Содержание
- Понятие и сущность предварительного следствия
- Следственный комитет как главный орган предварительного следствия
- Иные следственные органы
- Чем отличается следствие от дознания?
- Виды органов дознания
- Органы дознания и их полномочия
- Службы судебных приставов
- Тема 12. Предварительное расследование
- 12.1. Понятие, сущность, задачи и значение стадии предварительного расследования
- 12.2. Общие условия производства предварительного расследования
- 12.3. Формы предварительного расследования, их характеристика
- Современная система следственных органов России
Понятие и сущность предварительного следствия
Предварительное следствие в уголовном процессе РФ – это одна из форм предварительного расследования преступлений, которая подлежит осуществлению специализированными органами предварительного следствия – следователями Следственного комитета РФ, следователями ОВД, следователями органов федеральной службы безопасности.
Также, это деятельность, содержание которой охватывает от начала и до конца стадию предварительного расследования. Оно предназначено установить все обстоятельства по делу на досудебной стадии, которые подлежат доказыванию. Именно предварительное следствие включило в себя максимум установленных законодательством гарантий, соблюдение комплекса прав и законных интересов личности на досудебной стадии уголовного судопроизводства.
Расследование преступлений признается основной функцией для органов предварительного следствия, содержание которой заключается в полном и быстром раскрытии преступлений, своевременном привлечении к ответственности всех лиц, которые виновны в их совершении, установлению предпосылок и условий, которые способствуют преступлениям, и принятию всех необходимых мер для их устранения.
Предварительное следствие может иметь место и по преступлениям, по которым в соответствие с действующим законодательством производство такового является необязательным. Следователь в этой ситуации имеет право преступить к уголовному судопроизводству, лишь в том случае, если это считают необходимым суд либо прокурор.
Следственный комитет как главный орган предварительного следствия
В ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ» содержится определение Следственного комитета, включающее ряд его признаков как органа государства:
- это федеральный государственный орган, деятельность которого в пределах полномочий реализуется на всей российской территории
- он реализует полномочия в области уголовного судопроизводства согласно российскому законодательству.
ФЗ «О Следственном комитете РФ» установил, что все руководство деятельностью созданного вновь следственного органа реализует Президент РФ.
В систему Следственного комитета входят:
- непосредственно центральный аппарат комитета;
- следственные главные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ (в т.ч. их подразделения по административным округам), а также приравненные к ним специализированные (в т.ч. военные) следственные отделы и следственные управления Следственного комитета;
- следственные отделения и следственные отделы Следственного комитета по городам, районам и приравненные к ним, в т.ч. специализированные (в т.ч. военные) следственные подразделения комитета.
Следственный комитет РФ и подчиненные ему органы осуществляют предварительное следствие по уголовным делам о наиболее тяжких преступлениях против личности (например, изнасилования, убийства) о налоговых преступлениях, тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних и др.
Основная задача Следственного комитета – качественное расследование преступлений согласно подследственности, которая установлена уголовно-процессуальным законодательством РФ.
Основные функции Следственного комитета:
- обеспечение законности при проверке, регистрации, приеме донесений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, проведении предварительного расследования, а также принятие мер, которые направлены на защиту свобод и прав гражданина и человека, охраняемых законом интересов государства и общества;
- обеспечение по уголовным делам досудебного производства;
- выявление тех обстоятельств, которые способствуют совершению преступлений, и также введению мер по уничтожению этих обстоятельств;
- осуществление и организация процессуальной проверки и контроля деятельности следственных нижестоящих органов Следственного комитета и их должностных лиц, управление имеющимися средствами и силами в интересах качественного и оперативного проведения предварительного следствия по уголовным делам;
- разработка и внедрение в практику технико-криминалистических современных методик и средств расследования преступлений;
- изучение, анализ и обобщение практики расследования преступлений, распространение опыта следственной работы;
- ведение и формирование криминалистических учетов, баз данных информации;
- осуществление и организация судебно-экспертной деятельности, взаимодействие с научно-исследовательскими и экспертными учреждениями;
Иные следственные органы
В России существуют также специализированные следственные органы Следственного комитета – военные следственные органы. Сверху по лестнице иерархии, находится Главное военное следственное управление, которое вошло в центральный аппарат Следственного комитета.
Главному военному следственному управлению подчиняются военные следственные управления по военным флотам и округам, а также ракетным войскам стратегического назначения. Нижестоящим звеном являются военные следственные отделы по военным соединениям и гарнизонам.
Также в России имеются специализированные следственные отделы: природоохранные следственные отделы и отделы на особо режимных объектах, которые формируются на правах районных отделов и обладают должными полномочиями.
В системе МВД Российской Федерации следственные органы представлены Следственным департаментом МВД России и подвластными ему структурами.
Основными задачами Следственного департамента МВД России являются:
- руководство деятельностью органов предварительного следствия в системе МВД России в целях обеспечения объективного, всестороннего и полного расследования
- осуществление взаимодействия с органами государственной власти по вопросам, связанным с выявлением, предупреждением и расследованием преступлений
- расследование наиболее сложных, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений
Следователи органов ФСБ России ведут предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях против государственной безопасности, против общественной безопасности, о ряде преступлений в сфере экономической деятельности и др.
Основными задачами Следственного департамента ФСИН России являются:
- контроль и обеспечение деятельности территориальных следственных органов ФСКН России;
- организация и производство предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях по контролю за оборотом наркотических и др.
Должностные лица всех этих органов непосредственно производят предварительное следствие по уголовным делам, отнесенным к их подследственности в соответствии с законом, а также выполняют иные полномочия.
Основными должностными лицами, наделенными полномочиями по осуществлению предварительного следствия, являются следователь и руководитель следственного органа.
Руководитель следственного органа — это должностное лицо, которое возглавляет соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель.
Следователь же является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по конкретному уголовному делу.
Чем отличается следствие от дознания?
Аня Вишневская 1146 3 года назад эксперт темы я тупой
Я так понимаю, Вы о предварительном следствии.
Для начала определение.
Предварительное следствие это регламентированное гл. 22 УПК РФ, основная форма предварительного расследования. Это объясняется тем обстоятельством, что оно обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, так как по ним производится дознание.
Дознание — форма предварительного расследования, осуществляемая дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ).
Таким образом, только процессуальная деятельность органа дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, может называться дознанием. Производство неотложных следственных действий в порядке ст. 157 УПК РФ не является дознанием.
Нельзя не сказать в таком вопросе и некоторых схожествах. Как и предварительное следствие, дознание является процессуальной деятельностью, построенной на общих принципах и требованиях российского уголовно-процессуального законодательства. Принципиальное единство дознания и предварительного следствия в том и заключается, что органы, их осуществляющие, руководствуются едиными принципами процесса, единым процессуальным законодательством, решают единые и общие задачи уголовного судопроизводства. Являясь видами одной стадии процесса — стадии предварительного расследования, дознание и предварительное следствие все же отличаются друг от друга по ряду признаков:
1. Органы, которые проводят эти процессуальные действия:
~Предварительное следствие производится:
-следователями Следственного комитета РФ — по уголовным делам о преступлениях, перечисленных п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ;
-следователями органов Федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, перечисленных п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, а также в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 151 УПК РФ;
-следователями органов внутренних дел РФ — по уголовным делам о преступлениях, перечисленных п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ;
-по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 5 ст. 151 УПК РФ предварительное следствие может производиться также следователями органа, выявившего эти преступления. В случаях, перечисленных в ч. 6 ст. 151 УПК РФ оно производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело
~Дознание производится:
-дознавателями органов внутренних дел РФ — по всем уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, за исключением уголовных дел, указанных в п. 3-6, 9 ч. 3 ст. 151 УПК РФ;
-дознавателями пограничных органов Федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п. 3 ч. 3. ст. 151 УПК РФ;
-дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК РФ;
-дознавателями органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п. 6 ч. 3 ст. 151 УПК РФ;
-следователями Следственного комитета РФ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ;
-дознавателями таможенных органов РФ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п. 9 ч. 3 ст. 151 УПК РФ.
2. Действия, выполняемые при выполнении своей обязанности.
~Органы предварительного следствияпри расследованию преступлений используют только следственные (допрос (подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, понятого), очная ставка, обыск, выемка, осмотр, освидетельствование, контроль и запись переговоров, получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, опознание, следственный эксперимент, проверка показаний на месте, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию) и иные процессуальные действия.
~Органы дознания и дознаватели в своей деятельности сочетают следственные и иные процессуальные действия с ОРМ (оперативно-розыскные мероприятия), которые проводятся с помощью специальной оперативной техники (информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде ), научно-технических и других средств, а также посредством личного сыска.
3.Подследственность уголовных дел.
~К предварительному следствию отнесены дела о тяжких и особо тяжких преступлениях.
~К дознанию отнесены дела о преступлениях небольшой и средней тяжести.
4.Сроки.
~По делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, неотложные следственные действия проводятся не более 10 суток со дня возбуждения уголовного дела. Продление этого срока законом не предусмотрено (ч. 3 ст. 157 УПК).
-Для производства предварительного следствия установлен двухмесячный срок расследования со дня возбуждения уголовного дела.
~По делам, по которым дознанием исчерпывается расследование по делу, оно проводится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Продлить этот срок может надзирающий прокурор, но не более чем на 30 суток (ч. 3 ст. 223 УПК).
5.Кто имеет право знакомиться с материалами дела.
~По окончании предварительного следствия потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители по ходатайству могут знакомиться с материалами законченного расследования полностью или частично, за исключением документов, указанных в ч. 2 ст. 317.4 УПК, выписывать необходимые сведения и заявлять различного рода ходатайства (ст. 216-218 УПК).
~По окончании дознания, которым исчерпывается расследование по делу, такими правами наделяются только потерпевший или его представитель по его ходатайству (ч. 3 ст. 225 УПК).
6.Ширина полномочий.
~Органы предварительного следствия:
-по делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении ОРМ, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК).
-следователь вправе, в случае необходимости, поручить органу дознания производство следственных, розыскных или оперативно-розыскных действий в другом районе или по месту предварительного следствия.
-следователь имеет право знакомиться с оперативно-розыскными материалами органов дознания, относящимися к расследуемому делу, давать им письменные, обязательные для исполнения поручения и указания и требовать их содействия в производстве следственных действий.
~Органы дознания :
-не вправе давать следователю какие-либо указания и поручения, а также не вправе без письменных указаний следователя производить какие-либо процессуальные, следственные действия по делу, находящемуся в производстве следователя. (Это свидетельствует о том, что по отношению к органу дознания следователь занимает положение, наделяющее его более широкими)
-прокурор, осуществляя надзор за процессуальной деятельностью, имеет право отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, изымать любое уголовное дело у органа дознания, давать указания о проведении розыскных и оперативно-розыскных мероприятий, утверждать решения дознавателя о прекращении производства по делу и т.д.(Это свидетельствует о тройном подчинении дознавателя: начальнику органа дознания, от которого он получает полномочия органа дознания и с чьим утверждением он принимает важнейшие решения по делу, следователю и прокурору, а также о его меньшей процессуальной самостоятельности по сравнению с процессуальной самостоятельностью следователя.)
Виды органов дознания
Следственные органы, руководители следственных подразделений и должностные лица, уполномоченные проводить расследование (дознаватели), по закону классифицируются как сторона обвинения (статья 40, 401, 41 УПК).
Поэтому органы дознания, начальники подразделения дознания и дознаватели в досудебном порядке должны удовлетворить процессуальную функцию обвинения.
Осуществляя уголовное преследование, орган дознания и дознаватель, когда обнаруживают признаки преступления, принимают правовые меры для установления уголовного преступления и разоблачения виновника или преступника.
В согласовании со статьей 40 УПК к органам дознания относятся:
- органы внутренних дел Российской Федерации, а также другие органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законодательством полномочиями по осуществлению ОРД;
- органы Федеральной службы судебных приставов (п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК);
- командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
- органы государственного пожарного наблюдения федеральной противопожарной службы.
Перечисленные органы дознания срабатывают в границах собственной компетенции.
В уголовно-процессуальном законе (ч. 2 ст. 40 УПК) определены 2 основных направления процессуальной работы органов дознания:
- производство дознания по уголовному делу, по которому предварительное следствие необязательно, – в порядке, установленном гл. 32 и 321 УПК;
- осуществление неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие является обязательным (ст. 157 Уголовно-процессуального кодекса).
Замечание 1
Кроме этого действующий закон возлагает на органы дознания последующие процессуальные возможности:
- принятие, рассмотрение и разрешение жалоб и сообщений о преступлениях (ст. 140-145 УПК РФ);
- производство некоторых следственных и процессуальных действий, также оперативно-разыскных событий по письменному распоряжению следователя;
- помощь следователям в проведении отдельных расследований и разбирательств (статьи 38 и 157 УПК).
Органы дознания и их полномочия
В органах дознания их полномочия возлагаются на следователя по письменному распоряжению (приказу) начальника или заместителя начальника органа, в котором служит следователь. Запрещается передавать полномочия по проведению расследования должностному лицу, которое проводило или проводит оперативный досмотр в случае происшествия. Независимо от ведомственной принадлежности, все следователи имеют единый статус, они в равной степени выполняют предусмотренные законом обязанности и наделены одинаковыми процессуальными правами с разграничением их компетенции только на основании уголовных дел.
Уголовно-процессуальный кодекс устанавливает границы следственных органов по предмету (родовому) в зависимости от характера деяния, а также личных особенностей субъекта преступления или места его совершения.
Следователи МВД проводят расследование всех уголовных дел о преступлениях, возбужденных по третьей части ст. 150 УПК, за исключением уголовного дела, обозначенного в 3-6 ч. 3 ст. 151 УПК.
Замечание 2
Следователи пограничных органов ФСБ России ведут расследование случаев нарушения законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253 УК РФ), незаконной добычи водных животных и растений, захваченных пограничными органами Федеральной службы безопасности России (статья 256 Уголовного кодекса), незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 322, часть 1 статьи 323 Уголовного кодекса).
Службы судебных приставов
Следователи Федеральной службы судебных приставов уполномочены проводить расследование преступлений, предусматривающих уголовную ответственность за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или родителей-инвалидов (ст. 157 Уголовного кодекса):
- за умышленное уклонение от кредиторской задолженности (ст. 177 Уголовного кодекса);
- воспрепятствование правосудию и проведение предварительного следствия – без признаков квалификации (ч. 1 ст. 294 Уголовного кодекса);
- неуважение к суду (ст. 297 Уголовного кодекса);
- разглашение информации о мерах безопасности, примененных к судье (участникам уголовного процесса), (ч.1 ст. 311 УК),
- противоправных действий в отношении имущества, подлежащего описанию или задержанию (ст. 312 Уголовного кодекса);
- несоблюдение решения суда, судебного решения или иного судебного акта (статья 315 Уголовного кодекса).
Следователи органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы проводят расследование уголовных дел:
- о причинении ущерба имуществу по неосторожности (ст. 168 УК РФ);
- о нарушении правил пожарной безопасности, совершенном лицом, ответственным за их соблюдение, если оно нанесло серьезный ущерб здоровью человека (ч. 1 ст. 219 Уголовного кодекса);
- об уничтожении или повреждении лесов и насаждений, не являющихся частью леса, вследствие неосторожного обращения с огнем или другими источниками опасности (часть 1, статья 2 статьи 261 Уголовного кодекса).
Следователи Следственного комитета Российской Федерации расследуют все уголовные дела по преступлениям, указанным в части 3 ст. 150 ККП, совершенных лицами, упомянутыми в статье 447 Уголовно-процессуальный кодекса (членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, судьями и т.д.), а также преступления, совершенные против них в связи с их профессиональной деятельностью.
Следователи органов, контролирующих поток наркотических средств и психотропных веществ, проводят уголовные расследования в отношении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 2282, 2283, часть 1 ст. 230, ч. 1 ст. 231, часть 1 ст. 232, ст. 233, часть 1 и 4 ст. 234, ч. 1 и 3 столовые ложки. 327 УК РФ.
Следователю не требуется согласие прокурора, дознавателя или руководителя следственного отдела для принятия решения о возбуждении уголовного дела. Однако незаконное или необоснованное решение следователя о возбуждении уголовного дела может быть отменено государственным обвинителем (часть 6, часть 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса). Начальнику следственного отдела разрешено отменять только необоснованные распоряжения следователя о приостановлении производства в уголовном деле (часть 3 статьи 40 Уголовно-процессуального кодекса).
В соответствии с правилами процедуры, изложенными в ст. 2231 Уголовно-процессуального кодекса, если возбуждено уголовное дело и в ходе расследования установлена достаточная информация, позволяющая подозревать лицо в совершении деяния, запрещенного уголовным законодательством, следователь пишет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, которое он дает подозреваемому, и в то же время разъясняет ему права, перечисленные в ст. 46 УПК, которое является протоколом с отметкой о доставке копии уведомления. Копия этого извещения немедленно направляется прокурору.
Замечание 3
Закон содержит обязательные требования, согласно которым уведомление о совершении преступления должны включать:
- дату и место его составления;
- инициалы человека который их составил;
- фамилию имя отчество подозреваемого, число, месяц, год и место его рождения;
- описание правонарушения с указанием места, времени его совершения и других обстоятельств, подлежащие доказыванию (пункт 1 и 4 части 1 статьи 73 УПК);
- пункт, часть, статья Уголовного кодекса, предусматривающая ответственность за данное правонарушение.
Если имеются доказательства того, что подозреваемые совершили несколько правонарушений на основе нескольких пунктов, частей, статей Уголовного кодекса, то в этом уведомлении должно указываться, в каких действиях подозревается иное лицо в совершении каждого из этих норм уголовного права.
В тех случаях, когда в одном уголовном деле выявлено несколько подозреваемых, каждому из них выдается уведомление о подозрении в совершении преступления.
В течении 3-х дней с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления, следователь должен допросить подозреваемого по существу подозрения.
Закон (ст. 2232 Уголовно-процессуального кодекса) предусматривает, что в случае сложности или возбуждения уголовного дела расследование может быть поручено группе следователей. Руководитель следственного органа уполномочен принимать решение о проведении расследования группой следователей, а также изменять его состав. Мотивированное решение принимается отдельным решением или определяется в решении о возбуждении уголовного дела. В решении должен быть указан список всех следователей, которым поручено проведение расследования, включая имя следователя, назначенного руководителем следственной группы.
Для работы в следственной группе могут быть привлечены должностные лица учреждения, которые осуществляют ОРД.
Закон устанавливает требование о том, чтобы состав следственной группы был объявлен подозреваемому, обвиняемому, что подтверждается его подписью в соответствующем постановлении.
Сфера полномочий руководителя группы следователей по делу о крупном и сложном уголовном деле четко определена в законе.
В соответствии с ст. 2232 Уголовно-процессуального кодекса, руководитель следственной группы уполномочен принимать такое дело к своему производству, организовывать работу всех следователей, входящих в группу, руководить их следственными действиями и принимать решения такие как:
- выделение уголовное дела в отдельное производство в порядвке, установленном статьей 153-155 УПК;
- прекращение уголовного дела в целом или частично;
- приостановление или возобновление уголовного судопроизводства;
- письменное уведомление о подозрении в совершении преступления;
- о судебном преследовании обвиняемых и предъявленных ему обвинениях;
- о переводе обвиняемого в медицинскую или психиатрическую больницу с целью проведения судебно-психиатрической экспертизы, за исключением случаев, указанных в пункте 3 части 2 ст. 29 из УПК;
- подача заявления о продлении срока следствия в прокуратуру;
- инициирование с одобрения прокурора в суде ходатайства о выборе меры пресечения и представлении следственных и иных процессуальных мер, предусмотренных ч. 2 ст. 29 из КПК.
В законе говорится, что руководитель и члены следственной группы имеют право участвовать в следственных действиях, проводимых другими следователями, проводить следственные действия и принимать решения по уголовному делу в порядке предусмотренном в Уголовно-процессуальном кодексе.
Замечание 4
Руководитель группы следователей по закону обязан оформить обвинительное заключение (часть 3 статьи 2232 УПК) и приложение (часть 31 статьи 225 УПК).
Тема 12. Предварительное расследование
12.1. Понятие, сущность, задачи и значение стадии предварительного расследования
Предварительное расследование — стадия уголовного судопроизводства, заключающаяся в правоотношениях и деятельности ее участников при определяющей роли органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора при ограниченном контроле со стороны суда по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для привлечения конкретных лиц в качестве обвиняемых и направления дела в суд.
Сущность предварительного расследования как стадии уголовного процесса заключается в том, что это промежуток времени, в течение которого осуществляется одноименная уголовно-процессуальная деятельность.
Задачи стадии ПР:
Общие:
защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, пострадавших от преступления;
защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод;
отказ от уголовного преследования невиновных и реабилитация каждого, кто необоснованно подвергался уголовному преследованию.
Специфические:
привлечение конкретного лица в качестве обвиняемого;
выявление и принятие мер к устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления;
обеспечение гражданского иска;
подготовка досудебных материалов в виде уголовного дела для его рассмотрения в суде.
Значение стадии ПР:
в ней реализуется принцип неотвратимости ответственности и наказания путем установления обстоятельств преступления и лица, его совершившего;
в этой стадии появляется важнейший участник процесса- обвиняемый;
в данной стадии готовятся материалы, которые являются предметом рассмотрения в судебном заседании.
12.2. Общие условия производства предварительного расследования
Общие условия предварительного расследования – правовые положения основывающиеся на принципах уголовного судопроизводства, характеризующие сущность и содержание предварительного расследования.
Система общих условий предварительного расследования:
соблюдение правил подследственности;
индивидуализация расследования путем выделения и соединения уголовных дел;
своевременное начало предварительного расследования;
сочетание единоличных и коллегиальных начал в расследовании;
соблюдение сроков предварительного расследования;
привлечение к участию в расследовании широкого круга участников процесса;
производство следственных действий, затрагивающих конституционные права граждан, только по судебному решению;
недопустимость разглашения данных расследования;
общие правила производства следственных действий;
установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления;
обязательность удовлетворения ходатайств, имеющих значение для дела;
использование специальных познаний и научно-технических средств;
взаимодействие органов расследования;
наличие прокурорского надзора, ведомственного и судебного контроля.
Подследственность – совокупность признаков преступления, по которым его расследование в полном объеме относится к компетенции строго определенного органа предварительного расследования, конкретной структурной единицы ведомства.
Признаки подследственности (ст. 151 УПК и др.):
предметный (родовой);
персональный;
альтернативный (территориальный);
по связи дел.
Предметный признак – признак подследственности, определяемый уголовно-правовой характеристикой преступления, т.е. его квалификацией.
Предметный признак используется для отнесения уголовных дел к той или иной форме расследования, к компетенции того или иного следователя, к компетенции того или иного органа дознания (ст.151 УПК РФ).
Предметная подследственность закреплена в ст. 150 и 151 УПК РФ. В ст. 150 УПК РФ закреплены составы преступлений, по которым производится дознание. В ст. 151 УПК РФ определено, по каким составам преступлений предварительное следствие производится следователями органов прокуратуры, а по каким — также следователями органов федеральной службы безопасности, федеральных налоговых органов, органов внутренних дел.
Исключение из правила предметной последовательности закреплено в п. 8 ч. 2 ст. 37, ч. 4 ст. 150 УПК РФ. Согласно данной норме права по письменному указанию прокурора уголовные дела, по которым обычно должно проводиться дознание, могут быть переданы для производства предварительного следствия.
Персональный признак – признак, определяемый характеристиками личности обвиняемого и потерпевшего.
Признак по связи дел – признак подследственности, обусловленный связью дел о преступлениях, когда их раздельное расследование не обеспечивает реализацию назначения уголовного процесса.
Альтернативный признак – признак подследственности, определяемый указанным в законе следственным органом, выявившим преступление.
Территориальный (местный) признак – обязательный признак подследственности, определяемый местом совершения преступления, местом окончания преступления, местом совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них, местом нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.
12.3. Формы предварительного расследования, их характеристика
Существуют две формы предварительного расследования:
дознание
предварительное следствие
Предварительное следствие
Предварительное следствие — это деятельность, содержание которой охватывает всю от начала до конца стадию предварительного расследования.
Предварительное следствие направлено на досудебное установление всех обстоятельств, подлежащих доказыванию (ст. 73, 421, 434 УПК РФ).
Именно оно, концентрирует гарантии соблюдения прав и законных интересов личности на досудебных стадиях уголовного процесса. Предварительное следствие производится следователями, которые обладают процессуальной самостоятельностью. Следственные подразделения в настоящее время имеются в прокуратурах, а также в органах внутренних дел, органах федеральной службы безопасности.
Предварительное следствие, согласно ст. 151 и 434 УПК РФ, обязательно по наиболее сложным делам и по всем делам о преступлениях, совершенных должностными лицами органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, органов налоговой полиции, таможенных органов РФ, военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей; по делам в отношении лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, и лиц, у которых после содеянного наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение. Приведенный здесь перечень не исчерпывающий.
От судебного предварительное следствие отличается субъектами, средствами, целями, местом и ролью в уголовном процессе этих видов деятельности.
Предварительное следствие, как и любая другая форма предварительного расследования, состоит из процессуальных действий и процессуальных решений.
Оно включает производство следственных действий, применение мер принуждения, привлечение лица в качестве обвиняемого, допуск к участию в уголовном процессе защитника, законных представителей, гражданских истцов и других субъектов уголовного процесса, ознакомление участников с материалами дела и многое другое. Первоначальный срок предварительного следствия установлен в размере 2 месяцев. Однако он может быть продлен прокурором в установленном законом порядке.
Дознание
Дознание – форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно ( п.8 ст. 5 УПК РФ)
В юридической науке понятие дознания используется главным образом для обозначения:
Одной из существующих в уголовном процессе форм предварительного расследования преступлений;
Самостоятельного института уголовно-процессуального права;
Вида деятельности, осуществляемого органами дознания.
По действующему уголовно-процессуальному законодательству дознание является формой предварительного расследования и следовательно в первую очередь его следует отличать от оперативно-розыскной деятельности и деятельности административной.
Являясь формой процессуальной, дознание производится по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, подозреваемых в совершении преступлений небольшой и средней тяжести (ч.3 ст. 150, ч.2 ст. 223 УПК РФ).
В сравнении с предварительным следствием дознание можно рассматривать как упрощенную форму расследования, предусматривающую специальные правила производства по уголовному делу (гл. 32 УПК РФ).
При этом следует обратить внимание на то, что решения, принимаемые в ходе дознания, имеют такую же юридическую силу, как и принимаемые при производстве предварительного следствия.
Процессуальный закон не допускает производства дознания в отношении конкретных лиц, совершивших запрещенные уголовным законом деяния в состоянии невменяемости, а также заболевших после совершения преступления психическим расстройством, делающим невозможным назначение наказания или его исполнение (ст.433, 434 УПК РФ). Поскольку по этим делам обязательно производство предварительного следствия, то в случаях установления в ходе дознания указанных обстоятельств, уголовное дело должно быть направлено прокурору для определения подследственности (ст. 149 УПК РФ) и передачи следователю.
Дознание по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними с 1 июля 2002 года (с момента вступления в действие УПК РФ) должно производиться в общем порядке с учетом дополнительных требований, предъявляемых гл. 50 УПК РФ (Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних).
Но поскольку при расследовании указанной категории дел, в силу требований п.2 ч.1 ст. 421 УПК РФ необходимо выяснение уровня психического развития и иные особенности личности несовершеннолетнего, для чего требуется производство судебной психиатрической экспертизы, и выяснение таких обстоятельств не укладывается в сроки, отведенные законом для производства дознания, производится предварительное следствие.
Таким образом, в соответствии с действующим УПК РФ дознание можно определить как упрощенную форму предварительного расследования преступлений небольшой и средней тяжести по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, в уголовно-процессуальном порядке, по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления, с целью защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.
Действия и решения, принятые в ходе дознания, имеют такую же юридическую силу, как и осуществленные при производстве предварительного следствия.
Осуществляется дознание уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами.
Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном гл. 21, 22, 24 – 29 УПК для предварительного следствия, с изъятиями, предусмотренными в гл. 32 УПК РФ.
Дознание по делам, по которым предварительное следствие необязательно, от предварительного следствия отличают:
к подследственности органов дознания отнесены уголовные дела о преступлениях, перечисленных в ч.3 ст. 150 УПК, а также по иным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, но только при наличии письменного указания прокурора.
производство в форме дознания по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции органов дознания частью 3 ст. 150 УПК, осуществляется лишь по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (ст223 УПК РФ)
субъект, его осуществляющий (может быть дознавателем, а не следователем);
правовой статус данного субъекта (дознаватель не обладает процессуальной самостоятельностью);
первоначальный срок (20 суток)
возможность отсутствия в деле постановления о привлечении в качестве обвиняемого (в соответствии с п.2 ч.1 ст. 158 и ст. 225 УПК дознание заканчивается составлением обвинительного акта, содержание которого регламентируется ст. 225 УПК)
Содержание обвинительного акта:
Дата и место его составления
Должность и фамилия лица, его составившего
Данные о лице, привлекаемом в качестве обвиняемого
Обстоятельства преступления и др. обст-ва, имеющие значение для дела.
В обвинительном акте формулируется обвинение с указанием пункта, части, статьи УК, предусматривающей данное преступление, приводится перечень доказательств обвинения и защиты, смягчающие и отягчающие обстоятельства, данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда, а также список лиц, подлежащих вызову в суд.
С момента составления обвинительного акта лицо приобретает процессуальное положение обвиняемого.
Обвинительный акт утверждается начальником органа дознания и направляется вместе с материалами дела прокурору.
В течение двух суток прокурор рассматривает поступившее с обвинительным актом уголовное дело и принимает одно из следующих решений:
об утверждении ОА и направлении дела в суд
о возвращении УД для производства дополнительного дознания либо пересоставления ОА , при этом он может продлить срок дознания, но не более чем на 10 суток
прекратить уголовное дело по основаниям, предусмотренным ст. 24-28.
Современная система следственных органов России
Лекция Председателя Следственного комитета Российской Федерации А.И. Бастрыкин «Современная система следственных органов в Российской Федерации»
01.12.2018, Санкт-Петербург
Добрый день, уважаемые коллеги!
В начале лекции «Современная система следственных органов в Российской Федерации» хотел бы отметить, что масштабные реформы и реализация национальных проектов требуют высокого качества следственной работы с тем, чтобы правозащитный потенциал следователей, реально укреплял механизм справедливости и стабильности в обществе.
В настоящее время систему органов предварительного следствия составляют следственные органы Следственного комитета России, Федеральной службы безопасности РФ и МВД России.
Единство системы органов предварительного следствия определяется Уголовно-процессуальным кодексом Российской.
Исторически следствие было «ведомственным».
В органах внутренних дел следственный аппарат был учрежден в 1963 году Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года № 1237-VI «О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка».
Указом Президента РФ от 23.11.1998 № 1422 (ред. от 16.05.2017) «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» установлено, что Следственный департамент МВД России является следственным органом, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве и возглавляющим органы предварительного следствия в системе МВД России.
Таким образом, предварительное следствие в системе МВД России представляет собой централизованную структуру, включающую, наряду со Следственным департаментом МВД России территориальные следственные подразделения, а также органы предварительного следствия на транспорте и следственные части главных управлений МВД в округах.
В настоящее время следственные подразделения органов внутренних дел, численность которых составляет свыше 43 тысяч сотрудников, ежегодно направляют в суды более 300 тысяч уголовных дел, отнесенных в соответствии со ст. 151 УПК РФ к их подследственности. Следователи органов внутренних дел расследуют уголовные дела о причинении различной степени тяжести вреда здоровью; о преступлениях против собственности – кражи, грабежи, разбойные нападения, мошенничество; преступления о незаконном обороте наркотиков; криминальные банкротства; дорожно-транспортные происшествия.
Следственный аппарат органов внутренних дел входит в структуру МВД России.
Начальник Следственного департамента МВД России является заместителем Министра внутренних дел России.
Другим ведомством, в состав которого входит следствие, является Федеральная служба безопасности.
В целом полномочия ФСБ России определены Федеральным законом от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», а также Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации».
В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О ФСБ России» органы ФСБ России проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации, и преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены УПК РФ к их ведению.
Подследственность следователей органов ФСБ России связана с расследованием преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства (Глава 29 Особенной части УК РФ). Это такие составы, как государственная измена (ст. 275 УК РФ), шпионаж (ст. 276 УК РФ), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ).
К подследственности следователей ФСБ России также относятся преступления против экономической безопасности: контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов; незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и вооружения, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.
К подследственности ФСБ России также относятся преступления, связанные:
с террористическим актом;
организацией террористического сообщества и участием в нем;
содействием террористической деятельности;
наемничеством;
совершением акта международного терроризма;
организацией незаконного вооруженного формирования или участием в нем;
диверсией;
вооруженным мятежом;
насильственным захватом власти или насильственным удержанием власти;
публичными призывами к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации и ряд других в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством.
Уважаемые коллеги!
В этом году исполнилось 11 лет со дня реформирования следственных органов и создания новой следственной структуры – Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (правопреемником которого является уже самостоятельный следственный орган – Следственный комитет России), образованного Указом Президента РФ от 1 августа 2007 года № 1004.
В прошлом году мы отмечали 300 лет со дня издания Петром Великим типового Наказа об учреждении системы следственных канцелярий 9 декабря 1717 года.
«Новое – это хорошо забытое старое», и наше обращение к истокам образования первых в России вневедомственных следственных органов ещё раз это подтверждает.
Сама идея образования вневедомственного следственного органа возникла еще в 1713 году в ходе проведения Петром Великим экономических реформ. Именно тогда были учреждены первые специализированные следственные органы России – «майорские» следственные канцелярии, которые в соответствии с уже упомянутым Наказом были подчинены и подотчётны непосредственно Петру I.
В этом документе впервые в практике отечественного уголовного судопроизводства запрещалось самим назначать уголовное наказание и приводить его в исполнение, как это делалось ранее.
По результатам расследования следователи составляли процессуальный документ, который в современном уголовном процессе называется обвинительным заключением.
К подследственности следственных канцелярий были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти (взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги). Такого рода преступления сегодня относятся к подследственности СК России, организационно и идейно являющемуся правопреемником «майорских» канцелярий.
В результате активной деятельности первых следственных канцелярий, в первой четверти ХVIII века под следствием оказалось 12 из 30 российских губернаторов, а также 11 из 23 сенаторов по обвинению в казнокрадстве.
К сожалению, после правления Петра Великого, на протяжении второй четверти XVIII – начала XIX века происходила деформация заложенных им основ вневедомственного следствия.
После упразднения следственных канцелярий функция предварительного следствия стала рассматриваться как рядовая процессуальная форма досудебного производства по всем категориям уголовных дел вне зависимости от степени и характера общественной опасности преступления.
Вследствие такого снижения статуса предварительного следствия отпала необходимость наделения следственного аппарата особыми процессуальными полномочиями и обеспечения его такой гарантией, как организационная независимость.
Поэтому в период до 1860 года расследованием преступлений занимались по сути неспециализированные судебные и административные органы – Главная полицмейстерская канцелярия, нижние земские суды и основанные в 1782 году управы благочиния. В более сложных делах оно поручалось особым чиновникам. Именно с этим периодом можно связать зарождение и развитие в России, так называемой административной модели организации следственного аппарата.
Однако уже в начале XIX века обнаружились недостатки такой модели следственного аппарата.
Организационная подчиненность следственной службы руководству Министерства внутренних дел – одного из центральных органов управления Российской империи того времени и связанная с этим незаинтересованность ведомства в уголовном преследовании высокопоставленных должностных лиц органов государственной власти, обусловили значительный рост коррупции, и, как следствие, сопутствующих ей видов преступности, в первую очередь – экономической.
Стало очевидным, что при такой модели организации следственный аппарат способен эффективно противостоять только общеуголовной преступности.
В связи с этим одно из направлений судебной реформы 1860 года заключалось в поиске новых форм организации предварительного следствия, отличных от административной модели. Однако возврат к петровской вневедомственной модели предварительного следствия в тот период не рассматривался.
Было принято решение вывести следственные органы из состава полиции и передать их в организационную структуру судов.
Этот этап развития института предварительного следствия связывается с зарождением так называемой судебной модели организации следственного аппарата в России. Она легла в основу организации учрежденного немного позже аппарата военных следователей, которые согласно положениям Военно-судебного устава 1867 года состояли при военно-окружных судах.
В рамках названной модели следственная служба развивалась вплоть до Октябрьской революции 1917 года.
В период гражданской войны создавались следственные комиссии при революционных трибуналах, при окружных судах, в рабоче-крестьянской милиции и в органах Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем.
По Положению о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 года следственный аппарат судебной системы включал:
– участковых народных следователей при народных судах;
– старших следователей при губернских судах;
– следователей по важнейшим делам при Верховном Суде РСФСР и отделах прокуратуры Наркомата юстиции.
Такая модель следствия характеризовалась спецификой постепенного наращивания жесткой централизации в управлении органами юстиции.
В 1928 году весь следственный аппарат был передан в прокуратуру (постановлением Коллегии Народного комиссариата юстиции РСФСР).
Дальнейшее развитие следственного аппарата связано исключительно с периодическими перераспределениями функции предварительного следствия между прокуратурой и органами внутренних дел.
Справочно: выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему состоялось после принятия Конституции СССР 5 декабря 1936 года.
13 марта 1954 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР образован Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР, в состав которого вошла Следственная часть (практически сразу переименованная в Следственное управление).
23 июня 1959 года Председателем КГБ издается Приказ «О сосредоточении руководства всей следственной работой в Следственном управлении КГБ при СМ СССР», в соответствии с которым руководство следственной работой в территориальных, транспортных и особых отделах КГБ, а также оказание им практической помощи в расследовании уголовных дел возлагаются на Следственное управление КГБ при СМ СССР.
Несмотря на реорганизации самого ведомства деятельность Следственного управления осуществлялось до декабря 1993 года. В 1993 году Министерство безопасности России было преобразовано в Федеральную службу контрразведки России, лишенную права вести следствие. Затем ликвидация следственного аппарата в системе органов безопасности была признана ошибочной, и Указом Президента РФ от 22 ноября 1994 г. Следственное управление было воссоздано (Указ Президента РФ от 22 ноября 1994 г. № 2106 «О создании Следственного управления Федеральной службы контрразведки Российской Федерации и следственных подразделений в органах контрразведки Российской Федерации»).
Закономерным итогом контрразведывательной деятельности является расследование уголовных дел о государственной измене и шпионаже, разглашении государственной тайны.
Уважаемые коллеги!
Следует отметить, что с середины 1960 годов в научных кругах внимание к себе привлекла забытая вневедомственная модель предварительного следствия, созданная ещё Петром I, которая обсуждалась длительное время.
В ходе претворения в жизнь судебной реформы 1991 года (постановление Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 года № 1801-1), из-под надзора прокуроров сначала были высвобождены суды, а затем и следственные органы.
Таким образом, в процессе формирования вневедомственного следственного органа – Следственного комитета России выделяются два основных этапа:
Первый связан с изданием Указа Президента России «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации» от 1 августа 2007 г. № 1004 и в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ – Следственный комитет был сформирован в составе прокуратуры Российской Федерации 7 сентября 2007 года.
Прокурор был лишен права возбуждать, расследовать уголовные дела, а также определять основные направления расследования, сохранив за собой только право надзора за законностью возбуждения уголовного дела и поддержания обвинения в суде.
Вторым и окончательным этапом образования вневедомственного следственного органа явилось издание Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ.
Указом Президента РФ «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» от 14 января 2011 г. № 38 было утверждено Положение о Следственном комитете Российской Федерации.
Тем самым установлена независимость СК России от каких-либо органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций.
Сегодня Следственный комитет РФ работает в юридическом статусе федерального государственного органа, осуществляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства и подчинён непосредственно Президенту РФ.
Успешный исторический опыт образования вневедомственных следственных органов, заложенных ещё Петром Великим, был реализован уже в наше время.
Следственный комитет России возглавляет Председатель. В его структуру СК России вошли не только территориальные, но и военные, специализированные (в том числе транспортные) следственные управления и отделы, а также образовательные учреждения Следственного комитета.
Уважаемые коллеги!
Подследственность следователей Следственного комитета постоянно расширяется.
Так, к подследственности СК России с 2011 года отнесено расследование налоговых преступлений (которые с 1992 по 2003 год были отнесены к подследственности следователей Федеральной службы налоговой полиции до её упразднения в 2003 году с передачей функций и штата в МВД России, п. 4 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2009 г. № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
С 2012 года к подследственности следователей СК России отнесено расследование тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних (Федеральный закон от 28.12.2010 № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия»).
Исключены из альтернативной подследственности и перешли в исключительную компетенцию Следственного комитета подавляющее большинство преступлений коррупционной направленности.
К примеру, преступления коррупционной направленности совершенные так называемым «спецсубъектом» (депутатом, судьей, прокурором, следователем, адвокатом) осуществлять предварительное расследование уполномочен лишь следователь Следственного комитета России.
Сегодня к альтернативной подследственности согласно 151 УПК РФ относится ряд преступлений террористической направленности (ст.205 Террористический акт, ст. 205.4. УК РФ Организация террористического сообщества и участие в нем), ст. 205.5. УК РФ Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации, Ст. 206 УК РФ Захват заложника), также должностные преступления, предусмотренные ст. 285 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями), ст. 286 УК РФ (Превышение должностных полномочий) и ряд других. Предварительное следствие по данным категориям преступлений может производиться следователями органа, выявившего эти преступления.
Уважаемые коллеги!
В настоящее время к основным задачам Следственного комитета России относятся:
1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;
3) осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;
4) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;
5) осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;
6) участие в разработке мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
7) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
8) определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле в следственных органах Следственного комитета.
Наша работа сосредоточена на противодействии особо опасным преступлениям, наиболее сложным для доказывания – должностным злоупотреблениям и коррупции, в том числе в оборонно-промышленном комплексе страны, преступлениям экстремистской направленности, терроризму, на пресечении преступных деяний, нарушающих права и интересы несовершеннолетних, на защите трудовых прав граждан. Безотлагательно принимаются жесткие меры правового воздействия к виновным в социально значимых происшествиях.
Уважаемые коллеги!
Сегодня нами сформирована мобильная и дееспособная система следственных органов, оснащенная новейшей криминалистической техникой и хорошей организационно-методической базой.
СК России делает всё возможное, чтобы каждый гражданин был уверен в своей безопасности. В результате слаженного межведомственного взаимодействия раскрываемость убийств, фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевших, изнасилований, а также коррупционных преступлений на сегодня превысила уровень 90%.
Благодаря этому Следственный комитет России воспринимается обществом, как государственный орган, способный защитить и восстановить права граждан.
Несмотря на утверждение недоброжелателей о том, что СК России не справится со своими задачами из-за лишения прокуроров ряда надзорных полномочий, за период с 2011 года (когда Следственный комитет стал независимым следственным органом) в суд направлено свыше 760 тысяч уголовных дел, а этот показатель – один из главных объективных критериев оценки всей следственной работы. В ходе предварительного следствия и процессуальных проверок возмещено государству и потерпевшим от преступлений гражданам более 240 миллиардов рублей.
Уважаемые коллеги!
Следует особо отметить, что с первых же дней работы Следственного комитета особое внимание уделяется организации экспертно-криминалистической деятельности, а также качественному криминалистическому сопровождению раскрытия и расследования преступлений, в том числе совершенных в прошлые годы.
В системе Следственного комитета созданы и активно работают специальные подразделения – аналитические группы, отвечающие за этот важный участок работы. Создан Криминалистический центр, оснащенный новейшей криминалистической техников, в том числе отечественного производства.
В результате такого подхода нами достигнута положительная динамика раскрытия преступлений прошлых лет.
Так, в период с 2007 года по настоящее время (9 мес. 2018 г.) следователями СК России раскрыто более 72 тысяч преступлений, уголовные дела по которым были приостановлены в прошлые годы, в их числе – свыше шести тысяч семисот убийств и более трёх с половиной тысяч фактов умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего.
Следственный комитет сделает все возможное, чтобы гражданин страны был уверен в своей защищенности от преступных посягательств и неравнодушии следствия к его беде.
Благодарю за внимание!