Перевыставление коммунальных услуг

Арендодатель на «доходной» УСНО: как учесть оплату коммуналки арендаторами

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 5 июля 2013 г.

Содержание журнала № 14 за 2013 г.М.Г. Мошкович, юрист

Упрощенцы-арендодатели, которые платят налог с доходов по ставке 6%, сталкиваются со следующей проблемой. Суммы, полученные от арендаторов помещений за потребленные ими коммунальные услуги (свет, вода, тепло, вывоз мусора), в полном объеме перечисляются снабжающей организации. Однако упрощенцам приходится включать эти суммы в состав доходов, облагаемых единым налогом. Посмотрим, можно ли этого избежать.

Какой порядок расчетов предусмотрен договором аренды

Возможные варианты приведены в таблице.

Условие договора Возникает ли налогооблагаемый доход
Арендатор сам заключает договоры со снабжающими организациями и рассчитывается с ними за коммунальные услуги без участия арендодателя (вариант 1) Нет
Арендодатель оказывает арендатору посреднические услуги по приобретению и оплате для него коммунальных услуг за вознаграждение.
Такая форма расчетов может быть отражена:

  • <или>в посредническом договоре (агентском или договоре комиссии)статьи 990, 1005 ГК РФ;
  • <или>в самом договоре арендып. 3 ст. 421 ГК РФ
Договор арендодателя со снабжающей организацией заключен:

  • <или>позже посреднического договора и в интересах арендатора (вариант 2);
Нет
  • <или>ранее посреднического договора (вариант 3)
Да
Арендодатель оплачивает коммунальные услуги и перевыставляет арендатору счет (без наценки) (вариант 4) Да
Арендатор оплачивает коммунальные расходы в составе арендной платып. 2 ст. 614 ГК РФ (вариант 5).
В договоре в таком случае обычно пишут, что арендная плата состоит из двух величин:

  • постоянной (оплата в твердой сумме);
  • переменной (оплаты потребленных в соответствующем периоде коммунальных услуг)
Дап. 1 ст. 346.15 НК РФ

Рассмотрим подробнее плюсы и минусы этих вариантов.

Кто обязан платить за коммуналку

Обычно арендаторы пользуются коммунальными услугами по тому же тарифу, что и сами владельцы помещения. Отсюда напрашивается вывод, что экономической выгоды непосредственно от возмещения им стоимости этих услуг (в части, приходящейся на арендатора) арендодатели не получают. В этом случае не должно быть и дохода, облагаемого налогом при УСНОст. 41 НК РФ. Так, кстати, считали ранее и некоторые судыПостановление ФАС УО от 04.08.2009 № Ф09-4747/09-С2.

Однако в данном случае для налоговых целей важно, кто в соответствии с договором обязан обеспечивать отопление помещения, электроснабжение и т. д.:

  • <если>арендодатель, а так чаще всего и бывает, то и расходы на оплату таких услуг должен нести тоже он (и рассчитывать исходя из этого стоимость аренды). Компенсируя арендодателю его расходы, арендатор освобождает его от затрат по договору. Тут и возникает экономическая выгода — сумму компенсации надо включать в доходы (вариант 4). Этот подход поддержал ВАСПостановление Президиума ВАС от 12.07.2011 № 9149/10, и теперь суды не будут принимать иные решения;
  • <если>арендатор, то и проблем нет: соответствующие затраты доходом арендодателя не являются. Да и вопрос о налогообложении снимается для него сам собой: все расчеты по коммунальным платежам, касающиеся арендованного помещения, происходят без участия арендодателя (вариант 1). В учете у него эти операции не отражаются, и об уплате налогов по ним беспокоиться не нужно. Кстати, если в договоре ничего не сказано о том, кто оплачивает коммуналку по помещению, то это должен делать арендаторп. 2 ст. 616 ГК РФ.

Как видим, самостоятельные договорные отношения арендатора со снабжающими организациями наиболее удобны в налоговом смысле для хозяина помещения. Но такой расклад не слишком приветствуют другие участники цепочки, и на практике он применяется редко. Арендаторы приходят и уходят, поэтому снабжающим организациям проще заключить один долгосрочный договор с владельцем помещения, чем постоянно перезаключать договоры с его клиентами. Да и последним удобней работать только с арендодателем, а не с энным количеством разных служб.

Когда арендодатель может считаться посредником

Оформляя посреднический договор с арендатором, упрощенцы, как правило, надеются уйти от необходимости платить налог с сумм, перечисляемых арендатором в возмещение его коммунальных расходов. Ведь деньги, которые перечисляются посреднику для исполнения его обязательств или в возмещение понесенных затрат по договору, не считаются доходом (кроме самого вознаграждения)подп. 9 п. 1 ст. 251, подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ. То есть арендатор как бы поручает арендодателю заключить договоры на электро- и водоснабжение в пользу арендатора и вести расчеты по ним.

Однако Минфин признает компенсацию коммунальных услуг поступившей во исполнение поручения, только если договор со снабжающей организацией заключенПисьма Минфина от 14.04.2011 № 03-11-06/2/55, от 21.01.2013 № 03-11-06/2/07:

  • позже посреднического;
  • только в интересах арендатора (вариант 2).

И надо признать, что чиновники правы: нельзя же выполнить поручение до того, как оно было дано. И даже до того, как вы познакомились с тем, кто его даетп. 6 Информационного письма Президиума ВАС от 17.11.2004 № 85.

Пытаясь «обойти» позицию Минфина, упрощенцы-арендодатели нередко пишут в посредническом договоре так: «Стороны договорились, что условия данного договора применяются к отношениям сторон, возникшим до его заключения»п. 2 ст. 425 ГК РФ. Не питайте напрасных надежд, эта фраза вас не спасет. Если у вас уже были какие-либо отношения посредничества с арендатором до момента заключения посреднического договора, то к ним можно будет с помощью этой фразы применить его положения. А «привязать» действующий договор со снабжающей организацией к поручению арендатора (данному позднее) не получится.

Учитывая сказанное, можно сделать вывод, что воспользоваться «посредническим» вариантом вам, скорее всего, не удастся. Ведь для этого нужно заключать и расторгать договоры со снабжающими организациями ради каждого следующего арендатора. А если вы сдаете в аренду часть помещения, то договор в пользу арендатора должен быть заключен только в отношении этой части. Поэтому выполнить условие, поставленное Минфином, нереально.

***

Итак, включение компенсации за коммуналку в налогооблагаемый доход арендодателя — это практически неизбежность. Если сдача недвижимости в аренду — основной вид вашей деятельности, то стоит подумать над сменой объекта налогообложения. Когда вы перейдете на «доходы-расходы», то сможете учитывать сумму компенсируемых арендатором коммунальных платежей в составе материальных расходовподп. 5 п. 1 ст. 254, подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ; Письма Минфина от 07.08.2009 № 03-11-06/2/148; УФНС по г. Москве от 15.01.2007 № 18-08/3/02040@.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «УСН — расчет / уплата»:

2020 г.

  1. Каверзные вопросы спецрежимников, № 5

2019 г.

  1. ТСЖ на УСН: что включать в доходы, № 7
  2. Упрощенка: топ-7 ошибок бухгалтера, № 15 Неочевидные доходы на упрощенке, № 15

Перевыставление коммунальных платежей арендатору: бухучет и налоги

ИА ГАРАНТ
Организация, являясь арендодателем, предоставляет в аренду помещения юридическим лицам. Коммунальные услуги и услуги связи перевыставляются арендатору отдельно (не учитываются в стоимости арендной платы). Как правильно в бухгалтерском и налоговом учете (налог на прибыль, НДС) отразить перевыставление данных услуг?
По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, а арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату) (ст. 606, п. 1 ст. 614 ГК РФ). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
При этом ни общие положения ГК РФ об аренде, ни специальные нормы параграфа 4 главы 34 ГК РФ, посвященные аренде зданий и сооружений, не устанавливают, что определенная в договоре аренды плата за пользование арендованным имуществом (арендная плата) по умолчанию включает в себя все расходы, необходимые для содержания арендуемого имущества и пользования им.
Однако закон не регламентирует способы обеспечения арендатора коммунальными услугами и услугами связи. В связи с чем в силу принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ) стороны вправе самостоятельно определить способ реализации обязанности арендатора по оплате коммунальных услуг и услуг связи.
Предоставляемое в аренду офисное помещение на практике, как правило, оснащено средствами связи (телефон, Интернет), которыми имеет возможность пользоваться арендатор.
При этом часто в договор аренды (как и в рассматриваемой ситуации) включается обязанность арендатора возмещать арендодателю понесенные последним расходы на коммунальные услуги и услуги связи по отдельному счету (то есть сверх арендной платы).

Налог на прибыль

Прибыль организации, являющаяся объектом налогообложения, определяется налогоплательщиком исходя из полученных доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов (ст. 247 НК РФ).
В целях исчисления налога на прибыль к доходам относятся доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в порядке, установленном ст.ст. 249, 250 НК РФ (п. 1 ст. 248 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных. Доходы, относящиеся к внереализационным, перечислены в ст. 250 НК РФ. Статьей 251 НК РФ установлен перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, — убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п.п. 1, 2 ст. 252 НК РФ).
В рассматриваемой ситуации коммунальные услуги и услуги связи потребляются непосредственно арендаторами и их стоимость не формирует арендную плату, поэтому, на наш взгляд, оплата коммунальных услуг и услуг связи арендаторами арендодателю по установленным тарифам носит характер возмещения расходов.
Однако Минфин России и налоговые органы придерживаются противоположной позиции.
Так, в письме УФНС России по г. Москве от 28.06.2006 N 19-11/58877 специалистами налогового органа сделаны следующие выводы:
— суммы, возмещаемые арендатором (по коммунальным услугам, услугам связи), арендодатель учитывает в составе доходов;
— суммы, перечисляемые организациям, оказывающим коммунальные услуги и услуги связи, арендодатель учитывает в составе расходов.
Аналогичная точка зрения и у Минфина России, представленная, правда, в письмах, рассматривающих вопрос учета компенсационных платежей арендаторов в составе доходов организаций, применяющих УСН. Так, в письме от 22.02.2012 N 03-11-06/2/31 на основании того, что поступающие от арендаторов суммы в возмещение стоимости услуг связи, перечисляемые арендодателем на счет оператора связи, ст. 251 НК РФ не предусмотрены, представители Минфина России делают заключение, что указанные суммы должны учитываться арендодателем в составе доходов (смотрите также письма Минфина России от 24.10.2011 N 03-11-06/2/145, от 11.03.2012 N 03-11-11/72, от 17.04.2013 N 03-11-06/2/13101, от 09.08.2013 N 03-11-11/32283, от 16.07.2009 N 03-11-06/2/130, от 10.02.2009 N 03-11-09/42).
Обратимся к судебной практике по рассматриваемому вопросу.
В определении ВАС РФ от 29.01.2008 N 18186/07 судьи констатировали, что суммы возмещения по оплате коммунальных платежей, полученные от арендатора, не являются доходом арендодателя, поскольку в данном случае компенсируют расходы по содержанию и использованию сданного в аренду помещения, а затраты на оплату коммунальных услуг, связанные с эксплуатацией сданного в аренду помещения, не являются расходами собственника, поскольку они не приводят к уменьшению его экономических выгод, так как компенсируются арендатором.
Существуют решения арбитражных судов, содержащие аналогичную позицию судей (постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009 N 18АП-2025/2009, ФАС Центрального округа от 10.10.2007 N А36-2553/2006, ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.07.2005 N А33-23362/04-С3-Ф02-3274/05-С1).
Между тем в постановлении Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 9149/10 судьи указали на необходимость включения в доходы «упрощенца» — арендодателя сумм возмещенных арендатором коммунальных услуг, поскольку данная выплата отсутствует в перечне необлагаемых доходов, приведенном в ст. 251 НК РФ. Однако в рассмотренной судом ситуации оплата коммунальных услуг представляла собой переменную часть арендной платы, установленной договором.
Повторим, по нашему мнению, с учетом того, что в Вашем случае сумма стоимости услуг связи, компенсируемая арендаторами, не является составной частью арендной платы, эта сумма при определении налоговой базы по налогу на прибыль не подлежит включению ни в доходы, ни в расходы арендодателя.
Однако приходится признать, что принятие такого решения организацией может привести к налоговым спорам с ИФНС.
Поэтому, если организация не готова отстаивать свою позицию в судебном порядке, безопаснее учесть суммы, возмещаемые арендаторами в доходах при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
Тем более что согласно официальной позиции налоговых органов, если стоимость компенсации коммунальных и иных услуг, полученная от арендатора, учтена арендодателем в составе доходов, то эту же сумму он вправе включить в расходы (письма УФНС России по г. Москве от 26.06.2006 N 20-12/56637 и УФНС России по Московской области от 03.02.2005 N 21-27/28632).

НДС

В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.
При реализации товаров (работ, услуг) продавец выставляет покупателю соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) (п. 3 ст. 168 НК РФ).
По мнению официальных органов, по расходам (коммунальным платежам, услугам связи) в рамках договоров, согласно которым в стоимость услуг по аренде данные расходы не включаются, счета-фактуры арендодателями арендаторам не выставляются, поскольку реализация данных услуг не производится. Соответственно, при получении денежных средств, перечисленных арендатором арендодателю в целях компенсации расходов арендодателя по оплате указанных услуг, объекта обложения налогом на добавленную стоимость не возникает (письма Минфина России от 14.05.2008 N 03-03-06/2/51, от 24.03.2007 N 03-07-15/39, от 03.03.2006 N 03-04-15/52, письма Федеральной налоговой службы от 29.12.2005 N 03-4-03/2299/28@, от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@ (п. 2)).
При этом специалисты Минфина России указывают, что суммы НДС по уплаченным арендатором счетам за потребленные в рамках договора аренды услуги не подлежат возмещению и не учитываются в качестве расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (смотрите, например, письмо Минфина России от 27.12.2007 N 03-03-06/1/895).
Некоторые суды поддерживают позицию Минфина России (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.01.2009 N А10-1581/08-Ф02-6877/2008, от 30.10.2008 N А10-845/08-Ф02-5264,5607/2008, ФАС Центрального округа от 23.10.2008 N А36-1323/2007, ФАС Волго-Вятского округа от 16.06.2008 N А29-4352/2007).
В то же время более поздние судебные решения представляют противоположное мнение. Так, в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12664/08 указано, что без обеспечения нежилых помещений электроэнергией, водой, теплоэнергией, другими видами коммунального обслуживания арендатор не может реализовать право пользования арендуемыми помещениями, необходимыми ему для осуществления своей деятельности. Следовательно, это обслуживание неразрывно связано с предоставлением услуг по аренде, а порядок расчетов между арендатором (в данном случае — обществом) и арендодателем за названные услуги значения не имеет. Вычет НДС со стоимости коммунальных услуг, компенсируемой арендодателю, является правомерным при соблюдении предусмотренных законодательством о налогах и сборах условий применения налоговых вычетов (смотрите также постановления ФАС Северо-Западного округа от 24.08.2010 N А56-44025/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 28.04.2010 N А45-8185/2009).
Таким образом, учитывая разъяснения официальных органов, а также неустойчивую позицию судебных органов по данному вопросу полагаем, что организация вправе не оформлять счета-фактуры на перевыставляемые арендатору коммунальные услуги и услуги связи и предъявлять по счету (акту) всю сумму компенсации затрат по уплате услуг связи без выделения НДС.

Бухгалтерский учет

Суммы полученной компенсации для целей бухгалтерского учета не являются доходами организации, ведь их поступление не приводит к увеличению экономических выгод (п. 2 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). Арендодатель всего лишь является транзитным звеном по переводу денежных средств от арендатора, непосредственного пользователя услуг, их продавцу (оператору связи).
Однако обращаем внимание, что если организация примет решение в налоговом учете включать возмещаемые арендодателем суммы в доходы и расходы, то в бухгалтерском учете, в целях применения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (далее — ПБУ 18/02), необходимо будет отражать постоянное налоговое обязательство (ПНО) и постоянный налоговый актив (ПНА).
ПНО и ПНА возникают в результате наличия постоянных разниц между бухгалтерским и налоговым учетом.
Для целей ПБУ 18/02 под постоянными разницами понимаются, в частности, доходы и расходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль отчетного периода, но не признаваемые для целей бухгалтерского учета доходами и расходами как отчетного, так и последующих отчетных периодов (п. 4 ПБУ 18/02).
ПНО (ПНА) признается организацией в том отчетном периоде, в котором возникает постоянная разница. ПНО (ПНА) равняется величине, определяемой как произведение постоянной разницы, возникшей в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством РФ о налогах и сборах и действующую на отчетную дату (п. 7 ПБУ 18/02).

Заметим, что на основании п. 2 ПБУ 18/02 Положение может не применяться субъектами малого предпринимательства.
Если Ваша организация применяет ПБУ 18/02, то проводки по отражению в бухгалтерском учете ПНО и ПНА (сумм налога на прибыль, рассчитанных от сумм дохода (расхода), учитываемых в целях налогообложения, но не учитываемых в бухгалтерском учете), будут следующими:
Дебет 60 Кредит 51
— оплачены с НДС коммунальные услуги и услуги связи поставщику;
Дебет 26 Кредит 60
— учтены собственные расходы на коммунальные расходы и услуги связи;
Дебет 19 Кредит 60
— частично принят в зачет НДС;
Дебет 76 Кредит 60
— выставили акты арендаторам (НДС не выделен);
Дебет 51 Кредит 76
— получена оплата от арендаторов.
Дебет 99 Кредит 68
— отражено ПНО;
Дебет 68 Кредит 99
— отражен ПНА.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Пивоварова Марина
Ответ прошел контроль качества

Как в договоре предусмотреть перевыставление расходов на электроэнергию арендатору?

Всем доброго дня! Прошу помочь и посоветовать. У нас ИП, 6% с дохода. Недавно купили нежилое помещение, сдали в аренду ООО. Сейчас переделываем договор на электроэнергию на ИП. Хотим перевыставлять эти расходы арендатору (ООО на ОСН). Возник вопрос как правильно составить договор между ООО и ИП на перевыставление этих услуг, чтобы ИП ничего не потерял, ни суммы НДС, на 6% налога с суммы перечисляемой ему на расчетный счет суммы перевыставленной электроэнергии? Т.е. если Энергосбыт будет выставлять документы с НДС, например, 10000,00 в т.ч. НДС 20% — 1666,67, то какую сумму мы должны перевыставить ООО — 10000,00 или без учета НДС — 8333,33. Тогда как-то получается, у нас лишние расходы в виде суммы НДС. А когда приходить будут суммы от ООО на расчетный счет, не будет ли это доходом ИП? Слышали, что некоторые ИП прибавляют 6% к сумме, и выставляют арендатору. Но у нас же будет не договор продажи услуг электроэнергии, как нам известно, мы и заниматься-то этим не можем, а какой тогда договор? Агентский? Спасибо за внимание.

И. РОДИОНОВА
ведущий эксперт Консалтинговая группа «Руна»

Предоставляя помещение в аренду, арендодатель, как правило, предоставляет арендатору и коммунальные услуги, необходимые для обеспечения нормальных условий эксплуатации переданного во временное пользование помещения. К таким услугам относятся отопление, освещение, водоснабжение, газоснабжение. Кроме того, часто к этим услугам добавляются услуги телефонной связи. Без коммунальных услуг аренда помещения была бы не актуальна, поэтому условие об их предоставлении является частью договора аренды. От конкретного содержания текста договора аренды будет зависеть порядок отражения в учете арендодателя возмещаемых арендатором расходов.

1. Допустим, что договором аренды предусмотрена оплата коммунальных услуг и услуг связи сверх суммы (дополнительно к сумме) установленной договором арендной платы, т.е. плата за аренду и оплата услуг являются по своей сути разными платежами и осуществляются независимо друг от друга.

📌 Реклама Отключить

В этом случае деятельность арендодателя по предоставлению коммунальных услуг следует рассматривать как посредническую, поскольку арендодатель в такой ситуации лишь перевыставляет арендаторам счета за услуги, приобретенные от своего имени, но за счет арендаторов. Сам он при этом не является ни потребителем, ни поставщиком услуг, а только возмещает свои расходы по оплате коммунальных услуг, потребленных арендаторами.

Согласно ст. 996 ГК РФ вещи, приобретенные комиссионером за счет комитента, считаются собственностью последнего. Применительно к коммунальным услугам, передаваемым от арендодателя арендатору, данная норма означает, что операции по приобретению и переадресации услуг для арендодателя — транзитные и не увеличивают ни выручку, ни затраты арендодателя. Это утверждение основано на требованиях налогового законодательства (п.п. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ, п. 9 ст. 279 НК РФ) и соответствующих положений по бухгалтерскому учету (п. 3 ПБУ 9/99, п. 3 ПБУ 10/99). Кроме того, оно подтверждается выводами президиума ВАС РФ, изложенными в постановлении от 17.03.98 г. № 4926/97, в котором указано: «затраты, по общему правилу, уменьшают выручку от реализации продукции (работ, услуг), а не увеличивают налогооблагаемую прибыль. И в том случае, когда такие затраты возмещаются контрагентом, выручки в этой части не возникает».

📌 Реклама Отключить

Порядок документооборота по перепредъявляемым услугам у арендодателя следующий. Арендодатель, у которого заключены договоры со снабжающими организациями на предоставление коммунальных услуг и услуг связи, получает от поставщиков услуг первичные документы на оплату. Для того чтобы арендатор смог включить в состав своих расходов затраты по оплате коммунальных услуг, арендодатель должен от своего имени составить первичные документы, аналогичные выставленным арендодателю соответствующими снабжающими организациями (см. письмо Управления МНС России по г. Москве от 22.07.03 г. № 26-12/40946), на сумму фактически полученных арендатором услуг. В том числе арендодатель должен выставить арендатору счета-фактуры на возмещаемые расходы по оплате коммунальных платежей (см. письмо Управления МНС России по г. Москве от 27.02.03 г. № 24-11/11556), на основании которых суммы НДС по оплаченным коммунальным платежам могут быть приняты арендатором к вычету. Таким образом, по перепредъявляемым услугам арендодателю необходимо оформлять документы и отражать операцию в учете в таком же порядке, что и комиссионеру, участвующему в расчетах, при приобретении товара для комитента.

📌 Реклама Отключить

Например, в конце месяца арендодатель получает счет от узла связи на оплату междугородных переговоров в сумме 1180 руб., в том числе НДС — 180 руб. Абонентом узла связи является арендодатель, но пользуется телефонной связью арендатор. По условиям договора аренды оплата арендатором услуг связи в арендную плату не включается, а осуществляется отдельно по факту предоставления счетов на оплату. В бухгалтерском учете арендодателя операция по перепредъявлению услуг может быть отражена следующими записями:

Дебет 76, Кредит 51 — 1180 руб. — на основании полученного счета арендодатель оплатил услуги связи,

Дебет 62, Кредит 76 — 1180 руб. — счет перевыставлен арендатору,

Дебет 51, Кредит 62 — 1180 руб. — поступила оплата от арендатора.

Так обстоит дело, если договором аренды предусмотрено, что оплата посреднических услуг арендодателя за предоставление услуг связи включается в стоимость арендной платы. Но, возможно, что арендодатель предоставляет услуги за дополнительное вознаграждение. Если к условиям предыдущего примера добавить оговорку, что вознаграждение арендодателя как посредника по предоставлению услуг связи составляет 5% стоимости услуг, то в бухгалтерском учете арендодателя появятся следующие записи:

📌 Реклама Отключить

Дебет 76, Кредит 51 — 1180 руб. — на основании полученного счета арендодатель оплатил услуги связи,

Дебет 62, Кредит 76 — 1180 руб. — счет перевыставлен арендатору,

Дебет 62, Кредит 90 — 59 руб. — отражена сумма комиссионного вознаграждения за оказание арендодателем посреднических услуг,

Дебет 90, Кредит 68 — 9 руб. — начислен НДС с суммы вознаграждения,

Дебет 51, Кредит 62 — 1239 руб. — поступила оплата от арендатора.

На сумму вознаграждения арендодатель должен выписать два экземпляра счета-фактуры. Первый экземпляр передается арендатору, второй подшивается в журнал учета выставленных счетов-фактур и регистрируется в книге продаж (п. 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2.12.2000 г. № 914, далее — Правила). Кроме того, арендодатель в двух экземплярах от своего имени выписывает счет-фактуру на предоставляемые услуги связи. Однако при этом второй экземпляр счета-фактуры, остающийся у арендодателя, подшивается в журнал учета выставленных счетов-фактур без регистрации в книге продаж. Номер счету-фактуре на услуги связи присваивается в соответствии с хронологией выставляемых арендодателем счетов-фактур. Счет-фактура, полученный арендодателем от узла связи, хранится в журнале учета полученных счетов-фактур без регистрации его в книге покупок (п. 11 Правил).

📌 Реклама Отключить

Как правило, у арендодателя не возникает проблем с перевыставлением арендаторам счетов от снабжающих организаций за те услуги, стоимость которых известна или может быть точно определена. В данном случае речь идет об определении количественных показателей потребляемых услуг на основании данных специальных измерительных приборов (счетчиков) или адресном потреблении услуг, например выделенная телефонная линия (номер). Если же единственным способом определения стоимости потребляемых арендаторами услуг является расчетный способ, то арендодатель должен разработать и согласовать с арендатором экономически обоснованный порядок (алгоритм) расчета стоимости предоставляемых услуг, поскольку соблюдение критериев, установленных ст. 252 НК РФ для признания расходов, актуально как для арендатора, так и для арендодателя. Например, при отсутствии отдельного счетчика расход электроэнергии может устанавливаться на основании журнала учета фактически отработанного электроприборами (оборудованием) времени исходя из мощности этих приборов. Стоимость потребляемого арендатором тепла можно исчислить исходя из общих затрат на отопление в процентном отношении, определяемом как отношение занимаемых арендатором площадей к общей площади здания (общей площади отапливаемых помещений).

📌 Реклама Отключить

Отметим, что, если договор аренды просто содержит условие о возмещении арендатором стоимости коммунальных услуг, потребленных электроэнергии, услуг связи и пр., налоговые органы могут потребовать включить суммы возмещения в выручку от реализации услуг (письмо Минфина России от 13.09.2000 г. № 04-02-04/1). Для того чтобы рассмотренный выше порядок учета возмещаемых расходов не вызвал возражений со стороны налоговых органов, необходимо в договоре аренды предусмотреть условие, при котором на арендодателя будет возложена обязанность по обеспечению арендаторов коммунальными и другими сопутствующими договору аренды услугами, приобретаемыми от имени арендодателя, но за счет и по поручению арендаторов. Таким образом, роль арендодателя в предоставлении коммунальных услуг может быть прямо установлена договором как посредническая (см. письмо Управления ФНС России по г. Москве от 15.11.04 г. № 24-11/73833).

📌 Реклама Отключить

2. Допустим, что по договору аренды стоимость коммунальных услуг включается в арендную плату. В этом случае арендатор, перечисляя арендную плату, автоматически компенсирует арендодателю коммунальные расходы. Для арендодателя коммунальные расходы, потребляемые арендаторами, являются расходами по содержанию переданного в аренду имущества и учитываются в составе затрат арендодателя.

В зависимости от того, к какому виду деятельности арендодателя относится предоставление им в аренду своих активов, арендодатель в бухгалтерском учете отражает коммунальные услуги либо как расходы по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99), либо как операционные расходы (п. 11 ПБУ 10/99). Для целей налогового учета расходы арендодателя на содержание переданного по договору аренды имущества относятся к внереализационным расходам либо к расходам по производству и реализации, если предоставление имущества в аренду осуществляется на систематической основе (п.п. 1 п. 1 ст. 265 НК РФ). Соответственно доходы, получаемые арендодателем от предоставления имущества в аренду, будут учитываться в бухгалтерском учете как доходы по обычным видам деятельности или операционные (пп. 5, 7 ПБУ 9/99), а в налоговом учете — как доходы от реализации или внереализационные доходы (п. 4 ст. 250 НК РФ, раздел 4 Методических рекомендаций по применению главы 25 «налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.02 г. № БГ-3-02/729, далее — Методические рекомендации).

📌 Реклама Отключить

При определении, к какому виду деятельности организации-арендодателя относится деятельность по предоставлению имущества в аренду, можно руководствоваться принципами существенности (5% и более) и систематичности (два раза и более в течение календарного года, что соответствует Методическим рекомендациям).

В бухгалтерском учете арендная плата и расходы на содержание арендованного имущества отражаются записями:

Дебет 62, Кредит 90 (91) — 1770 руб. — отражена выручка от предоставления имущества в аренду,

Дебет 90 (91), Кредит 68 — 270 руб. — начислен НДС от арендной платы,

Дебет 26 (91), Кредит 60 — 1000 руб. — отражены расходы арендодателя на оплату коммунальных услуг,

Дебет 90, Кредит 26 — 1000 руб. — списана стоимость коммунальных услуг,

Дебет 19, Кредит 60 — 180 руб. — отражен НДС, предъявленный поставщиком коммунальных услуг,

Дебет 60, Кредит 51 — 1180 руб. — оплачены коммунальные услуги,

📌 Реклама Отключить

Дебет 68, Кредит 19 — 180 руб. — НДС, уплаченный поставщику коммунальных услуг, предъявлен к налоговому вычету.

В налоговом учете согласно ст. 318 НК РФ расходы на коммунальные платежи относятся к косвенным расходам и в полном объеме списываются на расходы текущего отчетного периода.

При включении стоимости коммунальных услуг в арендную плату размер арендной платы может быть установлен в виде фиксированного платежа, а может быть изменяющимся, если арендная плата содержит две составляющие — постоянную (собственно арендная плата) и переменную (эта составляющая арендной платы зависит от размера фактически потребленных арендатором коммунальных и иных аналогичных услуг). В случае фиксированных платежей арендодатель фактически освобождается от необходимости выделять собственные расходы на коммунальные и аналогичные услуги и распределять эти расходы между арендаторами. В случае установления арендной платы как слагаемой из двух составляющих арендодатель должен вести обособленный учет расходов в порядке, аналогичном используемому при перепредъявлении услуг, поскольку переменная составляющая арендной платы прямо зависит от величины фактически произведенных расходов на содержание конкретного имущества (помещения), переданного в аренду. Вместе с тем при таком варианте оплаты стоимость коммунальных услуг лучше не выделять отдельной строкой, а указывать в счете общую сумму арендной платы.

📌 Реклама Отключить

3. На практике наиболее часто возмещение расходов производится путем сочетания первой и второй из рассмотренных ситуаций. А именно расходы, изменение величины которых несущественно в течение продолжительного периода времени (примерно постоянные расходы), изначально учитываются при определении величины арендной платы и возмещаются посредством арендных платежей. Расходы, величина которых значительно изменяется в зависимости от производственной необходимости или других факторов, оплачиваются арендаторами дополнительно на основании предъявленных арендодателем документов. Например, расходы на отопление, водоснабжение, канализацию, вывоз мусора, охрану и т.п. возмещаются через арендную плату, а электроэнергию и услуги связи возмещаются путем перевыставления счетов. Для применения такого порядка возмещения расходов договором аренды должны быть предусмотрены соответствующие обязанности сторон. По своей структуре это будет смешанный договор, содержащий элементы договора аренды и договора на оказание посреднических услуг. Либо по расходам, возмещаемым сверх арендной платы, должен быть заключен отдельный договор (комиссии или агентирования).

📌 Реклама Отключить

Заметим, что, выбирая способ возмещения расходов, стороны договора аренды должны учитывать внешние факторы и интересы сторон.

4. Арендодатель, применяющий упрощенную систему налогообложения, должен иметь в виду, что арендатор, применяющий общую систему налогообложения, хочет иметь возможность принять к налоговому вычету НДС по расчетам, связанным с договором аренды. В этом случае целесообразно отделить услуги от арендной платы, используя вариант возмещения расходов через посредничество. Арендодатель, не являясь плательщиком НДС, но выступая в качестве посредника, при реализации товаров (работ, услуг), принадлежащих комитенту, должен от своего имени выписать покупателю все необходимые документы, связанные с совершением сделки по реализации товаров (работ, услуг). В том числе выписать от своего имени на имя покупателя счет-фактуру на полную стоимость товаров (работ, услуг) с выделением суммы НДС, если комитент является плательщиком НДС (см. письмо Управления МНС России по г. Москве от 18.03.03 г. № 24-11/14736).

📌 Реклама Отключить

5. Арендодатель — физическое лицо, сдающий внаем принадлежащее ему жилое помещение, должен помнить, что, по мнению налоговых органов (см. письмо МНС России от 6.07.04 г. № 04-3-01/398 «О сдаче помещений в аренду (наем)»), он имеет возможность учесть свои затраты, связанные с содержанием принадлежащего ему нежилого помещения (в том числе оплату коммунальных услуг), в назначаемой им арендной плате. Таким образом, в этом случае расходы на оплату коммунальных услуг могут быть компенсированы арендатором только посредством арендной платы, способ перепредъявления счетов здесь не применим. Кроме того, в указанном письме разъяснено, что физическое лицо, сдающее в аренду (наем) принадлежащее ему жилое помещение, не осуществляет при этом предпринимательской деятельности. Доход, получаемый им в виде арендной платы, является объектом обложения налогом на доходы физических лиц (по ставке 13% согласно главе 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ), не уменьшаемым на сумму затрат по уплате коммунальных платежей.

📌 Реклама Отключить

6. Арендодатель — бюджетная организация сможет возместить коммунальные и эксплуатационные расходы только через отдельный договор с организацией-арендодателем. Согласно разъяснениям Минфина России, изложенным в письме от 6.06.2000 г. № 3-12-7/45 по вопросу включения в договоры аренды федерального недвижимого имущества расходов на коммунальные и эксплуатационные услуги, оплата коммунальных и эксплуатационных услуг не должна включаться в договоры аренды федерального недвижимого имущества.

НДС при перевыставлении коммунальных платежей арендатору

Компания ГАРАНТ

Организация, применяющая общий режим налогообложения, сдаёт в аренду нежилое помещение. На основании отдельного договора организации возмещаются коммунальные платежи. Имеет ли право организация принять к вычету НДС по коммунальным расходам?

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признается, соответственно, передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

При осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) плательщики НДС выставляют счета-фактуры.

Поскольку организация не осуществляет реализацию коммунальных услуг арендатору, то, по нашему мнению, выставлять счета-фактуры по указанным услугам не следует. На это неоднократно указывали контролирующие органы, а также отдельные судебные инстанции (см., например, письма Минфина России от 14.05.2008 N 03-03-06/2/51, от 24.03.2007 N 03-07-15/39, УФНС России по г. Москве от 16.07.2007 N 19-11/067415, постановление ФАС Поволжского округа от 04.03.2008 N А65-8421/2007-СА1-37).

В постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.10.2008 N А19-5353/08-50-Ф02-5196/08 судьи пришли к выводу, что возмещение расходов арендодателя по уплате коммунальных платежей реализацией не признается. При этом суммы возмещения по оплате коммунальных платежей, полученные от арендаторов, не являются доходом арендодателя, поскольку в данном случае не осуществляется перепродажа этих услуг арендаторам, а компенсируются затраты арендодателя по оплате коммунальных услуг. Поскольку арендодатель не осуществляет реализацию коммунальных услуг, выручки от этих операций не имеет, то данные операции (возмещение расходов) объектом обложения НДС не являются.

При этом на практике возможны различные варианты оформления арендных отношений.

В соответствии с п. 2 ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества. Совершенно очевидно, что расходы на коммунальные услуги являются расходами на обеспечение собственной деятельности арендатора, поэтому они должны осуществляться за его собственный счет.

Однако на практике у арендаторов могут возникать проблемы с заключением договоров на коммунальные услуги, поскольку обязательным условием для заключения договора энергоснабжения является наличие у абонента отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого оборудования, необходимого для обеспечения учета потребления энергии (п. 2, п. 4 ст. 539, п. 1, п. 2 ст. 548 ГК РФ).

Поэтому на практике существует несколько различных способов обеспечения арендатора коммунальными услугами, например:

— арендатор заключает с арендодателем агентский договор, чтобы последний выступал его представителем перед поставщиками коммунальных ресурсов (данный вариант при подготовке ответа не рассматривается);

— арендатор компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг отдельным платежом (по отдельному счету);

— арендатор компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг в составе арендной платы.

В письме ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@ налоговые органы, излагая свою позицию по рассматриваемому вопросу, в очередной раз разъяснили, в каких случаях арендодатель должен выставлять арендатору счет-фактуру.

I. Включение расходов на коммунальные услуги в состав арендной платы в качестве ее переменной части.

Согласно п. 2, п. 3 ст. 614 ГК РФ стороны договора аренды могут предусмотреть как твердый размер арендной платы, так и порядок ее расчета (см. также п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66 (далее — Информационное письмо N 66)).

Следовательно, арендная плата может состоять, в частности, из основной (постоянной) части, соответствующей стоимости определенной договором переданной в аренду площади, и дополнительной (переменной) части арендной платы, в том числе в виде компенсационной выплаты, являющейся возмещением затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений, порядок расчета которой основан на сумме платежей за коммунальное обслуживание предоставленных в аренду помещений. Правомерность такого способа возмещения коммунальных расходов подтверждена в постановлениях Президиума ВАС РФ от 10.03.2009 N 6219/08, от 25.02.2009 N 12664/08, определении ВАС РФ от 22.05.2008 N 4855/08).

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ признаются объектом налогообложения НДС.

Согласно п. 5 ст. 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Соответственно, оказание услуг по предоставлению в аренду недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, признается объектом налогообложения НДС.
При этом положениями п. 1 ст. 154 НК РФ предусмотрено, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Таким образом, если арендная плата состоит из основной (постоянной) части и переменной части, то в данном случае налоговая база по НДС определяется исходя из всей суммы арендной платы, состоящей из основной (постоянной) и дополнительной (переменной) частей.

В данной ситуации арендодатель в соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ выставляет арендатору счет-фактуру не позднее 5 календарных дней считая со дня оказания услуги, в котором, вне зависимости от даты расчетов за переменную величину арендной платы, указывает единую стоимость услуги, состоящую из постоянной и переменной величины (заполняя в счете-фактуре либо одну строку с общей суммой, либо две строки с указанием отдельно постоянной и отдельно переменной величин).

В данном случае НДС, предъявленный поставщиками коммунальных услуг, арендодатель принимает к вычету в полном размере в общеустановленном порядке.

Таким образом, при таком варианте оформления арендных отношений арендодатель имеет право выставлять счета-фактуры на коммунальные услуги. Кроме того в данном случае у арендодателя не возникает препятствий принять к вычету НДС по коммунальным услугам (в том числе потребленных арендатором) (см. постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 07.11.2007 N Ф08-6607/07-2723А, ФАС Центрального округа от 29.05.2009 N А23-3029/2008А-14-202).

II. Возмещение расходов на коммунальное обслуживание на основании отдельного договора.

Хотя возможность заключения такого соглашения (договора), его условия законодательно не установлены, однако согласно п. 2 ст. 421 ГК РФ «стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами», поэтому никаких препятствий для заключения указанного соглашения (договора) нет. При этом такое соглашение нельзя квалифицировать как договор поставки коммунальных услуг (электро-, теплоэнергии и др.), поскольку арендодатель не является поставщиком коммунальных услуг (п. 22 Информационного письма N 66).

ФНС России в п. 2 письма от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@ указала, что в том случае, если договором аренды предусмотрена стоимость определенного количества переданной в аренду площади (т.е. постоянная арендная плата), а платежи за коммунальное обслуживание (включая пользование связью, а также охрану, уборку) предоставленных в аренду помещений не являются дополнительной (переменной) частью арендной платы и взимаются арендодателем с арендатора без НДС на основании отдельного договора на возмещение затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений или на основании договора аренды как платежи, являющиеся возмещением затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений, то на основании писем ФНС России от 27.10.2006 N ШТ-6-03/1040@ и от 23.04.2007 N ШТ-6-03/340@, направленных в установленном порядке налоговым органам для руководства и применения в практической работе, указанные платежи (компенсационные выплаты) на возмещение затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений не учитываются арендодателем при определении налоговой базы и, соответственно, счет-фактуру арендодатель арендатору на сумму указанных платежей (компенсационных выплат) не составляет.

Следовательно, если договор аренды содержит именно такой способ расчетов за коммунальные платежи, и если придерживаться позиции ФНС России, то арендодатель не должен выставлять счет-фактуру арендатору, кроме того арендодатель не сможет принять к вычету «входной» НДС, предъявленный коммунальными службами, в части услуг, потребленных арендатором.

Арендодатель может принять к вычету сумму НДС, предъявленную снабжающими организациями, только в части, приходящейся на его собственное потребление (только в части, приходящейся на помещения, не сданные в аренду и используемые для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС).

Справедливости ради отметим, что существует письмо УФНС по Московской области от 03.02.2005 N 21-27/28632, в котором указано, что арендодатель имеет право на вычет сумм налога, предъявленных коммунальными службами, в том числе в отношении услуг, потребленных арендатором. Однако в указанном письме отмечается, что суммы компенсации стоимости коммунальных платежей в части, потребляемой арендаторами, подлежат обложению НДС у арендодателя.

Что касается судебной практики по рассматриваемому вопросу, то она противоречива.

Существуют судебные решения, которые поддерживают позицию контролирующих органов.

В частности, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 12.09.2006 N А52-353/2006/2 указано, что арендодатель коммунальные услуги не оказывает, выручки от таких операций не получает и сумма возмещения коммунальных расходов НДС не облагается. Поэтому суммы НДС, уплаченного организациям за оказанные его арендаторам коммунальные услуги, арендодатель не вправе включать в состав налоговых вычетов (см. также постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.01.2008 N Ф04-62/2008).

В то же время существуют судебные решения, в соответствии с которыми арендодатель имеет право принять к вычету НДС по коммунальным услугам, потребленным арендатором (см. постановления ФАС Волго-Вятского округа от 23.11.2009 N А17-7511/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 21.12.2009 N А63-8994/2004-С4-9, ФАС Уральского округа от 11.12.2008 N Ф09-9211/08-С2, ФАС Центрального округа от 28.03.2007 N А48-4688/06-19, ФАС Поволжского округа от 28.08.2009 N А65-27772/2008).

Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации можно сделать следующий вывод.

Если организация не желает вступать в конфликт с налоговыми органами, то при перевыставлении коммунальных услуг арендодателю не следует выписывать счет-фактуру. Однако в данном случае арендодатель не имеет права на вычет входного НДС, предъявленного коммунальными службами, в части услуг, потребленных арендатором.

Если же организация выставит счет-фактуру, то, по нашему мнению, в данном случае организации будет необходимо уплатить НДС в бюджет. При этом, полагаем, что в такой ситуации арендодатель имеет право на вычет входного НДС по коммунальным услугам, потребленным арендатором. Однако в такой ситуации не исключены претензии со стороны налоговых органов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Степовая Яна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Горностаев Вячеслав