Основания административной ответственности

68. Основания, порядок привлечения и виды административной ответственности.

  • •Правоведение
  • •1. Цели и задачи курса «Правоведение»
  • •2.Государство и право как объект изучения юридической науки. Система юридических наук. Методология юридической науки.
  • •3.Роль и значение власти в обществе.
  • •4. Понятие государства и его признаки
  • •5.Типы и формы государства / Формы правления; гос. Устройства; политического режима)
  • •7. Государство и гражданское общество
  • •8. Правовое государство: понятие и признаки
  • •9. Проблемы и пути формирования правового государства в России
  • •10. Понятие, признаки и функции права
  • •11. Право в системе социальных норм
  • •12. Норма права, ее структура
  • •13. Формы (источники) права
  • •14. Нормативно-правовые акты: понятие, виды
  • •15. Конституция – основной закон государства и общества.
  • •16. Отрасли права: понятие, система, общая характеристика
  • •17. Основные правовые семьи современности
  • •18. Правовое сознание: понятие, структура, виды
  • •19. Правовая культура
  • •20. Понятие и состав правоотношения
  • •21. Участники (субъекты) правоотношений
  • •22. Субъективное право и юридическая обязанность как содержание правоотношений
  • •23. Объекты правоотношений
  • •24. Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения правовых отношений
  • •25. Понятие, признаки и виды правонарушений
  • •26. Состав правонарушения
  • •27. Понятие, основные признаки и виды юридической ответственности
  • •28. Общая характеристика основ российского конституционного строя
  • •29/30 Понятие основ правового статуса человека и гражданина и его принципы / Система основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
  • •31. Понятие и принципы гражданства, основания приобретения и прекращения гражданства.
  • •32. Понятие и принципы федеративного устройства России
  • •33. Основы конституционного статуса России и ее субъектов
  • •34. Принцип разделения властей
  • •35. Понятие, признаки и виды государственных органов.
  • •36. Основы конституционного статуса Президента рф, его положение в системе органов государства
  • •37. Порядок выборов и прекращения полномочий Президента рф
  • •38. Компетенция Президента рф
  • •39 / 40. Основы конституционного статуса Федерального собрания, его место в системе органов государства / Палаты фс: состав, порядок формирования, внутренняя организация, компетенция
  • •41. Законодательный процесс: стадии и принципы.
  • •42. Правительство рф, его структура и полномочия
  • •43. Понятие и основные признаки судебной власти.
  • •44. Судебная система: ее структура и принципы деятельности.
  • •45. Понятие, законодательство и система гражданского права
  • •46. Гражданское правоотношение: субъекты, объекты, содержание.
  • •47. Понятие и виды сделок.
  • •48. Представительство в гражданском праве
  • •49. Исковая давность
  • •50. Понятие и исполнение обязательств.
  • •51. Наследственное право
  • •52. Понятие трудового права
  • •53. Трудовой договор: понятие, стороны и содержание.
  • •54. Основание и порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора.
  • •55. Понятие и виды рабочего времени, времени отдыха.
  • •56. Оплата труда
  • •57. Дисциплина труда.
  • •58. Материальная ответственность
  • •59. Трудовые споры: порядок разрешения
  • •60. Понятие и принципы семейного права.
  • •61. Понятие брака и семьи
  • •62. Регистрация брака и условия его заключения.
  • •63. Отношения родителей и детей, личные и имущественные отношения супругов, права ребенка.
  • •64. Понятие и система административного права.
  • •65. Система органов исполнительной власти
  • •66. Основные принципы гос. Управления.
  • •67. Понятие административного проступка.
  • •68. Основания, порядок привлечения и виды административной ответственности.
  • •69. Понятие, функции и принципы местного самоуправления в рф.
  • •70. Органы местного самоуправления и их полномочия.
  • •71. Понятие и задачи уголовного права
  • •72. Уголовный закон и преступление как основные понятия уголовного права.
  • •73. Понятие уголовной ответственности, ее основание.
  • •74. Состав преступления
  • •75. Понятие и цели наказания.
  • •76. Система и виды уголовных наказаний
  • •77. Общая характеристика Особенной части ук
  • •78. Источники и содержание экологического права.
  • •79. Общая характеристика земельного законодательства.
  • •80. Правовые основы защиты гос. Тайны

Понятие и основания административной ответственности

Административная ответственность наступает за административное правонарушение (проступок), состав которого и санкции предусматриваются законом. Административная ответственность — это форма юридической ответственности граждан и юридических лиц за совершение ими административного правонарушения. Она представляет собой административное принуждение в виде применения уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему административный проступок.

  • Административная ответственность характеризуется рядом признаков, отличающих ее от других видов юридической ответственности:
    • административная ответственность регулируется нормами административного — деликтного права, которые содержатся как в законах, так и в подзаконных актах. Уголовная ответственность может устанавливаться только уголовным законом;
    • основанием административной ответственности является административный проступок, а уголовной — преступление;
    • в отличие от гражданской и уголовной ответственности ряд взысканий, специфичных для административной ответственности, могут применяться в административном порядке, т.е. без обращения в суд;
    • в отличие от уголовной, административная ответственность распространяется не только на физических, но и на юридических лиц;
    • за административные правонарушения применяются меры административной ответственности (за уголовные правонарушения — меры уголовной ответственности);
    • в отличие от гражданской ответственности, административная ответственность имеет публично-правовой характер: это ответственность перед государством в лице уполномоченных органов государственной власти, которым нарушитель не подчинен в служебном порядке;
    • применение мер административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому они применены, считается административно наказанным в течение определенного срока (1 год);
    • меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регулирующим производство по делам об административных правонарушениях; а меры уголовной ответственности — в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом, меры гражданской ответственности — в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами.
  • Основания административной ответственности — это условия, при наличии которых к нарушителю применяется административное взыскание. Они включают:
    • нормативное основание — нарушение административно-правового запрета, установленного нормой административно-деликтного права;
    • фактическое основание — совершение действий, в которых присутствует состав административного правонарушения;
    • процессуальное основание — издание компетентным органом правоприменительного акта, определяющего административное наказание.

Общие принципы административной ответственности, ее субъекты, виды и порядок применения взысканий устанавливаются КоАП РФ.

  • Основными принципами административной ответственности являются:
    • законность;
    • целесообразность ответственности;
    • неотвратимость наказания в случае привлечения к ответственности;
    • индивидуализация мер ответственности;
    • гуманизм.

Субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица. К физическим лицам относятся граждане, иностранные граждане и специальные субъекты административной ответственности. Административная ответственность граждан наступает с шестнадцатилетнего возраста. В целях гарантий прав несовершеннолетних установлено общее правило: к лицам от 16 до 18 лет за административные правонарушения применяются меры взыскания, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних (обязанность принести публичные извинения, предупреждение, штраф, если подросток имеет самостоятельный заработок и др.). Иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях. Вопрос об административной ответственности иностранных граждан, пользующихся иммунитетом от административной юрисдикции РФ, разрешается в соответствии с нормами международного права дипломатическим путем.

К специальным субъектам административной ответственности относятся должностные лица, военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов.
Должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом, согласно КоАП РФ, понимается лицо, которое постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляет функции представителя власти, т.е. лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее административно-распорядительные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в вооруженных силах и других войсках РФ. Руководители и работники иных организаций, а также граждане-индивидуальные предприниматели, совершившие административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций несут административную ответственность как должностные лица, если иное не установлено законом.

Все эти лица могут быть привлечены к административной ответственности за нарушения, связанные с несоблюдением установленных правил охраны здоровья населения, охраны природы, в сфере охраны порядка управления и других правил, обеспечение которых входит в их служебные обязанности (например ст.ст. 9.6. — 9.14 КоАП РФ). Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исправительной системы, налоговой полиции и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок прохождения службы в этих органах.

  • Вместе с тем эти лица подлежат административной ответственности на общих основаниях (как и граждане) за нарушения в области:
    • законодательства о выборах и референдумах;
    • обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
    • правил дорожного движения;
    • правил пожарной безопасности (вне места службы);
    • законодательства об охране окружающей среды;
    • таможенных правил и правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через границу РФ;
    • налогового и финансового законодательства;
    • в случае невыполнения законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

К этим лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим срочной службы также в виде административного штрафа.
Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных разделом II КоАП РФ и иными законами. Помимо юридических лиц субъектами административной ответственности могут быть и другие лица, приравненные к ним отраслевыми или специальными законодательными актами. Так, филиалы юридических лиц могут быть привлечены к административной ответственности за некоторые нарушения налогового законодательства. Основной мерой административной ответственности, применяемой к юридическим лицам, является административный штраф.

Основания и условия административной ответственности. Административное правонарушение: понятие, признаки, состав

Существуют три тесно взаимосвязанных основания административной ответственности: юридическое, фактическое и процессуальное основания. Отсутствие любого из них исключает саму постановку вопроса о привлечении того или иного субъекта к административной ответственности.

Юридическое основание административной ответственности – это наличие правовых норм, предусматривающих данную ответственность за совершение конкретного правонарушения. Фактическим основанием административной ответственности служит конкретное противоправное деяние, содержащее все признаки административного правонарушения, совершенное соответствующим субъектом. Процессуальным основанием административной ответственности является составленный уполномоченным на то должностным лицом органов государственной исполнительной власти протокол об административном правонарушении, совершенном данным субъектом.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). Оно характеризуется следующими обязательными признаками: во-первых, любое административное правонарушение – это деяние, т.е. объективно выраженное действие или бездействие; во-вторых, это деяние, посягающее на любой из перечисленных в ст. 1.2 КоАП РФ общих родовых объектов посягательств; в-третьих, административным правонарушением признается лишь виновное деяние, и отсутствие вины в действиях (бездействии) физических и юридических лиц полностью исключает возможность квалификации их поведения в качестве административного правонарушения. При этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ); в-четвертых, это деяние противоправное, за совершение которого действующим законодательством предусмотрена административная ответственность.

Деяние, содержащее все признаки административного правонарушения, может быть фактическим основанием административной ответственности лишь при наличии всех условий привлечения к административной ответственности (или исключающими ее), т.е. при существование или отсутствии определенных законом обстоятельств.

Опираясь на принцип гуманизма, законодательство РФ об административных правонарушениях предусматривает случаи освобождения лиц, совершивших правонарушения, от административной ответственности, которые указаны в КоАП РФ, например:

  • – не является административным правонарушением причинение лицом вреда в состоянии крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП РФ). В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ совершение административного правонарушения лицом, действующим в состоянии крайней необходимости, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении;
  • – согласно ст. 2.8 КоАП РФ не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения правонарушения находилось в состоянии невменяемости;
  • – согласно ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ лицо, совершившее правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, может быть освобождено от административной ответственности комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав с применением к нему иных мер воздействия, предусмотренных законодательством.

При назначении административных мер наказания учитывается форма вины (ст. 2.2 КоАП РФ), давностные сроки привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ) и иные смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства (ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ), а по некоторым составам административных правонарушений также причинная связь между противоправным действием и наступившими последствиями.

Признаваемое административным правонарушением действие (бездействие) по своей объективной стороне является антиобщественным вредоносным деянием, дезорганизующим систему общественных отношений, но в отличие от преступления оно не рассматривается государством в качестве общественно опасного деяния. При этом граница между антиобщественной вредоносностью административного правонарушения и общественной опасностью преступления устанавливается при формулировании составов административных правонарушений законодателем (а не правоприменителем), причем зачастую достаточно точно и четко. Мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ч. 2–4 ст. 158, ч. 2–4 ст. 159, ч. 2–4 ст. 159.1, ч. 2–4 ст. 159.2, ч. 2–4 ст. 159.3, ч. 2 и 3 ст. 159.4, ч. 2–4 ст. 159.5, ч. 2–4 ст. 159.6 и ч. 2 и 3 ст. 160 УК РФ, – влечет наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее 1000 руб. или административный арест на срок до 15 суток. Хищение чужого имущества признается мелким, если стоимость похищенного имущества не превышает 1000 руб. (ст. 7.27 КоАП РФ).

Под составом административного правонарушения понимается установленная законодателем совокупность признаков, при наличии которых соответствующее деяние считается административным правонарушением. Состав любого административного правонарушения включает в себя четыре обязательных элемента его характеристики: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона административного правонарушения.

Объект административного правонарушения – те общественные отношения, на которые посягает соответствующее деяние (действие или бездействие). В науке административного права принято выделять и различать общие родовые, видовые и непосредственные объекты административных правонарушений, каждый из которых соотносится с предыдущим как часть с целым. Десять общих родовых объектов административных правонарушений, как уже указывалось, перечислены в ст. 1.2 КоАП РФ. Видовые объекты сформулированы в главах особенной части КоАП РФ, которые составлены с учетом двух критериев: одна часть составов административных правонарушений сгруппирована в них в зависимости от содержания подвергающихся посягательствам общественных отношений, а другая – обозначением области, отрасли или сферы государственного управления. Непосредственные же объекты посягательства представлены в соответствующих конкретных статьях особенной части КоАП РФ.

Объективная сторона административного правонарушения представляет собой систему признаков, характеризующих содержательную сторону соответствующего деяния: направленность действия (бездействия), его вредоносные последствия и причинную связь между ними (в материальных составах), время, способ, орудия, средства, обстановку совершения административного правонарушения.

Субъектом административного правонарушения выступает физическое или юридическое лицо, его совершившее. Но элементом состава административного проступка является не сам правонарушитель, а признаки, характеризующие его административную правосубъектность (возрастные, должностные, профессиональные и др.).

Понятие субъекта административного правонарушения не равнозначно понятию субъекта административной ответственности. Субъектами любого действия (бездействия) всегда являются какие-то конкретные физические лица, тогда как субъектами административной ответственности могут быть и организации (юридические лица).

Субъективная сторона характеризует вину правонарушителя, а иногда также мотив и цель деяния. Вина может быть умышленной и неосторожной.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если совершившее его лицо сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично. А совершенным по неосторожности признается такое административное правонарушение, где совершившее его лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 2.2 КоАП РФ).

Основания и условия административной ответственности

Существуют три тесно взаимосвязанных основания административной ответственности отсутствие любого, исключает саму постановку вопроса о привлечении того или иного субъекта к административной ответственности: юридическое, фактическое и процессуальное.

Юридическое основание административной ответственности – это система норм административного права, регулирующих ответственность;

Фактическое основание административной ответственности – это конкретное в полном составе составляющих его элементов административное правонарушение, совершенное соответствующим субъектом.

Процессуальное основание административно ответственности – составленный уполномоченным должностным лицом органа государственной исполнительной власти протокол об административном правонарушении, совершенным данным субъектом.

Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все три основания и именно в такой последовательности.

При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе назначить наказание за административное правонарушение путем вынесения постановления (решения).

Условия привлечения к административной ответственности:

Условиями привлечения к административной ответственности (или исключающими её) является наличие или, соответственно, отсутствие следующих обстоятельств:

1) умышленная или неосторожная вина (ст. 2.2 КоАП РФ);

— Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

— Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

— Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

2) возраст, по достижении которого наступает административная ответственность (ст. 2.3 КоАП РФ);

— административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

— с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Порядок образования комиссий и осуществления ими полномочий определяется законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

В настоящее время названные комиссии действуют на основе ФЗ от 24 июня 1999 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Административные наказания, назначаемые несовершеннолетнему комиссией, носят воспитательный, профилактический характер.

3) соблюдение давностных сроков привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ):

— постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, патентного, антимонопольного, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе, о лотереях, о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, о несостоятельности (банкротстве), о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

— при длящемся административном правонарушении сроки, перечисленные выше, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

— за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — одного года со дня его обнаружения.

— в случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки давности привлечения к административной ответственности, начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

— в случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

4) состояние крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП РФ);

— не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

5) невменяемость правонарушителя (ст. 2.8 КоАП РФ);

— не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

6) смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства (ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ);

— обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

1.1) добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;

2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

3) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

4) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

5) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

— судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

Вышеперечисленные обстоятельства, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Административная ответственность: понятие, основания возникновения и освобождения

Административная ответственность – это разновидность юридической ответственности, кото­рая выражается в применении административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Основания административной ответственности:

Нормативное основание — нарушение административ­но-правового запрета.

Фактическое основание — совершение административ­ного правонарушения.

Процессуальное — издание правоприменительного акта.

Исключение и освобождение от административной ответственности.

К обстоятельствам, исключающим административную ответственность, относятся: 1) недостижение установленного законом возраста; 2) невменяемость лица, совершившего правонаруше­ние (лицо, вследствие хронической душевной бо­лезни, временного расстройства душевной деятель­ности, слабоумия или иного болезненного состоя­ния, не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими); 3) крайняя необходимость (противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, соб­ственности, правам и свободам граждан, установлен­ному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена дру­гими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред).

Основаниями освобождения от административной ответ­ственности являются:

— малозначительность совершенного противоправно­го деяния;

— издание акта амнистии;

— отмена акта, который установил эту ответственность;

— истечение сроков взыскания;

— смерть лица, совершившего административное пра­вонарушение.

Административное наказание: понятие, виды

Административное наказание – это мера ответственно­сти, применяемая в установленном законом порядке к лицу, совершившему административное правонарушение.

Виды административных наказаний:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

5) административный арест;

6) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

7) дисквалификация;

8) административное приостановление деятельности.

Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

Возмездное изъятие, конфискация, а также административное выдворение за пределы РФ может устанавливаться и применяться в качестве, как основного, так и дополнительного административного наказания. За одно административное правонарушение уполномо­ченным на то органом или должностным лицом может быть наложено либо только основное наказание, либо ос­новное и дополнительное наказания вместе.

Предупреждение как мера административного наказания выносится в письменной форме – протоколом. Устное предупреждение не является административным взысканием.

Штраф – это денежное взыскание. В системе админис­тративных наказаний – это самая распространенная мера, которая применяется почти за все виды административных правонарушений. Наложение штрафа оформляется соответствующим постановлением.

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием со­вершения или непосредственным объектом администра­тивного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей его реализации с передачей выру­ченной суммы бывшему собственнику за вычетом расхо­дов по реализации изъятого предмета.

Конфискация предмета, явившегося орудием соверше­ния или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмезд­ном обращении этого предмета в собственность государ­ства. Конфискация допускается только по судебному реше­нию.

Лишение специального права, предоставленного гражданину, предполагает лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права и устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения специального права составляет от 1 месяца до 3-х лет.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества, устанавливается на срок до 15 суток а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции до 30 суток. Административный арест применяется только судом. Административный арест не может применяться: к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет; к лицам, не достигшим 18-летнего возраста; к инвалидам 1-й и 2-й групп.

Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из РФ.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Дисквалификация устанавливается на срок от 6 месяцев до 3-х лет.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности назначается судьей, и устанавливается на срок до 90 суток.