Оплата дежурств на дому

В соответствии с Положением об оплате труда электростанции дежурство на дому — пребывание работника дома в ожидании вызова на работу (для обеспечения безопасности объектов энергетики, предотвращения аварийных или иных внештатных ситуаций в период продолжительных праздничных и выходных дней). Дежурство на дому осуществляется именно в выходные работников с их письменного согласия. Оплата времени дежурства на дому производится как рабочее время из расчета 1/4 часовой тарифной ставки (части должностного оклада за час работы) за каждый час дежурства на дому. Правомерно ли это?

21 августа 2017

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, оплата дежурства на дому в данном случае из расчета 1/4 часовой тарифной ставки (части должностного оклада за час работы) за каждый час дежурства не соответствует законодательству. Все фактические часы дежурства на дому должны учитываться и оплачиваться как рабочие по правилам ст. 153 ТК РФ.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что трудовое законодательство не предусматривает такой формы организации труда, как дежурства на дому. Дежурства на дому установлены, например, для спасателей (п. 3 Положения по учету рабочего времени граждан, принятых в профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей, утвержденного постановлением Минтруда России от 08.06.1998 N 23), для медицинских работников (часть шестая ст. 350 ТК РФ, п. 3 Положения об особенностях режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому, утвержденного приказом Минздрава РФ от 02.04.2014 N 148н).
Как мы поняли из вопроса, на Ваших работников эти документы не распространяются. Каких-либо других нормативных правовых актов, которые бы устанавливали дежурства на дому для категорий работников, речь о которых идет в вопросе, нет.
Вместе с тем, как отмечается в разъяснениях Роструда, дежурства на дому нельзя устанавливать работникам, в отношении которых возможность таких дежурств не предусмотрена нормативными правовыми актами. Если дежурства на дому все же введены работодателем, то как рабочее время они должны учитываться и оплачиваться в обычном порядке (смотрите вопрос-ответ 1 и вопрос-ответ 2 с информационного портала Роструда «Онлайнинспекция.РФ).
Таким образом, при решении вопроса об оплате времени дежурства на дому, работодатель, в отсутствие специальных норм для рассматриваемой ситуации, должен учитывать общие нормы трудового законодательства.
Отметим, что выходной день (еженедельный непрерывный отдых) и нерабочие праздничные дни относятся ко времени отдыха работника, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (ст. 106, ст. 107, ст. 112 ТК РФ). Работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ (часть первая ст. 113 ТК РФ). В некоторых случаях допускается привлечение к работе в выходной и нерабочий праздничный день, однако это возможно либо с письменного согласия работника, либо при наступлении чрезвычайных обстоятельств, указанных в части третьей ст. 113 ТК РФ.
В рассматриваемой ситуации осуществление сотрудником в выходной или нерабочий праздничный день дежурства уменьшает время фактического отдыха сотрудника, ограничивает право работника распоряжаться данным временем отдыха по своему усмотрению и, как следствие, свидетельствует о привлечении указанного сотрудника к работе в выходной или нерабочий праздничный день, несмотря на фактическое осуществление работы дома. Соответственно, несмотря на пребывание работника дома, указанное время дежурства на дому учитывается в качестве отработанного.
Таким образом, поскольку указанные Вами дежурства не установлены нормативными правовыми актами, а предусмотрены только внутренними актами организации, мы полагаем, что оплата такого дежурства из расчета 1/4 часовой тарифной ставки (части должностного оклада за час работы) за каждый час дежурства не соответствует законодательству. Все фактические часы дежурства на дому должны учитываться и оплачиваться как рабочие по правилам ст. 153 ТК РФ (смотрите также вопрос-ответ 3 и вопрос-ответ 4 с информационного портала Роструда «Онлайнинспекция.РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Наумчик Иван

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

Активное-пассивное время оплаты

В глаза пока никто этот закон не видел.

Может этот документ имеется ввиду???
22 августа 1995 года N 151-ФЗ
ОБ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБАХ И СТАТУСЕ СПАСАТЕЛЕЙ
Принят
Государственной Думой
14 июля 1995 года
Статья 28. Режим работы (службы) и отдыха спасателей
1. В повседневной деятельности режим работы (службы) спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований определяется правилами внутреннего трудового распорядка, графиками дежурств, расписаниями занятий или иных мероприятий по специальной подготовке.
2. Режим работы спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований в течение рабочего дня и рабочего года определяется действующими медицинскими требованиями и санитарно-гигиеническими нормами.
3. Время дежурства спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований на дому в режиме ожидания учитывается в размере одной четвертой часа за каждый час дежурства.4. При проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций режим работы и продолжительность рабочего дня спасателей могут быть изменены и устанавливаются руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций с учетом характера чрезвычайных ситуаций, особенностей проведения работ по их ликвидации и медицинских рекомендаций.
5. Спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований ежегодно предоставляется очередной отпуск продолжительностью:
спасателям, имеющим непрерывный стаж работы в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях на должностях спасателей до 10 лет, — 30 суток;
спасателям, имеющим непрерывный стаж работы в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях на должностях спасателей более 10 лет, — 35 суток;
спасателям, имеющим непрерывный стаж работы в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях на должностях спасателей более 15 лет, — 40 суток.
6. Спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований за участие в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций в течение года предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не более 15 суток из расчета один день отпуска за 24 часа работ.
Спасателям нештатных и добровольных аварийно-спасательных формирований, а также спасателям, не входящим в состав аварийно-спасательных формирований, взамен дополнительного отпуска может выдаваться денежная компенсация в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2012, N 7

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЖУРСТВ В РАМКАХ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

По мнению автора статьи, практической необходимостью является введение в ТК РФ специальной статьи «Дежурство в организации», регулирование этого вопроса в настоящий момент оставляет желать лучшего.

Следует отметить, что в настоящее время в ТК РФ отсутствует такая правовая категория, как дежурства. Однако в советское время дежурства регламентировались на уровне подзаконного нормативного акта, каковым является Постановление Секретариата ВЦСПС от 02.04.1954 N 233 «О дежурствах на предприятиях и в учреждениях». На сегодняшний день нормативного правового акта, отменяющего данное Постановление, нет, поэтому он продолжает действовать в части, не противоречащей ТК РФ.

В соответствии с данным актом дежурство определяется как переработка сверх установленной продолжительности рабочего времени, которая не признается сверхурочными работами и не подлежит повышенной оплате, а компенсируется «отгулами», поскольку во время дежурства работники не выполняют своих непосредственных трудовых обязанностей, а выполняют в пользу работодателя действия, направленные на разрешение текущих неотложных вопросов организационного характера, на что указывали многие ученые: А. В. Ярхо, А. А. Клюев, Ю. Н. Коршунов, Р. З. Лившиц, М. С. Румянцева, К. Н. Гусов, В. Н. Толкунова, Е. Гершанов, В. Никитинский . Аналогичной позиции и сейчас придерживаются некоторые специалисты в области трудового права .

Анализ современных нормативных правовых актов в области рабочего времени показал, что правила привлечения к дежурствам установлены законодательством лишь в отношении некоторых категорий работников. В качестве примера можно привести: Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (ред. от 25.11.2009); Приказ МПС СССР от 18.09.1990 N 8ЦЗ «О введении в действие особенностей регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта и метрополитенов, непосредственно связанных с обеспечением безопасности движения поездов и обслуживанием пассажиров» (с изм. от 05.03.2004); Письмо Минобрнауки России от 26.10.2004 и др.

Понятие «дежурство»

Понятие «дежурство» употребляется в нормативных правовых актах в нескольких значениях.

Во-первых, дежурство может предполагать выполнение работником своих обычных трудовых обязанностей в рамках профессии, квалификации, должности в пределах установленной для него рабочей смены. В данном случае речь идет о дежурствах в рамках трудового договора. Как справедливо отмечает И. В. Аленина, «термин «дежурство» используется здесь в силу сложившихся традиций правового регулирования» . Например, в законодательстве дежурствами именуется деятельность медицинских работников, охранников, работников, несущих вахту на речном и морском транспорте, членов аварийных бригад предприятий коммунальной сферы и др. Такого рода дежурства не требуют какой-либо специфической регламентации, являются обычным рабочим временем работника, которое учитывается и оплачивается в общеустановленном порядке.

Во-вторых, дежурство может предполагать выполнение работы, не связанной с трудовой функцией работника, направленной на разрешение текущих неотложных вопросов организационного характера. Время этого дежурства не признается рабочим временем, но компенсируется отгулом. Такой вид дежурства, как было отмечено, регулирует единственный нормативный акт 1954 г.

В Постановлении Секретариата ВЦСПС указано, что работники могут привлекаться к дежурству только в исключительных случаях и по согласованию с профкомом. Что считается «исключительными случаями», в Постановлении не указано. Данным документом определены функции, которые не должны возлагаться на дежурных.

К ним относятся: работа по охране объекта, проверка пропусков на входе и выходе из организации, прием почты. А о функциях, которые должны возлагаться на работников, ничего не говорится.

Думается, что это должны быть функции по контролю за поддержанием порядка в организации и для оперативного решения возникающих неотложных вопросов, не входящих в круг трудовых обязанностей работника, в следующих случаях:

— производства работ, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям;

— производства работ, вызываемых необходимостью обслуживания населения, а также неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ;

— необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя.

Несмотря на то что во время дежурства работник не выполняет свои трудовые обязанности, оно должно включаться в рабочее время. При ином подходе дежурства рассматриваются как сверхурочная работа.

Попутно хотелось бы заметить, что Постановление Секретариата ВЦСПС 1954 г. в настоящее время не может признаваться правовым актом, поскольку оно было принято общественным органом — ВЦСПС. Поэтому данный акт должен быть официально отменен, а нормы, регулирующие дежурства, следует включить в ТК РФ, поскольку потребность в организации дежурств — объективная реальность и они нуждаются в правовом регулировании.

В юридической литературе было высказано мнение, что правила о дежурствах должны разрабатываться на уровне локального акта, в котором должны быть определены понятие и цели дежурства, порядок привлечения работников к дежурствам, права и обязанности дежурящего, компенсации за дежурства .

Однако, думается, что с целью единообразного применения на практике дежурства целесообразно нормы, его регулирующие, легализовать именно на уровне ТК РФ, одновременно признав Постановление Секретариата ВЦСПС утратившим юридическую силу.

В связи с этим практической необходимостью является введение в ТК РФ специальной нормы о дежурстве.

Предлагаю…

…Внести изменения в ТК РФ

Следует дополнить ТК РФ специальной статьей «Дежурство в организации» следующего содержания:

Дежурство — это нахождение работника в организации по распоряжению работодателя до начала или после окончания рабочего дня, а также в выходные и праздничные дни с целью обеспечения контроля за порядком в организации и для оперативного решения возникающих неотложных вопросов, не входящих в круг обычных обязанностей работника, в случаях: производства работ, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям; работ, вызываемых необходимостью обслуживания населения, а также неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ; необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя.

Привлечение работников к дежурствам не может превышать одного раза в месяц, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Не допускается привлечение к дежурствам беременных женщин, работников в возрасте до 18 лет, других категорий работников в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Привлечение к дежурствам инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только с их письменного согласия и при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом инвалиды, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от участия в административных дежурствах.

Продолжительность дежурства или работы вместе с дежурством не может превышать нормальной продолжительности рабочего дня (смены), установленной для данной категории работников.

В случае привлечения к дежурству после окончания рабочего дня явка на работу переносится на более позднее время, так чтобы продолжительность дежурства не могла превышать нормальной продолжительности рабочего дня (смены).

Не допускается привлечение к дежурству непосредственно после смены, которую работник полностью отработал, а также привлечение его к работе сразу по окончании дежурства. Между дежурством и рабочей сменой работнику должно предоставляться время отдыха, по общему правилу не менее чем двойной продолжительности рабочей смены.

Привлечение к дежурствам в рабочие дни включается в рабочее время и оплачивается в размере среднего заработка. Дежурства в выходные или нерабочие праздничные дни, ночное время компенсируются по общим правилам, установленным настоящим Кодексом.

Конкретные размеры оплаты труда за дежурство устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Библиографический список

1. Ярхо А. В. Время отдыха. М.: Профиздат, 1987.

2. Клюев А. А., Ярхо А. В. Профактиву о контроле за рабочим временем и временем отдыха (правовые вопросы). М.: Профиздат, 1957.

3. Коршунов Ю. Н., Лившиц Р. З., Румянцева М. С. Советское законодательство о труде. М.: Профиздат, 1976. 512 с.

4. Гусов К. Н., Толкунова В. Н. Трудовое право России: Учеб. 2-е изд., доп., исп. М.: Юрист, 2000. 480 с.

5. Гершанов Е., Никитинский В. Основные вопросы советского трудового законодательства. М.: Профиздат, 1966. 256 с.

6. Аленина И. В. Организация дежурств на предприятиях // Кадровые решения. 2006. N 3.

8. Дзугкоева З. В. Правовое регулирование режима рабочего времени. Дис. канд. юрид. наук. М., 2010.

Е. Феоктистова

Ст. преподаватель

кафедры трудового права

Башкирского института

социальных технологий (филиал)

Академии труда

и социальных отношений

Подписано в печать