ООО

Может ли ООО работать без генерального директора?

Цитата:Директор ООО написал заявление об увольнении по собственному желанию на имя единственного участника общества. Директора уволили, но нового не назначили, поскольку нет кандидата.
Нужно ли сообщать в регистрирующий орган об увольнении директора (прекращении полномочий единоличного исполнительного органа)?
Может ли общество какое-то время (например месяц или два) осуществлять свою деятельность без генерального директора? Должен ли единственный участник принять на себя полномочия по руководству текущей деятельностью общества ?
21 января 2013
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Общество с ограниченной ответственностью не обязано сообщать об увольнении директора до избрания нового и не может этого сделать. Единственный участник не обязан незамедлительно после увольнения директора назначать нового. Однако нормальное функционирование общества без директора невозможно.
Обоснование вывода:
В соответствии со ст.ст. 32, 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО) единоличный исполнительный орган — директор, генеральный директор, президент (далее — директор) общества с ограниченной ответственностью (далее — общество) осуществляет руководство текущей деятельностью общества (если в обществе сформирован коллегиальный исполнительный орган — совместно с ним). Только в отношении директора законом установлено, что он вправе действовать от имени общества без доверенности (п. 3 ст. 40 Закона N 14-ФЗ). Иными словами, директор является именно тем органом, через который общество приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности (п. 1 ст. 53 ГК РФ).
Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, то есть, как следует из сказанного выше, в первую очередь — о директоре, согласно пп. «л» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) должны содержаться в Едином государственном реестре юридически лиц (далее — ЕГРЮЛ). При смене единоличного исполнительного органа общество обязано в течение трех дней сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения (п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ)*(1). При этом в соответствии с пп. «а» п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридических лиц заявителем может выступать исключительно руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица. Отсюда следует, что заявление об изменении содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о единоличном исполнительном органе может быть подписано только новым руководителем общества, назначенным в установленном порядке, подлинность подписи которого должна быть нотариально удостоверена (смотрите решение ВАС РФ от 29.05.2006 N 2817/06, постановления Президиума ВАС РФ от 14.02.2006 N 12049/05, N 12580/05, письмо Минфина РФ от 07.07.2006 N 03-01-11/3-64).
Таким образом, законодательством не предусмотрена возможность внесения в ЕГРЮЛ информации о прекращении полномочий руководителя общества без одновременного внесения сведений о вновь назначенном на эту должность лице. Поэтому до избрания нового директора внести изменения в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о руководителе общества невозможно.
Ни Закон N 14-ФЗ, ни какой-либо иной закон не предусматривает обязанности избрания нового директора общества одновременно с прекращением полномочий прежнего и не возлагают на единственного участника общества обязанность принять на себя руководство обществом. (Заметим, что единственный участник в соответствии с законом не имеет полномочий на руководство текущей деятельностью общества и может принять их на себя только путем назначения себя директором). Поэтому то, что новый директор не назначен сразу после увольнения прежнего, не является нарушением законодательства, и никакой ответственности за это не установлено.
Однако отсутствие лица, уполномоченного без доверенности действовать от имени общества, фактически лишает это общество возможности осуществлять текущую деятельность. Так, например, в отсутствие лиц, которые на основании выданных бывшим директором ООО доверенностей уполномочены подписывать документы налоговой отчетности, общество до момента избрания нового директора не сможет надлежащим образом исполнять обязанности налогоплательщика, связанные с представлением налоговой отчетности (п. 1, п. 3 ст. 29, п. 5 ст. 80 НК РФ, ст. 185 ГК РФ). Кроме того, как было сказано выше, подписать заявление о внесении изменений сведений в ЕГРЮЛ (необходимость чего может возникнуть и по иным причинам, независимо от смены директора) может только новый директор. Наконец, если в обществе отсутствуют сотрудники, имеющие доверенности на совершение сделок, в отсутствие избранного директора контрагенты общества будут иметь основания для отказа от исполнения обязательств перед обществом, требующего подписания фиксирующих такое исполнение документов (например акта приемки выполненных работ п. 2 ст. 720 ГК РФ), ввиду отсутствия у общества органа, имеющего полномочия на совершение от его имени сделок, в том числе принятия исполнения по договорам (ст. 312 ГК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Коробейников Евгений
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Серков Аркадий

Что делать со старым зависшим и уже ненужным ООО

Вы владелец и руководитель старого зависшего ООО, которое давно уже не работает? Может быть даже и не сдает отчетность? Если вас тревожит, что на вас висит такое ненужное ООО, то с ним надо что-то делать.

Вариант 1. Сдавать нулевые отчеты до бесконечности

Да, вы можете бесконечно поддерживать существование такого ООО, сдавая нулевые отчеты. Однако, рано или поздно вам это надоест. А если вы делаете это не сами, а через бухгалтера, то это еще и дополнительные расходы.

Вариант 2. Бросить и не сдавать отчеты

Теоретически, в законе прописана возможность исключения неработающего ООО из ЕГРЮЛ, если оно в течение года не сдает отчетность и в течение года не имеет движений по счетам в банках. Но тут есть два подвоха:

  1. Не все брошенные ООО исключают из ЕГРЮЛ. Часто исключают не тех, кто об этом мечтает, а до вашего ООО никак не дойдут руки налоговой.
  2. Владелец и руководитель исключенного ООО получают «черную метку» от налоговиков и в дальнейшем не смогут создать новое ООО или стать его руководителем в течение 3х лет после исключения.

Вариант 3. Закрыть ООО

Вариантов закрытия несколько, при этом только один легальный, а остальные варианты лежат вне правового поля.

Легальный способ закрытия ООО — официальная ликвидация

Официальная ликвидация, вопреки расхожему мнению, это не так долго и не так страшно. Если у вас последние три года была нулевой (вы сдавали нулевую отчетность), или крошечная фирма на УСН 6%, которая честно платила налоги, то не бойтесь, идите ее официально закрывать, проверка к вам скорее всего не придет.
Официальная ликвидация занимает 3-5 месяцев. Примерная стоимость ликвидации с учетом всех накладных расходов около 50 тысяч рублей.
Если у вас велась деятельность, и вы боитесь проверки, сверните деятельность и посдавайте 3 года нулевые отчеты. После этого ликвидируйтесь.

Нелегальные способы закрытия ООО

Вот перечень некоторых нелегальных вариантов закрытия фирмы:

  1. сменить учредителей и директора на подставное лицо (номинала, номинального директора);
  2. «отправить» фирму в регион путем слияния с однодневкой;
  3. заказать дорогостоящую процедуру банкротства.

Все нелегальные способы чреваты негативными последствиями. В интернете вы можете найти массу «пугающих» статей почему эти способы плохи, и массу «добрых» статей, почему эти способы хороши.

Я приведу факты:

  1. Статья 173.1 УК РФ. Представление в регистрационный орган данных, повлекших внесение в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах (номиналах) наказывается лишением свободы на срок до 3-х лет.
  2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору (а именно так, группой в составе 4-6 фирм отправляется в регион и ваша) наказываются лишением свободны на срок до 5-ти лет.
  3. Статья 197 УК РФ. Фиктивное банкротство, то есть заведомо ложное публичное объявление юрлица банкротом, если это причинило крупный ущерб (более 1.5 млн неисполненных обязательств, в том числе налоговых) наказывается лишением свободы на срок до 6-ти лет.

Может возникнуть вопрос: «А как меня найдут, а как докажут?». Не растекаясь мыслью по древу, скажу, что уже есть много судебных дел по вышеуказанным статьям. Некоторых находят и лишают свободы. Хотелось бы, чтобы это оказались не вы.

Итак, если вы не злостный неплательщик налогов, то определитесь для себя, хотите ли вы поддерживать свое ООО нулевыми отчетами, или же рискнете его бросить, а может быть закроете официально. Все три варианта не идеальны, но они вполне законны и не влекут за собой критических негативных последствий.

ООО без сотрудников

ООО без сотрудников – быть или не быть?

Возможно ли полное отсутствие работников в ООО? В этом вопросе мнения экспертов разделились. Разберем это подробнее.

Мнение 1.

Нет, не может. Тут все просто: по мнению юристов, даже если в компании отсутствуют наемные работники, должен быть хотя бы директор. Иначе кто подписывает договоры или отчетность? Если стоят подписи гендира, значит, кто-то все-таки работал и должен числиться сотрудником ООО, а также получать зарплату. А если организация фактически не функционирует, можно сэкономить на зарплате – отправить его в неоплачиваемый отпуск, например. Итак, директор – это уже один полноценный сотрудник ООО.

Мнение 2.

Ситуация становится интереснее, когда учредитель фирмы сам же и является ее директором. Вопрос в том, нужно ли заключать трудовой договор с самим собой? И, соответственно, будет числиться в штате директор или нет? А вот тут даже контролирующие органы давно не могут окончательно определиться, и разные ведомства ссылаются на различные законы и документы.

Федеральная служба по труду и занятости высказала свое мнение в письме от 06.03.2013 N 177-6-1, ссылаясь на 273 статью Трудового кодекса РФ. Роструд считает, что единственный учредитель организации не может быть ее сотрудником, значит, и о трудовом договоре речь не идет. Объясняют просто: нельзя подписать договор одним и тем же лицом с обеих сторон.

Но тут есть возражения от юристов – они вступили в активный спор, считая, что трудовой договор может и должен быть оформлен по всем правилам. Заключение договора с самим собой в этом случае не происходит, ведь договор заключается между юридическим и физическим лицами, а это разные субъекты правоотношений.

Также эксперты опять же ссылаются на разные статьи и документы, так как Трудовой кодекс четкого ответа на этот вопрос не дает. Например, статья 11 ТК РФ обязывает заключать трудовой договор абсолютно с каждым сотрудником, и руководитель компании исключением не является.

А если директора нельзя оформить на работу, то он лишается положенных ему социальных и трудовых гарантий, льгот, официальной заработной платы, нарушаются его пенсионные права. Возьмем, к примеру, отпуск – по 124 статье ТК РФ работать без отдыха два года подряд запрещено. Это еще один довод в пользу трудоустройства директора.

Как не получить штраф?

Из-за такой неразберихи в законодательстве организации могут попасть впросак. Юристы говорят, что, по сути, проверки в области соблюдения трудового законодательства проводит Федеральная служба по труду и занятости, которая считает законным тот факт, что компанией руководит нетрудоустроенный учредитель. Поэтому и оштрафовать вас не должны. Но эксперты советуют все же следить за изменениями в законах, так как в любой момент мнение ведомств может измениться, что, собственно, и происходило последние 20 лет.

Лишь в одном все специалисты сходятся: лучшим вашим решением будет все-таки принять на работу руководителя (и иметь как минимум одного сотрудника) и не ввязываться в лишние споры с контролирующими органами. Если дело доходит до судебного разбирательства, то, как показывает практика, почти во всех случаях суд считает необходимым трудоустроить директора.

А если не оформлять?

Нередки случаи, когда сотрудники в компании отсутствуют лишь формально. Эта ситуация знакома всем. Решили сэкономить, наемные работники есть, но официально не трудоустроены, зарплату получают в конвертах. Что сказать? У вас могут быть неприятности. Ссора с сотрудником, жалоба конкурента­ – и «к вам едет ревизор». А дальше проверки, суды, перерасчеты налогов, пени и штрафы. И это далеко не все риски. Так что в этом случае надо хорошо подумать, стоит ли нарушать трудовое законодательство и чем может обернуться такая работа ООО без сотрудников.

Сдавать ли отчетность?

Отчетность нужно сдавать в любом случае, даже если ваше ООО без наемных работников. Просто в большинстве случаев это будут так называемые нулевые формы.

Отчитываемся за ООО без сотрудников в 2018 году

Налоговая и бухгалтерская отчетность ООО без сотрудников состоит из тех же деклараций, что и у компаний с работниками. Если ООО не функционировало, то декларации будут нулевыми. Это касается организаций на общей и упрощенной системах налогообложения. А вот по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД) подать нулевую декларацию нельзя. Поэтому, если ООО приостанавливает свою деятельность на ЕНВД, следует подать заявление о снятии с учета, тогда налог платить не придется.

Также ООО обязано сдавать отчетность о сотрудниках, даже при отсутствии таковых. Такую отчетность требует Федеральная налоговая служба, Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. Разберем подробнее, что сдавать:

  1. Сведения о среднесписочной численности работников – сдаются в ИФНС (если нет сотрудников, ставим 0, если трудоустроен один директор, указываем 1).
  2. Сведения о доходах сотрудников. Также предоставляются в ИФНС в виде справок по форме 2-НДФЛ. Но если за отчетный период сотрудников в компании не числилось или никому не начислялась зарплата, то справки 2-НДФЛ сдавать не нужно. С 2016 года введена новая форма отчетности для работодателей – 6-НДФЛ. Она включает в себя обобщенные сведения по доходам и налогам. Вот эту справку подать следует, так как в противном случае вы рискуете быть оштрафованным. Если нет сотрудников или выплаты не производились, сдаем нулевой расчет.
  3. Сведения в Пенсионный фонд подаются по форме РСВ-1, а с 2016 года еще и по новой форме – СЗВ-М. РСВ-1 необходимо сдать в любом случае. Если ООО без работников, то нужно заполнить только разделы с обобщенной информацией (сведения о сотрудниках заполнять не надо). Нулевой СЗВ-М тоже необходимо сдать в Пенсионный фонд.
  4. В Фонд социального страхования сдаем опять же «отчет с нулями» по форме 4-ФСС.

Подведем итог: ООО без наемных сотрудников существовать может. Но эксперты все же советуют оформить одного работника – генерального директора, чтобы избежать проблем с контролирующими органами. Отчетность сдаем по всей строгости, даже если сотрудников нет. При этом не забываем учитывать нововведения, вступившие в силу с 2016 года.

Руководитель организации (генеральный директор, директор) является единоличным исполнительным органом и руководит текущей деятельностью общества (если в обществе сформирован коллегиальный исполнительный орган – совместно с ним). Только в отношении руководителя законом установлено, что он вправе действовать от имени общества без доверенности. Иными словами, руководитель является именно тем органом, через который общество приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности.
Подтверждение: п. 1 ст. 53 Гражданского кодекса РФ, пп. 1 п. 3 ст. 40 Федерального закона № 14-ФЗ от 8 февраля 1998 г., абз. 3 п. 2 ст. 69 Федерального закона № 208-ФЗ от 26 декабря 1995 г.

📌 Реклама Отключить

При этом законодательством формально не предусмотрен срок, в течение которого необходимо назначить на должность генерального директора (директора):
– при государственной регистрации вновь создаваемой организации;
– при увольнении (смене) руководителя.
Также не установлена обязанность по возложению полномочий руководителя на участника общества.

Вместе с тем сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (о генеральном директоре, директоре), содержатся в ЕГРЮЛ. И если при государственной регистрации вновь создаваемой организации заявителем может выступать не только руководитель (но и, например, учредитель), что не вынуждает организацию производить его назначение, то при внесении других изменений, подлежащих регистрации в ЕГРЮЛ (в т. ч. информации о смене руководителя), без назначения нового руководителя не обойтись (потому что именно он в общем случае является заявителем такой регистрации).

📌 Реклама Отключить

Например, при изменении информации о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени организации, у нее возникает необходимость в установленном порядке сообщить об этом в налоговую инспекцию для внесения (регистрации) этих изменений в ЕГРЮЛ. Для этого в налоговую инспекцию нужно представить заявление о смене руководителя, которое составляется по унифицированной форме № Р14001, утв. Приказом ФНС России № ММВ-7-6/25 от 25 января 2012 г. (см. Образец заполнения при смене генерального директора). Подписать его должен не прежний, а уже новый руководитель организации или иное уполномоченное лицо, которое вправе быть заявителем (письмо ФНС России № ГВ-6-14/846 от 23 августа 2006 г.). То есть законодательством не предусмотрена возможность внесения в ЕГРЮЛ информации о прекращении полномочий руководителя общества без одновременного внесения сведений о вновь назначенном на эту должность лице. Поэтому до избрания нового директора внести изменения в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о руководителе организации невозможно.

📌 Реклама Отключить

Отсюда следует вывод, что формально организация вправе вести свою деятельность без руководителя. Однако отсутствие лица, уполномоченного без доверенности действовать от имени общества, фактически лишает его возможности вести текущую деятельность, в частности:
– организация не сможет исполнять обязанности налогоплательщика по представлению налоговой отчетности. При этом за ее непредставление предусмотрена налоговая и административная ответственность;
– в случае несвоевременного внесения изменений в сведения в ЕГРЮЛ (наличия недостоверных сведений) организации могут грозить негативные последствия (вплоть до ликвидации).

📌 Реклама Отключить

Подтверждение: ст. 185, 312, п. 2 ст. 720 Гражданского кодекса РФ, п. 1, 3 ст. 29, п. 5 ст. 80 Налогового кодекса РФ.

📌 Реклама Отключить Беспроблемный вариант

Для полноценного функционирования и ведения предпринимательской деятельности учредителям (участникам) целесообразно утвердить и принять лицо, которое будет исполнять обязанности руководителя организации.

Кроме того, ведение деятельности без наемных работников (в т. ч. назначенного генерального директора) может привести к претензиям со стороны контролирующих ведомств (в частности, налоговой инспекции).

Два директора в одной организации? Вполне законно

В 2012 году началась масштабная реформа гражданского законодательства. Так, в ГК РФ уже внесены поправки, касающиеся сроков исковой давности, оборота ценных бумаг, нематериальных благ и их защиты, сделок, выдачи доверенности, порядка регистрации юридических лиц и др.

С обзором изменений в ГК РФ, принятых за 2013 год, можно ознакомиться в нашем материале: «Реформа гражданского законодательства».

С 1 сентября текущего года вступит в силу еще один документ, принятый в рамках этой реформы, – Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон).

Предусмотренные им поправки касаются юридических лиц, причем как общих положений о них, так и деятельности организаций различных видов организационно-правовых форм, и самих организационно-правовых форм.

    МНЕНИЕ

    Алексей Долгов, адвокат юридической компании «Хренов и партнеры»:

    «Предстоящие изменения давно обсуждались, и их ждали. В ГК РФ получили закрепление многие подходы, ранее сформированные в судебной практике. С практической точки зрения важны новый порядок оформления решений общих собраний участников (акционеров): регистратором, нотариусом или иным способом в зависимости от вида юридического лица, возможность регистрации общества с «типовым» уставом, принцип достоверности ЕГРЮЛ и другие».

Рассмотрим, каких именно положений кодекса коснулись эти изменения.

Создание и государственная регистрация юридических лиц

Закон предусматривает внесение целого ряда изменений в § 1 гл. 4 ГК РФ, в котором закреплены общие положения о юридических лицах. Так, прямо устанавливается, что юридическое лицо обязательно должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), причем уточнено, что именно с момента такой регистрации возникает его правоспособность. Тем самым подтверждается существующий порядок ее возникновения: в действующей редакции кодекса установлено, что она возникает с момента создания организации, а созданным юрлицо считается со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 51 ГК РФ). Также определяется, какие сведения должно содержать в себе решение учредителей или единоличного учредителя о его учреждении (пп. «а» п. 2 ст. 1 Закона).
При этом перечень учредительных документов, на основании которых действуют юридические лица, сокращается. Если раньше организация могла иметь либо устав, либо учредительный договор, либо оба этих документа, а некоторые некоммерческие организации и вовсе – общее положение об организациях данного вида, то теперь на основании учредительного договора будут действовать только хозяйственные товарищества, а все остальные организации – на основании устава. Стоит отметить, что Закон предусматривает возможность использования типовых уставов, в которых не нужно будет указывать подробную информацию. В этом случае она будет содержаться только в ЕГРЮЛ (п. 6 ст. 1 Закона). Предполагается, что это поможет упростить регистрацию юрлиц. Имеются в виду сведения о наименовании организации, месте ее нахождения, порядке управления ее деятельностью, а также другие сведения, предусмотренные законодательством для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. В уставах некоммерческих организаций и унитарных предприятий указываются также предмет и цели их деятельности.
Кроме того, Законом предусмотрено, что выступать от имени юридического лица смогут сразу несколько лиц (это нужно будет указать в уставе. Пункт 1 ст. 53 ГК РФ дополняется соответствующим абз. 3. Таким образом, допускается наличие у организации нескольких директоров, действующих совместно или независимо друг от друга. Помимо этого, для последних установлена ответственность – по требованию юридического лица, его учредителей (участников) они будут обязаны возместить убытки, причиненные организации по их вине (п. 8 ст. 1 Закона). Аналогичная ответственность закреплена для членов коллегиальных органов юрлица, за исключением тех, кто голосовал против решения, которое повлекло причинение убытков. Также за убытки, причиненные по его вине, ответит и лицо, определяющее действия организации (это тоже новое понятие в ГК РФ). Определения последнего в Законе не содержится, однако указывается, что одной из форм определения действий организации является возможность такого лица давать указания директору и членам коллегиальных органов юрлица. Отметим, что организация не вправе ограничивать такую ответственность указанных лиц или полностью освобождать их от нее, поскольку соглашение об этом, согласно Закону, признается ничтожным.

    МНЕНИЕ

    Фото: gazprom.ru

    Витаутас Бакшинскас, начальник Управления правовых экспертиз и нормативной работы Юридического департамента ОАО «Газпром»:

    «Возможность назначения двух директоров организации, так называемый принцип «двух ключей», – это очень важное изменение в законодательстве. Оно во многом заимствовано из зарубежной практики. Это правило означает, что у компании может быть несколько «голов», так скажем, уставом компании может быть определено, что не один исполнительный орган, не один генеральный директор, а несколько лиц могут действовать от имени компании. Причем связка этих лиц тоже может разниться: в каких-то случаях обязательно необходимо согласие двух лиц на принятие каких-то решений, а в каких-то случаях каждый в пределах своей компетенции будет представлять юридическое лицо . Эта конструкция достаточно новая для нас, как она будет работать, покажет время, но большинство специалистов с удовлетворением отмечают ее возникновение в нашем праве, поскольку она добавляет дополнительные возможности по управлению компанией, особенно для партнерских или крупных компаний».

    МНЕНИЕ

    Алексей Долгов, адвокат юридической компании «Хренов и партнеры»:

    «Возможность назначить нескольких директоров – это дополнительная опция для участников (акционеров), с помощью которой можно обеспечить дополнительный контроль за действием исполнительного органа (принцип «двух ключей»: действия совершаются только одновременно двумя директорами), либо для удобства работы общества расширить количество лиц, имеющих право действовать без доверенности».

Дополнен ГК РФ интересными положениями о наименовании, месте нахождения и адресе юридического лица (п. 9 ст. 1 Закона). Отметим, что ранее в кодексе не было упоминания о последнем – в действующей ст. 54 ГК РФ закреплено, что в учредительных документах организации указываются ее наименование и место нахождения, которое определяется местом его государственной регистрации. В Законе же уточняется, что место нахождения юрлица определяется местом его госрегистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). При этом в ЕГРЮЛ необходимо будет указать не место нахождения, а именно адрес организации. Можно предположить, что такое нововведение направлено на борьбу с фиктивными адресами юрлиц, поскольку установлено, что организации будут нести риск последствий за неполучение юридически значимых сообщений, доставленных по указанному в ЕГРЮЛ адресу. Такие сообщения считаются доставленными вне зависимости от того, находится на самом деле организация по данному адресу или нет.
Также в ст. 54 ГК РФ будет указано, что официальное наименование Российская Федерация или Россия, а также производные от него могут включаться в наименования юрлиц только в случаях, предусмотренных законом, указами Президента РФ или актами Правительства Российской Федерации, либо (как в действующей практике) по разрешению, выданному по правилам, установленным правительством. В настоящее время это возможно, например, если юридическое лицо имеет филиалы или представительства на территории более чем половины субъектов РФ, занимает доминирующее положение на рынке определенного товара или является крупнейшим налогоплательщиком. Возможность и порядок использования в наименованиях организаций официальных наименований субъекта РФ могут быть установлены самим регионом.
Интересно, что теперь в ЕГРЮЛ необходимо будет указывать сведения о представительствах и филиалах. Ранее они указывались только в учредительных документах.
Отметим, что своеобразным образом упоминается в Законе понятие аффилированности. В новой ст. 53.2 ГК РФ будет указано, что в случаях, если кодекс или другой закон ставит наступление правовых последствий в зависимость от наличия между лицами отношений связанности (аффилированности), наличие или отсутствие таких отношений определяется в соответствии с законом (п. 8 ст. 1 Закона). В первоначальной редакции законопроекта, на основе которого был принят Закон, ст. 53.2 была более содержательной – она предусматривала, между какими лицами признается наличие аффилированности и в каких случаях суд может признать ее отсутствие между этими лицами.
Реорганизация юридических лиц

Очень важные изменения вносит Закон в порядок реорганизации юридических лиц (п. 12 ст. 1 Закона). Во-первых, предусматривается возможность сочетания нескольких форм реорганизации (п. 1 ст. 57 ГК РФ), например преобразования и присоединения и т. д. Во-вторых, допускается реорганизация с участием нескольких юрлиц, созданных в разных организационно-правовых формах (для примера: несколько ООО смогут единовременно присоединиться к АО). Однако она будет возможна, только если законодательство не запрещает преобразование организации одной организационно-правовой формы в организацию другой формы.
Создаваемое в результате реорганизации юридическое лицо сможет пройти государственную регистрацию не ранее истечения срока для обжалования решения о реорганизации. По общему правилу этот срок будет составлять три месяца с даты внесения записи о начале реорганизации в ЕГРЮЛ.

    ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ

    Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании

    Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации

    Уведомление о начале процедуры реорганизации

    Заявление о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства

    С другими формами, образцами и бланками для государственной регистрации юридических лиц можно ознакомиться в разделе «Бланки».

Согласно Закону документом, содержащим положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, является передаточный акт. В действующей редакции ГК РФ, напомним, установлено два вида таких документов: передаточный акт, составляемый при слиянии, присоединении и преобразовании организаций, и разделительный баланс – при разделении и выделении (ст. 58 ГК РФ). Кроме того, в передаточном акте отныне нужно будет предусматривать порядок определения правопреемства в связи с изменениями, которые могут произойти после даты его составления (п. 14 ст. 1 Закона).
Также ГК РФ дополняется ст. 60.1, устанавливающей последствия признания решения о реорганизации юридического лица недействительным. Требовать признания решения недействительным смогут участники реорганизуемой организации и лица, которым такое право будет предоставлено законом. Данное требование, как мы уже указывали, может быть предъявлено в суд в течение трех месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации, если иной срок не установлен законом. Однако в случае признания судом недействительным решения о реорганизации образованное в результате реорганизации юридическое лицо не будет ликвидировано, а совершенные им сделки не признаются недействительными. Если же такое решение признается недействительным до окончания реорганизации и часть создаваемых юридических лиц уже зарегистрированы, правопреемство наступает только в их отношении, остальные права и обязанности сохраняются за прежними организациями.
Ликвидация юридических лиц

Также Законом изменены положения о ликвидации юрлиц (п.п. 17-21 ст. 1 Закона). В частности, уточнено, кто может обращаться с исками о ликвидации в суд и по каким основаниям. Также скорректирован порядок проведения ликвидации организации. Так, установлено, что учредители (участники) юрлица, принявшие решение о ликвидации, должны сообщить об этом в ФНС России (поскольку именно она ведет ЕГРЮЛ) в течение трех рабочих дней. Такой же срок предусмотрен ст. 20 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», тогда как в действующей редакции ст. 62 ГК РФ говорится о незамедлительном сообщении.

Устанавливается также обязанность учредителей (участников) юрлица совершить за счет его имущества действия по ликвидации независимо от оснований, по которым она происходит. При недостаточности имущества организации ее учредители (участники) должны совершить указанные действия солидарно за свой счет. Если ликвидационная комиссия установит недостаточность имущества юрилица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая его ликвидация должна осуществляться исключительно в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве. В этом случае ликвидационная комиссия должна уведомить всех известных ей кредиторов о возбуждении дела о банкротстве. В случае если в течение пяти лет после ликвидации организации, в том числе путем признания ее банкротом, у нее обнаружится какое-либо имущество, заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения этого имущества среди лиц, имеющих на это право (кредиторов).
Также в ГК РФ появляется статья, посвященная прекращению недействующего юридического лица, – ст. 64.2. В ней говорится о том, что считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ организация, которая в течение 12 месяцев до исключения из него не представляло документы налоговой отчетности и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету. Аналогичное определение, напомним, содержится в ст. 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

Корпоративные и унитарные юридические лица

Помимо всего прочего, Закон предусматривает разделение всех юридических лиц на два вида: корпоративные и унитарные (п. 23 ст. 1 Закона). Так, под корпорациями понимаются юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган. К таким организациям отнесены хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ, а также общины коренных малочисленных народов РФ. Отметим, что до принятия Закона последних трех организационно-правовых форм в ГК РФ предусмотрено не было. Учредители унитарных юридических лиц не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. К таким организациям относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании (последние – тоже новшество в кодексе).
Также § 1 гл. 4 ГК РФ дополнен общими положениями о правах и обязанностях участников корпорации (ст. 65.2 ГК РФ) и порядке управления в ней (ст. 65.3 ГК РФ). Определено, что высшим органом корпорации является общее собрание ее участников, а в некоммерческих корпорациях и производственных кооперативах, число участников которых превышает 100 человек, им может быть съезд, конференция или другой коллективный представительный орган. Также в корпорации образуется единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т. п.). При этом, как мы писали ранее, директоров или председателей у организации может быть несколько и действовать они могут независимо друг от друга. Помимо этого, в корпорации может быть образован коллегиальный орган управления, например наблюдательный совет. Основная его задача – контроль за деятельностью исполнительных органов корпорации. Причем лица, являющиеся единоличными исполнительными органами корпораций, и члены их коллегиальных исполнительных органов должны составлять не более одной четвертой состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться их председателями.

    МНЕНИЕ

    Светлана Антонова, первый заместитель начальника Департамента по управлению имуществом и корпоративным отношениям ОАО «Газпром»:

    «На стадии доработки законопроекта профильным комитетом Госдумы было рассмотрено более двух тысяч поправок… Это новая веха в развитии корпоративного управления. Оценить однозначно новую классификацию: деление на унитарные и корпоративные юридические лица, публичные и непубличные – сейчас нельзя. Применительно к разным соответствующим классификациям предусмотрены разные правила регулирования. Пока мы понимаем, что с 1 сентября основная часть этих норм вступит в силу, будет испытана на практике.

    Но мы видим уже, что есть некоторые огрехи. Это повод для дальнейшего совершенствования, исправления ошибок – будем инициировать внесение поправок, в настоящее время мы уже работаем с профильными министерствами в этом направлении. Но в любом случае – это некий двигатель прогресса в гражданских правоотношениях, то есть преодолен некий застой, который образовался в связи с тем, что нормы гражданского права давно не менялись и не адаптировались к современным требованиям. Цель, которую ставил перед собой законодатель, состояла не только в упорядочивании отношений, но еще и в повышении инвестиционной привлекательности, улучшении инвестклимата. Вот эти цели, на мой взгляд, будут достигнуты».

***

В данном материале мы рассмотрели лишь ряд поправок, внесенных Законом в закрепленные в ГК РФ общие положения о юридических лицах. Не менее интересны изменения, касающиеся конкретных организационно-правовых форм, поскольку Закон расширяет перечень некоммерческих организаций (этот перечень, кстати, становится закрытым), предусматривает ликвидацию такой формы организаций, как общество с дополнительной ответственностью, исключает деление акционерных обществ на закрытые и открытые. С 1 сентября АО будут создаваться в виде публичных и непубличных обществ. Все эти изменения заслуживают более подробного рассмотрения, поэтому о них мы расскажем в нашем следующем материале.