План обучения персонала, образец

1. Общие положения

1.1. Обучение персонала — это процесс получения сотрудником новых знаний, умений и навыков по основным компетенциям, принятым в Компании и соответствующим требованиям к должности.

1.2. Необходимый уровень знаний, умений и навыков, как требование к каждой конкретной должности, определяется должностной инструкцией. Также в ней перечисляются направления обучения, прохождение которого желательно для данной должности или которое необходимо пройти сотруднику в случае несоответствия ряду требований.

1.3. Цель обучения персонала — формирование и поддержание необходимого уровня квалификации персонала с учетом требований Компании и перспектив развития.

1.4. Политика Компании в области обучения:

  • разработка и внедрение системы обучения, включающей выявление потребности в обучении, планирование и бюджетирование, организация обучения и контроль его результативности;
  • построение обучения в соответствии со спецификой бизнес-процессов Компании;
  • построение обучения в соответствии со стратегическими целями Компании;
  • формирование стандартов обучения;
  • развитие персонала в процессе обучения;
  • мотивация сотрудников к повышению эффективности работы.

1.5. Настоящее положение вводится в действие и отменяется приказом директора Компании.

1.6. Настоящее положение может пересматриваться, изменяться, дополняться менеджером по персоналу или руководством, если это будет обусловлено требованиями бизнеса.

2. Виды обучения

2.1. По формам планирования и организации обучение подразделяется на плановое и внеплановое.

Плановое обучение осуществляется по программам повышения квалификации (ППК):

  • ППК управленческого персонала;
  • ППК целевых групп и подразделений Компании;
  • ППК отдельных сотрудников;
  • ППК кадрового резерва;
  • программа обучения новых сотрудников, программы адаптации.

Внеплановое обучение проводится по производственной необходимости, по заявкам руководителей структурных подразделений Компании и согласно потребностям сотрудников (после утверждения с руководством) и может осуществляться по инициативе непосредственного руководителя и заявки самого сотрудника.

2.2. По формам проведения обучение подразделяется на индивидуальное и корпоративное (групповое), внешнее и внутреннее.

Индивидуальное обучение осуществляется на открытых тренингах, семинарах и конференциях внешних компаний, в высших учебных заведениях, на стажировках и т. п.

Корпоративное (групповое) обучение проводится на тренингах или семинарах, организованных с помощью внешних компаний или посредством привлечения внутренних ресурсов компании.

Внешнее обучение проводится с привлечением преподавателей и тренеров внешних обучающих организаций.

Внутреннее обучение организовывается посредством привлечения внутренних ресурсов компании и включает:

  • корпоративное обучение — индивидуальное (коучинг с наставником), групповое (обучение с внутренними тренерами) и проведение мини-тренинга (развернутой презентации) сотрудником после прохождения внешнего обучения;
  • дистанционное обучение;
  • видеокурсы;
  • использование корпоративной библиотеки;
  • самообучение и саморазвитие.

3. Планирование и организация обучения

3.1. Менеджер по персоналу отвечает за планирование, организацию и контроль процесса обучения.

3.2. При планировании годового бюджета на обучение 80% бюджетных средств на обучение персонала выделяется на плановое обучение, 20% — на внеплановое обучение по производственной необходимости.

3.3. План и бюджет на обучение сроком на год создается менеджером по персоналу. Совместно с планом бюджет утверждается директором Компании. План и бюджет на обучение на следующий год формируются в конце текущего года (в декабре) и утверждаются в январе следующего.

3.4. Для организации планового обучения менеджер по персоналу совместно с руководителями структурных подразделений по итогам ежегодной оценки персонала и задач, стоящих перед подразделениями на планируемый год, разрабатывает программы обучения и программы повышения квалификации в рамках плана обучения на отчетный период. Программа содержит информацию по:

  • составу обучающихся сотрудников;
  • содержанию обучения;
  • целям и задачам обучения;
  • периодичности и продолжительности обучения;
  • стоимости обучения (точной или приблизительной).

3.5. Организация внепланового обучения (по производственной необходимости) осуществляется следующим образом:

3.5.1. Определение потребности в обучении по производственной необходимости и направление на данное обучение сотрудника осуществляет руководитель подразделения.

3.5.2. При направлении сотрудника на обучение руководитель должен исходить из производственной необходимости обучения, включающей:

  • перевод на другую должность (ротация);
  • расширение функциональных обязанностей;
  • повышение квалификации в связи с недостаточными знаниями и навыками, необходимыми для выполнения должностных обязанностей.

3.5.3. Направление сотрудников Компании на внеплановое обучение (по производственной необходимости) организовывает менеджер по персоналу на основании утвержденной заявки руководителя подразделения, подаваемой не позднее, чем за месяц до предполагаемого обучения.

3.5.4. Сотрудник может быть направлен на внешнее обучение по инициативе руководителя не ранее, чем по прошествии 6 месяцев работы в компании. В отдельных случаях (по решению руководителя) — после успешного прохождения испытательного срока.

4. Индивидуальное обучение

4.1. Каждый сотрудник имеет право и должен активно участвовать в процессе обучения, инициировать процесс повышения своих профессиональных знаний и навыков в соответствии с требованиями к должности.

4.2. Компания может принять на работу сотрудника, профессиональные компетенции которого не полностью соответствуют требованиям к должности. В этом случае сотруднику предоставляется возможность повысить уровень знаний и навыков до необходимого в должности посредством самообучения в течение заданного руководителем времени (испытательного срока, ведения конкретного проекта). Сотрудник может использовать свои ресурсы и внутренние ресурсы компании.

4.3. Сотрудник, прошедший испытательный срок и желающий повысить уровень своих профессиональных знаний и навыков, может обратиться к руководителю с заявкой об индивидуальном обучении. Руководитель должен рассмотреть заявку и принять решение по данному вопросу в течение 1 месяца.

4.4. Сотрудник может быть направлен на индивидуальное обучение не ранее, чем после 1 года работы в компании. В отдельных случаях (по решению руководителя) — раньше указанного срока.

4.5. Перед обучением по направлению компании перед сотрудником ставятся задачи овладеть конкретными знаниями и навыками и определяются качественные и количественные показатели применения их в работе.

4.5.1. С сотрудниками, проходящими индивидуальное обучение за счет Компании на сумму более 300 долл. единовременно, заключается договор на обучение .

4.5.2. Договор определяет условия обучения сотрудника, в т. ч. срок, который сотрудник должен отработать в Компании по завершении обучения, и сумму компенсации, которую он должен выплатить в случае увольнения раньше оговоренного срока без уважительной причины.

4.5.3. После прохождения внешнего обучения сотрудник предоставляет копию диплома или сертификата менеджеру по персоналу. Копии документов, удостоверяющих прохождение обучения, хранятся в личных делах сотрудников.

4.6. Возможность получения МВА, второго высшего образования, международных сертификатов профессиональной деятельности предоставляется только сотрудникам, занимающим ключевые должности в Компании и должности управленческого резерва (потенциально способным занять управленческие должности).

5. Управленческий состав

5.1. Цели обучения руководителей Компании:

  • обеспечение руководителей Компании знаниями, необходимыми для успешного решения стоящих перед Компанией задач;
  • систематизация имеющихся знаний и повышение уровня квалификации руководителей;
  • подготовка руководителей к решению новых задач, которые необходимо будет выполнить в перспективе;
  • формирование у руководителей различного уровня согласованного и разделяемого видения актуальных проблем управления и возможностей по его развитию.

5.2. Принципы обучения руководителей Компании:

  • содержание обучения управленческого состава должно отвечать целям Компании;
  • развитие руководителя должно оказывать влияние на развитие компании (подразделения), которой он управляет;
  • содержание обучения руководителей должно находиться в тесной взаимосвязи с содержанием, структурой и конечным результатом их деятельности;
  • обучение руководителей должно носить характер непрерывности и постоянно обновляться в соответствии с появлением новых тенденций на рынке;
  • методы обучения руководителей должны быть органически связаны с целями и содержанием обучения;
  • мотивация руководителя на достижение целей Компании должна органично сочетаться с мотивацией на достижение личных успехов.

5.3. Методы обучения руководителей зависят от уровня профессиональных и личностных качеств, целей их деятельности, стратегических целей возглавляемого подразделения и занимаемой должности.

Обучение и развитие управленческого состава включает в себя следующие методы:

  • тренинг по необходимым направлениям обучения;
  • коучинг внешними специалистами;
  • программы MBA и Executive MBA;
  • направление на стажировку за границу;
  • посещение профессиональных семинаров и конференций.

6. Кадровый резерв

6.1. Цели создания кадрового резерва в Компании:

  • подготовка внутренних специалистов для замещения ключевых позиций;
  • создание прозрачной системы карьерного роста для сотрудников;
  • определение потенциала сотрудников для занятия ими в будущем руководящих должностей.

6.2. Сроки подготовки кадрового резерва зависят от стратегических целей Компании, планируемых позиций и индивидуальных способностей сотрудника.

Подготовка сотрудника для включения его в кадровый резерв по длительности может занимать:

  • полгода (срочный уровень подготовки);
  • год (оперативный уровень подготовки);
  • 2 года (среднесрочный уровень подготовки);
  • от 3 до 5 лет (стратегический уровень подготовки).

6.3. Методы работы с кадровым резервом включают в себя:

  • определение критериев отбора кандидатов в резерв (составление профиля компетенций);
  • проведение сбалансированной оценки кандидатов;
  • планирование будущих позиций с учетом профессиональных и личностных качеств каждого выдвигаемого в резерв кандидата;
  • составление индивидуального плана развития для каждого сотрудника, включенного в резерв;
  • назначение ответственных за контроль выполнения плана лиц;
  • соответствие разработанных программ подготовки бюджету Компании.

7. Оценка эффективности обучения

7.1. С целью определения уровня усвоения сотрудником изученного материала, применения полученных навыков в профессиональной деятельности, а также рациональности расходования средств, вложенных в обучение, проводится оценка эффективности пройденного обучения.

7.2. Оценка эффективности обучения специалистов и руководителей проводится:

  • во время плановой (ежегодной) оценки сотрудников;
  • через 2 дня после окончания учебы — в целях оценки качества оказанных подрядчиками образовательных услуг (менеджер по персоналу проводит анкетирование сотрудников, проходивших внешнее обучение);
  • по запросу руководителя подразделения менеджер по персоналу проводит оценку полученных при обучении знаний с помощью методов, определенных совместно с руководителем подразделения;
  • спустя месяц после прохождения сотрудником обучения вышестоящий руководитель оценивает практическую эффективность применения полученных сотрудником знаний в работе.

7.3. На основании программы пройденного обучения может быть составлен план дальнейшего развития и закрепления полученных знаний и навыков.

8. Ответственность

8.1. Каждый руководитель структурного подразделения несет ответственность за:

  • определение потребности в обучении (совместно с менеджером по персоналу);
  • своевременную подачу заявки на обучение;
  • соблюдение дисциплины посещения обучающих мероприятий в соответствии с программами и графиком обучения;
  • контроль за применением сотрудником на практике полученных знаний и навыков.

8.2. Менеджер по персоналу несет ответственность за:

  • подбор оптимальной формы и метода обучения;
  • организацию обучения, включая подбор обучающей организации (совместно с руководителем подразделения);
  • согласование договора, своевременное информирование сотрудника о дате и месте обучения.

8.3. В случае невозможности сотрудника пройти запланированное обучение менеджер по персоналу должен быть предупрежден не менее, чем за 1 неделю до планируемого обучения.

Квалифицированные кадры требуются на предприятиях. Работодатель заинтересован в улучшении профессиональных навыков своих работников и может за свой счет предоставить им обучение. Как следствие — рост производительности труда и повышение эффективности сотрудников. Профессиональные тренинги могут проводиться как в самой организации, так и в учебном заведении. По такому случаю составляется соответствующий договор, где прописываются основные условия. Какие нюансы требуется соблюдать при составлении договора на обучение работника, рассмотрим далее.

Что представляет собой договор?

Соглашение является письменной договоренностью между двумя или более сторонами о взаимных обязательствах. Договоры могут заключаться и подписываться как физическими, так и юридическими лицами. Существует множество разновидностей документа — купли-продажи, дарения, аренды, мены и т. д. В трудовой сфере также распространены письменные договоренности. Среди них можно выделить договор на обучение работника за счет средств работодателя для повышения квалификации первого лица. Письменное соглашение заключается между работодателем и сотрудником.

Существует два распространенных вида ученического договора в организации:

  • формальное — первичная профподготовка, повышение квалификации или переподготовка осуществляется по госстандартам;
  • неформальное. Работодатель самостоятельно разрабатывает программу обучения работника.

В первом случае существует два подвида — обязательное и добровольное. Обязательное вынуждены проходить сотрудники некоторых профессий, например: врачи, педагоги в средних и высших учебных заведениях. Раз в 5 лет, согласно госстандартам, трудящиеся должны проходить курсы повышения квалификации. Добровольное может проводиться как по предложению самого трудящегося, так и по инициативе начальника, однако обязательно с согласия первого лица. Рассмотрим процедуру составления соглашения на обучение работника далее в статье.

Порядок оформления договора на обучение работника

Работодатель оформляет с сотрудником ученическое соглашение, чтобы уменьшить риск потери кадров после прохождения тренинга, и чтобы на законодательном уровне подтвердить вложение денежных средств в конкретного работника.

Чтобы заключить договор на обучение работника, следует соблюдать нижеприведенный алгоритм действий:

  • добиться согласия (при необходимости) от сотрудника на прохождение тренинга или поставить его в известность;
  • работодатель заключает соглашение с образовательной организацией, где будет повышать свою квалификацию трудящийся. На руки выдается специальная учебная программа с фиксированием необходимых часов посещения;
  • издается соответствующий приказ, в котором отображается, что обучение будет происходить за счет работодателя и основания для этой процедуры;
  • оформляется соответствующая письменная договоренность с конкретным работником. Если процесс инициировал руководитель, то будет достаточно приказа. Однако составление договора на обучение работника предотвратит возможные споры в будущем;
  • если тренинг предполагает командировку, то составляется обязательный приказ.

Прохождение тренинга осуществляется либо без отрыва от должностных полномочий, либо с отрывом. Согласно трудовому законодательству, во втором случае начальник должен:

  • сохранить за трудящимся должностной пост;
  • осуществлять выплату средней зарплаты;
  • выдать работнику денежные средства на командировку, если это необходимо.

Прохождение обучения по ученическому соглашению предполагает выплату стипендии. Ее размер не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Правила составления

Термин «ученическое соглашение» в трудовом законодательстве отсутствует. С работником, который уже длительное время осуществляет трудовую деятельность в организации, заключается соответствующий документ на профобучение или переобучение. Обязанность проходить повышение квалификации оформляется допсоглашением к трудовому договору или отдельным документом.

Нюансы, о которых обязан знать наниматель, составляющий соглашение на обучение сотрудника:

  • при оформлении договора составляется 2 экземпляра — один для работодателя, другой для сотрудника;
  • рекомендуется не фиксировать конкретную дату окончания его действия, а событие, а именно — завершение обучения;
  • если требуется продлить тренинги, то желательно оформить соответствующий приказ, где следует указать причину и новую дату окончания;
  • факт прохождения обучения без отрыва от работы, с частичным или полным отрывом следует зафиксировать в документе во избежание споров в будущем.

Требования к содержанию договора, если сотрудник проходит обучение за счет средств работодателя:

  • наименование сторон-участников трудовых отношений (работодателя и сотрудника) — ФИО, должность, наименование организации и т. д.;
  • фиксирование названия конкретной профессии или специальности, которую вследствие обучения приобретет сотрудник;
  • обязанность нанимателя предоставить обучаемому возможность повысить квалификацию;
  • прописать необходимость ученика, после прохождения тренинга, проработать необходимый период на том же месте работы;
  • срок ученичества. Он определяется временем, которое придется затратить работнику на обучение;
  • размер заработной платы, выплачиваемой обучаемому сотруднику.

За ненадлежащее оформление договора на обучение работника работодатель может подвергнуться штрафным санкциям по статье 5.27 КоАП. Должностные лица выплатят — от 10 000 до 20 000 рублей, ИП — от 5 000 до 10 000 рублей и организации — от 50 000 до 100 000 рублей.

Соглашение с условием отработки

Многие руководители фирм, которые желают улучшить профессиональные навыки своим сотрудникам, обеспокоены возможностью последних уволиться в скором времени, после прохождения обучения. Как следствие, наниматель потеряет деньги, время и квалифицированного работника. Чтобы такой ситуации не случилось, трудовым законодательством не запрещается помимо обязательных пунктов, отметить условие обязательной отработки в договоре на обучение работника.

Основными особенностями такого документа являются:

  • в пункте договора «обязанности сторон» указывается необходимый срок отработки для работника. Также фиксируется обязанность работодателя выделить на тренинг денежные средства и предоставить ученику время обучаться;
  • последствия нарушения сотрудником вышеуказанного условия. Если трудящийся не прошел тренинг, он обязан выплатить компенсацию работодателю. В случае увольнения раньше положенного срока — вернуть затраченные деньги, а также возможно наложение штрафных санкций;
  • информация об участниках — работодателе, работнике и в случае необходимости, учебной организации.

Срок обязательной отработки может быть указан любой — от пары дней до пары лет. Стороны самостоятельно договариваются о конкретной цифре. Длительность может определяться в зависимости от затраченных денежных средств на обучение работника по договору, его продолжительности и значимости приобретенных знаний.

Скачать образец договора на обучение работника можно по ссылке.

Образец договора

Оформление договора на обучение работника за счет работодателя предполагает составление 2-х экземпляров в письменной форме. Перед этим выпускается соответствующий приказ и подписывается соглашение с учебной организацией.

Структура ученического договора включает в себя нижеприведенные обязательные пункты:

  • название документа;
  • место и дата подписания;
  • информация о сторонах — фамилия, имя и отчество работодателя и работника;
  • указание сведений об учебной организации;
  • предмет договора — прохождение за счет работодателя обучения и наименование профессии, которую получит вследствие сотрудник;
  • права и обязанности участников трудовых правоотношений. Например, в договоре можно указать срок отработки, последствия невыполнения условий, прописанных в документе;
  • размер заработной платы во время прохождения обучения;
  • период действия ученического соглашения;
  • ответственность участников;
  • порядок внесения изменений или расторжения договора;
  • заключительные положения при необходимости;
  • информация о сторонах — ФИО, ИНН, КПП, наименование организации, местожительство и юридический адрес и т. д.;
  • подписи участников.

Договор на обучение работника прекращает свое действие по истечению прохождения тренинга по повышению квалификации.

Образец соглашения на обучение работника можно скачать здесь.

План обучения персонала: пример

Обновление: 20 сентября 2017 г.

Руководители организаций, заинтересованные в развитии вверенных им предприятий, понимают значение и роль в этом деле обучения сотрудников. Для этих целей ими регулярно проводятся соответствующие мероприятия. Неотъемлемым элементом данного процесса является план обучения персонала. Пример такого документа будет приведен в настоящей статье.

Что такое план обучения

Любой план – это структурированный документ, отражающий порядок действий или мероприятий, направленных на достижение конкретной цели или целей.

План обучения сотрудников представляет собой перечень мероприятий по наделению работников предприятия знаниями в определенной области для работы в конкретном направлении, рассчитанный на установленный в нем период, к примеру, месяц, квартал или год.

Такой план согласовывается руководящим составом предприятия и утверждается высшим руководством.

Далее рассмотрим порядок составления плана более подробно.

Этапы составления плана

Как правило, план обучения составляет специалист, трудовыми задачами которого являются обучение и подготовка персонала в данной организации. Как только руководству становится ясно, что имеется потребность в осуществлении обучения сотрудников, данному специалисту дается поручение подготовить соответствующий план с учетом направления, в котором выявлена недостаточная компетентность трудового коллектива.

Необходимость в обучении сотрудников может быть выявлена исходя из:

  • распорядительных документов руководства, содержащих требования к уровню подготовки персонала или рекомендации по повышению квалификации сотрудников;
  • предложений руководителей подразделений, сотрудники которых, по их мнению, нуждаются в обучении;
  • результатов аттестации персонала;
  • предложений самих сотрудников.

Для выполнения возложенной на специалиста задачи ему необходимо сделать следующее:

  • разработать программу подготовки персонала, которая будет учитывать потребности и цели обучения;
  • определить, какие мероприятия должны входить в план обучения;
  • если для обучения необходимо привлечение сторонних организаций, провести оценку рынка соответствующих услуг и выбрать наиболее подходящий вариант;
  • определить бюджет на проведение обучения с учетом расходов на внеплановые мероприятия, потребность в проведении которых может возникнуть непосредственно в ходе обучения;
  • разработать собственно план обучения сотрудников, который затем направляется руководству на согласование.

Составленный план обучения персонала (пример) рассылается руководителям подразделений, отделов предприятия для изучения и вынесения предложений по его усовершенствованию. По окончании согласований план утверждается и передается ответственным лицам для непосредственной реализации.

Что входит в план обучения

План составляется в произвольной форме и обычно содержит следующие позиции и сведения:

  • направление обучения и его цели;
  • бюджет обучения с учетом возможных внеплановых мероприятий;
  • в случае проведения обучения сторонней организацией сведения о такой организации и стоимость ее услуг;
  • сроки проведения обучения;
  • сведения об обучаемых сотрудниках (Ф.И.О., должности);
  • форма и время обучения с учетом рабочего времени персонала;
  • четко сформулированные действия и мероприятия по обучению с указанием сроков на их выполнение/проведение;
  • места для отметок о проведении мероприятий и комментариев.

В ходе реализации плана может появиться потребность в проведении дополнительных мероприятий, о чем руководитель подразделения должен заявить вышестоящему руководителю заблаговременно.

Скачать план обучения персонала (пример)

ПЛАН КРУЖКА:»ОБУЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ»

План работы кружка компьютерной грамотности.

Первый этап ознакомление с правилом техники безопасности и при работе на компьютере, принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;

Второй этап определить уровень владения работы с ПК.

  • включать и выключать компьютер;

  • пользоваться клавиатурой;

  • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

  • просматривать на экране директорию диска;

  • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

  • использовать антивирусные программы.

Третий этап переходим к занятиям.

План занятий.

Тема занятия

Цель

Месяц

40 -мин. 4 -раза в месяц.

Результат

1. Текстовая информация и компьютер. (2 занятия)

2.Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста. (2 занятия)

Дать понятие текстового редактора, текстовой инф. Основные составляющие ПК.

Закрепление материала.

Январь

Вторник 15 00

Освоили основные режимы работы текстового редактора (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

Закрепили пройденный материал. Практика.

1.Строка меню в текстовом редакторе. (2 занятия)

2. Создание таблиц. (2 занятия)

Дать понятия составных команд строки меню.

Практика

Февраль

Вт.15 00

Разобрали функцию строки меню.

Освоили навыки работы с таблицами.

1.Работа с нумерованными и маркированными списками. (1занятие)

2. Вставка объектов в текст (рисунков, формул). Практика. (1-занятие)

3. Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Орфографическая проверка текст. Печать документа. (2- занятия)

Научить работать с текстом. Уметь форматировать информацию.

Закрепление материала. Практика.

Март

Вторник 15 00

Освоили работу с маркированными списками, закрепили навыки работы с текстом. Практика.

Практическая работа. Закрепление материала.

Обрели навыки работы с текстом. Практика.

1.Освоение работы с программным пакетом создания презентаций. (1-занятие)

2.Создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст. (1-занятие)

3.Демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора. (2-занятия)

Научить работать в программе PowerPoint.

Закрепление материала. Практика.

Апрель

Вторник 1500

Получили навыки работы в программе PowerPoint.

Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

Закрепление материала. Практика.

1. Excel – основы работы в электронной таблице. (2- занятия)

2. Табличные расчеты и электронные таблицы. (2- занятия)

Научить работать в электронной таблице.

Закрепление материала. Практика

Май

Вт. 15 00

Ознакомились с электронной таблицей Excel.

Научились делать расчёты. Ознакомились с основными информационными единицами электронной таблицы: ячейка, строка, столбцы, блоки. Практика.

1.Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. (2-занятия)

2.Формулы. Практическая работа по теме «Табличные вычисления в Excel».(2-занятия)

Дать понятие диаграмма, график.

Закрепление материала. Практика

Июнь

Вторник 15 00

Ознакомились с терминами диаграмма, график.

Выработали навыки работы в Excel. Поняли, какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами.

Изучение клавиатуры. Клавиатурные тренажёры. (4-занятия)

Научить работать с клавиатурой.

Закрепление материала. Практика

Июль

Вт. 15 00

Ознакомились с Клавиатурным тренажером «Руки солиста».

1.Устройства ввода и вывода. (2-занятия)

2.Сканирование, печать, ксерокопия информации. (2-занятия)

Дать понятие о устройствах ввода, вывода.

Закрепление материала. Практика

Август

т

Вт. 15 00

Получили понятие о устройствах ввода и вывода информации.

Практическая работа.

1.Практические занятия по пройденным темам. (2-занятия)

2.Работа в интернете, поиск информации. (Колыбельные, потешки, стихи для детей и др.) (2-занятия)

Дать понятие, поиск информации.

Закрепление материала. Практика

Сентябрь

рь

Вт. 15 00

Навыки работы в сети Интернет.

1.Создание почтового ящика, работа с информацией в сети Интернет. (4- занятия)

Дать понятия о почтовом ящике и принципе роботы с ним.

Закрепление материала. Практика

Октябрь

Вторник 15 00

Приобрели навыки работы с информацией в интернете. Электронная почта.

1.Телеконференции, обмен информацией. (2-занятия)

2. Закрепление материала. Практические занятия. (2-занятия)

Ознакомить с программой Skype

Закрепление материала. Практика