Отчеты по экологии

«Ныне действующий портал https://lk.rpn.gov.ru не дает возможности создавать отчеты и сдавать их вовремя. Он абсолютно не работает. Сроки сдачи отчетов не переносят, а экологи подставляются на штрафы из-за невозможности вовремя сдать отчеты».

Из петиции природопользователей, размещенной на Change.org

Экологическая отчетность довольно обширна. Формы 2-ТП (воздух, отходы, рекультивация), отчет о результатах производственного экологического контроля (отчеты ПЭК), отчетность по экосбору (четыре годовые формы), массивная декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Отчетная кампания стартует практически сразу после новогодних праздников и продолжается до середины апреля года, следующего за отчетным.

Организации, которые должны сдавать экологическую отчетность (природопользователи), в разгар отчетной кампании-2020 столкнулись с необходимостью срочно осваивать новый сервис Росприроднадзора. Его работа оказалась нестабильной, а данные пришлось вносить практически с нуля, поскольку возможность загружать готовые файлы исчезла.

Как сдавали отчетность

С конца 2012 года отчетность в Росприроднадзор можно было формировать с помощью программы «Модуль природопользователя» и отправлять в электронном виде через «Личный кабинет природопользователя» (https://lk.fsrpn.ru/#/).

Личный кабинет позволял загружать готовые файлы в формате xml, созданные и в сторонних программах. Кроме того, отчитаться можно было через операторов ЭДО, для чего на портале РПН имелась специальная вкладка.

На протяжении семи лет компании сдавали экоотчетность без особенных проблем. Государство получало причитающиеся платежи в срок, система экоконтроля была относительно налаженной, правила игры — понятны.

Смена коней на переправе

С 25.12.2019 Росприроднадзор ввел в эксплуатацию новый «Личный кабинет природопользователя» (https://lk.rpn.gov.ru/). На сайтах территориальных органов ведомства появились оповещения, что отныне отчетность следует сдавать только через новый сервис.

Практически сразу, с первого же отчета 2020 года (форма 2-ТП воздух, срок сдачи 22.01.2020) начались сбои. Работа «Модуля природопользователя» более не поддерживается, формировать отчеты в нем стало невозможно. Кроме того, все отчеты, хранившиеся в личных кабинетах, исчезли. Компании утратили предыдущие наработки, лишились возможности скопировать и скорректировать свои данные.

Загрузить готовые файлы в систему также невозможно (за исключение формы 2-ТП отходы, добавленной с заметным опозданием).

При этом на заполнение сведений с нуля может уйти от нескольких дней до трех месяцев, что не только существенно повышает трудоемкость рутинной прежде операции, но и чревато риском срыва сроков представления отчетности.

Обновленный сервис не позволяет включить в один отчет несколько объектов, даже когда это прямо предусмотрено нормативными актами. Отсутствуют нужные отчетные формы —отчет ПЭК, формы для экосбора. Ясности, как их сдавать у территориальных органов РПН нет, но ведомство всячески старается не принимать отчеты на бумаге.

Декларация о плате за НВОС появилась только 10 февраля, когда до последнего срока сдачи одного из самых сложных и объемных отчетов оставался ровно месяц. А ведь еще нужно успеть внести плату, значит, все расчеты нужно завершить до 1 марта 2020. При этом сервис сырой, не позволяет сформировать отчет по требованиям законодательства (например, произвести расчет выбросов по источникам, а сбросов — по выпускам). Не говоря уже о пренебрежении деловой стилистикой и русским языком. Так, в разделе 3 графа 8 вместо «Обезврежено в отчетном периоде» значится «Обезьяны в отчетном периоде».

Пример из практики

Компания имеет несколько объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду:

объект НВОС № 1 — 3 т выбросов в год;

объект № 2 — 3, 5 т\год;

объект № 3 — 1, 5 тонны в год.

При этом в выбросах есть вещества 1-2 классов опасности (например, бензапирен в выбросах котельной), и компания должна представить отчет по форме 2-ТП (воздух).

Согласно приказу Росстата от 08.11.2018 № 661, нужно подавать форму 2-ТП (воздух), если объем выбросов по всем объектам от 5 до 10 тонн (и в выбросах имеются вещества классов опасности 1-2).

По законодательству, если все опасные объекты находятся в одном субъекте Федерации, компания вправе сформировать один отчет, содержащий три экземпляра каждого из разделов (по одному на каждый из опасных объектов). Однако новый личный кабинет не предусматривает нужного алгоритма, и компания вынуждена готовить три разных отчета. Причем на каждый из них поступит отказ в приемке — из-за того, что не выполняется критерий объема выброса в 5 тонн!!!

Список экоотчетности, которую сдают компании, смотрите .

Риск санкций

«Прошу Вас официально признать нестабильную работу ЛКПП в отчетный период, чтобы исключить возможные злоупотребления со стороны Ваших подчиненных, в том числе при проверках предприятий; признать установленную возможность направлять отчеты на бумажных носителях, не сформированные в ЛКПП, в рамках действующего законодательства».

Из коллективной жалобы природопользователей, направленной в адрес главы Росприроднадзора Радионовой С.Г.

Природопользователей волнует, станут ли контролеры применять санкции за то, что компании не в состоянии отчитаться качественно и в срок? Перечень административных штрафов широк, они предусмотрены за искажение или сокрытие информации, за непредставление данных, несвоевременное сообщение сведений (статьи КоАП РФ 8,5; 19.7; 13.19; 8.41 и другие нормы).

Размеры санкций для юрлиц также впечатляют, в среднем от 20 000 до 80 000 рублей. За недостоверные сведения в отчетности по экосбору можно поплатиться 250 000 руб., а за несвоевременное его уплату — не менее, чем 500 000 руб. (расчет суммы экосбора подается не позднее 15 апреля).

Как могут наказать компанию за нарушение сроков представления экологической отчетности

Решение подсказывают природопользователи

Гневные посты экологов, горячие (иной раз нецензурные) обсуждения на форумах, жалобы и петиция содержат одни и те же вопросы. Почему новый сервис вводится в действие в разгар отчетной кампании? Почему нельзя отчитаться на бумаге, если сбоит приемный комплекс? Почему бы не сохранить работу прежнего личного кабинета на время обкатки нового? Почему бы не продлить сроки сдачи отчетов на время отладки системы?

Мы собрали и детализировали меры, которые предлагают компании для наведения порядка в процессе сдачи экологической отчетности.

Не чините искусственных препятствий. Позвольте организациям формировать отчетность удобным способом, в том числе с помощью собственного ПО. Дайте возможность загружать и сохранять файлы в личном кабинете. Обеспечьте выкладку в ЛК форматов и обнародуйте правила составления отчетов, их проверки на ошибки.

Регулируйте и контролируйте процесс законными методами. Избежать проблем и споров при сдаче отчетности позволит закрепление правил и требований в нормативно-правовых актах. Нынешний глава Кабмина Михаил Мишустин в ФНС России на деле доказал, что даже самая сложная отчетность может поступать в ведомство четко и в срок. Для этого ведомству надлежит:

— создать и утвердить регламент или другой нормативно-правовой акт с описанием порядка подачи, приема отчетов в электронном виде (по примеру ФНС, ПФР и других контролирующих органов);

— утвердить и опубликовать электронные форматы форм 2-ТП (отходы), 2-ТП (рекультивация), 2-ТП (воздух), а также Декларации о плате за НВОС, Заявки о постановке объектов НВОС на государственный учет, Отчета о результатах ПЭК, форм Экологического сбора.

Разрешите альтернативу. Многие природопользователи начали формировать экологические отчеты в Excel или Word. Они лично приносят их на бумаге или отправляют по почте в территориальные органы РПН. Напомним, если лицо, обязанное вносить плату, не имеет технической возможности подключиться к интернету, декларация представляется на бумаге (приказ Минприроды России от 09.01.2017 № 3). Примите меры для того, чтобы территориальные органы не препятствовали этому, принимали отчеты на бумаге.

Значительная часть природопользователей формирует и сдает отчетность через операторов ЭДО долгие годы. Позвольте компаниям продолжить взаимодействие с операторами. В идеале, если ведомство предоставит программный интерфейс (API), то есть сервис, куда информация будет поступать прямо из информационной системы хозяйствующего субъекта, это выгодно и бизнесу, и государству.

Крупные компании заинтересованы, чтобы сотрудник, ответственный за отчетность, работал в привычном интерфейсе. Тогда ресурсы компании не расходуются впустую на освоение разных интерфейсов многочисленных контролирующих органов, на ввод информации из учетной системы в ручном режиме. Государственное ведомство может не раздувать штат специалистов, ответственных за техподдержку — эти вопросы решает оператор. Он же обеспечивает корректность взаимодействия каналов связи, снижая риск чрезмерной нагрузки на API и DDOS-атак. Оператор, по сути, выступает гарантом процесса, ведь в случае сбоя он рискует своим бизнесом.

📌 Реклама Отключить

Экология — отчетность для малых предприятий в 2019-2020 годах

Кто относится к малому бизнесу

Отчет в экологию об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов

Форма 2-ТП (отходы)

Форма 4-ОС

Кто относится к малому бизнесу

Критерии для отнесения компании к малому бизнесу приведены в ст. 4 закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Они касаются следующих сторон деятельности организации:

  1. Масштаб компании. Среднесписочная численность не должна превышать 100 человек, а годовая выручка от реализации — 800 млн руб. без НДС.
  2. Состав учредителей. Доля государства, общественных организаций и фондов не должна превышать 25% уставного капитала, а доля крупных компаний и иностранных юридических лиц — 49% уставного капитала.
  3. Виды деятельности. Если компания относится к инновационному сектору экономики (например, является участником проекта «Сколково»), то она может быть отнесена к малому бизнесу, даже если не соблюдены условия по составу собственников.

Отчет в экологию об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов

Ранее малые и средние предприятия имели право не разрабатывать нормативы образования отходов. Отчет в экологию для малых предприятий имел уведомительный характер, т. е. отражал фактические показатели по обороту отходов без какого-либо предварительного согласования.

Однако с 01.01.2019 обязанность по представлению отчетности в экологию не имеет взаимосвязи со статусом малого и среднего предприятия.

Ст. 18 закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ предписывает сдавать отчет тем организациям, которые осуществляют деятельность на объектах III категории. Вне зависимости от размеров хозяйствующего субъекта.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Ранее порядок заполнения и представления отчета был прописан в приказе Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30. Новая форма отчета пока не утверждена.

Форма 2-ТП (отходы)

Это статистическая отчетность по обороту отходов, которую должны сдавать все экономические субъекты, ведущие деятельность в области обращения с отходами (закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Обратите внимание! Бланк отчета обновлен. Форма и порядок заполнения утверждены приказом Росстата от 12.12.2019 № 766.

Скачать бланк 2-ТП

К деятельности по обороту относится и накопление отходов, поэтому отчет распространяется на все юридические лица независимо от масштабов, даже не ведущие производственной деятельности.

Отчет сдается один раз в год не позднее 1 февраля в территориальный орган Росприроднадзора.

2-ТП за 2019 год необходимо сдать до 03.02.2020, так как первое число приходится на субботу.

Подпишитесь на рассылку

За непредставление данного отчета грозят серьезные штрафы (ст. 13.19 КоАП). До 70 тыс. руб. для организаций и до 20 тыс. руб. для директоров, если данное нарушение было выявлено впервые. Если это происходит уже не в первый раз, то штрафы могут составить до 150 тыс. и 50 тыс. руб. соответственно.

Форма 4-ОС

Этот отчет содержит информацию о затратах на охрану окружающей среды.

Обратите внимание! Обновлен бланк 4-ОС. Форма и порядок его заполнения утверждены приказом Росстата от 18.07.2019 № 412.

Скачать бланк 4-ОС

Данная форма не является обязательной для всех экономических субъектов. Ее необходимо сдавать только в том случае, если затраты на природоохранную деятельность за год превышают 100 тыс. руб.

Как было сказано выше, к малому бизнесу относятся компании с годовым оборотом до 800 млн руб. Фирмы такого масштаба вполне могут потратить 100 тыс. руб. на охрану окружающей среды, поэтому форма 4-ОС также может быть отнесена к экологической отчетности малых предприятий.

Отчет содержит информацию о затратах на мероприятия по охране природы в разрезе направлений (очистка сточных вод, утилизация отходов, НИОКР в области экологии и т. п.).

Форма 4-ОС сдается ежегодно не позднее 25 января в территориальное подразделение Росстата.

Возможно, вам будут полезны и интересны следующие наши статьи:

  • «Пример заполнения декларации по экологическому сбору»;
  • «Форма 2-ТП водхоз — подготовка и сдача»;
  • «Форма 2-ТП воздух – подготовка и сдача».

***

Несмотря на небольшой масштаб, компании малого бизнеса также находятся под контролем государства в сфере экологии. Отчетность в экологию для малых предприятий содержит как количественные показатели в части оборота отходов, так и суммовые — затраты на природоохранную деятельность.

***

Еще больше материалов по теме — в рубрике «Экологический, водный налоги».

Отчетность в Росприроднадзор

Рассмотрим, с какой периодичностью природопользователям нужно отчитываться в Росприроднадзор и в какой срок необходимо представлять отчеты: НВОС, 2-ТП (отходы), 2-ТП (рекультивация) и МСП. А также, что такое всеобщая категоризация.

Рассмотрим, с какой периодичностью природопользователям нужно отчитываться в Росприроднадзор и в какой срок необходимо представлять отчеты: НВОС, 2-ТП (Отходы), МСП и экологический сбор.

НВОС

С 2016 года декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду является годовой формой отчетности, которую необходимо сдавать до 10 марта года, следующего за отчетным. Таким образом, за 2018 год нужно будет отчитаться до 10 марта 2019 года.

Данную декларацию необходимо представлять всем природопользователям, кроме тех, кто осуществляет деятельность исключительно на объектах IV категории. Декларацию сдают в территориальное управление РПН.

Внесение платежа за НВОС в бюджет в 2019 году

С 2016 года хозяйствующие субъекты должны вносить платеж в бюджет до 1 марта года, следующего за отчетным. То есть за 2018 год платеж нужно внести до 1 марта 2019 года.

При этом для субъектов малого и среднего бизнеса не предусмотрены авансовые платежи в течение года. Те, кто не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы, уплаченной за НВОС за предыдущий год. И до 1 марта года, следующего за отчетным, вносят оставшуюся сумму платежа как разницу между начисленной суммой и суммой внесенных авансовых платежей. Если по итогам расчета выявлена переплата, то предусмотрен механизм возврата излишне уплаченной суммы либо зачет в счет будущих платежей.

Таким образом, в 2019 году нужно произвести платежи:

  • за первый квартал 2019 года — до 20.04.2019;
  • за второй квартал 2019 года — до 20.07.2019;
  • за третий квартал 2019 года — до 20.10.2019.

Подключите тест-драйв «Отчетность в Росприроднадзор» — три месяца бесплатно сдавайте отчетность в РПН и пользуйтесь другими возможностями Экстерна.

Подключиться бесплатно

Нормативно-правовые акты:

  1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды»: определяет, что необходимо вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, и устанавливает виды негативного воздействия.
  2. Приказ Минприроды РФ от 09.01.2017 № 3 «Об утверждении порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы»: определяет порядок, сроки и форму представления декларации о плате за НВОС.
  3. Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах»: определяет ставки платы по каждому загрязняющему веществу на 2016–2018 годы. В 2019 году применяются ставки, установленные на 2018 год, с использованием дополнительно к иным коэффициентам коэффициента 1,04 (согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 № 758).
  4. Постановление Правительства РФ от 08.11.2012 № 1148 «Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа».

2-ТП (воздух)

С 2019 годовой отчет 2-ТП (воздух) сдают в Росприроднадзор (ранее отчет сдавали в Росстат). Срок сдачи — до 22 января года, следующего за отчетным. Место сдачи — территориальный орган РПН.

2-ТП (воздух) сдают юридические лица и ИП, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные), независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет.

Отличие от порядка сдачи предыдущей формы:

  • В отчете разделы заполняются отдельно по каждому объекту негативного воздействия (по каждой производственной площадке);
  • Если у ЮЛ или ИП имеется несколько объектов негативного воздействия и они находятся на территории разных субъектов Российской Федерации, то отчет по форме предоставляется отдельно по каждому субъекту Российской Федерации в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора по месту учета объекта негативного воздействия.

2-ТП (Отходы)

Годовой отчет 2-ТП (Отходы) сдают до 1 февраля года, следующего за отчетным, в территориальный орган РПН все хозяйствующие субъекты, которые ведут деятельность в области обращения с отходами.

Форма 2-ТП (Отходы) утверждена Приказом Росстата от 10.08.2017 № 529 и официально называется «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства».

2-ТП (рекультивация)

Годовой отчет 2-ТП (рекультивация) сдают до 1 февраля года, следующего за отчетным, в территориальный орган РПН юридические лица и ИП, ведущие следующие виды деятельности:

  • разрабатывающие месторождения полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые);
  • осуществляющие строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы;
  • осуществляющие размещение промышленных, строительных и твердых бытовых отходов.

Форма 2-ТП (рекультивация) утверждена Приказом Росстата от 29.12.2012 № 676 и официально называется «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы».

МСП

Годовую форму МСП сдают субъекты малого и среднего предпринимательства. Ее официальное название: «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)».

МСП представляют в разные контролирующие органы в зависимости от уровня поднадзорности объекта. За объекты федерального уровня контроля отчитываются в территориальный орган РПН, за объекты регионального уровня контроля — в органы исполнительной власти субъекта (например, Минприроды Свердловской области).

Для объектов федерального уровня порядок отчетности установлен Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 (ред. от 09.12.2010), форма отчетности утверждена письмом Ростехнадзора от 08.06.2010 № 00-07-12/2968. Установлен срок сдачи — до 15 января года, следующего за отчетным.

Для объектов регионального уровня контроля форма и порядок отчетности могут быть аналогичными тем, что установлены для объектов федерального уровня, а могут утверждаться в отдельных НПА регионального уровня. При этом срок сдачи может быть отличным от 15 января года, следующего за отчетным.

Отчетность по экосбору обязаны сдавать производители и импортеры товаров и упаковки, входящих в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-Р «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств». Данный перечень включает в себя 45 групп товаров и девять видов упаковки.

Также нужно учесть: если производитель использует для своей продукции упаковку, которая подпадает под отчетность по экосбору, то он и платит экосбор (Постановление Правительства от 08.10.2015 № 1073 в ред. от 23.08.2018). Например, компания выпустила бумажные пакеты и продала их мини-кондитерской, которая складывает в эти пакеты пирожные собственного производства для продажи. В этом случае платить экосбор должна кондитерская.

Еще один момент: если товар ввезли в упаковке, которая подпадает под экосбор, а сам товар — нет, то упаковку придется утилизировать или платить экосбор. Например, компания импортировала тюльпаны в картонных коробках — за коробки нужно отчитаться.

Формы по экосбору являются годовыми. Производители отчитываются в территориальный орган РПН, импортеры — в Центральный аппарат РПН. Организации, являющиеся одновременно производителями и импортерами, — в Центральный аппарат РПН.

В рамках отчетности по экосбору учитывается только количество выпущенных в обращение товаров и упаковки: не общее количество произведенного/импортированного товара, а именно реализованного конечному потребителю.

Порядок взимания экологического сбора утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» (ред. от 23.08.2018). В данном порядке также прописана ответственность за неуплату экологического сбора. Обратите внимание, что с отчетности за 2018 год срок на добровольную уплату экологического сбора после получения требования от РПН сократился с 30 до 15 календарных дней.

Существует четыре вида отчета по экосбору, и для первых трех обязательна строгая последовательность сдачи. Если нарушить ее, РПН может не принять отчеты.

1. Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации.

Представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным, форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417 (ред. от 25.07.2018) «Об утверждении Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств».

2. Отчет о выполнении нормативов утилизации.

Представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным. Форма отчета утверждена Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342 «Об утверждении Правил представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров». К отчетности за 2018 год форма будет изменена, на данный момент законопроект находится на стадии обсуждения.

Нормативы утилизации утверждены Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-Р «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств».

3. Расчет суммы экологического сбора. Форма расчета утверждена Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488 «Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора». Представляется до 15 апреля года, следующего за отчетным. Ставки платы за 2018 год пока не утверждены, соответствующий законопроект находится на стадии обсуждения.

4. Отчет об объектах (мощностях) основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов от использования товаров.

Важно: данный отчет необходимо представлять только тем организациям, которые имеют на своем балансе указанные мощности!

Срок сдачи: до 1 апреля года, следующего за отчетным. Форма отчета утверждена Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 № 1520 «О единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров» (Приложения 10, 11). Отчет делится на две формы:

  • информация об объектах (мощностях) основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов от использования товаров;
  • информация о местах сбора отходов от использования товаров, организованных производителями, импортерами товаров.
  1. Отчётность по отходам для МСП
  2. Технический отчет по обращению с отходами
  3. Форма 2-ТП (воздух)
  4. Форма 4 – ОС (текущие затраты)
  5. Форма 2-ТП (отходы)
  6. Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду
  7. Отчет по программе ПЭК

Мы прожили целый год в условиях новой системы экологического контроля и надзора. Теперь предприятия уже знают, к какой категории опасности относятся принадлежащие им объекты негативного воздействия и какие документы должны быть разработаны. Многие уже провели в течение года производственный экологический контроль по новым правилам. В конце декабря было торжественно выдано первое в стране комплексное экологическое разрешение для объекта I категории. И вот приближается кампания по экологической отчетности 2020, в которой предприятиям придется впервые отчитываться по новым правилам. Попробуем разобрать, чем она будет отличаться от привычных кампаний прошлых лет.

Отчётность по отходам для МСП в 2020 году

Уже 9 лет прошло с тех пор, как была введена эта отчётность для субъектов малого и среднего бизнеса. Она сдавалась ежегодно в срок до 15 января и называлась “Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства”. Порядок и форма подачи отчета для субъектов МСП, эксплуатирующих объекты ОНВ, относящиеся к федеральному уровню экологического надзора в соответствии с постановлением № 903 от 28.08.15 г., регулировалась Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30. Для объектов регионального уровня надзора формы и порядок устанавливались местными органами власти. После вступления в силу изменений уже в прошлом году было непонятно, нужно ли сдавать эту отчётность за 2018 г. Посмотрим требования закона:

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.08.2019) “Об отходах производства и потребления”

Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами

3. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

6. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

Данные положения вступили в силу 1 января 2019 года. До этого срока в статье 18 указывалось, что субъекты малого и среднего предпринимательства, у которых образуются отходы, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов. В прошлом году большинство предприятий МСП все же сдали эту отчётность. При этом форма отчётности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, и которая указана в законе, так и не была установлена в течение 2019 года. Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, должны будут сдавать аналогичную отчетность в сфере воздействия на атмосферный воздух, форма которой на сегодня тоже не установлена.

В конце 2019 года несколько предприятий обратилось за разъяснениями к уполномоченным органам власти по поводу необходимости сдачи отчетности для МСП. Ответы, как всегда, отличаются неопределённостью. Один из ответов на запрос в Минприроды Московской области все же пояснил, что деление на субъекты МСП при рассмотрении вопросов по обращению с отходами больше не используется, применимо только деление в зависимости от категории объектов ОНВ. В соответствии с этим, отчётность такого рода должны предоставлять только предприятия, эксплуатирующие объекты ОНВ III категории. Таким образом, все прочие категории освобождены от этой отчетности, а для III категории не установлена ее форма. Вероятнее всего, отчеты будут принимать по формам и в порядке, по которым принималась отчётность МСП.

Получить лицензию на отходы

Технический отчет по обращению с отходами в 2020 году

До 1 января 2019 года его сдавали в обязательном порядке предприятия крупного бизнеса, имеющие ПНООЛР. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии ежегодной сдачи отчёта. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, проект и технический отчёт разрабатывались в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349 “Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”, для «регионалов» – в соответствии с региональными методическими указаниями и порядками, действующими в установленном порядке. В случае несвоевременной подачи технического отчета в уполномоченный орган предприятию грозило наказание по статье 8.2 КоАП РФ. После наступления 2019 года условия изменились. Так, нормативы и лимиты на образование и размещение отходов сейчас получают только предприятия, имеющие объекты I категории в рамках получения комплексного экологического разрешения

Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс, лимиты на сбросы, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и ИП, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах ОНВ, относящихся к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения КЭР или представления ДОВОС в течение срока действия таких разрешений и документов (в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ). С 1 января 2019 года и до получения КЭР допускается выдача или переоформление разрешений и документов, которые будут действовать до дня получения КЭР. Для объектов II категории необходимо представить ДОВОС не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных разрешений и документов. В середине 2019 года вышли новые изменения (Федеральный закон от 26.07.2019 N 195-ФЗ), согласно которому юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, включенных в перечень 300 пилотных объектов, обязаны обратиться с заявкой на получение КЭР в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно. Не включенные в данный перечень объекты должны подать заявку и получить КЭР до 1 января 2025 года. До этого периода в соответствии с все еще действующими ПНООЛР для данных объектов нужно подавать технические отчеты по установленным порядкам.

Если объект относится к III категории, ему нужно подать отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов. Так как форма отчета еще не принята, вопрос остается открытым. При этом приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» для объектов ОНВ федерального уровня надзора все еще действует, так же как и местные нормативные акты для региональных объектов, и при необходимости или желании «на всякий случай» технический отчёт можно подать. В практике автора статьи в 2019 году такие отчеты принимались, так как уполномоченный орган не смог отказать в его принятии.

Если же объект ОНВ относится к IV категории, ПНООЛР для него больше не действуют, соответственно, технический отчет в рамках экологической отчетности 2020 подавать не нужно.

Форма 2-ТП (воздух) в рамках экологической отчетности 2020

Статистическая отчетность об охране атмосферного воздуха – форма 2-ТП (воздух) сдается в Росприроднадзор до 22 января года, следующего за отчётным. Приказ Росстата от 08.11.2018 N 661 “Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха” утвердил новую форму данной отчетности. Лица, обязанные подавать отчётность – лица, имеющие стационарные источники выброса, объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по ОНВ превышают 10 тонн в год или 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов веществ 1 и (или) 2 класса опасности. В случае если ОНВ, эксплуатируемые юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, находятся на территории разных субъектов Российской Федерации, то отчет по форме предоставляется отдельно по каждому субъекту. В этом году изменений в порядке подачи данной отчётности пока не было.

Получить консультацию по форме 2-ТП (воздух)

Форма 4 – ОС (текущие затраты) образца 2020 года

По форме этой отчётности в 2019 году вышел новый приказ. Приказ Росстата от 18.07.2019 N 412 (ред. от 17.10.2019) “Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой”. Форму федерального статистического наблюдения N 4-ОС “Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды” предоставляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия, имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

Сведения предоставляются при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год. Отчетность по-прежнему подается в Росстат до 25 января года, следующего за отчетным.

Форма 2-ТП (отходы) образца 2020 года

Один из самых стабильных видов отчётности как предмет экологической отчетности 2020 в этом году тоже не избежал перемен. Причём форма приказа поменялась дважды за год. То есть, первые изменения произошли с выходом приказа Приказом Росстата от 19.08.2019 г. N 459, а через 4 месяца выше новый Приказ Росстата от 12.12.2019 г. N 766. Таким образом, по приказу № 459 даже не было сдано не одного отчета, что наглядно показывает нам темпы изменений в экологическом законодательстве.

Новая форма 2-ТП (отходы) вводится в действие с отчета за 2019 год. Ее должны предоставлять следующие лица:

  • хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;
  • региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО);
  • операторы по обращению с ТКО.

Напомним, что ранее данную форму сдавал более широкий круг лиц (сравнение трех нормативных актов в части требований к кругу лиц):

Приказ от 10 августа 2017 г. N 529 Приказ Росстата от 19.08.2019 N 459 Приказ Росстата от 12.12.2019 N 766
Форму федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) “Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления” предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления (далее именуются респонденты). 2. Форму предоставляют юридические лица и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – региональные операторы), операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – операторы). Юридические лица и индивидуальные предприниматели, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, обследуются в сплошном порядке. Субъекты малого и среднего предпринимательства обследуются на выборочной основе. Выборочные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. 2. Форму предоставляют юридические лица и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, обследуются в сплошном порядке. Форму не предоставляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, у которых образуются только твердые коммунальные отходы массой менее 0,1 тонны, заключившие договор с региональным оператором и не осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления (обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов).

Таким образом, не должны представлять Форму 2-ТП (отходы) хозяйствующие субъекты, относящиеся к субъектам МСП, при одновременном соблюдении для них трех условий:

  • образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны;
  • заключен договор с региональным оператором по обращению с ТКО;
  • не осуществляется деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Форму 2-ТП (отходы) необходимо представить в ТО Росприроднадзора в срок до 1 февраля. В целом отличия нового приказа несущественны, например, даны более подробные пояснения по вопросу, кто и в каких случаях должен заполнять тот или иной раздел формы, изменилась форма некоторых разделов.

Получить консультацию по форме 2-ТП (отходы)

Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду в 2020 году

В рамках экологической отчетности 2020, данная декларация, порядок ее подачи и форма не изменились. Согласно закону, подавать декларацию и вносить плату обязаны следующие категории лиц:

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ) “Об охране окружающей среды”

Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду

1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Срок подачи декларации – 10 марта, срок внесения платы – до 1 марта.

Согласно п. 1 статьи 4.2 Федерального закона №7-ФЗ юридическим лицам и ИП, которые осуществляют свою деятельность на объектах IV категории (в соответствии с критериями Постановления Правительства РФ №1029 от 28.09.2015 г.), плату за НВОС вносить не нужно. Тем природопользователям, объекты которых не имеют категории, на данный момент плату вносить приходится, так как уточнения к Критериям определения категории объекта все еще не внесены, и многие объекты оказываются в правовом вакууме.

За размещение ТКО на полигонах платят региональные операторы. К 1 января 2019 года все субъекты РФ должны были перейти на новую систему обращения с ТКО в соответствии с региональными программами в области обращения с отходами и территориальными схемами обращения с отходами, а также выбрать регионального оператора. Согласно закону, при размещении отходов производства и потребления на объектах размещения отходов, исключающих негативное воздействие на окружающую среду и определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, плата за размещение отходов производства и потребления не взимается.

С 1 января 2020 года при расчёте платы вступает в силу положение ч. 5 статьи 16.3 о дополнительных коэффициентах:

Коэффициент Выбросы в атмосферный воздух, сбросы в водную среду Размещение отходов
0 выбросы, сбросы загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения НДТ передача образовавшихся отходов, подлежащих накоплению, на использование (утилизацию) или использование в собственном производстве
1 выбросы, сбросы загрязняющих веществ в пределах НДВ, НДС размещение отходов в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления
25 выбросы, сбросы загрязняющих веществ в пределах ВСВ, ВСС размещение отходов с превышением лимитов либо объемов, указанных в декларации ОВОС, отчётности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления
100 выбросы, сбросы загрязняющих веществ, превышающие установленные для объектов I категории либо указанные в декларации ОВОС для объектов II категории

То есть, для объектов I и II категории с 2020 года за нарушение нормативов НДВ, ВСВ, НДС, ВСС плата будет взиматься в 25-кратном и 100-кратном размере. Объекты II категории, подавшие ДОВОС, платят за указанные в ней объемы и массы выбросов и сбросов. Если они превышены по сравнению с указанными в ДОВОС, придется платить в 25-кратном и 100-кратном размере. Для объектов III категории плата за НВОС будет взиматься без повышающих коэффициентов в случае своевременной сдачи указанной выше отчётности об образовании отходов.

Из новинок этого года в сфере внесения платы можно отметить появление долгожданного порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы, утверждённого Приказом Росприроднадзора от 20.06.2019 N 334″. Согласно этому приказу, зачет сумм излишне уплаченной (взысканной) платы производится по тем видам негативного воздействия на окружающую среду (кодам бюджетной классификации), а также по кодам ОКТМО, по которым исчислялась и вносилась плата. Зачет осуществляется Росприроднадзором по месту нахождения объектов ОНВ по заявлению в срок не позднее 3 месяцев с даты получения заявления. При этом сначала нужно подписать без разногласий акт сверки с Росприроднадзором.

Отчетность по программе ПЭК в 2020

Отчетность по программе производственного экологического контроля представляет собой ежегодный отчет о выполнении программы ПЭК для объектов I-III категории. В программу ПЭК входит контроль за выбросами в атмосферный воздух, за сбросами в водные объекты, за деятельностью по обращению с отходами. Приказ Минприроды России от 14.06.2018 N 261 утвердил форму отчетности по ПЭК. Отчётность по проведенным мероприятиям ПЭК подается до 25 марта 2019 года.

В октябре 2018 года появились методические рекомендации по заполнению отчета по программе ПЭК, содержащиеся в Приказе от 16 октября 2018 года № 522, в соответствии с письмом Минюста России от 29 декабря 2018 г. № 01/171702-102 они не нуждались в государственной регистрации. В ноябре 2019 года рекомендации были опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации. С их помощью можно разобраться, как заполнять таблицы отчета, чтобы соответствовать стандартам экологической отчетности 2020 года.