Перечень муниципальных должностей

Реестр должностей муниципальной службы

Для установления порядка учреждения (образования) и учета наименований должностей муниципальной службы Законом № 25-ФЗ, так же как и предыдущим Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», предусмотрено ведение реестра должностей муниципальной службы. Само понятие «реестр» (от лат. registrum — внесенное, записанное; регистр) означает опись, список, письменный перечень. Основное предназначение реестра заключается в необходимости систематизации должностей муниципальной службы. Механизм создания реестра характеризуется тем, что информация в него попадает только посредством осуществления специальных правовых процедур.

Частью 1 ст. 7 Закона № 25-ФЗ определено, что реестр должностей муниципальной службы в субъекте РФ — это перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций. В реестре должностей муниципальной службы в субъекте РФ могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица (ч. 2 ст. 7).

Реестр является ключевым критерием для определения статуса должности в органах местного самоуправления, а соответственно и лиц, их замещающих. Правовой статус должности муниципальной службы начинается с момента включения ее в реестр и сохраняется до упразднения. Муниципальными служащими по статусу соответственно являются только те работники, которые замещают должности муниципальной службы, включенные в реестр.

В настоящее время в субъектах РФ сложились разные подходы к структуре реестра должностей муниципальной службы. В одних субъектах Российской Федерации структура реестра должностей муниципальной службы предполагает конкретизацию наименований должностей муниципальной службы не только по органам местного самоуправления, но и по видам муниципальных образований (городские округа, муниципальные районы, городские (сельские) поселения. Данный подход применен, например, в Законе Астраханской области от 4 сентября 2007 г. № 52/2007-03 «Об отдельных вопросах правового регулирования муниципальной службы в Астраханской области» (Приложение 1 к Закону).

В отдельных субъектах Российской Федерации в основу формирования реестра должностей муниципальной службы положены не только наименования должностей, но и численность населения муниципальных образований, как, например, в Законе Волгоградской области от 11 февраля 2008 г. № 1626-ОД «О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области». Большинство же субъектов РФ формируют реестры должностей муниципальной службы по органам местного самоуправления и группам, при этом наименование должности отражает ее функциональное предназначение. Такой подход использован, в частности, в Законе Пензенской области от 10 октября 2007 г. № 1390-ЗПО «О муниципальной службе в Пензенской области» (Приложение 1 к Закону), в Законе Ульяновской области от 7 ноября 2007 г. № 163-30 «О муниципальной службе в Ульяновской области» (Приложение 1 к Закону).

Реестр должностей муниципальной службы является единственным источником систематизации должностей муниципальной службы в субъекте РФ. При этом ч. 3 ст. 6 Закона № 25-ФЗ определено, что при составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ.

Изменения, внесенные законодателем в реестр, влекут соответствующие изменения данных о должностях муниципальной службы, что имеет прямое и принципиальное значение для каждого органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, где такие должности были образованы. Исключение должности муниципальной службы из реестра означает не просто изъятие сведений о ней, а юридическое прекращение такой должности муниципальной службы.

В связи с тем что Законом № 25-ФЗ и законами субъектов РФ не определен порядок ведения реестра, порядок ведения реестра должностей муниципальной службы устанавливается муниципальными нормативными правовыми актами. Кроме того, муниципальными правовыми актами устанавливается порядок ведения реестра муниципальных служащих по утвержденной форме, на основе сведений, внесенных в личные дела муниципальных служащих. Сведения из личного дела муниципального служащего, включенные в реестр, хранятся на бумажных и электронных носителях в кадровой службе органа местного самоуправления, с обеспечением защиты от несанкционированного доступа и копирования.

Реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации

В целях установления порядка учреждения и описания наименований должностей муниципальной службы Федеральным законом № 25-ФЗ вводится понятие «реестр должностей муниципальной службы». Термин «реестр» означает: 1) перечень, список, опись; 2) книга для записи дел, документов, имущества и т. п. Таким образом, реестр создается для фиксирования содержания определенной информации, а также установления порядка отношений между информацией и определенным лицом. Механизм создания реестра характеризуется тем, что информация в него попадает только через специальные правовые процедуры. В рассматриваемом контексте реестр – это список должностей, классифицированных по группам.

Реестр должностей муниципальной службы в субъекте РФ – перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.

В реестре должностей муниципальной службы в субъекте РФ могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.

В субъектах РФ приняты законы, регулирующие порядок создания и использования реестров должностей муниципальной службы. При этом, как правило, используются два варианта.

Первый вариант – это, когда реестр должностей муниципальной службы в субъекте РФ является приложением (составной частью) базового закона субъекта РФ о муниципальной службе. Такой вариант применяется, например, в республиках Коми и Хакасия, Хабаровском крае, Амурской, Владимирской, Волгоградской, Воронежской, Кировской, Курской, Магаданской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Орловской, Пензенской, Рязанской, Сахалинской и Томской областях.

Второй вариант предусматривает принятие специального закона о реестре должностей муниципальной службы в субъекте РФ. Этот вариант имеет большее распространение и характерен, в частности, для таких субъектов РФ, как республики Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Ингушетия, Дагестан, Марий Эл, Саха (Якутия), Северная Осетия – Алания, Татарстан, Тыва, Карачаево-Черкесская и Чеченская республики, Забайкальский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский и Ставропольский края, Ивановская, Иркутская, Калужская, Костромская, Липецкая, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Псковская, Ростовская, Самарская, Свердловская, Тульская, Ульяновская, Челябинская и Ярославская области, город федерального значения Санкт-Петербург, Еврейская автономная область, Ханты-Мансийский автономный округ.

Законом города Москвы «О муниципальной службе в городе Москве» (ст. 1) определяется, что в реестре должностей муниципальной службы могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, которые замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора (контракта) на срок полномочий указанного лица.

Закон Республики Башкортостан от 16 июля 2007 г. № 453-3 «О муниципальной службе в Республике Башкортостан» (ст. 2) устанавливает, что Реестр должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан – утверждаемый законом Республики Башкортостан перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций. Должности муниципальной службы должны быть классифицированы не только по группам, а и по органам местного самоуправления и должностным лицам, деятельность которых нуждается в обеспечении. К ним относятся прежде всего глава муниципального образования, представительный орган муниципального образования и местная администрация, а также контрольно-счетный орган муниципального образования и избирательная комиссия муниципального образования. Классификация по органам местного самоуправления, безусловно, должна учитываться при формировании реестра должностей муниципальной службы в субъекте РФ.

Что касается классификации должностей муниципальной службы по функциональному назначению, то здесь следует поступить по аналогии с должностями гражданской службы, а именно выделить руководителей, помощников, специалистов и обеспечивающих специалистов.

Руководители – должности руководителей и заместителей руководителей органов местного самоуправления (избирательной комиссии муниципального образования) и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.

Помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим муниципальные должности, руководителям органов местного самоуправления в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей.

Специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения органом местного самоуправления (избирательной комиссией муниципального образования) установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

Обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности органа местного самоуправления (избирательной комиссии муниципального образования) и замещаемые без ограничения срока полномочий.

В законах субъектов РФ о муниципальной службе, как правило, содержится норма о том, что должностью муниципальной службы признается только должность, включенная в реестр. Например, ст. 2 Закона Республики Башкортостан от 7 декабря 2012 г. № 617-3 «О Реестре должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан» устанавливает:

  • – муниципальная служба в Республике Башкортостан осуществляется на должностях муниципальной службы, установленных Реестром должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан;
  • – при составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные Реестром. При этом допускается двойное наименование должности муниципальной службы (в этом случае правовое положение должности, квалификационные требования по должности, денежное содержание по должности и иные вопросы, связанные с замещением должности, определяются по первому наименованию должности).

Следовательно, можно сделать вывод о том, что правовой статус должности муниципальной службы фактически возникает не с момента ее учреждения органом местного самоуправления, а со дня включения ее в реестр. Таким же образом должность муниципальной службы сохраняет свой статус до того момента, пока она числится в реестре.

Реестр должностей муниципальной службы способствует реализации принципа единства основных требований, предъявляемых к муниципальной службе, а также повышению эффективности работы органов местного самоуправления, аппаратов избирательных комиссий муниципальных образований, являясь единственным источником систематизации должностей муниципальной службы в субъекте РФ.

Следует заметить, что Федеральный закон № 25-ФЗ не содержит упоминания о специализациях должностей муниципальной службы, но и не содержит запретительных норм в отношении специализаций должностей муниципальной службы. Последнее означает, что установление специализаций должностей муниципальной службы может решаться субъектом РФ самостоятельно. При этом вполне возможно утверждение перечня специализаций должностей муниципальной службы по аналогии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ. В данном случае правовой статус и наименование должностей муниципальной службы будет определять не только их реестр, но и перечень специализаций.

О Реестре муниципальных должностей и реестре должностей муниципальной службы в Краснодарском крае

О Реестре муниципальных должностей и реестре должностей муниципальной службы в Краснодарском крае Комментарии Краснодарский край Закон от 08 июня 2007 года № 1243-КЗ Принят 16 мая 2007 года
Законодательным Собранием Краснодарского края

  • В редакциях
  • № 2148-КЗ от 29.12.2010,
  • № 2303-КЗ от 19.07.2011,
  • № 2365-КЗ от 07.11.2011,
  • № 2858-КЗ от 18.12.2013.
  1. 8 июня 2007 года N 1243-КЗ
  2. ЗАКОН
  3. КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
  4. О РЕЕСТРЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ
  5. И РЕЕСТРЕ ДОЛЖНОСТЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
  6. В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
  7. Статья 1.

    Реестр муниципальных должностей

  8. В Реестр муниципальных должностей включаются должности, устанавливаемые уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами, законами Краснодарского края, для непосредственного исполнения полномочий органов местного самоуправления, иных муниципальных органов:
  9. глава муниципального образования;
  10. председатель представительного органа муниципального образования;
  11. первый заместитель председателя представительного органа муниципального образования;
  12. заместитель председателя представительного органа муниципального образования;
  13. председатель комитета (комиссии) представительного органа муниципального образования;
  14. депутат представительного органа муниципального образования;
  15. председатель избирательной комиссии муниципального образования;
  16. секретарь избирательной комиссии муниципального образования;
  17. председатель контрольно-счетного органа муниципального образования;
  18. заместитель председателя контрольно-счетного органа муниципального образования;
  19. аудитор контрольно-счетного органа муниципального образования.
  20. Статья 2.

    Наименования должностей муниципальной службы

  21. 1. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления используются следующие наименования должностей муниципальной службы:
  22. глава администрации;
  23. первый заместитель главы администрации (первый заместитель главы муниципального образования);
  24. заместитель главы администрации (заместитель главы муниципального образования);
  25. директор департамента;
  26. заместитель директора департамента;
  27. управляющий делами;
  28. заместитель управляющего делами;
  29. начальник управления;
  30. заместитель начальника управления;
  31. начальник отдела;
  32. заместитель начальника отдела;
  33. заведующий сектором;
  34. советник;
  35. помощник;
  36. главный инспектор;
  37. ведущий инспектор;
  38. старший инспектор;
  39. инспектор;
  40. главный специалист;
  41. ведущий специалист;
  42. заведующий приемной;
  43. специалист I категории;
  44. специалист II категории;
  45. специалист.
  46. 2. Допускается двойное наименование должности муниципальной службы в случае, если:
  47. а) заместитель руководителя органа местного самоуправления является руководителем структурного подразделения этого органа;
  48. б) заместитель руководителя структурного подразделения органа местного самоуправления, муниципального органа является руководителем подразделения в структурном подразделении этого органа;
  49. в) лицо, замещающее должность муниципальной службы, является главным бухгалтером или его заместителем;
  50. г) лицо, замещающее должность муниципальной службы, является главным архитектором или его заместителем.
  51. 3. Наименование должности муниципальной службы, установленное Реестром должностей муниципальной службы, в случаях, установленных федеральными законами или законами Краснодарского края, может сочетаться с наименованием другой должности с указанием на должностные обязанности или функции. Такое сочетание следует считать наименованием должности, установленной Реестром должностей муниципальной службы.
  52. Статья 3.

    Реестр должностей муниципальной службы

  53. 1. Реестр должностей муниципальной службы представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, муниципальным органам, группам должностей и другим функциональным признакам должностей.
  54. 2. Для непосредственного обеспечения исполнения полномочий главы муниципального образования, председателя представительного органа (осуществляющего депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе) городского округа, муниципального района устанавливаются ведущие должности муниципальной службы:
  55. советник;
  56. помощник.
  57. 3. Для обеспечения исполнения полномочий органов местного самоуправления городского округа, муниципального района в исполнительно-распорядительном органе муниципального образования устанавливаются следующие должности муниципальной службы, подразделяемые по группам:
  58. а) высшие должности муниципальной службы:
  59. глава администрации;
  60. первый заместитель главы администрации (первый заместитель главы муниципального образования);
  61. заместитель главы администрации (заместитель главы муниципального образования);
  62. глава администрации внутригородского района (округа);
  63. первый заместитель главы администрации внутригородского района (округа);
  64. заместитель главы администрации внутригородского района (округа);
  65. б) главные должности муниципальной службы:
  66. директор департамента;
  67. заместитель директора департамента;
  68. управляющий делами;
  69. заместитель управляющего делами;
  70. начальник управления;
  71. заместитель начальника управления;
  72. начальник отдела (самостоятельного);
  73. заместитель начальника отдела (самостоятельного);
  74. глава администрации сельского (поселкового, станичного) округа;
  75. заместитель главы администрации сельского (поселкового, станичного) округа;
  76. в) ведущие должности муниципальной службы:
  77. начальник отдела департамента (управления);
  78. заместитель начальника отдела департамента (управления);
  79. начальник отдела администрации внутригородского района (округа);
  80. заместитель начальника отдела администрации внутригородского района (округа);
  81. начальник отдела администрации сельского (поселкового, станичного) округа;
  82. заведующий сектором;
  83. главный специалист;
  84. г) старшие должности муниципальной службы:
  85. ведущий специалист;
  86. заведующий приемной;
  87. д) младшие должности муниципальной службы:
  88. специалист I категории;
  89. специалист II категории;
  90. специалист.
  91. 4. Для обеспечения исполнения полномочий органов местного самоуправления городского округа, муниципального района в представительном органе муниципального образования устанавливаются следующие должности муниципальной службы, подразделяемые по группам:
  92. а) главные должности муниципальной службы:
  93. начальник управления;
  94. заместитель начальника управления;
  95. начальник отдела (самостоятельного);
  96. заместитель начальника отдела (самостоятельного);
  97. б) ведущие должности муниципальной службы:
  98. начальник отдела управления;
  99. заместитель начальника отдела управления;
  100. главный специалист;
  101. в) старшие должности муниципальной службы:
  102. ведущий специалист;
  103. заведующий приемной;
  104. г) младшие должности муниципальной службы:
  105. специалист I категории;
  106. специалист II категории;
  107. специалист.
  108. 5. Для обеспечения исполнения полномочий органов местного самоуправления городского, сельского поселения устанавливаются следующие должности муниципальной службы, подразделяемые по группам:
  109. а) главные должности муниципальной службы:
  110. глава администрации;
  111. заместитель главы администрации (заместитель главы муниципального образования);
  112. начальник управления;
  113. заместитель начальника управления;
  114. б) ведущие должности муниципальной службы:
  115. начальник отдела;
  116. заместитель начальника отдела;
  117. заведующий сектором;
  118. главный специалист;
  119. в) старшие должности муниципальной службы:
  120. ведущий специалист;
  121. заведующий приемной;
  122. г) младшие должности муниципальной службы:
  123. специалист I категории;
  124. специалист II категории;
  125. специалист.
  126. 6. Для обеспечения исполнения полномочий избирательной комиссии муниципального образования устанавливаются следующие должности муниципальной службы, подразделяемые по группам:
  127. ведущие должности муниципальной службы:
  128. начальник отдела;
  129. главный специалист;
  130. старшие должности муниципальной службы:
  131. ведущий специалист.
  132. 7. Для обеспечения исполнения полномочий контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются следующие должности муниципальной службы, подразделяемые по группам:
  133. а) ведущие должности муниципальной службы:
  134. начальник отдела;
  135. заместитель начальника отдела;
  136. главный инспектор;
  137. ведущий инспектор;
  138. старший инспектор;
  139. инспектор;
  140. главный специалист;
  141. б) старшие должности муниципальной службы:
  142. ведущий специалист;
  143. заведующий приемной.
  144. Статья 4.

    Порядок применения настоящего Закона

  145. Органы местного самоуправления приводят наименования должностей муниципальной службы, содержащиеся в штатном расписании, в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.
  146. Переназначение лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы, производится в случае, если в Реестре отсутствуют наименования замещаемых ими должностей.
  147. Статья 5.

    Вступление в силу настоящего Закона

  148. Настоящий Закон вступает в силу с 1 июня 2007 года, но не ранее чем через 10 дней со дня его официального опубликования.
  149. Статья 6.

    Признание утратившим силу законодательного акта

  150. Признать утратившим силу Закон Краснодарского края от 24 сентября 2002 года N 519-КЗ «О Реестре выборных муниципальных должностей и Реестре муниципальных должностей муниципальной службы органов местного самоуправления в Краснодарском крае» со дня вступления в силу настоящего Закона.
  151. Глава администрации
  152. Краснодарского края
  153. А.Н.ТКАЧЕВ
  154. Краснодар
  155. 8 июня 2007 года
  156. N 1243-КЗ