Паспорт безопасности

Что такое паспорт безопасности: для кого он нужен, особенности его заполнения

Паспорт безопасности (ПБ) — нормативный документ, в котором указаны меры защиты при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их ликвидации. Его разрабатывают в соответствии с законодательной базой РФ.

Виды паспорта безопасности

В соответствии с законодательство Российской Федерации существуют такие виды ПБ:

  • объекта;
  • учреждения;
  • материала;
  • территории.

Их должны составлять с учетом потенциальных угроз.

Паспорт безопасности объекта: кому он нужен

Без такого документа не могут нормально работать предприятия с опасным производством. К ним относят такие категории объектов:

  • химически опасные;
  • содержащие высокий уровень радиации;
  • взрывоопасные;
  • пожароопасные;
  • небезопасные технические сооружения;
  • транспортные средства.

То есть, это предприятия, которые в процессе своей деятельности производят, перерабатывают, транспортируют, хранят вещества или средства, способные в любой момент создать угрозу безопасности трудящихся и объекта.

Паспорт безопасности объекта позволяет определить готовность предприятия и его персонала к возникновению ЧС и последующей ликвидации их последствий.

А также дает возможность правильно оценить:

  • последствия при ЧС различного характера;
  • степень риска для сотрудников предприятия и населения вблизи опасного объекта;
  • готовность предприятия к разработке комплексных мер защиты.

ПБ позволяет своевременно спрогнозировать развитие сценария в результате возникновения чрезвычайной ситуации.

Правила заполнения паспорта безопасности объекта

Документ составляют в двух экземплярах. Один хранится на предприятии, второй — в архиве органов местного самоуправления. Его разработка включает в себя несколько мероприятий.

Во-первых, руководитель должен создать специальную комиссию, чтобы обследовать объект (помещения, отдельные здания, территорию). Все измерения и наблюдения заносят в специальный журнал. Во-вторых, необходимо определить категорию объекта. Составляют акт, к которому прикладывают схемы помещений и общий план предприятия.

Далее составляют паспорт безопасности объекта. Он содержит несколько разделов:

  • Сведения об объекте. В этом разделе указывают информацию о правовой и организационной форме предприятия, его виде деятельности. Также вносят данные о должностных лицах, на которых лежит ответственность за правильность действий в результате возникновения ЧС. Кроме этого, в разделе указывают количество и наименования арендаторов, если таковые имеются на предприятии.
  • Показатели степени риска. Этот раздел предназначен для внесения информации о возможных ЧС: пожарах, массовых отравлениях, эпидемиях, захвата заложников и прочих инцидентов.
  • Сведения о персонале. Указывают данные о количестве сотрудников предприятия, сменах и часах их работы.
  • Сведения о системе охраны. В этом разделе указывают информацию о территории объекта, где расположены входы и выходы, проезды и многое другое. На плане отражают не только производственные цеха, но и другие объекты: склады с опасными материалами и другие помещения. Также в этом разделе прописывают сведения о действующих системах охраны с указанием контактных данных охранников, договоров с охранными агентствами и мест размещения постов охраны.
  • Сведения об инженерных системах. В этом разделе указывают, какие коммуникации подведены к объекту.
  • Мероприятия по обеспечению безопасности объекта (проводимые и планируемые). В этом разделе прописывают план действий для каждой чрезвычайной ситуации: при возникновении пожара/взрыва, захвата заложников и прочие.

Документ подписывают и утверждают. В зависимости от категории риска объекта ПБ может храниться 3 и 5 лет. По истечению этого срока его нужно составлять и заверять заново.

Паспорт безопасности учреждения

Он нужен для организаций, через которые проходит большой поток людей. Например, образовательные учреждения, ярмарки, торговые центры, гостиницы и прочие объекты.

Паспорт безопасности разрабатывают для таких целей:

  • минимизации последствий в результате проведения антитеррористических операций;
  • минимизации ущерба при ЧС природного и техногенного характера;
  • повышения эффективности проведения мероприятий при акте диверсионно-террористического направления.

При составлении паспорта безопасности учреждения за основу берут стандартную форму ПБ объекта. В нем прописывают данные об учреждении, планах помещений и прочие данные, необходимые для качественной и правильной оценки сложившейся чрезвычайной ситуации.

Паспорт безопасности материала (вещества)

Этот нормативный документ является составной частью технической документации материала или вещества, а также отходы промышленного производства. Он нужен для того, чтобы правильно проинформировать потребителя об условиях:

  • безопасного хранения;
  • применения;
  • транспортировки;
  • утилизации.

Документ составляют в соответствии с нормативной и законодательной базой РФ.

При его разработке основываются на ГОСТы и законы. Документ содержит следующую информацию:

  • название и состав материала или вещества;
  • химические и физические свойства;
  • токсичность материала или вещества, его воздействие на окружающую среду;
  • наименование организации (поставщика или производителя);
  • основные виды опасного воздействия данного материала или вещества;
  • мероприятия по оказанию первой медицинской помощи в случае возникновения ЧС;
  • правила обращения, хранения, транспортировки, утилизации.

Также в паспорте безопасности может быть указана дополнительная информация, которая потребуется потребителю для безопасного обращения с материалом или веществом.

Паспорт безопасности территории

Это технический документ, который составляют для объектов муниципальной собственности. Он позволяет правильно и своевременно реагировать на возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, а также приступать к ликвидации их последствий.

Паспорт безопасности территории содержит следующую информацию:

  • оценку степени риска возникновения ЧС;
  • анализ возможных последствий ЧС;
  • оценку территориальных органов по предупреждению ЧС.

Также в документе прописаны меры по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций различного характера. ПБ территории составляют в двух экземплярах. Его относят к категории секретных документов.

Третий экземпляр паспорта безопасности территории муниципального образования — электронный документ, который вносят в единую государственную систему. Такие действия помогают государственным службам различных уровней своевременно и правильно принимать решения по ликвидации последствий ЧС.

В документе должна быть указана следующая информация;

  • общая характеристика территории;
  • описание опасных объектов, которые находятся на ней;
  • показатели риска возникновения ЧС техногенного, природного и биолого-социального характера.

Также прописывают мероприятия, направленные на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. Один экземпляр документа хранится в органах местного самоуправления, второй — в региональном отделении МЧС, электронный документ — в единой государственной информационной базе.

Паспорт безопасности различных объектов

В соответствии с российским законодательством требуется оформить соответственный паспорт безопасности (ПБ) на различные объекты. Существуют, в том числе, следующие документы такого вида:

  • ПБ материала (вещества);
  • ПБ опасного объекта;
  • ПБ учреждения;
  • ПБ территории и другие документы.

Паспорт безопасности материала

Регулируется требованиями ГОСТ Р 50587-93. Данный документ требуется для пересечения границы РФ и таможенного досмотра или для санитарных сертификатов на материал также при пересечении границы (в соответствии с решением КТС № 299 от 28.05.2010 г.) или при первом выпуске в обращение на территории Таможенного Союза (Российской Федерации).

Законодательство РФ регулирует случаи, когда Паспорт безопасности материала является обязательным. Это могут быть ситуации для предприятий, производящих:

  • потенциально опасные вещества, способные нанести вред жизни и здоровью человека;
  • материалы, степень опасности для человека и окружающей среды которых не установлена;
  • вещества, которые включены в международный список вредных и опасных материалов;
  • материалы, включенные в особые списки РФ, устанавливающие определенные нормы и требования к ним.

Российский Паспорт безопасности материала является аналогом MSDS – зарубежных листов. ГОСТ Р 50587-93 устанавливает определенные требования к разработке ПБ, его регистрации и внесению изменений, в частности:

  • Разработка ПБ вещества должна быть проведена до первой реализации на рынке;
  • ПБ материала регистрируется в Росстандарте (также как все последующие его модификации);
  • Изменения в ПБ вещества вносятся ежегодно (указывается дата изменений); и другие требования.

Паспорт безопасности вещества оформляется в соответствии со стандартом и содержит значительный исчерпывающий объем информации по материалу, в том числе, следующие сведения:

  • название и состав материала (для опасных компонент указывается допустимая законом концентрация);
  • сведения о производителе или поставщике (с указанием контактной информации по «горячей линии»);
  • физические и химические свойства материала;
  • стабильность вещества и его химическую активность;
  • токсичность вещества;
  • типы опасного воздействия на человека и условия, при которых возможно их возникновение;
  • воздействие на окружающую среду;
  • способы и методы первой помощи;
  • обеспечение пожарной безопасности хранения и использования материалов;
  • меры, защищающие от чрезвычайных ситуаций и способы ликвидации последствий;
  • правила хранения и обращения с веществами (для коллективной и индивидуальной защиты от поражения);
  • правила обеспечения безопасности пользования;
  • требования к транспортировке, утилизации;
  • нормативные российские и международные документы касательно данного вещества или материалов.

Паспорт безопасности опасного объекта

ПБ особо опасного объекта (ОПО) регламентируется несколькими устанавливающими документами, основным из которых является Приказ МЧС России № 506 от 04.11.2004 г., который утвердил типовой вариант документа.

Оформить ПБ ОПО требуется в обязательном порядке для потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения. Классификация и определение таких объектов выполнено МЧС России, они содержатся в Требованиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Это предприятия и организации, которые производят или осуществляют любые операции с опасными биологическими или химическими веществами.

Регистрация Паспорта безопасности таких объектов в обязательном порядке проводится в территориальном управлении МЧС, а второй заверенный экземпляр документа остается на объекте и предоставляется в случае инспекционных проверок надзорными органами.

Паспорта безопасности ОПО должен включать в соответствии с Приказом МЧС № 506 следующую информацию:

  • сведения об ОПО;
  • оценку степени риска при возникновении чрезвычайных ситуаций на объекте, определенной для персонала, обслуживающего опасный объект, и жителей близлежащих территорий;
  • краткий возможный сценарий вероятного развития чрезвычайной ситуации;
  • краткий возможный сценарий самого опасного развития чрезвычайной ситуации;
  • сводку данных за определенный период времени о существовавших аварийных ситуациях на ОПО;
  • сводку данных о травматизме на объекте;
  • перечень мероприятий по предотвращению чрезвычайной ситуации и их ликвидации, а также устранению последствий;
  • графическое изображение зон, которые будут подвергаться риску в случаях самого вероятного и самого опасного развития чрезвычайных ситуаций;
  • количественные (расчетные) показатели степени риска.

Является одним из основных обязательных документов в учреждениях и организациях, где существует значительный поток людей (это торговые центры, рынки, гостиницы, образовательные учреждения, спортивные комплексы, кафе, развлекательные комплексы, и прочие объекты). Каждая организация должна разработать, согласовать и утвердить этот паспорт.

Особое внимание уделяется наличию Паспортов безопасности образовательных учреждений. Иначе их называют Паспортом антитеррористической защищенности образовательного учреждения. Данный документ введен в практику в РФ с 2003 года.

ПБ учреждения и школы разрабатывается в целях:

  • уменьшения вероятного ущерба при совершении на территории учреждения (образовательного учреждения) акта диверсионно-террористического характера, экстремистской акции;
  • минимизации последствий при проведении в связи с терактом контртеррористической операции;
  • повышения оперативности и эффективности контртеррористической операции;
  • минимизации ущерба при вероятных чрезвычайных ситуациях техногенного или природного характера.

Паспорта безопасности образовательных учреждений разрабатываются заместителем руководителя учреждения по безопасности на основе типового Паспорта антитеррористической защищенности. Конкретный ПБ объекта относится к документам, которые составляют служебную тайну.

Разрабатывается органами исполнительной власти по аналогии с описанными выше Паспортами безопасности учреждений, но соответственно для территорий, подведомственных органу местной власти.

В соответствии с Приказом МЧС № 484 от 25.10.2004 года данный документ согласовывается с Председателем Комиссии по чрезвычайным ситуациям муниципального образования и Начальником Главного управления МЧС России субъекта Российской Федерации. Утверждение ПБ территории происходит руководителем объекта.

Паспорт безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования требуется в обязательном порядке разрабатывать для различных административно-территориальных единиц. Существуют такие паспорта республик, областей, краев, а также городов и населенных пунктов.

Приложение. Типовой паспорт безопасности опасного объекта

Приложение
к приказу МЧС РФ
от 4 ноября 2004 г. N 506

Титульный лист паспорта безопасности опасного объекта «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель Главного управления Руководитель объекта МЧС России по субъекту Российской Федерации Место печати Место печати (на подписи) (на подписи) » «_______________200_г. » «______________200_г. Паспорт безопасности опасного объекта _________________________________________________________________________ (наименование объекта и эксплуатирующей организации) Наименование населенного пункта, год

1. Типовой паспорт безопасности опасного объекта разработан в соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 г. «О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений» (протокол N 4, подпункт 5а).

2. Типовой паспорт безопасности опасного объекта устанавливает основные требования к структуре, составу и оформлению паспорта безопасности опасного объекта. Настоящий типовой паспорт безопасности предназначен для разработки паспортов безопасности на объектах, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, гидротехнических сооружениях в случае возможности возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные требования не распространяются на объекты Вооруженных Сил Российской Федерации.

3. Паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается для решения следующих задач:

определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций для персонала опасного объекта и проживающего вблизи населения;

определения возможности возникновения чрезвычайных ситуаций на опасном объекте;

оценки возможных последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте;

оценки возможного воздействия чрезвычайных ситуаций, возникших на соседних опасных объектах;

оценки состояния работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций на опасном объекте;

разработки мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте.

4. Разработку паспорта безопасности опасного объекта организует руководство объекта.

5. Паспорт безопасности опасного объекта составляется по состоянию на начало января текущего года и дополняется или корректируется по мере необходимости, с внесением изменений во все экземпляры.

6. При заполнении форм паспорта безопасности опасного объекта разрешается включать дополнительную информацию с учетом особенностей объекта.

7. Паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается в двух экземплярах. Первый экземпляр паспорта безопасности опасного объекта остается на объекте. Второй экземпляр паспорта безопасности опасного объекта направляется в Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации (по месту расположения объекта).

8. Паспорт безопасности опасного объекта включает в себя:

титульный лист;

разделы:

«Общая характеристика опасного объекта»;

«Показатели степени риска чрезвычайных ситуаций»;

«Характеристика аварийности и травматизма»;

«Характеристика организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасность объекта и готовность к ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

последний лист, содержащий подписи разработчиков.

К паспорту безопасности опасного объекта прилагаются ситуационный план с нанесенными на него зонами последствий от возможных чрезвычайных ситуаций на объекте, диаграммы социального риска (F/N-диаграмма и F/G-диаграмма), расчетно-пояснительная записка.

9. В паспорте безопасности опасного объекта показатели степени риска приводятся только для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития чрезвычайных ситуаций.

10. На ситуационный план объекта с прилегающей территорией наносятся зоны последствий от возможных чрезвычайных ситуаций и индивидуального (потенциального) риска.

Построение изолиний риска осуществляется от максимально возможных значений до 10 х 10(-7) год(-1).

11. Расчеты по показателям степени риска объекта представляются в расчетно-пояснительной записке.

12. Расчетно-пояснительная записка является приложением к паспорту безопасности опасного объекта.

Разработка расчетно-пояснительной записки не требуется, если на объекте разработана декларация промышленной безопасности.

13. В расчетно-пояснительную записку включаются материалы, обосновывающие и подтверждающие показатели степени риска чрезвычайных ситуаций для персонала и проживающего вблизи населения, представленные в паспорте безопасности опасного объекта.

14. В расчетно-пояснительной записке приводятся расчеты по всем возможным сценариям развития чрезвычайных ситуаций.

15. При определении показателей степени риска учитывается возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, если источником чрезвычайных ситуаций являются аварии или чрезвычайные ситуации на рядом расположенных объектах или транспортных коммуникациях, а также опасные природные явления.

16. Расчетно-пояснительная записка должна иметь следующую структуру:

титульный лист;

список исполнителей с указанием должностей, научных званий, названием организации;

аннотация;

задачи и цели оценки риска;

описание опасного объекта и краткая характеристика его деятельности;

методология оценки риска, исходные данные и ограничения для определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций;

описание применяемых методов оценки риска и обоснование их применения;

результаты оценки риска чрезвычайных ситуаций, включая чрезвычайные ситуации, источниками которых могут явиться аварии или чрезвычайные ситуации на рядом расположенных объектах, транспортных коммуникациях, опасные природные явления;

анализ результатов оценки риска;

выводы с показателями степени риска для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития чрезвычайных ситуаций;

рекомендации для разработки мероприятий по снижению риска на опасном объекте.

I. Общая характеристика опасного объекта

Наименование показателя

Значение показателя

1. Полное и сокращенное наименование организации

2. Полный почтовый адрес, телефон, факс и телетайп организации, Ф.И.О. руководителей

3. Краткий перечень основных направлений деятельности организации, связанных с эксплуатацией объекта

4. Сведения о размерах территории, санитарно-защитных и/или охранных зонах:

площадь объекта, м2;

размер санитарно-защитной зоны, м2.

5. Сведения о персонале:

общая численность, чел.;

наибольшая работающая смена, чел.

6. Износ производственных фондов, %.

7. Характеристика территории.

7а. Среднегодовые:

направление ветра, румбы

скорость ветра, км/ч

относительная влажность, %.

7б. Максимальные значения (по сезонам):

скорость ветра, км/ч.

7в. Количество атмосферных осадков, мм:

среднегодовое

максимальное (по сезонам).

7г. Температура, °С:

среднегодовая

максимальная (по сезонам).

8. Сведения об опасных веществах на опасном объекте:

перечень и количество пожаро-, взрыво-, химически и биологически опасных веществ (по видам), тонн;

перечень и количество пожаро-, взрыво-, химически и биологически опасных веществ по каждому опасному производству, тонн;

перечень и количество радиоактивных веществ (по видам), м3/Ки.

II. Показатели степени риска при возникновении чрезвычайной ситуации

Наименование показателя

Значение показателя

1. Показатель приемлемого риска, год(-1)

для персонала;

для населения, проживающего на близлежащей территории.

2. Краткая характеристика наиболее опасного сценария развития чрезвычайных ситуаций, (последовательность событий).

3. Показатели степени риска для персонала и населения при наиболее опасном сценарии развития чрезвычайных ситуаций:

частота наиболее опасного сценария развития чрезвычайных ситуаций, год(-1);

количество опасного вещества, участвующего в реализации наиболее опасного сценария, тонн, м3/Ки;

возможное количество погибших среди персонала, чел.;

возможное количество пострадавших среди персонала, чел.;

возможное количество погибших среди населения, чел.;

возможное количество пострадавших среди населения, чел.;

возможное количество населения, у которого могут быть нарушены условия жизнедеятельности с учетом воздействия вторичных факторов поражения и вредного воздействия на окружающую среду, чел.;

величина возможного ущерба, руб.

4. Размеры зон действия поражающих факторов при наиболее опасном сценарии развития чрезвычайных ситуаций:

площадь зон действия поражающих факторов при реализации наиболее опасного сценария развития чрезвычайных ситуаций, м2

количество разрушенных или поврежденных зданий, сооружений или технологического оборудования в зонах действия поражающих факторов при реализации наиболее опасного сценария развития чрезвычайных ситуаций, (отдельно по «слабой», «средней», «сильной», «полной» в % от общего количества).

5. Краткая характеристика наиболее вероятного сценария развития чрезвычайной ситуации, (последовательность событий)

6. Показатели степени риска для персонала и населения при наиболее вероятном сценарии развития чрезвычайной ситуации:

частота наиболее вероятного сценария развития чрезвычайной ситуации, год(-1)

количество опасного вещества, участвующего в реализации наиболее вероятного сценария, тонн.

возможное количество погибших среди персонала, чел.

возможное количество пострадавших среди персонала, чел.

возможное количество погибших среди населения, чел.

возможное количество пострадавших среди населения, чел.

возможное количество населения, у которого могут быть нарушены условия жизнедеятельности с учетом воздействия вторичных факторов поражения и вредного воздействия на окружающую среду, чел.

величина возможного ущерба, руб.

7. Размеры зон действия поражающих факторов при реализации наиболее вероятного сценария развития чрезвычайной ситуации:

площадь зон действия поражающих факторов при реализации наиболее вероятного сценария развития чрезвычайной ситуации, м2

количество разрушенных или поврежденных зданий, сооружений или технологического оборудования в зонах действия поражающих факторов при реализации наиболее вероятного сценария развития чрезвычайной ситуации, (отдельно по «слабой», «средней», «сильной», «полной» в % от общего количества)

8. Индивидуальный риск для персонала объекта, год(-1)

9. Индивидуальный риск для населения на прилегающей территории, год(-1)

10. Коллективный риск (математическое ожидание потерь) — ожидаемое количество пострадавших (погибших) людей (персонала и населения) в результате возможных аварий (чрезвычайных ситуаций) за определенное время (год), чел/год

III. Характеристика аварийности, травматизма и пожаров на опасном объекте

Характеристика аварийности на опасном объекте

IV. Характеристика мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций

Наименование показателя

Значение показателя

1. Наличие на опасном объекте организационно-плановых документов в соответствии с «Требованиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения» (Приказ МЧС России от 28.02.2003 г. N 105, зарегистрирован в Минюсте России 3.06.2002 N 3493), да/нет:

Положение по организации прогнозирования техногенных чрезвычайных ситуаций на опасном объекте;

Положение об органе управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

план мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

план подготовки руководящего состава и специалистов по вопросам предупреждения, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

декларация промышленной безопасности;

показатели степени риска чрезвычайных ситуаций.

2. Последний срок оценки готовности опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности сил и средств по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, дата.

3. Наличие на опасном объекте Плана взаимодействия с антитеррористическими подразделениями ФСБ России, внутренними войсками МВД России, подразделениями вневедомственной охраны МВД России в случае несанкционированного вмешательства в деятельность объекта или при угрозе террористического акта, да/нет.

4. Наличие на опасном объекте спасательных формирований, аварийно-восстановительных подразделений, подразделений пожарной охраны, да/нет (по видам).

5. Укомплектованность личным составом спасательных формирований, аварийно-восстановительных подразделений, подразделений пожарной охраны в соответствии со штатным расписанием (по видам подразделений), % к необходимому количеству.

6. Оснащенность приборами и оборудованием спасательных формирований, аварийно-восстановительных подразделений, подразделений пожарной охраны в соответствии с табелем оснащения, % к необходимому количеству.

7. Укомплектованность служб и подразделений опасного объекта специалистами, осуществляющими деятельность в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, % к необходимому количеству.

8. Обучение спасательных формирований, аварийно-восстановительных подразделений, подразделений пожарной охраны, служб и подразделений опасного объекта, осуществляющих деятельность в области предупреждения, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, % прошедших обучение к общему количеству (по каждому подразделению).

9. Наличие на опасном объекте систем оповещения персонала и населения, проживающего около опасного объекта, да/нет.

10. Наличие на объекте защитных сооружений (по видам сооружений и их назначению), количество укрываемых и % от нормативной потребности.

11. Наличие на опасном объекте работоспособных технических систем предупреждения и локализации чрезвычайных ситуаций, предусмотренных нормативными документами, да/нет (по видам).

12. Наличие на объекте системы внутреннего противопожарного водопровода, его характеристики и соответствие требованиям нормативных документов.

13. Наличие на объекте системы наружного противопожарного водопровода, его характеристики и соответствие требованиям нормативных документов.

14. Соответствие генерального плана предприятия, объемно-планировочных решений помещений зданий и сооружений, путей эвакуации требованиям нормативных документов.

15. Наличие на опасном объекте подразделения охраны и технических систем обнаружения несанкционированного проникновения на территорию или систем физической защиты, да/нет.

16. Наличие на опасном объекте пункта и автоматизированной системы управления производственным процессом, функционирующих в условиях чрезвычайных ситуаций, в соответствии с требованиями нормативных документов, да/нет.

17. Количество зданий и помещений, оборудованных автоматическими установками пожаротушения, ед. / % от общего количества, подлежащих оборудованию в соответствии с нормами.

18. Количество зданий и помещений, оборудованных системами автоматической пожарной сигнализации, ед. / % от общего количества, подлежащих оборудованию в соответствии с нормами.

19. Наличие на опасном объекте резервных источников электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, систем связи, обеспечивающих функционирование объекта при чрезвычайных ситуациях и действия аварийно-восстановительных подразделений при ликвидации чрезвычайных ситуаций (по видам), да/нет.

20. Наличие договора страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта за нанесенный ущерб физическим, юридическим лицам и окружающей природной среде, да/нет.

Весной 2017 года в юридическую силу вступило несколько нормативных правовых актов, которые регламентировали перечень требований к антитеррористической защищенности объектов или территорий. Согласно указаниям законодательных органов многие организации и учреждения несут обязанность по заполнению паспорта безопасности объекта.

Паспорт безопасности объекта — это информационно-справочный документ, отражающий состояние антитеррористической защищенности объекта и содержащий перечень необходимых мероприятий по предупреждению террористических актов на объекте.

Почему паспорт необходим

Основной целью составления паспорта антитеррористической безопасности является комплексный анализ состояния объекта, а также содействие оперативным подразделениям правоохранительных органов в получении достоверной информации об объекте при возникновении ЧС.

К требованиям государственных органов не стоит относиться исключительно формально. Структура, форма и типовой паспорт определяются с учетом профиля деятельности, местонахождения, ведомственной принадлежности конкретного здания (сооружения), а также требований нормативных документов.

Перечень документов для разработки паспорта

  • ПП РФ № 272 от 25.03.2015 г. «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)».
  • ПП РФ № 1413дсп от 18.12.2014 г. «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности и формы паспорта безопасности объекта (территории) промышленности».
  • ПП РФ № 8 от 13.01.2017 г. «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
  • ПП РФ № 447 от 14.04.2017 г. «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов».
  • ПП РФ № 1273 от 19.10.2017 г. «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)».
  • ПП РФ № 202 от 06.03.2015 г. «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта».
  • ПП РФ № 176 от 11.02.2017 г. «Об утверждении требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
  • ПП РФ № 255 от 28.04.2007 г. «Об утверждении требований к оформлению паспорта безопасности розничного рынка и перечню содержащихся в нем сведений».
  • ПП РФ № 1235 от 07.10.2017 г. «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
  • ПП РФ № 1006 от 02.08.2019 г. «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
  • ПП РФ № 1133 от 31.08.2019 г. «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, а также формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
  • ПП РФ № 1165 от 05.09.2019 г. «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций и формы паспорта безопасности объектов (территорий) религиозных организаций» и другие

Штрафы за отсутствие паспорта

Если в здании (сооружении) отсутствует паспорт безопасности антитеррористической защищенности или он не утвержден, предусмотрено административное наказание с оформлением предписания по устранению выявленного нарушения. Проверку с правом выписывания штрафов могут проводить представители полиции и органов МЧС, специально уполномоченные для решения определенных задач в области ГО и защиты населения от ЧС.

В соответствии с КоАП РФ ч. 1 ст. 19.5 виновные в невыполнении решений по противодействию терроризму, выраженном в несвоевременной разработке и/или несогласовании паспорта безопасности в соответствующих инстанциях, лица могут быть привлечены к уплате штрафов в размере 3–5 тысяч рублей. Для должностных лиц предусмотрено наказание от 30 до 50 тысяч рублей либо дисквалификация на 1–3 года, а для юридических — от 300 тысяч до 1 миллиона рублей или приостановление деятельности до 90 суток.

Типовой паспорт антитеррористической защищенности объекта, заполненный в соответствии с требованиями нормативных документов, помимо титульного листа предусматривает следующие разделы:

  • Сведения об изменениях паспорта. Заполняется уполномоченными лицами по мере корректировки содержания.
  • Общие сведения. Составителю необходимо указать реквизиты организации, режим функционирования объекта, ФИО арендаторов, профиль и характеристики объекта, среднюю и максимальную посещаемость, особенности района размещения.
  • Информация о персонале. Требуется отметить общее количество сотрудников и арендаторов. Составляется список законных пользователей помещений с указанием их адресов и контактов. Указывается максимальное число работников за смену.
  • Анализ и моделирование возможных кризисных ситуаций. Составитель прогнозирует вероятные чрезвычайные происшествия, которые могут возникнуть на конкретном объекте.
  • Информация о выполнении инженерно-технических мероприятий, которые требуются в целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
  • Силы и средства для охраны и ликвидации последствий ЧС.
  • Ситуационные планы, поэтажные схемы.
  • Параметры охраняемой территории, состояние инженерных заграждений.
  • Сведения о системах жизнеобеспечения, канализации, вентиляции, водоснабжения, энергоснабжения, кондиционирования и отопления.
  • Взаимодействие с надзорными и правоохранительными службами.
  • Телефонные номера экстренных служб.
  • Выводы относительно уровня риска на объекте и мер по его снижению.
  • Приложения с памятками, схемами, лицензиями, планами, маршрутами эвакуации и инструкциями.

Срок действия паспорта

Срок действия паспорта антитеррористической защищенности объекта зависит от его специфики, территориальной и ведомственной принадлежности. При этом корректировка должна производиться не реже одного раза в 5 лет, а также в следующих случаях:

  • изменение названия, профиля или собственника;
  • завершение капитального ремонта или реконструкции;
  • установка нового или модернизация старого охранного оборудования;
  • изменения охранных схем и др.

Внесенные в паспорт изменения требуется согласовать с государственными органами власти.

Перечень объектов, на которые нужно разрабатывать паспорт

В соответствии с действующим законодательством независимо от территориальной или ведомственной принадлежности паспорт антитеррористической защищенности объекта оформляется для следующих сооружений:

  • Объекты торговли, включенные в перечень торговых объектов (торговые центры, магазины, супермаркеты, рынки);
  • Объекты временного размещения (гостиницы, отели, хостелы, пансионаты, общежития, туристические базы);
  • Объекты здравоохранения (больницы, клиники, аптеки, стоматологические кабинеты);
  • Объекты образования (школы, университеты, детские сады, колледжи, учреждения дополнительного образования);
  • Объекты спорта (спортзалы, стадионы, спортивные школы, фитнес клубы);
  • Объекты промышленности (заводы, предприятия, осуществляющие выпуск продукции, научно-производственные объединения);
  • Объекты топливно-энергетического комплекса (объекты добычи, переработки, транспортировки и хранения газа, нефти и угля, тепло и электростанции);
  • Объекты массового пребывания граждан (рестораны, кафе, бизнес-центры, церкви, храмы);
  • Объекты культуры (театрально-зрелищные учреждения, музеи, библиотеки, концертные учреждения, киностудии, цирковые учреждения, реставрационные учреждения, театры, музеи, подростково-молодежные клубы и др. учреждения культуры);
  • Объекты религиозных организаций (церкви, мечети, синагоги и др.)
  • Учреждения и организации находящиеся в сфере деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Категорирование объектов

В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения проводится категорирование объектов.

Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий), при вводе объектов (территорий) в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории.

В зависимости от присвоенной степени опасности выдвигаются различные требования к оформлению паспорта безопасности объекта или территории.

Порядок разработки и получения паспорта

Традиционный порядок разработки документа включает следующие этапы:

  • Направление запроса в территориальные органы, указанные в действующем законодательстве, для проведения обследования и категорирования объекта.
  • Проведение процедуры категорирования и оформление акта категорирования объекта.
  • Разработка паспорта антитеррористической защищенности объекта.
  • Согласование паспорта антитеррористической защищенности в согласующих государственных структурах.

Вопросы и ответы

1. Кто разрабатывает паспорт

Паспорт безопасности разрабатывается руководителем объекта. Данное лицо может прибегнуть к услугам сторонней организации.

2. Кто согласовывает паспорт?

Согласованием паспорта безопасности занимаются органы государственной власти. В зависимости от вида объекта (ведомственной принадлежности, рода деятельности) – различные согласующие структуры (Росгвардия, МЧС, ФСБ, Министерство потребительского рынка, и др.).

3. Кто проверяет паспорт?

Паспорт безопасности проверяется уполномоченными сотрудниками согласующих структур.

4. Кто подписывает?

Паспорт безопасности утверждается правообладателем объекта или уполномоченным им должностным лицом. Согласовывается паспорт руководителями территориальных органов исполнительной власти по месту нахождения объекта.

5. Как хранить документ?

Паспорт безопасности объекта оформляется в нескольких экземплярах. Как правило, изготавливается от 2 до 6 одинаковых оригинальных паспортов. В зависимости от количества паспортов они могут храниться:

  • В уполномоченном органе субъекта РФ, на территории которого расположен объект;
  • На объекте;
  • У правообладателя объекта;
  • В территориальном органе безопасности;
  • В территориальном органе Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделении вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта;
  • и др.

Если правообладатель не может обеспечить сохранность собственного экземпляра паспорта безопасности, он может передать его на хранение в орган исполнительной власти по месту нахождения объекта.

Паспорт антитеррористической защищенности объектов массового пребыванием людей | Разработка и согласование

Разработаем и согласуем паспорт антитеррористической защищенности (антитеррора) в Москве, Московской области, Казани и Республике Татарстан. Умеренные цены. Качественное обслуживание.

Паспорт антитеррористической защищенности объекта (территории) — документ, отражающий сведения о состоянии защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта являющегося местом массового пребывания людей. .

Наши преимущества Наши клиенты

Место массового пребывания людей — это территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек.

Разработка паспорта антитеррора: до 20 дней

Согласования паспорта антитеррора: от 40 дней

Срок действия паспорта антитеррора: максимальный 3 года

Внимание. 1) 26 апреля 2017 вступило в силу «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов». 2) 1 марта 2017 года вступило в силу «Об утверждении требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».

Кому необходимо разрабатывать паспорт антитеррористической защищенности

Таким образом, паспорт антитеррористической защищенности должны иметь все крупные объекты, которые тем или иным способом оказывают услуги населению, или инфраструктурные объекты, которые посещает население. Приведем перечень наименований объектов, которые чаще всего попадают под действие данного Федерального закона и на которые необходимо разрабатывать данный документ:

Объекты на которые разрабатывается паспорт антитеррористической безопасности Наличие
Административные здания +
Больницы, поликлиники, другие учреждения здравоохранения +
ДОУ (детские сады), ОУ (школы, ВУЗ, институт), учреждения дополнительного образования +
Учреждения социального обслуживания населения +
Стадионы, бассейны и другие объекты физической культуры и спорта +
Кинотеатры, киноконцертные залы, театры, музеи, подростково-молодежные клубы и др. учреждения культуры +
Гостиницы, мини гостиницы, хостелы, пансионаты, дома отдыха +
Рынки, ярмарки +
Предприятиям +
Магазины, торговые центры и др. объекты розничной торговли от 1000 кв.м. вкл.
Рестораны, кафе и др. предприятия общественного питания от 50 мест вкл.
Водозаборные узлы (водонасосные станции) производительностью 10 тыс. куб. м/сутки и более по Московской обл.
Котельные мощностью 30 Гкал/час и выше по Московской обл.
Котельные мощностью менее 30 Гкал/час, работающие в круглосуточном режиме по Московской обл.
Канализационные насосные станции производительностью 10 тыс. куб. м/сутки и выше по Московской обл.
Канализационные насосные станции производительностью менее 10 тыс. куб. м/сутки, работающие в круглосуточном режиме по Московской обл.

Категорирование объектов по степени потенциальной опасности с 10 апреля 2015 г.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 25.03.2015 №272 всем объектам с единовременной посещаемостью свыше 50 человек требуется провести категорирование объекта по степени потенциальной опасности совершения террористического акта и разработать паспорт АТЗ в соответствие с новой формой. Государственный контроль за исполнением данного Постановления возложен на войска национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардию) и МВД.

Объекты делятся на 3-и категории:

  • место массового пребывания людей 1 категории — место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться более 1000 человек;
  • место массового пребывания людей 2 категории — место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 200 до 1000 человек;
  • место массового пребывания людей 3 категории — место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 50 до 200 человек.

ВАЖНО: ПП РФ №272 от 25.03.15 г. распространяется на два типа объектов: объекты которые охраняются полицией и объекты которым присвоена категория по массовому пребыванию людей.

Почему нужно разрабатывать паспорт антитеррористической защищенности

Для оперативного использования:

Для того, что бы понять почему надо разрабатывать паспорт антитеррористической защищенности, нужно понимать цель введения данного документа. Цель введения паспорта антитерора, это прежде всего оценка объекта, со стороны противодействия и недопущения террористических актов, а так же минимизация вреда здоровью и жизни человека. В нем подробно разбирается объект, со всеми сценариями развития кризисных ситуаций, а так же выявляются незащищенные элементы объекта, а так же варианты их защиты.

Конечно можно подойти к разработке паспорта антитеррористической защищенности как к некой формальной процедуре. И вы можете разработать и согласовать паспорт, и доставать лишь при проверках государственных органов. Но мы советуем корректировать и постоянно актуализировать паспорт антитеррористической защищенности, ведь информация содержащаяся в паспорте антитеррористической защищенности используется при работе МЧС, ФСБ и МВД, которые в кризисной ситуации будут использовать эти данные.

Пример: Допустим случилось ЧП и работникам ФСБ необходимо проникнуть в здание. Согласно паспорта антитеррора они видят, что есть вход через подвал, расположенный в 100 метрах от здания. Они заходят и видят что там возведена стена и пройти нельзя. А это потери времени.

Согласно законодательства:

Выше мы разобрали почему нужно разрабатывать паспорт антитеррористической защищенности со стороны защиты Вашего объекта, а теперь перейдем к законодательству. Еще раз повторимся, паспорт антитеррористической защищенности нужно разрабатывать согласно пункта 4 статьи 5 ФЗ-35 от 06.03.06 г. «О противодействии терроризму». Так же отдельно, каждое муниципальное образование издало свои подзаконные акты, где более подробно прописываются какие объекты на данной территории должны иметь паспорт антитеррористической защищенности.

Структура паспорта антитеррористической защищенности

Информация в паспорте антитеррористической защищенности, предназначена для оперативного использования органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований и иными субъектами, осуществляющими противодействие терроризму, при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий актов терроризма, оказании необходимой помощи пострадавшим от актов терроризма и содержит данные о наличии на объекте специальных средств и сил, которые необходимы для защиты людей и материально-технической базы при наступлении акта терроризма. Исходя из этого структура паспорта следующая:

Разделы
Аннотация Описаны задачи и цели разработки паспорта антитеррористической защищенности
Сведения об изменениях паспорта антитеррористической защищенности Заполняется по мере необходимости
Общие сведения Указываются реквизиты организации, профиль объекта, режим работы объекта, наличие арендаторов и краткие сведения о них, средняя и максимальная посещаемость объекта, характеристика района размещения объекта.
Сведения о персонале Указываются общая численность сотрудников объекта и численность арендаторов, списки арендаторов с указанием адресов местожительства и телефонов организаций, максимальная численность работающих в смену (с учетом арендаторов).
Анализ и моделирование возможных кризисных ситуаций Содержит сведения об имевших место на объекте чрезвычайных ситуациях и информация о возможных ЧС.
Мероприятия по обеспечению безопасности функционирования объекта Сведения о выполнении на объекте организационных мероприятий по защите персонала и посетителей объекта в части предупреждения и ликвидации кризисных ситуаций;
Сведения о выполнении инженерно-технических мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
Наличие автоматизированных систем контроля и безопасности на объекте;
Привлекаемые силы и средства для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
Порядок оповещения должностных лиц объекта.
Силы и средства охраны; Содержит параметры охраняемой территории, наличие инженерные заграждений, силы и средства охраны, организация связи.
Ситуационные планы и схемы; Содержит ситуационный и поэтажный план, схемы подходящих к объекту инженерных коммуникаций.
Системы жизнеобеспечения; Описывается система энергоснабжения, водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и кондиционирования, а так же защищенность каждой системы жизнеобеспечения от несанкционированного прохода в них посторонних лиц.
Взаимодействие с правоохранительными и надзорными органами; Содержит рекомендации по взаимодействию, а так же телефонные номера служб.
Перечень использованных источников информации; Какая литература была использована при разработке паспорта антитеррористической защищенности.
Выводы Содержит выводы о степени риска на объекте, а так же перечень рекомендуемых мероприятий.
Приложения. Схема расположения, поэтажные планы, схемы подходящих инженерных коммуникаций, лицензия ЧОП, рекомендации по обеспечению безопасности от проявления терроризма, алгоритм действий руководящего состава при возникновении ЧС; памяткаи посетителям и сотрудникам по действиям в условиях возможного биологического заражения, памятки действия граждан при возникновении ЧС, инструкции по предупреждению проведения теракта и меры защиты рабочих, служащих и посетителей при угрозе проведения и осуществлений теракта, инструкции по действиям дежурного охранника при возникновении чс, связанных с угрозой и проведением террористических актов, фотографии объекта.

Порядок разработки, согласования и переоформления паспорта антитеррористической защищенности

Паспорт антитеррористической защищенности разрабатывается собственными силами объекта, либо специализированной организацией имеющей опыт в области разработки данных паспортов. Процесс разработки паспорта происходит с поддержкой государственных органов, с которыми в дальнейшем паспорт будет согласовываться.

Надо понимать, что в Федеральным законодательстве есть только указание, что необходимо разрабатывать паспорт антитеррористической защищенности, но так же существует ряд пробелов: отсутствует единый образец заполнения паспорта, отсутствует перечень согласующих органов, не указан порядок и сроки переработки паспортов, отсутствует перечень органов где паспорт должен хранится. Данный факт повлек за собой следующее. На муниципальном уровне принимались указания которые разъясняли данные моменты, но каждое муниципальное образование делало по своему. На данный момент ситуация такова:

1. Название документа

Нет единого названия документа. В каждом муниципальном образовании по разному называют документ: паспорт безопасности объекта (предприятия), паспорта антитеррористической защищенности и техногенной безопасности, паспорт антитеррористической защищенности, паспорт антитеррористической безопасности, паспорт антитеррористической защищенности и техногенной безопасности объектов возможных террористических посягательств, паспорт безопасности объекта (территории) и т.д.

2. Где взять шаблон паспорта

Некоторые органы государственной власти утвердили свой ведомственный шаблон, таким образом если вы к нему относитесь, то надо использовать его. Так же каждое муниципальное образование утвердило свой шаблон.

3. С кем согласовывать

Первую подпись и печать ставит руководитель объекта.

Согласно статьи 3 ПП РФ от 25.12.2013 г. №1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)» паспорт антитеррористической защищенности подлежит согласованию со всеми федеральными органами исполнительной власти сферы деятельности которых затрагиваются. В зависимости от нормативных правовых актов, согласно которого разрабатывается паспорт антитеррористической защищенности, количество согласований колеблется от 1-ого до 5-ти. В основном на территории России паспорт согласовывается со следующими органами: Министерство внутренних дел РФ (МВД, ГУВД, УВД, УМВД), ФСБ (УФСБ), МЧС (ГУ ГОЧС, УМЧС), Федеральная служба войск национальной гвардии (Росгвардия), Глава муниципального образования на территории которого располагается Объект.

Больше всего согласований по Постановлению Правительства РФ от 25.03.2015 №272, паспорт антитеррора согласовывается с территориальными подразделениями ФСБ, МВД, МЧС, Росгвардии и главой муниципального образования.

4. Сколько экземпляров паспорта нужно согласовывать и где они хранятся:

Примерное количество необходимых экземпляров паспорта антитеррористической защищенности от 2-х до 6-ти. Такое количество связанно с тем, что каждый согласующий орган хранит у себя один экземпляр паспорта антитеррористической защищенности, и еще один экземпляр хранится на объекте. По этому всегда печатается паспортов на один больше, чем требуется согласований.

4. Порядок разработки паспорта АТЗ

Порядок разработки паспорта АТЗ может значительно сильно отличаться в зависимости от объекта регулирования. Например, в отношении объектов спорта комиссия для проведения категорирования и обследования создается по инициативе администрации муниципального образования.

Наиболее часто встречающийся порядок разработки:

  • Отправляется запрос в администрацию муниципального образования в целях создания комиссия для проведения категорирования и обследования;
  • Согласуется дата (график) проведения обследования Вашего объекта;
  • Проводится обследования;
  • Результаты проведенного обследования оформляются актом обследования и категорирования, а также устанавливается категория потенциальной опасности.
  • Разрабатывается паспорт антитеррора;
  • Разработанные паспорта согласуется с соответствующими инстанциями.

6. Порядок переработки и корректировки паспорта антитеррора

Здесь нет единства и по этому необходимо смотреть местное законодательство. Приведем наиболее часто встречающиеся формулировки, в каких случаях необходимо пересматривать и пересогласовывать паспорт антитеррористической защищенности:

  • изменения условий функционирования предприятия, влияющих на его безопасность;
  • изменения требований по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • в особых случаях по решению ГУ ГОЧС/МЧС в установленные сроки;
  • при изменении или установлении нормативными правовыми актами Российской Федерации, решениями антитеррористической комиссии дополнительных специальных требований по обеспечению защиты населения и объектов от актов терроризма;
  • на основании рекомендаций антитеррористической комиссии муниципального образования , управления по делам ГО и ЧС/МЧС, отделения Управления ФСБ РФ, ОВД, направленных руководителю объекта в письменной форме;
  • при изменении застройки территории объекта или после завершения работ по капитальному ремонту, реконструкции или модернизации зданий, помещений и сооружений объекта;
  • при изменении профиля (вида экономической деятельности) объекта или состава арендаторов зданий, помещений и сооружений объекта на многопрофильном объекте;
  • при изменении схемы охраны объекта, его дополнительном оснащении или перевооружении современными техническими средствами контроля, защиты, видеонаблюдения и т.п.;
  • при изменении собственника объекта, его наименования или организационно-правовой формы;
  • не реже одного раза в пять лет.

Формы паспортов антитерористической защищенности и инструкции по заполнению

Санитарно-курортные учреждения — Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 18.08.2010 г. №693н/604/403 «Об утверждении Инструкции по обеспечению антитеррористической защищенности санаторно-курортных учреждений»;

Объекты уголовно-исполнительной системы — ПП РФ от 14.11.2014 г. №1193 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы и формы паспорта безопасности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы»;

Объекты Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, ее территориальных органов и подведомственных организаций — ПП РФ от 29.08.2014 г. №875 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, ее территориальных органов и подведомственных организаций и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»;

Объекты Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — ПП РФ от 03.12.2014 г. №1309 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»;

Объекты Министерства регионального развития Российской Федерации — Постановление Правительства РФ от 28.08.2014 г. №872 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства регионального развития Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»;

Объекты здравоохранения — ПП РФ от 13 января 2017 г. № 8 “Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)”;

Объекты гостиничного комплекса — «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов»;

Объекты гостиничного комплекса в г. Москве — Распоряжение Правительства Москвы от 15.11.2006 г. №2335-РП «Об усилении мер безопасности на гостиничных предприятиях города Москвы»;

Объекты здравоохранения в г. Москве — Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 22.09.2011 г. N 938 «Об утверждении единых норм и требований по обеспечению антитеррористической защищенности и безопасности учреждений, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы» ;

Промышленные предприятия — Постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2014 г. №1413 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности и формы паспорта безопасности объектов (территорий), промышленности»;

Постановление Правительства РФ от 17.10.2016 N 1054 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федерального агентства по недропользованию, Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства лесного хозяйства, а также подведомственных им организаций, и формы паспорта безопасности таких объектов (территорий)»;

Торговые объекты — «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)» (вступил в силу 31.10.2017);

Объекты Министерства спорта — а) ПП РФ от 06.03.2015 г. №202 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта»; б) <Письмо> Минспорта России №ПН-07-10/6354 от 02.10.2015 «Разъяснение порядка применения требований к антитеррористической защищенности объектов спорта»; в) Приказ Минспорта России № 895 от 21.09.2015 «Об утверждении методических указаний по порядку составления паспорта безопасности объектов спорта»; г) Приказ Минспорта России № 921 от 30.09.2015 «Об утверждении методических указаний по порядку проведения обследования и категорирования объектов спорта»

Объекты таможенных органов — ПП РФ от 05.12.2014 г. №1328 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) таможенных органов и формы паспорта безопасности объектов (территорий) таможенных органов»;

Объекты министерства связи — ПП РФ от 30.10.2014 г. №1130 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федерального агентства связи, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, а также подведомственных им организаций, и формы паспорта безопасности таких объектов (территорий)»;

Объекты культуры — ПП РФ от 11.02.2017 № 176 «Об утверждении требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»;

Субъекты РФ и муниципальные образования — Приказ МЧС РФ от 25.10.2004 г. №484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;

Объекты министерства регионального развития РФ — ПП РФ от 28.08.2014 г. №872 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства регионального развития Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»;

Розничные рынки — ПП РФ от 28.04.2007 г. №255 «Об утверждении требований к оформлению паспорта безопасности розничного рынка и перечню содержащихся в нем сведений»;

Объекты массового пребывания людей — ПП РФ №272 от 25.03.2015 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)».

Школы, детские сады, ВУЗы, институты, ПТУ — ПП РФ №1235 от 07.10.2017 г. «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».

Подведем итог

Если Вы прочитали все от начала до конца, то наверняка поняли насколько несовершенно законодательство по данной услуге. Но можем Вас заверить, что наши специалисты разработают и согласуют именно так, как требуется в Вашем регионе. Мы давно разрабатываем паспорта антитеррористической защищенности и держим марку.

Наши клиенты

Звоните и мы разработаем и согласуем паспорт антитеррористической защищенности для Вас в короткие сроки