Орган государственного управления

Органы государственного управления

Понятие органов государственного управления

Понятие органов государственного управления, несмотря на свою значимость, не закреплены в Конституции Российской Федерации. Данное обстоятельство, безусловно, отрицательно сказывается на качестве выполнения государственных функции по управлению страной. Определение «органа государственного управления» закрепляется в некоторых подзаконных актах, имея при этом лишь косвенное отражение.

Определение 1

Органы государственного управления – это одна из разновидностей органов власти государства, отличающихся областью их действия и специфичностью осуществляемых ими функций и задач.

Прежде всего, следует подчеркнуть, что органы управления, являясь видом государственных органов, обладают их основными чертами. Именно поэтому, следует определить, что представляет собой сам государственный орган. Так, он характеризуется в качестве организованного коллектива, который образует отдельную часть аппарата государства, наделенную своей компетенцией.

Основные черты государственных органов:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • являются частью государственного аппарата;
  • выступают в качестве организации, т.е. ячейки некого коллектива;
  • политические организации;
  • выполняют функции и задачи от имени всего государства;
  • имеют государственно-властные полномочия;
  • обладают своей компетенцией, структурой и территориальным масштабом деятельности;
  • несут перед государством ответственность за выполняемую или невыполняемую деятельность;
  • образуются в том порядке, который предусмотрен законом.

Замечание 1

Стоит отметить, что понятия «орган государства» и «орган государственного управления» совпадают, но второе является более широким.

Все общие черты, относящиеся к государственным органам, распространяются и на органы государственного управления, которые, наряду с указанными, имеют также свои специфические особенности.

Признаки органов государственного управления

Как уже было отмечено, органы государственного управления имеют, как и все государственные органы, свою компетенцию, структуру и территорию, на которую они распространяют свою деятельность. Но при этом органы управления имеют свои признаки, обладающие некой спецификой, и отличающие их от других органов государства. Определение таких признаков происходит в зависимости от своеобразия задач, которые стоят перед исполнительной властью, и методов, с помощью которых эти задачи осуществляются. Так, к признакам органов государственно управления относятся следующие:

  • осуществление специфической в содержании и методах деятельности – государственного управления;
  • относятся к исполнительной власти;
  • образуются на основе действующего законодательства;
  • их деятельность строится на четком соответствии закону, а также на исполнении закона с использованием при этом различных юридических средств, имеющих нормотворческий и оперативно-исполнительный (юрисдикционный) характер;
  • органы государственного управления осуществляют свою деятельность в пределах, которые предоставлены им в соответствии с государственно-властными полномочиями, а также в целях обеспечения руководства различными объектами (хозяйственными, административными, политическими, культурными, социальными и т.д.).

Органы государственного управления включают в себя большинство линейных и функциональных подразделений органов исполнительной власти, осуществляющих исполнительные и распорядительные функции в зависимости от предметов ведения и объема компетенции. При этом они не имеют функций, связанных с государственной политикой и нормотворчеством. Существует частичное исключение в случаях, когда территориальные органы государственного управления могут получить часть полномочий федеральных органов исполнительной власти с условием назначения должностного лица.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Смотреть что такое «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ» в других словарях:

  • Государственное управление — (англ. public administration) деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (public policy). Деятельность по государственному … Википедия

  • Государственное управление — (англ state government) организованный процесс руководства, государственного регулирования и контроля со стороны государственных органов за развитием экономики и культуры, иных сфер гос ной жизни; высшая форма сознательного регулирования… … Энциклопедия права

  • Государственное управление — особый вид социального управления. На основе многовекового опыта выработаны оптимальные механизмы государственного управления, в которых задействованы такие автономные управленческие структуры, как законодательная и исполнительная власть… … Административное право. Словарь-справочник

  • Государственное управление — см. Управление государственное … Большая советская энциклопедия

  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ — осуществление государственного руководства определенными сферами жизни государства и объектами со стороны органов исполнительной власти. (С. А.) … Энциклопедический словарь конституционного права

  • Государственное управление — (англ state government) организованный процесс руководства, государственного регулирования и контроля со стороны государственных органов за развитием экономики и культуры, иных сфер гос ной жизни; высшая форма сознательного регулирования… … Большой юридический словарь

  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ — – одна из форм деятельности государства, выражающаяся в практической реализации законов, в организации общественных отношений в целях обеспечения государственных интересов и проводимой государством политики. Г. у. должно осуществляться в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ — (state administration, government management) одна из форм деятельности государства, выражающаяся в практической реализации законов, в организации общественных отношений в целях обеспечения государственных интересов и проводимой государством… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

  • Государственное управление — деятельность государственных органов исполнительно распорядительного характера, содержанием которой является проведение в жизнь законов и подзаконных актов посредством реализации необходимых юридически властных полномочий; это вид государственной … Теория государства и права в схемах и определениях

  • государственное управление с использованием ИКТ — — Тематики электросвязь, основные понятия EN ICT government … Справочник технического переводчика

Органы государственного управления на местах

Как указывалось выше, на местах (в городских и сельских поселениях, муниципальных районах) действуют органы местного самоуправления, решающие вопросы местного значения. Однако в муниципальных поселениях, в субъектах РФ, в федеральных округах, объединяющих группы субъектов, необходимо решать и вопросы общегосударственного значения:

назначать и выдавать людям государственные пенсии,

проводить призыв на военную службу,

осуществлять правосудие,

создавать систему медицинского обслуживания,

управлять железнодорожным транспортом и др.

Для этого нужны иные органы и должностные лица, которые занимались бы отраслевым государственным управлением, т.е. управлением теми сторонами жизни общества, данного коллектива, которые имеют общегосударственное значение. Такими органами являются территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. На всей территории РФ действуют законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы и инструкции федеральных министерств и ведомств, других центральных органов государства. Реализацией этих актов на местах занимаются территориальные отраслевые органы федеральных министерств и ведомств (а также министерств и ведомств субъектов РФ), т.е. местные органы отраслевого государственного управления. Они необходимы для осуществления полномочий Российской Федерации, причем полномочиями в пределах исключительных предметов ведения наделены только они; органы местного самоуправления, как уже говорилось, решают лишь вопросы местного значения. Исключения возможны лишь в том случае, если органам местного самоуправления передаются некоторые функции государственных органов (с соответствующими материальными средствами). Поскольку общегосударственные полномочия необходимо осуществлять не только в поселениях и районах, но и в субъекте РФ или в федеральном округе, на уровне субъекта РФ или федерального округа тоже функционируют органы федеральных министерств и ведомств.

В поселениях, муниципальных районах необходимо осуществлять также полномочия, принадлежащие субъектам РФ в соответствии с их предметами ведения, причем и в том случае, когда субъекты РФ выполняют функции, проистекающие из совместных предметов ведения Федерации и ее субъектов (если соответствующие вопросы не урегулированы органами Федерации). Поэтому на территории муниципальных образований могут создаваться также территориальные органы власти субъектов РФ, которые наряду с федеральными органами рассматриваются как органы государственной власти.

Таким образом, на одной и той же территории могут существовать три вида органов:

Под органом государственного управления(исполнительной власти) следует понимать политическую организацию (учреждение) — субъект исполнительной власти, призванный осуществлять государственно-управленческую деятельность в хозяйственной, социально-культурной и административно-политической и иных сферах.

Каждый из органов управления (исполнительной власти) обладает соответствующей компетенцией,т.е. наделен правами и призван выполнять обязанности для выполнения возложенных на него задач и функций.

В самом государственном органе выделяются относительно обособленные структурные подразделения — главные управления, управления, отделы.

♦ Органы государственного управления(исполнительной власти) осуществляют свою деятельность на основе и во исполнение закона, т.е. их деятельность подзаконна. В то же время они относительно самостоятельны, действуют в пределах своей компетенции.

♦ Органы государственного управления наделены государственно-властными полномочиями и выступают от имени государства. Они вправе издавать от имени государства юридические акты, которые являются обязательными для исполнения, принимать меры по их реализации.

Органы государственного управления в своей деятельности подчиняются вышестоящему исполнительно-распорядительному органу и соответствующему представительному органу: Совет Министров ответствен перед Президентом, Парламентом — Национальным собранием, местные исполнительные и распорядительные органы подконтрольны соответствующим Советам в пределах их компетенции.

♦ По правовым основаниям образования органов государственного управленияможно выделить:

— органы исполнительной власти, создание которых предусмотрено Конституцией — Совет Министров Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы (исполнительные комитеты области (города Минска), города, района, поселка и сельсовета);

— органы государственного управления,которые образуются в соответствии с текущим законодательством (министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров и другие органы государственного управления).

♦ В зависимости от территории деятельностивыделяются: центральный орган, республиканские и местные органы государственного управления (органы исполнительной власти).

Центральныморганом государственного управления является Совет Министров Республики Беларусь.

Республиканские органы государственного управления (исполнительной власти) распространяют свою деятельность на всю территорию государства. К республиканским органам относятся министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров.

Местные органы государственного управления(исполнительной власти) действуют в пределах соответствующей административно-территориальной единицы (области, города, района, поселка, сельского совета). К ним относятся: областные, Минский городской, городские, районные исполкомы, местная администрация районов в городе, исполкомы поселковых и сельских Советов, управления (комитеты) и отделы исполкомов. Кроме того, создаются местные территориальные органы республиканских органов государственного управления (отделения железной дороги, речные пароходства и др.).

♦ По объему и характеру компетенцииорганы государственного управления (исполнительной власти) подразделяются на органы общей, отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции.

Органы управления общей компетенции ~ Правительство (Совет Министров), областные, Минский городской, городские, районные исполкомы, местная администрация районов в городе. Они объединяют и направляют деятельность министерств, государственных комитетов при Совете Министров или соответственно комитетов, управлений и отделов исполкомов (администрации). Они обладают необходимым объемом государственно-властных полномочий для обеспечения единства, согласованности работы отдельных звеньев государственного аппарата управления.

Органы межотраслевого управления(исполнительной власти) призваны координировать, контролировать и регулировать деятельность отраслевых и иных органов управления по специальным вопросам в пределах их компетенции. К ним относятся: министерства экономики, финансов, (статистики и анализа) и др.; Комитет по материальным резервам, Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров и др., а равно аналогичные управления (комитеты и отделы) исполкомов.

Органы отраслевого управленияосуществляют руководство отдельными отраслями государственного управления и координируют деятельность других отраслевых и межотраслевых органов. Это — министерства архитектуры и строительства, образования, здравоохранения, промышленности и связи и др.; Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство лесного хозяйства, а также соответствующие комитеты, управления и отделы областных, городских, районных исполкомов.

Органы государственного управления специальной компетенцииосуществляют специальные функции (исполнительные, контрольные, регулирующие и др.) в установленных сферах ведения. К ним можно отнести Департамент по ценным бумагам, Департамент по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете Министров Республики Беларусь.

♦ По порядку разрешения подведомственных вопросов

органы государственного управления (исполнительной власти) делятся на коллегиальные и единоначальные.

Коллегиальные органы государственного управления(исполнительной власти) возглавляются коллегией лиц. На коллегии принимаются решения по важнейшим вопросам компетенции органа большинством голосов членов коллегии. Текущие, второстепенные вопросы могут решаться единолично председателем, его заместителем или другим членом коллегии. К коллегиальным органам государственного управления относятся: Совет Министров Республики Беларусь, областные, городские, районные исполнительные комитеты, исполкомы поселковых, сельских Советов депутатов.

Единоначальные органы управлениявозглавляются одним лицом — руководителем. Ему принадлежит право принимать окончательное решение по всем вопросам, составляющим компетенцию государственного органа. Единоначальными органами управления являются министерства, государственные комитеты, комитеты, управления (комитеты) и отделы исполкомов.

В зависимости от источников финансированиягосударственные органы управления классифицируются на бюджетные и хозрасчетные.

Бюджетныеорганы государственного управления финансируются из республиканского бюджета, хозрасчетные — за счет отчислений от прибыли предприятий, организаций.

Компетенция органов государственного управления

В системе государственного управления особая роль принадлежит Президенту Республики Беларусь. Согласно ст. 79 Конституции Республики Беларусь (в ред. 1996 г.) Президент Республики Беларусь — Глава государства.

Президентне является главой исполнительной власти, однако ему принадлежит широкий круг полномочий как гаранту Конституции Республики Беларусь, прав и свобод граждан в обеспечении реализации основных направлений внутренней и внешней политики, охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности, политической и экономической стабильности. За ним сохраняется ряд полномочий по осуществлению исполнительной власти.

♦ Администрация Президента Республики Беларусьявляется конституционным органом государственного управления, обеспечивающим деятельность Президента Республики Беларусь.

Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь — центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь.

Правительство Республики Беларусь — коллегиальный орган. В состав Совета Министров Республики Беларусь входят Премьер-министр Республики Беларусь, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля, Председатель Правления Национального банка, заместители Премьер-министра Республики Беларусь, министры, председатели государственных комитетов, Руководитель Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси, Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ.

Для оперативного решения вопросов, которые входят в компетенцию Совета Министров, в качестве его постоянного органа действует Президиум Совета Министров.

Совет Министров как орган исполнительной власти призван осуществлять многообразные функции и наделен широкими полномочиями. Они закреплены в Законе Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1998. № 29-30. Ст. 466).

Советом Министров руководит системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления.

Совет Министров:

— принимает меры по обеспечению реализации в полном объеме республиканскими органами государственного управления предоставленных им прав и полномочий;

— утверждает в установленном порядке положения о республиканских органах государственного управления;

— утверждает состав коллегий министерств и других республиканских органов государственного управления;

— отменяет акты республиканских органов государственного управления, подчиненных Совету Министров, если они противоречат Конституции Республики Беларусь, законам Республики Беларусь, актам Президента, постановлениям Совета Министров, распоряжениям Премьер-министра Республики Беларусь, не соответствуют общегосударственным интересам или не имеют достаточного финансового или юридического обоснования.

Совет Министров руководит подчиненными ему государственными органами, координирует, направляет и контролирует их работу.

Указом Президента Республики Беларусь 5 мая 2006 г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь» определяется система систему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь,

В систему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, входят:

министерства, государственные комитеты, являющиеся республиканскими органами государственного управления;

объединения юридических лиц, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь (далее — государственные организации);

Председатели государственных комитетов по статусу являются министрами;

Министерства, государственные комитеты образуются Президентом Республики Беларусь, государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, — Советом Министров Республики Беларусь с согласия Президента Республики Беларусь;

В центральных аппаратах министерств, государственных комитетов по решению Президента Республики Беларусь могут создаваться департаменты, являющиеся их структурными подразделениями с правами юридического лица. Департаменты осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующего министерства, государственного комитета. Положения о департаментах утверждаются Советом Министров Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;

Министерства, государственные комитеты по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным законодательными актами, могут подчиняться исключительно Президенту Республики Беларусь;

Положения о Министерстве внутренних дел, Министерстве обороны, Министерстве по чрезвычайным ситуациям, Комитете государственной безопасности, Государственном комитете пограничных войск, Государственном таможенном комитете, Государственном военно-промышленном комитете утверждаются Президентом Республики Беларусь, положения об иных министерствах, государственных комитетах — Советом Министров Республики Беларусь.

Министерство, (государственный комитет) — республиканский орган государственного управления (функциональный или отраслевой), проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующий деятельность в этой отрасли (сфере) других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь.

Для министерств, государственных комитетов, как подсистем государственного управления, исполнительной и распорядительной деятельности свойственны признаки, отличающие их от других государственных органов:

— они представляют собой республиканские (центральные) органы исполнительной власти, распространяющие свои полномочия в целом на территорию Республики Беларусь;

— образуются Президентом Республики Беларусь;

— в своей деятельности подчиняются Совету Министров, министерства и государственные комитеты по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным законодательством, могут подчиняться Президенту Республики Беларусь.

Наконец, республиканские органы государственного управления обладают специфическими признаками, позволяющими отличать их конкретную разновидность в зависимости от содержания. В юридической литературе (как и ранее) исходит из деления органов управления на отраслевые и функциональные.

Центральные, региональные и местные органы государственного управления, их иерархия, права и обязанности.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом РФ, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и система органов Российской Федерации состоит из органов нескольких видов. Конституция РФ (ст. 10, 11) предусматривает наличие органов, президентской законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый из этих видов органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов Российской Федерации, которая в свою очередь может быть по различным признакам разделена на ряд входящих в нее звеньев.

Президент Российской Федерации является главой государства. Он выступает в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент, согласно ст. 80 Конституции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Органы законодательной власти — это Федеральное Собрание Российской Федерации; народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации. Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные (субъектов Федерации). Федеральным законодательным и представительным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание РФ. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей Российской Федерации. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской Федерации, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.

К органам исполнительной власти относятся прежде всего высший орган федеральной исполнительной власти — Правительство РФ; другие федеральные органы исполнительной власти — министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве РФ; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — президенты и главы администраций субъектов Федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством РФ. Органы исполнительной власти делятся по территории деятельности на федеральные и субъектов Федерации. Федеральные — это Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Органы субъектов Федерации — президенты и главы администраций субъектов, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства.


Органы судебной власти в совокупности составляют судебную систему Российской Федерации. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 125) судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является Конституционный Суд РФ.

Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющим в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающим разъяснения по вопросам судебной практики, является, согласно Конституции РФ (ст. 126), Верховный Суд РФ.

В Конституции РФ (ст. 127) устанавливается, что высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, который осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики, является Высший Арбитражный Суд РФ. Аналогичные функции осуществляют соответствующие суды в субъектах Российской Федерации.

Особую группу государственных органов, не относящихся ни к одному из ранее названных видов органов государственной власти, составляют органы прокуратуры.


Помимо органов государственной власти в систему государственных органов Российской Федерации входят также и другие государственные органы, осуществляющие различные вспомогательные, совещательные и другие такого рода функции, которые определяются органами государственной власти, при которых, обычно состоят эти государственные органы. В число этих органов входят, например, Администрация Президента Российской Федерации, Совет Безопасности, а также ряд других государственных органов.

Президент Российской Федерации

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации.Ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, в которых формулируются основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации, делают их достоянием народа, депутатов, партий, общественности. Это позволяет в случае необходимости корректировать политику Президента с использованием всего потенциала конституционных форм, обеспечивающих взаимное воздействие одних государственных структур на другие, влияние на них общественных и социальных движений.Как глава государства, Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Федеральное Собрание Российской Федерации

Конституция РФ учреждает Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) как один из органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11). Конституция РФ (ст. 94) устанавливает, что Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации, тем самым давая ему не более как самую общую характеристику через общеупотребительный термин. Но далее, в этой же статье Федеральное Собрание характеризуется как представительный и законодательный орган Российской Федерации, что уже раскрывает основное назначение данного парламентского учреждения.Как представительный орган Федеральное Собрание выступает выразителем интересов и воли всего многонационального народа, т. е. граждан Российской Федерации. Народное представительство обеспечивается демократической избирательной системой, открывающей возможность избрания в парламент для каждого гражданина в соответствии с законом. Другая конституционная характеристика Федерального Собрания состоит в том, что оно является законодательным органом Российской Федерации. Самостоятельность и независимость законодательной власти также вырастают из принципов суверенитета народа и разделения властей. Эта власть образуется на основе прямого волеизъявления народа, а потому в процессе своей деятельности законодательный орган не зависит от Президента и судебной власти, хотя и тесно с ними взаимодействует. Президент РФ является участником законодательного процесса, обладает правом вето, а Конституционный Суд РФ вправе объявить любой закон — полностью или частично — неконституционным, т. е. утратившим юридическую силу.

Правительство Российской Федерации

Согласно Конституции РФ (ст. 110), исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство. Оно является органом государственной власти Российской Федерации, возглавляющим единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Это определение раскрывает юридическую природу Правительства, отражает его место в системе органов государственной власти Российской Федерации и характеризует его деятельность. Как высший исполнительный орган государственной власти, Правительство РФ осуществляет государственное управление.Как высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации Правительство РФ в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.Правительство РФ осуществляет свою деятельность на основе Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в эти акты.

Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют:

· законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

· высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

· иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации: принимает конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта РФ и поправки к нему; осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в пределах полномочий субъекта РФ; осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъектов РФ.

Законом субъекта Российской Федерации: утверждается бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, а в случае, если такая должность не установлена, то руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ; устанавливаются в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации основы организации и деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации; устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ, в пределах полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации определяется порядок деятельности органов местного самоуправления; утверждаются программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, представленные высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ; регулируются другие вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению и полномочиям субъекта РФ.

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации

В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Кроме того, в систему органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации входят министерства, государственные комитеты и другие ведомства.

Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации: осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; разрабатывают для представления высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект бюджета субъекта РФ, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта РФ; обеспечивает исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и готовит отчет об исполнении бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации для представления их высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.

Органы судебной власти

В соответствии с положениями Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» федеральные суды, а также конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ составляют единую судебную систему Российской Федерации.К федеральным судам, действующим на территории субъектов РФ, относятся верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов; районные суды, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ.К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Местное самоуправление в Российской Федерации — это система организации и деятельности граждан, представляющая собой совокупность организационных форм и институтов прямого волеизъявления, а также выборных и других органов местного самоуправления, посредством которых обеспечивается самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Особую роль в реализации местного самоуправления играет непосредственная демократия. Она включает различные формы непосредственного волеизъявления населения или его групп, проживающих в границах административно-территориальных единиц, в которых осуществляется местное самоуправление. Эта роль определяется прежде всего тем, что через ряд форм непосредственной демократии, таких, как выборы, собрания населения и других, обеспечиваются формирование и функционирование всех важнейших звеньев системы органов местного самоуправления. Кроме того, роль непосредственной демократии в осуществлении местного самоуправления определяется тем, что некоторые ее формы, например местные референдумы, собрания (сходы) граждан, сами входят в систему местного самоуправления, составляя ее неотъемлемую часть.

Важной составной частью системы местного самоуправления являются органы местного самоуправления. К органам местного самоуправления относятся выборные органы, образуемые в соответствии с федеральным законодательством, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, а также другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, численный состав которых определяется уставом муниципального образования. В уставе содержатся полномочия представительных органов местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке.

Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления. Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию этих актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.