Отказ от предоставления информации

Статья 5.39. Отказ в предоставлении гражданину информации

Статья 5.39. Отказ в предоставлении гражданину информации

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 5.39, являются права граждан на получение информации. При этом виновный посягает на права граждан, закрепленные, в частности:

1) в нормах Федерального закона от 27.07.06 N 152-ФЗ «О персональных данных» о том, что перечни персональных данных, включаемых в состав всех видов информационных ресурсов, должны быть закреплены на уровне федерального закона. Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации.

Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения;

2) в нормах Закона об информации о том, что органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес.

Граждане и организации имеют право на доступ к документированной информации о себе, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию. Ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь на основаниях, предусмотренных федеральными законами.

Владелец документированной информации о гражданах обязан предоставить информацию бесплатно по требованию тех лиц, которых она касается. Ограничения возможны лишь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

3) в нормах Закона о коммерческой тайне том, что запрещено относить к коммерческой тайне или к информации с ограниченным доступом:

законодательные и другие нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан;

4) в ст. 5 Закона об ОРД о том, что лицо, чьи права нарушены действиями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд;

5) в ст. 89 ТК о том, что работник вправе получать любую информацию о персональных данных о нем.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в том, что виновный неправомерно (т.е. в нарушение упомянутых выше правовых норм):

1) отказывает гражданину в предоставлении (т.е. в передаче, в выдаче копий, электронного файла) документов, собранных в установленном порядке (например, справок, анкет, личных листков, «объективок», свидетельств), а также иных материалов (в т.ч. и агентурных, свидетельских показаний, данных наблюдения, проверки), которые непосредственно затрагивают права граждан (например, право на труд, на выезд из Российской Федерации, на передвижение и выбор места жительства в пределах страны);

2) несвоевременно предоставляет упомянутые документы и материалы (т.е. нарушает сроки их предоставления);

3) не предоставляет иную информацию (т.е. сведения о гражданине, о предметах, фактах, событиях, принципах, связанных с его жизнью, независимо от формы их существования);

4) предоставляет эти документы, материалы, информацию не полностью либо предоставляет заведомо недостоверную информацию. Конструкция ст. 5.39 такова, что данное административное правонарушение может быть совершено и в форме бездействия (например, отказ выдать копию документа, непредоставление информации), и в форме действия (например, когда предоставляется заведомо недостоверная информация). Оконченным данное правонарушение считается с момента совершения любого из указанных действий (бездействия).

Статья 140. Отказ в предоставлении гражданину информации

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, —
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.

Комментарий к статье 140 УК РФ

1. Предметом преступления являются находящиеся в органах государственной власти или органах местного самоуправления и собранные в законном порядке документы и материалы, содержащие информацию, которая непосредственно затрагивает права и свободы гражданина (например, материалы служебных расследований, прокурорских проверок, пенсионного дела; сведения о близких родственниках).

2. Объективная сторона преступления выражается:

1) в неправомерном отказе предоставить соответствующую информацию;

2) в предоставлении неполной или заведомо ложной информации.

Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, влечет уголовную ответственность в соответствии со ст. 237 УК.

3. Преступление является оконченным с момента наступления последствия в виде вреда правам и законным интересам граждан (лицо не получает пенсии, почетного звания, жилплощади и т.п.).

4. Субъективная сторона преступления характеризуется умыслом.

5. Субъект преступления специальный — должностное лицо органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченное предоставлять гражданам соответствующую информацию.

Другой комментарий к статье 140 Уголовного Кодекса РФ

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. В ч. 2 ст. 24 Конституции РФ особо подчеркивается, что органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Данное конституционное положение свидетельствует об уважении прав и законных интересов своих граждан со стороны государства, его органов и должностных лиц. К сожалению, до сих пор значительное число российских граждан в силу различных обстоятельств не могут ознакомиться с документами, на основании которых они или их родственники были репрессированы, осуждены. Поэтому заслуживает пристального внимания уголовно-правовая норма, запрещающая неправомерно отказывать гражданам получать полную и объективную информацию, затрагивающую права и свободы гражданина.

2. Непосредственный объект — общественные отношения, обеспечивающие ознакомление гражданина с информацией, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Предмет преступления — документы и материалы, которые, во-первых, находятся в органах государственной власти или местного самоуправления, во-вторых, собраны в установленном порядке, в-третьих, содержат информацию, непосредственно затрагивающую права и свободы гражданина. Ими могут быть различные документы и материалы, например, касающиеся очередности на получение квартиры; связанные с начислением или выплатой пенсий или пособий; содержащие жалобы и заявления, в которых фигурирует гражданин, и др. Заведомо ложная информация — это сведения, не соответствующие содержащимся в документах и материалах, о чем доподлинно известно должностному лицу.

3. Состав преступления по конструкции — материальный, т.е. преступление считается оконченным при наступлении указанных в законе последствий.

4. Объективная сторона представлена тремя обязательными признаками: деянием, последствиями и причинной связью между ними. Деяние законодательно определено в следующих формах: а) неправомерном отказе (бездействии) в предоставлении гражданину собранных о нем документов и материалов; б) предоставлении гражданину неполной или заведомо ложной информации. Последствия состоят в причинении вреда правам и законным интересам граждан.

Отказ в предоставлении гражданину информации должен быть противоречащим закону или другим нормативным актам. Он должен быть письменным или устным.

Предоставление неполной или заведомо ложной информации — это ознакомление гражданина не со всеми имеющимися документами и материалами, а также предоставление сведений, не соответствующих содержащимся в документах и материалах, о чем было известно должностному лицу. Причиненный вред правам и законным интересам может быть имущественным или моральным и выражаться в различных последствиях: недополучение гражданином пенсии или пособия, несвоевременное приобретение или замена жилого помещения, сложность защиты его чести и достоинства и т.д.

Деяние, не повлекшее причинение вреда охраняемым интересам, не образует состава рассматриваемого преступления, а должно рассматриваться как дисциплинарный проступок.

5. Субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом. Виновный осознает общественную опасность совершаемого деяния (действия или бездействия), неправомерно отказывая в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо что он предоставляет ему неполную или заведомо ложную информацию, предвидит возможность или неизбежность причинения вреда вследствие такого деяния и желает причинить вред или сознательно допускает его наступление либо относится к этому безразлично.

6. Субъект данного преступления — специальный, т.е. должностное лицо (понятие должностного лица дано в примечании к ст. 285 УК), обладающее собранными в установленном порядке документами и материалами, затрагивающими права и свободы гражданина. Совершение деяния из корыстной или иной личной заинтересованности дает право квалифицировать действия должностного лица по совокупности преступлений (ст. ст. 140 и 285 УК).

Новости Екатеринбург

Несмотря на то, что СМИ и пресс-службы преследуют, в общем-то, одни и те же цели – информирование, нередко между теми и другими возникают разногласия, обиды, непонимание. Часто журналисты упрекают сотрудников пресс-служб в косности, закрытости и нежелании выполнять закон о СМИ, а те, в свою очередь, ругают представителей СМИ за непрофессионализм и нежелание глубоко погружаться в проблему. О нюансах отношений в медиасфере, которые иногда приходится решать только в суде, – в материале NDNews.ru.

Журналиста, который находится в поиске информации, можно сравнить с проходящим квест. И иногда пресс-служба – это помощник, который может дать подсказку, навести на правильную мысль. А иногда – одно из заданий, препятствий, которые надо как-то преодолеть (а обойти нельзя). Среди журналистов до сих пор ведутся споры о том, как оформлять запрос информации. Многие пресс-службы, особенно это касается силовых и надзорных ведомств, а также органов госвласти, на любые попытки выяснить ответ на интересующий вопрос заученно говорят: «Пришлите запрос». Некоторые добавляют: «На фирменном бланке редакции, с подписью главного редактора и печатью». В законе о СМИ, что интересно, такой конкретики нет. В статье 39 говорится: «Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме». Ни про какие бланки, и уж тем более печати, речи не идет.

Зачем требуют запросы на бланке пресс-секретари, понятно. Во-первых, далеко не всякий пресс-секретарь готов оперативно ответить на вопрос. Просто потому, что он действительно не знает, какова, например, длина реки Волги и куда она впадает. В таком случае ответ требует подключения специалистов. Отсюда вырисовывается «во-вторых»: пресс-службе может потребоваться обоснование, зачем они отвлекают людей, не связанных со СМИ, от работы. Это же касается и тех ситуаций, когда в учреждении вообще нет пресс-службы. В-третьих, из банальной вредности пресс-секретари могут потребовать запрос, чтобы потянуть время. «Любимый» всеми журналистами «отмаз» пресс-секретаря от предоставления информации в устной форме звучит как «Я же не вижу по телефону, кто мне там звонит». В практике нашего агентства была курьезная ситуация мелкого членовредительства со стороны сотрудников департамента информполитики губернатора Свердловской области, которым тогда руководил Александр Рыжков. Отсканированное письмо на фирменном бланке со всеми реквизитами редакции, печатью, датой и подписями главного редактора и генерального директора в ДИПе сочли «нечитаемым» и попросили принести запрос лично, но почему-то в канцелярию. В итоге корреспондент был вынужден отправить в департамент заверенную телеграмму с уведомлением о вручении. Чтобы уж наверняка.

Кстати, все вышеописанное, то есть способы отправки запросов, актуально и в отношении ответов. В законе о СМИ лишь прописан срок, в который должны предоставить информацию, а уж как это будет сделано – тут все ограничивается фантазией работника пресс-службы или отдела по связям с общественностью. Нередко в ответ на запрос, отправленный по электронной почте или факсом (в нашей редакции этого аппарата, кстати, нет уже несколько лет), шлют письма «Почтой России». Часто тратят казенные деньги на то, чтобы отправить заказное письмо с уведомлением, хотя ситуации, когда редакции или журналисту нужно получить именно официальное письмо с печатями и подписями, случаются редко.

К счастью, большинство пресс-служб, с которыми приходится работать в ежедневном режиме, не вредничают и спокойно отвечают устно на устные же запросы. Но, в конечном счете, как именно запрашивать информацию – это решение самого журналиста, который не обязан следовать внутренним регламентам учреждения, куда он направляет запрос. Какое бы мнение на этот счет ни было у некоторых работников пресс-служб. Но тут включается некий шантаж со стороны последних: не отправишь запрос, не будет тебе ответа.

В этом смысле для многих коллег отправка запроса – это возможность потом доказать нарушение закона о СМИ со стороны пресс-службы или ведомства. Важно сказать о сроках. Семь дней (рабочих) – ровно столько дается, чтобы предоставить ответ на запрос СМИ. Ни о каких 30 днях, о которых любят иногда рассуждать некоторые несознательные адресаты, речи не идет. 30 дней – это срок ответа на запрос гражданина. А на запрос журналиста дается неделя. Правда, некоторых «специалистов» приходится еще и убеждать, что на них тоже распространяется закон о СМИ. Если информацию подготовить быстро не получается, организация или учреждение имеет право на отсрочку. Уведомление о ней должно быть отправлено в течение трех дней, в нем должна быть прописана причина отсрочки, ответственное за предоставление информации лицо и – главное – дата, к которой все же будет подготовлен ответ. Отказать в предоставлении информации – вовсе нельзя, если она не является тайной (государственной или коммерческой).

Прямое «нет» звучит редко. Чаще в ответ приходит какая-нибудь отписка. Или гробовое молчание. Между тем не лишним будет напомнить, что отказ в предоставлении информации (к которому относится и тишина в ответ) преследуется законом и влечет наказание по ст. 5.39 КоАП РФ. Иногда приходится указывать эту информацию под основным текстом запроса. Увы, наказание для нарушителя мизерное – от 1 до 3 тысяч рублей.

Что делать, если на запрос не отвечают? Большинство журналистов просто оставляют попытки через несколько дней или недель. Или информация становится неактуальной, или пропадает интерес к ней. Хотя в идеале следовало бы отправить жалобу в прокуратуру. В областной прокуратуре NDNews.ru, кстати, затруднились назвать хотя бы примерное число обращений от представителей СМИ по фактам нарушения закона в части непредоставления ответов на запросы.

Более того, помощи от надзорных органов бывает просто не дождаться. Вернемся к примеру с телеграммой с уведомлением, которую отправил наш корреспондент в ДИП. Ухищрение не сработало, ответа так и не прислали, тогда корреспондент агентства Светлана Загороднева написала жалобу в прокуратуру. Но вместо того, чтобы провести проверку, в надзорном ведомстве отчего-то переслали письмо журналиста… в ДИП. Надо ли говорить, что ответа в итоге редакция все равно не получила? В таком случае бывалые медийщики предлагают обращаться уже в Генпрокуратуру РФ и ее подразделения в федеральных округах, хотя никто не застрахован от того, что жалобу просто спустят в нижестоящую инстанцию. Тогда остается обращаться в суд. Но до подобных шагов доходят редко. И этому есть резонное объяснение – потратить столько усилий, чтобы проучить чиновника или пресс-секретаря, готовы не все. На это нужно и время, и деньги (оплата пошлины, работы юриста, и т.д.). А при штрафе в 1-3 тысячи рублей нецелесообразность тяжб очевидна.

Управляющий делами Союза журналистов России Денис Токарский пояснил NDNews.ru, что Госдума сейчас рассматривает вопрос об ужесточении наказания для госорганов, которые нарушают сроки ответа на запрос о СМИ. «Я вхожу в экспертный совет комитета по информационной политике ГД, и сейчас рассматривается увеличение штрафа до 200-300 тысяч, а СЖР со своей стороны предложил еще и увеличить сроки давности при подаче иска в суд – до 1 года. Потому что сегодня СМИ подает запрос, на него, предположим, в срок не отвечают или вообще не отвечают, и у СМИ есть всего два месяца, чтобы отстоять свои интересы в суде. Этого недостаточно», – отметил он, подчеркнув, что повышение штрафов должно дисциплинировать ответственных за предоставление информации редакциям.

Впрочем, не исключено, что подобные меры будут иметь обратный эффект. «На наш взгляд, ужесточение штрафов не сможет кардинально изменить ситуации с информационной закрытостью власти на местах, но может привести лишь к увеличению числа отписок и ответов не по существу. Эта проблема стоит на сегодняшний день гораздо острее и встречается чаще, чем игнорирование запросов СМИ. Здесь важнее другое – чиновникам необходимо прививать соответствующую культуру общения с журналистами. Редакциям не надо закрывать глаза на то, что они не получают ответы на свои запросы. Надо идти в прокуратуру, если там не удалось найти поддержки – то в суд. Поверьте, это, в конечном счете, даст свои плоды, – пояснил РИА «Новый День» заместитель исполнительного директора фонда «Правда и справедливость» Александр Коледа. – Сейчас обращений к нам с жалобами на отсутствие ответов на запросы СМИ стало гораздо меньше. Если посмотреть на Карту нарушений прав журналистов, которую ежегодно обновляют наши эксперты, то по итогам 2014 года, когда центр начал свою работу, неответы на запросы СМИ занимали лидирующие позиции среди жалоб журналистов. Сейчас эта категория жалоб опустилась на третье место и составляет 11% от всех обращений, поступивших в центр по итогам 2016 года. Мы связываем это с тем, что журналисты стали чаще обращаться в органы прокуратуры, судебные инстанции за обжалованием действий чиновников. Все это время мы помогали обратившимся к нам СМИ составлять жалобы в правоохранительные и судебные инстанции. И, конечно же, важную роль в улучшении ситуации сыграла позиция лидера ОНФ, президента РФ Владимира Путина, который постоянно, в том числе на наших медиафорумах, призывает чиновников к открытости по отношению к населению и журналистскому сообществу».

Екатеринбург, Екатерина Норсеева

9 апреля 2014
Теория

Какая существует ответственность за нарушение права на доступ к информации?

За нарушение права на доступ к информации законодательством установлены следующие виды ответственности:

1. Уголовный кодекс РФ

Статья 140. Отказ в предоставлении гражданину информации

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении документов и информации, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, — наказываются штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет.

Статья 237. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей

Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, — наказываются штрафом в размере до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, — наказываются штрафом в размере от 100 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ)

КоАП содержит достаточно большое количество статей, устанавливающих ответственность за нарушение права на доступ к информации в различных сферах жизнедеятельности. Вот некоторые из них:

Ст. 5.39. Отказ в предоставлении информации

Неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 3000 рублей.

Ст. 13.27. Нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещению в сети Интернет

Нарушение требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами государственных органов и органов местного самоуправления — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 рублей.

Неразмещение в сети Интернет информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети Интернет установлена федеральным законом, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 рублей.

Ст. 13.28. Нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

Нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, содержащей сведения, относящиеся к информации ограниченного доступа, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 рублей.

Незаконное взимание платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления либо нарушение порядка взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если федеральным законом такая плата установлена, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 рублей.

Ст. 7.23.1. Нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами

Нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — от 250 000 до 300 000 рублей.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, — влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.

Ст. 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц — от 1000 до 2000 рублей; на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей.

Ст. 5.1. Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума

Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума — влечет наложение административного штрафа в размере 1000 до 1500 рублей.

3. Другие виды ответственности

3.1. За нарушение госслужащим требований законодательства о доступе к информации его руководитель может применить к нему меры дисциплинарной ответственности:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы.

(ст. 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Применительно к сотрудникам организаций, не являющихся органами власти, могут быть применены следующие дисциплинарные меры:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

(ст. 192 ТК РФ).

Если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, либо несвоевременного ее предоставления, либо предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации пользователю были причинены убытки, то он вправе требовать от виновного лица в судебном порядке возмещения причиненных убытков (ч. 2 ст. 23 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ст. 15 ГК РФ).

Более подробно ознакомиться с различными вариантами дисциплинарной ответственности в отношении отдельных лиц (судей; муниципальных служащих) Вы можете в нашем методическом пособии «Доступ к информации в Российской Федерации», раздел 9.3.

Случаи отказа в предоставлении заявителю информации

Выдержка из приказа МЧС России от 2 сентября 2014 г. N 484

«Об утверждении Регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»

При поступлении в установленном порядке запроса из государственного органа, органа местного самоуправления или от должностного лица, рассматривающих обращение, структурные подразделения, территориальные органы и организации Министерства обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

В случае получения письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, руководители структурных подразделений, территориальных органов и организаций Министерства или лица, замещающие их в установленном порядке, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

В случае если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, Министр, заместители Министра, руководители территориальных органов и организаций Министерства или лица, замещающие их в установленном порядке, вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

В случае если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Статья 14. Отказ в предоставлении информации

За исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, не подлежит предоставлению по запросам информация, содержащая сведения:

составляющие государственную или служебную тайну;

о частной жизни другого лица без его согласия (персональные данные), если иное не предусмотрено действующими федеральными законами;

об осуществлении в установленном законом порядке оперативно-розыскной и следственной деятельности;

о судебном рассмотрении гражданских и уголовных дел в случаях, когда разглашение этих сведений запрещено законом или может нарушить право человека на объективное судебное рассмотрение его дела, создать угрозу жизни или здоровью граждан;

доступ к которым ограничен другими федеральными законами.

Если в документе содержатся сведения, перечисленные в настоящей статье, ознакомление с таким документом, его разъяснение и выдача копий ограничиваются частью документа, не содержащей указанных сведений.

Не подлежат обязательному предоставлению по запросам докладные записки, переписка, поручения должностных лиц и прочая информация внутриорганизационного характера.

Орган или организация, их должностные лица могут отказать в предоставлении запрашиваемой информации, если:

не соблюдены формальные требования к запросу, предусмотренные статьей 12 настоящего Федерального закона;

неправомерно запрашивается информация, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи;

орган или организация не располагают запрашиваемой информацией.

Отказ в предоставлении информации должен содержать указание причин, по которым запрос не может быть удовлетворен, дату принятия решения об отказе, а также разъяснения о порядке его обжалования.

Отказ в предоставлении информации по запросу, как письменному, так и устному, дается в письменной форме.

Статья 15. Порядок возмещения расходов на предоставление информации

1. На безвозмездной основе предоставляется:

информация, непосредственно касающаяся лица, запросившего информацию;

информация, уточняющая или дополняющая ранее предоставленную информацию, в порядке, установленном пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона; информация, содержащаяся в Правилах, названных в пункте 4 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая тарифы на услуги по предоставлению информации и случаи освобождения от оплаты оказанных услуг;

информация о правах и обязанностях юридического лица, запрашивающего информацию. 2.

Освобождаются от оплаты за предоставление информации по запросам лица, относящиеся к социально и экономически незащищенным группам (категориям) населения (дети, инвалиды, пенсионеры, официально признанные безработные) в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии соответствующих удостоверяющих документов.

Перечень категорий лиц, которым информация предоставляется на безвозмездной основе, может быть дополнен по усмотрению органов и организаций, предоставляющих эту информацию. 3.

За предоставление информации может взиматься плата, не превышающая себестоимости услуг, связанных с ее предоставлением.

Порядок оплаты услуг по предоставлению информации устанавливается Правилами, названными в пункте 4 статьи 8 настоящего Федерального закона. 4.

Порядок возмещения федеральным органам и организациям, органам и организациям субъектов Российской Федерации расходов, связанных с предоставлением ими информации, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации или высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации