Отдел логистики

В крупный компаниях отдел логистики представляет собой отдельное подразделение, включающее большой штат сотрудников. В малом бизнесе это обычно отдельные сотрудники или их функции делегированы отделам со схожими функциями — транспортное подразделение или склад. Часто отдел логистики помимо прочего занимается оформлением таможенной документации и взаимодействует с поставщиками, транспортными компаниями, банковскими структурами.

В любом случае, логистическое направление существует на каждом предприятии. Кроме того, сегодня появляется все больше компаний, которые специализируются именно на предоставлении подобных услуг.

В зависимости от специфики работы, логистическая деятельность делится на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя логистика направлена на решение задач компании — материально-техническое оснащение, менеджмент, закупка сырья и материалов, их складирование и транспортировка.

Внешняя логистика ориентирована на решение вопросов, касающихся продвижения товаров на рынок.

Задачи внешней логистики:

  • анализ спроса и коррекция объемов выпуска продукции согласно потребностям рынка;
  • анализ запасов произведенного товара на складе и в промежуточных логистических пунктах;
  • контроль над производством и хранением производимой продукции;
  • ответственность за бесперебойные поставки продукции потребителям.

Структура отдела логистики

В связи с тем, что отдел логистики выполняет целый ряд специфических функций, в крупных компаниях оптимальнее всего произвести разделение обязанностей на несколько групп.

Отдел закупок:

  1. Управление и контроль над работой склада.
  2. Обеспечение транспортом и материально-технической базой.
  3. Обеспечение других отделов необходимыми материалами для выполнения своих функций.
  4. Управление закупками и хранением сырья и комплектующих.
  5. Управление закупками импортных товаров и оформление таможенной документации.

Производственная логистика:

  1. Планирование производства продукции.
  2. Планирование и осуществление закупок материалов необходимых для производства.
  3. Контроль и координация процесса производства.

Отдел контроля за поставками готовой продукции:

  1. Прием и оформление заказов.
  2. Взаимодействие со складом и контроль за транспортировкой товаров потребителям.
  3. Оценка работы по взаимодействию с партнерами и потребителями.

Кадры решают все

Организация и структура отдела логистики в первую очередь зависит от масштабов компании и специфики ее специализации. В обобщенном виде она включает в себя следующие звенья:

  1. Начальник отдела. Часто он является также руководителем транспортного отдела. в его обязанности входит управление, контроль за исполнением указаний и оптимизация маршрутов. Руководителей может быть несколько, каждого из которых свой функционал и компетенция.
  2. Менеджеры. Как правило менеджеры делятся на 2 группы. Системщики — занимаются аналитической работой разрабатывают оптимальные маршруты перевозок и пользователи — управляют разработанными маршрутами и решают текущие задачи. В обязанности ведущего менеджера входит ведение ценовой политики и составление отчетов.
  3. Диспетчеры и водители. Это люди, которые осуществляют непосредственно работу с транспортом, подготовку путевых листов и сопутствующую документацию, выполняют прием и отгрузку материалов, тесно взаимодействуя между собой.
  4. Группы реализации. Такие группы создаются целенаправленно для решения тех или иных вопросов и задач, в том числе по развитию новых платформ, оптимизации транспортного сообщения, организации новых логистических точек и прочее. Группы могут создаваться как из сотрудников отдела логистики, так и быть собраны из числа сотрудников разных областей.

Организация отдела логистики

Несмотря на то, что создание отдела логистики является важной частью управления предприятием, конкретные принципы и правила не разработаны. Вся система строится исключительно на опыте компаний и использованию результатов в своей практике. Организация отдела логистики позволяет обеспечить действительно эффективную логистическую деятельность компании.

В первую очередь необходимо подробно прописать положение, в котором прописываются его функции и спектр решаемых задач. А также структурировать процессы поставок, которыми будет заниматься отдел. Тем самым вы избежите трудностей и определите лица, ответственные за решение тех или иных задач.

Оптимальная модель отдела

  1. Выбор модели работы. Лучше всего себя показало деление по географическому положению или работе с конкретными группами товаров.
  2. Критерии оценки. Для оценки эффективности работы следует определить показатели и коэффициенты, что ко всему прочему способствует повышению мотивации сотрудников.
  3. Составление должностных инструкций. Нужно четко проработать всю цепочку, чтобы не упустить моменты, оставив их без контроля или наоборот не создать спорных с двойной ответственностью.
  4. Взаимодействие с другими отделами. Обязательно подробно описать процедуру взаимодействия отдела логистики с другими подразделениями компании, партнерами, потребителями и государственными органами.

Кадровая политика

Закончив работу над составлением всех положений и инструкций, следует не менее важный этап подбора кадров. Эту обязанность можно вести самостоятельно, либо же поручить отделу кадров или кадровым агентствам. Следует понимать, что действительно хороших сотрудников найти довольно сложно, а потому на поиски может уйти довольно большое количество времени. Случается, что в процессе поиска попадаются кандидаты, не совсем вписывающиеся в составленную структуру, но обладающие такими навыками, что не принять их было бы неразумно. в этом случае отступление от изначальной системы станет абсолютно оправданным.

Перевозки различных грузов – это очень важный этап функционирования любого бизнеса. Очень важно организовывать грузоперевозки таким образом, чтобы они не тормозили развитие бизнеса: те или иные товары должны доставляться максимально быстро, помимо этого, стоимость перевозок не должна приводить к значительному увеличению издержек.В целом, организация грузоперевозок – это тонкое и кропотливое дело, которым все же стоит заниматься не самостоятельно: это занимает слишком много сил и времени. Наиболее разумным решением будет отдать эту функцию на аутсорс: а именно хорошей логистической компании, опытным, квалифицированным специалистам. Выбор логистической компании – дело непростое, а в этом материале мы бы хотели рассказать чуть более подробно о том, что же все-таки представляют из себя логистические компании.

Логистические компании: что они из себя представляют

По факту, стандартная логистическая компания представляет собой предприятие, обеспечивающее продвижение разных товаров и ресурсов к потребителю от изготовителя. Основной задачей логистической компании является оказание услуг по доставке, хранению, обработке товаров, а также грузов. По факту, логистическая компания является своего рода посредником, но без этого посредника все соответствующие работы осуществить довольно сложно, для начинающего – фактически, невозможно. Фирма оказывает содействие в обмене товарами, разными ресурсами между предприятиями, а также управляет информационным потоком. В компетенции специалистов компании также входит построение оптимального маршрута, выбор правильного транспортного средства, подбор подрядчиков для осуществления погрузочно-разгрузочных работ, а также многое другое. Хорошая логистическая компания, в первую очередь, нацелена на построение продуктивной и работоспособной логистической системы, в которую входят производители, разные магазины, транспортные организации, а также поставщики. Особенности работы логистической системы определяются спецификой того или иного товара.

В целом, важнейшие задачи логистики как процесса, таковы:

  • Разработка процесса, инфраструктуры товарооборота от производителя сырья к производителю продукта из этого сырья, от компании производителя к потребителю.
  • Формирование и поддержание функционирования системы товарообращения;
  • Управление товарными запасами;
  • Рационализация и оптимизация процесса перевозок, производства и сбыта продукции.

Естественно, логистика – это занятие не для одного человека, в логистических компаниях, как правило, сотрудничают несколько специалистов. Стоит сказать, что транспортная логистика сейчас тесно связана со складской, поскольку при доставке товара иногда требуются места для хранения товара во время перевозки. Поэтому часто эти два вида работ логистической специфики и между собой взаимосвязаны.

Когда вам необходимы услуги логистической компании?

  • Когда ваш бизнес так или иначе связан с куплей-продажей товаров и вам нужно перевозить товары, особенно, крупные партии, из пункта А в пункт Б достаточно часто.
  • Тогда, когда вам требуется доставка крупных партий товара из-за границы.

Логистические компании в РФ: к кому лучше обратиться?

Если вы находитесь в поисках логистической компании с квалифицированными, ответственными и опытными специалистами, то ТРАНС-ПО будет вашим лучшим вариантом. Мы имеет огромный опыт в логистике, осуществляем услуги доставки крупных партий товаров, а также крупногабаритных, тяжеловесных грузов с помощью железнодорожного транспорта. Мы осуществляем весь спектр услуг по доставке грузов, в том числе – погрузочно-разгрузочные работы, разработку маршрута, экспедирование и трекинг грузов. Логистические услуги мы предоставляем как на территории РФ, так для ввоза/вывоза товаров. ТРАНС-ПО – это компания, которой действительно можно доверить доставку грузов!

Положение об отделе логистики

ZZZ»

ПОЛ №1-ОЛ

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОТДЕЛЕ ЛОГИСТИКИ

Экземпляр____

Должность

Фамилия, инициалы

Подпись

Дата

Утвердил

Директор

Разработал

Исполнительный директор

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Отдел логистики является самостоятельным структурным подразделением .

Отдел логистики создается и ликвидируется приказом Директора .

Отдел логистики непосредственно подчиняется исполнительному директору .

Отдел логистики возглавляет начальник, назначаемый и освобождаемый приказом Директора компании.

В своей деятельности отдел логистики руководствуется:

· Уставом Компании;

· Политикой и стратегическими целями Компании;

· настоящим Положением;

· законодательными и нормативными документами, регламентирующими транспортную и складскую деятельность;

· приказами и распоряжениями директора;

· должностными инструкциями;

· инструкциями по охране труда и пожарной безопасности;

· правилами трудового распорядка.

2. СТРУКТУРА ОТДЕЛА ЛОГИСТИКИ

Структуру и штатную численность отдела логистики утверждает директор , исходя из условий и особенностей деятельности, по представлению начальника отдела логистики и по согласованию с исполнительным директором.

Отдел логистики возглавляет начальник, в непосредственном подчинении которого находятся заведующие складами А и Б и приемосдатчик.

Отдел логистики находится в структуре управления и имеет в своем составе две секции, согласно схеме (Приложение А).

Начальник отдела логистики назначается приказом директора по представлению исполнительного директора.

Начальник отдела логистики:

· организует доставку товаров от поставщиков на склад компании и доставку товаров со склада компании Клиентам;

· производит распределение обязанностей между заведующими складами и распределение складских площадей;

· осуществляет оперативное управление процессом доставки товара и его складской обработкой;

· обеспечивает согласование процессов по доставке товара со складскими процессами.

Начальник отдела логистики непосредственно отвечает перед исполнительным директором за организацию доставки товара и работ на складе.

Заведующие складами находятся в непосредственном подчинении начальника отдела логистики и осуществляют руководство деятельностью сотрудников складов. Заведующие складами руководят работой секций по приему, хранению и отпуску товаров.

Они обеспечивают:

· сохранность материальных ценностей;

· соблюдение режимов хранения товаров;

· выполнение правил оформления и сдачи приходно-расходных документов;

· готовят установленную отчетность.

3. ЗАДАЧИ ОТДЕЛА ЛОГИСТИКИ

Основными задачами отдела логистики являются:

· своевременное, оптимальное и качественное транспортное обеспечение поставочно — сбытовых операций Компании на высоком сервисном уровне;

· постоянное совершенствование культуры обслуживания клиентов Компании, расширение сервисных услуг, в части комплектации и доставки заказов;

· повышение эффективности использования автотранспорта, развитие и внедрение новых технологий планирования маршрутов доставки и полного использования грузоподъемности и объема транспортных средств;

· принятие мер по минимизации рисков при перевозке грузов;

· обеспечение высокого качества оборота товарно-сопроводительной документации;

· прием, хранение и отгрузка товара;

· создание условий для сохранности товара;

· учет отгруженного товара;

· планирование и исполнение бюджета по расходам на перевозку и складской деятельности;

· эффективность и оптимизация доставки и складских операций за счет согласования, точного расчета и рациональных действий всех участников логистического процесса;

· минимизация транспортных и складских затрат компании.

4. ФУНКЦИИ ОТДЕЛА ЛОГИСТИКИ

Основными функциями отдела логистики являются:

· планирование и транспортное обеспечение перевозки товаров;

· контроль подготовки сопроводительных документов для перевозки грузов: ТТН, сертификатов, накладных на товар, прочих документов;

· взаимодействие с транспортными организациями, экспедиторскими фирмами, агентами и страховыми Компаниями по заключению договоров, заказу автомобильного транспорта и доставке грузов;

· страхование перевозки грузов;

· планирование бюджета по затратам на перевозку и складские операции;

· контроль исполнения бюджета;

· контроль правильности выставления платежей внешними организациями за оказание услуг по доставке и страхованию грузов;

· планирование водительских заданий и доставка заказов клиентам;

· управление рисками при обеспечении процессов перевозки и складской обработки товаров;

· участие в разборе претензий по качеству, количеству и срокам доставки. Контроль выполнения решений по их урегулированию, включая урегулирование страховых случаев;

· осуществление оперативных мероприятий по повышению эффективности доставки, включая оптимизацию маршрутов, полного использования возможностей транспорта и затрат на перевозку грузов;

· мониторинг основных показателей деятельности отдела логистики, анализ проблем, подготовка предложений для их устранения;

· проведение ежемесячного анализа затрат на перевозку и складскую обработку товаров;

· прием товаров на склад, рассортировка. Контроль качества и количества товара при приеме;

· организация рационального хранения и внутренних перемещений;

· определение потребности в транспортных средствах, механизированных погрузочных средствах, таре и рабочей силе для погрузочно-разгрузочных работ;

· согласование планов и условий поставок товаров;

· контроль условий хранения товаров;

· ведение учета товаров на складах;

· подготовка справок о состоянии запасов товаров;

· составление документации (актов, сведений, справок) о порче товаров, о хранении товара на складе более одного месяца;

· учет выполнения заказов клиентов;

· подготовка информации о загрузке складских площадей;

· организация инвентаризаций.

5. ПРАВА ОТДЕЛА ЛОГИСТИКИ

Отдел логистики наделяется всеми правами и полномочиями, необходимыми для выполнения своих функций.

Права и полномочия отдела логистики реализует начальник отдела. Он имеет право:

· вносить на рассмотрение исполнительного директора предложения по совершенствованию деятельности отдела;

· участвовать в подготовке перспективных планов развития отдела логистики, составлении бюджета;

· знакомиться с проектами решений руководства компании, касающимися деятельности отдела логистики, а также оценкой эффективности работы отдела;

· получать от руководства компании информацию, касающуюся обеспечения поставочно — сбытовых программ Компании, и любую другую информацию, необходимую для полноценной работы отдела;

· осуществлять расходование денежных средств Компании в рамках бюджета;

· давать заключения, в рамках своей компетенции, по проектам нормативных документов, предоставляемых на согласование;

· запрашивать и получать из отделов и служб компании необходимую информацию в пределах, необходимых для решения задач отдела логистики;

· вносить на рассмотрение исполнительного директора предложения о поощрении отличившихся сотрудников и применении в установленном порядке предусмотренных законом и внутренними нормативными документами дисциплинарных мер к сотрудникам, виновным в нарушениях законодательства, Правил внутреннего распорядка и других нормативных документов Компании;

· запрашивать и получать все необходимые для работы товарно-материальные ресурсы;

· давать разъяснения, рекомендации и указания по вопросам, входящим в компетенцию начальника отдела логистики;

· проводить совещания и участвовать в совещаниях, проводимых в компании, по вопросам работы отдела логистики.

6. КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В качестве ключевых показателей деятельности отдела логистики, на основе которых оцениваются результаты его деятельности, принимаются:

· логистические издержки в отношении объема продаж;

· отношение логистических затрат по доставке товара к общей стоимости товара;

· своевременность доставки товара от поставщиков;

· своевременность доставки товара Клиентам;

· стоимость хранения в отношении объема продаж;

· скорость отгрузки товара со склада Компании;

· качество отгрузки товара клиентам (недостача, пересорт, излишки);

· доля списанного товара в себестоимости реализованной.

7. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

В процессе работы отдел логистики взаимодействует:

№№

Пп

Подразделение

По вопросам получения от взаимодействующего подразделения

По вопросам предоставления взаимодействующему подразделению

отдел закупок

-оперативных, месячных планов-графиков закупок товаров;

-приказов о проведении инвентаризации;

-итогов инвентаризации.

-сведений о поступившем некачественном товаре;

-сведений о возвратах товара;

-сведений о неликвидах;

-сведений о порче, повреждении товаров;

-актов о списании.

отдел продаж (группа офис-менеджеров)

-заявок на отгрузку товара;

-условий договоров в части доставки товаров клиентам;

-пакета сопроводительных транспортных документов.

-данных об отгруженном товаре;

-сведений о неликвидах;

-сведений о внесении изменений в учетную систему;

-сведений об окончании комплектации заказа клиента;

8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОТДЕЛА ЛОГИСТИКИ

Ответственность за качественное и своевременное выполнение функций отдела логистики, предусмотренных настоящим положением, несет начальник отдела логистики.

На начальника отдела логистики возлагается ответственность за:

· качество и своевременность выполнения функций отдела логистики;

· выполнение приказов и распоряжений руководства компании;

· достоверность и своевременность предоставления руководству компании и взаимодействующим подразделениям информации о деятельности отдела;

· организацию работ по охране труда, технике безопасности и пожарной безопасности;

· состояние трудовой дисциплины.

Ответственность сотрудников отдела логистики устанавливается соответствующими должностными инструкциями.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

СТРУКТУРНАЯ СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОТДЕЛОМ ЛОГИСТИКИ ООО «ZZZ»

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

изменения

Дата внесения

изменения,

проведения ревизии

Краткое содержание изменения

Ф.И.О.

лица, внесшего изменение

«Если я буду работать по расписанию, в этой стране все остановится». Откровения водителя, который развозит еду по минским магазинам

Спецпроект

«Если я буду работать по расписанию, в этой стране все остановится». Откровения водителя, который развозит еду по минским магазинам

Со стороны работа логистической конторы выглядит простой, как пара тапок, а задачи — ясными и недвусмысленными. Но на практике бойцы-логисты разруливают десятки форс-мажоров в день, а шоферы наматывают на колеса сотни внеурочных часов в месяц. Каждый день готовит специалистам столько сюрпризов, что, кажется, само планирование теряет смысл. Тем не менее они продолжают упорно строить маршруты, комплектовать машины и висеть на телефонах с водителями, застрявшими в очереди на разгрузку 50 фур. В партнерстве с компанией «БелТрансСпутник» Onliner рассказывает о мире складов и большегрузов и публикует откровения шофера, который работает по 11 часов в день, заполняя магазины продуктами первой необходимости.

Алексей едет по заснеженной дороге. Город остался где-то позади, торчит из-за горизонта едва узнаваемыми высотками. Колючий, мелкий, как мошкара, снег бьется в лобовое стекло. Впереди рождественские праздники, которые Алексею, вероятно, предстоит провести в пути.

— Не перевелись еще в Беларуси добрые люди. 31 декабря абсолютно незнакомый человек потратил два часа своего времени, чтобы вытащить меня из сугроба. Съездил домой, взял цепи и отбуксировал меня на дорогу. Встретимся — как говорится, земля круглая. Я больше 20 лет за рулем. Раньше руку поднял — вот тебе и помощь. А сейчас даже если в кювет вылетишь, не каждый остановится.

Маршрут Алексея стартует там, где заканчивается город с многоэтажками и начинается пояс из ангаров и промзон. У большого склада с бесконечными, словно открытые вкладки Internet Explorer, рампами. Машина стыкуется с черным рукавом, на обратной стороне которого происходит невидимая магия.

Здесь комплектуют борт

Высота склада — не меньше 10 метров. Внутри — искусственное освещение и температура около 15 °C, по ощущениям — еще ниже. Здесь холодно и стерильно. Суровые мужчины в ватных штанах, светоотражающих жилетах и с кучей коробок на борту ловко маневрируют между полок под мерные звуки работы погрузчика. Этот танец наполнен очарованием, поэзией и высшим смыслом.

взрослый/подростковый (макс. 200 кг), до 35 км/ч, мощность 800 Вт, запас хода 80 км, аккумулятор 12 А·ч, вес 55 кг Нет в наличиивзрослый/подростковый (макс. 160 кг), до 50 км/ч, мощность 1000 Вт, запас хода 50 км, аккумулятор 20 А·ч, вес 60 кг взрослый/подростковый (макс. 110 кг), до 25 км/ч, мощность 350 Вт, запас хода 30 км, аккумулятор 6.6 А·ч, вес 13 кг Нет в наличии

Здесь формируют рейс

Двумя этажами выше сидят менеджеры и диспетчеры — те, с кого начинается работа логистической конторы и на ком она заканчивается. Задача менеджера — спланировать оптимальный маршрут и комплектацию машины.

— Все планирование происходит в специальной программе, — рассказывает Татьяна, руководитель отдела логистики Capital Logistic, открывая программу по оптимизации маршрутов. — Именно сюда поступают заявки клиентов. Менеджер назначает рейс, отслеживает по GPS путь большегруза и простои на каждой точке маршрута. Система позволяет строить оптимальные маршруты и планировать передвижение, распределять потоки автомобилей и предупреждать водителей о ближайших ДТП, чтобы они не угодили в пробку. Кроме того, с помощью трекера мы просчитываем пробег.

— Самые срочные заказы доставляются в первую очередь: это заявки клиентов в бары, кафе, рестораны и собственное производство. В ресторанах нас всегда ждут, никогда не возникает проблем со сдачей-приемкой, поэтому в списке на выгрузку они всегда стоят первыми. А вот в гипермаркетах мы часто застреваем. Дедлайн по доставке — 48 часов, и никаких особых условий транспортировки.

Кузов грузовика оборудован гидробортом и пультом управления. Если в рейсе случилось ДТП, из-за которого сорвалась доставка, на место происшествия выезжает комиссия, чтобы определить, цел ли товар. Если хотя бы часть груза пострадала, все содержимое увозится обратно на склад. Затем рейс формируется заново.

— На моей памяти было два таких случая, — продолжает Татьяна. — Однажды водитель улетел в кювет, но товар не пострадал: его сразу перегрузили на другой борт и развезли по точкам. А в другой раз перед нашим грузовиком заснул водитель молоковоза, товар помялся. Мы быстро создали акт, подали в страховую, и утром этот груз развозила уже другая машина с другим шофером за рулем.

Жизнь водителя застрахована на $10 000, но компенсация выплачивается только в том случае, если он попал в ДТП не по своей вине. Если же аварию допустил сам шофер, он остается без компенсации, но работодатель не применяет к нему дополнительных штрафных санкций. Процесс поставлен так, что, попадая в ДТП, водитель почти не доставляет логистической компании финансовых издержек, поскольку автомобиль тоже застрахован.

Здесь на арену выходит водитель грузовика

К приезду Алексея возле пятой рампы составлен весь товар с накладными. Пока автомеханик осматривает борт на предмет исправности, кладовщик перепроверяет ассортимент за своим коллегой.

Дальше за дело берется водитель. Коробки, составленные друг на друга, Алексей тщательно заматывает в целлофан. Затем ловко орудует погрузочной рампой. Кажется, что работа дается ему без малейших усилий, но к тому моменту, как кузов заполнен товаром, у Алексея полностью мокрое лицо.

Шофер поднимается на второй этаж, в бюрократическое царство с папками, накладными и снежинками, приклеенными к стеклу на скотч. Некоторое время тратит на оформление документов. Путевой лист получен, можно ехать.

— Два дня отработал, два отдыхаю — такой график, — говорит Алексей, пока дорога петляет по лесу. — Рабочий день может длиться до 11 часов. Самые неприятные сюрпризы поджидают водителей на приемке в сетевых магазинах. Именно из-за нее приходится столько работать. Там, где можно принять товар за 15 минут, у нас бывают простои до 5 часов. Иногда стоим сутками. Приезжаешь вовремя, по расписанию, а перед тобой порядка 50 фур. Вот так люди и проводят всю жизнь за баранкой. Ладно я, мне 41 год, не нужно маленьких детей растить, за девочками бегать. Но когда молодой парень целыми днями на работе — это неправильно.

«Крутить баранку — это мое призвание»

Алексей имеет образование автослесаря и менеджера по логистике, но ближе всего ему работа водителя. Платят немного больше, а ответственности меньше.

— Я знаю логистику с обеих сторон. Восемь лет назад работал на пивзаводе менеджером по складскому хозяйству: там ты один за все отвечаешь, как начальник смены на заводе.

«По 200 звонков в день принимал. За год посадил сердце, хотя мне было всего 33 года»

У логистов неоправданно маленькие зарплаты. Хороший специалист может за один день сэкономить работодателю $1000, но не получит с этого ни цента. Только зарплату в конце месяца — от 800 до 1000 рублей. А логистов-международников без готовой базы клиентов даже на работу не берут: в их обязанности входит сбыт собственных услуг.

В общем, мне за эти деньги такие проблемы не нужны. В офисе я уже посидел. Пока здоровье позволяет, буду баранку крутить. Мне нравится. Картинка меняется за окном, каждый день новые лица. Вроде без высшего образования, а столько поездил, столько посмотрел! Опыта набрался.

Водители грузовиков получают немного больше: 1300—1500 рублей до вычета налога, работая по 11 часов за смену.

— Конечно, никто не заставляет нас работать до упора, — признает Алексей. — Я могу развернуться и поехать на базу. Но тогда к работодателю применят штрафные санкции. А я не получу деньги за товар, который не развез заказчикам. Будет плохо и мне, и фирме.

«Если я буду работать как положено, в этой стране все остановится»

Но и изматывать себя нельзя. Если придешь невыспавшийся, замыленный, с красными глазами — механик развернет, отправит спать. Чтобы мы не перерабатывали, за одной машиной закреплено сразу два водителя. Или три человека за двумя грузовиками. Так и автомобиль не простаивает, и люди отдыхают.

Первый форс-мажор

— Некоторые рейсы по Беларуси могут длиться два дня, — продолжает Алексей. — Но время в пути не так утомляет, как документооборот. Иногда часами стоишь в очереди на приемку товара, а если ее нет, часами ждешь, пока заказчик заполнит документы по накладным. Не совпали цены в накладных — товар возвращается на склад. Там делают новые накладные, заново формируют рейс и снова его расписывают.

Именно это случается с нами у ворот логистического склада известного сетевого гипермаркета. В 13:15 Алексей отдает документы заказчику, а в 13:55 выясняется, что часть накладных не совпадает по цене.

— Культурно не могу выразиться, — предупреждает он и выражается некультурно: — везде. Агент сделал заявку и не посмотрел, совпадают ли цены. Теперь мне нужно увозить товар и составлять новую накладную. Сейчас будут акты отписывать, какой товар не прошел, потом загрузят его обратно в кузов и где-то через час я отсюда уеду. Ни с чем.

Рейс каждого водителя включает около 12 таких точек. Ежедневно Capital Logistic отправляет в путь 50—60 перевозчиков. Автопарк компании содержит машины разной вместимости: от 2 до 7 тонн. Алексей водит пятитонник.

Получать $2000, сидя за баранкой

Многие белорусы всю жизнь мечтают о зарплате в $500. Всего 8 лет назад Алексей зарабатывал в 5 раз больше, работая простым водителем грузовика. Дело было на пивоваренном заводе, только на должности перевозчика, а не логиста.

— Золотые были времена. Я официально получал до $2000. Но работал по 300 часов в месяц, считай — круглосуточно. И так — все мои коллеги. Пашешь на износ, пока молодой, до первого ЧП. Любому водителю знакомо чувство, когда спишь с открытыми глазами. Едешь, а на тебя огромные «комары» летят. Понимаешь: еще чуть-чуть, и — конец. Сворачиваешь на обочину и спишь часок, чтобы прийти в сознание.

Мы так все время работали. Каждый выходной был большим праздником. За воскресенье я мог спустить ползарплаты. Хотя иногда так замучаешься, что единственное желание — поспать.

Тогда у меня дочка училась, жена зарабатывала копейки, я на себе тянул все. И для меня эти деньги играли очень большую роль. А сейчас я могу расслабиться. Работать не спеша, слишком не напрягаться.

Второй форс-мажор

Подъезжаем к следующему магазину. Он находится в спальном районе, на первом этаже жилого дома. Вся торговая площадь — около 10 кв. м, у прилавка единственная продавщица. Кажется, что накладок быть не должно: бюрократии при таких объемах просто негде развернуться. Но оказывается, что товаровед заказала на этот микромагазинчик 70 упаковок пива по 6 бутылок в каждой. Как их уместить в крохотной каморке, продавщица не знает и начинает нервничать.

— Вы место видите здесь? — задает она вопрос Алексею на повышенных тонах, но перевозчик спокоен.

— Закрыто! Приемка товара! — продолжает неистовствовать женщина, принимая журналистов за посетителей.

После тщетных попыток дозвониться до товароведа продавщица немного остывает. Алексею удается уговорить ее на отгрузку товара. И хотя в каморке за прилавком становится невыносимо тесно, перевозчику остается только развести руками и ехать по маршруту дальше. Впереди его ждет еще много сюрпризов.

ООО «Кэпитал логистик» использует системы спутникового контроля транспорта и оптимальной логистики «БелТрансСпутник».

Прокладка оптимальных маршрутов с помощью искусственного интеллекта и Big Data уменьшает количество транспорта для развоза товаров и сокращает затраты на 15%.

«БелТрансСпутник» прогнозирует будущие пробки и места ДТП, что позволяет вам прибыть ко всем клиентам в согласованное время.

Доступ к системе: 17,5 руб./авто/месяц + НДС.