Перевозки скоропортящихся грузов

Содержание

Правила перевозки скоропортящихся грузов

Скоропортящиеся грузы — Предметы и вещества, подвергающиеся порче по истечении определенного срока хранения либо при неблагоприятном воздействии температуры, влажности или других условий окружающей среды.

Среди наименований груза, относящихся к скоропортящимся:

  • продукты растительного происхождения: овощи и фрукты, ягоды, плоды цитрусовых;
  • продукты животного происхождения: мясо животных и птиц, рыба и морепродукты
  • охлажденные и копченые, яйца, в том числе инкубаторные, икра;
  • продукты переработки: масло, жиры, замороженные фрукты и овощи, колбасные изделия, консервы, мясопродукты, сыры, молочные продукты;
  • живые растения, цветы, саженцы, клубни, семена;
  • живой рыбопосадочный материал: мальки, сеголетки, живая икра.
  • кровь консервированная, вакцины, сыворотки, медицинские и биологические препараты, живые человеческие органы, замороженные эмбрионы.

Грузоотправитель должен предъявить к перевозке доброкачественный скоропортящийся груз и документы, подтверждающие, что скоропортящийся груз при его перевозке в предусмотренные договором воздушной перевозки груза сроки не потеряет своих качеств.

Прием к перевозке скоропортящегося груза без документов, подтверждающих качество груза, не допускается.

Документы, подтверждающие качество скоропортящегося груза, выданные уполномоченным органом государственной власти, должны предъявляться грузоотправителем отдельно на каждую грузовую отправку.

При заполнении авианакладной в графе «Информация по обработке груза» / «Handling information» перечисляются специальные требования по обработке груза, в графе «Наименование и количество груза» / «Nature and Quantity of goods» указывается детальное название груза, добавляются слова скоропортящийся груз (Perishable cargo).

Если скоропортящийся неопасный груз содержит сухой лёд — то он считается опасным грузом. В этом случае Декларация опасного груза не заполняется. Делается соответствующая маркировка коробки (правила Doc 9284 ICAO/DGR IATA), в авианакладной в графе «Информация по обработке груза»/»Handling information» указывается: Опасный груз — декларация не требуется (Dangerous goods — declaration not required).

Приказ МГА от 20 августа 1984 года N31/и (для перевозок внутри РФ)

2.16.1. К скоропортящимся относятся такие грузы, которые в обычных условиях, т. е. без соответствующего охлаждения и поддержания оптимальных температур и влажности, легко подвергаются порче и поэтому требуют соблюдения особых условий хранения и транспортировки.

2.16.2. Скоропортящиеся грузы могут быть разделены на следующие группы:

  • продукты растительного происхождения: фрукты, ягоды, овощи и т. п.;
  • продукты животного происхождения: мясо животных и птиц, рыба охлажденная и копченая, яйца, икра и т. п.;
  • продукты переработки: масло, жиры, замороженные фрукты и овощи, колбасные изделия, сыры и прочее;
  • живые растения, цветы, саженцы, клубни, семена;
  • живой рыбопосадочный материал: мальки, сеголетки и т. д.;
  • кровь консервированная, вакцины, биологические препараты и т. п.

2.16.3. К перевозке воздушным транспортом допускаются только доброкачественные скоропортящиеся грузы, которые при транспортировке в сроки, предусмотренные расписанием движения ВС или обусловленные договором, не потеряют своих качеств.

2.16.4. Скоропортящиеся грузы принимаются к перевозке по предъявлении отправителем качественных удостоверений или сертификатов установленной формы.

2.16.5. Скоропортящиеся грузы животного происхождения принимаются к перевозке при наличии ветеринарных свидетельств (удостоверений) или сертификатов.

2.16.6. Из местностей, объявленных под карантином, грузы могут быть приняты к перевозке по предъявлении отправителем карантинных документов.

2.16.7. Качественные удостоверения (сертификаты) должны быть выписаны в день сдачи груза к перевозке и предъявлены отправителем отдельно на каждую грузовую отправку. В качественных удостоверениях и сертификатах обязательно указываются сроки перевозки грузов. Перевозчик обязан отказать в приеме к перевозке скоропортящихся грузов, если он не может обеспечить доставку их в сроки, указанные отправителем.

2.16.8. Если по каким-либо причинам, не зависящим от перевозчика, скоропортящиеся грузы не могут быть отправлены своевременно, перевозчик обязан немедленно известить об этом отправителя и возвратить ему груз и плату за перевозку.

2.16.9. Перевозка скоропортящихся грузов, как правило, должна осуществляться на основании договоров, заключенных между предприятием ГА и отправителем.

В этих договорах обусловливаются обязательства сторон и предусматриваются четкий порядок и время завоза грузов в аэропорты отправления, необходимость сопровождения или перевозки грузов под ответственность предприятия ГА, порядок проверки качества предъявляемых к перевозке грузов и тары и другие вопросы, связанные с обеспечением качества и сохранности грузов при перевозке.

2.16.10. При перевозке без договоров скоропортящихся грузов последние могут быть приняты к отправлению с сопровождающим или с обязательным опломбированием каждого отдельного места.

2.16.11. Скоропортящиеся грузы должны быть упакованы в стандартную тару, отвечать требованиям технических условий, что подтверждается качественным удостоверением.

2.16.12. Скоропортящиеся грузы от отдельных граждан могут быть приняты к перевозке с разрешения руководителя предприятия ГА.

2.16.13. Нормы естественной убыли свежих овощей, фруктов, винограда, ягод, цитрусовых плодов, мороженной рыбы, мяса и мясопродуктов при перевозке их воздушным транспортом и порядок их применения установлены постановлениями Госснаба СССР.

2.16.14. Перевозка скоропортящихся грузов производится, как правило, прямыми рейсами. В исключительных случаях с предварительного согласия аэропорта трансфера разрешается принимать к перевозке скоропортящиеся грузы с одной перегрузкой в пути следования.

2.16.15. Перевозчик может реализовать грузы в установленном порядке, не ожидая решения отправителя, если задержка с реализацией грузов может привести к их порче или полной невозможности использования их по назначению. О реализации этих грузов перевозчик обязан поставить в известность отправителя и получателя.

2.16.16. Перевозка среза живых цветов осуществляется только прямыми рейсами. Заявки на отправку среза живых цветов отправитель должен подать не позднее чем за 10 дней до сдачи груза в аэропорт.

В зависимости от объема пассажирской и почтовой загрузок аэропорт вправе изменить согласованную норму отправки среза живых цветов. Отправитель цветов вправе за трое суток до вылета ВС скорректировать заявку в сторону уменьшения.

Цветы принимаются в упаковке (картонные, фанерные, фибровые ящики или коробки), исключающей доступ к содержимому и обязательно опломбированной, и отправляются без сопровождающего, под особым контролем бортпроводника или члена экипажа ВС, ответственного за прием — сдачу коммерческой загрузки. После сдачи цветов к отправке отправитель обязан подать телеграмму адресату с сообщением даты отправки, номера рейса, номера накладной и массы отправляемых цветов.

По прибытии цветов в аэропорт назначения СОПГП (СОП) обязана в течение 1 час. известить получателя телеграммой или по телефону.

2.16.17. Перевозка предназначенных для разведения или акклиматизации раков, ценных промысловых рыб, кормовых организмов (оплодотворенной икры), рыбопосадочного материала (мальков) осуществляется рейсовыми и специальными ВС с сопровождающим.

Как исключение разрешается перевозить с сопровождающим небольшие партии грузов в гардеробах самолетов и пассажирских салонах, когда по заявке отправителя, необходимо постоянное наблюдение в пути за живыми организмами.

2.16.18. Скоропортящиеся грузы, перевозимые в пассажирском ВС в количестве 2 т и выше, принимаются только с сопровождающим.

2.16.19. При перевозке на пассажирских ВС ранних овощей и фруктов в качестве дозагрузки допускается принимать их в сетчатых мешках без опломбирования при следующих условиях:

  • плодоовощи должны быть только твердыми (огурцы, яблоки и др.);
  • размер ячеек мешка не должен превышать 10 х;
  • мешки не должны иметь порывов и должны быть надежно завязаны.

Прием грузов бортпроводником производится непосредственно на складе с весов, разгрузка в аэропорту прибытия и сдача грузов на склад должны производиться не позднее 1,5 час. после посадки ВС.

Правила перевозки скоропортящихся грузовСкачать 66.17Кб

Перевозка скоропортящихся грузов автотранспортом

Одним из направлений логистики является транспортировка товаров, относящихся к скоропортящимся. Основная задача при их доставке — создать условия, при которых отсутствуют пагубные физико-химические и бактериологические воздействия. Для этого необходимо обеспечить защиту от влажности наружного воздуха, низких или высоких температур и соблюдать санитарно-гигиенические нормы.

Размещение и перевозка скоропортящихся грузов с привлечением автомобильного транспорта осуществляется согласно положениям, которые регламентируются:

  • Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для их доставки.
  • Общими правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (раздел 13).

Кроме того, при организации доставки учитывают требования СанПиН и других документов.

Перечень скоропортящихся грузов

Согласно принятым нормам классификация скоропортящихся грузов учитывает их происхождение, степень обработки и режим транспортировки. Каждой группе присвоен определенный код.

По происхождению скоропортящиеся товары могут относиться:

  • к продуктам животного происхождения: мясо, рыба, яйца, икра и молоко;
  • к продуктам растительного происхождения: грибы, овощи, ягоды и фрукты;
  • к продуктам переработки: жиры, колбасные изделия, сыры, замороженные плоды;
  • а также к живым растениям, представленным цветами, саженцами и другим посадочным материалом.

Овощи и фрукты — пример скоропортящихся грузов

В зависимости от степени температурной обработки скоропортящиеся товары и продукты бывают:

• замороженными (температура доставки -6 °C и ниже);
• охлажденными (перевозимые при температуре -5…-1 °C);
• охлаждаемые (транспортировка выполняется при температуре 0…+15 °C).

Еще один тип продукции — вентилируемые товары. Во время доставки они не требуют создания определенного температурно-влажностного режима, но нуждаются в интенсивной вентиляции кузова.

Сколько существует классов скоропортящихся грузов?

Для удобства их разделяют на рефрижераторные и нерефрижераторные. Каждый класс имеет свою специфику транспортировки, которая определяется наименованием товара, его характеристиками и условиями окружающей среды.

К примеру, мясо может быть как охлажденным, так и замороженным. А в зимний период охлаждаемые грузы нуждаются в повышении температуры воздуха в кузове, в результате чего становятся обогреваемыми.

Основные требования к перевозке скоропортящихся грузов автотранспортом:

В процессе хранения и во время доставки качество скоропортящихся грузов может ухудшиться. Его снижению способствуют такие факторы, как:

  • степень подготовки товаров к транспортировке и хранению, тара и упаковка;
  • длительность перевозки и способы размещения продуктов;
  • санитарное состояние кузова, температура, влажность и циркуляция воздуха.

Принятые правила перевозок скоропортящихся грузов автотранспортом определяют нормы транспортировки в зависимости от класса и характеристик товаров. Они допускают совместную доставку продуктов, которые относятся к одной группе (согласно приложению №3) и совпадают параметрами температурного режима. Грузы, входящие в разные группы, транспортируют раздельно. Нельзя также перевозить в одном автомобиле с другими товарами:

  • овощи и фрукты с ярко выраженным запахом;
  • охлажденную, мороженую, соленую и копчено-вяленую рыбу;
  • колбасы и копчености;
  • сыры;
  • икру;
  • дрожжи хлебопекарные;
  • маргарин.

Кроме того, запрещается транспортировка скоропортящихся грузов, которые относятся к замороженным, совместно с охлажденными продуктами.

Чаще всего автомобильный транспорт используют для доставки товаров в населенные пункты, расстояние до которых можно преодолеть за период от 1 дня до 6 суток. При этом установленный температурный режим определяется дальностью перевозок, номенклатурой груза и погодными условиями. К примеру, весной, летом и осенью время доставки свежих фруктов и овощей составляет не более 6 часов при температуре от 0 °C и выше.

Если перевозка слив и персиков осуществляется в течение 3 суток, то температура воздуха внутри кузова транспортного средства должна быть в пределах 0…+7 °C. При увеличении времени температура, позволяющая сохранить товарный вид и потребительские свойства фруктов, будет составлять 0…+5 °C и 0..+3 °C соответственно.

Узнать сроки доставки скоропортящихся грузов нужных наименований можно из приложения №1 к разделу 13 Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом или используя специальный справочник. Время и условия хранения продуктов регламентируются положениями СанПиН 2.3.2.1324-03.

Организация перевозок скоропортящихся грузов

Для транспортировки скоропортящихся грузов к месту назначения используют теплоизолированные фургоны объемом от 10 м3 до 92 м3 и грузоподъемностью от 1,5 до 25 т. В зависимости от способа поддержания нужной температуры внутри кузова различают:

  • Изотермические полуприцепы. Они предназначены для доставки продуктов и других товаров на незначительные расстояния. Сохранность грузов обеспечивается за счет изготовления стенок фургона из теплоизолирующих материалов. В результате теплообмен между наружной и внутренней поверхностями кузова ограничивается, и в течение определенного времени поддерживается нужный температурный режим.
  • Рефрижераторы. Они оснащены морозильной установкой, благодаря которой можно изменять температуру внутри кузова от -25 °C до + 20 °C, и сохранять ее, независимо от погодных условий и внешних воздействий. Используя рефрижераторы, проще выполнять требования к перевозке скоропортящихся грузов. Пример такого полуприцепа представлен на видео.

В зависимости от технических параметров рефрижераторы разделяют на следующие классы:
A — машины, оснащенные холодильным агрегатом, который поддерживает температуру в интервале от 0 до +12 °C;
B — транспортные средства с холодильными установками, позволяющими обеспечивать температуру от -10 до +12 °C;
C — грузовые автомобили с оборудованием, с помощью которого можно установить температуру внутри кузова в пределах -20… +12 °C.

Транспортные средства, предназначенные для доставки товаров, должны соответствовать их виду и обеспечивать сохранность их качества и количества. Конкретные требования регламентируются санитарно-гигиеническими нормами, установленными Госсанэпиднадзором РФ. К примеру, кузов автомобилей, используемых для доставки пищевых продуктов, должен иметь покрытие, поддающееся очистке, и быть простым в уходе.

После перевозки скоропортящихся товаров, подвижной состав подвергают санитарной обработке, которую проводят согласно утвержденной инструкции. Частота проведения очистных мероприятий — примерно один раз в десять дней или по мере загрязнения кузова.

Если необходима доставка товаров с разным температурным режимом, то целесообразна установка изолирующей разделительной перегородки внутри кузова. Она позволяет создать нужные условия в каждой зоне.

Пример размещения продуктов с разным температурным режимом хранения и транспортировки

Поддержание определенного температурного режима выполняется с помощью контроллера, который автоматически регулирует все процессы.

Доставка скоропортящихся грузов: сопроводительные документы

Основными документами во время транспортировки различных грузов являются товарно-транспортная накладная и путевой лист. Если выполняется перевозка скоропорта, то необходимо также наличие:

  • сертификатов или удостоверения качества;
  • санитарный паспорт ТС;
  • лист, где отражены данные контрольных проверок температуры воздуха и кузова ТС;
  • карантинный сертификат;
  • ветеринарное свидетельство.

Последние два документа, также как и сертификат качества, водитель получает перед погрузкой.

Предельные сроки перевозки скоропортящихся грузов должны быть отражены в товарно-транспортной накладной. Если такие данные отсутствуют, то перевозчик вправе отказаться от выполнения взятых обязательств по доставке товаров.

Тара и маркировка

Важную роль в обеспечении сохранности скоропортящихся грузов играют защитные свойства упаковки. Наряду с соблюдением влажностного, температурного вентиляционного режимов перевозки и хранения тара предотвращает порчу товаров и препятствует потере их количества и потребительских характеристик. Она должна быть прочной, чистой и сухой, не иметь посторонних запахов и не выделять вредные вещества в процессе эксплуатации.

Основные виды тары, с помощью которой осуществляется погрузка скоропортящихся грузов, представлены:

  • флягами и бочками из пластика, металла или древесины;
  • мешками из полиэтилена, крафт-бумаги или ткани;
  • деревянными и фанерными барабанами;
  • картонными коробками;
  • ящиками из дерева, пластика или картона.

Если предусмотрено многократное использование упаковки, то ее после каждого употребления подвергают санитарно-гигиенической обработке.

Один из вариантов тары для транспортировки скоропортящихся грузов

Типы тары и материалы, которые использовались для ее изготовления, должны соответствовать требованиям, установленным техническими условиями и принятыми стандартами. Для упрощения обработки грузов во время хранения и доставки на упаковку наносят знак, определяющий свойства скоропортящихся товаров и способы их транспортировки. Маркировка выполняется согласно ГОСТ 14192-96.

Пример маркировки скоропортящихся грузов, для которых необходим температурный режим

Погрузка скоропортящихся грузов

Главное требование по размещению скоропортящихся грузов в рефрижераторах и изотермических фургонах — сохранение качества и количества доставляемых товаров за счет создания нужного режима перевозки. При этом необходимо эффективно использовать транспортные средства, максимально заполняя объем кузова в соответствии с грузоподъемностью автомобиля.

Погрузку скоропортящихся товаров целесообразно выполнять с привлечением различных средств механизации, что позволит сократить время простоя. Ответственность за правильность расположения грузов несет грузоотправитель, а перевозчик имеет право выборочно проверить сохранность тары и ее качество.

Однако в некоторых случаях возможна ручная загрузка, если она способствует более эффективному заполнению кузова для последующей доставки. Оформление товарно-транспортной накладной предусматривает предъявление грузоотправителем сертификата качества, в котором указаны упаковка и режим доставки.

Нюансы размещения определяют вид и характеристики скоропортящихся грузов, согласно которым:

  • копчености и колбасные изделия перевозят в ящиках;
  • свежие овощи и фрукты не должны быть влажными, грязными или иметь какие-либо повреждения;
  • замороженную или охлажденную птицу при перевозке помещают в ящики;
  • для транспортировки виноградных вин используют как бочки, так и бутылки, собранные в ящик;
  • туши свиней перевозят на крючьях целиком, а крупнорогатого скота — в виде четвертин или полутуш.

Замороженные грузы следует располагать плотно, чтобы эффективнее использовать объем кузова. При укладке охлажденных и свежих скоропортящихся продуктов в ящиках необходимо обеспечить циркуляцию воздуха внутри фургона. Для этого оставляют зазор между верхним рядом тары и потолком, величина которого не должна быть меньше 30-35 см. Размещение замороженной рыбы зависит от ее упаковки. Если в качестве тары используют ящики, то располагают плотно. Рыбу, помещенную в картонную упаковку, складывают без поддонов, обвязывая специальными лентами или стропами, и оставляя промежутки для вил погрузчика.

Виноград перед погрузкой

Более полно технология загрузки, режимы перевозки и другие необходимые данные представлены в специальных справочниках.

После загрузки автомобильный транспорт, выполняющий доставку скоропортящихся товаров, должен быть опломбирован.

Соблюдая условия перевозки скоропортящихся грузов, можно обеспечить сохранность количества и потребительских свойств доставляемых продуктов.

Раздел 13. ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ В МЕЖДУГОРОДНОМ СООБЩЕНИИ (СТ. СТ. 35, 66, 67, 72 УСТАВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА РСФСР)

Утверждены Минавтотрансом РСФСР 25.10.74

по согласованию с Госпланом РСФСР и

Госарбитражем РСФСР

Раздел 13. ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ

АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ В МЕЖДУГОРОДНОМ СООБЩЕНИИ

(СТ. СТ. 35, 66, 67, 72 УСТАВА АВТОМОБИЛЬНОГО

ТРАНСПОРТА РСФСР)

§ 1. К скоропортящимся относятся грузы, которые для обеспечения сохранности при перевозке требуют соблюдения температурного режима, указанного в Приложении N 1 к разделу 13.

Скоропортящиеся грузы подразделяются на следующие группы:

а) продукты растительного происхождения: фрукты, ягоды, овощи, грибы и др.;

б) продукты животного происхождения: мясо различных животных и птиц, рыба, икра, молоко, яйца и др.;

в) продукты переработки: молочные продукты, жиры различные, замороженные плоды, колбасные изделия и другие мясные продукты, сыры и т.п.;

г) живые растения: саженцы, цветы и др.

Скоропортящиеся грузы, не указанные в Приложении N 1 к настоящему разделу Правил, перевозятся по температурным режимам, указанным грузоотправителем, при условии, что данный температурный режим соответствует техническим возможностям рефрижераторной установки.

§ 2. Предъявляемые грузоотправителем к перевозке скоропортящиеся грузы должны иметь при погрузке температуру не выше указанной в графе 3 Приложения N 1 к разделу 13.

Автотранспортные предприятия или организации при перевозке скоропортящихся грузов обязаны обеспечить в кузове авторефрижераторов температурный режим, указанный в графах 4 и 5 Приложения N 1 к настоящему разделу.

Допускается приемка к перевозке свежих овощей и фруктов с температурой выше указанной в графе 3 Приложения N 1. В этом случае грузоотправители обязаны осуществлять загрузку авторефрижераторов с 22 часов до 8 часов по графикам, согласованным с автотранспортными предприятиями или организациями.

§ 3. Свежие фрукты и овощи (кроме бананов и ананасов) при нахождении в пути (с момента окончания погрузки и до начала разгрузки) не более 6 часов могут перевозиться в весенний, летний и осенний периоды при температуре не ниже 0 град., а свежая зелень (салат, редис, зеленый лук, укроп и т.д.) — в ночные и утренние часы (до 8 часов утра) продолжительностью перевозки не более 3 часов на неспециализированном подвижном составе с укрытием брезентом или автомобилях — фургонах с проветриванием.

§ 4. Подвижной состав, подаваемый автотранспортным предприятием или организацией для перевозки скоропортящихся грузов, должен отвечать установленным санитарным требованиям.

Грузоотправитель перед погрузкой скоропортящихся грузов обязан проверить коммерческую пригодность подвижного состава для перевозки данных грузов.

Проверка технического состояния подвижного состава, в том числе рефрижераторной установки, не входит в обязанность грузоотправителя, и ответственность за его исправность несет автотранспортное предприятие или организация.

§ 5. Автотранспортное предприятие или организация обязаны подавать под погрузку скоропортящихся грузов подвижной состав в летний период с охлаждением и в зимний период с подогревом до температурного режима, указанного в графе 4 Приложения N 1 к разделу 13.

Температура скоропортящихся грузов перед погрузкой и температура в кузове авторефрижератора, прибывшего под погрузку, а также температура в кузове авторефрижератора, прибывшего в адрес грузополучателя, должна отмечаться соответственно грузоотправителями и грузополучателями в Листе контрольных проверок температуры грузов и в кузове авторефрижератора (Приложение N 2 к разделу 13) и в товарно — транспортной накладной.

§ 6. Скоропортящиеся грузы должны предъявляться к перевозке в транспортабельном состояния и соответствовать по качеству и упаковке требованиям, установленным стандартами или техническими условиями. Тара должна быть исправной, прочной, сухой и чистой, не иметь постороннего запаха. Фляги должны быть плотно закрыты крышками с резиновой или бумажной прокладкой и опломбированы пломбой отправителя, если груз доставляется нескольким получателям и невозможно опломбирование всего автомобиля.

§ 7. Фрукты и овощи должны предъявляться к перевозке и приниматься автотранспортным предприятием или организацией только в затаренном виде. Для упаковки плодов и овощей применяются типы ящиков в соответствии с установленными ГОСТами.

§ 8. В исключительных случаях вследствие особых обстоятельств скоропортящиеся грузы, состояние и упаковка которых не отвечают требованиям стандартов или технических условий, могут быть по совместному указанию вышестоящих организаций грузоотправителя и автотранспортного предприятия или организации приняты к перевозке на условиях, согласованных между автотранспортным предприятием или организацией и грузоотправителем.

§ 9. Предъявляемые к перевозке плоды и овощи должны быть уложены в тару плотно, в уровень с краями тары так, чтобы они не бились и не терлись.

Фрукты и овощи должны предъявляться к перевозке отсортированными по степени зрелости и сортам в соответствии с требованиями стандартов.

§ 10. Грузоотправитель обязан предъявлять к перевозке скоропортящиеся грузы, отвечающие следующим условиям:

а) овощи и фрукты должны быть свежими, не загрязненными, не увлажненными, правильной формы, без механических повреждений, не пораженные болезнями и сельскохозяйственными вредителями.

К перевозке не допускаются овощи и фрукты перезревшие, вялые, загнившие и подмороженные. Не допускается перевозка в авторефрижераторах с охлаждением помидоров молочной спелости и зеленых.

Черешня и вишня должны иметь плодоножку. Вишня без плодоножки (дойка) допускается к перевозке продолжительностью не более одних суток.

Виноград свежий допускается к перевозке с нормально вызревшими развитыми, сухими ягодами и не опоенный;

б) туши крупного рогатого скота и прочих крупных животных должны быть разделаны на продольные полутуши или четвертины; туши свиней — на продольные полутуши или целые туши без голов; баранина и мясо мелких животных должны предъявляться к перевозкам целыми тушами без голов.

Туши должны быть тщательно разделаны и зачищены, без кровоподтеков, побитостей и загрязнений кровью, содержанием желудочно — кишечного тракта или какими-либо посторонними веществами; не иметь бахромок в шейной части, а также с внутренней и наружной стороны туш; не содержать остатков внутренних органов (баранина и козлятина допускаются к перевозкам с наличием почек и околопочечного жира). На поверхности туши не допускается наличие льда и снега.

Замороженные мясные блоки должны быть завернуты в пергамент, подпергамент, пергамин, целлофан и другие прозрачные пленки и упакованы в контейнеры или коробки из гофрированного картона.

В остывшем состоянии перевозится мясо, подверженное остыванию не менее 6 часов и имеющее поверхность, покрытую корочкой подсыхания, с температурой в толще мышц от +4 до +12 град. С.

Охлажденное мясо должно иметь сухую поверхность с корочкой подсыхания, без следов плесени, ослизнения и увлажнения;

в) мясокопчености, колбасные изделия перевозятся в ящиках с просветами. Корейка и грудинка, покрытые защитным слоем, перевозятся в плотных ящиках.

Жиры животные, топленые и пищевые перевозятся в деревянных бочках, в жестяных и стеклянных банках или брусками, завернутыми в жиронепроницаемую бумагу, упакованными в ящики.

Бекон перевозится в пачках по три — шесть половинок в каждой, обшитых крепкой мешковиной и обвязанных с двух сторон крепкой мягкой веревкой. Пачки укладываются в кузове одна на другую в три — четыре яруса.

Солонина из говядины и баранины и языки соленые предъявляются к перевозке в бочках со сроком засола не менее 10 суток;

г) тушки кроликов перевозятся только в замороженном состоянии, упакованными в ящики.

Тушки должны быть без шкурок, голов и внутренних органов, за исключением почек, и не иметь следов плесени, ослизнения и увлажнения;

д) субпродукты (головы, языки, печень, почки, мозги, губы, ноги, сердце, легкие, уши, хвосты, желудки) перевозятся только в замороженном состоянии, упакованными в чистые ящики или картонные коробки, в мешки из ткани или крафт — бумаги, или рогожные кули.

Субпродукты должны быть свежими, чистыми и без признаков порчи;

е) птица битая перевозится в замороженном и охлажденном состоянии, упакованная в ящики.

В охлажденном состоянии полупотрошеная и потрошеная птица перевозится в ящиках с просветами.

Дичь перевозится в оперении только в замороженном состоянии, упакованной в ящики. Битая птица с признаками плесени, ослизнения, запахом закисания и увлажненной поверхностью к перевозке не допускается;

ж) эндокринное сырье (поджелудочная, щитовидная, другие железы) перевозится в замороженном состоянии, упакованное в плотные ящики.

Ящики с эндокринным сырьем обкладывают со всех сторон замороженным мясом в качестве холодного балласта без зазоров между отдельными местами;

з) молочные продукты (молоко, сливки, творог, сметана) должны быть упакованы во фляги.

Сырки творожные и творог замороженный упаковываются в дощатые ящики.

Молочные и молочно — кислые продукты выгружаются немедленно после подачи авторефрижераторов или неспециализированного автомобиля к месту выгрузки.

Масло сливочное перевозится в дощатых, фанерных или картонных ящиках и в бочках, топленое масло — в бочках.

Маргарин и кулинарные жиры перевозятся в дощатых и картонных ящиках, бочках, а также в фанерных барабанах.

Сыры перевозятся в ящиках, окоренках и в деревянных барабанах.

Яйца упаковываются в решетчатые ящики с прокладкой из древесной стружки или в специальные картонные ящики с тиснеными или гофрированными прокладками.

Яичные продукты (меланж, белок, желток) перевозятся в герметически запаянных банках, уложенных в плотные ящики.

Консервная продукция перевозится в жестяной и стеклянной таре, упакованной в прочные картонные или дощатые ящики. Банки должны быть уложены так, чтобы исключалась возможность их перемещения.

Мороженое перевозится в металлических банках и коробках. В летний период грузоотправитель в каждый загруженный мороженым авторефрижератор добавляет 0,75 — 1,0 т сухого льда;

и) бруски дрожжей завертываются в бумагу и предъявляются к перевозке в деревянных ящиках; в каждый ящик укладывают бруски одинаковой расфасовки по весу, одной партии и даты выработки. Ящики должны быть чистыми и не иметь постороннего запаха;

к) рыбу замороженную, в зависимости от вида, упаковывают в деревянные или картонные ящики, бочки сухотарные, тюки (для осетровых рыб), корзины и короба.

Рыба охлажденная перевозится в ящиках или бочках сухотарных. На дно и на каждый ряд рыбы должен быть уложен слой чистого дробленого льда. Осетровые или лососевые рыбы упаковываются только в ящики.

В охлажденном состоянии допускается к перевозке рыба свежая не ниже первого сорта.

Рыбу и сельди соленые перевозят упакованными в бочки, ящики и банки из белой жести.

Рыбу, сельди и сардины маринованные пряного посола перевозят в заливных бочках.

Рыба вяленая упаковывается в ящики с двумя — тремя отверстиями от торца короба, корзины, кули рогожные, а также в бочки сухотарные для рыбы потрошеной и пласта.

Рыба холодного копчения упаковывается в ящики дощатые, картонные короба и корзинки плетеные, а также в металлическую тару, бочки сухотарные. Бочки и ящики должны иметь по торцам отверстия.

Рыба горячего копчения упаковывается в деревянные, фанерные и картонные ящики, металлическую тару и коробки из плотного картона или плетеного шпона.

Балычные изделия холодного копчения и вяленые перевозятся в ящиках.

Жиры рыб и морских зверей (медицинские) упаковываются в железные бочки, деревянные заливные бочки, бидоны из белой жести или стеклянные бутыли, упакованные в деревянные ящики и клетки.

Икру зернистую осетровых рыб упаковывают в банки из белой жести, зашитые по 2 — 4 штуки в бязевые мешки. Банки укладывают в новые деревянные бочки, имеющие в днище по 3 — 4 отверстия. Все промежутки в бочке в летний период заполняют мелким льдом. Бочки пломбируются грузоотправителем у верхнего и нижнего днища.

В зимний период банки с икрой могут быть упакованы в деревянные ящики. Свободное пространство ящиков заполняют опилками. Снаружи ящики обертываются войлоком и обшиваются рогожами, обвязываются и пломбируются грузоотправителем.

Икра осетровых рыб бочоночная перевозится в дубовых бочках с железными обручами. Бочонки с наружной стороны должны быть проолифлены и опломбированы грузоотправителем с верхнего и нижнего днища.

Раки перевозят в ящиках с просветами или корзинах. Раков перекладывают сухим мхом, сеном или водорослями.

Срок между уловом и погрузкой не должен превышать 36 часов.

К перевозке принимаются только живые раки, причем лиманные, озерные и прудовые на срок не более двух суток, а речные — до 6 суток;

л) вина виноградные и плодово — ягодные перевозят в бочках или бутылках, упакованных в ящики; бочки с признаками течи к перевозке не допускаются.

Температурный режим перевозки вина устанавливается грузоотправителем, о чем он делает отметку в товарно — транспортной накладной.

§ 11. Мясные продукты, а также сырые животные продукты принимаются к перевозке только при наличии ветеринарных свидетельств, выдаваемых органами ветеринарно — санитарного надзора (Приложения N 6 и N 7).

§ 12. Живые растения, цветы, клубни, плоды, семена и т.п., отправляемые из местностей, объявленных под карантином, принимаются к перевозке только по предъявлении отправителем на каждую партию разрешений и карантинных сертификатов, выдаваемых инспекцией по карантину растений Министерства сельского хозяйства (Приложения N 8 и N 9).

§ 13. Автотранспортное предприятие или организация имеет право выборочно проверить качество предъявляемых к перевозке скоропортящихся грузов, состояние тары и их соответствие установленным стандартам или техническим условиям, при этом груз в герметической упаковке не проверяется.

Вскрытие груза и его последующая упаковка после проверки производятся грузоотправителем.

По товарной сортности автотранспортное предприятие или организация груз не проверяет.

§ 14. Грузоотправитель обязан вместе с оформленной им товарно — транспортной накладной представить автотранспортному предприятию или организации сертификат (Приложение N 4) или качественное удостоверение (Приложение N 5) с указанием в нем фактической температуры груза перед погрузкой, а также качественного состояния грузов и упаковки. При перевозке овощей и фруктов также указывается наименование помологических сортов.

§ 15. Грузоотправитель обязан указывать в товарно — транспортной накладной (в разделе «Данные о грузе»), сертификате (в гр. «Дополнительные сведения») или в качественном удостоверении (в гр. «Примечание») предельную продолжительность транспортировки (транспортабельность) скоропортящихся грузов, предъявляемых к перевозке. Скоропортящиеся грузы не принимаются к перевозке, если грузоотправителем не указана в перевозочных документах предельная продолжительность транспортировки (транспортабельность), а также если предельная продолжительность транспортировки (транспортабельность) будет меньше срока доставки, определенного в порядке, указанном в § 20 Правил.

§ 16. Допускается совместная перевозка в одном автомобиле разных видов скоропортящихся грузов, входящих в одну группу (Приложение N 3), для которых установлен одинаковый температурный режим, и в течение времени, установленного для перевозки наименее стойкого груза. Совместная перевозка грузов, входящих в разные группы, не допускается.

Не допускаются к совместной перевозке в одном автомобиле с другими продуктами следующие грузы:

а) рыба замороженная и охлажденная;

б) сельдь, рыба соленая, икра;

в) рыбокопчености;

г) сухая и копчено — вяленая рыба и сухие рыбные концентраты;

д) мясо охлажденное;

е) мясокопчености и копченые колбасы;

ж) сыры всех видов;

з) плоды, обладающие сильным ароматом (апельсины, лимоны, мандарины, дыни);

и) овощи с резким запахом (лук, чеснок);

к) дрожжи хлебопекарные;

л) маргарин.

Перевозка замороженных грузов совместно с охлажденными или остывшими, а также остывшего мяса с охлажденным не допускается.

§ 17. Замороженные грузы укладываются в кузове плотными штабелями с наибольшим использованием объема кузова.

Укладка свежих и охлажденных скоропортящихся грузов, упакованных в тару, должна производиться таким образом, чтобы обеспечивалась циркуляция воздуха, при этом расстояние между потолком и верхним рядом груза должно быть не менее 30 — 35 см и не должно быть зазора между последним рядом груза и задней стенкой кузова.

В случаях, когда длина ящиков не кратна длине кузова, должны быть созданы условия, препятствующие перемещению груза; необходимые для этого материалы должны предоставляться и устанавливаться грузоотправителем.

Охлажденная и остывшая говядина, свинина, баранина, конина и телятина загружаются в кузов только подвесом на крючья или в стоечных поддонах, принадлежащих грузоотправителю или грузополучателю.

В стоечных поддонах говядина перевозится разделанной на четвертины, свинина — на полутуши, баранина перевозится тушами.

Не допускается перевозка на крючьях груза большего веса, чем указано в характеристике автомобиля.

§ 18. Грузоотправитель несет ответственность за правильность укладки скоропортящегося груза в кузове подвижного состава.

§ 19. Загруженные автомобили — рефрижераторы, автомобили — фургоны и цистерны — молоковозы должны быть грузоотправителем опломбированы.

§ 20. Автотранспортные предприятия или организации должны доставлять скоропортящиеся грузы в междугородном автомобильном сообщении в сроки, исчисляемые по фактическому расстоянию перевозки и среднесуточному пробегу 600 км.

Сроки доставки грузов исчисляются с момента окончания погрузки и оформления документов до момента прибытия автомобилей к грузополучателю.

Автотранспортное предприятие или организация вправе по соглашению с грузоотправителем принимать к перевозке скоропортящиеся грузы в возможно более короткие сроки.

Срок доставки указывается автотранспортным предприятием или организацией в товарно — транспортной накладной.

§ 21. В случаях, когда дальнейшая транспортировка скоропортящихся грузов невозможна из-за поломки рефрижераторной установки, вследствие каких-либо других технических неисправностей подвижного состава, или имеются внешние признаки порчи перевозимого груза (подтеки), автотранспортное предприятие или организация обязаны принять возможные меры для передачи груза в местную торговую сеть для реализации.

Основанием для снятия груза с перевозки является акт, составленный комиссией из представителей автотранспортного предприятия или организации, инспекции по качеству и торгующей (сбытовой) организации, а в случае отсутствия инспекции по качеству — с участием торгующей (сбытовой) и незаинтересованной организаций.

§ 22. Освободившийся после перевозки скоропортящихся грузов подвижной состав должен быть грузополучателем очищен от остатков груза, а также промыт и продезинфицирован в соответствии с Инструкцией по санитарной обработке автомобилей, занятых перевозкой пищевых продуктов, утвержденной Министерством автомобильного транспорта РСФСР совместно с Министерством здравоохранения РСФСР в сроки по соглашению сторон в зависимости от конкретных условий, с отметкой об этом в товарно — транспортной накладной.

Вышестоящая организация грузоотправителя вправе организовать выполнение работ по санитарной обработке подвижного состава в централизованном порядке.

В отдельных случаях автотранспортное предприятие или организация могут принять на себя выполнение санитарной обработки подвижного состава за счет грузополучателя с оплатой согласно Единым тарифам на перевозку грузов автомобильным транспортом.

§ 23. Специализированный подвижной состав (авторефрижераторы), предназначенный для перевозки скоропортящихся грузов, в попутном и обратном направлениях разрешается загружать грузами, не загрязняющими и не портящими кузов подвижного состава, не имеющими устойчивого запаха, а также частей из стекла.

После перевозки рыбы, сельди и рыбных изделий не допускается перевозка продовольственных продуктов, не упакованных в герметическую тару, гильз папиросных, игрушек, книг, ковров, мехов, одежды, тканей, головных уборов, ваты, пряжи, канцелярских принадлежностей и других грузов.

Перевозка продовольственных товаров, а также ваты, ювелирных изделий, книг, ковров, мехов, одежды, пряжи, пуха, пера, тары, хлопка допускается после перевозки мяса только после предварительной очистки и промывки кузова.

После перевозки резиновых, соломенных, фарфоровых и фаянсовых изделий, кофе, лаврового листа, муки, перца, пуха, пера, пряжи, соли, сургуча, чая погрузка скоропортящихся грузов в кузов подвижного состава допускается только после предварительной его очистки и промывки.

Правила перевозки скоропортящихся продуктов и грузов

Транспортировка разных скоропортящихся товаров – это достаточно сложный процесс, требующий оптимальной ответственности. Если неграмотно выбрать компанию-перевозчика, если невнимательно отнестись к организации перевозки, можно столкнуться с определенными проблемами. Речь, как правило, идет о порче продукции, что автоматически может привести к финансовым потерям. Чтобы избежать подобных неприятностей, стоит правильно осуществлять выбор компании-перевозчика, а также произвести грамотную организацию и оформление такого важного процесса, как перевозка скоропортящихся грузов.

Особенности перевозки

Категория скоропортящихся продуктов – это товар, который требует соблюдения специальных условий хранения и перевозки. Их требуется осуществлять строго в предварительно обозначенные сроки. Среди самых популярных продуктов, которые относятся к категории скоропорта, можно отметить следующие виды. Вот основная классификация скоропортящихся грузов:

  • Фрукты, овощи и ягоды;
  • Мясные продукты;
  • Молочные продукты;
  • Живые растения;
  • Замороженный товар.

Все без исключения категории продукции и товаров требуют тщательного соблюдения определенных правил перевозки. Только так можно избежать серьезных проблем с заказчиками и потери материальных средств. Говоря иными словами, важно соблюдать особенности перевозки скоропортящихся грузов.

Основные правила перевозки

Компании, которые занимаются перевозкой скоропортящихся грузов, требуют соблюдения условий, которые должны тщательно соблюдаться, вне зависимости от вида используемого транспорта. Вот самые основные из них:

  1. В помещениях складов и в грузовых авто обязательно должен поддерживаться определенный температурный режим.
  2. Овощи и фрукты — это скоропортящийся груз, который перевозится в летнее время, должен быть помещен в грузовик, где соблюдается температура составляет примерно 0 градусов по Цельсию. При этом общее время перевозки не должно быть больше 6 часов, если же это зелень, то это время будет составлять 3 часа.
  3. Используемые в перевозки транспортные средства, должны соответствовать основным санитарным требованиям.
  4. Транспортная компания, которая занимается оказанием услуг и перевозит скоропортящиеся грузы, обязана иметь в распоряжении транспорт с функцией охлаждения для летних перевозок и с возможностью подогрева для транспортировки в холодное время года.
  5. При перевозке должна быть использована качественная тара и упаковка, которая соответствует всем требованиям ГОСТа.

Особое внимание уделяется укладке продукции в грузовике. Все продукты должны быть уложены так, чтобы было плотное прилегание, без вероятности трения товаров друг о друга. Категорически запрещено в одну поездку перевозить разные категории грузов.

Существуют также определенные температурные ограничения, которые разнятся в зависимости от перевозимого товара. Вот самые основные соотношение между таким товаром, как скоропортящиеся грузы, и допустимой температурой:

Группа товаров Наименование Температура
Растительные продукты Ягоды, фрукты и овощи 0…+1
Животного происхождения Молочка, яйца, заморозка 0…+3
Растения Саженцы, зелень и цветы +1…+8

Требования для грузоотправителя

Не меньшее количество важных требований предъявляется к компаниям и организациям, которые отправляют груз. В противном случае, на имя фирмы будут отправлены штрафные санкции. Вот самые важные требования:

  • Для транспортировки животного сырья и мяса компания обязана предоставить специальный полис о прохождении ветеринарного и санитарного надзора;
  • Если продукция отправляется с территории, где отмечены карантинные условия, отправитель обязан оформить разрешение и специальные документы на скоропортящиеся продукты и товары;
  • Отравитель должен передать транспортной компании накладную. В ней должна быть указана реальная допустимая температура для товара перед его погрузкой и максимально возможное время перевозки. Также указывается общее состояние и характеристики упаковки;
  • Нельзя перевозить одновременно разные по категориям продукты. Допускается транспортировать только те, для которых нужна одинаковая температура;
  • Замороженная продукция, как скоропортящиеся грузы, должна быть уложена очень плотно;
  • При осуществлении перевозки свежих продуктов или охлажденных, нужно проследить за тем, чтобы все было тщательно упаковано, а между тарой проходил воздух. Между грузом и потолком должно быть расстояние не менее 30 см.

Транспортная компания, которая занимается перевозкой, имеет право перед погрузкой товара проверить его состояние, а также прочность и надежность упаковки. В процессе проверки компания-перевозчик самостоятельно устанавливает возможные сроки. Что касается отправителя товара, то на него возложена ответственность за укладку, также он обязан проследить за тем, чтобы помещение, в котором осуществляется перевозка, было полностью опломбировано. Как только скоропортящиеся грузы приходят по нужному адресу, получатель должен предоставить условия для качественной очистки груза от мусора и от остатков продукции.

Факторы внешних условий

Разнообразные факторы внешней среды оказывают на перевозку груза не меньшее влияние. Это особые обстоятельства, которые могут меняться и которые довольно сложно предугадать. Речь идет не только о внешних условиях, но также о дефектах тары или самого грузовика. Непосредственное влияние оказывает и температура, а также такие важные факторы, как газ, пыль, свет и микробы. При перевозке скоропортящихся грузов современным автомобильным транспортом — это достаточно актуально.

Все внешние факторы нужно обязательно учитывать, только так можно будет гарантированно выполнить все обязательства перед партнерами и предотвратить денежные потери. Что касается времени перевозки, то оно имеет скорее второстепенный фактор, так как небольшие задержки не окажут пагубного влияния на груз, если правильно будет подобрано помещение, если исправной будет тара и соблюдена температура.

Основные виды транспортных средств

Одним из наиболее популярных средств передвижения, которое применяется для грамотной перевозки разных скоропортящихся продуктов, является автомобиль. Маршрут обычно прокладывается от участка производства продукции до магазина продажи или до места его потребления. Мясные и все виды молочных продуктов возятся обычно на относительно небольшие расстояния, фрукты и все возможные виды овощей при нормальных условиях могут выдержать и более длительные расстояния.

Для перевозки СПГ современные компании используют специальные изотермические автомобильные грузовики. В серьезных компаниях такие средства могут быть двух видов:

  1. Универсальный – используется для оперативной транспортировки мяса, молочки, фруктов, а также овощей.
  2. Специализированный – для перевозки рыбы, вин и иных винных основ и материалов.

изотермический грузовик MAN

Такие машины различаются не только по назначению, но также по методу нагнетания нужного температурного режима. Здесь можно отметить ледники или помещения со специальными емкостями для укладки льда, передвижные рефрижераторы, в которых осуществляется охлаждение паром, исходящим от компрессорного плана холодильной установки. Также используются термосы или теплоизоляция без встроенных охладительных установок. Последние очень удобны при транспортировке скоропорта при доставке их на небольшие расстояния. С их помощью можно без проблем соблюдать все правила перевозки разных скоропортящихся грузов.

Необходимые документы

Для основной массы перевозок скоропорта требуется собирать единый пакет документов. Среди самых основных справок и необходимых бумаг можно отметить:

  1. Стандартная транспортная накладная. Это основной документ, где указываются информационные данные о транспортном средстве, о водителе и о грузе.
  2. Путевой лист, который оформляет перевозчик.
  3. Официальный договор с перевозчиком, предварительно заверенный одной стороной.
  4. Водительское удостоверение.

Это основные документы, которые должны присутствовать в обязательном порядке при транспортировке скоропортящейся продукции. Есть также определенные второстепенные бумаги, необходимость в которых определяется в индивидуальном порядке. Это такие бумаги, как фактура, свидетельство о качестве, трудовой договор, страховой полис и санитарная книжка. Наличие всех требуемых документов не менее важно, чем соблюдение определенных условий. Если в процессе транспортировки не окажется нужной справки или бумаги, то груз могут арестовать и наложить штраф на транспортную компанию.

Подводя итоги

Перевозка скоропортящихся продуктов под силу только опытным профессионалам. Именно по этой причине так важно правильно выбирать фирму-перевозчика, которая будет полностью соответствовать всем требованиям. При выборе оптимального варианта перевозчика нужно обращать внимание на такие важные параметры, как:

  • Стоимость оказываемых услуг. Не нужно доверять тем организациям, которые предлагают свои услуги по низкой стоимости;
  • Репутация компании – это важный фактор для выбора транспортной фирмы. Нужно проводить элементарные проверки организации, изучить ее отзывы;
  • Проверка квалификации сотрудников. Это должны быть квалифицированные профессионалы, отлично знающие свое дело;
  • Страховка и меры, обеспечивающие высокий уровень сохранности своих грузов.

Если компания выполняет все перечисленные выше условия, можно быть уверенным, что данная фирма надежна, соответственно все риски, связанные с порчей продукции, будут сведены к минимуму.

Перевозка товаров, которые относятся к категории скоропортящихся – это дело достаточно сложное, но при этом выполнимое. Внимание к подобной продукции у государственных проверяющих органов является повышенным, так как товар после перевозки выходит на потребительские рынки. По этой причине так важно тщательно предусмотреть все риски и постараться всеми возможными методами свести их к минимуму.

Особенности перевозки скоропортящихся грузов

Скоропортящиеся гру­зы — это режимные грузы, которые для сохранения качества при транспортировании нуждаются в соблюдении температурного ре­жима, определенной влажности и выполнении санитарно-гигие­нических требований; в основном это пищевые продукты.

Скоропортящиеся грузы классифицируют по происхождению и режиму перевозки.

По происхождению скоропортящиеся грузы делят на продукты растительного (фрукты, овощи и др.) и животного (мясо, рыба, молоко и др.) происхождения, продукты их переработки (жиры, молочные продукты, колбасные изделия и др.), а также живые растения (цветы, саженцы и др.).

По режиму перевозки скоропортящиеся грузы делят на четыре подкласса:

1) замороженные — грузы, перевозимые при температуре -6 °С иниже;

2) охлажденные — грузы, перевозимые при температуре от -5 до -1°С;

3) охлаждаемые — грузы, перевозимые при температуре от 0 до 15 °С;

4) вентилируемые — грузы, перевозимые без создания опреде­ленного температурно-влажностного режима, но при обеспечении интенсивной вентиляции в грузовых помещениях.

Грузы первых трех подклассов обычно объединяют в класс «Рефрижераторные грузы», а грузы четвертого подкласса — в класс «Нерефрижераторные грузы».

По условиям перевозки скоропортящиеся грузы могут быть раз­делены на:

— требующие применения специализированных транспортных средств (с кузо­вами фургон, цистерна) и специализированных контейнеров;

— допускающие применение транспортных средств и контейнеров общего назначения.

В зависимости от необходимости вентилирования грузовых по­мещений при перевозке скоропортящиеся грузы подразделяются на два подкласса:

— грузы, требующие воздухообмена для обеспечения сохранно­сти;

— грузы, не требующие воздухообмена, т. е. для которых наличие вентиляции не является решающим фактором сохранности.

Подкласс «Скоропортящиеся грузы, не требующие воздухооб­мена» по температурному режиму подразделяется на две катего­рии:

— замороженные грузы — грузы, перевозка которых осуществля­ется при низких температурах (- 6 °С и ниже), вызывающих замерзание тканевого сока;

— охлажденные грузы — грузы, перевозка которых осуществля­ется при пониженных температурах (от -5 до+1 С), вызывающих за­медление ферментативных и иных процессов.

Подкласс «Скоропортящиеся грузы, требующие воздухообме­на» (в подавляющем большинстве плодоовощные грузы) по режи­му перевозки также подразделяются на две категории:

— охлажденные грузы — грузы, перевозимые при пониженных температурах (от -3 до + 15 °С), вызывающих торможение процессов жизнедеятельности микроорганизмов и замедление их развития;

— неохлажденные грузы — грузы, перевозимые без охлаждения, но при усиленной вентиляции, способствующей нормальному протеканию процессов жизнедеятельности микроорганизмов.

Скоропортящиеся грузы перевозят различными видами транс­порта, и каждый из них имеет свои особенности.

При хранении и перевозках скоропортящихся грузов должен быть обеспечен один и тот же заданный технологический режим. Требования к соблюдению температурного режима при перевозке основных видов скоропортящихся грузов различными видами транспорта приведены в табл. 4.5.

Воздействие на продукты неблагоприятных факторов в период нарушения или ослабления установленного режима приводит к потере качества скоропортящихся продуктов, снижению стойкос­ти к дальнейшему хранению.

Таблица 4.5

При решении задач по организации перевозочного процесса скоропортящихся грузов автомобильным транспортом следует руководствоваться Правилами перевозок скоропортящихся грузов автомобильным транспортом в междугородном сообщении (разд.13 Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. Минавтотрансом РСФСР 25.10.74), а также Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (ЕЭККомитет по внутреннему транспорту, ООН, Нью-Йорк, 1991 г.).

Правила регламентируют требования по обеспечению при погрузке грузоотправителем необходимой температуры продуктов и транспортными организациями заданного температурного режима в транспортных средствах.

К специализированным транспортным средствам с кузовом фургон для перевозок скоропортящихся грузов относятся изотермическое транспортное средств, автотранспортное средство — лед­ник, автотранспортное средство — рефрижератор и отапливаемое автотранспортное средстве.

Изотермическое транспортное средство — это транспортное средство на автомобиль­ном шасси (автомобиль, прицеп или полуприцеп), кузов которого состоит из термоизолирующих стенок, включая двери, пол и кры­шу, позволяющих ограничить теплообмен между внутренней и на­ружной поверхностью кузова таким образом, чтобы по общему ко­эффициенту теплопередачи транспортное средство могло быть отнесено к одной из нижеследующих двух категорий: с коэффициентом теплопередачи, не превышающим 0,7 Вт/(м2 *°С) (обычное изотер­мическое транспортное средство) и не превышающим 0,4 Вт/(м2 *°С) (изотермическое транспортное средство с усиленной изоляцией).

Автотранспортное средство-ледник — это изотермическое транспортное средство на автомобильном шасси, которое при по­мощи источника холода иного, чем механическая или абсорбци­онная установка, позволяет понижать температуру внутри порож­него кузова и поддерживать ее затем на заданном уровне при сред­ней наружной температуре 30 °С. В качестве источника холода для данной группы транспортных средств применяют естественный лед с добавлением или без добавления соли; сухой лед с приспособ­лением, позволяющим регулировать его сублимацию или без та­кового; сжиженных газов с устройством для регулирования испарения или без такового; эвтектические плиты и т.д.

Автотранспортное средство-рефрижератор — это изотерми­ческое транспортное средство на автомобильном шасси, имеющее индивидуальную холодильную установку (механический компрес­сорный агрегат, абсорбционная установка и т.п.), которая позво­ляет понижать температуру внутри порожнего кузова и затем поддерживать ее с заданным постоянным уровнем при средней наружной температуре 30°С.

Мощность холодильной установки и, следовательно, класс автотранспортных средств определяются на специальных испытательных станциях и оформляются протоколом испытания.

Отапливаемое автотранспортное средство — это изотермическое транспортное средство на автомобильном шасси, имеющее отопительную установку, позволяющую повысить температуру внутри порожнего кузова и затем поддерживать ее без дополнительного поступления теплоты в течение регламентированного временина заданном уровне.

Для перевозки жидких и сыпучих пищевых продуктов в незатаренном виде (молоко, вино, квас, пиво, мука и др.) применяют автотранспортные средства с кузовомцистерна, оснащенные необходимым технологи­ческим оборудованием для перегрузочных операций. Для скоро­портящихся жидких грузов, доставляемых на значительные рас­стояния (например, свыше 200 км), применяют кузова-цистерныс термоизолирующими стенками.

При необходимости доставки скоропортящихся продуктов не­большими партиями с разными температурными режимами на значительные расстояния (как правило, на международных или междугородных маршрутах) эффективно используют автопоезда большой грузоподъемности с секционными кузовами, оснащенные мультитемпературными холодильными установками с микро­процессорами для автоматического регулирования заданного тем­пературного режима внутри секции. Перегородки таких секций могут быть стационарными или передвижными.

Автотранспортные средства, предназначенные для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов, должны соот­ветствовать виду доставляемых продуктов, обеспечивать сохран­ность их количества и качества. Внутренние стенки кузовов, вклю­чая пол, потолок и двери, должны быть выполнены из материа­лов, не поддающихся коррозии, быть невосприимчивыми к внешним воздействиям, которые могут привести к порче продуктов или сделать их вредными для здоровья человека, должны легко подвергаться очистке, мойке и дезинфекции, не допускать проникновения пыли и грязи внутрь кузова через систему вентиляциии дверные устройства.

Подаваемые под погрузку скоропортящихся продуктов автотранспортные средства и контейнеры должны отвечать санитарно-гигиеническим требованиям,установленным Госсанэпиднадзором России в Санитарных правилах и нормах для предприятий продовольственной торговли в разделе «Санитарные требования к транспортировке пищевых продуктов». В соответствии с указанными правилами и нормами для транспортирования пищевых продуктов должны выделяться специальные автотранспортные средства.

Автотранспортные средства, используемые для перевозки пищевых продуктов, должны быть чистыми, с гигиеническим покрытием кузова, поддающимся санитарной обработке. Дезинфекция кузова проводится по мере необходимости, как прави­ло, один раз в 10 дней.

На каждое автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пищевых продуктов, местными органами Госсанэпиднадзора России перевозчику выдается санитарный паспорт на срок от 3 до 6 месяцев.

Помимо соблюдения температурных, влажностных и вентиляционных режимов хране­ния и транспортирования для обеспечения со­хранности режимных, особенно скоропортящихся, грузов имеют значение защит­ные свойства тары и упаковки. В соответствии с требованиями, установленными стандартами или техническими условиями, боль­шинство скоропортящихся пищевых продуктов должны представ­ляться к перевозке только в таре. Применяемая для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов тара должна соответствовать условиям обеспечения сохранности качества этих продуктов, доставляемых автотранспортными средствами при установленном температурном режиме.

Основными видами тары, применяемой для скоропортящихся грузов (продуктов), являются ящики деревянные, картонные и из пластмассы; коробки из картона; бочки и фляги металлические, пластмассовые и деревянные; барабаны деревянные и фанерные; мешки из ткани, крафт-бумаги, полиэтилена и т.п.

Применяемая для скоропортящихся грузов многооборотная транспортная тара должна соответствовать требованиям санитар­но-гигиенической обработки, осуществляемой после каждого ее употребления.

Подготавливать к перевозке скоропортящиеся грузы обязан грузоотправитель. Вместе с накладной он должен предоставить сертификат или удостоверение о качестве груза с указанием возможного срока транспортирования, температуры охлажденного или замороженного груза и процента влажности (для рыбы сушеной, вяленой и копченой).

Скоропортящиеся грузы к перевозке не принимаются, если срок транспортирования, указанный в сертификате, меньше срока доставки, установленного правилами перевозки грузов, а также, если имеются признаки порчи груза. Сроки доставки груза исчисляются с момента окончания погрузки груза и оформле­ния документов до момента прибытия автотранспортного средства к грузополучателю и предъявления ему перевозочных документов на доставленный груз. cp>

Перевозчик имеет право выборочно проверить качество предъяв­ляемых к перевозке скоропортящихся пищевых продуктов, состояние тары и ее соответствие установленным стандартам или техническим условиям. Вскрытие груза и его последующее упаковывание после проверки производится грузоотправителем. Качество продуктов в герметичной упаковке при этом не проверяется.

Грузоотправитель обязан осуществлять погрузку скоропортящихся грузов в автотранспортные средства своими силами, используя при этом возможности механизации погрузочных работ за счет реализации современных технологий транспортного процесса, в том числе внедрения контейнерных перевозок, системы доставки грузов транспортными пакетами и др. Ответственность за правильность укладки и размещения скоропортящихся грузов в кузове автотранспортных средств или в контейнере возлагается на грузоотправителя.

К основным требованиям по укладке и размещению скоропортящихся грузов в фургонах специализированных автотранспортных средств и в контейнерах относятся, прежде всего, сохранение их качества во время перевозки за счет возможности поддержания установленной для данной категории груза температуры внутри кузова или контейнера. При этом предусматривается максимальное использование грузоподъемности автотранспортных средств или контейнера за счет наибольшего использования их внутреннего объема.

Возможность совместной перевозки различных скоропортящихся грузов

Вфургон автотранспортных средств или контейнер грузоотправителем одновре­менно могут загружаться для доставки разные виды скоропортящихся грузов, входящих в одну группу, для которых установлен одинаковый температурный режим. В этом случае время доставки принимается для наименее стойкого груза (с наименьшей предельной продолжительностью транспортирования).

Перечень группи входящих в них скоропортящихся продуктов, допускаемыхк совместной перевозке вкузове автотранспортных средств или контейнере, приведён в Правилах перевозок скоропортящихся грузов автомобильным транспортом.

Не допускаются к совместной перевозке в одном кузове или контейнере с другими продуктами следующие виды грузов:

— замороженная и охлажденная рыба;

— сельдь, солёная рыба, икра;

— рыбокопчёности;

— сухая и копчено-вяленая рыба и сухие рыбные концентраты;

— охлажденное мясо;

— копченые колбасы и мясокопчености;

— сыры всех видов;

— плоды, обладающие сильным ароматом, — апельсины, лимо­ны, мандарины, дыни (за исключением лимонов и грейпфрутов,
допускаемых к совместной перевозке);

— овощи с резким запахом (лук, чеснок);

— хлебопекарные дрожжи;

— маргарин.

Не допускается перевозка замороженных грузов совместно с охлажденными или остывшими, а также остывшего мяса с охлаж­денным.

Совмещение в одном грузовом помещении упакованных в плот­ную тару и неупакованных грузов приводит к снижению в нем равновесной относительной влажности воздуха и увеличению усушки неупакованного груза.

Допускаются к совместной перевозке мясо, масло и жиры; ох­лажденное мясо, мясопродукты, консервы; яйца и молочные грузы.

Естественная убыль при перевозке скоропортящихся грузов

Естественная убыль зависит от многих факторов, например, от системы охлаждения подвижного состава, схемы циркуляции воздуха, вида упаковки и т.д. Убыль при пе­ревозках в существенной степени зависит от продолжительности перевозок. Качество доставки груза во многом зависит от состояния дорог, типа транспортного средства и обеспечения режима хранения.

Потери при перевозках предварительно неохлажденной продук­ции в 2,5 раза выше, чем при перевозках предварительно охлаж­денных овощей и фруктов, и продолжительность грузовых опера­ций увеличивается в 2 — 3 раза.

Нормы убыли при перевозках на 1 тыс. км в автотранспортных средствах составляют для косточковых 3,4%, яблок, груш — 2,9%, а в рефрижераторах — соответственно 2,1 и 1,9%.

В настоящее время фрукты и овощи в автотранспортных средствах перевозят в регули­руемой газовой среде, которая позволяет лучше сохранять каче­ство и свежесть продуктов и увеличивать сроки хранения. Важно подобрать «удачные» смеси, например для клубники смесь должна состоять из 4… 5 % кислорода и 95… 96 % азота, для огурцов соот­ветственно 3…5 и 95…97 %.

В атмосфере, содержащей 99,8% азота, при температуре 0°С осуществляют перевозки охлажденного мяса, при этом окраска поверхности туши не меняется, аэробные психрофильные бакте­рии не развиваются, потери массы значительно уменьшаются. В азотной атмосфере охлажденное мясо без изменения качества можно хранить до 20 суток.

При невозможности дальнейшего транспортирования скоропор­тящихся грузов из-за поломки рефрижераторной установки, а также из-за серьезной технической неисправности автотранспортных средств или при наличии внешних признаков порчи перевозимого груза перевозчик обязан принять срочные меры по устранению соответствующих неисправностей и сохранению качества доставляемых скоропортящих­ся продуктов.

При невозможности срочного устранения неисправностей и неизбежности значительных потерь качества перевозимых скоропортящихся грузов перевозчик должен принять меры для передачи груза в местную торговую сеть для реализации. Основанием снятия груза с перевозки является акт, составленный комиссией, состоящей из представителей перевозчика, торгующей организации (предприятия торговли) и инспекции по качеству, а при отсутствии — незаинтересованной организации.

Разгрузку доставленных скоропортящихся грузов осуществляет грузополучатель. После их выгрузки автотранспортные средства или контейнеры должны быть очищены грузополучателем от остатков груза, промыты и продезинфицированы в установленные по соглашению сторон сроки.