Педагог дополнительного образования профстандарт

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ. Педагог дополнительного образования детей и взрослых. материал по теме

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

ОПРОСНИК

  1. Профессиональный стандарт – это:
  • это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе определенной трудовой функции
  • это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника

Выберите правильный ответ

  1. Педагогическая деятельность в дополнительном образовани и детей и взрослых:
  • вид профессиональной деятельности
  • направление профессиональной деятельности

Выберите правильный ответ

  1. К основным целям педагогической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых относятся:
  • организация деятельности по усвоению знаний, формированию умений и компетенций
  • оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение)
  • создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации
  • обеспечение достижения учащимися нормативно установленных результатов усвоения дополнительных общеобразовательных программ

Выберите лишнее

  1. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» содержит:
  • две обобщенные трудовые функции
  • три обобщенные трудовые функции
  • четыре обобщенные трудовые функции

Выберите правильный ответ

  1. Возможные наименования должностей, профессий, предусмотренные стандартом:
  • педагог дополнительного образования
  • старший педагог дополнительного образования
  • педагог
  • преподаватель
  • тренер-преподаватель
  • методист
  • педагог-организатор

Несколько вариантов

  1. Для этих должностей предъявляются требования к стажу педагогической деятельности не менее двух лет по должности педагог дополнительного образования (при наличии высшего образования – бакалавриат)
  • педагог – организатор
  • педагог дополнительного образования
  • методист

Несколько вариантов

  1. Обобщенными трудовыми функциями по профстандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» являются:
  • преподавание по дополнительным общеобразовательным программам
  • организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ
  • педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ
  • организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ

Несколько вариантов

  1. Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования является трудовой функцией:
  • педагога дополнительного образования
  • педагога-организатора
  • методиста

Выберите правильный ответ

  1. Знание технологий проведения маркетинговых исследований необходимо специалисту:

  • педагог дополнительного образования
  • педагога-организатор
  • методист
  • организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых
  • мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ

Выберите правильный ответ

  1. Организация досуговой деятельности не является трудовой функций и трудовым действием специалиста:
  • педагог дополнительного образования
  • педагога-организатор
  • методист

Выберите правильный ответ

  1. К какой трудовой функции педагога дополнительного образования относятся следующие трудовые действия: набор на обучение по дополнительной общеразвивающей программе; отбор для обучения по дополнительной предпрофессиональной программе (как правило, работа в комиссии); организация, в том числе и стимулирование и мотивация деятельности и общения учащихся на учебных занятиях; консультирование учащихся и их родителей (законных представителей) по вопросам дальнейшей профессионализации (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам); текущий контроль, помощь учащимся в коррекции деятельности и поведения на занятиях
  • организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы
  • разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы
  • педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы

Выберите правильный ответ

  1. Анализ и интерпретация результатов педагогического контроля и оценки является трудовым действием в рамках трудовой функции педагога дополнительного образования:
  • педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы
  • организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы
  • разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы

Выберите правильный ответ

  1. Обобщенная трудовая функция «Организационно-методическое обеспечениереализации дополнительных общеобразовательных программ» включает в себя следующие трудовые действия:

— организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования

— организационно- педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования

— организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых

— мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ

Выберите правильный ответ

  1. Трудовая функция «Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования» включает в себя следующие трудовые действия:
  • организация разработки и (или) разработка программ и инструментария изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых
  • организация и (или)проведение изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых
  • организация экспертизы (рецензирования) и подготовки к утверждению программно — методической документации

  • формирование предложений по определению перечня, содержания программ дополнительного образования детей и взрослых, условий их реализации, продвижению услуг дополнительного образования, организации на основе изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых

Несколько вариантов

  1. Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ не является трудовой функцией для:
  • педагога дополнительного образования
  • методиста
  • педагога-организатора

Выберите правильный ответ

  1. Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительн ых общеобразовательных программ является обобщенной трудовой функцией для:
  • педагога дополнительного образования
  • методиста
  • педагога- организатора

Выберите правильный ответ

  1. Умение организовать подготовку, готовить и размещать информационно-рекламные материалы (листовки, буклеты, баннеры, презентации) является необходимым для:
  • педагога дополнительного образования
  • организационно- педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования
  • методиста
  • педагога-организатора

Выберите правильный ответ

  1. Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования не является трудовой функцией:
  • педагога дополнительного образования
  • методиста
  • педагога- организатора

Несколько вариантов

  1. Разработка предложений по развитию дополнительного образования (направлению дополнительного образования) в организации, осуществляющей образовательную деятельность, является трудовым действием педагога-организатора в рамках осуществления трудовой функции:
  • организация и проведение массовых досуговых мероприятий
  • организационно-педагогическое обеспечение развития социального п артнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых
  • организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности

Выберите правильный ответ

Профессиональный стандарт Педагог дополнительного образования детей и взрослых.

Профессиональный стандарт
Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (далее – профстандарт).

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Организация деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций;

Создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации;

Обеспечение достижения учащимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ.

Требования к образованию и обучению

Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)

Дополнительное профессиональное образование — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)

При отсутствии педагогического образования — дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

Новые компетенции педагога дополнительного образования:

Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;

Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми детьми, имеющими отклонения в поведении;

Работа с одарёнными детьми;

Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;

Владение ИКТ – компетенциями.

Профстандарт педагога призван:

определять необходимую квалификацию педагога;

обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;

обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;

содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

Структура профессионального стандарта педагога

1.Обобщенные трудовые функции — это совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес) процессе.

1.1.Трудовая функция — это система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции.

1.1.1.Трудовые действия – это процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.

1.1.2.Необходимые умения ( что должен уметь).

1.1.3.Необходимые знания ( что должен знать).

Обобщенная трудовая функция:

1.Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам.

1.1. Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы.

1.2. Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы.

1.3. Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания.

1.4. Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы.

1.5. Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы.

Обобщенная трудовая функция:

2. Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ.

2.1. Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых.

2.2. Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования.

2.3. Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ.

Обобщенная трудовая функция:

3. Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ.

3.1. Организация и проведение массовых досуговых мероприятий.

3.2. Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых.

3.3. Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности.

Трудовая функция:

Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы.

Трудовая функция:

Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы.

Планирование подготовки досуговых мероприятий

Организация подготовки досуговых мероприятий

Проведение досуговых мероприятий

Трудовая функция:

Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную обще развивающую программу, при решении задач обучения и воспитания.

Трудовая функция:

Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы.

Трудовая функция:

Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы

Анализируя трудовую деятельность педагога дополнительного образования согласно профстандарту можно прийти к выводу:

трудовая деятельность педагога заключаются в организации деятельности учащихся по усвоению дополнительной общеразвивающей программы, ее программно-методическом обеспечении и осуществлении педагогического контроля и оценки образовательных результатов.

Обозначенное содержание трудовых функции (трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания) на первый взгляд не отличается от традиционно сложившихся должностных обязанностей педагога дополнительного образования, однако если принять во внимание элементы, которые составляют каждую трудовую функцию, то мы увидим обратное. Новым по отношению к традиционному функционалу педагога дополнительного образования выступает:

  • электронное обучение и использование дистанционных образовательных технологий (если это целесообразно);

  • проведение мероприятий для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и с их участием;

  • развитие ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер учащихся различного возраста;

  • анализ и интерпретация результатов педагогического наблюдения; контроль и диагностика с учетом задач и особенностей образовательной программы и особенностей учащихся;

  • анализ и корректировка собственной оценочной деятельности.

Осуществление указанных элементов трудовых функций потребует от педагога знания характеристик и возможностей применения различных форм, методов и средств контроля и оценивания освоения дополнительных общеразвивающих программ (с учетом их направленности);

средств (способов) фиксации динамики подготовленности и мотивации учащихся в процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы.

Также профстандарт педагога дополнительного образования предполагает, что педагог должен владеть методами подбора из существующих и (или) оценочных средств, позволяющих оценивать индивидуальные образовательные достижения учащихся в избранной области деятельности или создавать такие оценочные средства самостоятельно.

Если выделить главное из зафиксированных профстандартом функций трудовой деятельности педагога дополнительного образования, то их можно свести к трем направлениям профессионального развития:

  • реализация дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ с учетом принципов инклюзивного образования;

  • организация и проведение оценки и диагностики образовательных достижений учащихся, а также содействие мониторингам их личностного развития;

  • использование дополнительных общеразвивающих программ в целях развития познавательной сферы учащихся, формирования у них престижа интеллектуального труда и освоения опыта практической деятельности.