Офсетные сделки

Что такое офсетная сделка

В торговле общемирового масштаба, офсетными сделками принято называть такие контракты на закупку импорта, обязательным условием исполнения которых, является выставление ответных условий (офсетных обязательств) со стороны страны-импортёра.

Как правило, эти обязательства имеют следующий вид:

  1. Часто условием закупа, являются инвестиции в экономику страны-импортёра. Размер этих инвестиций обычно составляет определённый процент от суммы контракта.
  2. Еще одним часто встречающимся условием, является передача сопутствующих технологий. Это может быть предоставление права на использование интеллектуальной собственности и передача технологической документации в рамках лицензии или создание совместного предприятия на территории страны-импортёра.
  3. Мероприятия, направленные на развитие инфраструктуры. Как правило, в таких мероприятиях остро нуждаются страны третьего мира закупающие, например, военную технику у экономически развитых стран.

В основном офсетные сделки заключаются на продукцию ВПК (военно-промышленного комплекса), но зачастую их применяют и при поставках дорогостоящей продукции принадлежащей к сфере высоких технологий.

В качестве примера офсетной сделки можно привести контракт на поставку 40 истребителей Су-30МКИ в Индию. Этот контракт был заключён в 1996 году и в качестве обязательного условия предполагал организацию в Индии производства этих самолётов по лицензии сроком на 20 лет.

Офсетные сделки на бирже

Разумеется, я не могу обойти стороной и понятие офсетных сделок на фондовом рынке. На бирже это понятие приобретает несколько иной смысл. Здесь оно широко применяется в торговле фьючерсами.

Все знают, что фьючерсный контракт заключается на определённое время и имеет в своей основе обязательство на поставку товара. То есть, покупая, например, фьючерс на нефть трейдер получает право на получение нескольких баррелей (или нескольких десятков баррелей, в зависимости от размера купленного контракта) чёрного золота.

Само собой разумеется, что подавляющему большинству трейдеров торгующих фьючерсами, поставка реального товара совсем ни к чему. Они рассматривают фьючерс исключительно как финансовый инструмент, операции с которым, потенциально могут принести прибыль.

Часть фьючерсных контрактов закрывается до момента их завершения (экспирации) посредством открытия встречной сделки равного объёма. То есть для того, чтобы закрыть, например 15 контрактов на покупку фьючерса, трейдер открывает 15 контрактов на его продажу. Таким образом, первоначальная сделка аннулируется (15+(-15)=0), а трейдер получает свою прибыль (или убыток) в деньгах. Именно это и называется офсетной сделкой на бирже.

Фактически получается, что изначально трейдер приобретает обязательство (фьючерсный контракт), а затем продаёт его, оставляя себе разницу в стоимости между ценами покупки и продажи контракта. Или, наоборот, трейдер может сначала продать контракт (открыть короткую позицию), а затем выкупить его опять же получив на свой счёт прибыль или убыток от разницы цен продажи и покупки.

Кстати, если фьючерсный контракт не будет закрыт до момента его истечения, то на момент экспирации биржа проведёт офсетную сделку самостоятельно. Трейдер опять же получит на свой счёт либо прибыль, либо убыток в виде разницы цен открытия и закрытия контракта.

Офсетная сделка — это одна из разновидностей сделок встречной торговли, которая, наряду с бартером, встречной закупкой, компенсационной сделкой и другими фирмами, занимает существенное место в многообразном инструментарии мировой торговли. Существенным отличительным признаком офсетных сделок является то, что они применяются большим образом в торговле товарами военного назначения — ТВН, и иногда высокотехнологичной дорогостоящей продукции гражданского назначения. Существенным условием данного вида сделок является выставление встречных требований по вложению части средств, полученных от экспортного контракта в экономику страны-импортёра.
Разумеется, офсетные требования импортера, по своей сути, являются обременением для экспортера, однако к этому следует относиться терпимо, т.к. предметом экспорта в этих сделках является весьма дорогостоящая продукция — авиатехника, продукция ВПК, продукция судостроения, рынки которых с коммерческой точки зрения, если торговля ведется в СКВ, а не в счет межгосударственных кредитов, являются «рынками покупателя» и последний имеет возможность выставлять свои условия. Есть и определенные плюсы этих сделок для экспортера. Покупатель в офсете, как правило, полностью рассчитывается с продавцом, покрывая всю стоимость оборудования, чего нет при обычных коммерческих поставках или в поставках в счет межгосударственных соглашений, где имеют место элементы кредитования.
Следует заметить, что хотя офсетные сделки относятся к разновидностям внешней торговли, под встречные офсетные обязательства, как правило, попадают не чисто торговые, а в более широком плане — внешнеэкономические обязательства. В зависимости от суммы контракта требования закупающей стороны могут содержать: осуществление прямых инвестиций; передачу технологий; лицензионное производство; инвестиции в сферу НИОКР страны-покупателя; создание совместных предприятий по производству целевой продукции на территории последнего; локализацию производства; кредитование, обучение, иногда строительство объектов производственной и социальной инфраструктуры на территории страны-импортера.
Существует два вида офсетов — прямые и косвенные. Прямые офсеты связаны с продукцией или услугами военного назначения, экспортируемыми военно-промышленной компанией. Часто такие офсеты выступают в форме совместного производства, субподряда, передачи технологий, организации обучения, производства, лицензионного производства или финансирования. Косвенные офсеты не относятся к продукции или услугам военного назначения, экспортируемым оборонной компанией. Косвенные офсеты включают приобретение, инвестиции, обучение, финансирование, помощь с маркетингом и экспортом и передачу технологий.
Обычно офсетные соглашения содержат «уровень требуемого офсета, выраженный в процентном отношении к стоимости поставочного контракта, а также вид деятельности, подлежащий закрытию за счет офсетов. Часто в одной договоренности совмещаются прямые и косвенные офсетные обязательства. Иностранные государства постоянно повышают требования к офсетам, ведут длительные переговоры о приемлемом уровне встречных обязательств. В то же время среди них распространена практика использования поощряющих мультипликаторов для стимулирования развития определенных секторов экономики.
Анализируя мотивацию стран-покупателей по офсетам Главное бюджетно-контрольное управление США, — пишет, что иностранные правительства используют практику офсетных соглашений для уменьшения финансового бремени своих покупок, получения ценных технологий и ноу-хау в промышленности, поддержания уровня занятости, создания или увеличения военно-производственных мощностей, а также для того, чтобы использование национального бюджета на зарубежные покупки было более политически приемлемым.
В отличие от контрактов предыдущих десятилетий, современные офсетные соглашения неизменно содержат список штрафных санкций, применяемых к экспортеру в случае невыполнения им офсетных обязательств, вплоть до исключения компании-поставщика из всех дальнейших тендеров. Например, Норвегия устанавливает штраф до 10% суммы контракта, Дания попросту вносит поставщика в «черный список» и отказывается от дальнейшего сотрудничества.
Поскольку в офсетных сделках предметом обмена в подавляющем числе случаев выступают товары военного назначения, главными игроками по данному виду сделок на мировой арене выступают ведущие страны-экспортеры вооружений и наиболее крупные страны-импортеры оружия. Некоторые страны, например Великобритания выступают в двусложной роли одновременно экспортеров по одним офсетным сделкам и импортеров по другим.
Ведущей страной в мировой практике офсетов, как и крупнейшим поставщиком вооружений вообще, являются США. США рассматривают военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами как важный инструмент внешней политики. При этом, в отличие от России, где производство военной техники производится самостоятельно, США организовали совместное производство вооружений с союзниками в Европе и Азии, что во многом предопределило появление в практике американских военно-промышленных компаний практики встречных обязательств — офсетов. В настоящее время офсеты в рамках американских программ Foreign Military Sales — регулирует государственные соглашения в сфере продаж ВВТ и Direct Commercial Sales — соглашения частных компаний являются основой политики США при экспорте обычных вооружений.
Однако существуют проблемы. Крупные американские фирмы-подрядчики открыто заявляют, что хотя видят своей важнейшей задачей сохранение рабочих мест в США, в то же время подтверждают, что они зависимы от выставляемых встречных условий государств-покупателей. Утверждается, что всегда делаются попытки минимизировать офсетные требования с целью сохранить американские внутренние трудовые ресурсы, устоявшуюся базу поставщиков и ключевые технологии. С другой стороны, офсеты помогают создавать рабочие места в национальной промышленности, ориентированной на экспорт. Занятость в оборонной отрасли сильно зависит от экспорта, а экспорт, в свою очередь, от офсетов. Противоположная точка зрения гласит, что крупные подрядчики на самом деле принимают решения не исходя из беспокойства о рабочих местах, а из соображений потенциальной прибыльности сделок. Кроме того, крупные компании не обязаны отчитываться перед своими поставщиками о том, каким образом они принимают решения. В реальности и в большинстве случаев офсеты уменьшают потенциальную занятость в стране экспортера, т.к. предусматривают локализацию части производства в стране-импортере.
Другая проблема в торговле офсетами, заключается в необходимости координации действий стран-союзников по внешнеполитическим и военным блокам, повышении заинтересованности союзников как в роли покупателей по офсетам, так и в роли субподрядчиков и сопоставщиков главного экспортера. В начале 90-х гг. США начали разработку международного офсетного соглашения с союзными государствами, однако по разным причинам никаких соглашений за последние 20 лет достигнуто не было. Правда, при администрации Клинтона была создана т. н. Национальная комиссия по использованию офсетов в торговле ВВТ — пять представителей от исполнительной власти, три от промышленности, один от профсоюзов и два от Академии наук. Ее доклад должен был стать основой для будущего международного договора по офсетам. Однако после подготовки промежуточного доклада в начале 2000-х гг. комиссия была распущена. Взамен была создана Межведомственная команда по офсетам в торговле для обсуждения с зарубежными государствами возможности ограничения негативных последствий от офсетных соглашений. Тем не менее, хотя межведомственная команда содействует Отделу промышленности и безопасности в подготовке доклада по офсетам, в международном плане мало что делается.
Обобщая имеющиеся на сегодня данные о позиции различных американских администраций по вопросам офсетов, можно отметить, что она не однозначна, а в ряде случаев противоречива. Создается впечатление, что правительство не обладает комплексным пониманием того, как офсетные сделки влияют на экономику и промышленность страны. Хотя офсеты явно принадлежат к разновидностям встречной торговли, а последняя не пользуется поддержкой американского истеблишмента, так как принято считать, что в ней нарушаются основополагающие принципы рыночного обмена, включая принципы недискриминации и многосторонности обмена, пропагандируемые в условиях глобализации, в том числе через политику Всемирной Торговой Организации.
Тем не менее, Правительство США практически никогда не пыталось ограничить или запретить практику офсетов. В ответ на отдельные случаи нанесения экономического ущерба офсетными соглашениями поставщикам низших уровней разделения труда Конгресс США периодически усиливал обязательства компаний в области развития национальных производств, а также поручал правительственным ведомствам постоянно изучать офсетные тенденции. С позиций же крупнейших промышленных компаний, которые ведут переговоры по офсетам, последний должен быть структурирован таким образом, чтобы был недорогим; растянут во времени; предоставлял широкий выбор проектов для реализации; предполагал наиболее выгодные условия учета; позволял сотрудничать с максимально возможным количеством потенциальных партнеров. В докладе, где анализируются данные с 1993 по 2005 г., утверждается, что американские компании за 13 лет подписали 538 офсетных соглашений с 41 государством. Общая сумма этих соглашений составила 56,6 млрд долл., а связанных с ними экспортных контрактов на поставку ВВТ — 79,5 млрд долл.
Одним из известных примеров американского офсета является сделка 1982 г. между корпорацией McDonnel Douglas и правительством Испании на поставку истребителей F/A-18. Стоимость офсетных обязательств компании составила около 1,8 млрд долл., в то время как стоимость самой сделки — всего 1,5 млрд долл. McDonnel Douglas обязалась содействовать продвижению на американский рынок ряда испанских товаров, включая рулонную сталь, химикаты, подсолнечное масло, парусные лодки, цинк и мрамор.
На современном этапе крупные военные подрядчики в ведущих странах-экспортерах хорошо приспособились к жесткой конкуренции, где большинство стран-покупателей оружия считают нормальной практикой требовать выполнения встречных внешнеэкономических обязательств от стран-поставщиков. Пытаясь привнести прозрачность, государственная политика по офсетам США как крупнейшего экспортера вооружений и главного конкурента России на данном рынке — усовершенствовалась, правительственные ведомства изучают влияние офсетов на субподрядчиков низших уровней кооперации. Вместе с тем, парадокс в том, что американскому министерству обороны, исторически поддерживающему различные формы военно-технического сотрудничества, которые бы улучшали взаимодействие вооруженных сил США и их союзников, сегодня запрещено принимать непосредственное участие в заключении или содействии выполнению офсетных соглашений. Все отнесено на корпоративный уровень. Как правило, правительство США поддерживает политику невмешательства в процесс выполнения офсетных обязательств крупных военных корпораций.
Особенности французской политики офсетов
У французских партнеров ключевыми соображениями заключения офсетов являются факторы роста занятости в национальной экономике и стимулирования производства товаров глубокой степени переработки. Во Франции также понимают, что интересы безопасности и суверенитета накладывают свою специфику на приобретение странами-партнерами вооружений. Покупателю необходимо гарантировать техобслуживание техники в течение всего срока ее эксплуатации, вне зависимости от его продолжительности. Офсет обусловливает развитие стратегических технологий на территории заказчика и поддержание необходимых производственных мощностей.
В то же время в Европе офсеты приводят к дублированию функций в рамках Европейского оборонного агентства и увековечивают наличие избыточных производственных мощностей. Бытует также общее мнение, что офсеты в некоторых случаях являются фактором неэффективности военных расходов и ослабления конкурентоспособности европейской промышленности. Это вынуждает Европу искать альтернативные офсетам механизмы.
В своей офсетной политике Франция предлагает учитывать не только текущие потребности государств-покупателей, но подходить к вопросу комплексно, принимая во внимание также их общие производственные и социально-экономические задачи. Такой подход, как правило, ведет к созданию комплексного экономическо- го сотрудничества между Францией и ее партнерами, где офсеты выступают лишь его логичной составляющей.
Сейчас государство старается выявить все рынки, важность которых увеличилась в связи с возникновением офсетной практики, хотя здесь существуют трудности в силу разобщенности действий различных министерств и ведомств. Франция старается лучше контролировать процесс выработки экспортных коммерческих предложений, стараясь защитить национальную промышленность, проблема в том, что иногда значительная часть оборудования, установленного на экспортируемые Францией самолеты, корабли и прочие платформы, является иностранного производства, в связи с чем выигрыш французской стороны от контракта сильно уменьшается. Регулярно проводится инвентаризация прошлых сделок или тех из них, которые находятся на стадии правительственных переговоров.
При французском Минобороны также создан совет по экономике для оценки экономического эффекта оборонных расходов в средне- и долгосрочной перспективе. Наряду с этим, с целью изучения долгосрочного влияния научно-технического прогресса при Минобороны был создан совет по науке. Франции, как и другим промышленным державам, таким как Германия, Вели- кобритания или США, есть что терять в области промышленных офсетов, так как заказчики зачастую пользуются ими с целью получения доступа к французским технологиям. С другой стороны, наряду с наличием потенциальных проблем с обеспечением качества, которые могут иметь место при передаче другой стране технологии по ремонту и обслуживанию ВВТ, в стратегическом плане это может помочь уменьшить логистические риски в случае проведения удаленной военной операции, наподобие проводимой в Мали.
Характерной чертой офсетной практики является отсутствие у Франции профессиональных команд переговорщиков. Французов часто упрекают в том, что они чаще ведут себя как инженеры, а не как бизнесмены. Стремясь оправдать закупки вооружений перед своим населением, страна-покупатель пытается сделать эту покупку одновременно приемлемой и презентабельной, ставя приоритетом получаемые компенсации. В итоге сопутствующие товары и услуги играют в контракте главную роль, что неприемлемо в ряде случаев.
Опыт проведения офсетов ЮАР
Оборонно-промышленный комплекс Южно-Африканской Республики является крупнейшим и наиболее развитым в африканском регионе. В последние годы наблюдается тенденция снижения числа рабочих мест в военно-промышленной отрасли — почти в 4 раза в период с 1990 г. по 2010 г., сокращения объемов производства и научно-исследовательских работ. Для выправления положения правительство ЮАР стало заинтересовывать крупных поставщиков вооружений и использовать офсеты для укрепления собственной экономики.
В рамках офсетных контрактов привлекаются инвестиции в оборонную и гражданскую промышленность страны, создаются новые рабочие места, развивается экспорт и другие экономические инициативы. Правительство приняло т.н. «Программу военно-промышленного участия» — Defence Industrial Participation. Она стала развитием «Программы участия национальной промышленности» -National Industrial Participation, отражающей основные положения офсетной политики ЮАР при импорте гражданской продукции. Координация исполнения офсетных программ в рамках DIP возложена на действующую от имени Минобороны ЮАР государственную оборонную корпорацию Armscor.
Внедрение офсетного механизма в России
Специального законодательного регулирования офсетов в России не существует. Соответственно, нет детальных принципов и ограничений на совершение подобного рода сделок. Большинство нюансов офсетов в российской практике оставлены на регулирование в договорах. Да и большого количества контрактов в этой области пока нет. При этом даже в отсутствие специального законодательства ряд крупных международных сделок России на поставку ВВТ имеют черты классических офсетов, применяемых промышленно-развитыми странами во взаимной торговле и в торговле с развивающимся миром.
Например, соглашения, подписанные Россией с Венесуэлой и некоторыми другими государствами. Но отсутствие детальной законодательной базы с заранее утвержденными транспарентными условиями и ограничениями для таких сделок сильно сдерживают потенциал их развития в торговле оборонной продукцией с более широким кругом стран. Думается, что развитие офсетной торговли, в том числе на бывшем постсоветском пространстве, может не только увеличить потенциал поставок российских ВВТ, но и может стимулировать российское инвестиционное и научно-техническое проникновение в экономику стран-партнеров.

ГЧП-блог

Офсетный контракт как способ привлечения инвестиций

02 апреля 2018

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» («Закон о контрактной системе») регулирует порядок заключения государственных контрактов, предусматривающих встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара на территории субъекта РФ для обеспечения государственных нужд субъекта РФ. Такой контракт называют офсетным.

Инструмент стал доступен с 1 сентября 2016 года, его основная суть — стимулировать вложение инвестиций в новые производства или модернизацию существующих мощностей.

Заключение офсетного контракта предполагает возможность дальнейшего внеконкурсного заключения государственных (муниципальных) контрактов на территории региона с поставщиком товара, который наладил соответствующее производство товара в рамках офсетного контракта. Иными словами, за вложение инвестиций в производство региона инвестору предоставляются гарантии сбыта производимой продукции государственному или муниципальному заказчику.

Особенности офсетного контракта:

1. Срок действия офсетного контракта ограничен 10 годами.

2. Минимальный объем инвестиций должен составлять 1 миллиард рублей.

3. Правовой акт о заключении офсетного контракта предусматривает максимальный срок, в течение которого осуществляются создание или модернизация и (или) освоение производства. Реализация мероприятий в указанный срок позволяет инвестору-поставщику заключить государственные (муниципальные) контракты на территории региона.

4. В правовом акте о заключении офсетного контракта определяется орган исполнительный власти субъекта РФ, устанавливающий порядок определения предельной цены единицы товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается, а также порядок определения цены контракта.

При этом к предельной цене предъявляются следующие требования:

  • если в отношении товара осуществляется тарифное регулирование, то предельная цена устанавливается с учетом правовых актов о таком регулировании и не может превышать цену, определенную в соответствии с ними;
  • в иных случаях цена определяется с использованием метода сопоставимых рыночных цен (анализ рынка), а если товар реализуется на биржевых торгах, то не может превышать сформированную на них цену.

Цена контракта на поставку товара определяется исходя из предельной цены единицы товара и количества (объема) закупаемого товара.

5. Есть особенности заключения офсетного контракта. В частности, поставщиком-инвестором предоставляется обеспечение исполнения государственного контракта в части инвестиционных обязательств в размере от 2 до 5 % объема инвестиций. Государственный контракт может предусматривать выплату аванса, которая, в свою очередь, может быть обусловлена предоставлением поставщиком-инвестором обеспечения в размере аванса. Указанное обеспечение предоставляется отдельно от обеспечения, описанного выше и касающегося инвестиционных обязательств.

Первый офсетный контракт был заключен в Москве в сфере фармацевтики.

Статья 111.4 Закона о контрактной системе.

Пункт 48 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Постановление Правительства РФ от 22.12.2016 N 1441 «Об установлении требований к устанавливаемому органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для целей осуществления закупок в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» порядку определения предельной цены единицы товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с государственным контрактом, заключаемым с единственным поставщиком товара — юридическим лицом в соответствии со статьей 111.4 указанного Федерального закона, а также к порядку определения цены такого контракта».

Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1166 «Об установлении особенностей планирования закупок и проведения конкурсов для определения поставщика, с которым заключается государственный контракт, предусматривающий встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара на территории субъекта Российской Федерации для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации».

Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

Бомбы в обмен на продовольствие

В погоне за ростом продаж крупнейшие мировые экспортеры военной продукции нередко пользуются механизмом офсетных сделок — своего рода «благодарности» за заключение дорогостоящих контрактов. Эта «благодарность» может выражаться, к примеру, в строительстве заводов и создании новых рабочих мест на территории страны-покупателя. Или, скажем, в помощи рыболовецким компаниям по загону крупной рыбы на морские отмели. Общий объем подобной «признательности» со стороны западных предприятий оборонно-промышленного комплекса уже составляет 75 миллиардов долларов.

Расчет офсетных обязательств оборонных предприятий провела газета The Financial Times, под ее пристальным наблюдением оказались 12 крупнейших западных экспортеров продукции военного назначения. Для расчета суммы использовались данные аналитического и информационного агентства Jane’s. Поскольку содержание офсетных сделок нередко не разглашается, точную сумму подобных обязательств оборонщиков рассчитать сложно; в реальности она может быть меньше или больше тех 75 миллиардов долларов, которые указала газета.

Офсетное соглашение представляет собой разновидность компенсационной сделки, которая заключается параллельно с контрактом на поставку какой-либо (как правило, высокотехнологичной и дорогостоящей) продукции. Чаще всего такие сделки совершаются в сфере поставки продукции военного назначения. Офсетные соглашения оговариваются при подписании основного контракта, а заключаются в проработанном и согласованном виде уже позднее (впрочем, иногда они подписываются одновременно).

В большинстве случаев продавец обязуется в том или ином виде реинвестировать часть вырученных средств в экономику государства-импортера. Это может быть создание на территории страны-покупателя совместного производства военной техники, передача технологий производства, участие в важных проектах разработки вооружений, строительство инфраструктуры или — реже — прямые инвестиции в экономику. Случается, что экспортеры оказываются неспособны выполнить офсетные обязательства в полном объеме и уже на частном уровне договариваются с властями государств-покупателей о других способах выражения «признательности» за сотрудничество.

Именно так появляются многие удивительные сделки — скажем, о поставке военно-транспортных самолетов C-130J Super Hercules Тунису в обмен на оливковое масло. Другой пример — помощь рыболовам Омана в загоне крупной рыбы на светлые отмели (там ее легче заметить и выловить) в качестве «благодарности» за покупку боевых самолетов Eurofighter Typhoon. Таких соглашений заключается множество. По оценке The Financial Times, в течение ближайших пяти лет их станет еще больше, а сумма офсетных обязательств оборонщиков всего мира как минимум удвоится. Это будет связано с выходом стран Азии и Ближнего Востока на мировой рынок вооружений.

В 2011 году крупнейшим совокупным объемом офсетных сделок располагала американская компания Lockheed Martin, обязавшаяся «отблагодарить» своих покупателей на общую сумму в 27 миллиардов долларов. Это в десять раз больше чистой прибыли предприятия за 2012 год. Американский же авиастроительный концерн Boeing набрал офсетных обязательств на сумму в 12,6 миллиарда долларов (чистая прибыль в 2012 году — 3,9 миллиарда долларов), компания Raytheon — в 7,9 миллиарда (чистая прибыль — 1,9 миллиарда), а европейский концерн EADS — 7,6 миллиарда долларов (прибыль — 1,6 миллиарда).

По данным газеты, на протяжении последних лет суммы заключенных офсетных соглашений на мировом рынке вооружений постоянно росли. Так, если в 2010 году общая стоимость таких контрактов едва дотягивала до отметки в 200 миллиардов долларов, то в 2012-м она приблизилась к 260 миллиардам. С учетом темпов роста рынка вооружений можно предположить, что по итогам 2013 года этот показатель достигнет 290 миллиардов долларов, 2014-го — 320 миллиардов, 2015-го — 380 миллиардов, а 2016-го — 430 миллиардов долларов.

Неисполнение офсетных обязательств карается так же, как и неисполнение основного контракта — виновный (в данном случае продавец) выплачивает неустойку. Так, в 2010 году Греция применила штрафные санкции по 70 невыполненным в полной мере офсетным соглашениям, а Индия — по 13 из 18 таких сделок, заключенных в 2005-2013 годах. Подробности о штрафных санкциях раскрываются еще реже, чем детали офсетных сделок, даже в расследовании The Financial Times дело ограничилось лишь их упоминанием.

Практика офсетных соглашений в мире стала активно развиваться с начала 2000-х годов. Однако в Японии, например, она применяется уже с 1980-х. В этой стране «благодарность» со стороны поставщиков оборонной продукции (большинство из которых — американские компании) является неотъемлемой частью поддержки промышленности и экономики. Так, покупая те или иные оружейные системы, Япония обязательно требует участия собственных предприятий в программе их разработки и производства. В подавляющем большинстве случаев это значительно увеличивает стоимость конечной продукции.

В Индии заключение офсетных соглашений при подписании военных контрактов в последнее время является обязательным — поставщики, подписывая договоры, обязуются реинвестировать в индийскую экономику не менее 25 процентов суммы сделки. Как правило, подобные инвестиции принимаются в виде технологий, строительства совместных предприятий по производству и разработке военной техники или лицензий на выпуск конечной продукции и ее экспорт в третьи страны. Так, в 1996 году Индия купила 40 истребителей Су-30МКИ, получив при этом право самостоятельно произвести и при необходимости реэкспортировать до 150 самолетов такого типа.

С недавних пор офсетные соглашения стали обязательными и в Индонезии. В феврале 2012 года эта страна приобрела у европейского авиастроительного концерна Airbus девять военно-транспортных самолетов C295 за 325 миллионов долларов. По условиям контракта Airbus обязан реинвестировать в экономику Индонезии не менее 30 процентов от суммы сделки, в том числе за счет сборки части самолетов на индонезийском предприятии PT Digrantara.

Есть такая практика и в России. В августе 2013 года российская самолетостроительная корпорация «МиГ» заключила два офсетных соглашения общей стоимостью 55 миллионов долларов. В соответствии с ними компания обязалась создать на территории Индии центры ремонта бортовых радиолокационных станций «Жук-МЭ» и обслуживания бортового оборудования истребителей МиГ-29UPG. Эти сделки заключены в рамках более масштабного контракта по модернизации индийских истребителей МиГ-29 до версии МиГ-29UPG.

В сентябре текущего года министерство обороны Турции подвело итоги тендера на поставку 12 дивизионов зенитных ракетных комплексов большой дальности. В конкурсе участвовали американские, европейская, китайская и российская компании. Победили китайцы — они предложили не только самые дешевые комплексы, но и их производство на территории покупателя со степенью локализации более 50 процентов. Российское же предложение оказалось самым дорогостоящим, а офсетные обязательства — несущественными и малопривлекательными.

В мае 2003 года Малайзия приобрела у России 18 истребителей Су-30МКМ в обмен на помощь в отправке в космос первого малайзийского астронавта. Следует отметить, что долгое время «Рособоронэкспорт» заявлял, что российское оружие поставляется на экспорт за наличные, однако в декабре 2009 года Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (контролирует весь военный экспорт России) призналась в использовании гибкой системы взаиморасчетов, при которой допускается и бартерный обмен. Например, в 1994 году Малайзия расплатилась за 18 истребителей МиГ-29 пальмовым маслом.

Между тем офсетные соглашения уже не раз подвергались критике правительств Евросоюза и США (американские компании «благодарят» покупателей на суммы, превышающие объемы американской же правительственной военной помощи иностранным государствам). Против таких сделок выступают также Всемирная торговая организация и неправительственная организация Transparency International. Они полагают, что офсетные сделки нарушают структуру рынка вооружений и являются узаконенным видом взяточничества.

Кроме того, критики уверены, что подобные контракты способствуют развитию коррупции, приводят к неоправданному росту цен на продукцию военного назначения (поставщики нередко закладывают стоимость офсетных соглашений в сумму основного контракта) и иногда вынуждают власти государств-покупателей в погоне за экономической выгодой приобретать те вооружения и военную технику, которые им вовсе не нужны. Впрочем, критиковать офсетную систему проще, чем ей противостоять, и изменить сложившиеся механизмы закупки военной продукции, скорее всего, не получится.

Очевидно, что одновременно с ростом мирового рынка вооружений будет расти и сумма офсетных обязательств экспортеров. Причем это, по всей видимости, будет устраивать все стороны, участвующие в процессе купли-продажи. Поставщики смогут подписывать более выгодные для себя контракты, обеспечивая стабильный приток средств в государственную казну и собственные карманы. Покупатели же получат возможность развивать свою экономику в условиях глобального финансово-экономического кризиса, обзаведутся средствами на собственные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и смогут перенимать зарубежные передовые технологии.

Офсетная сделка —

  1. сделка, предусматривающая зачет купли-продажи ценных бумаг и других финансовых инструментов;
  2. сделка, прекращающая обязательства сторон на фьючерсной бирже;
  3. компенсационная сделка на открытой товарно-фьючерсной бирже без непосредственного товарного покрытия перед куплей-продажей контракта; предусматривает стандартизированный контракт.

Офсетная сделка — вид компенсационной сделки при закупке импортной продукции, существенным условием которой является выставление встречных требований по инвестированию части средств от суммы контракта в экономику страны-импортера. В мировой практике, офсетные сделки наиболее распространены в сфере импорта продукции военно-промышленного комплекса, но встречаются и в гражданском секторе при закупке дорогостоящей продукции, особенно высокотехнологичной.

Под офсетными обязательствами понимают вид исполняемых поставщиком продукции требований закупающей стороны. В зависимости от суммы контракта, вида закупаемой продукции, условий по офсетам в стране-импортере они могут дополняться или сокращаться. Известные на сегодняшний день виды офсетных обязательств:

  • прямые инвестиции (в том числе вложения в инвестиционные проекты, напрямую не связанные с поставщиком продукции);
  • трансферт технологий;
  • инвестиции в НИОКР;
  • открытие совместного производства на территории страны-импортера;
  • локализация производства на территории страны-импортера;
  • строительство специализированных учебных центров, реализация программ подготовки и переподготовки специалистов различной направленности для государства-импортера;
  • развитие инфраструктуры, а также социальной инфраструктуры.

Различают следующие формы офсетной сделки:

  1. Торговая форма предполагает импорт определенной продукции страной экспортером из страны, куда товар экспортируется.
  2. Инвестиционная форма предполагает инвестиции со стороны продавца в какую-нибудь отрасль, даже не обязательно связанную с предметом контракта.
  3. Технологическая форма предполагает включение в содержание контракта условия, по которому зарубежный поставщик должен поделиться современными технологиями.
  4. Предпринимательская форма предполагает организацию совместного производства.
  5. Образовательная форма предполагает подготовку специалистов, которые будут обслуживать закупаемое оборудование.

Существует два вида офсетов — прямые и косвенные. Прямые офсеты связаны с продукцией или услугами военного назначения, экспортируемыми военно-промышленной компанией. Часто такие офсеты выступают в форме совместного производства, субподряда, передачи технологий, организации обучения, производства, лицензионного производства или финансирования. Косвенные офсеты не относятся к продукции или услугам военного назначения, экспортируемым оборонной компанией. Косвенные офсеты включают приобретение, инвестиции, обучение, финансирование, помощь с маркетингом и экспортом и передачу технологий.