Организация структуры детской поликлиники

  • 1. Педиатрическое отделение
  • 2. Структура детской городской поликлиники
  • ЛЕКЦИЯ № 1. Структура и организация работы детской поликлиники

    Амбулаторно-поликлиническая помощь детскому населению занимает ведущее место в общей системе здравоохранения и осуществляется с помощью широкой сети детских поликлиник и поликлинических отделений.

    Детская поликлиника – государственное учреждение. Она может быть самостоятельным учреждением или входить в состав детской городской больницы, общегородской или центральной районной больницы.

    Детская городская поликлиника обеспечивает лечебно-профилактическую помощь детям от рождения до 14 лет включительно. Оказание медицинской помощи осуществляется непосредственно в поликлинике, на дому, в детских дошкольных учреждениях и школах.

    Детская поликлиника выполняет функции организации и проведения комплекса профилактических мероприятий (динамическое медицинское наблюдение за детьми различных возрастных групп, периодичность комплексных осмотров их врачами узких специальностей); лечебно-консультативной помощи на дому и в поликлинике; реабилитации с использованием санаторного и курортного лечения на соответствующих курортах, лечебно-профилактической помощи в детских дошкольных учреждениях и школах; проведения противоэпидемических мероприятий и прививочной иммунопрофилактики.

    Категорийность детской поликлиники определяется численностью обслуживаемого детского населения, которая уточняется ежегодно переписью, проводимой участковыми патронажными сестрами.

    В настоящее время различают 5 категорий детских поликлиник в зависимости от планируемого числа посещений в день: первая категория – 800 посещений; вторая категория – 700 посещений; третья категория – 500 посещений; четвертая категория – 300 посещений; пятая категория – 150 посещений.

    В структуре детской поликлиники должны быть предусмотрены такие отделения, как педиатрическое, специализированной помощи, медицинской реабилитации, педиатрическое отделение по оказанию медицинской помощи в организованных коллективах.

    1. Педиатрическое отделение

    Оказывает лечебно-профилактическую помощь детям как в поликлинике, так и на дому. Данная система создает оптимальные возможности для непрерывного наблюдения за детьми одними и теми же врачом и медсестрой, дает возможность точно оценить развитие и состояние здоровья ребенка в динамике с учетом условий, в которых он живет и воспитывается. Работа отделения строится по участковому принципу.

    На врачебном участке количество детей от рождения до 15 лет не должно превышать 800. Для их обслуживания предусмотрены 1 должность врача-педиатра и 1,5 должности медицинской сестры.

    Главной фигурой, оказывающей медицинскую помощь детям в поликлинике, несмотря на значительное увеличение объема специализированной помощи, является участковый педиатр.

    Цели участкового врача-педиатра: добиваться снижения заболеваемости и смертности детей всех возрастов; проводить мероприятия, направленные на создание оптимальных условий для физического, психического, полового и иммунологического развития ребенка, осуществлять специфическую и неспецифическую профилактику.

    Задачи участкового врача-педиатра:

    1) обеспечение контактов и преемственности в работе с врачами женской консультации для наблюдения за беременными женщинами, особенно из группы риска;

    2) посещение новорожденных в первые 3 дня после выписки из родильного дома, а также контроль патронажа новорожденных участковой медсестрой;

    3) прием здоровых детей в поликлинике, оценка их физического и психического развития, назначение в зависимости от возраста и состояния ребенка режима, рационального питания, рекомендаций по специфической и неспецифической профилактике рахита, гипотрофии, ожирения, анемии;

    4) организация на дому и в поликлинике профилактического наблюдения за детьми, особенно раннего и дошкольного возраста; по мере необходимости направление их для лабораторного исследования и консультации других специалистов;

    5) составление плана прививочной работы и контроль за его выполнением совместно с участковой медсестрой, динамическое наблюдение за здоровыми и больными детьми, осуществление вместе с другими специалистами реабилитации взятых на учет детей, анализ эффективности динамического наблюдения;

    6) организация обследования и оздоровления детей перед поступлением их в детские дошкольные учреждения и школу;

    7) посещение по вызовам родителей детей на дому в случае их болезни, оказание лекарственной и физиотерапевтической помощи, ЛФК, при необходимости активное наблюдение больного дома до его выздоровления, госпитализации или разрешения ему посещения поликлиники;

    8) направление детей на лечение в стационар, в случае необходимости принятие всех мер для экстренной госпитализации больного;

    9) информирование руководства поликлиники о случаях, когда по каким-то причинам тяжелобольной ребенок остается негоспитализированным;

    10) своевременное и в установленном порядке информирование о выявлении инфекционного заболевания или подозрении на него, комплексная профилактика инфекционных заболеваний;

    11) отбор и соответствующий учет детей, нуждающихся по состоянию здоровья в санаторном и курортном лечении.

    Врач и медицинская сестра, работающие на педиатрическом участке, ведут плановую санитарно-просветительную работу с родителями ребенка, пропагандируют здоровый образ жизни, объясняют вред алкоголизма, курения в семьях.

    В каждой поликлинике обычно организуется работа наиболее необходимых специалистов: отоларинголога, хирурга, окулиста, невропатолога, кардиоревматолога, стоматолога.

    Более узкие специалисты, такие как ортопед, уролог, нефролог, эндокринолог, врач функциональной диагностики, вводятся в штат одной из детских поликлиник района и обслуживают всех детей административной территории.

    Врачи-специалисты должны строить свою работу в тесном контакте с педиатрами и принимать больных в основном по их направлениям.

    Определенные виды специализированной медицинской помощи детям оказываются в диспансерах: психоневрологическом, дерматологическом, онкологическом, противотуберкулезном, сурдологопедическом, – в штатах которых предусмотрены должности детских врачей.

    Также в состав детской поликлиники обязательно должно входить отделение медицинской реабилитации, содержащее кабинеты физиотерапии, лечебной физкультуры, массажа. Основной контингент больных отделения реабилитации составляют дети с заболеваниями органов дыхания, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, с лор-патологией. В данное отделение больные направляются заведующими структурными подразделениями учреждений здравоохранения. Прием и отбор больных осуществляются врачебно-консультативной реабилитационной комиссией поликлиники. В отделение принимаются больные после купирования острого периода заболевания или его обострения, а также инвалиды с индивидуальной программой реабилитации.

    Задачи отделения медицинской реабилитации:

    1) своеобразное формирование индивидуальной программы оздоровления и использования реабилитационных средств и методов;

    2) выполнение индивидуальной программы реабилитации инвалидов и больных;

    3) использование комплекса всех необходимых методов и средств реабилитации;

    4) проведение разъяснительной работы среди населения и больных детей о средствах и методах восстановления и укрепления здоровья.

    Педиатрическое отделение по оказанию медицинской помощи в организованных коллективах

    Для оказания лечебно-профилактической помощи детям в дошкольных учреждениях и школах созданы педиатрические отделения. В их задачи входят контроль за санитарно-гигиеническими условиями, режимом учебной работы и трудовым воспитанием, охрана здоровья детей и снижение их заболеваемости, улучшение их физического воспитания и закаливания в дошкольных учреждениях и школах. Сотрудники таких отделений проводят плановые профилактические осмотры в ДДУ и школах. Врачи детских воспитательных учреждений осуществляют диспансерное наблюдение за больными детьми, занимаются их оздоровлением: контролируют чередование занятий и отдыха, питание и физическое воспитание дошкольников и школьников. Они оказывают медицинскую помощь детям, посещающим ДДУ и школы.

    2. Структура детской городской поликлиники

    В детской городской поликлинике должны быть предусмотрены: фильтр с отдельным входом, изолятор с боксом (не менее двух), регистратура, гардероб, кабинеты (педиатров, врачей узких специальностей, лечебно-диагностические, доврачебного приема, по воспитанию здорового ребенка, рентгеновский, физиотерапевтический, процедурный, прививочный, лечебной физкультуры, массажа, социально-правовой помощи, статистики), лаборатория, административная часть, другие вспомогательные помещения.

    В поликлинике в удобных для обозрения местах (холлах, коридорах) необходимо вывешивать красочно оформленные плакаты, стенды, информирующие о развитии и принципах воспитания здорового ребенка, профилактике заболеваний, нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и по другой тематике.

    На специальном стенде должна находиться оперативная информация о случаях инфекционных заболеваний и карантинных сроках в детских дошкольных учреждениях и школах, что позволяет быстрее осуществлять противоэпидемические мероприятия.

    Регистратура является важным структурным звеном как в организации обслуживания детей в поликлинике, так и в оказании им медицинской помощи на дому. Главная задача регистратуры – обеспечить взаимосогласованную деятельность всех подразделений.

    В выходные и праздничные дни в поликлинике работают дежурные врачи, которые ведут амбулаторный прием и обеспечивают вызовы на дом. Число дежурных врачей зависит от количества детей в районе поликлиники и нагрузки в эти дни, в субботние дни организуются приемы врачей-специалистов, по возможности работают процедурный, прививочный, физиотерапевтический и другие кабинеты. Для ликвидации очередей в регистратуре и для удобства населения в день приема в поликлинике существуют предварительная запись к врачам на все дни недели по телефону, заблаговременная выдача талонов с указанием даты и часа явки, а также предварительная самозаписъ на прием.

    В последнем случае на каждого врача заводят папку с листами самозаписи на определенный день. В каждой строчке листа проставлены часы и минуты приема. При самозаписи родители выбирают наиболее удобное для них время и вписывают паспортные сведения ребенка.

    Вызовы врача на дом, переданные по телефону, при личном посещении регистратуры или в порядке самозаписи вносятся в книгу записи вызовов врача на дом, отдельную для каждого участка. Принимая вызов на дом, регистратор обязательно уточняет состояние больного, основные жалобы, температуру тела. О случаях тяжелого состояния он немедленно сообщает участковому педиатру, при отсутствии последнего – заведующему поликлиническим отделением или заведующему поликлиникой.

    Родители должны знать, что врача следует вызывать на дом в случае острого инфекционного заболевания или подозрения на него, при тяжелом состоянии больного, при первичном заболевании, по активу на выписанного из больницы ребенка, при наличии контакта с инфекционным больным.

    Кабинет доврачебной помощи является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется старшей медицинской сестре поликлиники.

    В него обращаются дети и их родители для проведения контрольного кормления, обработки микротравм, выдачи справок об эпидемиологической обстановке по местожительству, оформления выписок из историй развития и направлений на различные виды исследований перед определением детей в дошкольные учреждения либо при поступлении в школу, отъезде в детские санатории и летние оздоровительные учреждения.

    В кабинете доврачебной помощи проводятся также антропометрические измерения, определение температуры тела и артериального давления у детей перед осмотром педиатра.

    Кабинет здорового ребенка – структурное подразделение детской поликлиники – играет роль методического центра по проведению профилактической работы среди детей раннего возраста.

    Главной задачей кабинета здорового ребенка является обучение молодых матерей теоретическим знаниям и практическим навыкам по вопросам ухода, воспитания, особенностям развития здоровых детей раннего и дошкольного возраста. Для кабинета целесообразно иметь кровать для ребенка раннего возраста с набором спальных принадлежностей; простейший манеж; коляску детскую; пеленальный стол; весы медицинские; ростомер; столик детский; стульчик детский; стеклянный шкафчик для предметов ухода за ребенком (в котором по полкам раскладываются термометры медицинские и для измерения температуры воды и воздуха, груша резиновая, банки для ваты и пипеток, газоотводная трубка, масло вазелиновое, калия перманганат, спиртовой раствор бриллиантового зеленого, борная кислота в порошке, детский крем, пузырек емкостью 30—100 мл для воды, соски для кормления и питья; детское мыло), шкафчик для детского белья со сложенными распашонками, пеленками байковыми (100 X 120 см), хлопчатобумажными (такого же размера), подгузниками, косынкой, чепчиком, ползунками; шкафчик для игрушек, шкафчик для образцов продуктов детского питания; ванночку детскую.

    Из наглядных пособий необходимы стенды, содержащие информацию о питании и режиме беременной женщины и кормящей матери, профилактике гипогалактии, проведении дородового патронажа, режиме дня, показателях физического развития, возрастных комплексах массажа и гимнастики, методах закаливания детей первых трех лет жизни.

    В кабинете здорового ребенка участковые педиатры ведут прием здоровых детей первого года жизни. Здесь целесообразно организовывать групповые приемы детей одного возраста или имеющих одинаковые отклонения в состоянии здоровья. Участковая медицинская сестра приглашает на одно время (с небольшим интервалом) 3–4 детей.

    Когда врач принимает второго ребенка, сестра кабинета обучает мать первого осмотренного малыша приемам массажа и гимнастики, выдает ей памятки, а участковая сестра готовит к приему следующего пациента.

    После приема последнего из приглашенных на групповой осмотр детей врач проводит с матерями беседу о воспитании детей этого возраста или с данным видом отклонений в состоянии здоровья.

    В кабинете проводится работа по профилактике рахита. На занятиях родители знакомятся с анатомо-физиологическими особенностями организма годовалого ребенка, изменениями в его психофизиологическом развитии.

    Педиатрический кабинет размещают в изолированном от шума помещении с достаточным освещением, хорошей вентиляцией и равномерной температурой воздуха (не ниже 20–22 °C). Кабинет оборудуют столом для врача, стульями, пеленальным столиком для осмотра детей раннего возраста и кушеткой для осмотра старших детей, раковиной с подводкой горячей и холодной воды, ростомером, детскими весами. В нем должны быть небольшой столик для медицинских инструментов, шпателя, сантиметровая лента, игрушки.

    В настоящее время среди малообеспеченных и социально неблагополучных семей первостепенной задачей для врача-педиатра является проведение профилактических бесед о гигиенических нормах и правилах ухода, а также воспитании детей разных возрастных групп.

    Наиболее актуальные темы санитарной пропаганды для участкового врача-педиатра в зависимости от возраста ребенка:

    1) правила ухода, рационального вскармливания, проведения комплекса мероприятий по закаливанию, профилактика рахита – для родителей, имеющих детей грудного возраста;

    2) соблюдение режима дня, методы закаливающих мероприятий, профилактика острых респираторных заболеваний, специфическая профилактика детских инфекций – для родителей детей младшего и старшего ясельного возраста;

    3) привитие навыков личной гигиены, методы закаливания и гигиеническая гимнастика, профилактика острых детских инфекций, аллергических и инфекционно-аллергических заболеваний, детского травматизма – для родителей, имеющих детей дошкольного возраста;

    4) профилактика нарушений осанки, близорукости, ревматизма и других инфекционно-аллергических заболеваний, неврозов, вопросы полового воспитания – для родителей, имеющих детей школьного возраста, педагогов и самих школьников. Эффективность санитарного просвещения повышается при использовании наглядных пособий, а также обеспечении родителей специально подобранной литературой для самостоятельного изучения.

    В санитарно-просветительной работе по гигиеническому воспитанию широко практикуется организация школ молодых матерей, школ отцовства, общественных университетов для родителей при дошкольных учреждениях.

    Особое внимание в вопросах гигиенической дисциплины должно уделяться детям, которые уже перенесли серьезные заболевания и находятся в стадии ремиссии.

    Соблюдение диеты, ограничение физических нагрузок, проведение лечебной физкультуры и умеренных закаливающих процедур предупреждают рецидивы. В этих случаях нельзя пренебрегать беседами с самим ребенком, объясняя ему необходимость этих временных мер, предупреждая непредвиденные психологические срывы.

    Организация работы взрослой поликлиники

    Понятие о поликлинике

    Поликлиника — это многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее на до госпитальном этапе наибольший объем медицинской помощи населению на закрепленной территории. В городах имеются два типа поликлиник для взрослого населения:

    1. объединенные с больницами;

    2. необъединенные (самостоятельные).

    По мощности городские поликлиники делятся на 5 групп. Мощность поликлиник оценивается по числу посещений в смену.

    В структуре городской поликлиники предусматриваются следующие подразделения:

    1. руководство поликлиникой;

    2. регистратура;

    3. кабинет доврачебного приема;

    4. отделение профилактики;

    5. лечебно-профилактические подразделения:

    o терапевтические отделения;

    o отделение восстановительного лечения;

    o отделения по оказанию специализированных видов медицинской помощи (хирургическое, гинекологическое) с кабинетами соответствующих специалистов (кардиологический, ревматологический, неврологический, урологический, офтальмологический, оториноларингологический);

    6. параклинические службы (физиотерапевтический и рентгеновский кабинеты, лаборатории, кабинет функциональной диагностики, УЗИ-кабинет);

    7. дневной стационар при поликлинике и стационар на дому;

    8. административно-хозяйственная часть;

    9. врачебные и фельдшерские здравпункты на прикрепленных предприятиях.

    Число отделений и кабинетов, их потенциальные возможности определяются мощностью поликлиники и количеством штатных должностей, которые зависят от численности закрепленного за поликлиникой населения. Структура поликлиники (открытие тех или иных отделений, кабинетов и т.п.) зависит от обращаемости населения в это учреждение, от способности поликлиники предоставить больным необходимую медицинскую помощь.

    основные Задачи поликлиники

    Городская поликлиника для взрослых является учреждением здравоохранения, оказывающей амбулаторно-поликлиническую помощь населению в возрасте 18 лет и старше.

    Основные задачи поликлиники:

    * оказание медицинской помощи населению непосредственно в поликлинике и на дому;

    * организация и проведение среди прикрепленного населения комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, инвалидности и смертности;

    * осуществление диспансеризации населения и, прежде всего, лиц с повышенным риском заболеваний сердечно — сосудистой системы, онкологических и других социально-значимых болезней;

    * организация и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, формированию здорового образа жизни.

    Основные функции поликлиники

    Оказание квалифицированной специализированной медицинской помощи населению непосредственно в поликлинике и на дому.

    В регистратуре на каждого больного заводится «Медицинская карта амбулаторного больного», производятся учет, хранение и оформление всех остальных медицинских документов и регулируется нагрузка на врачей посредством талонной системы или самозаписи. Данные обо всех полученных вызовах заносятся в «Книгу записи вызовов врача на дом» (ф. 031/у).

    В поликлинике участковый врач работает по скользящему графику, ведет прием больных в поликлинике и оказывает помощь на дому: обслуживает первичные вызовы на дом и планирует активные посещения в зависимости от состояния здоровья больного.

    * оказание первой медицинской помощи при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях независимо от места проживания больного;

    * своевременная госпитализация нуждающихся в стационарном лечении (в круглосуточный стационар, в стационар дневного пребывания при больнице, в дневной стационар при поликлинике), в стационар на дому;

    Стационар дневного пребывания в больнице и дневной стационар в поликлинике организуются для больных, не нуждающихся в круглосуточном медицинском наблюдении и лечении на базе многопрофильных больниц или амбулаторно-поликлинических учреждений. Мощность стационаров определяется индивидуально в каждом конкретном случае главным врачом ЛПУ, на базе которого он организуется. В зависимости от наличия условий дневной стационар, развернутый в лечебных учреждениях, может иметь от 6 до 20 и более коек. На каждой койке больным в течение 2-4-6 ч с перерывом в 20-30 мин проводятся ежедневное наблюдение врачом, лабораторно-диагностические обследования, лекарственная терапия, процедуры и инъекции. В центрах амбулаторной хирургии выполняются оперативные вмешательства повышенной сложности.

    На больного, находящегося в стационаре дневного пребывания, заводится «Медицинская карта стационарного больного» с занесением в нее кратких сведений из анамнеза, истории заболевания и проводимого обследования и лечения.

    Стационар на дому в амбулаторно-поликлинических учреждениях организуется для больных с острыми и хроническими заболеваниями, состояние которых, не требует госпитализации. Штаты стационара на дому устанавливаются в соответствии со штатными нормативами, предусмотренными для амбулаторно-поликлинических учреждений. Отбор больных проводится заведующими терапевтическими отделениями по представлению участковых врачей-терапевтов и врачей-специалистов. При ухудшении состояния больной переводится в стационар. Все записи на больного, находящегося в стационаре на дому, производятся в «Медицинской карте амбулаторного больного». Корректировка лечения и продление листка нетрудоспособности проводятся с привлечением КЭК на дому в сроки, установленные законодательством по экспертизе временной нетрудоспособности. Стационар на дому пользуется в своей работе всеми консультативными и лечебно-диагностическими службами поликлиники.

    * экспертиза временной нетрудоспособности, освобождение больных от работы, направление на медико-социальную экспертизу лиц с признаками стойкой утраты трудоспособности;

    В лечебном учреждении ведется специальная «Книга регистрации листков нетрудоспособности» (ф. 036/у). В неясных и конфликтных случаях, а также при направлении на санаторно-курортное лечение, МСЭ и при решении вопроса о временном переводе на другую работу больного направляют на клинико-экспертную комиссию (КЭК). В поликлинике имеется «Журнал для записи заключений КЭК» (ф. 035/у).

    В случаях хронических, затяжных заболеваний больного переводят на инвалидность — временную или постоянную. Категорию (группу) инвалидности устанавливает медико-социальная экспертиза, которая организуется при управлениях социальной защиты населения.

    * организация и проведение комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, инвалидности и смертности среди населения, проживающего в районе обслуживания, а также среди работающих на прикрепленных предприятиях;

    * проведение профилактических медицинских осмотров населения с целью выявления заболеваний в начальных стадиях и проведения необходимых лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий;

    Профилактический медицинский осмотр — активное медицинское обследование определенных групп населения врачами одной или нескольких специальностей и проведение лабораторно-диагностических исследований с целью раннего выявления заболеваний и осуществления необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий.

    * организация и осуществление диспансеризации населения (здоровых и больных); для каждой специальности устанавливается особый перечень больных, подлежащих диспансеризации.

    Диспансеризация — это активный метод наблюдения за состоянием здоровья, населения и система научно обоснованных социально-экономических, организационных, санитарно-оздоровительных, лечебно-профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на сохранение и быстрейшее восстановление здоровья, снижение заболеваемости, трудовую и социальную реабилитацию.

    * направление больных на санаторно-курортное лечение;

    * организация и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни.

    Занятие 1. Структура и организация работы детской поликлиники. Профессионально-должностные обязанности участкового педиатра. Документация педиатрического участка.

    • •О.В. Антонов, с.И. Артюкова, т.А. Морозова
    • •Омск – 2010 Рецензенты:
    • •Занятие 1. Структура и организация работы детской поликлиники. Профессионально-должностные обязанности участкового педиатра. Документация педиатрического участка.
    • •Структура детской поликлиники
    • •Положение об организации деятельности врача-педиатра участкового (приказ Министерства Здравоохранения Российской Федерации № 28)
    • •Этапы антенатальной охраны плода:
    • •I. Планирование беременности включает в себя:
    • •II. Периконцепционная профилактика
    • •III. Пренатальный скрининг
    • •Ультразвуковой скрининг
    • •Биохимический скрининг
    • •IV. Диагностика и лечение внутриутробных инфекций
    • •Функциональные обязанности участкового педиатра в условиях атпк Работа участкового педиатра в антенатальном периоде
    • •Работа участкового педиатра в постнатальном периоде
    • •Контроль состояния здоровья и профилактика его отклонений у детей из групп риска в условиях педиатрического участка
    • •1 Группа: дети с риском на повышенную заболеваемость орви и нарушения в состоянии здоровья в период социальной адаптации.
    • •Постнатальный период:
    • •2 Группа: дети с риском заболеваний центральной нервной системы Антенатальный период:
    • •Интранатальный и постнатальный периоды
    • •3 Группа: дети с риском заболевания анемией, рахитом, расстройствами питания Антенатальный период:
    • •Постнатальный период
    • •4 Группа: дети с риском развития гнойно-септических инфекций Антенатальный период:
    • •Постнатальный период
    • •5 Группа: дети с риском развития врожденных пороков органов и систем Антенатальный период:
    • •Постнатальный период:
    • •Постнатальный период:
    • •6 Группа: дети с риском возникновения аллергических заболеваний Антенатальный период
    • •Постнатальный период
    • •7 Группа: дети из социально-неблагополучных семей Антенатальный период:
    • •Постнатальный период:
    • •8 Группа: дети с риском синдрома внезапной смерти (свс) Антенатальный период:
    • •Постнатальный период:
    • •Занятие 3. Лечебно-профилактическая помощь новорожденному ребенку в условиях педиатрического участка и атпк. Организация вскармливания, ухода, режима дня. Современные неонатальные скрининги.
    • •Клинические группы новорожденных детей
    • •Условия выписки новорожденных на педиатрический участок:
    • •Педиатрический этап профилактических осмотров
    • •Специализированный этап профилактических осмотров
    • •Рекомендации врача новорожденным детям
    • •Рекомендации педиатра по гигиеническому уходу за новорожденным Основные гигиенические процедуры
    • •Смена подгузника
    • •Подгузники
    • •Правильный выбор размера одноразового подгузника
    • •Правила купания здорового ребенка
    • •Занятие 5.
    • •Б. Медико-демографические факторы риска:
    • •В. Социально-психологические факторы риска (данные подаются в отделение медико-социальной помощи):
    • •Группы нервно-психического развития:
    • •Оценка поведения ребенка
    • •Группы здоровья детей (кроме новорожденных)
    • •Занятие 6. Принципы динамического (диспансерного) наблюдения за здоровым ребенком до 18 лет. Доврачебные скрининги в системе массовых медицинских осмотров детей декретированных возрастов.
    • •Оценка результатов профилактического осмотра
    • •Анкетный опрос родителей
    • •Анкета (для родителей)
    • •Антропометрия и оценка физического развития Методика
    • •Тест на выявление нарушений осанки.
    • •Порядок проведения обследования
    • •Тест на выявление истинного сколиоза
    • •Тест на выявление плоскостопия
    • •Порядок проведения обследования
    • •Исследование остроты зрения у детей и подростков
    • •Тест а.А. Малиновского на выявление предмиопии
    • •Тест для выявления нарушений бинокулярного зрения
    • •Исследование остроты слуха шепотной речью
    • •Исследование и оценка уровня физической подготовленности
    • •Лабораторные скрининг-тесты для выявления протеинурии и глюкозурии
    • •Содержание расширенной скрининг-программы доврачебного медицинского обследования (дошкольный этап)
    • •Содержание расширенной скрининг-программы доврачебного медицинского обследования (школьный этап)
    • •Определение уровня полового созревания
    • •Физиология периода полового созревания девочек Стадии зрелости молочных желез
    • •Стадии развития волосяного покрова на лобке
    • •Стадии развития волосяного покрова в подмышечной впадине
    • •Становление менструальной функции
    • •Оценка уровня полового созревания
    • •Физиология периода полового созревания мальчиков
    • •Оволосение подмышечных впадин
    • •Оценка уровня полового созревания
    • •Уровень биологического развития
    • •Занятие 7.
    • •Вакцинация против туберкулеза
    • •Возможные осложнения вакцинации:
    • •Противопоказания
    • •Вакцинация против полиомиелита
    • •Вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка
    • •Осложнения
    • •Вакцинация против кори
    • •Вакцинация против эпидемического паротита
    • •Вакцинация против краснухи
    • •Вакцинация против дифтерии.
    • •Вакцинация против гепатита в
    • •Правовые аспекты вакцинопрофилактики
    • •Кабинет иммунопрофилактики детской поликлиники
    • •Перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок.
    • •Вакцинация особых групп детей
    • •Реакции и осложнения на введение вакцин
    • •Неотложная помощь при поствакцинальных осложненях на догоспитальном этапе.
    • •Судороги
    • •Анафилактический шок
    • •Занятие 8. Активное наблюдение за больным ребенком. Стационар на дому. Правила оформления рецептов, больничных листов.
    • •Вызов на дом к больному ребенку участкового врача (запись в форме № 112/у)
    • •Дневной стационар детской поликлиники, стационар на дому
    • •Дневной стационар
    • •Стационар на дому
    • •Порядок выписывания рецептов на лекарственные средства
    • •Для амбулаторного лечения детям
    • •В рамках оказания
    • •Государственной социальной помощи
    • •Тактика участкового педиатра при встрече с инфекционным больным
    • •Показания к госпитализации
    • •Правила ведения больных орз в условиях детской поликлиники
    • •Антибактериальная терапия при остром отите и синусите
    • •Антибактериальное лечение стрептококкового тонзиллита
    • •Выбор стартового препарата при внебольничной пневмонии
    • •Симптоматическая терапия Острый ринит
    • •Острый фарингит
    • •Острый тонзиллит
    • •Классификация средств, влияющих на кашель
    • •Неотложная помощь
    • •Бронхообструктивный синдром Неотложная помощь
    • •Штатные нормативы врачебного персонала детских городских поликлиник

    8)Что такое врачебная тайна?

    Медицинский работник не имеет права разглашать сведения о больном, полученные во время обследования, лечения и наблюдения. Не следует вслух высказывать мнение о состоянии больного, возможном прогнозе заболевания, давать оценку применяющемуся лечению и т.п. Особое значение в сохранении врачебной тайны имеет правильное хранение медицинской документации. Ни один из документов не должен быть источником разглашения врачебной (медицинской) тайны.

    9) Юридические последствия

    Медицинский персонал несет не только моральную ответственность за охрану здоровья больных и выполнение своих обязанностей. Российское законодательство предусматривает юридическую ответственность врачей и медицинских сестер в следующих случаях:

    1) небрежное отношение к своим обязанностям, повлекшее за собой ухудшение состояния здоровья больного, рассматривается как преступная халатность;

    2) нарушение санитарно-гигиенических и противоэпидемических правил, если эти нарушения повлекли или могли повлечь распространение эпидемических и других заразных заболеваний, рассматривается как преступление против здоровья населения;

    3) грубое нарушение техники манипуляций, повлекшее за собой смерть больного, рассматривается как непредумышленное убийство;

    4) хищение лекарственных препаратов и инвентаря рассматривается как хищение государственной или иной собственности;

    5) хищение наркотических анальгетиков рассматривается как особо опасное преступление;

    6) неоказание больному помощи лицом, обязанным ее оказать, если в результате этого наступили тяжелые последствия (смерть, тяжелое состояние), рассматривается как уголовное преступление.

    10)Какие детские леч-профилакт учереждения вы знаете?

    Состоит из трех основных функционально связанных между собой звеньев: детская поликлиника — детская больница — детский санаторий.

    Основные типы детских лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ): детская больница (стационар), детская поликлиника, детский санаторий. Помимо этого, медицинская помощь может быть оказана детям в специализированных отделениях больниц и поликлиник для взрослых, детских отделениях родильных домов, перинатальных центрах, консультативно-диагностических центрах, центрах и отделениях восстановительного лечения и т.д. Для помощи детям, попавшим в ургентную ситуацию, функционируют служба круглосуточной медицинской помощи на дому, станции скорой и неотложной медицинской помощи.

    11) Какие основные структурные подразделения входят в состав детской больницы?

    В системе детских лечебно-профилактических учреждений детская больница играет особую роль. Именно сюда госпитализируют тяжелобольных, здесь сконцентрировано современное диагностическое оборудование, работают высококвалифицированные врачи и медицинские сестры, ведется профессиональная подготовка медицинских кадров.

    Детская больница — лечебно-профилактическое учреждение для детей и подростков в возрасте до 17 лет включительно, нуждающихся в постоянном (стационарном) врачебном наблюдении, интенсивной терапии или специализированной помощи. Существуют различные типы детских больниц. По профилю они делятся на многопрофильные и специализированные, по системе организации — на объединенные с поликлиникой и необъединенные, по объему деятельности — на больницы той или иной категории, определяемой мощностью(количеством коек). Кроме того, в зависимости от административного деления различают районные, городские, клинические (если на базе больницы работает кафедра медицинского или научно-исследовательского института), областные, республиканские детские больницы.

    Основная цель деятельности современной детской больницы — восстановление здоровья больного ребенка. Для достижения данной цели персонал медицинского учреждения должен оказать больному многоэтапную помощь, а именно: осуществить диагностику заболевания, провести неотложную терапию, основной курс лечения и восстановительное лечение, включая реабилитацию (меры социальной помощи).

    В каждой детской больнице имеются приемное отделение (приемный покой), стационар (лечебные отделения), лечебно-диагностическое отделение или соответствующие кабинеты и лаборатории, патологоанатомическое отделение (морг), вспомогательные подразделения (аптека, пищеблок, кабинет медицинской статистики, медицинский архив, административно-хозяйственная часть, библиотека и т.д.).

    Детская поликлиника

    Смотреть что такое «Детская поликлиника» в других словарях:

    • Поликлиника — Поликлиника … Википедия

    • Поликлиника — I Поликлиника лечебно профилактическое учреждение, предназначенное для оказания внебольничной медицинской помощи населению и проведения комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости. В стране функционируют… … Медицинская энциклопедия

    • ПОЛИКЛИНИКА — (от греч. polis город), леч. учреждение, имеющее своей задачей обслуживание населения квалифицированной амбулаторной леч. помощью по целому ряду специальностей, б. ч. по всем основным, и включающее в свой состав кроме ряда кабинетов по… … Большая медицинская энциклопедия

    • ПОЛИКЛИНИКА — ПОЛИКЛИНИКА, и, жен. Лечебное учреждение с врачами разных специальностей для приходящих больных или помощи на дому. Районная п. Детская п. | прил. поликлинический, ая, ое. Больнично поликлинический комплекс. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов … Толковый словарь Ожегова

    • поликлиника — и; ж. Лечебное учреждение, укомплектованное врачами разных специальностей для нестационарного лечения больных и профилактики заболевания здоровых. Детская, взрослая п. Районная, городская п. Стоматологическая, глазная п. Обследоваться в… … Энциклопедический словарь

    • поликлиника — и; ж. см. тж. поликлинический Лечебное учреждение, укомплектованное врачами разных специальностей для нестационарного лечения больных и профилактики заболевания здоровых. Детская, взрослая поликли/ника. Районная, городская поликли/ника.… … Словарь многих выражений

    • поликлиника городская детская — городская П., обслуживающая детей в возрасте до 14 лет включительно; входит в состав объединенной детской больницы или является самостоятельным учреждением … Большой медицинский словарь

    • поликлиника стоматологическая детская — П. с., обслуживающая детей в возрасте до 14 лет включительно … Большой медицинский словарь

    • Учреждение Здравоохранения \»Барановичская детская городская больница\ — Учреждение Здравоохранения Барановичская детская городская больница … Википедия

    • Барановичская детская городская больница — УО Барановичская детская городская больница … Википедия

    • Камчатская краевая детская больница — ГУЗ «Камчатская краевая детская больница» Расположение … Википедия