Очередность выплат при банкротстве банка

Содержание

Ликвидация финансово-кредитных организаций как процесс, предусмотренный действующим законодательством

Ликвидация финансово-кредитной организации – это прекращение ее деятельности посредством добровольного или принудительного процесса. Правовое регулирование процедуры ликвидации банка, как финансово-кредитной организации, осуществляется с помощью Федерального закона №23-ФЗ «О банках и банковской деятельности». В том случае, если ликвидация происходит по причине финансовой несостоятельности кредитной компании, то в качестве основания для регулирования рассматривается также и Федеральный закон №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-31-84 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Причины ликвидации банка

Среди основных причин ликвидации банка следует рассматривать:

  • нарушение финансово-кредитной организацией существующих норм действующего законодательства не только в финансовой сфере, но и также в сфере гражданско-правовых отношений;
  • отсутствие должного исполнения своих обязательств заемщиками банка, в результате чего происходит существенный отток средств у кредитной организации;
  • отсутствие корректной политики кредитования внутри банка;
  • неправильная оценка существующих рисков на финансово-экономическом рынке;
  • отсутствие какой-либо финансовой деятельности на протяжении последних двенадцати месяцев у кредитной организации;
  • искажение или несоответствие действительности тех данных, которые указаны в лицензирующих документах, в том числе в части основных видов деятельности;
  • искажение данных, отражаемых в финансовой отчетности кредитной организации;
  • осуществление различных операций без соответствующего лицензирования либо выдачи иных разрешительных документов;
  • нарушение взаимодействия между уставным капиталом и собственными средствами организации;
  • нарушение предписаний Центрального Банка Российской Федерации по созданию специального страхового фонда или по участию в программе страхования вкладов;
  • отсутствие каких-либо действий, направленных на удовлетворение заявленных требований кредиторов. Срок, в течение которых такие требования должны быть удовлетворены, составляет не более двух недель с даты получения соответствующих документов о необходимости удовлетворения таковых;
  • полное игнорирование вынесенных судебных решений и актов судебных органов, которые должны быть исполнены в установленные в таких судебных актах сроки.

Однако основной причиной ликвидации банка является его финансовая несостоятельность.

Порядок добровольной ликвидации

В добровольном порядке ликвидация может быть осуществлена в определенных случаях, к которым относятся:

  • не произошло достижение той экономической выгоды, которая была ожидаема при создании финансово-кредитной организации;
  • наоборот, цель создания такой организации была достигнута в полном объеме;
  • существующие разногласия между учредителями и участниками финансово-кредитной организации делают невозможным дальнейшее функционирование такой компании.

Если речь идет о коммерческом банке, то алгоритм ликвидации будет аналогичным процессу, который проходит общество с ограниченной ответственностью при его ликвидации. Осуществить данный процесс возможно только на основании специального решения собрания участников или учредителей компании, которое будет оформлено в виде протокола. Общий алгоритм выглядит следующим образом:

  • созыв собрания учредителей и участников финансово-кредитной организации. На этом собрании в рамках специальной повестки проводится голосование по вопросу ликвидации банка как юридического лица. Итоги голосования оформляются в виде протокола, который прикрепляется к общему протоколу собрания. В том случае, если кто-то из учредителей высказался против проведения процедуры ликвидации банка, он обязан свое решение обосновать, оформив в виде специального приложения к протоколу;
  • после принятия и юридического оформления решения о ликвидации банка начинается сам процесс ликвидации. Начинается он с выбора ликвидатора или ликвидационной комиссии. Ликвидатор или председатель ликвидационной комиссии может быть выбран из числа сотрудников банка, его учредителей или участников либо приглашен со стороны из различных компаний, оказывающих такие услуги;
  • ликвидатор или председатель ликвидационной комиссии, действуя от имени и по поручению учредителей банка, извещают Центральный банк о принятом решении. На такое извещение дается срок в пять дней с даты его вынесения и оформления в виде протокола собрания;
  • после того как Центральный банк был извещен, он назначает своего представителя в качестве одного из лиц, осуществляющих контроль за проведением ликвидационных мероприятий;
  • о том, что банк будет ликвидироваться, потребуется опубликовать сведения в Вестнике государственной регистрации. Такая публикация проводится за два месяца до планируемой даты прекращения действий с целью оповещения имеющихся кредиторов и формирования реестра их требований;
  • следующим шагом становится формирование промежуточного ликвидационного баланса. Он формируется с учетом уже заявленных, но неудовлетворенных требований кредиторов;
  • после его сдачи в налоговые органы происходит расчет с теми кредиторами, которые заявили свои требования;
  • завершает процедуру добровольной ликвидации банка формирование итогового ликвидационного баланса и направление его в Федеральную налоговую службу параллельно с заявлением об исключении кредитной организации из соответствующих реестров.

Права финансово-кредитной организации в рамках процедуры

В рамках проведения добровольной ликвидации финансово-кредитная организация вправе:

  • взимать плату в качестве погашения выданных ранее займов и иных кредитных продуктов;
  • осуществлять оплату штрафов, в том числе по запросам своих клиентов, а также выплачивать проценты за пользование средствами заемщиков;
  • проводить авансовые платежи по исполняемым обязательствам, которые прекратятся только после ликвидации компании;
  • погашать средства по выпущенным ранее ценным бумагам;
  • получать оплату в виде наличных и безналичных платежей по осуществленным ранее операциям на основании заявок, полученных от клиентов;
  • возвращать на счета средства, которые были перечислены ошибочно;
  • исполнять обязательства на основании полученных исполнительных документов по решениям судебных органов различных инстанций.

Порядок принудительной ликвидации

Если речь идет о принудительной ликвидации банка, то чаще всего она осуществляется в следующих случаях:

  • финансово-кредитная организация осуществляет деятельность в нарушение выданных лицензирующих документов;
  • при получении лицензирующих документов финансово-кредитной организацией в лице ее руководства поданы искаженные данные;
  • у компании имеются определенные в соответствии с Федеральным законом №127-ФЗ признаки неплатежеспособности и финансовой несостоятельности;
  • после получения лицензии банк не начал свою деятельность в течение двенадцати месяцев;
  • вынесенные судебные решения не исполняются банком в полном объеме либо полностью игнорируются;
  • ходатайство об отзыве лицензирующих документов подала установленная временная администрация финансово-кредитной организации.

Общий порядок действий в случае принудительной ликвидации выглядит следующим образом:

  • Центральный Банк Российской Федерации отзывает лицензию или иные лицензирующие документы у финансово-кредитной организации;
  • данное решение публикуется в «Вестнике Банка России», как одном из специально аккредитованных средств массовой информации (дальнейшая публикация сведений о процедуре ликвидации осуществляется в иных СМИ). Это решение может быть обжаловано учредителями и участниками банка в течение тридцати дней со дня, следующего за днем принятия решения (для исчисления сроков используются принципы, присущие аналогичным действиям в гражданском процессуальном праве);
  • следующим шагом становится создание специальной ликвидационной комиссии, которая будет осуществлять весь процесс от проведения проверки до снятия компании с учета в качестве юридического лица в налоговых органах Российской Федерации;
  • проводится многоуровневая и подробная проверка банка, как финансово-кредитной организации, не только в части соответствия его деятельности тем видам, которые указаны в лицензирующих документах, но и в части добросовестного исполнения взятых на себя обязательств перед клиентами;
  • составляется промежуточный ликвидационный баланс, направляемый на проверку в налоговые органы, а после расчета со всеми кредиторами и контрагентами – итоговый ликвидационный баланс;
  • осуществляются действия по закрытию всех финансовых и банковских счетов ликвидируемой финансово-кредитной организации;
  • в специально аккредитованных средствах массовой информации (в первую очередь, это Вестник государственной регистрации) публикуются данные о ликвидации банка, как юридического лица. В случае если проходит процедура банкротства, публикация также осуществляется в газете «Коммерсантъ»;
  • все необходимые изменения вносятся в используемые реестры, в том числе в Единый государственный реестр юридических лиц.

Отзыв лицензии или иных лицензирующих документов как основание для принудительного прекращения функционирования финансово-кредитной организации – крайняя мера, применяемая Центральным Банком Российской Федерации в случаях, когда иными способами невозможно исправить допущенные нарушения в осуществлении финансовой деятельности такой организации, в том числе, если речь идет о признании такой организации банкротом.

Алгоритм действий при признаках банкротства

В случае если у финансово-кредитной организации имеются признаки банкротства, сначала вводятся меры финансового оздоровления, а если они не смогли оказать необходимого воздействия, происходит обращение в суд.

В арбитражный суд обращается представитель управляющей компании, назначенной для проведения всех оздоровительных мероприятий в отношении такой финансово-кредитной организации.

Как только арбитражный суд вынес решение о необходимости проведения процедуры признания кредитной организации финансово несостоятельной, происходят следующие действия:

  • в течение трех дней с момента вынесения решения (в данном случае дата вынесения решения засчитывается в этот срок) администрация банка полностью лишается всех присущих ей ранее управленческих функций. Это налагает на нее обязанность передать председателю ликвидационной комиссии все документы, имеющиеся в распоряжении банка ценности, а также все существующие печати;
  • в отношении банка прекращает действовать понятие «банковской тайны», и со всех сведений снимается защита конфиденциальности;
  • в случае наличия различных арестов и иных видов ограничений в использовании имущества их действие полностью прекращается. Вступает в силу так называемый мораторий на действия, ограничивающие оборот имущества в рамках конкурсной массы имущества;
  • аналогичным образом обстоят дела и с удовлетворением требований кредиторов – на них также налагается мораторий в соответствии с положениями статьи 189.38 Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Удовлетворение таких требований будет происходить только в порядке специально созданного реестра требований кредиторов в процессе ликвидации организации.

Реорганизация как вариант добровольно-принудительной ликвидации

В качестве одного из вариантов добровольно-принудительной ликвидации может быть рассмотрена реорганизация финансово-кредитной организации. Чаще всего данный способ используется в тех случаях, когда необходимо избежать банкротства и полного отчуждения имеющихся видов имущества, в том числе принадлежащих учредителям компании.

В этом случае сама финансово-кредитная организация прекращает свое существование, но все ее обязательства передаются ее преемникам. При этом передаче подлежат не только обязательства по получению средств, но и по их возвращению существующим кредиторам. Такие обязательства передаются финансово-кредитной организации, которая не лишена лицензии, в то время как прежняя компания лицензии лишается в полном объеме и прекращает свое существование.

Решение о таком виде ликвидации может быть принято как учредителями организации, так и Центральным Банком Российской Федерации.

Последствия процедуры

Последствиями ликвидации банков являются:

  • для юридических лиц ликвидация банков чревата невозможностью получить средства, размещенные на счетах в ликвидируемом банке, за исключением случаев, когда речь идет о юридическом лице, выступающем в качестве кредитора ликвидируемого лица;
  • для вкладчиков последствием ликвидации является возможность получить не более одного миллиона четырехсот тысяч от общей суммы вкладов, размещенных в таком банке. Больше этой суммы получить не получится;
  • для заемщиков ликвидация банка также имеет свои последствия в виде перенаправления исполнения обязательств в банк-преемник или на специальный нотариальный счет. Документы на выплату взятого займа не будут уничтожены.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-31-84. Это бесплатно.

Екатерина Алейникова Юрист. Автор статей. Практика в сфере госзакупок, недвижимости, ДТП, споров со страховыми компаниями Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

§ 4.1. Банкротство кредитных организаций

  • Статья 189.7. Правовое регулирование банкротства кредитных организаций
  • Статья 189.8. Несостоятельность (банкротство) кредитной организации
  • Статья 189.9. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций
  • Статья 189.10. Основания для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации
  • Статья 189.11. Обязанности кредитной организации при возникновении оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства
  • Статья 189.12. Обязанности руководителя, членов органов управления, учредителей (участников) кредитной организации в случае возникновения признаков несостоятельности (банкротства) кредитной организации
  • Статья 189.13. Процедуры в деле о банкротстве кредитной организации
  • Статья 189.14. Меры по финансовому оздоровлению кредитной организации
  • Статья 189.15. Оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами
  • Статья 189.16. Изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации
  • Статья 189.17. Приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины собственных средств (капитала) кредитной организации
  • Статья 189.18. Изменение организационной структуры кредитной организации
  • Статья 189.19. Ходатайство руководителя кредитной организации об осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитной организации
  • Статья 189.20. Осуществление мер по финансовому оздоровлению кредитной организации по требованию Банка России
  • Статья 189.21. План мер по финансовому оздоровлению кредитной организации
  • Статья 189.22. План мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, утверждение которого влечет неприменение к кредитной организации мер в порядке надзора и предоставление кредитной организации отсрочки (рассрочки) по внесению суммы недовнесенных средств в обязательные резервы, депонируемые в Банке России
  • Статья 189.23. Ответственность лиц, контролирующих кредитную организацию
  • Статья 189.24. Последствия неисполнения требований, предусмотренных статьями 189.17, 189.19 — 189.21 настоящего Федерального закона
  • Статья 189.25. Временная администрация по управлению кредитной организацией
  • Статья 189.26. Основания назначения временной администрации по управлению кредитной организацией
  • Статья 189.27. Срок действия временной администрации по управлению кредитной организацией
  • Статья 189.28. Руководитель временной администрации по управлению кредитной организацией
  • Статья 189.29. Ответственность руководителя временной администрации по управлению кредитной организацией за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей
  • Статья 189.30. Функции временной администрации по управлению кредитной организацией в случае ограничения полномочий исполнительных органов кредитной организации
  • Статья 189.31. Функции временной администрации по управлению кредитной организацией в случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации
  • Статья 189.32. Функции временной администрации по управлению кредитной организацией в случае назначения ее после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций
  • Статья 189.33. Особенности функционирования временной администрации по управлению кредитной организацией, назначенной после отзыва лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг
  • Статья 189.34. Особенности функционирования временной администрации по управлению банком в случае участия Банка России или Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка
  • Статья 189.35. Последствия приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации на период деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией
  • Статья 189.36. Ходатайство руководителя временной администрации по управлению кредитной организацией об отзыве лицензии на осуществление банковских операций
  • Статья 189.37. Споры о деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией
  • Статья 189.38. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации
  • Статья 189.39. Отказ от исполнения договоров и иных сделок кредитной организации
  • Статья 189.40. Особенности признания недействительными сделок кредитной организации
  • Статья 189.41. Расходы временной администрации по управлению кредитной организацией
  • Статья 189.42. Отчет временной администрации по управлению кредитной организацией
  • Статья 189.43. Прекращение деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией
  • Статья 189.44. Включение Банком России сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве
  • Статья 189.45. Требование Банка России о реорганизации кредитной организации
  • Статья 189.46. Действия кредитной организации в случае получения требования Банка России о ее реорганизации
  • Статья 189.47. Предложение Банка России об участии Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства или урегулировании обязательств банка
  • Статья 189.47-1. Проведение Банком России анализа финансового положения банка
  • Статья 189.48. Решение об участии Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства или урегулировании обязательств банка
  • Статья 189.49. Участие Банка России или Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка
  • Статья 189.50. Изменение размера уставного капитала банка и (или) состава акционеров (участников) банка по решению Банка России
  • Статья 189.51. Общие положения об урегулировании обязательств банка
  • Статья 189.52. Передача имущества и обязательств банка приобретателю
  • Статья 189.53. Приобретатель имущества и обязательств банка
  • Статья 189.54. Договор передачи имущества и обязательств банка
  • Статья 189.55. Обратная передача имущества
  • Статья 189.56. Финансирование мероприятий по предупреждению банкротства и урегулированию обязательств банка
  • Статья 189.57. Порядок реализации Агентством акций (долей в уставном капитале), приобретенных в ходе предупреждения банкротства банков
  • Статья 189.57-1. Порядок реализации Банком России акций (долей в уставном капитале), имущества (имущественных прав), приобретенных в ходе предупреждения банкротства банков
  • Статья 189.58. Порядок рассмотрения дела о банкротстве кредитной организации
  • Статья 189.59. Лица, участвующие в деле о банкротстве кредитной организации
  • Статья 189.60. Лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве
  • Статья 189.61. Обращение в арбитражный суд
  • Статья 189.62. Заявления о признании кредитной организации банкротом
  • Статья 189.63. Документы, прилагаемые к заявлению о признании кредитной организации банкротом
  • Статья 189.64. Принятие заявления о признании кредитной организации банкротом и возбуждение производства по делу о банкротстве
  • Статья 189.65. Оставление заявления о признании кредитной организации банкротом без движения
  • Статья 189.66. Возвращение заявления о признании кредитной организации банкротом
  • Статья 189.67. Особенности судебного разбирательства по делам о банкротстве
  • Статья 189.68. Порядок утверждения конкурсного управляющего
  • Статья 189.69. Решение арбитражного суда об отказе в признании кредитной организации банкротом
  • Статья 189.70. Основания для прекращения производства по делу о банкротстве
  • Статья 189.71. Порядок обжалования решений и определений арбитражного суда
  • Статья 189.72. Направление арбитражным судом судебных актов по делу о банкротстве
  • Статья 189.73. Общие положения о конкурсном производстве
  • Статья 189.74. Опубликование сведений о признании кредитной организации банкротом и об осуществлении предварительных выплат кредиторам первой очереди
  • Статья 189.75. Раскрытие информации о ходе конкурсного производства
  • Статья 189.76. Последствия открытия конкурсного производства
  • Статья 189.77. Конкурсный управляющий
  • Статья 189.78. Полномочия конкурсного управляющего
  • Статья 189.79. Контроль за деятельностью конкурсного управляющего
  • Статья 189.80. Освобождение конкурсного управляющего, аккредитованного при Банке России, от исполнения обязанностей конкурсного управляющего
  • Статья 189.81. Отстранение конкурсного управляющего, аккредитованного при Банке России, или представителя Агентства от исполнения обязанностей конкурсного управляющего
  • Статья 189.82. Права кредиторов при банкротстве кредитной организации
  • Статья 189.83. Размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей
  • Статья 189.84. Текущие обязательства кредитной организации в ходе конкурсного производства
  • Статья 189.85. Установление размера требований кредиторов
  • Статья 189.85-1. Особенности проведения собрания работников, бывших работников кредитной организации, избрания представителя работников
  • Статья 189.86. Установление размера требований кредиторов для целей определения участников собрания кредиторов
  • Статья 189.87. Реестр требований кредиторов
  • Статья 189.88. Счета кредитной организации в ходе конкурсного производства
  • Статья 189.89. Распоряжение имуществом кредитной организации в ходе конкурсного производства
  • Статья 189.90. Признание сделок, совершенных кредитной организацией или иным лицом за ее счет, недействительными и отказ от исполнения договоров кредитной организацией
  • Статья 189.91. Конкурсная масса кредитной организации
  • Статья 189.92. Очередность удовлетворения требований кредиторов в ходе конкурсного производства
  • Статья 189.93. Исполнение обязательств кредитной организации за счет средств, предоставленных ее учредителями (участниками) или третьим лицом (третьими лицами), в конкурсном производстве
  • Статья 189.94. Особенности удовлетворения требований кредиторов первой очереди
  • Статья 189.95. Особенности удовлетворения требований кредиторов по субординированным кредитам
  • Статья 189.96. Расчеты с кредиторами в ходе конкурсного производства
  • Статья 189.97. Ответственность третьего лица за незаконное получение имущества кредитной организации
  • Статья 189.98. Промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс
  • Статья 189.99. Отчет конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства
  • Статья 189.100. Завершение конкурсного производства
  • Статья 189.101. Передача учредителям (участникам) кредитной организации имущества, оставшегося после завершения расчетов с ее кредиторами, и его распределение между ними
  • Статья 189.102. Признание ликвидируемой кредитной организации банкротом
  • Статья 189.103. Особенности конкурсного производства в кредитной организации, в отношении которой осуществлялась принудительная ликвидация
  • Статья 189.104. Особенности установления размера и удовлетворения требований кредиторов после признания банкротом кредитной организации, в отношении которой осуществлялась принудительная ликвидация
  • Статья 189.105. Банкротство отсутствующей кредитной организации

Открыть полный текст документа

Банки, согласно действующему законодательству, относятся к финансовым организациям. Процедура банкротства банков производится по той же схеме, что и процедура банкротства страховых фирм и участников рынка ценных бумаг. Банкротство может быть признано арбитражным судом. Банк считается банкротом в том случае, если организация не может больше удовлетворять требования кредиторов. Одним из таких требований может быть уплата ежемесячных счетов. Банк, который не может выполнить обязательства по истечении 14 дней, признается неплатежеспособным.

Скрыть

  1. Назначение временного управляющего.
  2. Банкротство кредитных организаций.
  3. Как регулируется банкротство банков законом.
  4. Когда банк признается банкротом.
  5. Признаки скорого банкротства банка.
  6. Банкротство банка. По закону и без закона.
  7. Ваш банк лишился лицензии.
  8. Процедура банкротства банков и ее особенности.

Назначение временного управляющего.

Назначение временного управляющего — это вынужденная мера, предпринимаемая в целях избежать банкротства финансовой организации. Эта единица назначается на следующий день, после отзыва лицензии Центральным Банком. Решение о вводе временного администратора выносит Арбитражный суд, по заявлениям кредиторов и потребителей услуг.

В задачи временного управляющего входит комплекс реанимационных задач, главной из которых является выявление нарушений и ошибок в работе организации. Дальнейшие действия по восстановлению платежеспособности и работоспособности учреждения координируются Центробанком.

Банкротство кредитных организаций.

В отличие от промышленных и производственных предприятий, официально банкротство кредитных организаций признается в следующих случаях:

  • КО (кредитная организация) на протяжении месяца не исполняет удовлетворительно свои финансовые обязательства перед клиентами и кредиторами;
  • суммарная стоимость ее активов, оцененная после отзыва лицензии не превышает общего объема требований.

Подать заявление в суд с требованием признать финансовую организацию банкротом могут кредиторы (в которых автоматически превращаются клиенты банка), соответствующие уполномоченные органы, прокуратура, ЦентроБанк и, конечно, сама КО. Неофициально же банк считается банкротом сразу после отзыва лицензии.

Как регулируется банкротство банков законом.

Как и любая другая организация или частное лицо, банк может быть признан банкротом только на основании решенияАрбитражного суда. Но клиентам кредитных организаций нужно иметь в виду, что Центробанк вправе приостановить или отозвать лицензию по многим причинам. А такжене лишне знать, как регулируется банкротство банков законом, для того, чтобы не впадать в панику при первых же тревожных признаках.

Следует учесть, что ЦБ может и обязан провести санацию, назначить временного управляющего активами банка, а также провести его реорганизацию. Эти меры вполне могут оставить банк «на плаву». А су, в свою очередь, обязан проверить документы и материалы на предмет того, а нет ли признаков умышленного или преднамеренного банкротства.

Когда банк признается банкротом.

У вкладчиков наступают «горячие деньки», когда банк признается банкротом. Как же грамотно вести себя в этой ситуации и что нужно сделать для того, чтобы, если и не удастся избежать денежных потерь, то, хотя бы минимизировать их?

В первую очередь, нужно не впадать в панику, а написать в банк заявление с требованием закрытия счета и выплаты вклада. Но нужно учитывать, что по закону, на рассмотрение заявления, временные управляющие банком могут потратить до двух недель, а по их истечении этого времени, назначить день для выплаты средств. Но законодательством РФ установлена минимальная страховая сумма в 1млн.400 тыс. рублей. Вот эти деньги можно получить достаточно быстро, а все, что сверх нее, уже после признания банкротства и распродажи активов.

Признаки скорого банкротства банка.

Можно выделить несколько основных признаков того, что кредитная организация или банк переживают не самые лучшие времена. В нашей стране в неофициальные признаки скорого банкротства банка можно занести наличие его конфликта с Центробанком. Как показывает практика, если ЦБ подает в суд на банк, то отзыв лицензии и процедурабанкротства не за горами.

Но есть и другие признаки. Например, повышение процентных ставок, не объясняемая отсрочка выплат денежных средств, просьба о предварительном оставлении заявки для закрытия счета. Даже изменение графика работы банка могут свидетельствовать о том, что на его финансовом горизонте собираются тучи.

Банкротство банка. По закону и без закона.

Главным кошмаром каждого вкладчика является банкротство банка. По закону и без закона. Вкладчикам кажется, что никакой разницы тут уже нет: деньги, все равно «пустили слезу и попрощались». Но это не совсем так.

В идеале можно получить назад и всю сумму, но рассчитывать на это могут только те вкладчики, которые осмотрительно положили в банк меньше 1,4 миллиона рублей, или мошенники, вступившие в сговор с руководством финансового учреждения. Согласно закону, руководство банка и его учредители не имеют права по собственной инициативе объявлять себя банкротами. Подавать заявление в суд могут только кредиторы, которыми являются клиенты банка.

Ваш банк лишился лицензии.

В соответствии с Федеральным законом, если ваш банк лишился лицензии, то «счастливые» обладатели вкладов до 1,4 млн. рублей могут практически ни о чем не беспокоиться. Проценты они, конечно, потеряют, но общая сумма вкладов им будет выплачена в обязательном порядке. Правда, если вклад был в валюте, то выплата будет осуществляться в рублях по курсу, зафиксированному на дату отзыва банковской лицензии.

Для получения денег нужно обратиться в назначенный банк-агент, название которого можно узнать на сайте АСВ, заполнить электронную форму заявления и лично принести ее в офис банка-агента. Помните, что вкладчики являются кредиторами, чьи требования должны быть удовлетворены в первую очередь.

Процедура банкротства банков и ее особенности.

В законодательстве не зря детально прописана процедура банкротства банков и ее особенности, состоящие в том, что она (процедура) максимально ускорена и открыта. Сделано это для защиты интересов кредиторов, которыми после отзыва лицензии становятся все вкладчики банка.

Например, не проходит предварительное заседание суда, на котором проверяется обоснованность требований истцов. Нет, законность претензий, конечно проверяется. Нельзя просто так подать на банк в суд на том основании, что вам нахамили банковские сотрудники и требовать отзыва лицензии. Необходимо обосновать свои требования, аргументируя неисполнение банком своих договорных обязательств. Но это проверка проходит на том же заседании, на котором и рассматривается признание банкротства.

Банкротство кредитных организаций в России — это довольно распространенная процедура в наше время, так как далеко не все банки могут справиться с потерей активов, большой конкуренцией и сложной экономической ситуацией.

Финансовые компании могут быть признаны несостоятельными по многим причинам, но основными являются такие, как:

  • системное отсутствие выплат кредиторам;
  • нарушение законов, принятых Центробанком;
  • не выполнение обязательств перед клиентами (просрочка платежей на срок более 10 дней).

Список банков банкротов растет с каждым днем, в основном его составляют новые организации, так как они сложнее переносят потерю активов и снижение общего бюджета.

Пример: если дебитор не выплатит Сбербанку 100 000 рублей по кредиту, то это никак не отразится на компании. Но на организацию, которая открыта недавно, потеря данной суммы серьезно повлияет. Если у банка маленький бюджет, то потеря активов может привести к банкротству.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов с долгами, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам +7 (499) 450-27-46 . Это быстро и бесплатно!

Процедура банкротства банков

Процедура банкротства начинается с того, что на кредитную организацию подается заявление в арбитражный суд. Сделать это могут следующие лица:

  • вкладчики или же кредиторы, которым компания задолжала деньги;
  • уполномоченные лица (работники прокуратуры и налоговой службы);
  • центральный банк РФ;
  • должник.

Стоит отметить, что проверка кредитных организаций совершается регулярно, особенно в случае возникновения задолженностей и жалоб от клиентов. Из-за этого банки, финансовая ситуация которых является нестабильной, обязательно попадают во внимание налоговой или прокуратуры.

Если сотрудники данных служб находят при проверке признаки несостоятельности, какие-либо несоответствия в бухгалтерских отчетах или нарушение законов Центробанка, то они имеют право сразу подать иск на кредитную организацию (на основании ст.189.64 ФЗ «О банках и банковской деятельности»).

После этого возбуждается дело, в ходе которого несостоятельность банка доказывается или опровергается. Во время этого процесса назначается арбитражный управляющий, в его обязанности входит управление организацией и поиск основных проблем, мешающих стабилизировать работу.

Как быть если банк обанкротился, а у вас там взят кредит, придется ли его платить? Подробности в этом видео:

В ходе исследований этого сотрудника могут быть приняты дополнительные меры для реорганизации компании. Тем самым, банк сможет восстановиться, и процедура банкротства будет остановлена.

Важно! Финансовая организация признается несостоятельной, если она на протяжении полугода не может выполнить требований кредиторов. Данное правило установлено федеральным законом (ст.189.45).

Стадии банкротства кредитных организаций

Стадии банкротства подразумевают под собой конкурсное производство, главная цель которого заключается в погашении всех долгов кредитной организации. Данный процесс начинается в том случае, если финансовая компания не способна удовлетворить требования вкладчиков по истечению полугода.

Банкротство кредитной организации делится на несколько этапов, которые располагаются в следующей последовательности;

  1. Конкурсный управляющий размещает информацию о несостоятельности компании в несколько печатных изданий, а также публикует посты на новостных и финансовых порталах;
  2. Этот же человек связывается с кредиторами, чтобы уведомить их о сложившейся ситуации;
  3. Управляющему начинают поступать заявления от вкладчиков, на основании которых он формирует реестр;
  4. Специалист описывает имущество должника, реализация которого впоследствии согласовывается на собрании заемщиков;
  5. После этого управляющему остается только распродать вещи, ценности и недвижимость, а вырученные деньги направить всем кредиторам.

Как быть если банк обанкротился?

По окончанию данного процесса арбитражный суд закрывает дело, а банка банкрот лишается лицензии. Учредители кредитной организации могут потерять не только свои активы, но и нажитое имущество, так что стадии конкурсного производства — один из худших вариантов.

Важно! При возникновении жалоб со стороны кредиторов или должника, процесс может быть возобновлен. В данном случае, заявление, исходящее с одной из сторон, должно быть обосновано и подкреплено доказательствами. При аннулировании результатов судебного процесса будет назначен новый специалист, а имущество возвратиться к владельцу.

Особенности процедуры

Процедура банкротства банка отличается своей продолжительностью, так как процесс в среднем может занимать от года до двух. За это время арбитражный суд изучает все нюансы, назначает временного управляющего и следит за его работой.

Специалист по итогам может предложить несколько вариантов, среди которых основными являются: ликвидация банка или же, напротив, его финансовое оздоровление.

Еще одна особенность заключается в том, что кредитная организация имеет возможность получить поддержку со стороны государства, так как на это ежегодно выделяются деньги из общего бюджета. Компания может попасть в программу финансовой помощи, если специалист заверит в необходимости такого решения.

Важно! Арбитражный управляющий по закону не может находиться в кредитной организации более 7 месяцев. По истечению этого срока он предоставляет все необходимые документы, отчеты и заключения, на основе которых в суде принимается окончательное решение. Специалисту необходимо выплачивать вознаграждение ежемесячно, его сумма начинается от 20 000 рублей.

Основания и признаки, на почве которых банк может быть признан банкротом

Главные причины, по которым финансовая организация может быть признана несостоятельной, уже были указаны в начале статьи. Основаниями для банкротства могут послужить задолженности, не выполнение обязанностей перед клиентами, недостаточный бюджет и низкая доходность компании.

Статус несостоятельности, в свою очередь, делится на два типа:

  • добровольный;
  • полученный в ходе судебного процесса.

Первый подразумевает под собой мирное соглашение между дебиторами и должником, в ходе которого устанавливаются более лояльные условия выплат. Такой вариант возможен в том случае, если активы преобладают над пассивами, и у заемщика есть возможность хотя бы частично покрыть долги.

Весомым основанием для начала судебного процесса служит наличие большой задолженности, например, 7 миллионов рублей (сумма не фиксирована). Но написать заявление на должника имеют право даже отдельные кредиторы, долг заемщика перед которыми превышает 300 000 рублей.

Важно! Закон о банкротстве банков гласит, что признать кредитную организацию несостоятельной может только арбитражный суд. При этом, лицензия у финансовой компании отзывается Центробанком, после чего она уже не может функционировать.

Методы, которые используются для предотвращения банкротства

Банкротство кредитной организации: понятия, признаки, процедура — все это нужно знать должникам для того, чтобы снизить риск получения статуса несостоятельности. Существует несколько методов, помогающих выйти из финансовой ситуации.

Заемщик может попытаться заключить мирное соглашение, ссылаясь на ФЗ, но такое развитие событий является маловероятным. Если банк банкрот и не имеет достаточных активов для погашения долгов, то дебиторы, вероятнее всего, будут подавать заявление в суд.

Меры предупреждения банкротства.

Поведение работников арбитража зависит от отчетов временного управляющего о работе кредитной организации. Они могут использовать санацию, в ходе которой будет восстановлена платежеспособность должника. Для ее осуществления необходимо будет сделать основной акцент на продажу некоторого имущества, подключения других соучредителей банка к оплате долгов, а также договоре с кредиторами.

Помимо этого метода, предотвращающего банкротство, может быть задействован еще один: реорганизация. В ходе данной процедуры неликвидная компания прекращает свою деятельность, но при этом ее учредители сохраняют большую часть сбережений.

Тут стоит напомнить, что если обанкротился банк, все его активы отходят в счет погашения задолженностей. Так что реорганизация является лучшим выходом для должников, которые хотят сохранить ресурсы для продолжения своей деятельности.

Банкротство банка и кредитной организации в России: последствия

Закрытие кредитной организации из-за несостоятельности имеет свои последствия. Если банк обанкротился, то это отразится на следующих лицах:

  • должник;
  • кредиторы;
  • коммерческие компании.

Что делать если банк-банкрот не возвращает депозит-ответ в этом видео:

Для должника

Долги заемщика после закрытия банка никто не аннулирует, так как все активы перейдут к правопреемнику, который будет в дальнейшем ими распоряжаться. Как только все формальности будут улажены, кредиторы предоставят новые счета для перевода платежей. Заемщик должен будет вносить платежи без задержек, пока требования вкладчиков не будут удовлетворены.

Для кредиторов

Как только банку будет назначен временный управляющий, кредиторы должны будут предоставить работникам арбитражного суда депозиты для перевода средств. После рассмотрения заявки, которое занимает около 14 дней, администрация назначает дату для выдачи денег.

Важно! Государство может обеспечить возврат депозита, если его сумма не превышает 1,4 миллиона рублей. Порядок выплат можно посмотреть в ФЗ-127 (ст.12).

Для коммерческих компаний

Если банк обанкротился, то коммерческие компании, которые до этого вкладывали в него средства, участвуют в конкурсном производстве на правах кредиторов. При этом, юридические лица, имеющие счета в несостоятельной кредитной компании, вряд ли смогут получить свои сбережения назад.

В заключение стоит сказать, что список банков банкротов растет с каждым днем, так как многие организации находятся в сложном финансовом положении. К концу 2017 года несостоятельными станут около 200 компаний, большая часть которых открылись недавно. Банкротство банка — трудоемкий процесс, имеющий множество неприятных последствий, но единого способа его избежать не существует.

Бесплатная консультация

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Третья очередь реестра требований кредиторов при банкротстве юридического лица и правила формирования этой очереди

Все вопросы, связанные с проведением процедуры признания несостоятельным в финансовом плане юридического лица, регулируются с помощью двух нормативных актов.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-31-84 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Нормативно-правовая основа

Непосредственное регулирование осуществляется с помощью Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Данный нормативный акт регулирует все этапы банкротного производства от момента подачи заявления о признании должника банкротом до того момента, когда происходит окончательный расчет с существующими кредиторами. Если же говорить о процессе удовлетворения требований кредиторов, заявленных в специальный реестр, то следует помнить, что такое удовлетворение происходит на основании специальной очередности. Определению порядка включения в такой реестр посвящена статья 134 указанного федерального нормативного акта.

Кроме того, регулирование вопросов, связанных с удовлетворением требований кредиторов третьей очереди, находится в рамках регулирования статьи 137 того же Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Во исполнение положений статей 134 и 137 указанного выше закона в качестве регулятора процедуры удовлетворения требований кредиторов следует рассматривать Гражданский кодекс Российской Федерации. Однако этот нормативный акт используется, в первую очередь, для урегулирования вопросов, связанных с возмещением средств по сделкам, признанным недействительными, а также по сделкам, в которых используется механизм залога.

Таким образом, можно сказать, что проведение регулирования вопросов, связанных с осуществлением процедуры удовлетворения требований кредиторов различных очередей, является достаточно узким, что позволяет минимизировать риск неправильного толкования существующих правовых норм.

Алгоритм определения очередности требований

Тот порядок, который должен быть соблюден при определении требований кредиторов, полностью отрегулирован в рамках положений статьи 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». В соответствии с положениями части 1 данной статьи по решению суда включение требований кредиторов и оплата имеющихся расходов происходит следующим образом:

  • сначала определяются размеры имеющейся конкурсной массы имущества, с помощью которой могут быть погашены имеющиеся задолженности не только перед кредиторами, но и перед сотрудниками организации-банкрота, а также перед специально нанятым персоналом для проведения процедуры банкротства, в том числе перед арбитражным управляющим, а также нанятым им лицами, которые оказывают содействие в исполнении возложенных на арбитражного управляющего обязательств;
  • следующим шагом становится определение тех лиц, кому должны быть осуществлены выплаты за счет конкурсной массы вне каких-либо очередей. Так, в соответствии с положениями части 1 указанной статьи вне каких-либо очередей происходит выплата средств, направленных на погашение задолженностей, сформированных до начала процедуры признания юридического лица финансово несостоятельным (начинается такая процедура с принятия арбитражным судом заявления о необходимости проведения процедуры банкротства). Кроме того, в том случае, если прекращение деятельности организации может стать причиной для возникновения чрезвычайных обстоятельств, в том числе экологических и техногенных катастроф, а также причинить вред жизням и здоровью людей вплоть до их гибели, то в рамках внеочередного использования конкурсной массы рассматривается оплата тех мероприятий, которые позволят избежать катастрофических последствий приостановки деятельности юридического лица;
  • после того как прошел период внеочередного использования конкурсной массы имущества, наступает период определения очередности выплат, в соответствии с которой происходит осуществление выплат тем лицам, которым положено возмещение причиненного морального и материального вреда, а также вреда здоровью и жизни. Кроме того, именно на этом этапе происходит определение круга сотрудников, которым будет осуществлена выплата вознаграждения за осуществление трудовых функций, а также выходных пособий. Такие выплаты производятся вне зависимости от того, имеют ли место задолженности, либо они должны быть осуществлены в рамках исполнения соответствующих норм трудового законодательства;
  • выплата вознаграждения лицам, которых арбитражный управляющий нанял для того, чтобы максимально качественно исполнить возложенные на него обязанности, происходит на следующем этапе использования конкурсной массы;
  • завершающим этапом до начала формирования очередности кредиторов становится оплата существующих требований по коммунальным платежам, а также по платежам, предусмотренным договорами энергоснабжения и другим, которые являются аналогичными и относятся к категории эксплуатационных платежей.

Если установлены иные платежи, которые должны быть удовлетворены до формирования очередности удовлетворения интересов кредиторов, они будут удовлетворены в самую последнюю очередь, после чего происходит переход к осуществлению формирования очередности кредиторов.

Только после того, как произошло удовлетворение требований всех кредиторов, будет осуществлена аналогичная процедура в отношении руководящего состава организации-должника, а также его учредителей. Речь идет о тех случаях, когда возникает необходимость удовлетворить их требования о выплате выходного пособия, а также о предоставлении выплат по факту компенсационных выплат.

Такие выплаты осуществляются в завершающем порядке использования конкурсной массы только в том случае, если суммы, подлежащие выплате, превышают минимальные ставки, установленные трудовым законодательством для конкретного региона. Если речь идет о выплатах без превышения таких минимальных ставок, то они осуществляются в общем порядке для сотрудников организации.

Первая и вторая очереди

Если говорить об очередности требований кредиторов, то выглядят они следующим образом:

  • к первой очереди относятся требования по погашению задолженностей перед теми лицами, которым такие выплаты установлены в связи с причинением им вреда здоровью и жизни по вине организации-должника. Такие выплаты производятся после осуществления процедуры капитализации тех платежей, которые должны осуществляться ежемесячно. Срок таких выплат является достаточно продолжительным (от десяти до семидесяти лет, при этом последний срок устанавливается в случае причинения вреда новорожденному), что становится причиной перевода таких выплат в специальные фонды, которые будут осуществлять такие выплаты ежемесячно, например, в Фонд социального страхования, поэтому средства сначала в рамках удовлетворения требований кредиторов первой очереди перечисляются в такие фонды, а уже после этого будут направлены непосредственно кредитору;
  • в рамках второй очереди удовлетворяются требования лиц, которые являются нанятыми работниками юридического лица-банкрота. В данном случае ведется речь о выплатах заработной платы и компенсационных пособий при расторжении трудового договора, а также закрытие имеющихся долгов по заработной плате, которые образовались за период проведения процедуры банкротства (если такие выплаты не осуществлялись, в том числе на основании решения суда о приостановлении каких-либо финансовых операций либо по причине отсутствия денежных средств у организации для проведения таких платежей до момента начала конкурсного производства). В рамках этой же очереди происходит погашение задолженностей и выплата оставшихся частей вознаграждения для лиц, которые осуществляют интеллектуальную деятельность и имеют право на получение соответствующего возмещения от покупателя результатов такой деятельности.

Третья очередь требований и ее содержание

Статья 137 Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» регулирует порядок определения требований кредиторов, относящихся к третьей очереди.

В соответствии с положениями данной статьи к кредиторам третьей очереди погашения требований, включенных в реестр, относятся конкурсные кредиторы, а также государственные органы и фонды, в которые должны происходить специальные отчисления от деятельности юридического лица (Фонд социального страхования, Пенсионный фонд Российской Федерации).

К требованиям, подлежащим удовлетворению в рамках третьей очереди, относятся:

  • требования по регулярным платежам, а также обязательным платежам (в том числе налоговые отчисления, отчисления в указанные выше фонды). Кроме того, на этом этапе удовлетворения требований кредиторов третьей очереди происходит погашение обязательных процентов, начисленных в том числе за пользование денежными средствами кредитора;
  • после уплаты таких требований происходит удовлетворение требований, заявленных по причине возникновения убытков в виде упущенной выгоды, неустоек в виде штрафов и пеней, оформленных в рамках ведения досудебной претензионной работы и сформированных по решению суда.

Если при осуществлении процедуры банкротства было установлено, что по каким-либо причинам юридическое лицо-должник не осуществило оплату платежей обязательного характера (речь идет о периоде с момента подачи заявления о признании банкротом до начала конкурсного управления и производства), то такие платежи за счет конкурсной массы погашаются во внеочередном порядке.

Если речь идет о порядке удовлетворения требований кредиторов одного типа, то такой процесс осуществляется в порядке календарной очередности подачи требований в реестр и их включения в очередь удовлетворения.

Нередко у должника возникают обязательства залогового характера перед кредиторами. В этом случае залоговое имущество или обязательства, называемые в положениях Федерального закона №127-ФЗ предметом залога, реализуется для погашения имеющихся задолженностей. При этом средства, вырученные от продажи такого предмета залоговых правоотношений, должны быть разделены между участниками банкротных правоотношений в следующем порядке:

  • не более семидесяти процентов от продажи предмета залога направляются на погашение задолженности перед кредитором. Однако при перечислении средств следует обратить внимание на то, что направленные на погашение суммы должны покрыть основную сумму задолженности и начисленные проценты;
  • двадцать процентов от вырученной суммы от продажи предмета залога перечисляются на специально открытый денежный счет, с помощью средств которого происходит удовлетворение требований кредиторов первой и второй очередей;
  • десять процентов направляется на судебные издержки, а также на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, а также тех лиц, которых такой арбитражный управляющий привлек с целью осуществления процедуры банкротства и выполнения возложенных на него обязанностей.

Если предмет залога обеспечивал кредитные отношения между конкурсным кредитором и должником, то восемьдесят процентов суммы, вырученной от продажи такого предмета залога, направляются на удовлетворение таких требований кредитора. При этом направленные суммы должны покрыть имеющуюся сумму основной задолженности и начисленных процентов.

Оставшиеся пятнадцать процентов направляются на указанный выше счет для погашения требований кредиторов первой и второй очередей, а пять – на оплату судебных издержек и деятельности арбитражного управляющего и привлеченных им иных лиц, не являющихся сотрудниками юридического лица-должника.

В случае наличия средств на специальных счетах, предназначенных для погашения задолженностей перед кредиторами первой и второй очередей, после осуществления удовлетворения таких требований такие средства направляются на погашение оставшихся требований кредиторов третьей очереди в том порядке, который был установлен арбитражным судом для удовлетворения таких требований.

Четвертая очередь требований кредиторов

В действующем законодательстве, посвященном процедуре банкротства юридического лица, являющегося должником, не содержится указаний на то, кто должен быть рассмотрен в качестве кредиторов четвертой очереди. Однако сложившаяся практика показывает, что в рамках данной очереди, которая не поименована, но существует в настоящее время, удовлетворяются требования кредиторов, которые образовались по причине признания некоторых сделок недействительными. Необходимость удовлетворения таких требований сформулирована сразу несколькими нормативными положениями Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Речь идет о пункте 4 статьи 134, пункте 2 статьи 61.2, пункте 3 статьи 61.3 данного закона.

Дополнительно к четвертой очереди удовлетворения требований относятся выплаты, направленные на завершение трудовых правоотношений с руководителем юридического лица-должника, а также с лицами, занимающими руководящие должности в финансовом, юридическом и иных подразделениях, и с лицами, которые исполняли обязанности руководящего персонала в организации с того момента, как она была объявлена банкротом. Однако следует отметить, что в рамках четвертой очереди происходит удовлетворение тех требований, которые относятся к выплатам по существующим трудовым правоотношениям, если такие выплаты превышают установленные законодательством минимальные значения.

Произвести удовлетворение требований кредиторов четвертой очереди арбитражный управляющий вправе только в том случае, если речь идет о средствах конкурсной массы, которые остались после удовлетворения всех остальных требований кредиторов. При этом следует также учитывать, что после осуществления выплат сверх минимальных по расторгаемым трудовым отношениям с руководящим составом юридического лица-должника должны остаться средства для того, чтобы полностью произвести все расчеты с арбитражным управляющим за исполнение возложенных на него обязательств.

Осуществление таких расчетов происходит с двух счетов, куда перечисляются средства, вырученные от продажи предметов залогов и иного имущества, которое было направлено для дополнительного формирования конкурсной массы организации-должника.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-31-84. Это бесплатно.

Екатерина Алейникова Юрист. Автор статей. Практика в сфере госзакупок, недвижимости, ДТП, споров со страховыми компаниями Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»