Содержание
- Признаки и последствия ограничения свободной конкуренции в России
- Суть и признаки ограничения свободной конкуренции
- Виды ограничения конкуренции
- Образование монополий как результат ограничения конкуренции
- Законодательное регулирование
- Судебная практика
- Признаки ограничения конкуренции
- Антиконкурентные действия органов власти и местного самоуправления
- История становления конкурентного законодательства. Нормативно-правовая основа конкуренции в России
- Статья 11. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов
Признаки и последствия ограничения свободной конкуренции в России
Современная рыночная экономика России развивается в условиях совершенной конкуренции. При такой системе существует ряд сложностей, ограничивающих прибыль предприятий. Крупные компании стремятся ограничить борьбу, чтобы обеспечить себе высокий уровень дохода. Войти на рынок фирмам-новичкам проблематично. Но существует нормативная база, поддерживающая развитие конкуренции в стране.
Суть и признаки ограничения свободной конкуренции
Конкуренция – форма экономических отношений, выраженная в борьбе хозяйствующих субъектов, за эффективное использование факторов производства, одностороннее воздействие на условия обращения товаров, с целью присвоения коммерческой выгоды.
Таким образом, ограничение конкуренции – это комплекс мероприятий, направленных на нарушение свободной конкуренции, с целью извлечения дополнительной прибыли, захвата новых сегментов рынка.
В роли субъектов, оказывающих воздействие на рыночные отношения, могут выступать:
- ИП;
- коммерческие (некоммерческие) организации различных форм собственности;
- органы исполнительной власти (федерального, регионального, местного уровней).
Согласно ФЗ №135 «О защите конкуренции», и ФЗ №401, ограничение имеет следующие признаки:
- Сокращение числа участников экономических отношений, не являющихся представителями одной группы.
- Манипуляция ценами, не связанная с объективными причинами (рост цен на сырье, введение новых налогов) для изменения условий товарооборота.
- Наличие антиконкурентного соглашения, относительно общих правил экономических отношений и распределения факторов производства.
- Отказ независимых друг от друга участников рыночных отношений от самостоятельных действий.
- Воздействие органов власти на участников товарно-денежных отношений, в противоречие нормативно-правовым (локальным) актам.
- Иные факторы, оказывающие влияние на развитие рыночных отношений.
Для достижения корыстных целей могут использоваться непредсказуемые способы, препятствующие развитию рынка.
Признаки незаконного ограничения конкуренции:
Виды ограничения конкуренции
Воздействие на нарушение равновесия может осуществляться в различных видах:
- неправомерное использование преимущественной позиции;
- сговор в отношении других субъектов;
- противоправные манипуляции органов власти.
Злоупотребление доминирующей позицией
Доминирование – исключительное преимущество компании, сопровождающееся возможностью единолично влиять на состояние товарооборота, устранять конкурентов, затруднять выход на рынок.
Злоупотребление преимущественным правом может проявляться в различных вариантах:
- Установление завышенной (заниженной) цены.
- Изъятие продукта для искусственного роста цен.
- Необоснованное сокращение производства продукта с высоким спросом.
- Работа с контрагентом на условиях, ущемляющих его выгоду и возможности.
- Разброс цен на один продукт.
- Формирование дискриминационных условий для конкурентов.
- Создание барьеров для входа на рынок новых покупателей.
- Нарушение ценообразования, соответствующего законодательству.
Доминирующее положение может занимать одна фирма или группа компаний.
Сговор участников рынка
Согласованность действий подразумевает не заключение договора, а устный (письменный) сговор для соблюдения своих интересов и выгоды.
Соглашение может касаться различных аспектов:
- цен на продукцию;
- объемов закупок и продаж;
- сфер влияния;
- условий продаж и сбыта товара;
- проведения торгов (государственный заказ).
Фирмы, участвующие в сговоре, образуют картель. Данная структура является самой опасной формой нарушения антимонопольного регулирования.
Акты и действия органов власти
Законодательство запрещает органам власти осуществлять действия или принимать нормативно-правовые акты, ограничивающие конкуренцию:
- вводить ограничения создания новых хозяйствующих субъектов;
- устанавливать запреты на ввоз и производство определенных товаров;
- препятствовать деятельности участников рынка;
- устанавливать ограничения обращения товаров в РФ;
- расставлять приоритеты в поставке товаров или заключении договоров;
- ограничивать количество поставщиков для отдельных продуктов.
Проявление ограничения свободной конкуренции ведет к образованию монополий.
Совершенная конкуренция и ее суть.
Примеры ограничений
При рассмотрении примеров, препятствующих развитию конкуренции, со стороны властей и отдельных участников рыночных отношений, можно выделить основные:
- необоснованный отказ принятия заявления для участия в тендере;
- отказ в заключении контракта с победителем торгов;
- нарушение правил и периода публикации информации о проведении тендера;
- принятие решения о занижении цен на определенный товар, с целью устранения конкурента;
- демпинг, с целью расширения своей доли на рынке.
Образование монополий как результат ограничения конкуренции
Отсутствие конкуренции на рынке свидетельствует о формировании естественных или искусственных монополий.
Естественная монополия – доминирующее положение компании в связи с применением особых факторов производства (единоличное обладание ресурсами, использование новых технологий, производственных мощностей и т.п.). В результате роста цен, при такой форме рыночных отношений, потребителю придется приобретать тот же товар, но дороже.
Искусственная монополия – объединения предприятий, с целью получения коммерческой выгоды (сговор в формировании цен, создание барьеров конкурентам, применение рекламы и т.д.). Данная структура создается целенаправленно для удаления конкуренции, формируется под конкретные предприятия.
Законодательное регулирование
Закон контролирует исключение дискриминации пользования ресурсам, Приказ ФАС РФ No108
регулирует порядок оценки и анализа конкурентной среды. Для правовой защиты участников рынка создано антимонопольное законодательство.
В России деятельность субъектов рынка регулируется перечнем нормативно-правовых актов:
Конституцией (ст.8) | гарантирует свободу и защиту предпринимательства |
ГК РФ (ст.1222) | обозначает право, подлежащее применению к обязательствам, возникающим вследствие недобросовестной конкуренции |
УК РФ (статья 178) | предусматривает уголовную ответственность за действия нарушающие рыночное равновесие |
КоАП РФ (ст.14.9) | координирует правомерность властей |
ФЗ №135 | описывает основополагающие моменты взаимодействия участников рынка |
ФЗ № 44 | направлен на урегулирование госзакупок |
ФЗ №147 | регулирует экономические отношения при существовании естественных монополий |
Закон №2395-1 | Контролирует исключение дискриминации пользования ресурсами |
Приказ ФАС РФ №108 | регулирует порядок оценки и анализа конкурентной среды |
За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена ответственность, как участников рыночных отношений, так и органов власти.
Ответственность за нарушения
ФЗ №135 предусматривает ответственность субъектов за противоправные манипуляции на рынке:
- органов власти (всех уровней);
- государственных и внебюджетных фондов;
- коммерческих и некоммерческих организаций;
- ИП.
Классификация конкуренции.
В результате выявления факта несоответствия может быть назначена соответствующая мера ответственности:
Гражданско-правовая | возмещение вреда здоровья или имуществя |
Административная | · штраф (от 50 тыс.);
· дисквалификация на 3 года; |
Уголовная | · штраф (от 300 тыс. до 500 тыс. руб.);
· принудительные работы с невозможностью назначаться ряд должностей и заниматься обозначенными видами деятельности) · лишение свободы до 7 лет |
Дисциплинарная | · замечание;
· выговор; · строгий выговор; · увольнение |
Лица, права и интересы которых нарушены, могут урегулировать вопрос в судебном порядке.
Судебная практика
В качестве примеров судебных дел можно привести:
- Тенденции снижения штрафов.
Данная ситуация обусловлена (по мнению судей) тяжелым финансовым положением компаний-ответчиков, недопустимостью подавления предпринимательской деятельности. Попасть под смягченный приговор могут даже монополисты.
- Неточное определение границ рынка.
В результате апелляционной жалобы ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» был снижен размер штрафа (назначенный за злоупотребление доминирования), с основанием: «Антимонопольный орган неверно отметил область границ рынка, на котором выявлены нарушения, в результате чего, штраф был назначен необоснованно».
Основные виды конкуренции:
- Тяжелое материально-финансовое положение ответчика
В результате судебного процесса, был назначен штраф организации, за участие в сговоре (картели) при проведении торгов. Но Арбитражный суд Северокавказского округа признал правомерным снижение штрафа в 47 раз из-за неблагоприятного финансового положения нарушителя и несопоставимости вынесенных санкций с характером правонарушения. Первоначально назначенная сумма штрафа приведет к банкротству компании, и соответственно к невыполнению обязательств перед третьими лицами.
Развитие рыночных отношений в стране сопровождается действием свободной конкуренции. Намеренное ограничение данной формы экономических отношений, создает невыгодные условия обращения товаров на рынке как для потребителей, так и для конкурирующих фирм.
Для исключения неблагоприятного микроклимата на рынке создано антимонопольное законодательство, представленное рядом нормативно-правовых документов. Нарушение прав и свобод субъектов предпринимательской деятельности влечет за собой назначения соответствующей меры ответственности, вплоть до уголовной.
Признаки ограничения конкуренции
Смотреть что такое «Признаки ограничения конкуренции» в других словарях:
-
КОНКУРЕНЦИИ ПРИЗНАКИ ОГРАНИЧЕНИЯ — ПРИЗНАКИ ОГРАНИЧЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ … Юридическая энциклопедия
-
ОГРАНИЧЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ ПРИЗНАКИ — ПРИЗНАКИ ОГРАНИЧЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ … Юридическая энциклопедия
-
КОНКУРЕНЦИИ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИЗНАКИ — ПРИЗНАКИ ОГРАНИЧЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ … Юридическая энциклопедия
-
Возможности и ограничения перцептронов — Логическая схема перцептрона с тремя выходами Основная статья: Перцептрон Перцептрон является одной из первых моделей искусстве … Википедия
-
Рыночные отношения — (Market relations) Рыночные отношения это отношения связанные с функционированием рынка Информация об определении рыночных отношений, функции рынка, рыночный механизм Содержание Содержание Опрелеление Функции рынка Рыночный механизм Теоретические … Энциклопедия инвестора
-
Конкуренция — (Сompetition) Определение конкуренции, монополия, антимонопольная политика Информация об определении конкуренции, монополия, антимонопольная политика Содержание Содержание Совершенная Требования совершенной конкуренции 1. Конкурент в экономике… … Энциклопедия инвестора
-
Рынок — (Market) Рынок это система отношений между продавцом (производителем услуг/товаров) и покупателем (потребителем услуг/товаров) История возникновения рынка, функции ранка, законы рынка, виды рынков, свободный рынок, государственное регулирование… … Энциклопедия инвестора
-
Евро — (Euro) Евро это единая европейская валюта Евро: описание монет и банкнот, история создания и развития, место в мировой экономике Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
-
Фирма — (Firm) Определение фирмы, признаки и классификация фирм Определение фирмы, признаки и классификация фирм, концепции фирмы Содержание Содержание Фирма Юридические формы Понятие фирмы и предпринимательства. Основные признаки и классификации фирм… … Энциклопедия инвестора
-
Экономика страны — (National economy) Экономика страны это общественные отношения по обеспечению богатства страны и благосостояния ее граждан Роль национальной экономики в жизни государства, сущность, функции, отрасли и показатели экономики страны, структура стран… … Энциклопедия инвестора
Антиконкурентные действия органов власти и местного самоуправления
Антиконкурентные действия органов власти и
местного самоуправления
Развитие рыночных отношений в российской экономики во многом зависит от уменьшения прямого вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов.
Статья 8 Конституции Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Данная норма Конституции Российской Федерации нашла свое практическое воплощение в антимонопольном законодательстве.
Именно антимонопольное законодательство в настоящее время содержит конкретные механизмы по ограничению рыночной власти как хозяйствующих субъектов, так и злоупотребляющих своим положением органов власти всех уровней и их должностных лиц.
Полномочия антимонопольного органа:
рассматривает заявления;
возбуждает и рассматривает дела;
принимает решения;
выдает предписания;
принимает решения о наложении штрафов;
контролирует исполнение решений;
отстаивает решения в судах.
Нормы по предупреждению и пресечению антиконкурентных актов и действий органов власти, установленные ФЗ «О защите конкуренции»:
— запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия органов власти (статья 15);
— запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия между органами власти или между органами власти и хозяйствующими субъектами (статья 16);
— антимонопольные требования к торгам(статья 17);
— запрет на бесконкурсную передачу прав на государственное или муниципальное имущество (статья 17.1);
— правила отбора органами власти финансовых организаций (статья 18);
— порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (статья 18.1)
— правила предоставления государственных или муниципальных преференций (статьи 19-21).
За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена административная ответственность должностных лиц:
Статья 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса, —
влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Статья 14.91 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления либо иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, обжалование которых предусмотрено антимонопольным законодательством Российской Федерации и которые выражены в нарушении установленных сроков осуществления процедур либо в предъявлении требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5.63 настоящего Кодекса, —
влекут предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет.
Статья 14.32 КоАП РФ заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией либо государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Статья 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, или выданного при осуществлении контроля за использованием государственной или муниципальной преференции законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации действий –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восемнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Статья 19.8 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Также следует отметить, что 05 октября 2015 года Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» («четвертый антимонопольный пакет»).
Закон вступил в силу в январе 2016 г. и содержит такую новеллу как:
•предупреждение для должностных лиц органов власти при выявлении нарушений ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции»;
•предостережение для должностных лиц органов власти, если их действия могут привести к нарушению Закона «О защите конкуренции»;
•безальтернативное наказание в виде дисквалификации при повторном нарушении должностными лицами органов власти положений антимонопольного законодательства.
Примеры антиконкурентных актов и действий органов местного самоуправления из практики Калмыцкого УФАС России:
Статье 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении: государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Калмыцким УФАС России было рассмотрено дело о нарушении Федеральным государственным бюджетным учреждением науки «Калмыцкий научный центр Российской академии наук» п.3 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции. Учреждение 01.08.2016 г. заключило договор аренды нежилого помещения площадью 88,5 кв. м., закрепленного на праве оперативного управления, сроком на 11 месяцев до 01.07.2017г. без проведения конкурса или аукциона с индивидуальным предпринимателем.
Учреждение было признано нарушавшим п.3 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
- Статья 15 ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации
В соответствии со ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее — предупреждение).
Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
Калмыцким УФАС России в соответствии со ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» было выдано предупреждение Администрации г. Элисты в связи с наличием в действиях признаков нарушения ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».
Постановлением Администрации г. Элисты Республики Калмыкия от 23 июня 2015 г. N 3156 был утвержден порядок предоставления субсидий на финансирование части затрат юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных с деятельностью по перевозке пассажиров по автобусным внутримуниципальным маршрутам города Элисты. В результате установления условия «Наличие вместимости пассажиров в транспортном средстве более 35 мест» порядка предоставления субсидий денежные средства бюджета представлены актом муниципального органа одну лицу — Казенному предприятию Республики Калмыкия «Информационно-правовое агентство», чем созданы преимущественные условия для КП РК «Информационно-правовое агентство» на рынке перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории города Элисты.
Предупреждение было исполнено.
В заключении необходимо отметить, что результаты работы антимонопольных органов свидетельствуют о том, что проявления нарушений со стороны органов местного самоуправления не сокращаются и представляют угрозу для конкуренции и развития предпринимательства как и монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов. Одним из важнейших компонентов обеспечения социально-экономической стабильности и стратегии развития любого муниципального образования является активная деятельность субъектов малого предпринимательства и недискриминационная политика со стороны органов местного самоуправления в отношении доступа предприятий на рынок и обеспечение со стороны органов власти равных условий их функционирования.
История становления конкурентного законодательства. Нормативно-правовая основа конкуренции в России
Корни антимонопольного регулирования уходят в глубь веков. Одним из первых антимонопольных законов является Конституция о ценах императора Зенона (483 г. до н.э.). В этом акте было закреплено: «Мы приказываем, чтобы ни одно лицо не позволило себе осмелиться осуществлять монополию на какой-либо вид одежд или на рыбу, или на какую-либо иную вещь, служащую в качестве продовольствия или предназначаемую для другого использования».
Формирование современной концепции антимонопольного законодательства относится к XV-XVII вв., когда отдельные мастера пытались противостоять существующему порядку деятельности гильдий. Так, в 1414 г. в Англии было рассмотрено дело по иску к Дж. Дайеру о взыскании с последнего штрафа за нарушение условий договора, по которому Дайер был обязан «не использовать свое мастерство красильщика в пределах города на протяжении полугода». Суд объявил обязательство красильщика недействительным и постановил взыскать штраф с истца, а не с ответчика.
Первые законы о защите конкуренции появились в конце ХIХ в. Родиной конкурентного права считаются Соединенные Штаты Америки, где оно традиционно именуется антитрестовским правом (antitrust law). Первым в 1890 г. был принят Закон, направленный на защиту коммерции и торговли от незаконных ограничений и монополий (более известный как Закон Шермана). В 1914 г. были приняты Закон о Федеральной торговой комиссии и Закон Клейтона, установившие ограничения на ценовую дискриминацию, заключение «связывающих» контрактов, создание холдинговых компаний, участие в правлении и совете директоров конкурирующих компаний одних и тех же лиц. Эти законы и в наши дни составляют основу антитрестовской политики США.
В дореволюционной России, несмотря на то, что основным видом деятельности было сельскохозяйственное производство, бурное развитие некоторых предприятий привело к возникновению монополий. Например, «Продамет», созданный в 1902 г., объединял 30 металлургических предприятий, а в горной промышленности монополистом был «Продаруд».
Монополизм в России 80-90-х гг. ХХ в. имел ряд особенностей. Монополиями зачастую были бывшие ведомства и крупные промышленные предприятия (например, концерн «Газпром»). Крупные государственные предприятия после их приватизации и преобразования в акционерные общества также получили большие экономические преимущества и, в основном, заняли доминирующее положение. Например, доля АО «Спасскцемент» на рынке цемента Приморского края равна 100%.
В целом конкурентные отношения можно регулировать двумя способами, которые условно именуют «американским» и «европейским». Американское (антитрестовское) право исходит из презумпции «вредности» монополий, поэтому их деятельность формально запрещена. Компания (группа компаний) может доказать, что монополия полезна публичным интересам, и, тогда ее деятельность может быть разрешена. Европейское (картельное) право допускает существование монополий, но под жестким законодательным контролем. Если будет доказано, что монополия приносит больше вреда, чем пользы, ее деятельность будет запрещена.
Отечественное законодательство более близко к «европейской» модели регулирования конкурентных отношений; оно основано на принципах «контроля за злоупотреблением рыночной властью», но в то же время в нем имеются и черты американской модели, так как монополистические действия считаются нарушением закона.
Справедливости ради следует сказать, что в американском праве монополия не признается незаконной сама по себе. Судебная практика выделила законные монополии, которые пришли к победе на рынке исключительно благодаря высокой квалификации, предусмотрительности и трудолюбию, и незаконные монополии, которые монополизировали рынок злонамеренно. Показательным является дело Standart Oil Company of New Jersey v. United States (1911). В решении по этому делу судья указал, что закон должен заниматься вредными последствиями монополий, а не просто фактом их существования.
Система российского антимонопольного законодательства основана, в первую очередь, на Конституции РФ. Основной закон государства в ст. 8 гарантирует единство экономического пространства, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. В России запрещается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, вводится запрет на установление юридических и фактических препятствий для осуществления добросовестной конкуренции (ст. 34, 55, 74 Конституции РФ).
Конкурентные отношения регулируются в зависимости от вида рынка. Так, деятельность на товарных рынках подчинена нормам Закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, предоставление финансовых услуг — нормам Закона о защите конкуренции на рынке финансовых услуг. Специфика естественной монополии в том, что государство изначально легализует отсутствие конкуренции на таком рынке, поэтому и в данном случае требуется специальное законодательство — это Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях».
Статья 11. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов
1. Признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:
- 1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;
- 2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
- 3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
- 4) сокращению или прекращению производства товаров;
- 5) отказу от заключения договоров с определёнными продавцами или покупателями (заказчиками).
2. Запрещаются «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьёй 12 настоящего Федерального закона), если:
- 1) такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, если продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара;
- 2) такими соглашениями предусмотрено обязательство покупателя не продавать товар хозяйствующего субъекта, который является конкурентом продавца. Данный запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя.
3. Запрещаются соглашения хозяйствующих субъектов, являющихся участниками оптового и (или) розничных рынков электрической энергии (мощности), организациями коммерческой инфраструктуры, организациями технологической инфраструктуры, сетевыми организациями, если такие соглашения приводят к манипулированию ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).
4. Запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьёй 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения:
- 1) о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);
- 2) об экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
- 3) о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка;
- 4) об установлении условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях.
5. Физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в частях 1 — 3 настоящей статьи, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьями 12 и 13 настоящего Федерального закона или которые не предусмотрены федеральными законами.
6. Хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что заключенные им соглашения, предусмотренные частями 2 — 4 настоящей статьи, могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьёй 12 или с частью 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.
7. Положения настоящей статьи не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Под контролем в настоящей статье, в статьях 11.1 и 32 настоящего Федерального закона понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:
- 1) распоряжение более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;
- 2) осуществление функций исполнительного органа юридического лица.
9. Требования настоящей статьи не распространяются на соглашения о предоставлении и (или) об отчуждении права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.
10. Требования настоящей статьи не распространяются на соглашения о совместной деятельности, заключенные с предварительного согласия антимонопольного органа, полученного в порядке, установленном главой 7 настоящего Федерального закона.