Отмена внутренних таможен

Отмена внутренних таможенных пошлин в России в 1754 году

Отмена внутренних таможенных пошлин в Российской империи устранила препятствия на пути развития торговли. Это разумное решение было принято в годы царствования Елизаветы, дочери Петра Первого. Существовали веские причины, обусловившие ликвидацию торговых барьеров внутри страны. Наличие таможенных застав на российских дорогах ущемляло интересы купеческого сословия и неблагоприятно сказывалось на состоянии экономики империи. Закон, принятый в 1754 году, полностью изменил данную ситуацию.

Протекционизм Петра Первого

В начале 18-го века экономическая политика Российской империи была основана на идее защиты внутреннего рынка. Таможенные ограничения служили интересам отечественной промышленности. После смерти Петра Первого наступила иная эпоха. При императорском дворе усилилось влияние фаворитов иностранного происхождения, которые не заботились об экономическом развитии России. Указом царицы Анны Иоанновны протекционистская политика, выработанная Петром Первым, была отменена.

Правление Елизаветы Петровны

Вступление на престол новой императрицы изменило взгляды правящей элиты на экономические проблемы страны и способы их решения. В годы царствования Елизаветы Петровны стало очевидно, что одним из наиболее серьёзных препятствий на пути развития отечественной промышленности и торговли является система внутренних таможен. Существовало 17 различных пошлин, которые купцы вынуждены были платить при транспортировке товаров в пределах территории Российской империи.

Законопроект

Инициатором и вдохновителем реформирования таможенной системы выступил граф Пётр Шувалов. Этот государственный деятель фактически руководил правительством Елизаветы Петровны. Граф Шувалов подготовил проект отмены внутренних таможенных пошлин. Он представил Сенату доклад, обосновывавший необходимость данной реформы. Главной целью снятия ограничений на провоз товаров внутри страны являлось увеличение поступлений в государственную казну. Проект отмены внутренних таможенных пошлин получил одобрение Сената. Он стал основой закона, утверждённого Елизаветой Петровной.

Отсутствие общего рынка

В те времена Российская империя представляла собой единое политическое и административное пространство, разделённое экономическими границами. Это делало затраты на перемещение грузов внутри страны неоправданно высокими. Многочисленные сборы и расходы на транспорт в сумме могли достигать половины стоимости товара. Это вызывало резкое недовольство купеческого сословия. Пошлины взимались в каждой губернии. Помимо основных сборов, существовало большое количество второстепенных. В среднем на каждые 20 километров пути приходился один таможенный пост.

Причины отмены

Сложная и запутанная система торговых сборов на дорогах порождала коррупцию и злоупотребления. Государственная власть не обладала ресурсами, необходимыми для искоренения этих явлений. С практической точки зрения установление тотального контроля над чиновниками таможенной службы было невозможно. Единственным путём решения данной проблемы являлась полная ликвидация неэффективной системы. По замыслу автора проекта отмены внутренних таможенных пошлин, это должно было способствовать взрывному росту торговли и промышленности. Кроме того, граф Шувалов предложил альтернативный источник пополнения казны. По его мнению, следовало увеличить сборы, которыми облагались экспортные и импортные товары на внешних границах государства.

Стоит заметить, что утверждённая Елизаветой Петровной отмена внутренних таможенных пошлин по меркам 18-го века являлась прогрессивным шагом. Во Франции и Германии торговые барьеры в пределах территории государства сохранялись ещё в течение нескольких десятилетий.

Проведение реформ

Отмена внутренних таможенных пошлин в 1754 году была осуществлена быстро и организованно. Все торговые сборы на дорогах в пределах империи прекратились. Остались только пограничные таможни, в которых пошлины на экспорт и импорт товаров были увеличены до 13 %. Суммы налогов вычислялись на основе специального табеля стандартных цен на различные виды сырья и промышленных изделий. Реформы не привели к искоренению коррупции, но в целом отмена внутренних таможенных пошлин в России достигла своей цели.

Таможню в России могут ликвидировать. О том, что ФТС как самостоятельное ведомство перестанет существовать, сообщает РБК со ссылкой на источники. По данным издания, функции Федеральной таможенной службы могут быть поделены между Федеральной налоговой службой и Федеральной службой безопасности. В частности, налоговой отдадут фискальную функцию таможни, то есть контроль над поступлением средств от таможенной деятельности в федеральный бюджет, а силовая — основная функция таможенного контроля — перейдет в службу безопасности. Руководитель комитета по транспорту московского отделения организации «Опора России» Игорь Ребельский обсудил тему с ведущей «Коммерсантъ FM» Натальей Ждановой.

— Как на бизнесе может отразиться эта реформа, исчезновение Федеральной таможенной службы и то, что ее функции перейдут налоговой и ФСБ?

— Вообще разговоры уже давно ходили об объединений Федеральной таможенной службы с налоговой. В моем понимании, наверное, это достаточно правильное решение было бы для того, чтобы более четко контролировать поступление денежных средств в бюджет. В рамках того, чтобы вообще упразднить Федеральную таможенную службу, мне кажется, это очень преждевременное решение. Если мы посмотрим на опыт зарубежных стран, то везде таможенные службы присутствуют. В рамках бизнеса, мне кажется, это тоже очень негативно будет воздействовать, поскольку это очень сильно может притормозить работу очень многих участников внешнеэкономической деятельности.

— Почему?

— Все-таки институт таможенных брокеров, институт таможни — это органы, созданные годами, уже есть опыт, уже есть правила, есть законы. Есть взаимодействие опять же с импортерами, с экспортерами. Если мы просто возьмем и упраздним, отдадим это Федеральной службе безопасности, которая носит именно надзорные и контролирующие функции, то мне кажется, что в моменте это будет очень негативное воздействие для бизнеса. Поскольку нужно будет перестраиваться, нужно будет опять же общаться, какие-то находить другие точки соприкосновения, смотреть, как это будет работать. В текущей ситуации это будет только больше негативным, чем позитивным.

— Как раз сейчас в ведении таможни и валютный контроль, и борьба с контрабандой. Сможет ли ФСБ выполнить все эти функции?

— ФСБ, так или иначе, все равно выполняет эти функции. Они контролируют товар, который пересекает границу, и все равно Федеральная таможенная служба плотно работает с ФСБ. Поэтому мне кажется, что в этом формате можно что-то подкручивать, регламентировать, но глобально нет смысла чего-то менять. С точки зрения именно объединения Федеральной таможенной с налоговой, да, об этом говорили давно, и наверное, это абсолютно верный шаг.

— Но такой сценарий, вы думаете, неправильный, совершение устранения таможни?

— Мне кажется, это преждевременно. Громкие заявления. Я думаю, что все-таки все останется так, как есть.

— Хорошо. Существующая система полностью устраивает бизнес, или все-таки есть какие-то претензии?

— За последние годы как-то меньше вопросов к таможне, и все достаточно комфортно работают. Даже в средствах массовой информации именно негатива о работе таможенных органов все меньше и меньше.

20 (31) декабря 1753 г. императрица Елизавета Петровна подписала указ «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов», которые являлись одним из главных препятствий к развитию внутреннего товарооборота.

7 (18) сентября 1752 г. граф Пётр Иванович Шувалов предложил Сенату проект уничтожения внутренних таможенных сборов. Первоначально программа мероприятий Шувалова предусматривала освобождение от внутреннего таможенного обложения исключительно крестьянской торговли, не затрагивая купеческой торговли. В проекте не указывалось, на какие виды сборов перелагались доходы, поступавшие в казну от таможенного обложения крестьянской торговли. Именно поэтому 16 (27) марта 1753 г. Шувалов внёс в Сенат новый проект, предложив вообще отменить все внутренние таможенные сборы, которые взимались во внутренних таможнях, губернских и воеводских канцеляриях. В окончательном проекте, представленном Сенату 18 (29) августа 1753 г., предлагалось отменить не только внутреннюю таможенную пошлину и 16 других сборов, обременявших крестьянскую и купеческую торговлю, но также винокурение помещиков. Этот проект реформы имел финансовое обоснование: бюджетную недостачу вследствие ликвидации внутренних таможен (кроме портовых и пограничных) и отмены внутренних таможенных сборов сенатор предложил возместить путём увеличения внешних экспортно-импортных пошлин и общего подушного сбора. Наконец, 20 (31) декабря 1753 г. предложения Шувалова были утверждены указом Елизаветы Петровны «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов». Составной частью указа стал одноимённый «высочайше утвёржденный доклад Сената» от 18 (29) декабря 1753 г.

Уже в 1754 г. внутренние таможни были ликвидированы на большей части территории страны, прекратился сбор 17 мелочных сборов, обременявших внутреннюю торговлю. Заменившую их «новоположенную прибавочную» пошлину в размере 13% планировалось взимать в портовых и пограничных таможнях со всех ввозимых и отпускных товаров.

В 1754 г. правительство также отменило внутренние таможенные и торговые канцелярские сборы в Сибири и таможенное обложение товаров, ввозимых из России в Сибирь. Вывоз же товаров из Сибири в Россию облагался ставкой 10%: с пушнины по-прежнему взимали десятым зверем, а с остальных товаров — по 10 коп. с рубля. Вывоз российских товаров через Сибирь в Китай и другие страны Азии был обложен 5% пошлиной (вместо положенной по тарифу) и дополнительно 13%; вывоз сибирских товаров за границу — 10% пошлиной вместо тарифной (с пушнины — натурой) и 13% сбором. Таким же было обложение ввоза китайских и других восточных товаров в Сибирь: 10% и дополнительно 13%.

В апреле 1755 г. пограничные таможни в Брянске, Курске, Смоленске и некоторых других городах перенесли на государственную границу Российской империи. Также были отменены внутренние таможни на границах между Россией, Украиной и областью Войска Донского. Эти реформы таможенной системы были зафиксированы Таможенным уставом 1755 г. и закреплены протекционистским таможенным тарифом 1757 г.

См. также в Президентской библиотеке:

Полное собрание законов Российской империи, с 1649 г. Т. 13 (1749-1753). СПб., 1830. № 10164. С. 947.

Сборник идеальных эссе по обществознанию

В царствование Анны Иоанновны (1730-1740 гг.) произошли следующие события:

1. Министерства появились в России только 1802 г., а Кабинет Министров раньше, в 1731 г. Он представлял из себя верховный государственный орган, состоящий из наиболее приближенных к императрице лиц. В 1735 году был издан указ, которым подпись трёх кабинет-министров приравнивалась к Императорской подписи. Впоследствии Кабинет Министров был упразднен Елизаветой Петровной.

4. Тайная канцелярия (или Канцелярия тайных и розыскных дел) – орган политического сыска и суда, была упразднена в 1726 г., однако восстановлена в 1731 г. Ее деятельность в правление Анны Иоанновны достигла большого размаха, в частности, были проведены расправы над князьями Долгорукими и бывшим кабинет-министром А.П. Волынским (за дурные отзывы об императрице).

6. В 1714 г. Петром I был принят указ об единонаследии, который закреплял юридическое слияние таких форм земельной собственности, как вотчина и поместье. По данному указу поместье могло даваться в наследство только одному наместнику, а также не могло отчуждаться (быть проданным, проигранным и т.д.). Указ был отменен в 1731 г., дворянство вернулось к раздельному наследованию (соответственно, к дроблению поместий).

Указ о ликвидации внутренних таможен был подписан в 1754 г. (в царствование Елизаветы Петровны, годы правления 1741-1761); указ об отмене смертной казни подписан в1753 г. (опять же, в царствование Елизаветы Петровны); Славяно-Греко-Латинская академия, первое высшее учебное заведение в России, было учреждено в 1687 г. (в царствование Федора Алексеевича, годы правления 1676-1682).

Ответ: 246

История России

Зимний дворец и Адмиралтейство в Петербурге. Картина Ф.Я. Алексеева 1800 года.

Развитие внутренней торговли побудило правительство пойти на серьезные перемены в своей экономической политике. Они были обусловлены как интересами торгующего дворянства, домогавшегося ликвидации торговых монополий и ограничений, так и интересами купечества.

В середине XVIII в. взималось 17 различных видов внутренних таможенных сборов. Существование внутренних таможенных сборов препятствовало развитию всероссийского рынка. Указом 20 декабря 1753 г. внутренние таможенные пошлины отменялись.

Столь же важное значение для роста торговли и промышленности имели отмена указом 1767 г. и манифестом 1775 г. промышленных монополий и провозглашение свободы промышленности и торговли. Крестьянам была предоставлена возможность беспрепятственно заниматься «рукоделием» и продажей промышленных изделий, что способствовало более быстрому перерастанию мелкого товарного производства в капиталистическую мануфактуру.

Отмена монополий, находившихся, как правило, в руках придворных фаворитов, была выгодна и широким массам купечества. Архангельское купечество восторженно встретило уничтожение монополии П. И. Шувалова на тюлений промысел в Белом море и на табак и устроило по этому случаю празднества с фейерверками и иллюминацией.

Несмотря на дворянский в конечном счете характер экономической политики правительства, эта политика объективно, вопреки воле и намерениям самодержавия и дворянства приводила к росту капиталистических отношений, способствуя развитию капиталистического предпринимательства крестьян и ускоряя разложение феодально-крепостнических отношений.

Однако прогрессивность этих мероприятий была ограниченной. Даже провозглашая свободу промышленной деятельности, самодержавие все же имело в виду прежде всего интересы дворянства. Сословный строй в России ограничивал переход крестьян в купечество. Свобода промышленной деятельности понималась как свобода дворянского предпринимательства. Против такого дворянского понимания свободной торговой и промышленной деятельности резко выступало купечество, считая вообще торговлю и промыслы своей привилегией и полагая, что дворянство должно «упражняться единственно в земледелии», ибо торговля и промышленность совсем «не барское дело». Особенно задевала интересы купечества торговля крестьян, которые, по мнению купечества, должны были обрабатывать землю, «и сие есть их жребий».

Быстро растущая внутренняя и внешняя торговля побуждала царское правительство принимать во внимание также и интересы купечества. Для предоставления кредита купечеству учреждается Коммерческий банк; в целях развития внешней торговли заключается ряд договоров; дети купцов на казенный счет направляются за границу для обучения коммерческим наукам.