Пенсионное страхование в РФ

Страховое пенсионное обеспечение и обязательное страхование

Пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию призвано гарантировать защиту интересов граждан страны. Однако, в связи с неоднократным проведением реформ, система ОПС и механизм ее функционирования для многих кроют множество вопросов. Попробуем разобраться и ответить на них.

Обязательное страховое обеспечение — что это

Обязательное страховое обеспечение по ОПС представляет собой непосредственно осуществление выплат, полагаемых гражданам в рамках страховой пенсионной системы. В свою очередь, страховая пенсионная система – это система мер, создаваемых государством, для финансовой поддержки людей после прекращения получения ими заработка и при наличии оснований для получения страхового обеспечения.

Подробнее об особенностях обязательного пенсионного страхования можно узнать .

Таким образом, понятия страховой пенсионной системы и обязательного страхового обеспечения различны. Их разница заключается в том, что:

  • Страховая пенсионная система является более широким понятием, которое охватывает весь процесс формирования и распределения средств, предназначенных для поддержки населения.
  • Обязательное страховое обеспечение касается только этапа выплат в рамках всей системы.

К обеспечению по бюджетной пенсионной системе относятся следующие выплаты:

  • пенсии по возрасту, инвалидности, потери кормильца;
  • накопительная часть;
  • выплаты к пенсии (срочная и фиксированная);
  • социальное погребение отдельных категорий умерших пенсионеров.

Как работает эта система

Система пенсионного страхования представляет собой вид долгосрочного страхования, при котором страхователем (гражданином) производятся отчисления в специальный фонд, а из него страховщик (ПФ) выплачивает полагающиеся пенсии.

Основными участниками такой системы являются:

  • Страховщики – государственные и негосударственные пенсионные фонды. Негосударственные представляют собой частные организации, деятельность которых регулируется правовыми стандартами.
  • Страхователи – являются физическими лицами, ИП и организациями, которые осуществляют платежи страховщикам.
  • Застрахованные – лица, которым полагается обеспечение в рамках данной системы.

Для того, чтобы получать выплаты при возникновении таких оснований, с заработка застрахованных работающих граждан в ПФ каждый месяц перечисляют 22% налога. Он оплачивается с любого дохода (премий, поощрений и т.д.), кроме социальных доплат.

Данная ставка состоит из 2 частей. Одна из них – солидарная, идет на выплату фиксированного объема пенсии. Вторая – индивидуальная, накапливается на личном счете (СНИЛС).

ВАЖНО! По номеру СНИЛС человек может получить информацию о своих индивидуальных накоплениях.

Таким образом, алгоритм функционирования данной системы можно представить следующим образом:

  • Все компании, после своей регистрации, в обязательном порядке регистрируются в органе ПФ.
  • При устройстве на работу и подписании соответствующих бумаг, человек получает статус застрахованного и может в будущем претендовать на получение компенсации ОПС.
  • Организации ежемесячно оплачивают обязательные взносы за всех сотрудников.
  • Перечисленные деньги учитываются на лицевых счетах работников и затем информация по этим данным используется для расчета пенсии.
  • При наступлении оснований для получения выплаты, граждане обращаются в ПФ с пакетом необходимых документов.

При этом ОПС выполняет следующие функции:

  • Инвестиционную. Имеющиеся в фондах средства используются для получения дополнительного дохода.
  • Аккумулирующую. Все деньги, оплачиваемые из разных источников, собираются в бюджете ПФ.
  • Регулирующую. С помощью ПФ происходит четкое распределение полученных средств.
  • Гарантийную. При выполнении всех условий, гражданам гарантируется финансовая поддержка при наступлении определенных ситуаций.

Структура пенсионного страхования в Российской Федерации

Всего в нашей стране существует три разновидности обеспечения граждан пенсиями:

  • Государственное пенсионное обеспечение. Не относится к страховому обеспечению и выплачивается госслужащим, военным, участникам ВОВ, и другим категориям граждан, включая нетрудоспособных и обеспечивается за счет федерального бюджета.
  • Обязательное страхование. Финансируется благодаря осуществлению взносов работающих граждан. Выплачивается также и иностранцам, проживающим в нашей стране и ведущим здесь трудовую деятельность.
  • Дополнительное (негосударственное). Обеспечивается частными организациями, за счет получения взносов на основании заключенных с клиентами договоров и инвестиционного дохода.

Таким образом, структура пенсионного страхования включает в себя обязательное и дополнительное страхование. Обязательное страхование обеспечивает гражданам получение следующих выплат:

  • Фиксированной. Она положена всем, у кого есть минимальный трудовой стаж, который в 2020 году составляет 11 лет. Ежегодно он будет увеличиваться до достижения 15 лет.
  • Страховой. Зависит от объема выплаченных работников налогов в ПФ.
  • Накопительной. Накопления могут осуществляться только у лиц, старше 1967 года рождения.

При этом, люди, рожденные после 1967 года могут самостоятельно выбирать: либо им рассчитывать только на страховое пособие, либо формировать страховую и накопительную часть пенсии в НПФ.

Накопительную часть можно разместить в понравившемся не пенсионном фонде. Это позволит получить дополнительный инвестиционный доход. Однако, перед подписанием договора следует взвесить все плюсы и минусы и изучить репутацию организации.

Правовое регулирование

Основным законом, регулирующим систему обязательного пенсионного страхования в области права в РФ, является ФЗ №167-ФЗ. В нем даны основные понятия и прописаны права и обязанности главных действующих сторон, определены основания для получения обеспечения.

За правовое регулирование обязательного пенсионного страхования также отвечают:

  • Конституция страны;
  • ФЗ № 165-ФЗ;
  • ФЗ № 212-ФЗ;
  • ФЗ № 173-ФЗ;
  • ФЗ № 27-ФЗ.

Виды страхового обеспечения по ОПС

Основным видом обеспечения по ОПС является страховая пенсия, представляющая собой ежемесячную финансовую поддержку – компенсацию дохода после прекращения работы и выхода на пенсию. Получать ее могут после смерти застрахованного его нетрудоспособные родственники.

ВАЖНО! Некоторые категории граждан имеют право получить данную поддержку досрочно. Для этого необходим специальный опыт работы (в сложных условиях) и его определенная продолжительность.

Данная выплата бывает трех видов: по возрасту, при получении инвалидности и смерти кормильца. Разберемся, в чем разница между ними.

По старости (трудовая)

Данная компенсация положена при достижении конкретного возраста. В 2020 году продолжается постепенное увеличение возраста выхода на пенсию. Однако, благодаря действующей льготе, как и в прошлом году, женщины получат обеспечение при достижении 55,5 лет, а мужчины – при 60,5.

У граждан, имеющих право на преждевременное получение поддержки, возраст остался прежним. Это касается, например, спасателей, шахтеров и других работников, ведущих деятельность в трудных условиях.

ВАЖНО! Не коснулись изменения и учителей, врачей и других сотрудников, которые выходят на пенсию в зависимости от продолжительности стажа.

Для того, чтобы получать компенсацию, необходимо соответствовать следующим условиям: иметь стаж не меньше 11 лет и накопить хотя бы 18,6 пенсионных баллов.

По инвалидности

Данный вид пенсии выплачивается при выполнении двух условий:

  • наличие любой группы инвалидности;
  • наличие любого стажа.

Размер данной выплаты различен и зависит от следующих факторов:

  • группы;
  • времени работы;
  • суммы перечисленных налогов;
  • количества людей, находящихся на попечении;
  • места проживания.

По потере кормильца

Данный вид поддержки предназначен семьям, потерявшим близкого, который содержал семью и имел хотя бы минимальный стаж работы.

ВАЖНО! Расчет данного вида выплаты основывается на основании суммы произведенных отчислений и накопленных баллов.

В некоторых ситуациях, при наличии очень маленького стажа, семьям погибшего возможно будет выгоднее получать социальную пенсию, нежели страховую. При наличии большого опыта работы, наоборот страховые выплаты будут ощутимо больше.

Однако, право на такую компенсацию имеют далеко не все родственники, а именно:

  • родные и приемные дети до 18 лет;
  • внуки, сестры и братья до того же возраста, но только при возможности доказать финансовую зависимость от усопшего;
  • оставшийся супруг при наличии пенсионного возраста или невозможности работать;
  • родители-пенсионеры;
  • дедушка и бабушка, если их дети умерли.

Как учитываются взносы на ОПС

Учет взносов на ОПС в России осуществляется с использованием специального номера – СНИЛС. Он присваивается каждому гражданину и через него происходит учет всех оплаченных взносов. По информации данного счета и происходит расчет причитающейся выплаты.

Правила оплаты взносов имеют отличия для работодателей и работающих на себя (ИП). В первом случае имеется обязанность оплатить налог за своих работников до 15 числа месяца, следующего за расчетным. ИП производят взносы по итогам целого года и производят до 30 июня следующего года.

Таким образом, пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию представляет собой финансовую поддержку граждан при наступлении определенных событий и выполнении ими установленных требований. Выплаты осуществляются за счет средств, аккумулирующихся ПФ за счет платежей всех застрахованных.

Обязательное пенсионное страхование

Взносы на обязательное пенсионное страхование

Работодатель – главный плательщик взносов на обязательное пенсионное страхование. Страховые взносы в Пенсионный фонд России уплачиваются из заработной платы, а также других видов вознаграждений, начисленных в пользу работников. Благодаря аккумулированным средствам фонда удается перечислять пенсионные выплаты тем, кто уже вышел на пенсию и формировать базу для предстоящих выплат.

Пенсионный фонд РФ выполняет функции администратора по взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование. Взносы в ПФР перечисляют:

  1. Лица и организации, которые выплачивают гражданам заработную плату, а также иные вознаграждения.
  2. Индивидуальные предприниматели.
  3. Физлица (не ИП).
  4. Самозанятые граждане, адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие.

Обязательное пенсионное и медицинское страхование

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) функционирует на территории РФ с 2002 года. В рамках проведенной реформы все граждане, родившиеся с 1967 года и позже получают пенсию, которая делится на страховую и накопительную часть. Оба вида пенсии формируются путем уплаты страховых взносов обязательного характера.

Обязательное медицинское страхование или ОМС – часть государственной программы социального страхования. Основной плюс – равные возможности для каждого гражданина в получении лекарственной и медицинской помощи. Услуги предоставляются за счет средств, которые перечисляются в фонд в обязательном порядке на условиях государственной программы.

Свидетельство обязательного пенсионного страхования

Если гражданин РФ устраивается на работу без свидетельства обязательного пенсионного страхования, работодатель обязан оформить документ в соответствии с нормами закона. Это правило также распространяется на лиц, которые трудятся по договору подряда.

Подрядчик, у которого нет пенсионного свидетельства, должен получить его от первого работодателя. Соответствующая анкета, которая заполняется в процессе приема на работу, передается в ПФР в 14-дневный срок с момента подписания трудового договора.

Система обязательного пенсионного страхования

Система обязательного пенсионного страхования предполагает оформление соответствующих полисов в страховых компаниях. Благодаря четко отлаженному механизму удается содержать граждан пенсионного возраста (утративших трудоспособность). Среди основных участников системы страховщики и страхователи, федеральные структуры и застрахованные лица.

Пенсионное страхование проводится в соответствии с нормами действующего законодательства. По закону право на обязательное пенсионное страхование получают граждане государства, а также лица, которые работают и живит на территории РФ.

Уплата обязательного пенсионного страхования

Уплата взносов обязательного пенсионного страхования проводится на основании договора, заключенного между страхователем и страховщиком. Размер установленной суммы указывается в составленном документе. Когда страхователь достигнет определенного законодательством возраста, ему начнут выплачивать государственную пенсию с периодичностью раз в месяц. Право на пенсию также получают страхователи-инвалиды или граждане РФ по факту потери кормильца. Сумма будущей пенсии определяется нормами федерального законодательства. Начисление курирует Пенсионный фонд Российской Федерации.

ФЗ об обязательном пенсионном страховании

ФЗ об обязательном пенсионном страховании определяет основы системы ОПС в секторе государственного регулирования РФ. Закон также регулирует взаимоотношения между субъектами ОПС, определяет их правовое положение, статус, обязанности и права. В отдельных статьях закона приведены основания, при которых возникают обязанности и права упомянутых выше субъектов. На случай нарушения или невыполнения субъектами возложенных законом обязательств предусмотрены соответствующие виды ответственности.

Фонд обязательного пенсионного страхования

Фонд обязательного пенсионного страхования справедливо считается ключевым финансовым институтом Российской Федерации. Учреждение национального масштаба оказывает комплексные государственные услуги в сегменте социального обеспечения граждан.

В структуру ПФР входи восемь управлений в округах, 83 отделения в различных субъектах РФ и порядка 2 500 управлений территориального уровня. Еще одно отделение функционирует в г. Байконур (Казахстан).

Как заключить договор об ОПС?

Чтобы заключить договор об ОПС, необходимо обратиться в отделение Сбербанка РФ (или в любой другой негосударственный пенсионный фонд), где вас попросят предъявить СНИЛС и паспорт. Затем следует подать заявление с просьбой перевести счет накопительной пенсии в отделение Сбербанка. Представитель финансового учреждения оформит вашу заявку через использование электронной подписи в цифровом формате. Если заявление в адрес Пенсионного фонда РФ подано в самостоятельном порядке, работнику Сбербанка понадобится сообщить номер полученной расписки. Передать информацию разрешается в телефонном режиме или с помощью удобного электронного сервиса в интернете.

Субъекты обязательного пенсионного страхования

За работу системы обязательного пенсионного страхования отвечают страховщики. К этой категории в РФ относят государственный пенсионный фонд и негосударственные пенсионные фонды.

Среди субъектов обязательного пенсионного страхования также значатся страхователи. Эта категория лиц, которые выплачивают взносы в пользу работающих граждан РФ. К страхователям относят индивидуальных предпринимателей, организации и физические лица.

Третья категория субъектов системы ОПС – застрахованные лица, т.е. непосредственно те, кто получает пенсию в соответствии с нормами закона.

Обязанности страховщика

Перечень обязанностей страховщика достаточно широк:

  1. Разработка размера тарифов для уплаты страховых взносов. А также обоснование предлагаемых данных.
  2. Своевременная выплата трудовых пенсий.
  3. Назначение и пересчет сумм страхового обеспечения, в соответствии с данными персонифицированного учета и нормами законодательства.
  4. Контроль над поступающими документами, на основании которых насчитываются пенсии. В том числе и для льготных категорий граждан.
  5. Проектирование и контроль исполнения бюджета ПФР.
  6. Целевое использование аккумулированных средств.
  7. Предоставление гражданам, общественным и государственным организациям необходимой информации о работе Пенсионного фонда.
  8. Учет поступающих средств и регистрация страхователей.

Обязанности страхователя

В обязанности страхователя входит:

  1. Получение оригиналов и дубликатов страховых свидетельств с последующей передачей документов застрахованным лицам. Свидетельства выдаются всем, кто работает в компании на основе гражданско-правового или трудового договора.
  2. Передача застрахованным лицам копий документов, направленных в местное отделение ПФР. Информация передается лицам, работающим в организации на основании гражданско-правового или трудового договора. В ПФР соответствующая информация требуется для персонифицированного учета и включения в индивидуальный лицевой счет.
  3. Проконтролировать, насколько реквизиты в выданном страховом свидетельстве соответствуют документам, удостоверяющим личность нанятого сотрудника.

Обязанности застрахованных лиц

В обязанности застрахованных лиц входит:

  1. Прохождение регистрации в Пенсионном Фонде РФ.
  2. Получение, надежное хранение и предъявление по требованию свидетельства ОПС.
  3. Если сведения, которые содержатся в индивидуальном лицевом счете изменились, следует обратиться в ПФР с соответствующим заявлением.
  4. При утрате свидетельства направить в ПФР все документы, необходимые для подтверждения информации по лицевому счету.
  5. Другие обязательные действия в соответствии с нормами федерального законодательства.

Особенности обязательного пенсионного страхования в РФ

Согласно 39 статье Конституции РФ, каждому в нашей стране государство даёт гарантию на соцобеспечение в случае, когда человек ещё или уже не в состоянии себя материально содержать. Обязательное пенсионное страхование (далее ОПС) является той базой, благодаря которой становится возможным эти гарантии выполнить. Узнаем об особенностях системы более подробно.

Что такое обязательное пенсионное страхование и для чего оно нужно

Под обязательным пенсионным страхованием понимают систему мер, принимаемых государством, которые позволяют компенсировать гражданам заработанные деньги или другие выплаты, получаемые застрахованным лицом в случае:

  • утраты кормильца;
  • получения инвалидности;
  • выхода на заслуженный отдых.

Регулировать правовые отношения между участниками системы ОПС призван ФЗ № 167 от 15.12.2001 года. Законодательству РФ подконтрольны действия по финансированию ОПС за счёт федеральных средств или бюджета пенсионного фонда России (ПФР). Правоотношения в части внесения платежей на ОПС и осуществление контроля над этим действием регулирует ФЗ № 250 ч. 3 от 03.07.16 г. о налогах и сборах.

В системе ОПС используют следующие определения:

  1. Обязательное страховое обеспечение (ОСО) – выплаты гражданину пенсий, пособий и других полагающихся средств, в т.ч. на погребение.
  2. Средства ОПС – деньги, находящиеся в ведении страховщика по ОПС.
  3. Бюджет ПФР – образование и расход средств на ОПС.
  4. Страховые взносы на ОПС – платежи, которые имеют статус «обязательных», они поступают в ПФР и идут только на обеспечение ОПС.

До конца 2015 г., рождённые в 1967 году и младше должны были определиться, какую часть взносов отчислять на страховую пенсию, а какую на накопительную:

  1. Страховая часть – это базис, выплаты гарантированы, но их величина зависит от ситуации с госбюджетом на тот момент, когда начнут выплачивать страховку (пенсию).
  2. Накопительная часть – это средства, которыми управляет Внешэкономбанк или частные управляющие компании, инвестируя их в разные проекты.

Будущие выплаты зависят от того, насколько удачным был прогноз, при вложении средств в ту или иную программу.

Как работает ОПС

Часть заработной платы каждого официально работающего жителя нашей страны, работодатель, выступающий в роли страхователя, перечисляет в бюджет ПФ.

Принцип работы ОПС таков:

  1. Обязательные взносы работающего человека идут на выплаты пенсии тем, кто уже находится на заслуженном отдыхе или получает социальную пенсию (в т.ч. по утрате кормильца).
  2. Взносы, поступающие на накопительную часть должны копиться и приумножаться за счёт инвестиций.

Однако, с 2014 по 2019 годы, на государственном уровне решено приостановить приём новых накоплений в системе ОПС. Хотя, до конца 2015 года те, кто их регулировал, могли выбрать: всю сумму перечислять в счёт страховой пенсии или делить её между страховой и накопительной.

Функции системы ОПС

Для решения задач в системе обязательного пенсионного страхования, страховщик выполняет ряд функций:

  • создаёт и пополняет единую базу застрахованных лиц;
  • ведёт индивидуальный учёт взносов, поступающих в Фонд;
  • анализирует опыт зарубежных коллег в сфере пенсионного страхования;
  • контролирует выплату пенсий и других соц. пособий;
  • выдаёт и ведёт учёт сертификатов материнского (семейного) капитала;
  • взаимодействует с работодателями;
  • ведёт отдельный учёт средств, поступающих в бюджет ПФ (на страховую, накопительную часть или софинансирование средств).

С 2017 администрирование страховых взносов распределили между налоговой службой и ПФР:

  1. Налоговая. Контролирует правильность, объём и своевременность отчислений.
  2. ПФР. Принимает расчёт, контролирует мероприятия и принимает решения о возврате излишне выплаченных сумм.

Основная цель обязательного пенсионного страхования в РФ – накопление денег для выдачи их лицам, достигшим пенсионного возраста или претендующим на социальную пенсию.

Субъекты ОПС

Согласно статье 4 Федерального з-на № 167 от 15.12.2001 г., субъектами ОПС считают:

  • страховщика;
  • страхователя;
  • застрахованное лицо.

Узнаем, кто есть кто в этой системе.

Страховщик

В роли страховщика выступает пенсионный фонд. Это может быть как ПФ Российской Федерации, так и негосударственный ПФ. Здесь важно понимать, что даже при наступлении обстоятельств, приведших к ликвидации негосударственного ПФ, средства, отчисляемые на формирование пенсии гражданина, не исчезнут, а будут перенаправлены в ПФР.

Страхователи

Страхователем считают того, кто выплачивает зарплату физическому лицу, а, следовательно, обязан перечислять страховые взносы на ОПС.

Это могут быть:

  • организации;
  • ИП;
  • физ.лица.

Помимо этого, страхователем могут выступать самозанятые граждане, ИП, а также лица, занимающиеся частной практикой (нотариусы, адвокаты и т.д) или граждане, не принадлежащие к вышеперечисленным категориям, но решившие добровольно отчислять взносы на ОПС.

Застрахованные лица

Застрахованные лица — те, на кого распространяется ОПС.

К ним относят:

  • россиян;
  • иностранцев (в т.ч. временно проживающих);
  • лиц без гражданства, но проживающих и официально работающих в России.

ОПС не распространяется на иностранных студентов, обучающихся на дневной форме среднего и высшего профобразования и получающих выплаты за работу в студотрядах. Разумеется, ОПС не распространяется на иностранцев, работающих неофициально.

Права и обязанности субъектов

Права, равно как и обязанности субъектов обязательного пенсионного страхования, регулируются статьёй 15, закона об ОПС, согласно которой, владельцы страховки имеют право:

  • узнавать у работодателя о начислении и перечислении взносов в ПФ;
  • получать выплаты по ОПС;
  • выбирать не только ПФ, но и процент отчисляемых взносов;
  • отстаивать свои интересы.

В обязанности застрахованного входит:

  1. Подавать в ПФ документы с правдивыми сведениями, на основании которых будут назначаться и выплачиваться ОСО.
  2. Оповещать ПФ обо всех изменениях, влияющих на выплату ОСО.

Ответственность за сведения, поступающие на ИЛС, лежит не только на страхователе, но и на застрахованном лице. В случае подачи ложных сведений и получении незаконных выплат, при обнаружении факта несоответствия, будет произведён перерасчёт и изъятие необоснованно выданных средств, в соответствии с действующим законодательством.

Виды пенсионного страхования в РФ

Помимо обязательного страхования пенсии в России предусмотрен ещё один вид – добровольное.

ОПС регламентируется законодательством, а выплаты будущей пенсии зависят от:

  • продолжительность страхового и трудового стажа;
  • размера заработной платы;
  • присвоенной группы (в случае инвалидности).

Финансирование происходит за счёт поступления средств от работающего населения.

Добровольное пенсионное страхование (ДПС) проводят по личному волеизъявлению гражданина, желающему повлиять на размер своей будущей пенсии. Для этого заключается договор со страховой компанией, согласно которому, застрахованный ежемесячно или разово перечисляет взносы. Полученные сбережения будут выплачивать дополнительно к основной пенсии.

Размер выплат при ДПС зависит от:

  • суммы поступлений;
  • продолжительности накоплений;
  • возраста застрахованного.

Накапливаемой суммой можно воспользоваться только по факту страхового события, а в случае смерти владельца страховки, накопления передают наследникам.

Для перехода из ПФР в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) и обратно заполняют специальный бланк заявления и прикладывают необходимые документы.

А сделать это можно любым доступным образом:

  1. Воспользовавшись порталом Госуслуг, если есть подтверждённая учётная запись и электронная подпись, в этом случае по электронке отправляется только заполненное заявление.
  2. Обратившись непосредственно в ПФР, предъявив документ, удостоверяющий личность и СНИЛС. Нужно заранее определиться с выбором НПФ.
  3. Через МФЦ (документы заверят сотрудники центра).
  4. С уведомлением через почтовое отделение. К заявлению понадобится вложить нотариально заверенные копии документов.

Чтобы не стать объектом мошеннических действий в сфере перевода средств из государственного фонда в НПФ, не передавайте свои персональные данные посторонним лицам.

Индивидуальный персонифицированный учет

ПФ РФ ведёт персонифицированный учёт граждан, проживающих в нашей стране. Для этого, на ребёнка с самого рождения необходимо оформить СНИЛС – страховой номер индивидуального лицевого счёта. Номер присваивают физическому лицу, это – уникальный код, с помощью которого обрабатывают сведения о владельце счёта, поступающие в ПФР.

На практике, СНИЛС – это ключ к хранилищу с данными, содержащимися в ПФ РФ на каждого индивидуума. Индивидуальный лицевой счёт (далее ИЛС) состоит из нескольких элементов:

  1. Основного, с указанием номера ИЛС и сведений об отработанном времени.
  2. Специального, в котором отмечают поступление взносов на накопления.
  3. Профессионального, отражающего сведения о поступлениях средств на негосударственное обеспечение пенсий, если пришлось работать на производстве, приравненном к опасному или вредному.

От правильности поданных сведений, аккумулирующихся на ИЛС, зависит размер причитающихся пенсионных выплат.

Страховые взносы (СВ) в ПФ РФ

Если за нанятого сотрудника работодатель автоматически делает перечисления в ПФР, то работающим на себя гражданам приходится делать это самостоятельно. Поскольку сумма обязательных платежей в ПФ – величина непостоянная, необходимо отслеживать эти изменения.

Сумма взносов подверглась корректировке и в 2019 году:

  1. Уменьшился cовокупный тариф СВ – 30 %, включая: 22% на ОПС; 5,1% на ОМС (мед. страховка); 2,9% на соцстрах.
  2. Увеличился верхний порог суммы для исчисления страховых взносов. База по ОПС выросла на 129 тыс. руб. и составила 1 150 тыс. руб., по ФСС – на 50 тыс. руб. и составила 865 тыс. руб. При превышении этих сумм страхователи используют сниженные тарифные ставки, размер которых 10% и 2,9% соответственно.
  3. Для ИП на «упрощёнке» (УСН) отмена сниженных тарифов привела к росту СВ на 10%.

Если доходы лиц, ведущих предпринимательскую деятельность, за 2019 год превысят 300 тыс.руб., то с суммы, выходящей за лимит, платят дополнительный взнос, равный 1%. Максимум выплат на ОПС за 2019 год не должен быть выше зафиксированного размера умноженного на восемь, т.е. 8 х 29 354=234 832 рублей (не больше), независимо от суммы полученного дохода. Страхователь самостоятельно выбирает график платежей: ежемесячно или поквартально, главное – уложиться в отчётный период.

Обязательное пенсионное страхование нужно для формирования будущей пенсии. Отчисления в ПФР идут только от официально работающих граждан и погашают нужды людей в текущее время находящихся на пенсии (по старости или социальной). Владелец страховки сам решает, положить ли отчисления на страховую часть или распределить их между обязательной и накопительной частью. Сумма страховых взносов ежегодно меняется, поэтому страхователи должны отслеживать изменения и нововведения в законодательстве. Уточнить информацию или получить консультацию по пенсиям можно при обращении в ПФРФ лично или на официальном сайте Фонда.

Пенсионное страхование

Пенсионное страхование является разновидностью долгосрочного страхования жизни, при котором страхователь единовременно или в рассрочку уплачивает пенсионный взнос, а страховщик принимает на себя обязательство выплачивать застрахованному лицу пенсию, пенсионную ренту или аннуитет.

Рента (аннуитет) представляет собой серию регулярных выплат через определенные промежутки времени. В отношении пенсионного страхования рентные платежи выполняют роль дополнительной пенсии.

Пенсия — это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы.

Обязательное (государственное) пенсионное обеспечение осуществляется на основании условий и норм, установленных законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а также других нормативных актов.

Обязательное пенсионное обеспечение распространяется на всех граждан. Право на пенсионное обеспечение имеют не только граждане России, но и проживающие на территории Российской Федерации граждане других бывших союзных республик, а также иностранные граждане и лица без гражданства. Размеры получаемых средств при этом зависят от величины трудового стажа, заработной платы, степени утраты трудоспособности и регулируются законодательством.

Основания и условия государственного пенсионного обеспечения различны. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения является, как правило, трудовая и общественно полезная деятельность лица в прошлом. В зависимости от оснований и условий предоставления пенсии различают пять видов пенсий:

  • пенсии по старости;
  • пенсии по инвалидности;
  • пенсии по случаю потери кормильца;
  • пенсии за выслугу лет;
  • социальные пенсии.

Государственное пенсионное страхование — ведущий элемент системы, по которому выплата пенсий обеспечивается в зависимости от страхового (трудового) стажа и уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования, финансирование которых осуществляется как за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд РФ, так и за счет средств, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление, и инвестиционного дохода от их размещения.

Добровольное (негосударственное) пенсионное страхование предназначено для расширения возможностей обязательного как по размерам пенсий, так и по условиям их получения. Так, например, пенсия по договору добровольного пенсионного страхования выплачивается дополнительно к государственной трудовой пенсии. Взносы могут быть регулярными в течение длительного срока или единовременными. Размер пенсии зависит от четырех основных обязательств:

  1. размера внесенных страховых взносов;
  2. количества лет, прошедших с момента заключения договора страхования до начала пенсионных выплат (чем больше период накопления, тем больше накопленная сумма и выше размер полученной пенсии);
  3. возраста застрахованного лица (чем старше, тем меньше период накопления и больше страховой взнос, который должен быть уплачен);
  4. пола застрахованного лица (обычно размер страхового взноса для женщин в 1,5 раза выше, чем для мужчин).

Под негосударственной пенсией понимаются денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора. Следовательно, в отличие от государственной пенсии, право на которую возникает на основании закона, одним из основных признаков негосударственной пенсии является обязательное наличие договорных отношений между субъектами пенсионных правоотношений.

Как известно, до начала 2002 г. пенсионная система России была полностью распределительной (принцип «солидарности поколений»), т. е. финансирование текущих пенсий осуществлялось исключительно за счет средств, собираемых с работодателей в виде налогов на фонд оплаты труда. Основной принцип — собранные пенсионные взносы не инвестируются, а тратятся сразу.

Главные изменения в ходе реформы, начавшейся 1 января 2002 г. — введение накопительного элемента в систему обязательного пенсионного обеспечения и допуск частных финансовых институтов к управлению (инвестированию) пенсионных накоплений.

Согласно действующему законодательству, трудовая пенсия делится на базовую, страховую и накопительную часть.

Базовая часть — одинакова для большинства пенсионеров и не зависит от заработка, который получал пенсионер в прошлом. Она индексируется с учетом инфляции. С 1 августа 2003 г. ее размер для большинства пенсионеров равен 597 руб.

Страховая часть привязана к сумме полученных за данного гражданина пенсионных взносов, учтенных на так называемом «условно-накопительном счете», и также подлежит индексации с учетом инфляции, зарплаты и «индекса роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера».

Поскольку и базовая, и страховая часть являются элементами распределительной системы, они не предполагают инвестирования собранных пенсионных взносов, а финансируются за счет распределения текущих поступлений. Средний размер трудовой пенсии составил по итогам 2002 г. 1379 руб., средний коэффициент замещения 31,2%.

Накопительная часть представляет собой главную составляющую пенсионной реформы. Определенный процент пенсионных взносов, различающийся в зависимости от возраста работника и его заработка, накапливается в ПФР и учитывается в так называемой «специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица».

При этом разные возрастные группы в разной степени вовлечены в накопительную схему. «Старшие возраста» (мужчины 1952 г. р. и старше, женщины 1956 г. р. и старше) не участвуют в этой системе. «Средние возраста» (мужчины 1953-1966 гг. рождения включительно, женщины 1957-1966 гг. рождения включительно) задействованы частично. Так, до конца 2004 г. их взносы на финансирование накопительной части не превышали 2%, а с 1 января 2005 г. эта категория и вовсе исключается из реформы. «Младшие возраста» (1967 г. р. и моложе) вносят на протяжении переходного периода: с 2004 по 2007г. взносы, равные 4%.

Регрессивный характер ЕСН, из которого производится вычленение пенсионных взносов, накладывает отпечаток на финансирование накопительной части: в случае превышения определенного размера заработка отчисления в накопительную часть прекращаются.

Интересным моментом реализации пенсионной реформы является то, что гражданам предоставляется право выбора инвестиционного управляющего в отношении инвестирования своей обязательной накопительной части пенсии:

  • Пенсионный фонд РФ (через ВЭБ);
  • частная управляющая компания (их сейчас 55, заключивших соглашение с ПФР);
  • негосударственные пенсионные фонды (с 2004 г.).

До конца 2004 г. тариф пенсионных отчислений составлял 28% фонда оплаты труда (ФОТ), причем он распределялся поровну: 14% — на финансирование базовой пенсии и 14% — закреплялся в виде финансовых обязательств пенсионной системы за конкретным человеком (приложение 5).

Однако уже с 2005 г. из-за снижения ставки единого социального налога до 26% (на каждое физическое лицо нарастающим итогом) вместо 35,6 % от ФОТ, уплачиваемых ранее, произошла трансформация и ставки взноса, предназначенной для формирования базовой части пенсии.

При налоговой базе до 280 000 руб. структура взносов распределяется следующим образом: 20% идет в федеральный бюджет, 3,2% — в фонд социального страхования, а 0,8 и 2% — в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования соответственно. Из тех 20%, которые перечисляются в бюджет, можно выделить следующие денежные потоки: 14% идет на формирование страховой и накопительной частей пенсии, а 6% — на формирование базовой части пенсии.

Таблица 1 Тарифы страховых взносов на финансирование обязательного пенсионного страхования с 1.01.2005 г.

База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом

Для лиц 1966 г. р. и старше

Для лиц 1967 г. р. и моложе

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

До 280 000 руб.

14%

8%

6%

От 280 001 руб. до 600 000 руб.

39 200 руб. + 5,5% с суммы выше 280 000 руб.

22 400 руб. + 3,1% с суммы выше 280 000 руб.

16 800 руб. + 2,4% с суммы выше 280 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

56 800 руб.

32 320 руб.

24 480 руб.

Однако на переходный период с 2005 до 2007 г. для лиц моложе 1967 г. р. предусматривается шкала отчислений на формирование накопительной части пенсии, представленная в табл. 1.3., которая, как видно, ниже заявленной в таблице.

Таблица 2 Ставки страховых пенсионных взносов для работодателей моложе 1967 г. р.

База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом

2005 — 2007 г.

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

До 280 000 руб.

10%

4%

От 280 001 руб. до 600 000 руб.

28 000 руб. + 3,9% с суммы выше 280 000 руб.

11 200 руб. + 1,6 % с суммы выше 280 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

40 480 руб.

16 320 руб.

С начала 2005 г. из накопительной пенсионной системы будут исключены граждане старше 1966 г. рождения, за которых работодатель раньше уплачивал в накопительную часть пенсии 2% от его заработка. В соответствии с новыми предложениями все 14% страховых платежей за эту группу лиц планируется направлять на финансирование только распределительной страховой части пенсий. При этом средства, поступившие на накопительные счета этих граждан в период 2002-2004 г., остаются в управлении граждан и могут по их усмотрению быть переданы государственной или частной управляющей компании, а также в негосударственный пенсионный фонд.

Негосударственное пенсионное обеспечение и корпоративные пенсионные программы

Основу негосударственной (накопительной) системы пенсионного обеспечения составляют негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) — это некоммерческие организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которых является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основе договоров о негосударственном пенсионном обеспечении.

Деятельность негосударственных пенсионных фондов в соответствии с Указом Президента от 9.03.2004 г. № 314 регулируется и контролируется Управлением регулирования и контроля за коллективными инвестициями при Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР).

На основании договора о негосударственном пенсионном обеспечении между предприятием и НПФ работодатели имеют возможность:

  • повысить уровень материального стимулирования работников;
  • обеспечить достаточный уровень содержания ветеранам предприятия;
  • эффективно проводить кадровую политику предприятия;
  • получить дополнительные источники инвестиций в свое предприятие.

Корпоративные пенсионные программы

С целью реализации социальных программ, осуществления налогового планирования, для реинвестирования пенсионных резервов НПФ в корпоративные проекты создаются корпоративные пенсионные программы.

Схема организации корпоративных пенсионных программ на предприятии представлена на рис. 5.

Рис. 5. Схема организации корпоративных пенсионных программ

В основе функционирования НПФ лежит пенсионная схема, которая определяет порядок взаимоотношений между тремя субъектами: вкладчик (предприятие) — фонд (НПФ) — участник (работник).

Функции пенсионной схемы:

  • условия и порядок внесения взносов;
  • условия распределения инвестиционного дохода;
  • возможности выкупных сумм ;
  • правила наследования;
  • уровень доходности;
  • формирование и расходование пенсионного резерва.

Пенсионные схемы могут быть двух видов:

  • с установленными взносами (где заранее определяется размер взноса на финансирование негосударственной пенсии, но не оговаривается размер выплат пенсий);
  • с установленными выплатами (в них заранее определяется размер выплат пенсий, но размер взносов может корректироваться).

В корпоративных пенсионных программах применяется четыре базовых вида схем: «С установленными взносами. Пожизненная»; «С установленными взносами. Срочная»; «С установленными взносами. Пожизненная. Солидарная» (наиболее популярная среди работодателей в настоящее время); «С установленными взносами. Срочная. Солидарная».

Пенсионные накопления могут формироваться как на солидарных пенсионных счетах (СПС) в НПФ, так и на индивидуальных (именных) счетах работников (ИПС).

Негосударственный пенсионный фонд может предложить участнику пенсионную программу, размер пенсии в которой рассчитывается в зависимости от:

  • тарифного разряда работника (тарифная программа);
  • размера пенсионных накоплений, времени участия в программе (накопительная программа);
  • пропорций внесения взносов предприятием (пропорциональная программа)

Налогообложение негосударственных пенсионных взносов

Согласно ст. 213, 236 и 255 Налогового кодекса РФ пенсионные взносы в НПФ включаются в расходы предприятия и уменьшают налоговую базу налога на прибыль на 12% без начисления ЕСН и подоходного налога на работников.

Договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны быть заключены на срок не менее 5 лет и предусматривать выплату пожизненной пенсии, при достижении застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных законодательством РФ.

Пенсионное страхование и бюджет Пенсионного фонда РФ

Для обеспечения пенсионного страхования работодатели отчисляют средства единого социального налога в Пенсионный фонд РФ, бюджет которого ежегодно утверждается федеральным законом и исполняется в соответствии с законом об обязательном социальном страховании и Бюджетным кодексом. Раньше при ставке ЕСН 35,6% на пенсионное страхование направлялось 28% (на социальное страхование — 4,4%, на обязательное медицинское страхование — 3,2%). С 2005 г. при ставке ЕСН 26% доля Пенсионного фонда — 20%. Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования — 3,1% (соответственно 1,1% + 2,0%), Фонда социального страхования РФ — 2.9%. С 2011 г. при общей ставке отчислений на социальное страхование 34% Пенсионному фонду будет перечисляться 26%, 5,1% — Федеральному и территориальным фондам обязательного медицинского страхования (2,1 % + 3,0%), 2,9% — Фонду социального страхования РФ. Очевидным является увеличение общей величины отчислений на медицинское страхование.

Финансовое равновесие пенсионной системы зависит от трех групп факторов: экономической ситуации, демографического развития и управления системой.

До последнего времени был такой порядок: часть ЕСН поступала в бюджет для формирования базовой составляющей трудовой пенсии, которая затем передавалась Пенсионному фонду; часть ЕСН шла на формирование страховой части трудовой пенсии, напрямую поступавшей в бюджет Пенсионного фонда; накопительная часть передавалась в управление Внешэкономбанка и негосударственных пенсионных фондов (НПФ). После внесения изменений в действующие законодательные акты (июль 2009 г.) первую часть также решено напрямую перечислять Пенсионному фонду. Третью часть (накопительную) предполагается более обоснованно «разделить» между управляющими государственной и негосударственными компаниями. В формировании накопительной части трудовой пенсии новым является государственное софинансирование. Если работник производит дополнительные отчисления для увеличения накоплений, например, в размере 12 000 руб. в год, то столько же добавляет государство за счет бюджетных средств, перечисляемых в бюджет Пенсионного фонда на счет соответствующего лица с последующей передачей управляющей компании. Государству это выгодно, поскольку поступающие на счет пенсионера средства управляющей компанией используются для приобретения государственных облигаций, выручка от размещения которых становится источником покрытия дефицита бюджета. Для работника отчисления сверх 12 ООО руб. в гол менее выгодны, поскольку при добровольных отчислениях сверх указанной суммы государство не участвует в со- финансировании накопительной части пенсии. Государственной управляющей компанией является Банк развития (Внешэкономбанк). Перспектива сохранения в его управлении подавляющей части источника для накопительной части трудовой пенсии остается за этим банком. В его планах, для реализации которых создана основа (принят и 2 августа 2009 г. вступил в силу соответствующий закон) — вложения пенсионных накоплений вдва портфеля. Расширенный инвестиционный портфель Банка развития «наполнен» теперь не только государственными обшефедеральными облигациями, но и субфедеральными и муниципальными ценными бумагами, депозитами в рублях, долларах и евро, а также корпоративными облигациями и облигациями международных финансовых организаций. Это означает, что росту объема пенсионных накоплений в управлении частных управляющих компаний (УК) будут противостоять интересы государственной компании. Изначально Внешэкономбанку достались средства большинства россиян, не изъявивших желания сотрудничать с НПФ. Однако проблемой остается доходность инвестирования пенсионных накоплений. В 2009 г. Внешэкономбанк имел уровень доходности 9,52%. По отношению к официальному уровню инфляции (8,8%) плюсовая разница составляла 0,68 п.п. По итогам кризисного 2008 г. банк имел доходность минусовую — на уровне 0,46 п.п. До кризиса в течение трех лет (2005-2007 гг.) плюсовая доходность составляла 4,95 п.п. На конец 2009 г. под управлением Внешэкономбанка находилось 480 млрд руб. пенсионных накоплений граждан — свыше 92% всех накоплений по обязательному пенсионному страхованию.

Ниже приведен расчет прогноза дефицита Пенсионного фонда России на 2007-2013 гг. при прежней ставке ЕСН. Однако принятые меры, в том числе рост трансфертов из федерального бюджета, изменили ситуацию (табл. 2.7).

Прогноз роста численности пенсионеров (к 2013 г. — 41-42 млн пенсионеров) был основанием для увеличения ставки отчислений на пенсионное страхование. Иначе бюджет фонда мог быть прогрессирующе дотационным. Размер дефицита ПФР ежегодно возрастал (см. табл. 2.8). Финансовый резерв фонда уже к началу 2007 г. был исчерпан.

Таблица 2.7. Расчетная таблица прогноза дефицита ПФР на 2007-2013 гг. при действовавших источниках финансирования

Пенсионные системы развитых стран имеют гораздо больше средств в своем резерве в целях своеобразного самострахования. Так, например, правительство Швеции при старте пенсионной реформы имело в резерве семь годовых бюджетов пенсионной системы, причем два из них было израсходовано в первые два года реформы на преимущественно разъяснительную работу. В табл. 2.8 приведены данные динамики исполнения доходной и расходной части, сальдо бюджета Пенсионного фонда России (ПФР).

Таблица 2.8. Динамика доходов, расходов и сальдо бюджета Пенсионного фонда России при прежнем уровне ЕСН, млрд руб.

Существующая в России в настоящее время пенсионная система состоит из системы государственных пенсий и системы трудовых пенсий. Государственные пенсии, а также базовая и страховая части трудовой пенсии функционируют по одному и тому же распределительному принципу. Строго говоря, они не относятся к социальному страхованию, поскольку не увязаны со взносами работодателей на каждого конкретного работника. «Нестраховая» структура Пенсионного фонда прослеживается подоле в поступлениях в фонд мсжбюджстных трансфертов.

Общемировая тенденция «старения» населения проявляется в увеличении средней продолжительности жизни людей и в уменьшении доли населения в возрасте до 30 лет в связи со снижением темпов прироста населения. Это обусловливает увеличение возраста, в котором в разных странах официально закрепляется право выхода на пенсию. В разных странах этот возраст неодинаков (табл. 2.9).

Таблица 2.9. Планируемые изменения в пенсионных системах ряда стран

Страна

Предполагаемая средняя продолжительность жизни, лет

Выход на пенсию в 2010 г. в возрасте, лет

Намечаемые изменения

мужчины

женщины

мужчины

женщины

США

Не

планируется

Япония

Не

планируется

Франция

62 года (2018 г.)

Испания

67 лет

Германия

67 лет (к 2029 г.)

Источник: Гладышева Е. В Европе поднимут пенсионный возраст// Российская газета. 2010. 9 июля.

В ряде стран механизмы корректировки пенсионных систем в расчете на увеличение пенсионного возраста уже запушены. Несмотря на протесты национальных профсоюзов, правительства Германии, Греции, Италии, Франции объявили о предполагаемом увеличении пенсионного возраста. Еврокомиссией подготовлен специальный документ («Зеленая книга»), в котором действия правительств стран ЕС по регулированию пенсионных систем считаются приемлемыми. В 2010 г. было проведено публичное обсуждение возможных изменений.

В России в 90-е годы предлагалось увеличение пенсионного возраста до 65 лет. Однако в связи с тем, что средний возраст мужчин был меньше 60 лет, это предложение сочли преждевременным. Однако летом 2010 г. вслед за обсуждением «Зеленой книги» в странах ЕС Минфин России сообщило о проведении им соответствующих расчетов, ориентированных на увеличение пенсионного возрастало 62,5 лете 2015 г. Увеличение пенсионного возраста, разумеется, не исключено. Как показал опыт Франции, граждане выступают против таких мер. Именно поэтому в России аналогичное предложение органы власти не решаются реализовать. Подобная мера должна быть органически увязана со средней продолжительностью жизни. Недопустимо увеличивать пенсионный возраст сверх средней продолжительности жизни. При растущем пенсионном дефиците (табл. 2.10) возможна реорганизация системы пенсионного страхования и обеспечения.

Таблица 2.10. Среднегодовой пенсионный дефицит в расчете на одного человека в 2010 г., тыс. евро

Источник: Емельянова Т. Школа выживания для пенсионеров // Финансы. 2010. № 36. С. 42.

В связи с необходимостью повышения среднего размера пенсии и ростом числа пенсионеров в расчете на одного работающего (в начале 2010 г. соотношение было 1,28 : 1) проблема увеличения возраста, в котором граждане уходят на пенсию, обостряется. Однако это возможно при росте средней продолжительности жизни. И все же реальность такова: уже к 2030 г. в России указанное соотношение может быть 1 : 1. В развитых странах это соотношение составляет 1,5 : 1; 1,6 : 1. Придется считаться с тем, что сокращается численность трудоспособного населения, а также лиц, на доходы которых начисляются и вносятся в Пенсионный фонд страховые взносы; устойчиво значительной является часть пенсионеров-инвалидов, не участвующая в формировании пенсионных накоплений, часть пенсионеров по случаю потери кормильца. Состав пенсионеров представлен в табл. 2.11.

Однако возможность увеличения пенсионного возраста реализуется при определенных условиях, в том числе при условии поддержки профсоюзов.

Таблица 2.11. Прогнозный расчет состава пенсионеров Российской Федерации в динамике, млн чел.

Показатель

2005 г.

2007 г.

2009 г.

2011 г.

2012 г.

Численность пенсионеров — всего

38,189

39,033

39,653

В том числе: а) получатели трудовых пенсий по старости

30,531

б) получатели трудовых пенсий по инвалидности

в) получатели трудовых пенсий по случаю потери кормильца

2,721

2,721

2,721

Наемные работники

Плательщики пенсионных взносов, включая индивидуальных предпринимателей

53,431

51,924

51,521

Численность трудоспособного населения

62,3


Страхование и пенсионное дело

Беспечность есть причина всяких бедствий.

Джами

Различные обстоятельства жизни человека (болезнь, инвалидность и т.п.) могут воспрепятствовать плодотворной работе и поставить под угрозу его благосостояние. В таких случаях государство берет на себя обязанность поддержать человека. Но для этого нужны деньги и немалые. Учитывая это, законодательство возлагает на работодателей, использующих труд наемных работников, обязанность выплачивать взносы на социальное страхование (страховые взносы). Работники в обязательном порядке уплачивают из своей заработной платы пенсионные взносы.

Виды социальной помощи (но государственному страхованию) довольно многообразны и позволяют человеку чувствовать себя в относительной безопасности и, чтобы не случилось, с уверенностью смотреть в будущее (рис. 9.10).

Рис. 9.10. Виды социальной помощи

А. Медицинская помощь. Статья 41 Конституции РФ устанавливает, что каждый гражданин имеет неотъемлемое право на охрану здоровья. Это право должно обеспечиваться не только предоставлением населению медицинской помощи, но и охраной окружающей среды, производством доброкачественных продуктов питания, созданием благоприятных условий труда. Большое значение имеет и медицинская грамотность людей, их привычка вести здоровый образ жизни. В противном случае такая цель, как охрана здоровья, даже при оказании медицинской помощи вряд ли будет достижимой. Охрана здоровья осуществляется независимо от пола, национальности, социального происхождения, политических и религиозных убеждений.

Медицинская помощь в государственной и муниципальной системе здравоохранения оказывается бесплатно в пределах объема, обусловленного программами обязательного медицинского страхования. К гарантированным видам медицинской помощи относятся:

  • – скорая медицинская помощь при травмах и острых заболеваниях, угрожающих жизни;
  • – диагностика заболеваний;
  • – лечение в амбулаторных условиях;
  • – лечение на дому;
  • – профилактическая помощь (прививки, диспансеризация и пр.);
  • – стоматологическая помощь;
  • – стационарная помощь с острыми заболеваниями.

Дополнительные медицинские услуги граждане могут получать на основе программ добровольного медицинского страхования (добровольных взносов), а также за счет средств тех организаций, где они работают, и личных сбережений.

Б. Пособия по временной нетрудоспособности. Если в медицинской помощи нуждаются все, то далеко не все люди получают пособие по временной нетрудоспособности. Здоровый образ жизни (физкультура, соблюдение режима дня, рациональное питание, отсутствие стрессов и т.п.), профилактическая медицинская помощь, а также обращение к врачам для устранения малейших неполадок в своем организме дают возможность обходиться без бюллетеней (больничных листов). В Японии работодатели делают надбавки к зарплате гем работникам, которые в течение года не пользуются пособиями. В нашей стране этот опыт только начинает перениматься, но еще не получил широкого распространения.

Кто же имеет право на пособие по временной нетрудоспособности?

Пособия выдаются гражданам, работающим по трудовому договору и ставшим временно нетрудоспособными по каким-либо причинам. Его выплачивают работодатели по предъявлении больничного листа, выданного лечащими врачами.

Разумеется, болезни бывают разными по длительности. И здесь нужно войти в положение дел работодателя: как ему организовать производственный процесс на предприятии, если работник болеет долго? Вот почему законодатель ограничивает срок выдачи больничных листков. При длительном периоде временной нетрудоспособности решается вопрос о переходе заболевшего на инвалидность и, как следствие, его увольнении по инициативе администрации.

Размер пособия зависит от средней заработной платы и страхового стажа. Исчисляется оно в процентном отношении:

  • – 100% среднего заработка при страховом стаже работы восемь и более лет;
  • – 80% – при страховом стаже от пяти до восьми лет;
  • – 60% – при страховом стаже до пяти лет.

В. Пособия по беременности и родам. Понятно, что женщина, решившая родить ребенка, действует не только в своих интересах, но и в интересах всего общества. Ребенок – это будущий работник, и именно люди составляют основное богатство общества. Вот почему государство стремится насколько это возможно поддержать женщин в этот трудный для них период. Пособие по беременности (за 70 календарных дней) и родам (также за 70 календарных дней) выплачивается по месту работы или учебы в размере среднего заработка.

Г. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5-летнего возраста. К сожалению, в данном случае государство оказывает незначительную поддержку матерям, однако будем надеяться, что по мере накопления материальных средств государство будет в этом отношении щедрее. Пособие в данном случае выплачивается в размере 1500 руб. по уходу за первым ребенком, 3000 руб. – за вторым или 40% среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Д. Ежемесячное пособие на ребенка. Размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Е. Единовременные пособия. Они выдаются в некоторых особых ситуациях:

  • – женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (в размере 300 руб.);
  • – по случаю рождения ребенка (в размере 8000 руб.);
  • – социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», но не превышающем 4000 руб., с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции.