Орган законодательной власти РФ

Зачет по обществознанию № 5 (раздел «Политика»)

Зачет № 5 (Политика)

1. Понятие легитимность означает

1) терпимость к другим мнениям

2) противостояние политических идей

3) правомочность власти

4) приведение к присяге главы государства

  1. Определение, соответствующее понятию «государство»

1) единственный собственник всех средств производства, опирающийся на властные структуры

2) высшее руководство, получающее наибольшие выгоды от господствующего положения в обществе

3) основные направления по упорядочению общественных отношений

4) основной институт политической системы

  1. К политической деятельности не относится

1) выборы Президента РФ

2) регистрация политической партии

3) выпуск акций открытым акционерным обществом

4) проведение митинга

  1. «Человек сам, лучше любого правительства знает, что ему нужно» – этот принцип характерен для идеологии

1) либерализма

2) коммунизма

3) консерватизма

4) популизма

  1. Функцией государства является

1) наличие государственного аппарата

2) поддержание общественного порядка

3) суверенитет

4) разделение властей

  1. Политический плюрализм означает

1) противостояние официальному курсу

2) множественность политических взглядов и группировок

3) взаимное стремление к положительному результату

4) единство взглядов

  1. Является общественно-политическим движением, а не партией

1) «Справедливая Россия»

2) «Гринпис»

3) «Яблоко»

4) «Единая Россия»

  1. К институту законодательной власти в современной России относится

1) Федеральное собрание РФ

2) Администрация Президента РФ

3) Совет Министров РФ

4) Верховный суд РФ

  1. К признакам государства не относится (не относятся)

1) законы

2) налоговые сборы

3) аппарат власти

4) валюта

  1. Самым главным политическим институтом является

1) общество

2) право

3) государство

4) партия

  1. Чрезмерному укреплению власти государства реально может противостоять

а) партийная оппозиция

б) гражданское общество

в) развитие малого бизнеса

г) законотворческая деятельность

  1. Какие три типа основных избирательных систем действуют в мировой политической практике?

а) парламентская, президентская, смешанная

б) двухпартийная, однопартийная, многопартийная

в) пропорциональная, мажоритарная, смешанная

г) пропорциональная, мажоритарная, президентская

  1. Верны ли следующие суждения о признаках демократического режима?

А. Для демократического режима свойственна милитаризация общественной жизни

Б. Для демократического режима свойственна высокая степень участия граждан в политической жизни

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

  1. Верны ли следующие утверждения о правовом государстве?

А. Правовое государство является политико-правовым оформлением сложившегося гражданского общества

Б. Правовое государство используется оппозицией для дестабилизации политической жизни

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

  1. Верны ли следующие суждения о роли государства в политической системе?

А. Ведущая роль государства в политической системе определяется его суверенитетом

Б. Ведущая роль государства в политической системе определяется монополией государства на обладание специальным аппаратом принуждения

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

  1. Какую форму правления описывает известный афоризм «Король царствует, но не правит»?

1) дуалистическую монархию

2) абсолютную монархию

3) парламентскую (конституционную) монархию

4) сословно-представительную монархию

  1. Не является видом монархии

1) дуалистическая

2) сословно-представительная

3) абсолютная

4) президентская

  1. Внешний суверенитет Российского государства выражается в

1) праве издавать законы, обязательные для всех членов общества

2) независимости от иностранных держав

3) его распространении на всю территорию государства

4) праве на самостоятельность независимо от каких-либо сил

  1. В современной России сложилась:

1) однопартийная система

2) двухпартийная система

3) система двух с половиной партий

4) многопартийная система

  1. Партии со сложной организационной структурой, имеющие постоянное членство и источники финансирования, называются

1) кадровые

2) консервативные

3) массовые

4) клерикальные

  1. Разновидностью республиканской формы правления не является

1) абсолютная

2) парламентская

3) президентская

4) смешанная

  1. По форме правления государство может быть

1) федеративным

2) монархическим

3) тоталитарным

4) унитарным

  1. К прямой демократии относится

1) парламентаризм

2) референдум

3) собрание

4) сход

  1. В современном развитом обществе властные полномочия осуществляются на основе

1) авторитета

2) права

3) насилия

4) наказания

  1. Консервативные партии характеризуются

1) призывами к ликвидации принудительной власти государства

2) жесткой организацией

3) призывами к радикальным преобразованиям общества

4) призывами к отстаиванию традиционных путей развития страны

  1. Референдум – это

1) порядок действия избирательных комиссий

2) тип всенародного голосования, объектом которого является важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всего населения страны

3) тип всенародного голосования объектом которого является тот или иной кандидат

4) право гражданина выступать в качестве избирающего

Органы и стадии законотворчества.

В современной России за­конотворческими полномочиями наделены представительные орга­ны государственной власти. Это представительные учреждения Российской Федерации и субъектов Федерации.

Другие органы и должностные лица государства имеют право­творческую компетенцию, ограниченную разработкой и приня­тием подзаконных нормативных актов.

Следовательно, не следует смешивать законотворческую и правотворческую компетенции, так же как нельзя отождествлять законы и подзаконные норма­тивные правовые акты.

Монопольной компетенцией на принятие федеральных зако­нов России ныне обладает постоянно действующий представи­тельный орган государства — Федеральное Собрание РФ, состоя­щее из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Порядок формирования каждой из этих палат, их правотворче­ские компетенции и процедура законотворчества определены в ст. 94—108 Конституции РФ.

Федеральное Собрание РФ осуществляет законодательную дея­тельность по предметам ведения Российской Федерации и по пред­метам совместного ведения Российской Федерации и ее субъек­тов (ст. 71 — 76 Конституции РФ). По остальным вопросам зако­нотворчеством занимаются представительные органы субъектов Федерации.

Основными правотворческими операциями и стадиями в про­цессе законотворчества являются: законодательная инициатива; официальные чтения и принятие законопроекта на заседаниях палат Федерального Собрания; подписание и обнародование за­кона.

Согласно ст. 104 Конституции РФ правом законодательной ини­циативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Сове­та Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ и законодательные (представительные) органы субъектов Рос-

сийской Федерации, а также Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения. Это право на внесение законопроекта в Государственную Думу, однако с одной существенной оговоркой о том, что законопроек­ты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обя­зательств государства, а равно другие законопроекты, связанные с расходами за счет средств федерального бюджета, могут быть вне­сены только после наличия заключения Правительства РФ.

Подготовка законопроекта складывается из таких операций, как принятие решения о необходимости разработки того или иного законопроекта, его разработка, предварительное обсуждение и согласование. Она может проходить вне Федерального Собрания РФ. Но с момента внесения законопроекта в Государственную Думу документ официально обсуждается сначала в постоянных комитетах (комиссиях) Государственной Думы, затем в двух и более чтениях — на заседаниях самой Государственной Думы. Обычный порядок рассмотрения законопроекта состоит из доклада об об­суждаемом законопроекте, прений по докладу, предложений и замечаний депутатов по законопроекту, принятия его в первом, а после определенной доработки — во втором чтениях. Законы при­нимаются большинством голосов от общего числа депутатов Го­сударственной Думы, а федеральные конституционные законы принимаются совместно обеими палатами Федерального Собра­ния большинством не менее двух третей от общего числа членов Государственной Думы (ст.

108 Конституции РФ).

Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. Другие федеральные законы, принятые Государ­ственной Думой, в течение пяти дней передаются на рассмотре­ние Совета Федерации. Они считаются одобренными Советом Федерации, если за них голосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо в течение четырнадцати дней они не были рассмотрены Советом Федерации. Обязательному рас­смотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государствен­ной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюд­жета, федеральных налогов и сборов, денежной эмиссии, финан­сового, валютного, кредитного и таможенного регулирования, ратификации или денонсации международных договоров, госу­дарственной границы, войны и мира (ст. 105—106 Конституции РФ).

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направля­ется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Президент в течение двух недель подписывает и обнародует закон, после чего последний вступает в действие в установленном порядке. Однако Президент РФ обладает правом отлагательного
вето: он может в указанный выше срок отклонить закон. Тогда закон с поправками Президента возвращается в Государственную Думу и снова проходит указанные выше процедуры обсуждения и принятия. Причем если закон вновь принимается с поправками Президента, то для этого достаточно простого большинства голо­сов. Когда же он повторно принимается в прежней редакции, т.е. без изменений и дополнений, то требуется для этого не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В этом случае закон подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародова­нию (ст. 107 Конституции РФ).

Палаты Федерального Собрания РФ кроме законов могут при­нимать подзаконные нормативные правовые акты (постановле­ния) по вопросам, отнесенным к их ведению. Такие акты, как и иные подзаконные, должны соответствовать Конституции и дру­гим законам Российской Федерации.

Законотворческий процесс в России имеет существенные особен­ности, когда речь идет о поправках и пересмотре ныне действую­щей Конституции РФ. Во-первых, здесь сужен круг лиц, наделен­ных правом законодательной инициативы: предложения о поправ­ках и пересмотре Конституции могут вносить Президент, Совет Федерации, Государственная Дума и Правительство РФ, законода­тельные органы субъектов Федерации и группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Госу­дарственной Думы. Во-вторых, осложнен и дифференцирован порядок изменения положений различных глав Конституции: по­правки к главам 3 — 8 принимаются в порядке, предусмотренном для федерального конституционного закона, и вступают в силу только после их одобрения не менее чем двумя третьими субъек­тов; положения же 1, 2 и 9 глав Конституции вообще не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, которое может лишь поддержать тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы предложение об их пересмотре. В-третьих, в случае такой поддержки решается не вопрос о внесении изменений в эти главы Конституции, а судьба Конституции в целом: созывается специальное Конституционное Собрание, которое либо подтверждает неизменность Конститу­ции, либо разрабатывает проект новой Конституции. В-четвер­тых, если будет разработан проект новой Конституции, то он снача­ла принимается Конституционным Собранием двумя третями голо­сов от общего числа его членов, а затем выносится на всенарод­ное голосование, в котором должно участвовать более половины списочного состава избирателей. И только при условии, что на таком референдуме за проект новой Конституции проголосует более половины избирателей, участвовавших в голосовании, но­вая Конституция считается принятой (ст. 134—136).

Правотворческая деятельность современных цивилизованных государств осуществляется на базе некого минимума основопола­гающих принципов, представляющих собой основные начала, ко­торые определяют суть, характерные черты и общее направление этой деятельности. Прежде всего речь идет о таких принципах, как демократизм, законность, гуманизм, научная обоснованность, профессионализм, целесообразность, своевременность, систем­ность, эффективность. Конечно же, круг подобных принципов на самом деле гораздо шире и подвижнее. Он зависит от целого ряда факторов, например: характер формы правления и государствен­но-территориальной организации национального сообщества, гос­подствующего на данном историческом этапе политического ре­жима, специфики самого правотворческого органа и т.п. Однако в рамках данной работы остановимся лишь на краткой характери­стике некоторых из них.

Органы законодательной власти: компетенция, порядок образования, структура

Законодательная власть представляет собой способность и возможность государства в лице его наделенных специальными полномочиями органов издавать обладающие высшей юридической силой нормативно-правовые акты – законы.

Согласно Конституции РФ и принципу разделения властей законодательная власть России на федеральном уровне осуществляется Федеральным Собранием – парламентом России, а на уровне субъектов Федерации – местными парламентами (законодательными собраниями).

Федеральное Собрание имеет двухпалатную структуру и состоит из Совета Федерации (эту палату в средствах массовой информации часто называют «верхней»), но Конституция Российской Федерации этот термин не использует и Государственной Думы (ее иногда именуют «нижней» палатой). Двухпалатная структура Федерального Собрания обладает следующими основными чертами:

1. самостоятельность палат — каждая палата имеет свои полномочия, их функции четко разграничены отсутствует подчиненность;

2. неодинаковая компетенция — к их ведению относятся, в основном, разные вопросы;

3. различный порядок формирования палат.

Согласно Конституции роль палаты Федерального Собрания, которая выражает интересы субъектов Федерации, принадлежит Совету Федерации. Вторая палата — Государственная Дума — призвана представлять интересы населения в целом. Обе палаты Федерального Собрания организуют свою работу самостоятельно и заседают, в основном, отдельно. Состав палат определяется Основным законом страны. Совет Федерации состоит из представителей от каждого субъекта Российской Федерации — по два от каждого из субъектов; один от представительного и один от исполнительного органов государственной власти. С учетом количества субъектов Федерации — 89 состав Совета Федерации должен насчитывать 178 человек. Количество депутатов Государственной Думы установлено в 450 человек.

К компетенции Совета Федерации отнесено утверждение изменения границ между субъектами Федерации, причем решение по данному вопросу палата вправе принимать только при наличии взаимного согласия самих субъектов об изменении их границ. В исключительном ведении Совета Федерации находится решение вопроса о возможности использования Воору­женных Сил Российской Федерации за пределами ее территории. Данный вопрос может возникнуть в связи с отражением агрессии против России, а также при выполнении миротворческих задач. Совет Федерации принимает также постановление о назначении выборов Президента в одном из двух случаев: когда истекает срок полномочий Главы государства (очередные вы­боры) или когда должность Президента освободилась досрочно (внеочередные выборы). К исключительному ведению Совета Федерации отнесено принятие решений по формированию состава таких федеральных органов, как Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, а также назначение и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации. По вопросам, отнесенным к ведению Совета Федерации, данная палата выносит постановления, которые принимаются абсолютным большинством голосов состава Совета.

К ведению Государственной Думы относятся следующие вопросы;

− она дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства — кандидатуру на эту должность в Думе представляет сам Президент, либо его полномочный представитель;

− решает вопрос о доверии Правительству, которое несет юри­дическую ответственность перед парламентом. Вопрос о доверии Правительству может решаться Думой по собственной инициативе, либо по просьбе Председателя Правительства;

− назначает на должность и освобождает от должности ключевые фигуры в нашем государстве — Председателя Центрального банка, который назначается Думой сроком на четыре года,инициатива в подборе данной кандидатуры принадлежит Президенту. Таким образом, полномочия Государственной Думы по назначению Председателя Центробанка состоят в принятии или нет предложений Президента по этому вопросу;

− назначает Уполномоченного по правам человека (деятельность которого состоит в своевременной защите личности от злоупотреблений государственных органов и должностных лиц);

− объявляет амнистию — это исключительная компетенция Российской Федерации в лице Государственной Думы. Субъекты Федерации данный вопрос решать не могут. Амнистия — это полное или частичное освобождение от наказания лиц, которые совершили преступление, либо замена наказания на более легкое;

− выдвигает обвинение против Президента для отрешения его от должности. Только Государственная Дума может выступать инициатором процедуры импичмента. По вопросам, отнесенным к ее ведению Государственная Дума принимает постановления.

Для принятия качественных нормативных правовых актов, обеспечения преемственности и непротиворечивости принимаемых законов, принятия нормативных актов в соответствии с установленными юридическими процедурами и правилами юридической техники, необходим высокий профессионализм лиц, участвующих в законодательной деятельности, что, учитывая социальный и профессиональный состав законодательных органов, на данный момент не представляется возможным. Для обеспечения решения вышеназванных проблем законодательных органов создаются вспомогательные органы, состоящие из профессиональных государственных служащих.

Значение вспомогательных государственных органов в законодательных органах государственной власти субъектов федерации трудно переоценить. Тем не менее, несмотря на значительное число научных исследований, посвященных законодательным органам власти в Российской Федерации, вспомогательным органам в них уделяется неоправданно мало внимания. Отдельных научных исследований, посвященных вспомогательным органам законодательной ветви власти субъектов федерации, явно недостаточно.

Научные работы А.А.Гамалея и Х.М.Шабанова посвященны законодательным органам власти субъектов Российской Федерации. Однако в них делается акцент на особенности порядка формирования данных органов и их компетенцию.

ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Осуществляют совокупность законодательных полномочий, в т. ч. по разработке, внесению на рассмотрение, обсуждению и принятию законов РФ. В соответствии с Конституцией РФ законодательную власть в РФ осуществляют законодательные органы государственной власти: ФС РФ и законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ.

ФС РФ – парламент РФ – является представительным и законодательным органом государственной власти РФ. На ФС РФ возложена функция издания правовых актов высшей юридической силы. Имеет двухпалатную структуру и состоит из СФ и ГД. В СФ входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Порядок формирования СФ установлен Федеральным законом от 5 авг. 2000 «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». ГД состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. Порядок выборов депутатов ГД определяется Федеральным законом от 18 мая 2005 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

О. з. в. субъектов РФ являются постоянно действующими высшими и единственными органами законодательной власти субъектов РФ. Наименование органа законодательной власти, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Число депутатов органа законодательной власти и срок их полномочий устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ (уставом) субъекта РФ. Срок полномочий депутатов не может превышать 5 лет. Число депутатов, работающих на профессиональной, постоянной основе, устанавливается законом субъекта РФ. Орган законодательной власти обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Орган законодательной власти самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности. Расходы на обеспечение деятельности органа законодательной власти предусматриваются в бюджете субъекта РФ отдельно от др. расходов в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Управление и (или) распоряжение органом законодательной власти субъекта РФ или отдельными депутатами (группами депутатов) средствами бюджета субъекта РФ в какой бы то ни было форме в процессе исполнения бюджета субъекта РФ не допускаются, за исключением средств на обеспечение деятельности органа законодательной власти и (или) депутатов. При этом полномочия органа законодательной власти по осуществлению контроля за исполнением бюджета субъекта РФ не ограничиваются. Орган законодательной власти является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. Правомочность заседания органа законодательной власти определяется законом субъекта РФ. При этом заседание органа законодательной власти не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Правомочное заседание органа законодательной власти проводится не реже 1 раза в 3 месяца. Вновь избранный орган законодательной власти собирается на первое заседание в установленный конституцией (уставом) субъекта РФ срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания органа законодательной власти в правомочном составе. Заседания органа законодательной власти являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта РФ, законами субъекта РФ, а также регламентом или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности. Орган законодательной власти субъекта РФ: принимает конституцию субъекта РФ и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта РФ, принимает устав субъекта РФ и поправки к нему; осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ; осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией РФ, указанным федеральным законом, др. федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ. Орган законодательной власти в пределах и формах, установленных конституцией (уставом) субъекта РФ и законами субъекта РФ, осуществляет наряду с др. уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ.

Законодательная власть

Ветви власти в Российской Федерации

В соответствии с Конституцией РФ политическая власть в России состоит из трех ветвей: исполнительной, законодательной и судебной.

Государственная власть

Государственная власть – это способность государства с помощью законных средств подчинять своей воле, как отдельных индивидов, так и больших групп людей. Особенность такого вида власти заключается в том, что она сосредотачивается в руках группы лиц. Символами государственной власти в России являются герб, гимн и флаг.

Президент Российской Федерации — высшая государственная должность Российской Федерации, а также лицо, избранное на эту должность. Президент России является главой государства. Многие полномочия президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Президент Российской Федерации является также гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина и верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Администрация президента Российской Федерации — государственный орган Российской Федерации, обеспечивающий деятельность президента и контролирующий исполнение его поручений и решений.

Совет Безопасности Российской Федерации (СБ РФ) — конституционный совещательный орган при главе государства, осуществляющий подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики по обеспечению национальной безопасности. Совет безопасности обеспечивает условия для реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности.

Законодательная власть

Законодательная власть – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни. В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами).

Парламент РФ – это представительный и законодательный орган, который состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Сфера влияния: система создания новых законов, направленных на обеспечение благосостояния населения страны; пересмотр и регулирование старых и давно принятых законов для того, чтобы их функционирование имело больший эффект влияния и обеспечения нормальной жизни народа в государстве.

Занимается вопросами по принятию законов, которые на обязательных условиях применяются на всей территории России. Также деятельность по назначению на должность руководителей Правительства, Центрального банка РФ и решение других важных вопросов, которые направлены на обеспечение продуктивной работы власти и закона в стране.

Законодательным и представительным органом РФ является парламент — Федеральное Собрание:

— состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы

— является постоянно действующим органом

— Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно

— заседания палат являются открытыми (в отдельных случаях проводится закрытые заседания)

— палаты могут проводить совместные заседания для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств

— члены Совета Федерации и депутаты Гос. Думы обладают неприкосновенностью в течение срока их полномочий (не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления)

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов гос. власти субъекта. Гос. Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года по смешанной — мажоритарно-пропорциональной системе .

К ведению Совета Федерации относится:

— одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой

— утверждение изменения границ

— утверждение некоторых важнейших указов Президента РФ (напр., о введении чрезвычайного положения

— назначение выборов Президента РФ

— назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ

— назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ

— отрешение Президента от должности

К ведению Государственной Думы относится:

— принятие федеральных законов

— дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ

— решение вопроса о доверии Правительству РФ

— назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ

— назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека

— объявление амнистии

— выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности

Парламентская независимость не является абсолютной. Она ограничивается через такие институты конституционного права, как

— референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента;

— чрезвычайное и военное положение, которые приостанавливают действие законов;

— право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными;

— право Президента РФ распускать Государственную Думу при определенных обстоятельствах;

— ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов;

— требование Конституции РФ о принятии Государственной Думой финансовых законов только при наличии заключения Правительства РФ.

Эти ограничения вытекают из принципа разделения властей. Они, однако, не умаляют независимого положения Федерального Собрания в системе органов Российского государства.