Отчетность малых предприятий

Упрощенная бухгалтерская отчетность для малого предприятия

Закон о бухгалтерском учете для субъектов малого предпринимательства предусмотрел возможность представления бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках по упрощенным формам. Что представляет из себя упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность, в чем состоит упрощение бухгалтерских форм, кто сдает упрощенные отчетные формы, когда составляется и сдается упрощенная бухотчетность — рассмотрим в этой статье.

Кто сдает упрощенную бухгалтерскую отчетность

Для некоторых организаций предусмотрено право применения упрощенных способов ведения бухучета , а также составления упрощенной бухгалтерской отчетности (ст. 6 ФЗ 402):

  1. субъекты малого предпринимательства. Малыми признаются организации соответствующие определенным критериям (см. статью «Единый реестр малых предприятий»). Если хотя бы одно из условий не соблюдается – организация не признается субъектом малого предпринимательства;
  2. некоммерческие организации, созданные в соответствии с ФЗ «О некоммерческих организациях»;
  3. организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

Основная особенность форм отчетности для малого предпринимательства — это упрощенные формы и укрупненные показатели.

Состав упрощенной бухгалтерской отчетности

Полная бухотчетность Упрощенная бухотчетность
1 Баланс Упрощенный Баланс
2 Отчет о финансовых результатах Упрощенный отчет о финансовых результатах
3 Отчет об изменениях капитала Упрощенный отчет о целевом использовании средств
4 Отчет о движении денежных средств
5 Отчет о целевом использовании средств
6 Пояснения к отчетности

Для трех упрощенных отчетов законодатели привели сокращенные формы в приказе Минфина 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», найти их можно в приложении 5. Причем можно применять стандартные формы либо разработать свои самостоятельно. Стоит отметить, что применение упрощенных форм бухгалтерской отчетности — это право, а не обязанность предприятий малого бизнеса. Компании могут формировать бухгалтерскую отчетность в общем порядке. Как и прежде, малые предприятия могут ограничиться подачей только баланса и отчета о прибылях и убытках, и не прилагать к бухгалтерской отчетности пояснительную записку, отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств. Исключение составляют случаи, когда такие документы содержат важную информацию для оценки финансового положения компании и финансовых результатов ее деятельности.

В чем состоит упрощение бухгалтерских форм

Упрощение состоит в том, что раскрывать нужно существенную о себе информацию

  • Можно не расписывать информацию о связанных сторонах, сегментах, о прекращаемой деятельности;
  • События после отчетной даты показываются в бухотчетности, только если это имеет рациональный смысл;
  • Ошибки прошлых лет можно исправлять, затрагивая прочие доходы или расходы текущего периода, без корректировки нераспределенной прибыли/убытка.

Упрощенная форма баланса не содержит отдельных разделов, а показатели значительно скорректированы. Например, дебиторская задолженность малого предприятия будет включена в статью «Финансовые и другие оборотные активы»; а основные средства — в статью «Материальные внеоборотные активы».

Актив баланса содержит статьи:

— Материальные внеоборотные активы

— Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы

— Запасы

— Денежные средства и денежные эквиваленты

— Финансовые и другие оборотные активы

Пассив баланса содержит статьи:

— Капитал и резервы

— Долгосрочные заемные средства

— Другие долгосрочные обязательства

— Краткосрочные заемные средства

— Кредиторская задолженность

— Другие краткосрочные обязательства

Упрощенная форма отчета о финансовых результатах отличается от обычной. В упрощенном отчете о финансовых результатах отсутствуют многие показатели, которые выделены в общей форме. Например, такие, как валовая прибыль (убыток), прибыль (убыток) от продаж, доходы от участия в других организациях. В строку «Расходы по обычной деятельности» объединены целых три показателя: себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы. Не приводится в отчете и справочная информация типа результатов от переоценки внеоборотных активов, базовой и разводненной прибыли (убытка) на акцию.

Когда составляется и сдается упрощенная бухотчетность

Упрощенная бухотчетность составляется за период с 1 января по 31 декабря. Исключение сделано для организаций, зарегистрированных после 30 сентября. Для них первым отчетным периодом является время с даты регистрации до 31 декабря следующего года (ст. 15 ФЗ № 402‑ФЗ). Хотя по своему желанию фирмы, зарегистрированные после 30 сентября, могут составлять отчетность сразу за первый календарный год работы, то есть в общем порядке.

Годовую бухгалтерскую отчетность нужно сдать в ИФНС в течение 3 (трех) месяцев по окончании отчетного года (ст. 23 НК РФ). Аналогичный срок установлен для сдачи отчетности в органы статистики.

В течение года фирмы могут формировать месячную и квартальную отчетность. Она называется промежуточной и составляется соответственно ежемесячно и ежеквартально нарастающим итогом с начала года. Промежуточную бухгалтерскую отчетность представлять в какие-либо контролирующие органы не требуется.

Фирммейкер, 2012
Дина Ермакова
При использовании материала ссылка на статью обязательна

Требуется бухгалтерское сопровождение?

Сообщите о своей компании, мы быстро поможем

Оставьте заявку

Малые предприятия сдают отчетность в составе бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о целевом использовании средств. Организация приказом руководителя сама определяет, какие регистры бухгалтерского учета вести.

Обоснуем ответ.

В общем случае субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 4, п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, далее – Закон № 402-ФЗ).

Критерии признания предприятия малым содержатся в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (далее – Закон № 209-ФЗ).

Для таких организаций согласно Приложению № 5 к приказу Минфина России от 02.07.2010 № 66н (далее – Приказ № 66н) утверждены следующие упрощенные формы бухгалтерской отчетности (п. 6.1 Приказа 66н):

  • бухгалтерский баланс,
  • отчет о финансовых результатах,
  • отчет о целевом использовании средств.

Обратите внимание, что в соответствии с п. 6 Приказа № 66н организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут формировать бухгалтерскую отчетность по общеустановленным формам.

Таким образом, малые предприятия в зависимости от выбранной ими формы представления бухгалтерской отчетности (по общеустановленным формам либо по упрощенным формам) представляют в налоговый орган:

  • бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств по упрощенной форме согласно Приложению № 5 к Приказу № 66н (п. 6, п. 6.1 Приказа № 66н)
  • либо бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах согласно Приложению № 1 к Приказу № 66н, а также приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах по формам согласно Приложению № 2 к Приказу 66н и отчет о целевом использовании средств согласно Приложению № 2.1 к Приказу 66н (п. 1 – п. 4, п. 6 Приказа № 66н).

Такие же разъяснения ФНС России представила в письме от 20.02.2017 № СД-4-3/3088@.

Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель организации по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (п. 5 ст. 10 Закона № 402-ФЗ).

Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (п. 6 ст. 10 Закона № 402-ФЗ).

Регистр бухгалтерского учета должен содержать следующие обязательные реквизиты (п. 4 ст. 10 Закона № 402-ФЗ):

  1. наименование регистра;
  2. наименование организации;
  3. дату начала и окончания и / или период, за который составлен регистр;
  4. хронологическую и (или) систематическую группировку объектов бухгалтерского учета;
  5. величину денежного измерения объектов бухучета с указанием единицы измерения;
  6. наименования должностей, Ф. И. О. и подписи лиц, ответственных за ведение регистра.

Таким образом, организация самостоятельно определяет и / или разрабатывает формы регистров бухгалтерского учета для использования в своей деятельности, а также определяет способ ведения регистров – в бумажной или электронной форме.

Как правило, при ведении учета в программе «1С:Бухгалтерия 8» в качестве регистров бухгалтерского учета используются стандартные отчеты (оборотно-сальдовые ведомости, анализы счетов и др.) и справки-расчеты.

Отметим, что для малых предприятий в программе «1С:Бухгалтерия 8» предусмотрены также ведомости по формам 1МП – 9МП согласно рекомендациям ИПБР для субъектов малого предпринимательства. Эти формы аналогичны формам В1 – В9 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утв. приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н).

Бухгалтерская отчетность малых предприятий

Малый бизнес: от иллюзий к успеху.

Майкл Э. Гербер

Как показывает западная практика, стабильность в экономике страны, прежде всего, зависит от того, насколько развит в стране малый бизнес. В нашей стране проблема развития малого бизнеса остается актуальной по сей день. По прогнозам количество предприятий малого и среднего бизнеса в будущем должно возрастать, однако это крайне сложно из-за сырьевой направленности нашей экономики. Единственным выходом в данной ситуации является создание благоприятного климата для малых предприятий, производственной базы и, несомненно, вливание инвестиций в этот сектор экономики. Следует отметить, что в последнее время произошли значительные сдвиги в данном направлении, в частности, создание специальных режимов налогообложения для малого бизнеса. Однако законодательная база является не единственной проблемой в данном вопросе. Наиболее актуальной является проблема кредитования малого бизнеса, его ресурсного обеспечения. Из-за низкой залогоспособности малых предприятий, только 2 % малых фирм получают кредиты в банках. Единственная надежда — международные финансовые организации и иностранные инвесторы. В этих условиях для инвесторов и кредиторов, как отечественных, так и иностранных, очень важным является информация об имущественном и финансовом положении предприятия. Поэтому правильное формирование показателей бухгалтерской отчетности малых предприятий, ее полнота и достоверность имеют решающее значение для целей развития малого бизнеса. Именно бухгалтерская отчетность организации является источником информации, которая определяет ее позиционирование в среде инвесторов и кредиторов. Как известно, порядок предоставления отчетности для малого предприятия мало чем отличается от порядка предоставления отчётности любого другого предприятия. Отчётность малых предприятий точно так же должна быть составлена в соответствии с определёнными требованиями, а срок её подачи не превышает 90 дней после истечения отчётного периода. Сдача бухгалтерской и налоговой — отчётности малых предприятий представляет интерес для различных лиц и государственных структур. Для налоговой инспекции бухгалтерская отчётность на малом предприятии — способ исчисления налога, которым облагается предприятие, а для прочих лиц, среди которых акционеры, собственники, учредители и коммерческие партнёры — это способ получить исчерпывающую и объективную информацию об истинном финансовом положении предприятия. Федеральный Закон № 402-ФЗ требует, чтобы бухгалтерская (финансовая) отчетность давала достоверное представление о:

  • финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату;
  • финансовом результате его деятельности;
  • движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Подготовка и представление годового отчета, а также сами типовые формы бухгалтерской (финансовой) отчетности регламентируются следующей нормативной базой:

  • Федеральный Закон N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • Положение по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (п.6 и п.37, раздел VIII);
  • Приказ Министерства Финансов РФ от 2 июля 2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

С вступлением в силу нового Федерального закона «О бухгалтерском учете» состав годовой бухгалтерской отчетности не изменился. Но изменилось название отчета о прибылях и убытках: теперь он будет называться отчетом о финансовых результатах. В итоге отчетность за 2012 г. должна включать в себя:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о финансовых результатах;
  • приложения к балансу и отчету о финансовых результатах, к которым относятся отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, пояснения.

Это изменение объясняется тем, что применяемая в настоящее время форма отчета о прибылях и убытках помимо чистой прибыли (убытка) организации содержит такие показатели, как результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода, результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода, и совокупный финансовый результат периода. То есть данная форма, по сути, уже является формой отчета о финансовых результатах.

В пояснениях надо указывать, в частности: сведения, относящиеся к учетной политике организации, дополнительные данные, которые нецелесообразно включать в баланс и отчет о финансовых результатах, но которые необходимы для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения денежных средств.

Как правило, пояснения связаны с числовыми показателями бухгалтерского баланса или отчета о финансовых результатах (отчета о целевом использовании средств).

Пока не утверждены новые федеральные и отраслевые стандарты бухгалтерского учета, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти ранее, в части, не противоречащей новому Закону.

К составлению отчета о финансовых результатах применяются те же правила, что и к составлению отчета и прибылях и убытках, пока не утверждены новые.

Помимо иных заинтересованных пользователей годовая бухгалтерская отчетность подлежит представлению, в том числе, в Налоговую инспекцию. Причем сдавать отчетность за 2012 г. в том, что касается сроков ее представления, следует по новым правилам. В связи с этим представлять отчетность за 2012 г. необходимо:

  • в налоговый орган — не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК);

  • в орган государственной статистики — не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (ч. 1 и ч. 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ).

Таким образом, последний день представления бухгалтерской отчетности за 2012 г. приходится на 1 апреля 2013 г.

Квартальная отчетность в налоговые органы теперь не представляется. Однако в некоторых случаях необходимость составления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности есть.

Как и прежде, малые предприятия могут составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме.

В данном случае нелишним будет вспомнить критерии отнесения лиц к субъектам малого предпринимательства. Указанные значения прописаны в ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

  1. Состав участников. Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, фондов в уставном капитале не должна превышать 25 процентов (за исключением активов инвестиционных фондов).

  2. Численность. Средняя численность работников (в т. ч. работающих по гражданско-правовым договорам и по совместительству с учетом реально отработанного времени) в предшествующий год должна быть не более 100 человек.

  3. Выручка. Выручка от реализации (по данным налогового учета) без учета НДС или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов (по данным бухгалтерского учета) в предшествующий год не может превышать 400 млн. руб.

Вновь созданные организации могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства, если их показатели за период, прошедший со дня регистрации, не превышают вышеуказанных предельных значений.

Они вправе не представлять приложения и пояснительную записку. В частности, решение вопроса о включении отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Например, упрощенная форма Отчета о финансовых результатах для субъектов малого предпринимательства состоит всего из семи строк:

Субъекты малого предпринимательства играют важную роль в экономике любой страны. Россия в этом смысле не является исключением, и поддержка малого бизнеса сегодня является одним из приоритетов государственной политики. Тем более, что в условиях экономического кризиса роль малого и среднего бизнеса как источника занятости населения особенно велика. В настоящее время ситуацию с развитием малого предпринимательства в России в целом пока еще трудно оценить позитивно. Причины, по которым малый бизнес не получил достаточного развития в экономике России, понятны. Еще с советских времен особый акцент делался на крупные государственные предприятия, индустриальные гиганты, способные обеспечить продукцией всю страну. Кроме того, субъекты малого и среднего предпринимательства нуждаются в особой государственной поддержке, которой они не получали на протяжении практически всей новейшей российской истории. Основным документом при проведении анализа служит финансовая отчетность предприятия и самым большим ее недостатком является то, что понять ее, в той форме, в которой она существует сейчас, может только человек, имеющий соответствующую подготовку. Поэтому основной задачей совершенствования отчетности малых предприятий (и не только) является решение задачи о том, чтобы она стала исполнять роль унифицированной информационной системы, которая оценивает и передает финансовую информацию об объекте любому, кому она необходима. Возможно, решением данной проблемы может стать законопроект, который будет опираться на мнения различных пользователей данной отчетности.

Литература:

  1. Специальный выпуск «КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 06.12.2011 N 402-ФЗ «О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ».
  2. «Отчет о прибылях и убытках уже за 2012 год называется отчетом о финансовых результатах», газета «Налоги», 2012,№ 48
  3. М.Малышева «Бухгалтерская отчетность по «малым» стандартам», «Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия», 2013, № 6

  4. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»