Органы внутренних дел

ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Смотреть что такое «ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ» в других словарях:

  • Органы внутренних дел Белоруссии — Органы внутренних дел государственные правоохранительные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечивающие общественную безопасность в соответствии с задачами, возложенными на них Законом и иными… … Википедия

  • Органы внутренних дел Беларуси — Органы внутренних дел государственные правоохранительные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечивающие общественную безопасность в соответствии с задачами, возложенными на них Законом и иными… … Википедия

  • Органы внутренних дел как субъекты административной юрисдикции — Органы внутренних дел (милиция) наделены правом рассматривать дела, связанные с совершением многих административных правонарушений. К ведению органов внутренних дел (милиции) отнесено рассмотрение дел о незаконном обороте наркотических… … Административное право. Словарь-справочник

  • ОРГАНЫ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — милиция: криминальная милиция, милиция общественной безопасности (местная милиция), Внутренние войска, органы пожарной охраны и др. Криминальная милиция осуществляет предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, организует и осуществляет… … Энциклопедический словарь экономики и права

  • Министерство внутренних дел РФ — Эмблема МВД Лицевая и оборотная стороны знамени МВД Запрос «МВД России» перенаправляется сюда. О футбольном клубе см. МВД России (футбольный клуб) Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) федеральное министерство,… … Википедия

  • Министерство внутренних дел — Это статья об органе государственной власти. Министерства различных стран перечислены на странице Министерство внутренних дел (значения). Министерство внутренних дел (МВД) орган исполнительной власти, правительственное учреждение, в… … Википедия

  • Министерство внутренних дел — I сосредотачивает в своих руках самые разнообразные задачи, как полиции безопасности, так и полиции благосостояния. По мысли графа Сперанского, М. внутренних дел должно было иметь попечение о производительных силах страны и быть совершенно чуждым … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Народный комиссариат внутренних дел СССР — У этого термина существуют и другие значения, см. Народный комиссариат внутренних дел. Народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД СССР) … Википедия

  • Министерство внутренних дел Российской Федерации — Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту … Википедия

  • Министерство безопасности и внутренних дел Российской Федерации — Министерство безопасности и внутренних дел Российской Федерации центральный орган государственной власти России, в ведении которого планировалось объединить органы обеспечения государственной безопасности и органы внутренних дел.… … Википедия

Органы внутренних дел РФ: понятие, задачи, система органов

Основную деятельность по обеспечению защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, противодействию преступности, охране общественного порядка и собственности, обеспечению общественной безопасности осуществляют органы внутренних дел РФ. Органы внутренних дел РФ в системе правоохранительных органов исполнительной власти, призваны защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. В своей деятельности органы внутренних дел опираются на принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод личности и гражданина, гуманизма, гласности, подконтрольности. Органы внутренних дел представляют собой целостную организацию, которая реализует функцию охраны правопорядка и безопасности на территории РФ.

Органы внутренних дел РФ представляют собой систему федеральных органов исполнительной власти, призванных осуществлять в пределах своих полномочий охрану прав и свобод человека и гражданина, реализуя функцию охраны общественного порядка и безопасности на территории РФ.

Основными задачами органов внутренних дел РФ является:

— обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

— организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;

— обеспечение охраны общественного порядка;

— организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;

— обеспечение безопасности дорожного движения;

— организация государственной охраны имущества и организаций;

— организация и осуществление контроля за частной детективной и охранной деятельности на территории РФ, а также деятельности ведомственной охраны;

— и другие задачи.

Органы внутренних дел РФ при реализации функции охраны общественного правопорядка и безопасности осуществляют правоохранительную деятельность в следующих направлениях.

Борьба с преступностью. Данное направление деятельности органов внутренних дел РФ предусматривает:

— производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел;

— организацию и непосредственного осуществления оперативно-розыскной и экспертно-криминалистической деятельности по уголовным делам;

— обеспечение реализации мер по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, проведению проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

— выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование тяжких и особо тяжких преступлений, совершенные организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящие транснациональный или межрегиональный характер, либо преступления, вызывающие большой общественный резонанс;

— принятие в соответствии с федеральным законом мер, направленных на выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности;

— обеспечение в соответствии с законодательством РФ государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

— другие полномочия.

Административная деятельность. Основная деятельность органов внутренних дел РФ, как раз, и связана с административной деятельностью.

Данная деятельность органов внутренних дел направлена на:

— осуществление мероприятий по охране общественного порядка на территории РФ;

— производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел и внутренних войск, а также предупреждение и пресечение административных правонарушений;

— осуществление действий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, разработке и проведению мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий, организации и осуществлению специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения;

— лицензионно-разрешительную деятельность в сфере занятия определенными видами деятельности, производствами работ (оказание услуг), подлежащих лицензированию в системе МВД России, а также контроль за их осуществлением.

Иные направления деятельности органов внутренних дел РФ:

— участие в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в проведении мероприятий военного времени и мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— организация и обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизация в системе МВД России, а также контроль и координация деятельности ФМС России по мобилизационной подготовке и мобилизации;

— обеспечение выполнения мероприятий гражданской обороны, повышение устойчивости работы органов внутренних дел и внутренних войск в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;

— участие в выполнении мероприятий гражданской обороны и мероприятий по повышению устойчивости работы ФМС России в условиях военного времени, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;

— участие в организации территориальной обороны РФ, а также в совместных действиях с Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами по обеспечению обороны РФ;

— организация специальных и воинских перевозок в пределах Российской Федерации в интересах органов внутренних дел и внутренних войск, а также на основании решений Правительства РФ и межведомственных соглашений — в интересах соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

— обеспечение по решению Президента РФ участие сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности;

— и другие направления.

Традиционно органы внутренних дел входят в систему МВД России.

Министерство внутренних дел РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции (п. 1 Положения о МВД России). По своей системе и структуре построения органов МВД России является уникальным правоохранительным органом исполнительной власти РФ. Данное построение органов, в первую очередь, связано с различными полномочиями, которыми наделено МВД России. Условно вся система построения органов МВД России имеет вертикальную составляющую и горизонтальную.

В зависимости от вертикальной составляющей система органов МВД России состоит:

— на федеральном уровне — из центрального аппарата МВД России;

— на окружном уровне — главных управлений МВД России по федеральным округам, управлений на транспорте МВД России по федеральным округам;

— на межрегиональном уровне — оперативных бюро МВД России, центров специального назначения МВД России, линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

— на региональном уровне — министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам РФ;

— на районном уровне — управлений, отделов МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управлений, отделов МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейных отделов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Управления МВД России на комплексе «Байконур».

Система МВД России на горизонтальном уровне представлена:

— органами внутренних дел, включающими в себя полицию;

— внутренними войска;

— организациями и подразделениями, созданными для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России (п. 14 Положения об МВД России).

В состав органов внутренних дел входят:

— центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России);

— территориальные органы МВД России;

— образовательные учреждения, научно-исследовательские, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России;

— окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России;

— представительства МВД России за рубежом;

— иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел (п. 15 Положения об МВД России).

Кроме того, каждый из вышеназванных органов МВД России строит систему своих органов в зависимости от федерального, окружного, межрегионального, регионального и районного уровня, т.е. выстраивается вертикальная иерархия названных органов.

В качестве отдельного органа в системе МВД России существует коллегия МВД России, которая образуется в составе Министра (председатель коллегии), заместителей министра, директора ФМС России, начальника Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, входящих в нее по должности, а также других сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России. Состав коллегии МВД России (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом РФ.

Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент РФ, но возглавляет МВД России — Министр внутренних дел РФ (далее — Министр). Он назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение задач и осуществление полномочий, возложенных на МВД России, и за реализацию государственной политики в сфере внутренних дел. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министру разрешено иметь восемь заместителей, в том числе один первый заместитель, один статс-секретаря — заместитель Министра, один заместитель Министра — начальник Следственного департамент МВД России и один заместитель Министра – главнокомандующий внутренними войсками МВД России, а также начальник Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, пользующийся правами заместителя министра (п. 2 Указа Президента РФ от 11 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»).

Судебный и правовой органы

Задачи и функции органов внутренних дел.

5. Органы внутренних дел — правоохранительные орга­ны государственной исполнительной власти, участву­ющие в осуществлении внутренних и внешних функ­ций государства, обеспечивающие соблюдение законно­сти и правопорядка, основной целью деятельности которых является защита от противоправных пося­гательств жизни, здоровья, прав и свобод граждан, соб­ственности, природной среды, интересов общества и государства.

Для достижения данной цели на органы внутренних дел государство возложило решение следующих основ­ных задач;

1) Обеспечение личной безопасности граждан, защи­та их прав, свобод и законных интересов.

«Безопасность» согласно этимологии этого слова оз­начает отсутствие опасности, т.е. отсутствие каких-либо угроз личности, обществу и государству. Личная безо­пасность граждан — это состояние защищенности лич­ных прав и свобод граждан от любых посягательств извне. Существенным при этом в оценке степени лич­ной безопасности является то, как и где закреплены эти права и свободы, каков порядок их реализации и ка­кой порядок их защиты закреплен в законодательстве. В механизме обеспечения личной безопасности граж­дан решающая роль принадлежит государству и его органам. И в этой системе государственных органов не­маловажное значение по обеспечению личной безопас­ности граждан имеют органы внутренних дел, которые выполняют основной объем непосредственной деятель­ности по обеспечению личной безопасности граждан.

2) Предупреждение и пресечение правонарушений.

Предупреждение по своей сути заключается, во-пер­вых, в том, чтобы не допустить противоправного поведе­ния со стороны определенных лиц, которые к такому поведению склонны; во-вторых, в устранении причин, спо­собствовавших совершению правонарушений и создании условий, исключающих противоправное поведение впредь.

3) Охрана и обеспечение общественного порядка. Органы внутренних дел наделены соответствующими полномочиями в сфере обеспечения охраны правопорядка на улицах, площадях, и в других общественных местах; в сфере осуществления паспортной и разреши­тельной систем; в сфере соблюдения правил пребыва­ния в Украине иностранцев и лиц без гражданства; в сфере осуществления пожарного надзора и т.д.;

4) Выявление и расследование преступлений, как деяний, Этот принцип реализуется как в раскрытии преступления, так и в организации розыска лиц, совершивших преступление или обвиняемых в совершении преступления;

5) Принимая во внимание важность транспортного сообщения, специальные подразделения органов внутренних дел (ГАИ, транспортная милиция и т.д.) выпол­няют возложенную на них задачу обеспечения безопасности дорожного движения.

6) Охрана прав и законных интересов граждан, пред­приятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности. Конституция Украины (ст. 41) гаранти­рует равенство всех форм собственности и выделяет принцип нерушимости частной собственности. В связи с этим органы внутренних дел, как органы, наделенные государ­ственно-властными полномочиями, обязаны обеспечивать неприкосновенность любой формы собственности;

В процессе своей деятельности органы внутренних дел могут решать и другие задачи, возложенные на них действующим законодательством. Очень часто органы внутренних дел взаимодействуют с другими органами государственной власти (прокуратурой, судами, органа­ми Министерства обороны Украины, СБУ, Пограничны­ми войсками и т.д.) и оказывают им содействие в осу­ществлении их задач независимо от принадлежности к ветви власти.

Необходимо различать задачи и функции органов внутренних дел. Задачи органов внутренних дел — это круг тех вопросов, которые требуют своего немедленного решения и направлены на достижение основной цели — защиту от противоправных посягательств жизни, здо­ровья, прав и свобод граждан, собственности, природной среды, интересов общества и государства. Функции — основные направления деятельности органов внутрен­них дел, позволяющие решить поставленные перед ними задачи.

Функции органов внутренних дел разнообразны и их можно разбить на несколько видов:

1. Административная функция заключается в исполнительно-распорядительной деятельности аппарата, служб и подразделений органов внутренних дел по орга­низации и осуществлению охраны общественного по­рядка и общественной безопасности в границах полномочий, определенных законами.

2. Профилактическая функция заключается в, пре­дупреждении преступлений и иных правонарушений, выявлении причин и условий, которые их порождают, а также в их устранении. Практически все органы внутренних дел осуществляют различного рода профилак­тические мероприятия.

3. Оперативно-розыскная функция заключается в вы­явлении соответствующими органами внутренних дел информации о готовящихся или совершенных право­нарушениях (преступлениях) или о лицах, уклоняющих­ся от органов расследования либо отбывания уголовно­го наказания. Органы внутренних дел могут осуществлять и другие мероприятия оперативно-розыскного характера, которые предусмотрены и закреплены за ними законодательством об оперативно-розыскной де­ятельности.

4. Уголовно-процессуальная функция заключается в рассмотрении заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, производстве дознания и досудебного следствия по уголовным делам, расследование которых возложено законом на органы внутренних дел.

5. Исполнительная функция органов внутренних дел заключается в исполнении в рамках своей компетенции административных взысканий и уголовных наказаний.

6. Охранительная функция органов внутренних дел заключается в охране на договорных началах имущества всех видов собственности юридических и физических лиц.

7. Контрольно-надзорная функция заключается в осу­ществлении органами внутренних дел на основе действу­ющего законодательства государственного пожарного надзора, административного надзора за лицами, освобожденными с мест лишения свободы, и осуществлении других контрольно-надзорных полномочий.

Цели, задачи и функции системы ОВД

Переходя непосредственно к рассмотрению целей, задач и функций органов внутренних дел необходимо коротко остано­виться на некоторых основных общетеоретических понятиях.

Как уже указывалось, цель детерминирует содержание управ­ления. Поэтому исходным пунктом всей управленческой деятель­ности и необходимой предпосылкой эффективного функциониро­вания системы управления является определение целей, как ос­новного системообразующего признака любой организации, в этом смысле управление есть процесс целеполагания и целереализации.

Какое же содержание вкладывается в понятие «проблема», «цель», «задача», «функция», «функциональные обязанности» и «критерии достижения цели». Под проблемой в науке управления принято понимать об­наруженное различие между действительным и желаемым состоя­нием системы. Сформулированные проблемы находят свое отра­жение в конкретных целях.

Цель же — это будущее желаемое состояние объекта управ­ления или его отдельных параметров, которое в процессе управ­ления позволяет разрешить поставленную проблему. Цель в дан­ном случае выступает как единство мотивов, средств и результа­тов. Необходимо различать цели системы (то, ради чего создана система) и цели управления (организационная устойчивость и развитие систем и процессов управления)

Задача — есть конкретизация цели, посредством решения которой она достигается.

Под функциями в данном случае понимается регулярно выполняемая в какой-либо сфере работа по одному из направлений, возникших в результате разделения труда, для решения поставленных перед системой задач, направленных на достижение целей системы.

«Функциональные обязанности» — это персонифицирован­ные, то есть лежащие на конкретном лице обязанности осуществ­лять определенную работу по решению по­ставленных задач и достижению целей.

«Критерий достижения целей» — это основа оценки эффек­тивности управления. Осуществляется она с помощью заранее разработанных критериев и соответствующих показателей, позво­ляющих определить степень достижения цели.

Одной из специфических внутренних функций государства является его охранительная функция, направленная на обеспече­ние охраны правопорядка. Она образуется из общественных по­требностей в обеспечении правопорядка и исходит из существую­щего законодательства.

Делегируя выполнение значительной части этой функции Министерству внутренних дел, государство возлагает на него осу­ществление, в пределах своих полномочий, государственного управления в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охрану правопорядка, обеспечение общественной безопасности и непосредственную реализацию основных направлений деятельно­сти органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России.

Это является целями функционирования системы Министер­ства внутренних дел в сфере его внешнего управления.

Задачи системы являются производными от целей и раскры­вают основные направления ее деятельности. Это:

— разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности;

— организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, раскрытию и расследованию преступлений;

— руководство органами внутренних дел и внутренними вой­сками в целях выполнения возложенных на них задач и принятие мер по совершенствованию их деятельности;

— совершенствование нормативно-правовой основы дея­тельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспече­ние законности в их деятельности;

— совершенствование работы с кадрами, их профессиональ­ной подготовки, обеспечение правовой и социальной защищенности сотрудников и военнослужащих системы Министерства: развитие и укрепление материально-технической базы органов внут­ренних дел и внутренних войск.

Как видно из этого перечня, задачи системы связаны не толь­ко с управляющим воздействием на объекты внешней среды, но и присутствием задач внутреннего управления, связанных с упоря­дочением системы и организацией ее функционирования.

Функции системы органов внутренних дел отражают непо­средственное содержание их деятельности в сфере как внешнего, так и внутреннего управления, направленные на решение поставленных перед ними целей и задач.

Подавляющее количество функций МВД России направлено на решение задач внутриорганизационного управления системой органов внутренних дел России и обеспечение ее функциониро­вания. По общей классификации функций систем управления — это так называемые штабные и обеспечивающие функции.

К ним относятся такие конкретные функции МВД России как:

— определение основных направлений деятельности систе­мы;

— осуществление анализа состояния правопорядка и разработка долгосрочных и оперативных прогнозов развития крими­ногенной обстановки в стране;

— обобщение практики применения законодательства Рос­сийской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства и внесение в орган законодательной и исполни­тельной власти предложений по его совершенствованию;

— участие в разработке федеральных и региональных про­грамм в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, ох­раны правопорядка и борьбы с преступностью;

— организация деятельности органов внутренних дел по ос­новным направлениям их функционирования (оперативно-розыскной, криминалистической, производству дознания и пред­варительного следствия, предупреждению, выявлению и пресече­нию преступлений, розыску лиц совершивших преступления, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, идентифи­кацию неопознанных трупов, обеспечению безопасности личности, общественного порядка и общественной безопасности, охраны различных форм собственности, лицензированию, обеспечению безопасности дорожного движения и пр.)

Общая характеристика функций органов внутренних дел.

Органы внутренних дел представляют собой сложную, разветвленную систему, в которую входят в качестве ее функциональных элементов (подсистем) милиция, пожарная охрана, внутренние войска, следственный аппарат и др. Органы внутренних дел являются частью органов государственной исполнительной власти. Они занимают одно из центральных мест в системе правоохранительных органов, поскольку выполняют наибольший объем работы, связанной с предупреждением, выявлением и пресечением правонарушений.

В соответствии с этим Положением на органы внутренних дел возлагаются следующие задачи:

— разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов, независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;

— организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений.

Свою деятельность органы внутренних дел строят в соответствии с принципами уважения и соблюдения прав человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности, взаимодействия с органами государственной власти и управления, общественными организациями, гражданами, средствами массовой информации.

Подразделения и службы системы Министерства внутренних дел.

В системе правоохранительных органов центральное место в обеспечении охраны порядка и безопасности личности, общества и государства занимают органы внутренних дел.

История Министерства внутренних дел России насчитывает уже более двух веков: манифест императора Александра I «Об учреждении министерств», в котором было впервые упомянуто Отделение внутренних дел, был издан 8 сентября 1802 года. От работы сотрудников полиции зависит соблюдение законности в жизни страны, порядок на улицах городов, а иногда и покой в домах и квартирах самих граждан.

Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с ним Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции.

МВД России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и настоящим Положением.

Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент Российской Федерации.

МВД России возглавляет Министр внутренних дел Российской Федерации (далее — Министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел и органы управления внутренними войсками.

В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; внутренние войска; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.

В состав органов внутренних дел входят: центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России), территориальные органы МВД России, образовательные учреждения, научно-исследовательские, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, представительства МВД России за рубежом, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.

МВД России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы, бланки установленного образца и счета, в том числе валютные, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В настоящее время проводится реформа МВД России.

Инициатором реформы ведомства стал президент Д. Медведев, который в декабре 2009 года подписал указ о совершенствовании деятельности органов внутренних дел.

В указе ключевыми шагами реформирования были заявлены:

— регулярная ротация руководящего состава;

— 20%-ое сокращение кадров;

— избавление министерства от непрофильных функций;

— увеличение зарплаты и повышение социальной защищенности сотрудников.

Весной 2010 года МВД первым из силовых ведомств обнародовало декларации о доходах руководителей подразделений ведомства и их семей. За первые полгода были подготовлены более 30 нормативно-правовых актов, направленных на реформирование деятельности министерства. Была законодательно ужесточена ответственность за правонарушения, совершенные сотрудниками МВД при исполнении служебных обязанностей.

Согласно данным размещенным на официальном сайте МВД РФ в настоящее время в структуру центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации входят следующие подразделения:

1.Главное командование внутренних войск

2.Следственный департамент

3.Федеральная миграционная служба

4.Главное управление вневедомственной охраны

5.Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации

6.Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации

7.Главное управление по противодействию экстремизму

8.Главное управление на транспорте

9.Главное управление уголовного розыска

10. Главное управление собственной безопасности

11. Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции

12. Департамент государственной службы и кадров

13. Департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций

14. Департамент информационных технологий, связи и защиты информации

15. Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению Министерства внутренних дел Российской Федерации

16. Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий

17. Правовой департамент

18. Организационно-аналитический департамент

19. Экспертно-криминалистический центр

20. Национальное центральное бюро Интерпола

21. Контрольно-ревизионное управление

22. Управление «К» МВД России

23. Организационно-штатное управление

24. Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации

25. Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите

26. Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации

27. Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий

28. Управление по организации дознания

29. Всероссийский научно-исследовательский институт

30. Территориальные органы МВД России на региональном уровне Организационно-инспекторский департамент

31. Главный информационно-аналитический центр

Новым этапом реформы стала еще одна инициатива президента России, предложившего вернуться к традиционному названию профессиональной правоохранительной структуры и переименовать российскую милицию в полицию.