает их, помогает старшим лучше понять ребенка, познать его интересы, желания, a значит, и вернее направить их. Иногда родителей беспокоит, что в одной семье и как будто при одинаковом воспитании дети растут совсем разные: один послушен, другой капризен, один аккуратен, другой неряшлив, один любит учить стихи, а другой нет. Конечно, y каждого ребенка есть свои индивидуальные черты, поэтому нельзя воспитывать детей одинаково, по трафарету. Верно сказал по этому повод один отец: «Я и ласкаю-то каждого из всех ребят по разному». Заботясь о хорошем воспитании детей, применяя общеизвестные методы, взрослые непременно должны внимательно приглядываться к детям, подмечать особенности каждого. Это поможет правильно подойти к ребенку, успешнее повлиять на него.

Социально-педагогическая деятельность с педагогическим коллективом.

Деятельность социального педагога неразрывно связана с работой педагогов школы и носит системный характер. Взаимодействие с педагогическим коллективом осуществляется в следующих направлениях:

индивидуальная работа по проблеме учащегося строится с классным руководителем, преподавателем-предметником, узкими специалистами школы.

С классными руководителями выстраивается наиболее тесное взаимодействие, так как этот специалист оказывает первичную помощь ребенку в решении его проблем.

Преподаватели-предметники имеют непосредственное общение с ребенком в учебно-воспитательном процессе. Взаимодействие строится на основе решения учебных проблем ребенка, контроля его обучаемости и посещаемости.

Взаимодействие со специалистами школы узкой профессиональной направленности (психологи, педагоги-организаторы, логопеды, фельдшер и другие) осуществляется при необходимости оказания конкретной профессиональной помощи.

методическое объединение классных руководителей (МО), школьный факультет повышения квалификации (ШФПК) направлен на оказание помощи педагогам-предметникам, классным руководителям в работе с родителями по решению социально-педагогических проблем ребенка.

Заседания носят практическую направленность и проводятся в различных формах: тренинги, дискуссии, деловые игры, педагогические мастерские. Учителям предлагается большой практический материал по повышению педагогической грамотности родителей и активные формы взаимодействия семьи и школы.

социально-педагогические консультации включают в себя вопросы социального и педагогического характера направленные на решение конкретной проблемы;

выступление на педагогических советах — рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся социализации личности учащегося.

социально-психолого-педагогический совет направлен на выработку алгоритма решения проблемы учащегося и роль социального педагога заключается в выработке стратегии решения проблемы в интересах ребенка.

Социальный педагог — чтобы подружились индивидуум и социум

К школьным психологам уже все привыкли. Но теперь появились люди новые для многих школ, должность которых именуется «социальный педагог». Кто они? Какие требования предъявляет государство к их образованию и чем они занимаются в школе. Попасть в поле зрения социального педагога в школе — это хорошо или плохо?

Во взаимодействии человека и социума (социальной среды) есть определённые закономерности. Именно их и изучает наука «социология». Социологи озабочены изучением этих закономерностей, а социальные педагоги стараются помочь молодым людям найти своё место в социуме, успешно с ним взаимодействовать, чтобы добиться максимально возможных результатов с минимальными психологическими затратами.

Социальная педагогика в школе — основное назначение

Помочь школьникам адаптироваться к условиям, в которых они находятся и извлечь максимум пользы для того, чтобы развить свой потенциал и максимально повысить качество их жизни.

Социальный педагог в школе — чем занимается?

В школе социальный педагог обеспечивает взаимодействие между школой и семьёй, другими организациями региона, которые так или иначе будут полезны для разрешения конфликта или сложной ситуации, в которую попал ребёнок.

Социальный педагог знает возрастные особенности психологии школьников и организует различные подходящие виды деятельности, направленные на улучшение социально-психологического климата в школе в целом и в каждом классе.

Социальный педагог помогает родителям защитить права своего ребёнка, помогает предотвратить попадание ребёнка в конфликтные и неприятные ситуации.

С кем взаимодействует социальный психолог?

Социальный психолог строит свою работу с разными группами должностных и обычных лиц:

  • детьми так называемой «группы риска»;
  • родителями;
  • социально-незащищёнными семьями учеников школы, семьями, попавшими в сложные жизненные условия;
  • родителями любого школьника, так или иначе задействованного в конфликте;
  • педагогическим коллективом школы;
  • правоохранительными органами.

Какие вопросы входят в компетенцию социального педагога?

Социальный педагог занимается весьма широким кругом проблем, основными из которых являются:

  • создание здорового психологического климата в каждом классе и в школе в целом;
  • вовлечение школьников в социально-полезную деятельность;
  • выявление детей из групп риска и постоянное взаимодействие с их семьями с целью предотвращения конфликтных ситуаций;
  • защита прав учеников школы, в том числе и защита от жестокого обращения со стороны родителей;
  • налаживание отношений между детьми и учителями;
  • разрешение или всяческое оказание помощи семьям, оказавшихся втянутыми в конфликтные ситуации или сложные отношения;
  • представление интересов школьников в суде и других государственных службах;
  • профилактика употребления детьми психоактивных средств.

Права социального педагога

Социальный педагог, для качественного выполнения своей работы, наделён следующими правами:

  • защищать интересы детей в суде, милиции и других органах власти или социальных службах;
  • собирать всю информацию о семье ученика школы, в том числе — делать запросы, проводить соцопросы и диагностику;
  • посещать дома учеников с целью выяснения условий, в которых живут дети, выяснять информацию о семье у соседей;
  • консультировать семьи детей-инвалидов, попечителей сирот, опекунов, малообеспеченные семьи по поводу отстаивания своих прав и получения положенных льгот.

Кто может работать социальным педагогом в школе?

Социальным педагогом может стать любой человек, имеющий высшее образование. В идеале, конечно, получивший диплом по специальности «социология», но на практике — любой желающий с любым высшим образованием может пройти переподготовку и получить диплом социального педагога.

Когда деятельность социального педагога успешна?

Образование играет важную роль для того, чтобы получить право работать социальным педагогом. Однако сложиться как специалист и реализовать себя в полной мере удаётся далеко не всем. Чтобы действительно приносить пользу школе, педагогам, ученикам и их родителям, необходимо:

  • любить детей;
  • иметь безграничное терпение;
  • уметь видеть положительные качества даже в самом отпетом негодяе;
  • искренне желать помочь любому ребёнку, даже тому, который всем кажется отвратительным;
  • обладать острой наблюдательностью, широким кругозором и аналитическими способностями;
  • уметь находить подход к любому человеку;
  • обладать огромным чувством ответственности;
  • быть эмоционально и психологически устойчивым;
  • стараться сделать так, чтобы при разрешении спорных вопросов не было проигравших, только победившие.

Хороший социальный педагог — находка для школы, детей и родителей. Если же социальный педагог не является профессионалом и не любит детей, то он может принести много вреда вместо пользы и сам стать головной болью всех участников образовательного процесса в конкретной школе и даже регионе.

Социальный педагог в школе

Мы привыкли видеть в школе в первую очередь учителей и представителей администрации (директора, его заместителей по учебной части). Однако в современной школе есть и другие должности, например, психолог или социальный педагог. А родители зачастую не знают, что входит в их обязанности, с какими вопросами они могут к ним обратиться. Эта статья о том, что входит в функции и обязанности социального педагога в школе.

Кто такой школьный социальный педагог

Этот вопрос для многих родителей остается секретом. Так кто такой социальный педагог? Постараемся на него ответить.

Социальный педагог – это тот человек в школе, который организует взаимодействие и объединяет усилия школы, семьи, общественности, для поддержки и всесторонней помощи в развитии и воспитании детей.

Деятельность социального педагога в школе

Деятельность школьного социального педагога подразумевает взаимодействие с детьми, изучение возрастных и психологических особенностей всех учащихся, организацию различных видов социально-полезной деятельности. Кроме того деятельность социального педагога направлена на социальную поддержку ребенка и семьи, помощь и направление действий родителей и педагогов на предупреждение негативного влияния на развитие личности сложных детей, а при необходимости помогает реализовать правовую защиту. Общение с сложными детьми требует от педагога особого такта и профессионализма.

Социальный педагог занимается своей учебно-воспитательной деятельностью не в классной комнате, как учитель-предметник, а в школьных клубах, секциях, кружках, разновозрастных отрядах. Только внеучебная обстановка дает ему возможность более близкого знакомства с поведенческими особенностями детей (в частности, девиантным поведением или поведением детей-аутсайдеров). Таким образом, педагог выявляет учащихся, у которых возникли сложности с адаптацией к внешним условиям существования, изучает особенности их характера и поведения, намечает меры и способы оказания помощи таким детям. В настоящее время, когда случаи алкогольной зависимости, наркомании и правонарушений в подростковой среде встречаются довольно часто, в школе обязательно должен проводить свою деятельность социальный педагог.

Функции социального педагога

Функции социального педагога в школе заключается во взаимодействии с:

  • детьми «группы риска»;
  • родителями;
  • правоохранительными органами;
  • социально-незащищенными семьями учащихся;
  • педагогическим коллективом.

Функция социального педагога заключается также и в выявлении учащихся, занятых работой (в учебное время). Он следит за тем, чтобы они посещали занятия, контролирует соответствие условий труда, установленных законом норм (в частности, относительно оплаты труда). Социальный педагог держит под контролем выплату пособий и выполнение других социальных льгот, которые положены многодетным семьям (бесплатные завтраки в школьной столовой, обеспечение школьной формой, покрытие транспортных расходов).

Задача такого педагога заниматься исследовательской работой, выявление демографической структуры района, а также социально неблагополучных семей, детей подросткового возраста, склонных к совершению правонарушений, детей, имеющих проблемы со здоровьем. Он должен организовывать проведение различных благотворительных мероприятий, в которых принимают участие дети-сироты и дети с ограниченными возможностями.

Не все подростки знакомы с нормами социального поведения. В этих случаях как раз и пригодится помощь школы и социального педагога, в частности, для того, чтобы познакомить детей с их правами, социальными гарантиями, которые распространяются как на обучение, так и на трудовую деятельность. К числу таких гарантий относятся: предоставление заработной платы, не ниже, чем установленный законом прожиточный уровень, право на получение бесплатного образования и медицинского обслуживания и другие.

Должностная инструкция социального педагога школы

Должностные обязанности социального педагога подразумевают безболезненное включение ребенка в общество. Именно поэтому так много внимания в должностной инструкции социального педагога уделено контактам с коллегами-педагогами, родителями, чиновниками, представителями детских и молодежных организаций и т. д. Мы приводим образец должностной инструкции социального педагога по ФГОС с учётом основных функциональных обязанностей специалиста этого направления.

Должностная инструкция социального педагога

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Фамилия И.О. ________________
«________»_____________ ____ г.

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на основании трудового договора с социальным педагогом, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Социальный педагог относится к категории специалистов.
1.2. Социальный педагог назначается на должность и освобождается от нее приказом приказом директора учреждения.
1.3. Социальный педагог подчиняется непосредственно директору учреждения.
1.4. На время отсутствия социального педагога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения.
1.5. На должность социального педагога назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: высшее образование по специальности «Социальная педагогика» или высшее педагогическое образования с последующей переподготовкой и присвоением квалификации «Социальный педагог».
1.6. Социальный педагог должен знать:
— законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и федеральных органов по вопросам образования;
— основы социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства;
— общую и социальную педагогику;
— педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию;
— социально-педагогические и диагностические методики.
1.7. Социальный педагог руководствуется в своей деятельности:
— законодательными актами РФ;
— Уставом учреждения, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами учреждения;
— приказами и распоряжениями руководства;

2. Функции социального педагога

Социальный педагог выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей).
2.2. Изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условия жизни.
2.3. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.
2.4. Выступает посредником между личностью обучающихся (воспитанников, детей) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.
2.5. Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей).
2.6. Организует различные виды социально ценной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении.
2.7. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья.
2.8. Осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей.
2.9. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.
2.10. Оказывает консультационную социально-педагогическую помощь родителям, педагогам, сотрудникам других учреждений.

3. Должностные обязанности

Социальный педагог выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Выступает посредником между обучающимися (воспитанниками, детьми) и учреждением, организацией, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.
3.2. Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы с обучающимися (воспитанниками, детьми), способы решения личных и социальных проблем, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
3.3. Принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей).
3.4. Организует различные виды социально значимой деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении.
3.5. Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
3.6. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья.
3.7. Организует разнообразные виды деятельности обучающихся (воспитанников, детей), ориентируясь на особенности их личности, развитие их мотивации к соответствующим видам деятельности, познавательных интересов, способностей, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
3.8. Участвует в организации их самостоятельной деятельности, в том числе исследовательской. Обсуждает с обучающимися (воспитанниками, детьми) актуальные события современности.
3.9. Участвует в осуществлении работы по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей.
3.10. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.
3.11. Участвует в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющих) обучающихся (воспитанников, детей).
3.12. Анализирует личностные проблемы учащихся для оказания им своевременной социальной помощи и поддержки, перспективные возможности ОУ в области осуществления проектов адаптации учащихся в современной социальной среде.
3.13. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
3.14. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть под руководством заместителя директора по социальным вопросам и охране детства. Представляет план работы на утверждение директору ОУ не позднее 5 рабочих дней до начала планируемого периода.
3.15. Представляет непосредственному руководителю письменный отчет о своей деятельности в течение 10 дней по окончании каждого учебного триместра.
3.16. Проходит периодическое (1 раз в год) медицинское обследование.
3.17. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников, детей) во время образовательного процесса.
3.18. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

4. Права социального педагога

Социальный педагог имеет право:
4.1. В пределах своей компетенции от имени школы устанавливать деловые отношения с учреждениями образования, спорта, здравоохранения, культуры, правопорядка, социальной защиты, детскими и молодежными организациями, службами психологической и социально-педагогической помощи, органами местного самоуправления и власти, средствами массовой информации в целях социально-педагогической помощи учащимся, защиты их прав, здоровья и жизни.
4.2. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
4.3. Давать в рамках своих полномочий обязательные распоряжения педагогам и обучающимся.
4.4. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей.
4.5. Принимать решения в пределах своей компетенции.

5. Ответственность социального педагога

Социальный педагог несет ответственность:
5.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
5.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению конфиденциальной информации.
5.3. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.

6 Взаимоотношения. Связи по должности.

Социальный педагог:
6.1. Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели .
6.2. Планирует свою работу на каждый учебный год под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
6.3. Получает от директора школы и заместителя директора по воспитательной работе информацию нормативно-правового характера.
6.4. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора школы.
6.5. Информирует администрацию школы о возникших трудностях на пути осуществления проектов и программ социальной адаптации учащихся.
6.6. Информирует администрацию о возникших трудностях, проблемах.

Обязанности социального педагога в школе

Обязанности социального педагога заключаются в следующем:

  • создании нормальных доброжелательных взаимоотношений между членами классного коллектива;
  • гуманизации взаимоотношений между детьми;
  • содействии более полной реализации возможностей всех учеников;
  • мерах по защите прав каждого учащегося;
  • проведении общешкольных развлекательных мероприятий, привлечении детей к социально полезному труду;
  • поддержании контактов с семьями школьников;
  • выявлении случаев жестокого обращения с детьми в семьях и меры по защите детей от насилия и эгоизма родителей;
  • выполнении посреднических функций, связывающих ребенка с родителями, государственными органами, в задачи которых входит забота о развитии духовных, физических и психических составляющих ребенка;
  • установлении дружественных толерантных отношений отдельных людей и окружения;
  • способствовании эффективному взаимодействию организаций и институтов, занимающихся социальным воспитанием.

Задача социального педагога, объединив свои усилия с семьями, организовать внеучебный досуг учащихся. Он также следит за тем, насколько эффективно работают секции, клубы, студии, трудовые, туристические, краеведческие отряды и координирует их деятельность. Социальный педагог сотрудничает с педагогическим коллективом в вопросах воспитания трудных детей, выстраивании отношений с проблемными семьями. Он является связующим звеном между школой и обществом, в частности, изучает социальную микросреду. Обязанность социального педагога состоит в регулярном информировании педагогов школы о состоянии психологического климата в разных классных коллективах, о психологических особенностях трудных учеников и рекомендует методы помощи таким учащимся. В обязанности социального педагога входит подготовка и составление планов, в соответствии с которыми и организуется социальная работа в школе.

Социальный педагог должен особое внимание уделять учащимся, которых исключили из школы. Он должен помочь им определиться в другое общеобразовательное заведение и стать полноценным членом нового классного коллектива.

Социальный педагог в школе

Документация социального педагога школы

Кроме работы по этим направлениям в обязанности социального педагога входит ведение и работа с документацией, которую можно разделить на три группы:

  1. Нормативно-правовые документы.
  2. Планирование работы.
  3. Материалы по основной деятельности.

1 группа. Нормативно-правовые документы

Это те документы, которыми в первую очередь руководствуется социальный педагог в своей работе. К таким документам относятся:

  1. Должностная инструкция, заверенная руководителем учреждения.
  2. Режим работы социального педагога, заверенный руководителем учреждения.
  3. Законы РФ, необходимые в работе социального педагога.
  4. Приказы, распоряжения, постановления, регламентирующие и определяющие содержание деятельности социально-психологической службы.
  5. Приказы директора образовательного учреждения, регламентирующие работу социально-психологической службы (например, приказы «О назначении ответственного за работу по профилактике социального сиротства» «О создании и работе школьного Совета профилактики» и т.п.)

2 группа. Планирование работы

  1. Анализ работы за 3 предшествующих учебных года (аналитический и статистический).
  2. Планы работы социального педагога на учебный год, в который включена совместная работа с администрацией школы, психологом, классными руководителями, медицинским работником, Управляющим Советом и др.).
  3. Планы совместной работы социального педагога школы с учреждениями системы профилактики (КДН, инспекторами ПДН, участковым инспектором и др.).
  4. План работы на месяц, неделю.
  5. Циклограмма работы на неделю.

3 группа. Материалы основной деятельности

  1. Социальный паспорт школы за 3 года.
  2. Картотека (списки учащихся по категориям)Все списки необходимо формировать с максимально полно информацией
    • из многодетных семей;
    • из малообеспеченных семей;
    • из неблагополучных семей;
    • дети с ограниченными физическими возможностями;
    • опекаемые дети;
    • состоящие на внутришкольном учете в школе;
    • состоящие на учете в ОДН и КДНиЗП;
    • склонные к бродяжничеству, суициду;
    • поставленные на бесплатное питание по категориям.
  3. Карточка индивидуального изучения, подростков, стоящих на учете в школе, ОДН, КДН и ЗП.
  4. Списки неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей.
  5. Программы реабилитации на каждую неблагополучную семью.
  6. Протоколы Советов Профилактики. Протоколы Совета профилактики в обязательном порядке оформляются в соответствии с требованиями оформления протоколов, т.е. с указанием порядкового номера заседания, состава заседающих лиц, приглашенных на Совет, указывается повестка заседания, которая должна начинаться с анализа выполнения ранее принятых решений. При рассмотрении персональных дел учащихся указывается, кто из родителей или лиц их заменяющих был приглашен, какое решение принято, и кто ответственен за выполнение решения Совета профилактики и сроки выполнения данного решения.
  7. Журнал учёта проведённых рейдов, акты обследования жилищно-бытовых условий семьи, включающие полную информацию (дата проведения рейда, состав участников рейда, список семей, которые планировали посетить с отметкой о результатах посещения (удалось посетить родителей или лиц их заменяющих или нет). Все сведения отмечаются в личных карточках учащихся: кто был дома, какая работа проведена (беседа, предупреждение или составлен протокол, изменилась ли ситуация с учащимся, в семье и т.д.)
  8. Информация о занятости учащихся «группы риска» во внеучебное время.
  9. Материалы о летней занятости учащихся, нуждающихся в социальной помощи (дети из малообеспеченных семей и многодетных семей, дети инвалиды, опекаемые дети), учащихся «группы риска» (из неблагополучных семей, состоящих на внутришкольном учёте).
  10. Анализ успеваемости, посещаемости учащихся «группы риска» по четвертям и за учебный год.
  11. Информация о совершенных преступлениях и правонарушениях учащихся. Статистический отчет: цифровые данные УМВД о количестве случаев преступлений, дата свершения преступления, правонарушения, впервые или повторно совершил преступление или правонарушение, состоял ли на учете в школе или в ОДН на момент совершения преступления или правонарушения, категория семьи, чем занят учащийся во внеурочное время.
  12. Материалы о летней занятости учащихся, нуждающихся в социальной помощи (дети из малообеспеченных семей и неблагополучных семей, дети инвалиды, дети опекаемые), учащиеся «группы риска».
  13. Материалы выступлений на педагогических совещаниях, семинарах, родительских собраниях, классных часах и т.д.
  14. Журнал учёта проводимой работы: записи о проведенных беседах, рейдах, консультациях, выступлениях по социально-педагогическим вопросам на оперативных совещаниях, педагогических советах, методических объединениях и др. Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими проблем. Журнал консультаций, с указанием темы консультации, для кого была проведена.
  15. Журнал посещений уроков, их анализ.
  16. Учет мер по социальной защите детей из социально-неблагополучных семей. Журнал учета оказанной помощи.
  17. Проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы.
  18. Методические материалы для классных руководителей, родителей, учителей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях.
  19. Информационные странички на сайт гимназии о проведённой работе.

Обобщая вышесказанное, хочется отметить, что анализируя разные стороны жизни ребёнка (ситуацию в семье, успеваемость, занятость во внеучебное время и т.д.), действуя в контакте с административными и юридическими службами, ребёнком и его семьёй, мы имеем возможность поддержать ребёнка, помочь ему в решении различных проблем, укрепить в нём веру в собственные силы и полноценность собственной личности, что позволит ему в дальнейшем реализовать свой физический и творческий потенциал.

Должностные обязанности социального педагога детского дома

Функции социального педагога детского дома

Основными направлениями деятельности социального педагога детского дома являются:

2.1. содействие социализации воспитанников, осознанному выбору ими и последующему освоению профессиональных образовательных программ;

2.2. обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в образовательном процессе;

2.3. создание благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников.

Социальный педагог выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите детей детского дома;

3.2. изучает психолого-медико-педагогические особенности личности воспитанников;

3.3. выступает посредником между:

— воспитанниками и учреждением,

— воспитанниками и родственниками,

— воспитанниками и специалистами различных социальных служб, административных органов и ведомств;

3.4. определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы с воспитанниками, способы решения личных и социальных проблем, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;

3.5. принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности воспитанников;

3.6. выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении детей и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;

3.7. организует различные виды социально значимой деятельности воспитанников и работников детского дома, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении;

3.8. содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности воспитанников, обеспечивает охрану их жизни и здоровья;

3.9. участвует в осуществлении работы по трудоустройству, передаче в замещающую семью, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг воспитанников;

3.10. защищает жилищные права воспитанников детского дома, осуществляет:

— закрепление и сохранность жилплощади воспитанников, если они ее имели на момент поступления детей в детский дом;

— приватизацию жилья в пользу воспитанников;

— контроль за своевременностью возврата жилплощади, если она была изъята местными исполнительными органами;

— сдачу в наем по договору закрепленной жилплощади воспитанника и контроль за своевременным перечислением на сберкнижку воспитанника, чья жилплощадь сдана в наем;

3.11. защищает имущественные (денежные) права воспитанников детского дома;

3.12. оформляет гражданство воспитанникам, отвечает за получение паспортов, осуществляет прописку и выписку детей;

3.13. поддерживает связь с региональным центром усыновления, подготавливает изменения в картах ребенка до 5-го числа каждого месяца;

3.14. подготавливает материал для рассмотрения в суде о взыскании алиментов, о лишении родительских прав и т.п.;

3.15. организует разнообразные виды деятельности воспитанников, ориентируясь на особенности их личности, развитие их мотивации к соответствующим видам деятельности, познавательных интересов, способностей, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности;

3.16. своевременно оформляет личные дела воспитанников детского дома, ведет алфавитную книгу учета воспитанников;

3.17. подготавливает сводные отчеты, статистические данные, развернутые списки воспитанников, своевременно передает информацию в банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

3.18. участвует в создание системы преемственности в работе образовательных учреждений, осуществляющих функции попечителей (детский дом – среднее профессиональное образование — вуз);

3.19. своевременно оформляет пенсии, поддерживает связь с органами социальной защиты;

3.20. в связи с производственной необходимостью может привлекаться к работе в качестве воспитателя в каникулы согласно графику, утвержденному директором детского дома;

3.21. в летний период работает в качестве воспитателя в оздоровительном лагере по графику, утвержденному директором детского дома;

3.22. оперативно извещает администрацию детского дома о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;

3.23. участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по организации и проведению, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных планом работы детского дома, в организации и проведении методической и консультативной помощи опекунам (попечителям) и приемным родителям, которым в установленном порядке переданы на воспитание воспитанник(и) детского дома;

3.24. соблюдает этические нормы поведения в детском доме, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога;

3.25. проходит периодические медицинские осмотры;

3.26. проходит обязательную аттестацию на соответствие занимающей должности;

3.27. систематически повышает профессиональную квалификацию; один раз в три года обучается на курсах повышения квалификации.