Ответственность за содержание животных

Ответственность за ненадлежащее содержание животных

30.07.2019 11:18

В связи с возникающими вопросами о квалификации действий, связанных с ненадлежащим содержанием животных физическими лицами на территории Ненецкого автономного округа прокуратура округа предлагает руководствоваться следующей правовой позицией.

Правила содержания животных устанавливаются федеральным законодательством, региональными и местными НПА.

Так, правила содержания животных содержатся в ряде нормативных правовых актов федерального уровня, которые до настоящего времени не оспорены, сохраняют свою силу и подлежат применению. В числе таких актов: Закон Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации и др.

В силу статьи 13 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» выгул домашних животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических лиц и юридических лиц.

При выгуле домашнего животного необходимо соблюдать следующие требования:

  • исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках;
  • обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования;
  • не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных.

За нарушение вышеназванных правил содержания животных и обращения с ними предусмотрена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и нарушение ветеринарно-санитарных правил.

За нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ответственность предусмотрена:

— статьей 6.3 КоАП РФ (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения).

Влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

— статьей 6.4 КоАП РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта).

Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

— статьей 7.17 КоАП РФ (уничтожение или повреждение чужого имущества).

Влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.

— статьей 10.6 КоАП РФ (нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил).

Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от трех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Рассматривать дела об административных правонарушения уполномочены:

Органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10.6 (Государственная инспекция по ветеринарии Ненецкого автономного округа, г.Нарьян-Мар, проезд Ветеринарный, д. 5, т.8(81853)2-12-73, электронная почта: giv@adm-nao.ru).

Кроме того, жители округа могут обратиться в службу по отлову безнадзорных животных посредством факсимильной связи по номеру 8(81853) 2-30-27, по электронной почте: ku_nao_sbbg@mail.ru, а также по мобильному телефону 8(911)585-04-18.

Уголовная ответственность.

За причинение тяжкого вреда по неосторожности при нападении животного предусмотрена уголовная ответственность вплоть до ареста на срок до шести месяцев. Также предусмотрена уголовная ответственность за жестокое обращение с животным, с целью причинения ему боли и (или) страданий, а также из хулиганских или корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье. Данное деяние наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет (ч. 1 ст. 118, ч. 1 ст. 245 УК РФ).

За совершение указанного деяния группой лиц, либо в отношении нескольких животных, в присутствии малолетнего, с применением садистских методов или с публичной демонстрацией предусмотрена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок от трех до пяти лет (ч. 2 ст. 245 УК РФ).

Гражданско-правовая ответственность

Вред, причиненный животным здоровью или имуществу других лиц, должен быть возмещен владельцем животного. Кроме того, с владельца в пользу пострадавшего может быть взыскана компенсация морального вреда (ст. ст. 151, 1064, 1101 ГК РФ).

В случае необходимости оказания помощи в подготовке и направлении заявления в суд гражданин вправе обратиться в прокуратуру округа с соответствующем обращением.

Так, в силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Основанием для которого является обращение к нему граждан о защите семьи, материнства, отцовства и детства; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду.

Многие из наших сограждан известны своей любовью ко всякого рода живности, которая порой заставляет улыбнуться, а иногда пугает до седых волос. Одно дело, когда на детскую площадку во дворе выходит карликовый пудель, другое — когда кавказская овчарка без намордника и поводка, а хозяин или хозяйка убеждает всех окружающих, что «он добрый и не кусается». Это, пожалуй, можно сравнить с попыткой убедить в безопасности игр с боевой гранатой…
В статье мы рассмотрели московские правила содержания кошек и собак, как наиболее многочисленных представителей братии домашних животных, поскольку такие правила регламентируются муниципальным законодательством.
Условия и порядок содержания домашних животных
На территории города Москвы действуют «Временные правила содержания кошек и собак в г. Москве» утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 8 февраля 1994 г. N 101. В соответствии с этими правилами:

  • Разрешается содержание кошек и собак в квартирах и комнатах коммунальных квартир. При этом не допускается их содержание в местах общего пользования: кухнях, коридорах, на лестничных клетках, чердаках, в подвалах, а также на балконах и лоджиях.
  • С согласия администрации, допускается проживание с животными в гостиницах.
  • Собаки по достижении 3-х месячного возраста, а также в течение 2-х недель с момента приобретения должны быть зарегистрированы в обязательном порядке в государственном ветеринарном учреждении по месту жительства хозяина. При этом необходимо ежегодно перерегистрироваться и прививаться от бешенства. Ежегодная вакцинация от бешенства также касается и кошек.
  • При выгуле надлежит убирать экскременты за своими питомцами.
  • Владельцам собак с 23 до 7 часов (не знаю, как), но не допускать лая и воя животного.
  • Собакам необходимо иметь ошейник с нанесенной на него информацией: кличка собаки, адрес владельца, телефон.
  • Допускается транспортировка животных во всех видах общественного транспорта, если это не создает неудобств для остальных пассажиров.
  • Запрещается:

  • Появление с собакой без поводка и намордника в магазинах, учреждениях, на детских площадках, рынках, пляжах и в транспорте, а также выгул собак на территориях учреждений здравоохранения, детских садов, школ, иных образовательных учреждений и учреждений, работающих с несовершеннолетними.
  • Разведение кошек и собак ради шкуры, мяса и проведения боев.
  • Появление с собакой в общественных местах и в транспорте лицам в нетрезвом виде или лицам в возрасте до 14 лет.
  • Выбрасывать трупы животных. Их надлежит либо сдавать в государственную ветклинику, либо хоронить в специально отведенных для этого местах. Напомним, что в августе 2007 года открылось кладбище для домашних животных в Куркино, где каждый желающий может достойно попрощаться со своим любимцем.
  • Ответственность за нарушение порядка содержания
    Если вы надеетесь, что выполнение вышеуказанных требований необязательно, в связи с отсутствием наказания за их нарушение, то спешим вас разочаровать. Ответственность предусмотрена главой 5 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях.
    Итак, ст. 5.1. Кодекса:

  • Содержание тузиков и мурок в местах общего пользования жилых помещений — предупреждение или штраф от 500 до 1000 рублей.
  • Неубранные за питомцем экскременты обойдутся вам штрафом в размере от 500 до 1000 рублей.
  • Несоблюдение требований о наличии намордника и ошейника при выгуле — штраф от 500 до 1000 рублей.
  • Появление с собакой без поводка на природных и озелененных территориях, а также на особо охраняемых природных территориях может облегчить ваш кошелек на сумму от 500 до 1000 рублей.
  • Ваше потакание или безразличие к нападению вашей псины на другую, приведшее к увечью или гибели последней, грозит вам штрафом от 2000 до 2500 рублей.
  • То же самое, только по отношению к дикому животному — штраф от 2500 до 3000 рублей.
  • Нападение вашего питомца на человека, при отсутствии тяжкого вреда здоровью — штраф от 2000 до 2500 рублей. При наличии тяжкого вреда здоровью потерпевшего вам светит ст. 118 УК РФ.
  • Попытка натравить своего чихуахуа на немецкую овчарку — отличный шанс угробить животное и схлопотать штраф в размере от 1000 до 2500 рублей.
  • Погрызенные соседские тапочки — штраф от 300 до 500 рублей.
  • Ст. 5.3. Кодекса

  • Нарушение правил провоза в общественном транспорте может увеличить стоимость вашего проезда на сумму от 300 до 500 рублей.
  • Ст. 5.6. Кодекса

  • Уклонение от регистрации и вакцинации от бешенства кошек и собак обойдется вам в сумму от 1000 до 1500 рублей.
  • Ст. 5.7. Кодекса

  • Жестокое обращение с животным, повлекшее его гибель или увечье — штраф от 2000 до 2500 рублей. При этом не забывайте о ст. 245 УК РФ «Жестокое обращение с животными», которая в последнее время перестала быть «неработающей»
  • Содержание или транспортировка животного с нарушением привычных для него условий, приведшее к потере здоровья — штраф от 2000 до 2500 рублей.
  • Умерщвление животного, за исключением допустимых случаев — штраф от 2000 до 2500 рублей.
  • Выращивание кошек и собак ради мяса, шкур и проведения боев — штраф от 2000 до 2500 рублей.
  • Ст. 5.8. Кодекса
    Нарушение правил захоронения или утилизации трупов животных — штраф от 100 до 500 рублей.
    В случае обнаружения любого из вышеперечисленных правонарушений в отношении вас может быть составлен протокол об административных правонарушениях. Протокол составляется любым сотрудником милиции общественной безопасности (МОБ) (п. 1 ч. 3 ст. 16.5. Кодекса).
    Если речь будет идти о жестоком обращении с животными (ст. 5.7. Кодекса), то постановление об административном правонарушении выносится мировым судьей (п. 1 ст. 16.3. Кодекса). В остальных случаях — административной комиссией по делам об административных правонарушениях управы района (п. 9 ст. 16.3. Кодекса), кроме случая причинения смерти или увечья животному (ч. 6 ст. 5.1. Кодекса), решение этого вопроса отнесено к компетенции природоохранных подразделений ГУВД г. Москвы (п. 7 ст. 16.3. Кодекса).

    Правовая зоозащита

    СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ УСТАНОВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ

    ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ СОДЕРЖАНИЯ

    ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ

    В.Н. ХОРЬКОВ, В.В. РУБАШКИН

    Ключевые слова: административная ответственность, правила, домашние животные, обязанности владельцев домашних животных.

    В литературе справедливо отмечается, что на федеральном уровне существует значительный правовой вакуум в регулировании отношений, объектом (предметом) которых являются животные всех видов (групп), не находящиеся в состоянии естественной свободы и не относящиеся к объектам животного мира . Одним из таких видов являются домашние животные, к которым традиционно относятся кошки и собаки. Как показывает нормотворческая практика, содержание домашних животных — это самостоятельный и очень важный вид правового регулирования. Правовое регулирование содержания домашних животных в настоящее время достаточно противоречиво, пробельно и осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и уровне местного самоуправления.

    Для современного понимания правового регулирования содержания домашних животных, на наш взгляд, имеет значение опыт нормативного регулирования этой проблематики в СССР, в частности в РСФСР.

    Так, 23 сентября 1980 г. Советом Министров РСФСР было принято Постановление N 449 «Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР» (далее — Постановление) . Пунктом 5 Постановления было поручено Министерству жилищно-коммунального хозяйства РСФСР, Министерству сельского хозяйства РСФСР, Министерству здравоохранения РСФСР, Министерству юстиции РСФСР и Роспотребсоюзу с участием заинтересованных организаций в 2-месячный срок разработать и утвердить Правила содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР. В июне — июле 1981 года Минжилкомхозом РСФСР, Минсельхозом РСФСР, Минздравом РСФСР, Минюстом РСФСР и Роспотребсоюзом были утверждены Правила содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР (далее — Правила) .

    Правилами был установлен порядок регистрации и перерегистрации собак, права и обязанности владельцев собак и кошек, порядок выгула собак. В них содержалась крайне важная норма, согласно которой за их несоблюдение владельцы собак и кошек должны нести ответственность в установленном законом порядке. Эта не очень конкретная норма Правил через несколько лет была реализована в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях 1984 года (утратил силу с 1 июля 2002 г.). Согласно ч. 1 ст. 102 КоАП РСФСР нарушение Правил в городах и других населенных пунктах влекло предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере до 10 рублей и предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере до 20 рублей. Частью 2 ст. 102 КоАП РСФСР была установлена более строгая административная ответственность за нарушение Правил, если эти нарушения повлекли причинение ущерба здоровью или имуществу граждан, в виде наложения штрафа на граждан в размере до 30 рублей и на должностных лиц — до 50 рублей.

    Таким образом, в РСФСР установление административной ответственности за нарушение Правил содержания домашних животных возможно было только централизованно, на уровне союзной республики. Бесспорным преимуществом такого подхода были единые обязанности для всех владельцев собак и кошек, а также единые нормы административной ответственности их владельцев в случае нарушения Правил содержания домашних животных.

    В Российской Федерации в настоящее время правовое регулирование содержания домашних животных далеко от совершенства и имеет ряд пробелов. Одним из пробелов является отсутствие в действующем КоАП РФ такого состава административного правонарушения, как нарушение правил содержания собак и кошек.

    В этой связи закономерным шагом стало принятие в некоторых субъектах Российской Федерации своих законов об установлении административной ответственности за нарушение правил содержания домашних животных. Так, КоАП города Москвы установлена административная ответственность за нарушение правил содержания домашних животных. Статьей 5.1 КоАП города Москвы указаны нарушения правил содержания домашних животных, каждое из которых можно рассматривать как самостоятельное административное правонарушение. К таким нарушениям относятся следующие: 1) содержание домашних животных в местах общего пользования коммунальных квартир и многоквартирных домов; 2) допущение загрязнения домашними животными мест общего пользования в многоквартирных домах, а также общественных мест; 3) нарушение установленных правовыми актами города Москвы правил выгула собак, в том числе появление с собакой без поводка и намордника в магазинах, учреждениях, на детских площадках, рынках, пляжах и в транспорте, а также выгул собак на территориях учреждений здравоохранения, детских садов, школ, иных образовательных учреждений и учреждений, работающих с несовершеннолетними; 4) появление с собакой без поводка на природных и озелененных территориях, а также на особо охраняемых природных территориях, если это деяние не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.2 КоАП города Москвы; 5) допущение нападения домашнего животного на другое домашнее животное, повлекшего увечье или гибель последнего; 6) причинение домашним животным дикому животному увечья или гибели; 7) допущение по неосторожности нападения домашнего животного на человека с причинением вреда здоровью человека, если это деяние не содержит признаков преступления, предусмотренного ст. 118 Уголовного кодекса РФ; 8) натравливание домашнего животного на людей или животных; 9) причинение ущерба чужому имуществу физическим воздействием домашнего животного.

    За нарушение каждого из указанных правил КоАП города Москвы предусмотрена санкция в виде административного штрафа.

    На наш взгляд, перечень административных нарушений правил содержания домашних животных, установленный КоАП города Москвы, далеко небесспорен. Так, вызывает сомнение установление административной ответственности за нарушения правил содержания домашних животных, связанные с причинением ущерба, например допущение нападения домашнего животного на другое домашнее животное, повлекшего увечье или гибель последнего; причинение ущерба чужому имуществу физическим воздействием домашнего животного. В указанных случаях будет иметь место спор о возмещении убытков. По смыслу пунктов 1 и 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого было нарушено подобными действиями, может потребовать полного возмещения причиненных ему убытков, под которыми, в частности, понимается утрата или повреждение имущества (реальный ущерб). Такие гражданско-правовые споры достаточно распространены, о чем свидетельствует многообразная судебная практика .

    Следовательно, законодатель города Москвы вышел за рамки своей компетенции, поскольку гражданское законодательство отнесено к предмету исключительного ведения Российской Федерации в соответствии с п. «о» ч. 1 ст. 71 Конституции РФ. Представляется, что в случаях нарушения правил содержания домашних животных, повлекшего причинение ущерба, должна наступать гражданско-правовая, а не административная ответственность.

    Приведем другие примеры установления административной ответственности за нарушение правил содержания домашних животных законами субъектов Российской Федерации. Законом Чувашской Республики от 23.07.2003 N 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» в ст. 15 установлена административная ответственность за нарушение правил содержания собак и иных домашних животных в населенных пунктах . Недостатком нормы, содержащейся в ч. 1 ст. 15 данного Закона, является указание на иных домашних животных. При этом законодатель субъекта не уточняет, какие домашние животные относятся к иным.

    КоАП Липецкой области также установлена административная ответственность за нарушение правил содержания домашних животных . Статья 8.5 данного Кодекса также не свободна, на наш взгляд, от недостатков. В частности, статья называется «Нарушение правил содержания домашних животных и птиц», что не соответствует диспозиции нормы, содержащейся в самой статье, где говорится об иных домашних животных, но расшифровка понятия «иные» отсутствует. Еще один недостаток анализируемой нормы заключается в том, что в ней указаны птицы, которые к домашним животным не отнесены. Полагаем, законодатель Липецкой области не отнес птиц к домашним животным ошибочно, поскольку птицы имеют статус животных. Такой вывод можно сделать, обратившись к Словарю русского языка С.И. Ожегова, согласно которому «птица — это покрытое перьями и пухом позвоночное животное с крыльями, двумя конечностями и клювом» .

    Правомерность установления административной ответственности субъектами Российской Федерации за нарушение правил содержания домашних животных иногда оспаривается органами прокуратуры. В этом отношении достаточно характерно опротестование и.о. прокурора Калининградской области ряда статей КоАП Калининградской области . В этом протесте, внесенном в Калининградскую областную Думу 26 ноября 2015 г., в частности, было обращено внимание на несоответствие ч. 2 ст. 73 КоАП Калининградской области федеральному законодательству. Частью 2 ст. 73 была установлена административная ответственность за невыполнение требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления по содержанию домашних животных, скота и птицы, в том числе порядка выгула, выпаса, передвижения животных по территории муниципальных образований. По мнению и.о. прокурора, субъект Российской Федерации обладает ограниченными полномочиями по правовому регулированию в сфере административной ответственности. В обоснование протеста положен ряд правовых позиций Верховного Суда РФ. Сошлемся на одну из таких позиций: в Определении ВС РФ от 19.11.2014 N 55-АПГ14-11 указано, что в КоАП РФ имеются специальные нормы (статьи 6.3, 7.17, 10.6), по которым возможна квалификация административного правонарушения, связанного с нарушением правил содержания животных .

    Протест и.о. прокурора Калининградской области был удовлетворен областной Думой, а в КоАП Калининградской области были внесены изменения.

    Однако, на наш взгляд, позиция прокуратуры и ВС РФ вызывает сомнения. В действующем законодательстве нет четкого понимания правил содержания домашних животных. Правила содержания домашних животных неоднородны. Представляется, что можно было бы выделить два вида правил содержания домашних животных: общие административные правила, специализированные административные правила. К общим административным правилам следовало бы отнести, например, недопущение выгула собак без поводка и намордника; недопущение натравливания домашнего животного на людей или домашних животных, не повлекшего причинения ущерба. К специализированным административным правилам относятся санитарно-эпидемиологические и ветеринарные правила содержания домашних животных.

    Предлагаемая идея разделения правил содержания домашних животных на виды позволит разделить полномочия по установлению административной ответственности за нарушение правил содержания домашних животных между федеральным центром и субъектами Федерации.

    В упоминавшейся правовой позиции ВС РФ содержится рекомендация квалифицировать правонарушения, связанные с нарушением правил содержания животных, по специальным нормам КоАП РФ (статьи 6.3, 7.17, 10.6). С этим можно согласиться лишь частично. Полагаем, что правонарушения санитарно-эпидемиологического характера, связанные с содержанием домашних животных (например, загрязнение домашними животными жилых помещений, придомовых территорий, общественных мест) необходимо квалифицировать по ст. 6.3 КоАП РФ. Правонарушения, связанные с нарушением ветеринарных правил содержания домашних животных (например, отказ владельцев предоставить домашних животных ветеринарным специалистам для осмотра; отказ владельцев от регистрации (перерегистрации) собак в учреждениях государственной ветеринарной службы) следует квалифицировать по ст. 10.6 КоАП РФ.

    Вместе с тем вызывает возражение позиция ВС РФ, согласно которой правонарушения, связанные с нарушением правил содержания домашних животных, можно квалифицировать еще и по ст. 7.17 КоАП РФ, которой установлена административная ответственность за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба. Анализ ст. 137 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что животные приравнены законодателем к имуществу и к ним применяются общие правила об имуществе. Однако следует отметить, что в литературе животные справедливо рассматриваются как одушевленное имущество. Эта особая черта является основой для определения правового статуса животного, во многом отличного от правового положения неодушевленных вещей .

    А.Б. Агапов в Постатейном комментарии к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях указывает, что административно-правовой охране подлежат движимые вещи (движимое имущество), а также недвижимость государственной, частной, муниципальной и иных форм собственности . С учетом этого квалификация правонарушений, связанных с нарушением правил содержания домашних животных, по ст. 7.17 КоАП РФ представляется сомнительной: квалифицировать все подобные правонарушения по специальным нормам КоАП РФ, как это рекомендует ВС РФ, невозможно, поскольку в Кодексе отсутствуют нормы, по которым можно было бы квалифицировать правонарушения, связанные с нарушением общих административных правил содержания домашних животных. Так, по КоАП РФ невозможно привлечь к административной ответственности владельцев за выгул собак без поводка и намордника.

    В сложившейся ситуации региональным законодательством об административных правонарушениях может быть восполнен пробел КоАП РФ. Необходимо отметить, что установление административной ответственности законодательством субъектов Российской Федерации за правонарушения, связанные с нарушением общих административных правил содержания домашних животных, возможно лишь в том случае, если в законы субъектов Федерации или в акты органов местного самоуправления будут включены только те административные правила содержания домашних животных, регулирование которых отнесено к компетенции субъекта Федерации или муниципального образования.

    В некоторых субъектах Российской Федерации приняты законы о домашних животных. Например, есть такие законы в Псковской области , в Приморском крае , Республике Башкортостан . При этом законодательные акты субъектов не всегда соответствуют федеральному законодательству. Законодатели субъектов иногда слишком широко толкуют правила содержания домашних животных, относя к ним правила, которые находятся в федеральном ведении, т.е. правила санитарно-эпидемиологические и ветеринарные. Так, Закон Томской области от 13.08.2010 N 154-ОЗ «О содержании собак и кошек в Томской области» возложил на владельцев домашних животных обязанность вакцинировать животных против бешенства: собак — начиная с 2-месячного возраста, кошек — с 3-месячного возраста, с проведением дальнейшей ежегодной вакцинации в течение срока жизни животного .

    Установив порядок вакцинации домашних животных, законодатель Томской области вышел за рамки своей компетенции. Вторжение законодателя субъекта Федерации в компетенцию федерального центра неприемлемо.

    Правила содержания домашних животных могут устанавливаться и муниципальными правовыми актами. Обычно эти правила рассматриваются в аспекте благоустройства, а утверждение правил благоустройства территории отнесено к вопросам местного значения поселения и городского округа. Мы солидарны с Е.Л. Мининой, которая такой подход поддерживает в той мере, в которой содержание домашних животных связано с необходимостью обеспечения чистоты на территории городов и других поселений, удобства и комфорта их жителей; такой подход вписывается в понятие благоустройства территории, но полностью им не исчерпывается .

    Включаемые в муниципальные правила благоустройства нормы, регулирующие содержание домашних животных, также не всегда соответствуют федеральному законодательству.

    Общий недостаток законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов в том, что они используют слишком широкую формулу «правила содержания домашних животных», нередко выходя при этом за рамки своей компетенции. Нормы, регулирующие правила содержания домашних животных, в региональных и муниципальных актах должны быть максимально конкретными, устанавливать лишь общие административные правила и соответствовать нормам федерального законодательства.

    В этой связи стоит вернуться к упоминавшемуся уже протесту и.о. прокурора Калининградской области, в котором ч. 2 ст. 73 КоАП Калининградской области была признана противоречащей федеральному законодательству. И.о. прокурора исходил из того, что нормативные правовые акты органов местного самоуправления содержали некоторые правила по содержанию домашних животных, которые могут быть установлены только федеральными актами (например, ветеринарные правила).

    В связи с этим возникает вопрос: может ли законодатель субъекта Российской Федерации устанавливать административную ответственность за нарушение правил содержания домашних животных?

    На наш взгляд, региональный законодатель устанавливать административную ответственность в данном случае может, поскольку п. 1 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ предусмотрено, что к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Но необходимо иметь в виду, что приведенная норма может применяться, исходя из нашей проблематики, только в случае, если законы субъектов Федерации или нормативные правовые акты органов местного самоуправления, регулируя правила содержания домашних животных, не вторгаются в компетенцию Российской Федерации.

    Актуальной проблемой сегодня является принятие федерального закона о животных, не относящихся к объектам животного мира . Потребность в федеральном законе оправдана, если учесть, что законы субъектов Российской Федерации о животных (такие законы приняты не во всех субъектах) иногда расширительно толкуют понятие «домашние животные». В Республике Саха (Якутия) и Республике Башкортостан к домашним животным приравнены экзотические животные. Однако ни Закон Республики Саха (Якутия) от 10.07.2002 N 45-З N 425-11 «О порядке содержания собак, кошек, экзотических животных и об ответственности их владельцев» , ни Закон Республики Башкортостан от 22.04.1997 N 88-З «О домашних животных» не называют экзотических животных, не конкретизируют их виды, что создает проблемы с применением этих Законов.

    Об экзотических животных очень точно высказался ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Д.Б. Горохов: «Уже не является редкостью содержание так называемых экзотических животных (насекомые, пресмыкающиеся, обезьяны, тигры, крокодилы) в домашних террариумах и серпентариях, вольерах, что больше напоминает создание зоологических коллекций, нежели обычное содержание домашних питомцев» .

    Полагаем, что расширение перечня домашних животных законами субъектов Российской Федерации неправомерно. Хотя федеральный закон о животных пока не принят, тем не менее есть действующие федеральные подзаконные акты. Так, никто не отменял Постановление Совета Министров РСФСР 1980 года, а также принятые в соответствии с ним Правила. Приведенные федеральные акты предусматривают только два вида домашних животных: собаки и кошки. Конечно, мы живем в другое время, сейчас виды домашних животных более разнообразны, но правила их содержания должны быть предусмотрены только федеральным законом. Кстати, в Государственной Думе находится на рассмотрении проект федерального закона N 458458-5 «Об ответственном обращении с животными» <1> . Примечательная особенность этого законопроекта в том, что в приложении N 1 приведен исчерпывающий перечень животных-компаньонов (домашних животных). В этом перечне нет экзотических животных (тигров, змей и т.д.), которые представляют опасность как для их владельцев, так и для окружающих.

    ———————————

    Таким образом, назрела необходимость в принятии федерального закона «Об ответственном обращении с животными», в котором следует не только дать перечень животных-компаньонов (домашних животных), но и установить правила содержания животных, виды ответственности владельцев. Принятие такого закона позволит не только ликвидировать правовой вакуум, но и привести в соответствие с федеральным законодательством законы субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

    Список литературы

    1. Агапов А.Б. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Расширенный, с использованием материалов судебной практики. М.: Статут, 2002. С. 163.
    2. Горохов Д.Б. Современное законотворчество в сфере содержания, использования и охраны животных // Журнал российского права. 2017. N 4. С. 138 — 153.
    3. Иванова Ю.В. России нужен цивилизованный закон о животных. Интервью с Д.Б. Гороховым // Адвокат. 2015. N 9. С. 18 — 30.
    4. Кодекс Липецкой области об административных правонарушениях: Закон Липецкой области от 31.08.2004 N 119-ОЗ // СПС «КонсультантПлюс».
    5. Кодекс города Москвы об административных правонарушениях: Закон города Москвы от 21.11.2007 N 45 // СПС «КонсультантПлюс».
    6. Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях: Закон Калининградской области от 12.05.2008 N 244 // СПС «КонсультантПлюс».
    7. Минина Е.Л. Проблемы правового регулирования обращения с животными // Журнал российского права. 2014. N 12. С. 80 — 88.
    8. Об административных правонарушениях в Чувашской Республике: Закон Чувашской Республики от 23.07.2003 N 22 // СПС «КонсультантПлюс».
    9. Об ответственном обращении с животными: проект федерального закона N 458458-5 // СПС «КонсультантПлюс».
    10. Об отдельных вопросах содержания домашних животных на территории Приморского края: Закон Приморского края от 02.02.2016 N 760-КЗ // СПС «КонсультантПлюс».
    11. Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР: Постановление Совета Министров РСФСР от 23.09.1980 N 449 // СПС «КонсультантПлюс».
    12. О домашних животных: Закон Республики Башкортостан от 22.04.1997 N 88-З // СПС «КонсультантПлюс».
    13. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 12-е изд. М.: Рус. яз., 1978. С. 580.
    14. Окунев К. Домашние животные как объекты гражданских прав. URL: http://www.zooclub.ru/urist/16.shtml (дата обращения: 12.05.2017).
    15. О порядке содержания собак, кошек, экзотических животных и об ответственности их владельцев: Закон Республики Саха (Якутия) от 10.07.2002 N 45-З N 425-11 // СПС «КонсультантПлюс».
    16. Определение ВС РФ от 19.11.2014 N 55-АПГ14-11 // СПС «КонсультантПлюс».
    17. Определение Московского городского суда от 13.07.2010 по делу N 33-18953 // СПС «КонсультантПлюс».
    18. Определение Московского городского суда от 29.07.2010 по делу N 33-22894 // СПС «КонсультантПлюс».
    19. Определение Нижегородского областного суда от 13.11.2007 N 33-5344 // СПС «КонсультантПлюс».
    20. О содержании и защите домашних животных: Закон Псковской области от 17.12.2009 N 926-ОЗ // СПС «КонсультантПлюс».
    21. О содержании собак и кошек в Томской области: Закон Томской области от 13.08.2010 N 154-ОЗ // СПС «КонсультантПлюс».
    22. Правила содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР: утв. Министром жилищно-коммунального хозяйства РСФСР 12.06.1981, Министерством здравоохранения РСФСР 24.06.1981, заместителем Министра юстиции РСФСР 03.07.1981, заместителем Председателя Правления Роспотребсоюза 29.06.1981 // СПС «КонсультантПлюс».