Организационные формы социального обеспечения

Организационно-правовые формы социального обеспечения

Осуществление конституционного права на социальное обеспечение может быть организовано в разных формах, которые принято разграничивать по таким признакам, как:

  • круг обеспечиваемых;
  • источники и способы формирования фондов для финансирования соответствующих мероприятий;
  • виды обеспечения;
  • условия и размеры обеспечения;
  • органы, предоставляющие обеспечение.

С учетом названных признаков в настоящее время можно выделить следующие организационно-правовые формы социального обеспечения:

  1. государственное (обязательное) социальное страхование;
  2. социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета;
  3. государственная социальная помощь.

Указанные формы создаются для защиты населения от социального риска. В ст. 3 Федерального Закона от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» понятие социального риска сформулировано следующим образом: социальный страховой риск — предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.

Согласно теории вероятности страховой риск — это лишь степень, величина ожидаемой опасности, ее вероятность. Его не следует смешивать со страховым случаем, т.е. фактическим социально значимым обстоятельством, повлекшим ухудшение материального положения.

Социальный риск — это вероятность ухудшения материального положения в результате утраты заработка или трудового дохода по объективным социально значимым причинам, а также в связи с дополнительными расходами по содержанию детей и других членов семьи, нуждающихся в помощи, по удовлетворению потребностей в медицинских и социальных услугах. Это определение отражает наиболее существенные признаки социального риска:

  • связь с общественной организацией труда;
  • предполагаемый характер;
  • объективные причины наступления.

Государственное (обязательное) социальное страхование

Основной организационно-правовой формой является государственное (обязательное) социальное страхование. В настоящее время она преобразуется в соответствии с принципами, адекватными рыночным отношениям.

Обязательному социальному страхованию подлежат наемные работники и другие лица, круг которых определен законом.
Применительно к государственному (обязательному) социальному страхованию страховыми случаями могут быть отсутствие спроса на труд (безработица), болезнь, инвалидность, старость, смерть кормильца и другие. Их перечень устанавливается законом.

Суть государственного социального страхования заключается в разложении социального риска между работодателями, наемными работниками и другими занятыми лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию, и государством. Причем утрата заработка и другие указанные обстоятельства могут быть отнесены к категории социального (массового) риска и охвачены обязательным социальным страхованием только в том случае, если они вызваны социально-значимыми причинами, которые с точки зрения государства являются уважительными. В частности, утрата заработка может быть следствием безработицы, временной нетрудоспособности, инвалидности и др. Дополнительные расходы могут быть результатом самых разных причин: наличием иждивенцев, в том числе несовершеннолетних детей; инвалидностью; потребностью в медицинской помощи и лечении, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными событиями.

Для финансирования государственного социального страхования на федеральном и локальном уровнях созданы централизованные фонды, которые функционируют как внебюджетные финансовые системы. К федеральным фондам социального страхования относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ. Они образуются за счет страховых взносов работодателей, различных групп занятого населения, определенных в законе, и дотаций государства.

Задачи фондов заключаются не только в обеспечении собираемости необходимых средств, но и в помещении их в государственные проекты, ценные бумаги и другие надежные инвестиции, гарантирующие получение прибыли, необходимой для индексации пенсий, пособий и других социально-страховых выплат.

Таким образом, государственное (обязательное) социальное страхование является формой организации осуществления застрахованными лицами права на социальное обеспечение в случаях утраты заработка или другого источника средств существования вследствие болезни, трудового увечья или профессионального заболевания, безработицы, инвалидности, беременности и родов, старости, потери кормильца и других установленных законом обстоятельств, а также на медицинскую помощь за счет средств внебюджетных страховых фондов.

Социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета

Другой организационной формой осуществления конституционного права каждого на денежные выплаты и социальные услуги в установленных законом случаях является обеспечение за счет прямых ассигновании из федерального бюджета.

Эта форма охватывает особых субъектов: государственных служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей, а также другие категории служащих с учетом специфического характера их деятельности. Средства на финансирование социального обеспечения указанного контингента лиц перечисляются в федеральные фонды социального страхования или выделяются соответствующим министерствам (например, Министерству обороны РФ) из бюджета РФ.

Социальная помощь

Еще одной организационно-правовой формой осуществления социального обеспечения служит социальная помощь. В настоящее время она находится в стадии формирования. Правовая основа для ее создания заложена следующими Федеральными законами: от 24.10.97 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ», от 17.07.99 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», от 20.11.99 № 201-ФЗ «О потребительской корзине в целом по РФ».

Субъектами социальной помощи должны признаваться только малоимущие лица и семьи, а основанием для предоставления социальных выплат или услуг — уровень индивидуального или среднедушевого дохода семьи. Если он ниже величины прожиточного минимума, то семья (одиноко проживающий гражданин) считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи. Таким образом, право на социальную помощь не обусловливается участием в трудовой деятельности или уплатой страховых взносов.

Финансирование государственной социальной помощи осуществляется за счет бюджетов различных уровней, а также средств Республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

Таким образом, государственная социальная помощь представляет собой форму организации осуществления права на социальное обеспечение малоимущими лицами вне связи с трудовой деятельностью и уплатой страховых взносов.

В рамках разных организационно-правовых форм предоставляются разные виды социального обеспечения. За счет средств централизованных внебюджетных фондов социального страхования финансируются трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), социально-страховые пособия (по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.), страховые услуги по оказанию бесплатной для потребителей медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования.
За счет прямых ассигнований из федерального бюджета выплачиваются пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца особому контингенту лиц на основании специальных законодательных актов (например, военнослужащим и приравненным к ним лицам).
Видами социальной помощи являются:

  • социальные пенсии;
  • социальные пособия;
  • субсидии;
  • компенсационные выплаты малообеспеченным пенсионерам;
  • компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за престарелыми старше 80 лет, инвалидами I группы, и другие виды компенсационных выплат;
  • единовременные пособия беженцам и вынужденным переселенцам;
  • бесплатное предоставление предметов первой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви);
  • дотации на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий;
  • дотации на оплату коммунально-бытовых услуг;
  • помощь престарелым и инвалидам на дому;
  • полустационарное и стационарное обслуживание инвалидов и престарелых;
  • содержание детей в детских приютах;
  • оказание бездомным первой помощи в домах ночного проживания и другие.

Большие сложности для разграничения форм социального обеспечения вызывает возможность получения одноименных видов выплат за счет различных источников. Например, на финансирование единовременных пособий при рождении ребенка для лиц, работающих по трудовому договору, используются средства фонда социального страхования, а для неработающих средства местных бюджетов.

Следовательно, в зависимости от источника финансирования одноименные выплаты могут выступать и в качестве видов социального страхования, и в качестве видов социальной помощи.

В последнее время начинают развиваться и локальные формы социального обеспечения за счет финансовых ресурсов, выделяемых по муниципальным социальным программам.

3. Формы социального обеспечения

  • •1. Право человека на социальное обеспечение в международных актах
  • •2 (7). Обязательное социальное страхование и его виды
  • •3 (35). Общая характеристика фз от 16.07.1999 «Об основах обязательного социального страхования в рф»
  • •Глава I. Общие положения
  • •Глава II. Права и обязанности субъектов обязательного социального страхования
  • •Глава III. Управление системой обязательного социального страхования
  • •Глава IV. Финансовая система обязательного социального страхования
  • •Глава V. Заключительные положения
  • •4 (18). Право на достойный уровень жизни и его реализация в сфере социального обеспечения
  • •2. Российская система социального обеспечения: современное состояние, перспективы развития
  • •6 (12). Разрешение споров и жалоб по вопросам социального обеспечения
  • •Раздел I. Общие положения
  • •Раздел II. Пенсия за выслугу лет
  • •Раздел III. Пенсия по инвалидности
  • •Раздел IV. Пенсия по случаю потери кормильца
  • •Раздел V. Исчисление пенсий
  • •Раздел VI. Назначение и выплата пенсий
  • •8 (47). Пенсии за выслугу лет военнослужащим, служащим органов внутренних дел и другим, приравненным к ним по пенсионному обеспечению категориям служащих
  • •3. Формы социального обеспечения
  • •6. Понятие права социального обеспечения как отрасли и как науки
  • •7. Предмет права социального обеспечения
  • •8. Метод права социального обеспечения
  • •9. Система права социального обеспечения
  • •10. Принципы правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан
  • •11. Прожиточный минимум
  • •12. Дифференциация условий и норм социального обеспечения
  • •16. Источники права социального обеспечения
  • •17. Крф о праве граждан на социальное обеспечение
  • •18 (32). Международные акты как источники права социального обеспечения
  • •19 (27). Общая характеристика Основ законодательства рф «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993
  • •Раздел IX. Медицинская экспертиза
  • •Раздел X. Права и социальная поддержка медицинских и фармацевтических работников
  • •Раздел XI. Международное сотрудничество
  • •Раздел XII. Ответственность за причинение вреда здоровью граждан
  • •20 (30). Общая характеристика нпа, регулирующих социальное обеспечение семей с детьми
  • •Глава I. Общие положения
  • •Глава II. Право на государственные пособия гражданам, имеющим детей, и их размеры
  • •Глава III. Заключительные положения
  • •21 (25). Общая характеристика фз от 15.12.2001 «о государственном пенсионном обеспечении в рф»
  • •Глава I. Общие положения
  • •Глава II. Условия назначения пенсий по государственному пенсионному обеспечению
  • •Глава III. Размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению
  • •Глава IV. Стаж государственной службы. Трудовой стаж. Среднемесячный заработок
  • •Глава V. Назначение пенсии, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой, индексация, выплата и доставка пенсий
  • •Глава VI. Порядок вступления в силу настоящего фз
  • •22 (33). Общая характеристика законодательства о пособиях
  • •23 (29). Локальные акты как источники псо
  • •24 (34). Акты субъектов федерации как источники псо. Их значение на современном этапе
  • •25 (20). Общая характеристика материальных правоотношений по социальному обеспечению
  • •26 (9). Содержание правоотношений по социальному обеспечению
  • •27 (10). Субъекты правоотношений по социальному обеспечению
  • •28 (21). Процедурные и процессуальные правоотношения
  • •29 (2). Понятие трудового стажа, его классификация, исчисление, доказательство
  • •30 (5). Специальный страховой стаж, необходимый для назначения досрочных пенсий по старости
  • •31 (8). Специальный трудовой стаж и его юридическое значение
  • •32 (41). Обязательное пенсионное страхование
  • •33 (22). Общая характеристика фз от 17.12.2001 «о трудовых пенсиях в рф»
  • •Глава VI. Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав
  • •Глава VII. Порядок введения в действие настоящего фз
  • •34 (39). Размер трудовой пенсии по старости и порядок его определения
  • •35 (42). Приостановление, возобновление, прекращение, восстановление выплаты трудовой пенсии
  • •36 (51). Понятие инвалидности. Правила признания лица инвалидом
  • •37 (52). Условия, определяющие право на трудовую и государственную пенсию по инвалидности
  • •38 (53). Размеры трудовых и государственных пенсий по инвалидности
  • •39 (54). Специальные правила пенсионного обеспечения инвалидов из числа военнослужащих, участников вов, граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф. Размеры пенсий
  • •40 (62). Размеры трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца
  • •41 (55). Понятие пенсии по случаю потери кормильца. Условия назначения пенсии, относящиеся к кормильцу
  • •42 (56). Условия назначения пенсии по случаю потери кормильца, относящиеся к семье
  • •43 (57). Трудовая пенсия по случаю потери кормильца
  • •44 (38). Понятие пенсии за выслугу лет. Круг лиц, обеспечиваемых данной пенсией
  • •45 (50). Размеры пенсий за выслугу лет; порядок их выплаты работающим пенсионерам
  • •46 (60). Структура трудовых пенсий
  • •47 (61). Порядок сохранения и конвертации приобретенных прав и прав застрахованных
  • •48 (64). Досрочные пенсии по старости в связи с особыми условиями труда
  • •49 (40). Круг лиц, обеспечиваемых социальной пенсией; условия ее назначения, размеры, порядок выплаты
  • •50 (43). Выплата пенсий гражданам, выехавшим за пределы территории рф на постоянное место жительства
  • •51 (72). Обеспечение страховыми выплатами лиц, выехавших на постоянное место жительства за пределы территории рф
  • •52 (46). Выплата пенсий, недополученных по вине органов, их назначающих и выплачивающих
  • •53 (44). Ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты трудовой пенсии. Удержания из пенсии
  • •54 (37). Пенсионное обеспечение государственных служащих
  • •55 (48). Пенсионное обеспечение депутатов Федерального Собрания
  • •56 (36). Дополнительное материальное обеспечение отдельных категорий граждан
  • •57 (49). Пожизненное содержание судей, ушедших в отставку
  • •58 (45). Круг лиц, обеспечиваемых государственными пенсиями
  • •59 (58). Пенсионное обеспечение семей: военнослужащих; граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф
  • •60 (59). Основные принципы определения размеров государственных и трудовых пенсий
  • •61 (63). Пенсии по старости гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф
  • •62 (74). Понятие пособий и их классификация
  • •63 (75). Единовременные и ежемесячные пособия
  • •64 (76). Пособия по временной нетрудоспособности: условия их назначения, сроки выплаты
  • •65 (78). Лишение пособия по временной нетрудоспособности
  • •66 (77). Определение заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности
  • •67 (65). Порядок назначения и выплаты пособий по безработице
  • •68 (67). Размеры пособий по безработице
  • •69 (66). Сроки назначения и выплаты пособий
  • •70 (80). Пособие по беременности и родам
  • •71 (79). Пособия на детей
  • •72 (81). Пособие супругу военнослужащего
  • •73 (83). Государственные пособия при поствакцинальном осложнении
  • •74 (82). Компенсационные выплаты
  • •75 (84). Жилищные субсидии
  • •76 (69). Государственная социальная помощь
  • •77 (85). Ежемесячные денежные выплаты. Социальный пакет
  • •78 (28). Общая характеристика фз от 24.07.1998 «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
  • •Глава I. Общие положения
  • •Глава II. Обеспечение по страхованию
  • •Глава III. Права и обязанности субъектов страхования
  • •Глава IV. Средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • •Глава V. Заключительные и переходные положения
  • •79 (70). Круг лиц, обеспечиваемых страховыми выплатами в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • •80 (71). Виды страхового возмещения и их размеры
  • •81 (86). Право граждан на бесплатную медицинскую помощь и лечение
  • •82 (68). Санаторно-курортное лечение
  • •83 (87). Бесплатная либо со скидкой лекарственная помощь
  • •84 (31). Общая характеристика нпа, регулирующих социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, других категорий граждан
  • •85 (73). Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации
  • •86 (88). Профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов
  • •87 (89). Стационарное и полустационарное социальное обслуживание
  • •88 (90). Содержание детей в детских учреждениях
  • •89 (6). Социальная защита детей-сирот
  • •90 (14). Льготы по системе социального обеспечения

организационно-правовые формы и виды социального обеспечения

Организационно-правовые формы социального обеспечения

Осуществление конституционного права на социальное обеспечение может быть организовано в разных формах, которые принято разграничивать по таким признакам, как:

— круг обеспечиваемых;

— источники и способы формирования фондов для финансирования соответствующих мероприятий;

— виды обеспечения;

— условия и размеры обеспечения;

— органы, предоставляющие обеспечение.

С учетом перечисленных признаков в настоящее время в России выделяют следующие формы социального обеспечения:

— государственное пенсионное обеспечение;

— государственное (обязательное) социальное страхование;

— государственная социальная помощь Право социального обеспечения : учебник / под ред. К.Н. Гусова. — М.: Проспект, 2011. — 328с..

Указанные формы создаются для защиты населения от социального риска. Социальный риск понимается как вероятность ухудшения материального положения в результате утраты заработка или трудового дохода по объективным социально значимым причинам. В последнее время введено понятие страхового риска.

Страховой риск — утрата застрахованным лицом заработка или другого дохода в связи с наступлением страхового случая. Под страховым случаем здесь понимается достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

Первой организационно-правовой формой социального обеспечения следует назвать государственное социальное обеспечение. Эта форма охватывает федеральных государственных служащих, военнослужащих, участников Великой Отечественной войны, сотрудников внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции, пострадавших в результате радиационных катастроф и нетрудоспособных граждан. Источником финансовых средств выступает государственный бюджет.

Вторая форма социального обеспечения, государственное (обязательное) социальное страхование, охватывает наемных работников. Применительно к государственному (обязательному) социальному страхованию, страховыми случаями могут быть болезнь, инвалидность, старость и смерть кормильца. Любое страхование базируется на идее разделения убытков, возникающих у застрахованного лица, между всеми участниками страхования — государством, работодателем и работником. Следовательно, государственное (обязательное) социальное страхование, является формой организации получения застрахованными лицами права на социальное обеспечение в случаях утраты заработка. В данном случае источником средств являются внебюджетные специальные фонды Радонова А.В. Основные формы социального обеспечения и социальной защиты населения // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2014. — № 3(25). — C.202-204..

Государственная социальная помощь, третья организационно-правовая форма социального обеспечения, опирается на принцип адресности и предоставляется гражданам при определенных условиях.

Международные правовые нормы провозглашают право каждого человека на социальное обеспечение. Однако они не содержат четко определенной формы этой категории Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, ст. 9 которого упоминается социальное страхование. Однако, исходя из сути указанной статьи, представляется, что оно относится скорее к виду социального обеспечения, чем к его форме.

Учеными выделяются несколько их классификаций. Некоторые считают, что существует две формы социального обеспечения: государственное пенсионное обеспечение и государственное социальное страхование. С данной позицией нельзя согласиться, поскольку в настоящее время правильнее было бы говорить о государственном пенсионном страховании, которое в свою очередь, практически охватывается понятием «государственное социальное страхование». Поэтому выделять государственное пенсионное обеспечение в отдельную форму, на наш взгляд, нет необходимости.

Несколько непоследовательна в своей позиции Е.Е. Мачульская, которая сначала определяла социальное страхование как второй элемент социальной защиты, а позднее выделяет этот элемент в качестве формы социального обеспечения наряду с социальным обеспечением за счет прямых ассигнований из федерального бюджета Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения : учебник / Е. Е. Мачульская. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011. — с.85..

Кроме того, она предлагает рассматривать социальную помощь как один из организационно — правовых способов осуществления социального обеспечения, а не как вид социального обеспечения. По нашему мнению, данную типологию следует рассматривать под призмой изменившегося законодательства в части перераспределения источников финансирования государственной социальной помощи. Полагаем, что социальная помощь «растворилась» в других формах, а именно: в социальном обеспечении за счет средств прямых ассигнований из федерального бюджета, из бюджета субъекта РФ или местного бюджета в зависимости от категории получателя.

Также в качестве форм социального обеспечения выделяют централизованные, региональные, муниципальные и локальные. Централизованные формы, в свою очередь подразделяются ими на обязательное социальное страхование, социальное обеспечение за счет бюджетных средств и смешанную форму, применяемую для определенных специальных субъектов (судей, прокурорских работников, государственных служащих и иные категории). Вместе с тем, полагаем, что последняя форма фактически является собирательной. Как нам представляется, нет особой необходимости в ее выделении в самостоятельную форму.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм. от 21.07.2014) // Российская газета. -21.07.2014. — №11. — Режим доступа: Консультант плюс. и на основании анализа системы социального обеспечения, очевидно, что социальное страхование как форма социального обеспечения может быть двух видов: государственное обязательное социальное страхование и негосударственное добровольное социальное страхование.

Таким образом, учитывая проанализированную нами классификацию систем и форм социального обеспечения, можно четко определить, что например, система государственного пенсионного обеспечения может осуществлять в форме обязательного социального страхования, либо добровольного социального страхования или за счет прямых ассигнований из бюджета (военнослужащих, федеральным судьям и другим категориям граждан). Или другой пример. Централизованная система негосударственного обеспечения может быть осуществлена в форме добровольного социального страхования. С помощью приведённой классификации можно эффективно организовать управление социальным обеспечением, поскольку, на наш взгляд, содержание социального обеспечения определяет его форму.

При этом хотелось бы обратить внимание, что федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам, но не как форма социального обеспечения. В тоже время п. «ж» ст. 72 конституции РФ закрепляет, что социальна защита включает в себя социальное обеспечение Там же., то, очевидно, последнее должно реализовываться в какой либо форме. Если, к примеру, обеспечение работающих по трудовому договору граждан пособиям по беременности и родам может осуществляться только в форме обязательного социального страхования, то и формой социального обеспечения в данном случае является обязательное социальное страхование.

На наш взгляд, обязательное социальное страхование следует рассматривать в широком и узком смысле. Широкое понимание этого термина означает часть государственной системы социальной защиты населения, а узкая трактовка данного понятия определяет его как форму или организационно правовой способ социального обеспечения.

Данный вывод косвенно подтверждается тем обстоятельством, что виды социальных страховых рисков, которые подлежат обязательному социальному страхованию, одновременно являются и основания социального обеспечения. По сути, происходит обязательное социальное страхование оснований социального обеспечения. Наступление старости соответствует страховому обеспечению — пенсии по старости, т.е. ввиду социального обеспечения. Следовательно, пенсией по старости гражданин обеспечивается в соответствии со страховыми взносами. Иными словами, формой социального обеспечения действительно является обязательное социальное страхование.

В качестве видов государственного обязательного социального страхования выступают обязательное социальное страхование, обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.

Рассматривая вопросы о формах социального обеспечения, представляется правильным исследовать благотворительность и обеспечение из общественных фондов.

11 августа 1995 г. принят ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (СЗ РФ, 1995, N 33, ст. 3340), который впервые в России дал легальное определение благотворительной деятельности, указав, что под ней понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной) или на льготных условиях передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, по бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Различные благотворительные фонды многое предпринимают по повышению уровня социальной защиты детей-сирот (только при живых родителях их в стране насчитывается 1 млн. человек), по приспособлению среды обитания для удовлетворения нужд инвалидов, по оказанию содействия в развитии малого бизнеса с целью снижения уровня безработицы, по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам.

Создание благоприятного правового режима для развития негосударственных форм социального обеспечения, включая благотворительность, позволит гармонично дополнить усилия государства по созданию нормального уровня жизни для миллионов пожилых и нетрудоспособных граждан страны.

В соответствии с Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Одной из главной цели благотворительной деятельности является социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»// Российская газета. — 17.08.1995. — № 159. — Режим доступа: Консультант плюс..

Благотворительная деятельность осуществляется через благотворительные организации, являющиеся неправительственными (негосударственными и немуниципальными) некоммерческими организациями, созданными для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Отличительной особенностью благотворительной деятельности является ее добровольность. Поэтому, очевидно, что благотворительность не может быть формой социального обеспечения.

Конституционная норма ч. 3 статьи 39 закрепила уже сложившийся опыт функционирования в России иных негосударственных форм социального обеспечения граждан. Правовой основой для создания в Российской Федерации таких форм послужил Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. N 1077 «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. Указа Президента РФ от 12 апреля 1999 г. N 456 — САПП РФ, 1992, N 12, ст. 925; СЗ РФ, 1999, N 16, ст. 1967), который разрешил предприятиям, учреждениям, организациям, банкам, коллективам граждан, общественным объединениям учреждать негосударственные пенсионные фонды на правах юридических лиц с именными счетами граждан. В нем также было установлено, что эти фонды осуществляют свою деятельность независимо от системы государственного пенсионного обеспечения и что выплаты из этих фондов производятся наряду с выплатами государственных пенсий. Размеры, условия и порядок внесения взносов и предоставления выплат определяются соглашением между негосударственным пенсионным фондом и страхователем, которое заключается на основании утвержденного примерного договора.

В числе различных организационно-правовых форм негосударственного социального обеспечения следует назвать систему производственного обеспечения, т.е. обеспечения, предоставляемого предприятиями (хозяйствующими субъектами). В настоящее время на основе коллективных договоров (соглашений) в рамках этой формы выплачиваются единовременные пособия при выходе на пенсию, ежемесячные доплаты к государственным пенсиям по возрасту и инвалидности, пособиям по безработице, по уходу за ребенком, оказывается иная помощь семьям с детьми. Все эти выплаты осуществляются за счет текущих доходов предприятий.

Важную роль играют системы муниципального социального обеспечения, которые позволяют существенно дополнять во многих регионах страны уровень государственных пенсий и пособий за счет дополнительных выплат и компенсаций. За их счет предоставляются и различные дополнительные льготы по оплате жилья, коммунальных услуг, медицинского обслуживания.

Организационно-правовые формы социального обеспечения в рф

  • •Экзамен по дисциплине право социального обеспечения
  • •Понятие и функции социального обеспечения как формы реализации социальной политики государства
  • •Основные этапы развития социального обеспечения России до XXI века
  • •6. Период государственного обеспечения (1917 – 1991 гг.).
  • •7. Период социального обеспечения в парадигме социального государства с 1991 года по настоящее время.
  • •Понятие и виды социальных рисков в современном обществе
  • •Мочульская:
  • •Лушникова:
  • •Право граждан на социальное обеспечение в Конституции рф
  • •Система социального обеспечения в рф (экономическая, правовая и организационная структура)
  • •Понятие права социального обеспечения как отрасли права
  • •Общая характеристика предмета права социального обеспечения
  • •Есть еще классификации:
  • •Понятие и классификация источников права социального обеспечения
  • •6) Региональные нпа
  • •7) Нпа органов мсу
  • •Метод права социального обеспечения. Его особенности
  • •Принципы права социального обеспечения
  • •3) Принцип предоставления социального обеспечения, прежде всего, работнику, бывшему работнику, их семьям, и затем уже каждому;
  • •5) Многообразие оснований и видов социального обеспечения;
  • •8) Участие общественных объединений;
  • •Принцип всеобщности права на социальное обеспечение
  • •Принцип адресности социального обеспечения
  • •Принцип многообразия оснований и видов социального обеспечения
  • •Организационно-правовые формы социального обеспечения в рф
  • •Обязательное социальное страхование в рф
  • •Застрахованные лица,
  • •Страховщики системы обязательного социального страхования
  • •Социальное обеспечение за счет средств бюджетов различных уровней
  • •Система правоотношений по социальному обеспечению в рф
  • •Есть еще классификации:
  • •Структура правоотношений по социальному обеспечению, характеристика элементов
  • •1. Действия
  • •2. Бездействия
  • •3. События
  • •Понятие и виды материальных правоотношений, входящих в предмет права социального обеспечения
  • •Понятие и виды процедурных правоотношений, входящих в предмет права социального обеспечения
  • •Федеральные законы как источники права социального обеспечения
  • •Кодифицированные.
  • •Некодфифицированные.
  • •Акты международных организаций как источники права социального обеспечения
  • •Акты, обязательные для исполнения государствами-участниками международной организаций, без ратификации;
  • •Акты, обязательные для исполнения после совершения компетентным государственным органом установленных национальным законодательством действий (подписания, ратификации и т.П.);
  • •Акты, не подлежащие ратификации и не обязательные для исполнения.
  • •Международные договоры рф как источники права социального обеспечения
  • •Понятие и значение стажа в социальном обеспечении
  • •Страховой стаж и его юридическое значение в социальном обеспечении
  • •26.1. Виды стажа и их характеристика
  • •Виды трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемые в страховой стаж в сфере обязательного пенсионного страхования
  • •Глава 3 фз от 28.12.2013 n 400-фз «о страховых пенсиях»
  • •Исчисление трудового и страхового стажа в сфере обязательного пенсионного страхования
  • •Федеральный закон от 28.12.2013 n 400-фз «о страховых пенсиях» Статья 13. Порядок исчисления страхового стажа
  • •Подтверждение страхового стажа в сфере обязательного пенсионного страхования. Установление стажа по свидетельским показаниям
  • •II. Документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж
  • •III. Документы, подтверждающие периоды иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж
  • •IV. Документы, подтверждающие иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, засчитываемые в страховой стаж
  • •V. Подтверждение периодов работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица на основании свидетельских показаний
  • •42. Не подтверждаются свидетельскими показаниями периоды застрахованного лица и периоды, когда деятельность осуществлялась за пределами рф
  • •VII. Особенности подтверждения страхового стажа отдельных категорий застрахованных лиц
  • •Персонифицированный учет пенсионных прав в системе обязательного пенсионного страхования
  • •Общая часть индивидуального лицевого счета
  • •Пенсионная система рф: понятие, структура
  • •Обязательное пенсионное страхование в рф: понятие, субъекты и структура
  • •Понятие страховой пенсии. Виды страховых пенсий
  • •Право на страховую пенсию
  • •Условия назначения и порядок определения размера страховой пенсии по старости Условия
  • •Мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
  • •Не менее 15 лет страхового стажа.
  • •Наличие величины ипк в размере не менее 30.
  • •Условия назначения и порядок определения размера страховой пенсии по инвалидности Условия:
  • •Условия назначения и порядок определения размера страховой пенсии по случаю потери кормильца Условия
  • •2. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:
  • •Порядок назначения, перерасчета, выплаты и доставки страховых пенсий Установление
  • •Выплата и доставка
  • •Сроки назначения страховой пенсии
  • •Перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии
  • •Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии по старости
  • •Выплаты, осуществляемые за счет средств пенсионных накоплений Законодательное регулирование правоотношений, связанных с пенсионными накоплениями в системе опс. Общие источники:
  • •Специальные источники:
  • •Состав пенсионных накоплений и порядок их формирования.
  • •Сумма взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений
  • •Виды выплат, производимые из пенсионных накоплений
  • •Понятие пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Право на пенсии по государственному пенсионному обеспечению
  • •3. Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:
  • •Условия назначения и правила определения размеров пенсий по государственному пенсионному обеспечению государственным гражданским служащим
  • •Статья 14. Размеры пенсий федеральных государственных гражданских служащих
  • •Социальная пенсия: понятие, виды, условия назначения и размер
  • •Назначение, перерасчет размера, перевод с одного вида пенсии на другой вид пенсии по государственному пенсионному обеспечению
  • •1. Статья 22. Установление пенсии
  • •3) Перевод с одного вида пенсий на другой по гпо.
  • •Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, и приравненных к ним лиц: круг лиц, виды пенсий, факторы, влияющие на право и размер пенсии
  • •Круг лиц.
  • •Виды пенсий (ст. 5)
  • •Факторы, влияющие на право и размер пенсии
  • •1. Пенсия за выслугу лет
  • •2. Пенсия по инвалидности
  • •3. Пенсия по случаю потери кормильца.
  • •Система социальных пособий: понятие, функции, классификация и источники их финансирования
  • •1. Классификация пособий по целевому назначению:
  • •Обеспечения пособием по временной нетрудоспособности (условия выплаты и размеры). Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности
  • •Обеспечение пособиями в связи с материнством и семей с детьми
  • •1. Пособие по беременности и родам.
  • •2. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности
  • •3. Единовременное пособие при рождении ребенка
  • •4. Пособие по уходу за ребенком.
  • •5. Пособие на ребенка
  • •6. Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью
  • •7. Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву
  • •8. Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву
  • •Социальное обеспечение на случай безработицы
  • •Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • •Социальное пособие на погребение: право, порядок назначения, замена услугами
  • •2) Федеральный закон от 12.01.1996 n 8-фз «о погребении и похоронном деле».
  • •Льготы как вид социального обеспечения. Монетизация льгот
  • •Монетизация льгот
  • •Социальное обслуживание как вид социального обеспечения: понятие, формы оказания, виды и финансирование
  • •Формы социального обслуживания
  • •Виды социальных услуг
  • •Финансовое обеспечение социального обслуживания
  • •Социальная защита инвалидов в рф
  • •Понятие реабилитации и абилитации инвалидов
  • •Ежемесячная денежная выплата инвалидам (монетизация льгот)
  • •Понятие и виды государственной социальной помощи, их характеристика и порядок назначения
  • •Оказание государственной социальной помощи за счет средств бюджетов субъектов рф
  • •Социальные доплаты к пенсии
  • •Основные принципы охраны здоровья граждан
  • •1) Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий
  • •2) Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи
  • •3) Приоритет охраны здоровья детей
  • •4) Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья
  • •5) Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья
  • •6) Доступность и качество медицинской помощи
  • •7) Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи
  • •8) Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья
  • •9) Соблюдение врачебной тайны
  • •Медицинская помощь как вид социального обеспечения: право, виды медико-социальной помощи, условия и формы её оказания Право граждан на медицинскую помощь.
  • •5. Пациент имеет право на:
  • •Виды медико-социальной помощи, условия и формы её оказания.
  • •Обязательное медицинское страхование: понятие, субъекты и участники, порядок функционирования
  • •2) Страхователи
  • •3) Страховщики
  • •59. Общая характеристика международно-правового регулирования социального обеспечения

Тема: Формы социального обеспечения

Форма социального обеспечения как понятие сама по себе является абстракцией. Для того чтобы существовать в реальной жизни, социальное обеспечение должно иметь форму (формы). Под формой социального обеспечения понимается способ его существования, т.е. внешнее его проявление (внешний вид).

В специальной литературе формы социального обеспечения рассматриваются в двух значениях:

а) во-первых, как способ его организации, т.е. организационно-правовая форма;

б) во-вторых, как способ удовлетворения потребностей граждан.

Государственная система социального обеспечения имеет две основные организационно-правовые формы его осуществления. Эти формы определяются (и подразделяются) с помощью специфических признаков. Такими признаками являются:

а) способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет которых предоставляется социальное обеспечение;

б) круг лиц, обеспечиваемых за счет средств финансовых источников;

в) виды материального обеспечения, предоставляемые лицам, за счет средств определенных источников;

г) виды социальных рисков, с наступлением которых связывается возникновение права на соответствующий вид социального обеспечения;

д) система органов, осуществляющих социальное обеспечение.

Благодаря этим признакам выделяют следующие основные организационно-правовые формы социального обеспечения:

а) социальное обеспечение в порядке обязательного социального страхования;

б) социальное обеспечение за счет ассигнований из государственно бюджета.

Обязательное социальное страхование как организационно-правовая форма социального обеспечения получила свое законодательное закрепление только с принятием Федерального закона от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования в Российской Федерации». (Далее – Закон об основах социального страхования) В нем определено, что «обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании».

Рассмотрим подробнее специфические признаки, посредством которых выделяют обязательное социальное страхование как самостоятельную форму социального обеспечения.

Во-первых, это способ формирования и аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет которых предоставляется социальное обеспечение в порядке обязательного социального страхования. В формирование финансовых ресурсов (источников) принимают участие работающие лица. Из заработка работников в обязательном (принудительном) порядке отчисляются страховые взносы во внебюджетные фонды социального страхования (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования). Эти взносы рассматриваются как отложенная часть заработка работников на свое будущее социальное обеспечение (в отдельных случаях и членов семей) в виде соответствующих пенсий, пособий, социальных услуг, медицинской помощи. Именно так работающие граждане участвуют в образовании финансовых источников обязательного социального страхования.

Во-вторых, круг лиц, обеспечиваемых за счет средств финансовых источников. К ним относятся застрахованные граждане, а в случае их смерти – члены их семьи. Застрахованными лицами считаются российские граждане, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам; лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой; иные категории граждан, которые признаются застрахованными в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В-третьих, страхователями выступают организации любых форм собственности, обязанные уплачивать страховые взносы в соответствующие фонды обязательного социального страхования. В отдельных случаях страхователями выступают также и органы государственной исполнительной власти и местного самоуправления, например, по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения.

В-четвертых, страховщиками выступают специальные страховые организации, создаваемые в соответствии с законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования. К ним относятся ПФР, ФСС РФ, ФОМС РФ.

В-пятых, виды обеспечения, предоставляемые застрахованным лицам, зависят от вида социального риска и соответственно средств определенного финансового источника. Поэтому их нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. В Законе об основах социального страхования определены виды социальных страховых рисков: необходимость получения медицинской помощи; утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая; дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Страховыми случаями признаются: достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. (При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования).

В-шестых, каждому виду страхового риска соответствует вид страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. К ним относятся следующие виды обеспечения: оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; трудовая пенсия по старости; трудовая пенсия по инвалидности; трудовая пенсия по случаю потери кормильца; пособие по временной нетрудоспособности; выплаты в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием; пособие по беременности и родам; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; социальное пособие на погребение.

Право гражданина (и реализация права) на любой из перечисленных видов страхового обеспечения возникает при соблюдении им условий, установленных законодательством. Одним из непременных условий данного обеспечения является наступление страхового случая. (Под страховым случаем понимается событие, представляющее собой реализацию страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика – соответствующего внебюджетного социально-страхового фонда – осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию.) Например, работник заболел. На период болезни врач освобождает работника от выполнения трудовых обязанностей и выдает ему листок нетрудоспособности (больничный листок). Болезнь работника – это событие (страховой случай), которое повлекло временную утрату его заработка. После болезни врач закрывает больничный листок. Этот листок работник сдает в администрацию организации по месту своей работы. За пропущенные рабочие дни по причине болезни работнику назначается и выплачивается пособие по временной нетрудоспособности. Именно так на практике проявляется соответствие страхового риска виду страхового обеспечения.

Предоставление соответствующих видов страхового обеспечения застрахованным гражданам осуществляется вышеназванными фондами социального страхования – страховыми внебюджетными фондами. Исходя из самого определения и принципов осуществления обязательного социального страхования, можно сделать следующий вывод.

Обязательное социальное страхование как системное образование состоит из нескольких подсистем (относительно самостоятельных систем в зависимости от видов обязательного социального страхования):

а) обязательное пенсионное страхование;

б) обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

в) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

г) обязательное медицинское страхование.

В настоящее время нет единого органа в лице федерального фонда обязательного социального страхования, за счет средств которого предоставлялись бы все виды обеспечения, охватываемые этой системой страхования. По этой причине каждый социальный внебюджетный фонд производит «свои» страховые выплаты (выдачи).

ПФР выплачивает трудовые пенсии: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца; пособие на погребение.

ФСС РФ выдает пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, некоторые виды единовременных пособий (при постановке на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка и пр.), страховое возмещение при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях (единовременные и ежемесячные выплаты и пр.).

ФОМС на основе платежей за обязательное медицинское страхование выравнивает возможности регионов страны по медицинскому лечению и обслуживанию населения.

Федеральный фонд страхования безработных в нашей стране отсутствует. Поэтому выплата пособия по безработице в период поиска подходящей работы (в том числе в период временной нетрудоспособности безработного гражданина) и участия безработных граждан в общественных работах; доплаты к пособию по безработице на лиц, находящихся на содержании безработного гражданина, производятся органами службы занятости населения за счет средств государственного бюджета.

Обязательное социальное страхование необходимо отличать от государственного личного страхования. Разграничение их производится в основном по контингентам обеспечиваемых лиц, видам и условиям предоставления материального обеспечения. Например, военнослужащие подлежат государственному личному страхованию. В случае увечья (или его смерти) ему (или его семье) выплачиваются страховые суммы за счет государственного бюджета. Следовательно, этот вид страхования не входит в систему обязательного социального страхования.

Социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета своего законодательного определения и закрепления в настоящее время еще не получило. Поэтому понятие выводится исходя из вышеуказанных признаков разграничения организационно-правовых форм социального обеспечения.

Социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета – это система материального обеспечения и социального обслуживания отдельных категорий граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию, и предоставления отдельных видов социального обеспечения всему населению вне зависимости от принадлежности к определенным категориям граждан за счет бюджетных ассигнований.

За счет бюджетных ассигнований осуществляется пенсионное обеспечение лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов Министерства обороны РФ и некоторых иных категорий лиц за выслугу лет, по инвалидности, а их семьям – по случаю потери кормильца. Им же выдаются различные виды социальных пособий, установленные законодательством.

За счет средств государственного бюджета производятся выплаты некоторых пособий гражданам как членам общества, например: единовременные пособия при рождении ребенка неработающим гражданам; социальное пособие на погребение; компенсационные выплаты учащимся на питание; пособия беженцам и вынужденным переселенцам и т.п. Помимо этого, за счет указанных средств в учреждениях социального обслуживания предоставляются многие виды социальных услуг; профессиональное обучение и реабилитация инвалидов и др.

Формирование основ рыночной экономики, переход к новым общественно-экономическим отношениям в России породили новое явление – бедность. Естественно, появление таких категорий бедных граждан (социально слабых слоев населения) вызвало необходимость оказания им соответствующей материальной помощи. Такая поддержка установлена Федеральным законом от 17 июля 1999г. «О государственной социальной помощи». (СЗ РФ. – 1999. — № 29. – Ст. 399)

Примечание. Вместе с тем началом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти стало принятие Федерального закона от 22 августа 2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон» Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.). В данном законе, разработанном с учетом положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов по вопросам местного значения, предоставление большинства социальных пособий, услуг, социальных льгот и социальной помощи устанавливается правовыми решениями соответствующих органов субъектов Российской Федерации.

Цель такой помощи – поддержание уровня жизни малоимущих граждан (семей), среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета как система материального обеспечения состоит из трех относительно самостоятельных подсистем:

а) социальное обеспечение особых контингентов граждан, находящихся на государственной, гражданской, правоохранительной или военной службе и иной, приравненной к ней;

б) социальное обеспечение отдельных категорий лиц вне связи их с трудом;

в) государственная социальная помощь гражданам.

В литературе последних лет выделяют смешанную форму социального обеспечения. Под ней понимают одновременное использование вышеназванных форм в отношении определенных категорий граждан, например государственных служащих, депутатов и др.

Наряду с централизованными формами выступают региональные и местные (локальные) формы социального обеспечения. Обобщенно они представляют собой форму дополнительного материального обеспечения, сверх выплат различных видов социального обеспечения, установленных федеральным законодательством.

За счет собственных средств регионального бюджета органы государственной власти субъекта РФ устанавливают либо повышенные размеры (в виде доплат) социальных выплат (пенсий, пособий, компенсационных выплат и пр.), установленных федеральным законодательством, либо вводят новые виды социального обеспечения. Это относится и к организациям, которые за счет собственных финансовых средств вводят дополнительные виды социального обеспечения своим работникам.

В смысле способов удовлетворения потребностей граждан в старости, при нетрудоспособности, в случае невозможности осуществлять за собой уход и в иных случаях под формой социального обеспечения рассматривают денежные выплаты и натуральные выдачи (натуральное обеспечение).

К денежным выплатам относятся различные виды пенсий и пособий, компенсационные выплаты, субсидии и др.

«Натуральное» обеспечение – это санаторно-курортное лечение, содержание детей в детских учреждениях, оказание социальных услуг, диетическое питание, медицинское обслуживание и т.п.

Конечно, указанные организационно-правовые формы социального обеспечения могут видоизменяться, дополняться в зависимости от конкретных социальных и экономических условий развития общества на определенном этапе его развития.