Патронаж что это такое в медицине

Медицинская энциклопедия — патронаж

патронаж

Патронаж — форма работы лечебно-профилактических учреждений, основной целью которой является проведение на дому оздоровительных и профилактических мероприятий, внедрение правил личной гигиены и улучшение санитарно-гигиенических условий в быту. Патронаж особенно широко проводится в учреждениях охраны материнства и детства.

Патронаж проводится врачами, участковыми (патронажными) сестрами детских поликлиник и сельских врачебных участков, фельдшерами и акушерками женских консультаций и фельдшерско-акушерских пунктов.

Патронаж беременных. Во время беременности женщина должна наблюдаться в женской консультации или на фельдшерско-акушерском пункте, посещать эти учреждения один раз в месяц до 21-й недели беременности, затем два раза в месяц— до 33-й недели, далее—каждую неделю. При отклонениях от нормы в течении беременности посещения должны быть более частыми. Акушерка должна посетить беременную женщину на дому два раза в целях ознакомления с условиями ее жизни, проведения беседы об антенатальной охране плода (см.), личной гигиене (подготовка сосков молочных желез к кормлению ребенка, пользование дородовым бандажом). Кроме того, акушерка разъясняет некоторые законы и постановления правительства по охране прав и здоровья женщины. Первое посещение беременной акушерка проводит обычно в первую половину беременности, во время второго посещения (во второй половине беременности) проверяет выполнение данных рекомендаций. Если женщина является в женскую консультацию нерегулярно, особенно при наличии патологии беременности, акушерка посещает ее дома, выясняет причину неявки. При выявлении у беременной токсикозов беременности, экстрагенитальных заболеваний женщине проводится необходимое лечение на дому или выдается направление на госпитализацию (активный патронаж врачом акушером-гинекологом).

Патронаж детей осуществляется на каждом участке врачом и участковой сестрой, либо фельдшером или акушеркой. Первое посещение беременной (дородовой патронаж) осуществляется сестрой детской поликлиники на 38-й неделе беременности. Сестра расспрашивает беременную о состоянии ее здоровья, объясняет, что необходимо подготовить для новорожденного.

В первые три дня после выписки родильницы из родильного дома патронажная детская сестра вместе с врачом посещает ребенка на дому, чтобы познакомиться с условиями быта семьи, дать советы по режиму вскармливания, сна и прогулок.

Патронаж психически больных — одна из форм организации психиатрической помощи, при которой хронически больные со спокойным поведением находятся в семьях при постоянном контроле со стороны лечебного учреждения. Патронаж может осуществляться в собственных семьях больных или чужих семьях с выплатой патронажного вознаграждения.

Патронаж организуется при психиатрических больницах и психоневрологических диспансерах. Больные, помещенные на патронаж, находятся под систематическим наблюдением врачей и сестер соответствующего лечебного учреждения. Больных наблюдает врач-психиатр не реже одного раза в 3 мес. Патронажные сестры систематически посещают больных, контролируют качество ухода за ними, выполнение назначений врача. Отбор больных на патронаж и снятие с патронажа производят специальные комиссии. Патронируемые больные в ряде случаев обслуживают не только себя, но и принимают посильное участие в домашних работах семьи, в которой живут, а в сельской местности выполняют посильные сельскохозяйственные работы. Патронаж психически больных является одним из важных элементов реабилитации (см.) этих больных. Систематический труд, а также пребывание вне стен больницы во многих случаях оказывают благотворное влияние на состояние больных.

Установление феодальной поземельной и личной зависимости крестьянства. Иммунитет. Зарождение феодальной иерархии

В таких условиях разорившиеся или стоявшие на грани разорения свободные крестьяне легко попадали в зависимость от крупных землевладельцев. При этом, однако, они, как правило, не сгонялись с земли, на которой жили. Феодалы не были заинтересованы в сгоне крестьян с земли, ибо при феодальном строе «не освобождение народа от земли, а напротив, прикрепление его к земле было источником феодальной эксплуатации». Земля была в условиях господства натурального хозяйства единственным средством существования. Поэтому, даже теряя аллоды, свободные общинники вынуждены были брать у феодалов землю в пользование на условии выполнения определенных повинностей.

Одним из самых распространенных способов втягивания свободного крестьянства в зависимость еще при Меровингах являлась практика передачи земли в «прекарий» (precaria). В VIII—IX вв. эта практика получила особенно широкое распространение как одно из важнейших средств феодализации. Прекарий, что дословно означает «переданное по просьбе», — это условное земельное держание, которое крупный собственник передавал во временное пользование (иногда на несколько лет, иногда пожизненно) безземельному или малоземельному человеку. За пользование этим наделом его получатель обычно должен был платить оброк или в отдельных случаях выполнять барщину в пользу собственника земли.

Существовали прекарий нескольких видов; иногда такое условное держание передавалось человеку, у которого было недостаточно или вовсе не было земли (precaria data), но иногда мелкий собственник, еще не потерявший своей земли, передавал под давлением нужды и насилий соседних крупных землевладельцев право собственности на свою землю одному из них, чаще всего церкви, и получал эту же землю обратно в качестве прекария пожизненно или наследственно — в пределах одного-двух поколений (precaria oblata) — на условиях несения определенных повинностей. В результате такого рода сделки прекарист, по существу, отказывался от своего права собственности на землю. Иногда прекарист получал обратно в пользование не только отданную землю, но еще и дополнительный участок. Такой прекарий назывался «прекарий с вознаграждением» (precaria remuneratoria). Прекарий последнего типа были особенно распространены на землях церкви: церковные учреждения стремились таким способом привлечь побольше крестьян-держателей, чтобы округлить свои владения и увеличить площадь культивируемой церковной земли. Прибавки к дарениям давались обычно из необработанных земель, которые требовали большого приложения крестьянского труда.

Прекарист, отказываясь от права собственности на землю, превращался из собственника ее в держателя. Хотя первоначально он и сохранял свою личную свободу, но оказывался в поземельной зависимости от собственника земли, которая в дальнейшем приводила и к потере им личной свободы. Если более крупные прекаристы брали у церкви землю на условии уплаты незначительного оброка, то мелкие прекаристы, особенно из числа бывших безземельных, несли более тяжелые платежи, а иногда даже и барщину, приближаясь по своему положению к лично зависимым крестьянам.

Таким образом, хотя прекарные отношения имели форму «добровольного договора», в действительности они являлись результатом тяжелого экономического положения крестьян, вынуждавшего их отдавать землю крупным землевладельцам, а иногда и следствием прямого насилия. В лице прекаристов создавался промежуточный социальный слой, переходный от свободного общинника-аллодиста к зависимому крестьянину.

Наряду с крестьянами в VIII—IX вв. в качестве прекаристов часто выступали мелкие вотчинники, сами эксплуатировавшие труд зависимых людей, обычно вышедшие из среды более зажиточных аллодистов-общинников. В этих случаях прекарий служил для оформления поземельных отношений внутри складывающегося класса феодалов, так как такой мелкий вотчинник был уже, по существу, феодальным землевладельцем, вступившим в определенные отношения с более крупным феодальным земельным собственником, предоставившим ему землю в прекарий.

Одновременно с развитием прекарных отношений и потерей крестьянами собственности на землю происходило и личное закрепощение крестьянства. Теряя землю, крестьянин часто вслед за этим терял и свою личную свободу. Так, бедняк, будучи не в состоянии уплатить долг, попадал в кабалу к кредитору, а затем и в положение лично зависимого человека, мало чем отличающегося от раба. Такая же участь часто ожидала бедняка, которого нужда толкнула на кражу или другие преступления и который, не имея возможности возместить ущерб потерпевшему, становился его кабальным рабом. К личной зависимости часто вел акт коммендации мелкого свободного крестьянина светскому магнату или церкви (см. выше). На практике установление такой личной зависимости крестьянина от феодала могло иногда предшествовать утере им аллода. Однако широкое распространение таких личных отношений между ними имело своей общей предпосылкой быстрый рост крупного землевладения за счет мелкой крестьянской и общинной собственности, выражавший главную тенденцию социального развития Франкского государства той эпохи.

Разорению и втягиванию крестьянства в зависимость способствовала в немалой степени и дальнейшая концентрация в руках отдельных крупных землевладельцев политической власти, служившей им орудием внеэкономического принуждения. По мере того как росло количество подвластных магнату людей — прекаристов, кабальных людей, лиц, коммендировавшихся ему, он приобретал над ними все большую власть.

Королевская же власть, будучи не в силах препятствовать сосредоточению политической власти в руках крупных землевладельцев, вынуждена была санкционировать его путем специальных пожалований. Такие пожалования появились ещё при Меровингах, но широкое их распространение относится к каролингскому периоду. Сущность их заключалось в том, что особыми королевскими грамотами правительственным должностным лицам — графам, сотникам и их помощникам — запрещалось вступать на территорию, принадлежавшую тому или иному крупному землевладельцу, для выполнения на ней каких-либо судебных, административных, полицейских или фискальных функций. Все эти функции передавались магнатам и их должностным лицам. Такое пожалование называлось «иммунитетом» (от латинского immuiiitas — неприкосновенность, освобождение от чего-либо). Иммунитетом называлась не только совокупность определенных политических прав, передаваемых крупному землевладельцу, но и территория, на которую распространялось это пожалование.

Обычно иммунитетные права крупного землевладельца сводились к следующему: он пользовался на своей земле судебной властью; имел право взимать на территории иммунитета все поступления, которые до этого шли в пользу короля (налоги, судебные штрафы и иные поборы); наконец, он являлся предводителем военного ополчения, созываемого на территории иммунитетного округа. Юрисдикции иммуниста обычно подлежали гражданские иски и дела о мелких правонарушениях — не только лично зависимых, но и лично свободных жителей его владений. Высший уголовный суд обычно оставался в руках графов, хотя некоторые иммунисты присваивают себе также и права высшей юрисдикции.

В буржуазной историографии распространено чисто юридическое представление об иммунитете, который рассматривается исключительно как результат королевского пожалования, а иммунист — как один из агентов центральной власти на местах. Тем самым иммунитет изображается в виде стоящего над классами органа мира и порядка, который якобы ничего общего не имеет с хозяйственными интересами феодала и эксплуатацией крестьян.

В действительности иммунитетное пожалование чаще всего лишь оформляло ту политическую власть, тот аппарат внеэкономического принуждения, которыми феодал в качестве крупного землевладельца пользовался обычно задолго до получения этого пожалования и которые неизбежно порождались базисом феодального строя и характером феодальной земельной собственности. «… в феодальную эпоху высшая власть в военном деле и в суде, — говорит Маркс, — была атрибутом земельной собственности». Иммунитет представлял собой важное средство принуждения крестьян и укрепления их зависимости. Располагая судебно-административными и фискальными полномочиями, иммунист использовал их для усиления эксплуатации и окончательного закрепощения своих подданных — крестьян, как уже зависимых от него, так и еще лично свободных. В каролингский период иммунитетное пожалование часто распространяло власть иммуниста на земли и людей, до этого не зависевших от чьей-либо частной власти, еще лично свободных.

Вместе с тем иммунитет способствовал усилению политической независимости феодалов от центральной власти, подготовляя тем самым последующий политический распад Каролингской империи. Росту политической самостоятельности феодалов немало способствовало и развитие вассальных отношений. Вассалами первоначально назывались свободные люди, вступившие в личные договорные отношения с крупным землевладельцем, большей частью в качестве его военных слуг — дружинников. В каролингский период вступление в вассальную зависимость часто сопровождалось пожалованием вассалу бенефиция, что придавало ей характер не только личной, но и поземельной связи. Вассал обязывался верно служить своему господину (сеньору), становясь его «человеком» (homo), а сеньор обязывался защищать вассала. Располагая большим количеством вассалов, крупный землевладелец приобретал политическое влияние и военную силу, которые обеспечивали ему независимое от центрального правительства положение.

В 847 г. внук Карла Великого Карл Лысый в своем Мерсенском капитулярии предписывал, чтобы «каждый свободный человек выбрал себе сеньора». Таким образом, вассалитет признавался главной законной формой общественной связи. Развитие вассалитета вело к зарождению иерархической структуры господствующего класса феодалов, ослабляло центральную власть и способствовало усилению частной власти феодалов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

ПАТРОНАЖ.

Патронаж –это активное посещение пациента на дому.

1.Первый дородовый педиатрический патронаж осуществляется медсестрой или фельдшером ФАПа после взятия женщины на учет в женской консультации и передачи сведений в детскую поликлинику.

ЦЕЛЬ – сбор анамнеза и проведение инструктажа будущей матери. Обратить внимание на:

  • Факторы пренатального риска;
  • Наследственность;
  • Выявить желательна ли беременность;
  • Морально-психологический климат в семье.
  • Материально- бытовые условия.

Рекомендации:

  1. Посещение школы молодых родителей в детской поликлинике;
  2. Вопросы рационального питания и ЗОЖ.
  1. Второй дородовый педиатрический патронаж осуществляется на 31-38 неделе беременности (декретный отпуск).

Цель:

  • Проверка выполнения полученных ранее рекомендаций;
  • Повторная оценка факторов пренатального риска;
  • Подготовка к послеродовому периоду (беседа о грудном вскармливании, о подготовке молочных желез к кормлению, профилактика гипогалактии, подготовка приданого и уголка ребенка, аптечки).

СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДИАТРИЧЕСКИХ ПАТРОНАЖЕЙ.

ВОЗРАСТ РЕБЕНКА ЧАСТОТА ПАТРОНАЖЕЙ
Новорожденный 1 патронаж в первые 3 дня после выписки из роддома или в 1-й день
Новорожденный (1 неделя) 2 раза в неделю
Новорожденный (до 1 месяца) 1 раз в неделю
Грудной ребенок (до 6 мес.) 2 раза в месяц
Грудной ребенок (после 6 мес.) 1 раз в месяц
Ребенок от 1-го года до 2-х лет 1 раз в 3 месяца
Ребенок от 2-х до 3-х лет 1 раз в 6 месяцев
Старше 3-х лет 1 раз в год
  1. Первый патронаж к новорожденному.

Основные правила:

  • Осуществляется совместно врачом-педиатром с участковой медсестрой;
  • Своевременность проведения;
  • Торжественность;
  • Информативность.

На этом патронаже проводится:

  • осмотр ребенка (в том числе осмотр пупочной ранки и место БЦЖ);
  • инструктаж матери по вопросам вскармливания, ухода за ребенком, его воспитания;
  • санитарно-гигиенические условия для ребенка в квартире (санитарное состояние и уборка помещений, температурный режим в комнате, правила стирки и хранения чистого и грязного белья и т.д.);
  • обучение матери манипуляциям по уходу за новорожденным: пеленание, подмывание, туалет кожи и слизистых и т. д.
  • организация прогулок;
  • роль отца в воспитании и уходе за ребенком;
  • информация о состояниях, требующих срочной медпомощи (гипертермия, аспирация, синдром внезапной смерти).
  1. Патронажи к детям первого года жизни.

Алгоритм проведения учебного патронажа:

  1. Выяснить проблемы у матери и у ребенка.
  2. Собрать анамнез (генеалогический, биологический, социальный).
  3. Провести анализ возрастного режима дня на основании беседы с мамой (число кормлений, количество часов ночного и дневного сна, как организовано бодрствование).
  4. Оценить характер питания (вид вскармливания, кратность кормлений, прикормы, аппетит, любимые блюда).
  5. Провести объективное обследование:
    • Ведущие линии НПР, параметры поведения (настроение и живость реакции на окружающее, сон, аппетит, характер бодрствования, отрицательные привычки, индивидуальные особенности);
    • Состояние кожи и подкожно-жировой клетчатки (цвет, чистота, влажность, эластичность кожи, тургор мягких тканей, толщина подкожно-жирового слоя; у новорожденных отметить состояние пупочной ранки);
    • Состояние костно-мышечной системы (размеры и состояние краёв большого родничка, количество зубов, порядок их прорезывания, мышечный тонус, двигательные умения);
    • Определить частоту пульса, дыхания, температуру тела;
    • Выяснить частоту и характер стула, частоту мочеиспускания;
    • Оценить реакцию на вакцинацию БЦЖ (пятно, инфильтрат, везикула, язвочка, рубчик).
  6. Дать рекомендации матери по:

  • Соблюдению возрастного режима дня;
  • Рациональному питанию;
  • Физическому воспитанию;
  • Воспитательным мероприятиям;
  • Подготовке к прививкам;
  • Профилактике пограничных состояний (рахит, гипотрофия, анемия и т.д.);
  • Устранению выявленных отклонений.
  1. Сделать запись в Ф № 112/у.
  2. О выявленных отклонениях в состоянии здоровья ребенка и матери информировать участкового педиатра.

Робот блога считает, что это может быть вам интересно

  1. Примеры первичного и вторичного дородового патронажа
  2. Другие виды патронаж для медсестер
  3. Дородовый врачебный патронаж
  4. Патронаж повторного посещения пациента,находящегося на амбулаторном лечении
  5. Бланки для патронажей
  6. Патронаж здорового ребенка
  7. Виды компрессов: согревающий, горячий (припарка), холодный (примочка), полуспиртовый.
  8. Постановка компрессов
  9. Сестринский процесс при раке желудка
  10. Сестринский процесс при пороках сердца
  11. Сестринский процесс при пневмониях
  12. ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
  13. Планирование сестринской помощи пациенту с хирургической инфекцией, выполнение врачебных назначений.
  14. Сестринский уход и процесс при лихорадке
  15. Виды повязок. Десмургия.
  16. Основы десмургии. Транспортная иммобилизация.
  17. Деловой этикет в профессиональной деятельности медицинской сестры.
  18. Техника выполнения подкожной инъекции
  19. Общие принципы наложения бинтовых повязок. Виды бинтовых повязок.
  20. Настоящие проблемы пациента

Патронаж здорового ребенка

Патронаж (фр. – patronaqe – покровительство) – система медицинского обслуживания беременных, детей раннего возраста и некоторых категорий больных в домашних условиях.

В задачи патронажной работы входит помощь матери по организации правильного режима и рационального вскармливания, профилактики рахита, анемии, детских инфекций, контроль за физическим и нервно-психическим развитием ребенка, состоянием здоровья и семейного воспитания и т.д.

В течение первого полугодия жизни участковая медсестра (фельдшер) посещает здорового ребенка 2 раза в месяц, во втором полугодии – ежемесячно, в течение второго и третьего годов жизни – 1 раз в 3 месяца. По показаниям посещения могут быть чаще.

Патронажи детей разного возраста отличаются целями.

Порядок работы при посещении здорового ребенка на дому:

а) представиться матери ребенка и сообщить ей о цели посещения;

б) снять верхнюю одежду, головной убор, уличную обувь;

в) вымыть руки;

г) приготовить дневник, ручку;

д) собрать анамнез жизни ребенка;

ж) осмотреть ребенка;

з) дать конкретные советы матери по уходу за ребенком;

и) оформить патронаж в соответствии с рекомендациями: написать дату патронажа, данные анамнеза, осмотра ребенка и советы по уходу, режиму, вскармливанию, профилактике рахита.

Схема сбора анамнеза жизни и осмотра ребенка

  1. Фамилия, имя, отчество ребенка.
  2. Дата рождения, возраст.
  3. Домашний адрес.
  4. Сведения о родителях:

мать: возраст , профессия , состояние здоровья;

отец: возраст , профессия, состояние здоровья

  1. Анамнез жизни

5.1. От какой по счету беременности данный ребенок.

5.2. Чем закончились предыдущие беременности (аборт, выкидыш, рождение ребенка,

состояние здоровья детей, возраст).

5.3. Как протекала данная беременность:

— гестоз (в 1 или 2 половине беременности и в чем он проявлялся);

— чем болела во время беременности;

— соблюдала ли женщина режим дня, рационально ли питалась;

— были ли травмы (физические, психические);

— достаточно ли гуляла на свежем воздухе.

5.4. Роды:

— какие по счету;

— в срок, преждевременные (указать срок беременности в неделях);

— как протекали роды, если была патология, то какая;

— кто родился (мальчик, девочка);

— закричал ребенок сразу после рождения или нет (если проводились меры

оживления, то какие);

— оценка ребенка после рождения по шкале Апгар в баллах;

— масса тела и длина при рождении.

5.5. Состояние ребенка в период новорожденности и в дальнейшем:

— когда приложили первый раз к груди, если поздно, то почему;

— как взял грудь (сразу или нет), как сосал (активно или нет);

— когда отпал пуповинный остаток;

— когда зажила пупочная ранка;

— проводилась ли специфическая профилактика туберкулеза, вирусного гепатита «В»

(в роддоме, поликлинике);

— проводилось ли обследование на врожденную патологию;

— на какие сутки ребенок был выписан из роддома, если позднее 4-5 дней, указать

причину;

— каково было состояние глаз, кожи после выписки из роддома и в течение

первого месяца жизни.

5.6. Вскармливание ребенка (естественное, смешанное, искусственное), если смешанное

или искусственное, то почему и с какого месяца жизни переведен ребенок на

данный вид вскармливания:

— если естественное, то достаточно ли молока у матери;

— когда были введены: соки, яблочное пюре, масло, желток, творог, овощное

пюре, каши, мясной фарш, сухарики, хлеб и другие продукты питания;

— какой набор продуктов получают в настоящее время, каково их количество;

— режим кормления (сколько раз или по требованию ребенка), аппетит в настоящее время.

5.7. Развитие двигательных умений и навыков по месяцам (когда начал держать

голову, переворачиваться, сидеть, вставать у барьера, передвигаться вдоль

барьера, стоять самостоятельно.

5.8. Развитие речи (когда начал «гулить», лепетать, произносить слоги, повторять слоги,

слова, предложения).

5.9. Сроки и порядок прорезывания зубов.

5.10. Были ли аллергически реакции на что либо, если были, то в виде чего они

проявлялись.

5.11.Профилактические прививки (какие сделаны прививки, в каком возрасте, если

нет, то указать причину).

5.12.Перенесенные заболевания (указать какие, в каком возрасте, где лечились).

  1. 13. Проводилась ли профилактика рахита, анемии (каким препаратом, доза, длительность)

5.13.Материально-бытовые условия (какая квартира или дом, их состояние, уборка,

проветривание, содержание предметов ухода за ребенком, наличие игрушек в

соответствии с возрастом).

5.14.Уход за ребенком (кто ухаживает за ребенком, туалет, купание, создание условий

для бодрствования, соблюдение режима дня).

  1. Осмотр:

— жалобы мамы (есть, нет, если есть, то какие);

— общее состояние ребенка;

— масса, рост в настоящее время;

— долженствующие рост и масса;

— температура тела;

— кожные покровы и видимые слизистые, язык (окраска, влажность, опрелости, гнойнички, высыпания);

— эластичность кожи и тургор мягких тканей;

— толщина подкожно-жировой клетчатки;

— костная система (форма головы, состояние большого родничка, его размеры,

грудная клетка, позвоночник, конечности, количество зубов в настоящее время);

— число дыхательных движений (ч.д.д);

— число сердечных сокращений (ч.с.с);

— соотношение дыхания и пульса (Д:PS);

— данные перкуссии и аускультации легких, сердца;

— данные пальпации живота (мягкий, напряжен, болезненный или нет, если есть боль,

то указать локализацию, размеры печени);

— характер стула (сколько раз в сутки, какой консистенции, есть ли патологические

примеси, запах);

— мочеиспускание (сколько раз мочится в сутки, цвет мочи, болезненное

мочеиспускание или нет);

— поведение (эмоции, сон, активность во время бодрствования, вредные привычки,

если есть — указать какие, индивидуальные особенности ребенка);

— психо — неврологический статус на момент осмотра и его оценка по линиям развития (см.

методическое пособие «Уход за здоровым ребенком» под редакцией А.К.Душининой стр.28-32).

  1. Заключение о состоянии здоровья ребенка с указанием:

— здоров или нет ребенок (группа здоровья);

— группа развития;

— оценка физического развития.

Если выявлены проблемы, то составить карту сестринского процесса.

  1. Рекомендации по вскармливанию, режиму, уходу, профилактике рахита.
  2. Примечания.

9.1. Осмотр слизистых рта проводится в конце осмотра, а запись о состоянии

слизистых ведется после записи о состоянии кожи и подкожно-жировой

клетчатки.

9.2. При патронаже обращайте внимание на качество ухода за ребенком. В случае

плохого ухода необходимо отметить это в своих записях и сообщить врачу.

9.3. Если при патронажном посещении Вы обнаружили, что ребенок болен и

нуждается в помощи врача, помогите матери ребенка вызвать участкового врача

или «скорую помощь», окажите и другую посильную помощь.

9.4. Если в квартире взрослых нет, а с маленьким ребенком находятся дошкольники

или младшие школьники, то для предупреждения недоразумений лучше в

квартиру не заходить. Узнайте, когда будут взрослые, и повторите посещение.

Печать ЛПУ, подпись непосредственного руководителя ПП

  1. Патронаж повторного посещения пациента,находящегося на амбулаторном лечении
  2. Примеры первичного и вторичного дородового патронажа
  3. Что такое патронаж. Цель патронажа. Схема проведения.
  4. Бланки для патронажей
  5. Другие виды патронаж для медсестер
  6. Дородовый врачебный патронаж
  7. Алгоритм промывания желудка. Сестринская манипуляция
  8. Сестринский процесс при ревматизме
  9. Сестринская помощь в трансфузиологии
  10. Сестринский процесс при атеросклерозе
  11. СИЛЛАБУС. Сестринское дело.
  12. Схема сестринской карты пациента. Участие в паллиативной помощи.
  13. Сестринский процесс и уход при лихорадке 2(второй) стадии
  14. Сестринский процесс и уход при лихорадке 1(первой) стадии
  15. Сестринский процесс и уход при пневмонии
  16. Промывание конъюнктивальной полости
  17. Подготовка пациента(больного) к плановой операции
  18. Виды компрессов: согревающий, горячий (припарка), холодный (примочка), полуспиртовый.
  19. Техника наложения давящей повязки
  20. Схема написания истории болезни

Врач на дом, или Все о патронажной помощи в Москве

Людям, которые не могут самостоятельно посещать поликлинику в силу преклонного возраста или тяжести заболевания, необходима помощь на дому. Чтобы обеспечить таких пациентов необходимым объемом медицинской помощи, в Москве создали патронажную службу. Помощь оказывают врачи и сотрудники среднего медицинского персонала (медицинские сестры, фельдшеры) поликлиник во всех районах Москвы, кроме ТиНАО.

Что такое патронажная служба?

Патронажная служба обеспечивает медицинскую помощь на дому пациентам, которые из-за преклонного возраста, тяжелой травмы или заболевания не могут самостоятельно передвигаться и, соответственно, не могут добраться до поликлиники.

У пациентов патронажной службы есть свой лечащий врач-терапевт, который не ведет прием в поликлинике, а только оказывает помощь на дому. Эти врачи прошли специальную подготовку, поскольку в работе с маломобильными пациентами есть свои особенности. Во время первого посещения врач разрабатывает индивидуальный план лечения для каждого пациента. В нем указываются необходимый объем исследований, а также рекомендуемая частота наблюдения врачом и медицинской сестрой. В среднем врач посещает пациента восемь раз в год, медсестра — 12–14 раз. Кстати, даже если обращений от пациента не поступает, его все равно посещают по индивидуальному плану и следят за состоянием здоровья. При необходимости каждый пациент может связаться с лечащим врачом или медсестрой по телефону.

В обязанности врача патронажной службы входят проведение осмотров и оценка состояния здоровья пациента. Врачи выписывают лекарства и дают рекомендации по лечению и уходу. Медсестра проводит все необходимые процедуры по назначению лечащего врача: перевязки, инъекции, обработку пролежней, забор крови для лабораторных исследований. Также у медсестер с собой есть специальное оборудование — аппараты ЭКГ и экспресс-диагностики (для определения уровня глюкозы и холестерина в крови). Это позволяет своевременно направить пациента на дополнительное обследование или скорректировать лечение. Посещение врача патронажной службы в среднем длится 40 минут, визит медсестры — около получаса.

Раньше медицинскую помощь данной категории пациентов оказывал участковый врач, посещая их в отдельно выделенное от приемов в поликлинике время. Это приводило к большой загрузке докторов: посетить патронажных больных врач мог не чаще, чем четыре раза в год. Поэтому в новой системе решили закрепить за патронажными пациентами специальных врачей.

Москва поощряет медработников, которые оказывают медицинскую патронажную помощь на дому. Врач получает за это надбавку в 25 тысяч, медсестра — в 15 тысяч рублей в месяц.

Как получить помощь?

Чтобы получить медико-санитарную патронажную помощь на дому, нужно обратиться к участковому лечащему врачу или к заведующему отделением службы вызова на дом. Претендовать на патронажную помощь могут москвичи старше 18 лет. Решение о предоставлении патронажной помощи принимается по результатам медосмотра.

Медсестры патронажной службы обзванивают кандидатов и согласовывают время посещения. Терапевт осматривает пациента, заполняет лист индивидуальной оценки и собирает дополнительную информацию. Патронажную помощь предоставляют, если состояние пациента соответствует нескольким из следующих критериев: нарушена ориентация в пространстве, серьезно ограничена возможность самостоятельно передвигаться, требуется помощь в самообслуживании (еде, одевании), пациент не может сам принимать лекарства и ему трудно пользоваться телефоном.

В таком случае больного прикрепляют к врачу определенного участка в Единой медицинской информационно-аналитической системе (ЕМИАС), а также вносят в реестр пациентов патронажной службы.

Сейчас в Москве около 50 тысяч пациентов патронажной службы.

Паллиативная помощь

Очень важная часть системы поддержки тяжелобольных — паллиативная помощь. Это комплекс мер, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, на общее улучшение качества жизни неизлечимо больных пациентов.

Помощь получают люди с разными заболеваниями. Наибольшую долю составляют пациенты со злокачественными новообразованиями (31 процент), с тяжелыми необратимыми последствиями нарушений мозгового кровообращения (26 процентов) и хроническими прогрессирующими заболеваниями в терминальной стадии (22 процента).

Паллиативная помощь не ограничивается перечнем определенных диагнозов. Важная часть паллиативной помощи — работа с близкими пациента во время его болезни и их психологическая поддержка.

В Москве работает 81 кабинет паллиативной медицинской помощи. В них могут обратиться как сами пациенты, так и их родственники. Врачи ведут прием и оказывают консультативную помощь, а при необходимости выезжают на дом.