От социализма к коммунизму

Разница между социализмом и коммунизмом

Возможность социальной справедливости всегда волновала человечество, и неудивительно, что отдельные учёные смогли теоретизировать эти идеи, а политики – частично воплотить на практике. Общественные системы, которые максимально отражают суть данной концепции – коммунизм и социализм. Изначально они использовались как синонимы, но со временем их значения существенно изменились. Чем в настоящий момент различаются данные категории и могут ли они быть реализованы на практике?

Социализм – общественный строй, в основу которого положена идея всеобщего равенства, социальной справедливости, обобществления средств производства, усиленного развития промышленности. Теоретиками концепции считаются Пьер Леру, Карл Маркс, Шарль Фурье и другие учёные. В настоящий момент в мире существуют различные модели данного общественного строя, в числе которых такие антиподы, как Швеция, Куба, Северная Корея. Воплощение подобных идей на практике зависит от историко-культурного контекста.

Коммунизм – высшая стадия развития общества, при которой наступает полное обобществление собственности, равенство всех граждан. Сама идея считается утопической и никогда не воплощалась на практике. Её теоретиками являются К.Маркс и Ф.Энгельс, а активными сторонниками – Ленин, Сталин, Бухарин и другие политические деятели 20 столетия. При коммунизме обобществляются не только средства производства, но и продукция, полученная в процессе хозяйственно-экономической деятельности. Изначально считалось, что для перехода к такому состоянию требуется мировая революция, которая уничтожит само понятие государства и границ.

Сравнение

Таким образом, в основу указанных учений положены схожие тезисы о всеобщем равенстве и справедливости. Однако в литературе принято считать, что социализм – это вполне реальный общественный строй, который уже воплощался на практике. Коммунизм же – утопия, недостижимый идеал, и прийти к нему невозможно. Всё дело в том, что социализм национализирует средства производства, но не готовую продукцию. Для коммунизма этого мало: обобществлению подлежат в том числе и результаты труда.

Социализм опирается на рабочих и крестьян, культурный уровень которых будет резко повышен в связи с автоматизацией труда. Для коммунизма характерно бесклассовое общество, где абсолютно все граждане находятся в равных условиях. Социализм не отказывается до конца от денег и рынка, который, тем не менее, жёстко регулируется государством. Для коммунизма всё это – пережитки прошлого, которые подлежат устранению. Вся продукция производится автоматическим методом на национализированном оборудовании и бесплатно раздаётся гражданам: ровно столько, сколько им нужно для счастливой жизни.

Выводы TheDifference.ru

  1. Степень развития. В теории коммунизм считается последней ступенью развития общества, за которой наступает всеобщее равенство и благоденствие. Социализм же является лишь переходным этапом.
  2. Степень обобществления. При социализме национализируются только средства производства, при коммунизме – ещё и готовая продукция.
  3. Товарно-денежные отношения. Социализм не предполагает полный отказ от денег и рынка, в то время как для коммунизма данные институты неприемлемы.
  4. Основной принцип. Социализм: каждому – по труду; коммунизм: каждому — по потребностям.
  5. Общественная база. При социализме происходит сближение различных общественных групп, повышение уровня образования, при коммунизме царит бесклассовое общество.
  6. Материальная база. При социализме осуществляется интенсивное развитие производства, при коммунизме оно полностью автоматизируется.

Социалистические отношения сотрудничества и взаимной помощи

Основу социалистических производственных отношений составляет общественная социалистическая собственность на средства производства. Эта собственность утвердилась в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на средства производства.

В условиях социализма фабрики, заводы, земля и другие средства производства превращены в могучий источник роста благосостояния трудящихся и уже не могут стать средством эксплуатации человека человеком. Если при капитализме рост богатства капиталистов означает рост нищеты трудящихся и идёт рука об руку с разорением миллионов, то при социализме во всемерном умножении общественного богатства заложен материальный источник благополучия всего общества и каждого гражданина.

Социалистические производственные отношения — это отношения товарищеского сотрудничества и социалистической взаимопомощи освобожденных от эксплуатации работников, Эти общественные производственные отношения охватывают, собой как связи между производителями внутри завода, фабрики, шахты, совхоза, колхоза, так и взаимные связи между трудящимися всей страны, занятыми в различных отраслях производства.

Частная собственность на средства производства разъединяет людей, ставит их во враждебные, антагонистические отношения друг к другу. Социалистическая собственность соединяет и объединяет людей в процессе производства и во всей социальной жизни; она умножает силы людей, увеличивает их энергию,


В условиях капитализма экономическим законом является непримиримая взаимная борьба конкурентов: добивай отстающего, вытесняй его, истребляй — это волчий закон хищников, звериный закон джунглей. В условиях социализма, наоборот, господствует товарищеское сотрудничество и взаимопомощь.

Отношения товарищеского сотрудничества и социалистиче­ской взаимопомощи, вырастающие на основе социалистической собственности, ярко проявляются в социалистическом соревно­вании. Среди рабочих одного и того же цеха, завода, одной отра­сли производства есть отстающие и передовые. Закон социалистического соревнования, сформулированный Лениным и Сталиным, состоит в том, что передовые помогают отстающим подтянуться до уровня передовых и добиваются общего подъема. Это и есть одно из выражений отношений товарищеского со­трудничества и взаимопомощи свободных от эксплуатации трудящихся.

Взаимопомощь и сотрудничество осуществляются и в отношениях между заводами, фабриками, шахтами, колхозами, совхозами целыми отраслями производства, республиками и народами Советского Союза. Так, например, передовая по своему экономическому развитию Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика оказала и оказывает огромную помощь другим союзным республикам в их хозяйственном и культурном развитии. А в наше время весь советский народ оказывает социалистическую помощь странам народной демократии, вступившим на путь строительства социализма.

В СССР ликвидировав антагонизм, существовавший между городом и деревней. Социалистический город активно помогает деревне, а социалистическая индустрия — социалистическому сельскому хозяйству. Отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи выражаются также во всенародном социалистическом соревновании областей и республик.

Особенность социалистических производственных отношений, отличающая их от производственных отношений предшествовавших общественно-экономических формаций, как уже было выше указано, заключается в том, что они устанавливаются не стихийно, а сознательно. Социалистическая экономика может строиться только сознательно, ибо при ее строительстве «должны быть учтены потребности всего общества в целом, должно быть организовано хозяйство планомерно, сознательно, в общероссийском масштабе». (И.В.Сталин, Соч., т. 4, стр. 390.).

Однако из этого нельзя сделать вывод о том, будто социалистические производственные отношения определяются сознанием людей или сводятся к духовным отношениям. Производственные отношения в отличие от идеологических отношений есть материальные отношения, они представляют собой объективную реальность. Социалистические производственные отношения устанавливаются людьми сознательно, но вовсе не по произволу. Характер этих отношений, как отношений товарищеского сотрудничества и социалистической взаимопомощи, определяется не просто субъективным желанием людей, а объективным состоянием производительных сил, общественным характером производства. Современные производительные силы требуют их общественного применения и использования. Социалистические производственные отношения полностью соответствуют общественной природе современных производительных сил, являются формой их развития.

Социалистические производственные отношения

Общественная собственность на средства производства – база социалистической экономики. Объективной предпосылкой установления общественной собственности выступает высокий уровень обобществления экономики, достигаемый уже при капитализме, когда ранее разрозненные хозяйственные процессы все более сливаются в единый процесс. Однако частная собственность этому препятствует. И ликвидация ее становится неизбежной, поскольку лишь таким образом можно избавиться от основного капиталистического противоречия – между общественным характером труда и частной формой присвоения. Суть общественной собственности состоит том, что основные средства (и, значит, результаты) производства принадлежат не отдельным лицам, а обществу в целом; все его члены совместно являются собственниками средств и результатов производства, используют их для удовлетворения своих потребностей. Главные особенности социалистической общественной собственности, в отличие от капиталистической частной собственности, заключаются в следующем:

1. Капиталистическая частная собственность соединяется с трудящимися через рынок, путем купли-продажи рабочей силы. Следовательно, здесь рабочая сила выступает как товар. Социалистическая общественная собственность соединяется с трудящимися не через рынок, не путем купли-продажи рабочей силы, а прямо и непосредственно, через юридически оформленное включение трудящихся в процесс общественного производства. Следовательно, здесь рабочая сила как товар не выступает.

2. Капиталистическая частная собственность создает предпосылки для отчуждения членов общества от труда и наличия хронической, достигающей того или иного уровня безработицы, ибо собственники средств производства могут купить рабочую силу, а могут и не купить ее. Социалистическая общественная собственность на средства производства создает предпосылки для обеспечения всех постоянной работой и полной ликвидации безработицы, ибо в данном случае члены общества выступают и в качестве собственников средств производства, и в качестве рабочей силы одновременно.

3. Капиталистическая частная собственность порождает экономическое неравенство людей. Оно состоит в том, что одни являются собственниками средств производства, а другие лишены их, одни являются эксплуататорами, а другие – эксплуатируемыми, одни могут вести паразитическое существование, а другие вынуждены работать на них. Социалистическая общественная собственность создает условия для достижения экономического равенства людей. Оно состоит в том, что все имеют равное отношение к средствам производства, отсутствует эксплуатация человека человеком, вводится всеобщность труда: не только любой член общества обеспечивается работой, но и запрещается паразитическое существование, устанавливается обязанность каждого трудиться по способностям.

4. Порождаемое капиталистической частной собственностью неизбежное экономическое неравенство утверждает в обществе острые классовые антагонизмы и острую классовую борьбу. Порождаемое социалистической общественной собственностью экономическое равенство исключает классовые антагонизмы и классовую борьбу, утверждает между людьми отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи.

Безраздельное господство социалистической общественной собственности на средства производства означает, стало быть, возникновение качественно новой системы отношений производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ. С существованием и функционированием общественной собственности связаны все преобразования материальных и духовных основ жизни людей на принципиально иных началах.

Формы социалистической общественной собственности на средства производства. Формы социалистической общественной собственности определяются степенью обобществления производства. Чем степень выше, тем зрелее и форма. Первая форма – государственная (общенародная) собственность. Она является ведущей. Здесь средства производства обобществлены в масштабе всего общества, принадлежат в лице социалистического государства народу в целом. Ему же принадлежит производимая на этих средствах производства продукция. Государственная (общенародная) собственность охватывает главные, решающие средства производства и командные высоты в экономике, определяет всю систему социалистического народного хозяйства. От темпов ее роста зависит прогресс производства, развитие науки и культуры, улучшение жизни трудящихся. Вторая форма – кооперативная собственность. Здесь средства производства обобществлены в масштабе отдельных кооперативов, которым принадлежит и производимая на них продукция. Они позволяют удовлетворять многообразные общественные потребности и эффективно использовать производственные ресурсы в различных сферах и условиях жизни. Сюда же можно отнести и собственность общественных организаций, поскольку она принадлежит только членам данных организаций и используется для удовлетворения их потребностей.

Личная собственность в системе социалистической собственности. Личная собственность есть составная часть социалистического экономического строя. Она представляет собой собственность отдельных лиц на продукты труда, предназначенные для удовлетворения индивидуальных потребностей. По своему содержанию личная собственность при социализме – производное от общественной собственности: каждый трудящийся получает предметы потребления в личную собственность как участник общественного производства. Поэтому обязательной, сущностной ее чертой является трудовой характер. Источником личной собственности может быть всецело и исключительно только личный труд людей. И она не должна служить средством извлечения нетрудовых доходов, выступать орудием эксплуатации человека человеком, превращаться в капитал, использоваться в ущерб интересам общества.

Основной экономический закон социализма. С переходом средств производства в общественную собственность, ликвидацией эксплуататорских классов устраняется база для действия основного экономического закона капитализма. Его заменяет и начинает действовать основной экономический закон социализма. Сущность закона – обеспечение благосостояния всех членов общества посредством наиболее полного удовлетворения их постоянно растущих материальных и духовных потребностей на базе непрерывного роста, совершенствования общественного производства.

Закон, следовательно, выражает объективно обусловленную непосредственную цель социалистического производства, отличающуюся от цели капиталистического производства. При капитализме, как отмечено, удовлетворение потребностей людей не составляет непосредственную цель производства. Там создание жизненных благ подчинено получению наживы за счет эксплуатации человека человеком. При социализме, поскольку трудящиеся выступают собственниками средств производства, экономика развивается в интересах трудящихся, и удовлетворение их потребностей составляет непосредственную цель производства. Основной экономический закон социализма указывает также и на средство достижения данной цели. Поэтому в системе социалистических экономических законов он играет ведущую роль, предопределяет их действие.

Планомерность социалистической экономики. Неуклонное обобществление производства делает отдельные звенья экономики все более взаимосвязанными. Отсюда вытекает необходимость планомерного регулирования народного хозяйства как единого целого. Зародыши планомерности возникают уже в рамках капиталистического предприятия. Однако при господстве свободной конкуренции она изначально находится в глубоком противоречии с анархией капиталистического производства в масштабах общества. Потребность в планомерности, регулировании хозяйственных процессов усиливается на монополистической стадии капитализма, характеризующейся прогрессирующей концентрацией экономики. Но удовлетворению данной потребности мешает частная собственность. Поэтому, полной планомерности капиталистические монополии никогда не давали, не дают и не могут дать. Развитие отдельных элементов планомерности здесь означает стремление приспособить капиталистический способ производства к процессу неуклонного обобществления труда и одновременно свидетельствует о растущей несовместимости с этим частнокапиталистической формы присвоения.

Утверждение социалистической собственности на средства производства создает условия для достижения полной планомерности. Она представляет собой согласованность экономических процессов в масштабе всего общественного производства, его отраслей и отдельных предприятий в соответствии с целевой направленностью их развития. Общество в лице своих экономических органов распределяет между участниками производства материальные, трудовые и финансовые ресурсы, устанавливает наиболее выгодные народнохозяйственные пропорции, определяет сроки социально-экономических преобразований и координирует работу по осуществлению задуманного. Планомерность социалистического общественного производства делает реальным познание и сознательное использование объективных экономических законов. Становится возможным добиваться, чтобы не стихия господствовала над действиями людей, принуждая их принимать какие-то решения, а люди сознательно управляли ситуацией на основе учета требований объективных экономических законов. Содержание планомерности в этом смысле состоит, следовательно, в контроле общества над экономическими процессами. Опираясь на знание законов, люди обретают способность до начала производственного процесса предвидеть его промежуточные и конечные результаты, намечать желательные для них ход и развитие событий. Организационной формой осуществления планомерности является перспективное и текущее планирование. Оно составляет важнейший инструмент хозяйственного механизма социалистического общества и включает в себя разработку единого плана социально-экономического развития страны, отраслевые, региональные планы и планы предприятий.

Товарно-денежные отношения при социализме. При социализме товарно-денежные отношения сохраняются, что связано со следующими особенностями его экономики:

Во-первых, это наличие названных выше двух форм социалистической собственности на средства производства. Обмен продукцией между государственными и кооперативными предприятиями осуществляется через куплю-продажу продукции, сопровождающуюся сменой ее собственника. Во-вторых, это наличие у составляющих единую общенародную собственность государственных предприятий известной обособленности и оперативно-хозяйственной самостоятельности. Государственные предприятия являются юридическими лицами и функционируют в условиях хозрасчета, обладая правами владения, пользования и распоряжения всем имуществом, которым их наделило государство. Отсюда связи между предприятиями осуществляется на основе товарного обращения, эквивалентности и купли-продажи выпускаемой продукции. В-третьих, это наличие индивидуально-трудовой деятельности граждан. Производимая тут продукция полностью или частично тоже превращается в предмет купли-продажи, а само производство приобретает товарную форму. В-четвертых, это наличие распределения жизненных благ между гражданами социалистического общества по количеству и качеству их труда. Осуществляется оно опять же главным образом через денежный механизм и куплю-продажу товаров.

Но социалистические товарно-денежные отношения, по сравнению с капиталистическими, имеют новое социально-экономическое содержание:

1. При капитализме товарное производство связано с эксплуатацией человека человеком. Оно выражает отношения разобщенных, зачастую враждебных классов и осуществляется в интересах извлечения наибольшей прибыли. При социализме товарное производство исключает эксплуатацию человека человеком. Оно выражает отношения коллективизма, товарищеского сотрудничества и подчинено удовлетворению потребностей как всего общества, так и каждого его члена. Деньги здесь не могут выступать как капитал, орудие эксплуатации человека человеком, а они используются для установления экономических связей, учета и контроля, рационального ведения хозяйства, стимулирования трудовой активности товаропроизводителей.

2. При капитализме товарное производство развивается стихийно, что вызывает разорение мелких товаропроизводителей, порождает диспропорции и экономические кризисы. При социализме товарное производство развивается планомерно. Товар здесь – не просто продукт, производимый для обмена, а продукт, производимый в плановом порядке для удовлетворения потребностей общества и переходящий к потребителю через планово организуемое обращение. Это позволяет исключить массовое разорение товаропроизводителей, диспропорции и экономические кризисы.

3. При капитализме товарное производство носит всеобщий характер, отношения купли-продажи охватывают все сферы жизни людей. При социализме их действие ограничено. Не являются товаром и не могут быть объектом купли-продажи рабочая сила человека, земля и ее недра, леса и воды, предприятия. Товарами выступают только создаваемые продукты труда – средства производства и предметы потребления.

Товарно-денежные отношения с новым социально-экономическим наполнением способны успешно, эффективно обслуживать социалистическое хозяйство на всех этапах его исторического развития.

Мираж Коммунизма (Начало)

Сегодня, 5-го мая 2013 года, исполняется 195 лет со дня рождения Карла Маркса. Прошло 130 лет со дня его смерти, а разработанный им коммунизм все еще манит людей, с каждым днем в мире не уменьшается количество коммунистических партий. Маркс был очень умным человеком, но в одном он ошибался — он верил в достижимость коммунизма

По Европе призрак бродит, по заброшенным путям,
Он приходит, он уходит, он бредет по деревням.

Соучастник, соглядатай — ночь безумеет сама,
Он при Энгельсе когда-то, он давно сошел с ума…
Михаил Светлов 1929г.

21 февраля 1848 г. Маркс и Энгельс написали в «Манифесте Коммунистической партии»:

«Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские».

Основоположники так называемого «научного коммунизма» начали бороться за построение коммунизма в Европе и во всем мире в середине 19-го века. Прошло более 160-ти лет, а человечество не только не приблизилось к коммунизму, но даже отдалилось.

Если при Марксе и Энгельсе можно было говорить окружающим: «Вам жить при коммунизме», и люди верили, то сейчас найти человека, который верит, что лично он будет жить при коммунизме практически невозможно.

Коммунизм за полтора века так и остался призраком, который бродит по миру, но которого так никому и не удалось потрогать.

Я много лет искал ответ на вопрос: «Почему коммунизм до сих пор не построен?». После прочтения сочинений всех классиков марксизма-ленинизма, я пришел к некоторым заключениям.
Попробую поделиться с Вами своими выводами.

Что такое коммунизм?

«Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны!» В.И.Ленин

Существует несколько определений коммунизма.

Посмотрим на них внимательно.

Маркс:

«Коммунизм как положительное упразднение частной собственности — этого самоотчуждения человека — <…> есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом. Он — решение загадки истории, и он знает, что он есть это решение.».( К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е, Т. 42, стр. 116), 1844г.

Энгельс:

«Коммунизм есть учение об условиях освобождения пролетариата. <…> 14-й вопрос: Каков должен быть этот новый общественный строй? Ответ: Прежде всего, управление промышленностью и всеми отраслями производства вообще будет изъято из рук отдельных, конкурирующих друг с другом индивидуумов. Вместо этого все отрасли производства будут находиться в ведении всего общества, то есть будут вестись в общественных интересах, по общественному плану и при участии всех членов общества. Таким образом, этот новый общественный строй уничтожит конкуренцию и поставит на её место ассоциацию».
(проект программы Союза Коммунистов, 1947г. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2. Т. 4.)

Фридрих Энгельс предсказывал ряд основных черт коммунистического общества: анархия в производстве заменяется планомерной организацией производства в масштабе всего общества, начинается ускоряющееся развитие производительных сил, исчезает разделение труда, исчезает противоположность между умственным и физическим трудом, труд превращается из тяжелого бремени в жизненную потребность — самореализацию, уничтожаются классовые различия и отмирает само государство, вместо управления людьми будет происходить управление производственными процессами, коренным образом изменится семья, исчезает религия, люди становятся хозяевами природы, человечество становится свободным. Энгельс предвидел в будущем небывалый научный, технический и общественный прогресс. Он предсказывает, что в новой исторической эпохе «люди, а вместе с ними все отрасли их деятельности, сделают такие успехи, что они затмят всё сделанное до сих пор». (Маркс и Энгельс. том 20, предисловие).

Ленин:

«Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу». В. И. Ленин. Речь на I съезде земледельческих коммун (ПСС, т. 39, стр. 380.).

Программа КПСС:

Коммунизм — это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям». Коммунизм — это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа.(Программа КПСС, Принята XXII съездом КПСС в 1962г.)

При этом каждый из основоположников коммунизма полагал, что коммунизм вот-вот из призрака станет реальностью. Поэтому Маркс и Энгельс прямо взялись за построение коммунизма в Европе, а Владимир Ульянов/Ленин посчитал, что коммунизм он сможет построить в России.

Обещания коммунизма

«Тому поколению, представителям которого теперь около 50 лет, нельзя расчитывать, что оно увидит коммунистическое общество. До тех пор это поколение перемрет. А то поколение, которому сейчас 15 лет, оно и увидит коммунистическое общество…» (В.И.Ленин, ПСС, т.41, с.317).

Первый Секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущёв объявил в октябре 1961 года на XXII съезде КПСС, что к 1980 году в СССР будет создана материальная база коммунизма — «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!».

Наиболее подробно признаки коммунизма расписаны в программе КПСС и в работах Энгельса. Разберем их подробно и попробуем расклассифицировать.

Основные признаки коммунизма

Сразу следует отметить, что все эти определения не являются конкретными. Все они – описательные, описывающие несколько признаков коммунизма и пестрят большим количеством прилагательных. Попробуем в них разобраться.

Основные признаки коммунизма по программе КПСС и Энгельсу можно разбить в соответствии с марксизмом-ленинизмом на три основные группы.

1. Развитие производительных сил

— на основе постоянно развивающейся науки и техники,
— вырастут производительные силы,
— все источники общественного богатства польются полным потоком,

2. Производственные отношения

— единая общенародная собственность на средства производства,
— упразднение частной собственности,
— бесклассовый общественный строй,
— полное социальное равенство всех членов общества,
— общественное самоуправление,
— способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа,
— осуществится великий принцип «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям»,
— планомерная организация производства в масштабе всего общества,
— все отрасли производства будут находиться в ведении всего общества,
— отмирает государство,
— стираются различия между умственным и физическим трудом,
— стираются различия между городом и деревней,

3. Общественные отношения и психологическое состояние общества

— всесторонне развитие людей,
— высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников,
— труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью,
— труд на благо общества станет осознанной необходимостью.

Если встать на почву марксизма (исторического материализма), то экономические признаки (первая группа) являются базовыми (фундаментом), а классовое строение общества (вторая группа) и его психологическое состояние (третья группа) – это надстройка, которая определяется фундаментом – состоянием производительных сил и уровнем развития производительности труда.

Если в обществе удается достичь полного экономического благополучия, то распределение людей на классы по их отношению к произведенному продукту (одни производят, а другие присваивают и перераспределяют), месту в общественном разделении труда, отношении к средствам производства и той доле общественного богатства, которую они получают – становится не нужным.

Отмирают классы – отмирает и все остальное, что с ними связано и им служит.

Если нет классов, то становится не нужным и государственный аппарат, поддерживающий угнетение одного класса другим, все становятся равными, одинаково свободными.

А отсюда последуют и новые общественные отношения:

— братское отношение друг к другу,
— всестороннее развитие личности,
— новое сознание и новое отношение к физическому и умственному труду.

В описаниях коммунизма есть некоторые шероховатости, например:

1) Выражение «каждому по потребностям» — подразумевает некоторую классовую структуру, собирающую информацию о потребностях и распределяющую общественное богатство по потребностям. Это условие четче звучало бы, если было бы сказано «каждый – по потребностям». Тогда исчезло бы условие существования отдельного класса.

2) Выражение «способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа» подразумевает некоторую классовую структуру, которая, действуя от имени народа, применяет способности людей в соответствии некоторой определяемой ею (этой группой) пользой. Это описание, не являющееся особым критерием, также добавляет класс в общество. Но этот пункт не является определяющим для коммунизма как общественно-экономической формации.

Для дальнейшего рассмотрения будем считать эти шероховатости оплошностью авторов, описывавших коммунизм.

В главном – необходимом и достаточном условии построения коммунизма — можно определиться.

Как мы видим – главным в построении коммунизма является такое развитие производительных сил общества, когда производственные возможности (состояние производительных сил) опережают человеческие потребности (общественные отношения).

Поэтому вопрос о том, могут ли человеческие возможности (в частности – производственные) опередить человеческие потребности – является главным вопросом возможности построения коммунизма.

Если человеческие возможности могут опередить человеческие потребности – коммунизм возможен.

Если человеческие потребности принципиально опережают человеческие возможности – коммунизм является недостижимой утопией – миражом, каждый шаг к которому нисколько не приближает человека к цели (коммунизму).

Чтобы понять, возможен коммунизм или нет – надо разобраться с вопросом:

Возможна ли такая ситуация, когда человеческие возможности могут опережать человеческие потребности.

Этот вопрос можно разбить на два других:

1. Насколько долговременна ситуация, когда человеческие возможности опережают человеческие потребности.
2. Не противоречит ли такая ситуация природе человека.

Соревнование возможностей и потребностей

Коммунистическая теория говорит, что коммунизм наступит тогда, когда возможности опередят человеческие потребности. Посмотрим на потребности и возможности внимательнее.

Потребности человека

В самом главном критерии коммунизма «возможности опередят потребности» есть хитрость. Предполагается что человеческие потребности как бы стоят на месте, а возможности их вот-вот догонят.

Дело в том, что человеческие потребности не стоят на месте. Первобытный человек мог обходиться сырым мясом для еды, одной шкурой в качестве одежды и любым укрытием для сна. Современному человеку уже не достаточно одной рубашки, одного блюда для еды и одной комнаты для комфортного проживания.

Потребности человека изменяются, они не стоят на месте, они с каждым годом увеличиваются количественно, развиваются качественно и дополняются инновационно. С развитием техники и технологий у человека появляются такие потребности, которые он даже не мог представить всего несколько десятков лет назад, особенно в области новых материалов, условий проживания, способов передвижения, цифровых технологий связи, приема, передачи и обработки информации.

Возможности человека

Производительность труда из года в год возрастает, соответственно, возрастают и возможности. Человечество осваивает новые технологии, новые материалы, новые средства связи, коммуникации, хранения и обработки информации. Жизнь человека становится все более комфортной. Условия труда упрощаются, а условия отдыха становятся все более разнообразными.

Возможности человека растут.

Одновременно растут и потребности.

Идет постоянное соревнование человеческих возможностей и человеческих потребностей. Возрастает и развивается и то и другое.

Надо заметить, что на протяжении всего прежнего развития человека человеческие потребности шли и идут впереди.

Почему же так происходит? Есть ли в этом какая-то закономерность? Связаны ли между собой эти категории?

Попробуем разобраться во взаимоотношениях потребностей и возможностей.

Что первично – возможности или потребности?

Говоря о возможностях и потребностях человека, необходимо четко понимать, что является первичным, а что – вторичным.

Для этого придется немного изменить определение классиков и параллельно углубиться в человеческую психологию.
Для начала посмотрим на взаимоотношения потребностей и возможностей немного с другой стороны.

Перевернутый критерий классиков

Классики предположили, что когда-нибудь наступит время, когда возможности обгонят потребности.

Но, как мы знаем, возможности и потребности постоянно движутся вперед. Возможности догоняют потребности, а потребности тоже не стоят на месте. При коммунизме по определению возможности и потребности сначала поравняются, а потом возможности вырвутся вперед.

Таким образом, коммунизм, как общество удовлетворенных потребностей, должно наступить тогда, когда человеческие возможности догонят и обгонят потребности.

А другими словами, если перефразировать определение, то получится, что коммунизм – это ситуация, когда потребности окажутся позади возможностей.

Коммунизм, по определению классиков — это стабильное состояние общества в котором человеческие потребности остаются внутри пределов человеческих возможностей.

Может такое быть?

Попробуем разобраться. (Окончание в следующем сообщении).

Социализм — это… Идеи и суть идеологии социализма, социализм в СССР

Идеология социализма. Суть и принципы социализма

Социализм — не только общественная система, но еще и политическая идеология. Социалисты относятся к левым: они выступают за бо́льший государственный контроль над экономикой и общественное равенство.

Основные идеалы социализма:

  • Отсутствие эксплуатации человека человеком, социального угнетения

  • Общественная собственность на средства производства

  • Социальное равенство, справедливость

  • Власть трудящихся

Либерализм, консерватизм, социализм и анархизм — сравнительная таблица отличий

Левым социалистам и коммунистам традиционно противопоставляют правых — сторонников рыночной экономики и частной собственности. Чем отличаются взгляды либералов и консерваторов от взглядов социалистов?

Либерализм провозглашает высшим идеалом свободу личности, а не общественное благо, как при социализме. Либералы выступают за экономические свободы, против вмешательства государства в рыночную экономику — и это также противоречит идеям социалистов.

Консерватизм выступает за сохранение и укрепление традиционных общественных институтов — государства, церкви, семьи, частной собственности. Консерваторы, в отличие от социалистов, признают естественным общественное неравенство и выступают против активного государственного вмешательства в экономику.

Отличаются от социалистов и лево-радикальные сторонники анархизма. Анархисты выступают за полный отказ от частной собственности и от государства, считают, что люди сами наилучшим образом устроят свою жизнь без принуждения со стороны власти.

Либерализм

Консерватизм

Социализм

Анархизм

Основные принципы и ценности

Свобода личности, права человека, частная собственность, демократия

Традиционные институты: государство, семья, церковь, частная собственность

Равенство, отсутствие эксплуатации, справедливое распределение и общественная собственность

Отсутствие власти одних людей над другими, свобода от принуждения

Роль государства в экономической жизни

Государство минимально вмешивается в свободный рынок, не мешает конкуренции

Государство защищает частную собственность как основу экономики

Государство регулирует экономическую жизнь, распределяет ресурсы, ограничивает частную собственность

Государство не нужно, оно не должно вмешиваться в экономику

Отношение к социальным вопросам

Люди равны перед законом, в остальном неравенство нормально

Люди не равны, часть из них может иметь привилегии

Все люди должны иметь равные права и обязанности, государство борется с неравенством доходов

Отказ от частной собственности обеспечит равенство людей

Пути решения социальных вопросов

Реформы, постепенные изменения общества

Укрепление традиционных устоев и институтов общества

Контроль государства, обеспечение социального равенства

При отсутствии государства люди сами решат свои проблемы

Социализм и коммунизм — в чем разница?

Идеология социализма близка к коммунизму. Однако коммунистический идеал более радикален: коммунисты выступают за полное обобществление производства, отказ от частной собственности и централизованное распределение благ.

Сторонники марксизма называют коммунизм высшей стадией социализма. При коммунизме должно установиться абсолютное равенство людей, установиться некое идеальное общество, где каждый трудится в меру своих способностей и получает от общества все необходимое. В этом смысле коммунизм — несбыточная утопическая концепция, мечта, полагают критики коммунизма. Социализм провозглашает более конкретные и достижимые цели.

SOPA Images/LightRocket via Getty Images

Что такое утопический социализм?

Утопический социализм — общее название для социалистических учений, существовавших до появления марксизма, концепции немецкого философа Карла Маркса. В первой половине XIX века идеи о справедливом преобразовании общества выдвигали мыслители Анри Сен-Симон, Шарль Фурье и Роберт Оуэн.

Подробнее об этом читайте в статье: Что такое утопия. Томас Мор, коммунизм и антиутопия

В России под влиянием указанных философов Александр Герцен и Николай Огарев сформулировали идеи «общинного социализма» — справедливого общества на базе русской крестьянской общины. Эти мысли получили развитие в идеологии народников — сторонников крестьянского социализма. «Величайшим представителем утопического социализма» Ленин называл Николая Чернышевского — автора романа «Что делать?»

Проект Новой Гармонии — колонии, которую предложил основать в Америке Роберт Оуэн. Гравюра Ф. Бейта. 1838 год

Немецкий философ Карл Маркс превратил социализм из философского идеала в революционную теорию: он утверждал, что социалистический строй уничтожит капитализм в результате пролетарской революции.

Ленин и другие марксисты считали построения своих предшественников несбыточными, ненаучными — отсюда и название «утопический социализм». После революции 1917 года в СССР «наивному» утопическому социализму противопоставляли научный коммунизм.

Социализм в СССР. Развитой социализм

В России идеи Карла Маркса получили широкое распространение к концу XIX века. Ведущими идеологом марксизма был Владимир Ильич Ульянов-Ленин, лидер Российской социал-демократической рабочей партии большевиков — РСДРП(б). Ленин отмечал, что социализм приходит на смену капитализму, а затем из социализма вырастает коммунизм. В отличие от более умеренных социалистов, Ленин считал коммунизм достижимым в обозримом будущем революционным путем.

После победы Октябрьской революции 1917 года РСДРП(б) была переименована в коммунистическую партию. Большевистское государство во главе с Лениным взяло курс на построение социализма и коммунизма. Экономика стала централизованной, Компартия не допускала к власти другие политические силы, государство строго контролировало социальную сферу, культуру и идеологию.

Основная задача рассчитанной на настоящий переходный момент Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплоатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы ни государственной власти.

Конституция РСФСР 1918 года

При И.В. Сталине Конституция СССР 1936 года провозгласила, что социализм в стране построен: «Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян». Этот документ получил неофициальное название «Конституция победившего социализма». Конституция гарантировала населению широкие права и свободы, которые на деле нарушались — через год, в 1937 году, в стране началась волна наиболее жестоких массовых репрессий.

При Н.С. Хрущеве в 1961 году была принята новая программа Компартии, обещавшая «создание материально-технической базы коммунизма» к 1980 году. Уже тогда многие посчитали несбыточным обещание построить коммунизм за 20 лет. После отставки Хрущева это признало и руководство страны.

На смену разговорам о скором наступлении коммунизма пришла концепция развитого социализма — неопредленно долгого этапа на пути к коммунизму. При Л.И. Брежневе была принята Конституция СССР 1977 года, так называемая «Конституция развитого социализма».

В СССР построено развитое социалистическое общество. На этом этапе, когда социализм развивается на своей собственной основе, все полнее раскрываются созидательные силы нового строя, преимущества социалистического образа жизни, трудящиеся все шире пользуются плодами великих революционных завоеваний…

Развитое социалистическое общество — закономерный этап на пути к коммунизму.

Конституция СССР 1977 года

Советский плакат эпохи Л.И. Брежнева

Построение коммунизма, таким образом, откладывалось на неопределенный срок. Тем временем СССР вступил в эпоху экономической и социально-политической стагнации, а затем и острого кризиса. Коммунистическая идеология стала подвергаться все большей критике.

Во второй половине 1980-х годов М.С. Горбачев пытался реформировать социалистическую систему, однако эти попытки закончились неудачей. Мировой социалистический лагерь распался. В декабре 1991 года официально перестал существовать и Советский Союз. Появившиеся на его месте независимые республики отказались от идей социализма.

Критика социализма. Чем плох социализм?

В настоящее время принято считать, что «социалистический эксперимент» XX века закончился провалом. Анализируя причины его неудачи, критики указывают на фундаментальные экономические, социальные и политические недостатки социализма.

Экономические трудности. Практика опровергла идею о том, что экономика социализма окажется эффективнее капиталистической благодаря централизованному планированию. В соцстранах явно проявились неизбежные недостатки командной экономической системы.

Отсутствие экономических стимулов и уравнительная оплата труда неизбежно вели к низкой производительности. Ориентация на количественный план вредила качеству продукции. Не было заинтересованности во внедрении новых технологий. В результате усугублялся товарный дефицит, усиливалась скрытая инфляция, социалистические страны проигрывали в конкурентной борьбе капиталистам.

Общественное неравенство. Попытка создать справедливое общество удалась лишь отчасти: в социалистических странах действительно было меньше имущественное неравенство, здравоохранения и образование были бесплатными и т.д. При этом неравенство существовало в других проявлениях. По происхождению граждан делили на «классово близких» и «классово чуждых». В дальнейшем формировалась чиновничье-партийная элита, которая пользовалась широкими привилегиями.

Отсутствие политических свобод, репрессии. Активное вмешательство государство в жизнь общества в социалистических странах привело к уничтожению политических свобод, установлению тоталитарных и авторитарных режимов. В советской России и СССР политически мотивированное насилие было особенно жестоким: раскулачивание крестьян, массовые репрессии 1930-х годов, преследование инакомыслящих.

В итоге эти недостатки привели к краху мировой социалистической системы. Сегодня лишь немногие страны — такие как Китай или Куба — продолжают заявлять о приверженности идеям социализма, хотя по факту во многом отошли от прежней идеологии.

Большинство сторонников социализма занимают в настоящее время умеренные позиции — они выступают за сохранение рыночной экономики при более значительном влиянии государства и более справедливом распределении благ. Такая идеология ближе к социал-демократии. Социал-демократы выступают за социальную справедливость, активное участие государства в жизни общества и управлении экономикой при сохранении основных свобод.