Остаточная стоимость основных средств

Расчет остаточной стоимости необходим в методе…

Актуально на: 4 августа 2017 г.

О том, что такое остаточная стоимость основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА), мы рассказывали в нашей консультации и приводили для остаточной стоимости формулу. О том, как используется показатель остаточной стоимости для расчета суммы амортизации, расскажем в этом материале.

Остаточная стоимость и амортизация ОС и НМА

В бухгалтерском учете при определении амортизации объектов ОС и НМА способом уменьшаемого остатка используется показатель остаточной стоимости.

Как рассчитать остаточную стоимость объектов ОС? Для этого на дату определения остаточной стоимости необходимо из дебетового сальдо счета 01 «Основные средства» вычесть кредитовое сальдо счета 02 «Амортизация основных средств» (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н).

А как найти остаточную стоимость НМА? В этом случае из дебетового сальдо счета 04 «Нематериальные активы» нужно вычесть кредитовое сальдо счета 05 «Амортизация нематериальных активов».

Определение остаточной стоимости

На какую дату использовать показатель остаточной стоимости, зависит от того, рассчитывается амортизация по объектам ОС или НМА.

Ведь по основным средствам показатель остаточной стоимости берется на начало года, за который определяется годовая сумма амортизация. А потом ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы амортизация ОС признается в расходах (п. 19 ПБУ 6/01).

Для НМА же показатель остаточной стоимости необходимо рассчитывать на начало каждого месяца, за который исчисляется амортизация (п. 29 ПБУ 14/2007).

Подробнее о способе уменьшаемого остатка можно посмотреть в нашей консультации, где мы приводили расчет амортизации при данном способе для ОС и НМА.

Также необходимо учитывать, что показатель остаточной стоимости амортизируемого имущества используется для определения амортизации нелинейным способом при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль (ст. 259.2, 322 НК РФ).

Существуют разные способы оценки имущества. Одни используются в бухгалтерском учете, другие – в финансовой отчетности. Поговорим о порядке расчета остаточной стоимости основных фондов.

Какая стоимость считается остаточной

Основные средства (ОС) принимаются к учету по первоначальной цене, в которую включаются все расходы по приобретению и доведению объекта до готовности к его применению.

Невозмещаемые налоги включаются в затраты на приобретение, если лицо их плательщиком не является. Например, покупка оборудования на сумму 120 000 руб. (в т.ч. НДС 20 000 руб.) потребует составления таких проводок:

Дт

Кт

Сумма

Операция

Для деятельности, облагаемой НДС

100 000

Отражено вложение в покупку ОС

20 000

Предъявлен НДС продавцом

100 000

Ввод ОС в эксплуатацию

Для деятельности, не облагаемой НДС

120 000

Отражено вложение в покупку ОС

120 000

Ввод ОС в эксплуатацию

Первоначальная цена объекта ОС отражается по дебету счета 01:

  • в первом случае она составляет 100 000 руб.;
  • во втором – 120 000 руб.

Если в отношении имущества проводится переоценка, то его стоимость становится восстановительной.

Стоимость ОС погашается начислением амортизации, которая суммируется по кредиту счета 02. Порядок начисления амортизации ОС приведен в ПБУ 6/01.

В некоторых случаях представляет интерес балансовая (остаточная) стоимость объекта. Для этого проводят расчет остаточной стоимости, уменьшая первоначальную (или восстановительную) цену объекта на накопленную амортизацию.

Читайте также: Амортизация основных средств в 2020 году: что изменилось

Для чего необходим расчет остаточной стоимости основных средств

Определение балансовой стоимости основных фондов производят:

  • для оценки их рыночной стоимости перед продажей;
  • для проведения операций по обмену имуществом;
  • для оценки вклада участника в уставный капитал, если он совершен внесением в УК объекта ОС;
  • при получении заемных средств под залог имущества.

Формула расчета остаточной стоимости

Математически расчет остаточной стоимости ОС достаточно прост, используются лишь 2 показателя:

Остаточная стоимость = Первоначальная (восстановительная) стоимость – Накопленная амортизация.

Обратите внимание: первоначальная стоимость учитывается, если переоценки не проводились. Если имеется восстановительная стоимость после переоценки, к расчету принимается только она.

Такой метод расчета остаточной стоимости можно переписать на «язык» сальдо бухгалтерских счетов:

Остаточная стоимость = Сальдо Дт 01 – Сальдо Кт 02.

При определении суммы амортизации бухгалтеру стоит учесть, что на счете 02 копится начисление амортизации не только по основным средствам, но и по объектам счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности». К таким вложениям относят те ОС, которые платно предоставляются во временное владение или пользование.

Поэтому, в ходе вычислений кредитовое сальдо счета 02 уменьшают на сумму, относящуюся к объектам счета 03. При составлении баланса ОС и вложения отражаются по остаточной стоимости и в разных строках (1150 и 1160 соответственно).

Остаточная стоимость: примеры расчета

Рассчитаем балансовую цену имущества в разных ситуациях.

Расчет остаточной стоимости оборудования

При составлении годового бухгалтерского баланса организации, имеющей производственное оборудование, учтены такие данные:

  • первоначальная стоимость ОС составила 2 300 600 руб.;
  • общая сумма накопленной амортизации ОС – 900 800 руб.;
  • амортизация по сдаваемому в аренду имуществу – 200 700 руб.

Для начала определим сумму амортизации оборудования, принимаемую к расчету:

900 800 – 200 700 = 700 100 (руб.) – накоплена амортизация по производственному оборудованию.

Остаточная стоимость ОС, которая отразится по строке 1150 баланса на 31 декабря, составит:

2 300 600 – 700 100 = 1 600 500 (руб.).

Расчет остаточной стоимости автомобиля

ООО «Компас», применяющее ОСНО, приняло к учету 16 ноября 2015 года приобретенный за счет собственных средств автомобиль по цене 826 000 руб., включая НДС 18%.

Первоначальная стоимость объекта составила (без учета принимаемого к вычету НДС):

826 000 – 826 000 х 18/118 = 826 000 – 126 000 = 700 000 (руб.).

Транспортное средство отнесено к 3 амортизационной группе со сроком полезного использования 5 лет (60 месяцев).

Впервые амортизация начислена за декабрь 2015 года и далее ежемесячно стоимость автомобиля погашалась на сумму:

700 000 / 60 = 11 666,67 (руб.).

В феврале 2020 года руководство ООО «Компас» решило продать автомобиль и обратилось к оценщику. Последнему для определения актуальной рыночной цены потребовалась остаточная стоимость автомобиля. Для ее определения на 1 февраля 2020 года произведены расчеты:

  • количество месяцев начисления амортизации линейным методом – 50 (с 1 декабря 2015 года по 31 января 2020 года);
  • сумма накопленной амортизации: 50 х 11 666,67 = 583 333,50 (руб.);
  • остаточная стоимость автомобиля: 700 000 – 583 333,50 = 116 666,50 (руб.).

Аналогичные сведения без лишних вычислений можно увидеть в оборотно-сальдовой ведомости ООО «Компас» на 1 февраля 2020 года:

  • по дебетовому сальдо счета 01 отражена первоначальная стоимость автомобиля — 700 000 руб.;
  • по кредитовому сальдо счета 02 – накопленная амортизация по объекту 583 333,50 руб.

Остаточная стоимость основных средств применяется при составлении бухгалтерской отчетности, при операциях по продаже ОС и в иных случаях. Она определяется как разница между первоначальной ценой имущества и накопленной в его отношении амортизацией.

Как определить остаточную стоимость основных средств

Формула расчета остаточной стоимости

Если была переоценка ОС…

Итоги

Формула расчета остаточной стоимости

Остаточная стоимость представляет собой разницу между первоначальной стоимостью ОС и начисленной амортизацией (пп. «б» п. 54 Методических указаний по учету ОС, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н):

ОС = ПС – СА,

где:

ОС — остаточная стоимость ОС;

ПС — первоначальная стоимость ОС;

СА — амортизация, начисленная на дату расчета остаточной стоимости.

О том, какими способами может начисляться амортизация в бухучете, читайте в статье «Способы начисления амортизации в бухгалтерском учете».

Если у вас есть доступ к К+, проверьте правильно ли вы определили остаточную стоимость основных средств. Если доступа нет, получите бесплатный пробный доступ и переходите в Путеводитель по налогу на имущество.

Если была переоценка ОС…

Организации вправе 1 раз в год производить переоценку стоимости ОС (п. 15 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина от 30.03.2001 № 26н, п. 43 Методических указаний):

  • первоначальной;
  • текущей, если ранее уже производилась переоценка.

Пересчет стоимости ОС следует проводить на конец отчетного годового периода (подп. 3 п. 3 приложения к приказу Минфина России от 24.12.2010 № 186н, п. 3 данного приказа, п. 15 ПБУ 6/01).

Остаточная стоимость переоцененного ОС рассчитывается не с учетом первоначальной стоимости, а с учетом полученной после переоценки текущей или восстановительной стоимости основных средств (пп. «б» п. 54 Методических указаний):

ОС = ВС – СА,

где:

ОС — остаточная стоимость ОС;

ВС — текущая (восстановительная) стоимость этих ОС;

СА — сумма начисленной амортизации.

О том, что такое переоценка и зачем она нужна, читайте в материале «Для чего необходима переоценка ОС (основных средств)?».

Расчет налога на имущество после переоценки ОС имеет свои нюансы. Чтобы правильно посчитать остаточную стоимость переоцененных ОС, воспользуйтесь помощью экспертов КонсультантПлюс. Получите пробный бесплатный доступ к К+ и переходите в Путеводитель.

Итоги

Рассчитывают остаточную стоимость ОС по определенной (не слишком сложной) формуле. Специальная формула, а также нюансы уплаты налога есть для переоцененных ОС.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Вопрос выгодной продажи автомобилей объективно интересует большое количество людей. Причём это касается не только новых, но и подержанных транспортных средств. Учитывая нынешние цены на машины, люди ищут всевозможные решения и выходы из ситуации, позволяющие за достаточно небольшие деньги приобрести хорошую автомашину на выгодных условиях, включая кредитные соглашения с банком, а потом так же выгодно её продать.

В этом деле стоит рассмотреть такое понятие как остаточная стоимость. Этот термин широко применяется в налоговой сфере, бухгалтерии, актуален для предпринимателей и имеет непосредственное отношение к автотранспортным средствам. Также об остаточной стоимости не лишним будет узнать обычным автолюбителям, которые хотят выгодно купить, а затем с наименьшими потерями продать машину на вторичном рынке.

Что это такое

Автолюбители, которые берут машину в кредит или размышляют над таким вариантом, неоднократно сталкивались с понятием остаточной стоимости. Потому их вполне закономерно интересует, что же такое гарантированная банком остаточная стоимость автомобиля.

Вообще остаточную стоимость (ОС) можно описать как процентное выражение долга клиента по отношению к общей стоимости автотранспортное средства. При оформлении кредитов заёмщик обязуется выплатить эту сумму в день последней обязательной ежемесячной выплаты, где дата чётко предусмотрена договором по кредитованию.

Преимущество такого кредита заключается в том, что банк фиксирует эту стоимость и гарантирует её неизменность до конца срока действия договора. Это защищает клиента от падения рыночной цены, поскольку банк гарантирует сохранение ОС на уровне 30-55% после завершения действия кредитного договора. В этой ситуации клиент имеет возможность по ОС продать машину обратно дилеру и взять новый кредит на другой автомобиль. Подобная форма отношений выгодна для всех сторон.

Иметь дело с ОС выгодно тем людям, которые привыкли менять автомобили достаточно часто, они хотят раз в 2-3 года переходить на новые транспортные средства. Банк получает выгодного и постоянного клиента, а автодилеры также могут рассчитывать постоянное наличие покупателя.

Важно лишь понимать, что такая программа достаточно новая для нашей страны, и условия распространяются лишь на ограниченное количество марок и моделей. Постепенно программа, которая носит название Buy-Back, внедряется и распространяется.

Но понятие остаточной стоимости применяется далеко не только в вопросах автокредитования. ОС имеет самое непосредственное отношение к налогообложению, является неотъемлемой частью работы бухгалтера на предприятиях, которые располагают транспортными средствами и прочими активами движимого и недвижимого типа. Специалист в области бухгалтерии без знаний о расчётах остаточной стоимости не сможет правильно начислять амортизацию, составлять балансы и готовить финансовые обоснования для продажи или списания активов.

Остаточную стоимость следует охарактеризовать как формулу определения стоимости актива, которая принимает во внимание различные виды износа. Чтобы определить это значение, требуется знать начальную стоимость актива и размеры накопленной текущей амортизации.

Когда требуется рассчитать остаточную стоимость

ОС рассчитывают, когда необходимо:

  • совершить обменные операции с имуществом;
  • реализовать сделки по покупке-продаже дорогих активов;
  • оценить стоимостное значение вклада, сделанного в уставной капитал, если его выполнили в форме основного средства;
  • получить займ под залог имущественного актива;
  • реструктуризировать долги предприятия;
  • оформить банкротство;
  • разрешить имущественные споры;
  • рассчитать размер страховых сумм.

В вопросах предпринимательской деятельности понятие ОС намного сложнее, чем для простого автовладельца, который лишь хочет выгодно купить или продать подержанный автомобиль. Здесь не требуется применять сложные формулы для вычисления.

Для простого автомобилиста остаточную стоимость необходимо рассчитать тогда, когда он надумает продавать свою машину. Это понятие даст возможность рассчитать примерную цену, за которую он реально может предложить авто покупателям. Но всё это условно и не рассчитывается по специальным формулам. Куда проще в таком случае изучить ситуацию на рынке, прикинуть ориентировочную стоимость машины, аналогичной реализуемой, и поставить на свою такой же ценник.

Точно по всем правилам и требованиям рассчитывать ОС требуется предпринимателям и предприятиям, имеющим основные активы, среди которых часто присутствуют и автотранспортные средства.

Нюансы расчёта

Многих закономерно интересует, как можно рассчитать необходимую остаточную стоимость автомобиля и каким калькулятором при этом воспользоваться.

Существует несколько вариантов, как посчитать и выполнить все необходимые расчёты, которые в итоге позволяют определить для автомобиля его остаточную стоимость. Кто-то делает это самостоятельно, другие применяют инструменты в виде онлайн калькуляторов. А есть и те, кто вынужден обратиться к специалистам для решения возникшего вопроса.

ОС может рассчитываться самостоятельно. На предприятиях это прямая обязанность бухгалтера. Без определённых исходных данных они никак не определят остаточную стоимость автомобиля, так как формула расчёта предусматривает учёт некоторых параметров. Во многом определяющий фактор – это амортизация автомобиля или иного актива.

Если вас интересует, как правильно определить для автомобиля его остаточную стоимость, то здесь потребуется отыскать разницу между начальной стоимостью и показателями амортизации. Сначала вы узнаёте сумму амортизационных исчислений. Их берут по состоянию на дату определения остаточной стоимости. Потом узнавайте, какая была изначальная цена на актив в виде автомобиля. То есть, за сколько вы его купили.

Проще всего разобраться в этом вопросе на конкретном примере. Предположим, что в мае 2015 года был приобретён автомобиль по цене 1500000 рублей. И транспортное средство находилось в эксплуатации 6 лет, то есть 72 месяцев.

Для начала определим, какая здесь амортизация. Тут требуется стоимость автотранспорта разделить на количество месяцев, в течение которых машина эксплуатировалась. Отсюда получаем 20,8 тысяч рублей в качестве ежемесячной амортизации.

Поскольку ОС рассчитывается на первое число каждого месяца, тогда нужно определить размер амортизации на определённую дату. Допустим, на 01.10.2018 года. От даты покупки к дате расчёта прошло 40 месяцев. Полученную ежемесячную амортизацию умножаем на количество месяцев, то есть 40. Получается приблизительно 832 тысячи рублей.

В результате остаточная стоимость выглядит в виде разницы между суммой покупки автомобиля и её амортизацией. Это позволяет получить результат в 668 тысяч рублей. Примерно по такой стоимости автомобиль можно продать.

Разумеется, цены можно завышать и занижать. Но когда разница составит более 20% в сравнении со средней рыночной на аналогичные модели автотранспортных средств, со стороны налоговой могут возникнуть вопросы. Особенно это касается ситуаций, когда стоимость реально занижается. Это сразу вызывает определённые подозрения в плане возможных финансовых махинаций.

Определение остаточной стоимости после переоценки

Согласно действующим правилам, на предприятиях допускается проведение переоценки своих активов в форме основных средств один раз в год. Это позволяет сбалансировать стоимостные показатели между текущими рыночными ценами и бухгалтерским учётом.

Отсюда возникает закономерный вопрос относительно определения остаточной стоимость после первой и всех последующих возможных переоценок.

Отличительной особенностью такой процедуры является тот факт, что за основу расчёта берут уже не первоначальную стоимость, а так называемую восстановленную. Восстановительной стоимостью называют стоимость объекта, ценность которого была пересчитана по состоянию на конец периода.

В результате для определения ОС нужно от восстановленной стоимости отнять амортизацию. Это и позволит понять, какова будет ОС после проведённой переоценки.

Особенности продажи по цене ниже ОС

Поскольку вы уже знаете, что ОС является начальной стоимостью объекта с вычетом суммы амортизации, можно внимательнее изучить вопрос продажи.

В бухгалтерии эти объекты отображены по балансовой стоимости, в результате чего ОС основного средства является понятием, тождественным балансовой стоимости.

Согласно действующему законодательству, продажа авто или иного основного средства ниже его остаточной стоимости не запрещена. Это способствует сниженному налогу, если машину продадите по заниженной цене. Желая снизить налоговые отчисления, некоторые осознанно идут на подобный шаг. Тут важно учитывать возможные последствия.

Отсюда получается, что вопрос не в том, можно ли продавать автомобиль ниже, чем по остаточной стоимости. Скорее здесь вопрос в том, насколько выгодно продать подобным образом транспортное средство по ценам, отличающимся от средних рыночных при реализации аналогичных авто. Тут важно понимать, что организация реализует объект с ущербом для себя. В результате продавец признаёт урон от осуществлённой продажи, поскольку ОС со всеми сопутствующими тратами оказалась выше, чем вырученная прибыль при реализации.

Реализация ОС является обычным процессом продажи, а потому здесь будет начисляться стандартный НДС в размере 18%. Полученную выручку признают в тот день, когда покупатель получил права собственности. Калькуляция налога на прибыль предусматривает учёт всех дополнительных трат, которые сопутствовали продаже объекта. Это хранение, доставка и прочие затраты.

Об ОС для обычных автомобилистов

Налоговые и бухгалтерские вопросы интересуют далеко не всех. Простые автовладельцы также сталкиваются с явлением остаточной стоимости, хотя не всегда это понимают и осознают.

Тут следует понимать, что основная статья расходов на машину заключается в потере стоимости по мере её старения. Если раньше машины создавались из расчёта на очень длительный срок эксплуатации и считались чуть ли не вечными, то сейчас ситуация совершенно иная. Огромное внимание уделяется вопросу остаточной стоимости.

Согласно выводам специалистов, в первые 3 года потеря стоимости авто от её начальной цены может составить 15-40%. Грубо говоря, если вы купили машину за 600 тысяч рублей, то каждый год она будет терять по 30-80 тысяч рублей. Это примерно столько же, сколько автовладелец должен тратить на топливо при среднем пробеге 10-30 тысяч километров.

Большое влияние на стоимость подержанного авто имеют сами производители и используемая ими ценовая политика. Если компания выводит на рынок объективно переоценённую машину, это обязательно повлечёт за собой скорое падение её стоимости. Если же автокомпания хочет занять большую долю рынка, то она выпускает аномально доступную модель. Если приобрести такую машину, при прочих равных именно владелец этого авто будет нести наименьшие потери.

Также важное значение имеет массовость автомобиля. Традиционно малый спрос на вторичном рынке наблюдается на те ТС, которые мало знакомы потребителям. Человек банально не хочет рисковать и опасается покупки подобного ТС. Объясняет он это тем, что при поломке будет сложно найти запчасти, специалистов по ремонту мало, комплектующие нестандартные и пр.

Одна из ключевых составляющих в вопросе формирования остаточной стоимости на вторичном рынке – это репутация. Формируется репутация на основе субъективных оценок надёжности. Для примера можно взять автомобили компании Toyota. Японский автогигант сумел завоевать огромную популярность и сформировать репутацию очень надёжного автопроизводителя. Это позволяет на вторичном рынке продавать машины этой марки по достаточно высокой цене.

Покупая редкие и очень дорогие автомобили, получить с их помощью большую выгоду при последующей продаже не получится. Такие машины быстро теряют в цене, из-за чего их остаточная стоимость существенно отличается от начальной.

Потому намного выгоднее брать те машины, которые пользуются повышенным спросом, имеют устойчивую положительную репутацию на рынке. Ведь чем выше спрос, тем выше стоимость.

Человек должен задумываться о вопросе получения максимально возможной прибыли при покупке транспортного средства, а не только о выгодном приобретении. Мало кто сейчас покупает автомобили раз и на всю жизнь. Ресурс нынешних машин не позволяет это сделать. Учитывая все рассмотренные выше нюансы, очень важно понимать суть остаточной стоимости и знать, как она формируется и насколько быстро снижается, в зависимости от тех или иных факторов.

Хотя в большей степени понятие остаточной стоимости интересует предпринимателей и используется в бухгалтерском учёте, косвенно с ним связан каждый автовладелец, вне зависимости от его статуса. Все хотят выгодно продать ранее купленную машину. И тут ключевым фактором выступает амортизация, то есть затраты, и конечная остаточная стоимость с вычетом всех потерь.