Плательщики земельного налога

Содержание

Освобождение от уплаты земельного налога: основания и действия для получения льготы

Возможность применения льгот по некоторым видам налогов может быть закреплена на уровне как федерального, так и регионального законодательства.

К таким видам относится и земельный налог, получить льготы по которому плательщики могут на основании местных законодательных актов конкретного субъекта РФ. Стоит более подробно рассмотреть, кто именно попадает в категорию льготников и какие действия необходимо предпринять для снижения суммы налога.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-31-84 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Категории налогоплательщиков

Законодательное регулирование земельного налога по большей части осуществляется при помощи Налогового кодекса РФ, в котором данному вопросу посвящена отдельная Глава 31.

В ст. 388 этого документа выделены следующие виды плательщиков:

  • физические лица, представленные в виде обычных граждан;
  • физлица, которые являются индивидуальными предпринимателями;
  • юридические лица.

При этом на обязанность по уплате налога не оказывают влияние такие факторы, как вид деятельности, форма собственности (если речь идет о юрлице), особенности применяемой системы налогообложения и т. п.

Значение имеет только вид права, на котором плательщик владеет участком.

В частности, обязанность по уплате налога установлена при наличии у него следующих прав:

  • собственности;
  • постоянного (бессрочного) пользования;
  • пожизненного наследуемого владения.

Что касается аренды и права безвозмездного пользования, то в этих случаях землевладельцы уплачивать налог не должны.

Кроме этого, основанием для отсутствия оплаты или уменьшения его величины может быть применение отдельных видов льгот.

Возможность снижения суммы к уплате

В большинстве случаев под льготой по земельному налогу понимается не полное освобождение от его уплаты, а лишь частичное снижение налоговой базы на определенную сумму.

В соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ, данная сумма составляет 10 тыс. руб. — именно с этой величины налог не взимается.

Поэтому если кадастровая стоимость земельного надела меньше или равна 10 тыс. руб., его собственник не должен будет уплачивать в бюджет ничего.

Если же стоимость превышает данный показатель, то налог начисляется, но только на сумму превышения. При наличии в собственности плательщика одновременно нескольких участков снизить величину стоимости получится только по одному из них.

Возможность применения такой льготы установлена на федеральном уровне для приведенных ниже категорий граждан:

  • герои РФ или СССР;
  • граждане, которые были подвержены воздействию радиации вследствие аварии на ЧАЭС;
  • ветераны и инвалиды ВОВ или боевых действий;
  • инвалиды с детства;
  • полные кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды 1 и 2 группы;
  • лица, перенесшие лучевое заболевание в ходе проведения работ с ядерными установками и т. п.

Поскольку земельный налог относится к категории местных, то на особенности его установления и взимания большое влияние оказывает региональное законодательство того или иного субъекта РФ.

Местные власти имеют право самостоятельно устанавливать льготы для отдельных групп плательщиков, поэтому в каждом регионе они различаются.

К наиболее распространенным категориям можно отнести:

  • пенсионеры;
  • многодетные семьи (как правило, детей должно быть минимум трое);
  • дети, которые находятся на иждивении у других лиц;
  • ветераны труда;
  • близкие родственники погибших на службе сотрудников МВД, военнослужащих (их родители или супруги) и т. д.

Кроме этого, региональные льготы могут быть установлены и в отношении тех категорий, которые уже были выделены на федеральном уровне. Например, местные власти могут предоставить инвалидам или ветеранам дополнительную скидку для снижения налоговой базы, в результате чего налог также уменьшится.

Стоит учесть, что кроме принадлежности плательщика к одной из перечисленных категорий, к нему могут предъявляться и другие дополнительные критерии.

Они могут касаться его материального и имущественного положения (величина дохода, наличие других объектов недвижимости), размера самого участка и наличия каких-то особенных заслуг перед страной (например, длительный трудовой стаж).

Все эти моменты определяются региональными властями.

Полное освобождение от налога

Что касается полного освобождения от необходимости платить земельный налог, то из физических лиц такая возможность предоставляется только одной категории — представителям коренных или малонаселенных народов Крайнего Севера и Дальнего Востока. При этом земля должна использоваться ими для хозяйствования, ведения промыслов и сохранения традиционного образа жизни.

Юридические лица также могут быть полностью освобождены от земельного налога при том условии, что они входят в перечень, установленный ст. 396 НК РФ:

  • учреждения и организации, относящиеся к уголовно-исполнительной системе;
  • религиозные организации, на участках которых находятся здания и сооружения, функционирующие в благотворительных или религиозных целях;
  • организации, которые являются участниками свободной экономической зоны (СЭЗ);
  • общественные организации инвалидов (причем численность последних в общей массе членов организации должна быть не менее 80%);
  • организации, которые владеют участками с расположенными на них автодорогами общего пользования;
  • судостроительные компании, являющиеся резидентами особой экономической или производственно-промышленной зоны;
  • управляющие компании инновационного центра «Сколково»;
  • организации, выступающие резидентами особой экономической зоны.

Стоит учесть, что для всех типов юрлиц освобождение от налога действует только на те участки, которые находятся в пределах указанных зон или территорий или же используются в соответствующих целях.

Например, если судостроительной компании принадлежит земля, на которой осуществляется иная деятельность, кроме как ремонт или производство судов, в отношении данного объекта недвижимости у плательщика будут установлены налоговые обязательства в соответствии с общими правилами.

Земля в аренду на 49 лет с последующим выкупом может предоставляться только гражданам РФ.

Хотите арендовать землю под ЛПХ? Как это сделать правильно, описано .
Нежилое помещение можно перевести в жилое. Подробный алгоритм есть в нашей статье.

Как воспользоваться льготами?

В случае попадания плательщика в одну из определенных законом льготных категорий

ему необходимо, прежде всего, уведомить об этом инспекцию, в отношении которой у него имеется обязанность по уплате земельного налога. В соответствии со ст. 211 НК РФ, использование налоговой льготы — это право, а не обязанность плательщика, которое носит заявительный характер. Он имеет право отказаться от применения льготы или временно прекратить ее использование на отдельный период.

Для применения льготы плательщику необходимо действовать в соответствии со следующим алгоритмом:

  1. Узнать в налоговой инспекции или администрации населенного пункта о наличии действующих льгот и своей принадлежности к этой категории. Особенно этот этап важен, если он относится к группе, установленной региональным законодательством.
  2. Подготовить заявление и пакет необходимых документов. Получить информацию о необходимых бумагах и требованиях к заявлению плательщик может у сотрудников инспекции. Конкретный тип документа зависит от того, к какой именно льготной категории относится заявитель.

Например, это может быть:

  • пенсионное удостоверение;
  • свидетельство многодетной семьи и свидетельства о рождении детей;
  • справка, подтверждающая инвалидность;
  • трудовая книжка (для ветеранов труда);
  • документ, подтверждающий статус героя РФ или СССР и т. д

В зависимости от конкретной ситуации, необходим только один из этих документов, подтверждающий попадание плательщика в группу льготников по земельному налогу.

Кроме этого, потребуется еще копия его паспорта, документы на участок и доверенность (если обращается доверенное лицо).

3. Ожидать решения от налогового органа. Законодательно установленный срок рассмотрения поданного заявления составляет 30 календарных дней, однако на практике он может быть значительно меньше.

В отдельных случаях возможна ситуация, при которой плательщику не придется

самостоятельно заниматься уведомлением инспекции о наличии у него льгот. Например, если в ИФНС уже имеются документы, подтверждающие его отнесение ко льготной категории.

В этом случае действие льготы может быть начато самостоятельно, даже без инициативы со стороны плательщика. Однако в большинстве случаев инициатором является именно он.

Стоит учесть, что при вычислении налога существуют определенные особенности, если установление льготы плательщику произошло уже после начала налогового периода.

В частности, ее применение распространяется только на тот отрезок времени, когда она уже была фактически установлена.

Например, если это произошло в июле, то распространяться льгота будет только на 6 месяцев (причем июль включается в расчеты как полный месяц, вне зависимости от конкретной даты). Поэтому налог определяется обязательно с учетом корректирующего коэффициента. То же самое касается расчетов в ситуации, когда льгота в течение года прекращает свое действие.

Также важным является тот факт, что получить льготу можно и задним числом, когда плательщик продолжал уплачивать налог полностью, не применяя никакие скидки на его сумму. Однако сделать это можно не более чем за три года, которые предшествовали установлению льготы. В этом случае налоговая инспекция сделает перерасчет и переплаченную часть средств учтет в счет будущего налогового взноса.

Применение льгот при налогообложении может быть довольно ощутимой мерой государственной поддержки по отношению к отдельным категориям плательщиков, при помощи которых их сумма к оплате в бюджет будет значительно снижена.

Поэтому землевладельцам стоит интересоваться не только федеральными, но и региональными нормативно-правовыми актами, которые принимаются в отдельном регионе. Возможно, что с течением времени категории льготников будут расширяться, что позволит многим владельцам земли уменьшить свои налоговые обязательства.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-31-84. Это бесплатно.

Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Земельный налог для физических лиц — порядок расчёта и уплаты с 2020 года

Уплата земельного налога — фискальная обязанность владельцев земли

Сбор налогов в государственную казну начался ещё в древнеримские времена. Деньги, как и записи о государственных долгах и обязательствах, налоговые документы, договоры аренды госимущества, финансовая отчётность магистратов, описи полей, письменные клятвы, решения народных собраний хранились в эрарии (казнохранилище).

При императоре Октавиане Августе доходы из имперских провинций собирались в фиск (латинское слово fiscus означает «корзина»). Денежные потоки стекались в этот единый финансовый центр Римской империи. Из него шли указания о порядке сбора налогов, чеканке монет, делались выплаты и пр.

Цели и задачи фиска заложили историческую основу для формирования налогово-правовой системы в целом ряде государств. В России, например, ещё при Петре I, в 1911 году была учреждена тайная фискальная служба. Чиновники-фискалы служили интересам российской казны и заботились о её пополнении. В их обязанности входило также следить, не допускаются ли недобросовестные действия и злоупотребления при сборе налогов.

Налоги и сборы остаются главным источником доходов государственного бюджета России и бюджетов муниципальных образований. Они регулируются Налоговым кодексом РФ. В 2020 году в него будут внесены существенные изменения, установленные федеральным законом № 63-ФЗ от 15.04.2019. Многие дополнения уже вступили в законную силу.

Среди современных фискальных обязательств граждан, определённых российским законодательством, особая роль отведена налогу на землю для физических лиц. Он направляется в муниципальный бюджет. Обновлённые правила и порядок уплаты земельного налога, в соответствии с его «иерархическим статусом», прописаны в нормативно-правовых актах местных властей.

С 1 января 2020 года физические и юридические лица всех регионов России будут оплачивать налог на землю по новым правилам. Налогооблагаемой базой стала кадастровая стоимость участка, действующая на 1 января отчётного периода.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещаются на официальном сайте Росреестра в сети Интернет.

Плательщики земельного налога

Обязанность по уплате земельного налога распространяется на всех граждан РФ и организации, в собственности которых есть земельные участки, используемые под производственные, коммерческие или бытовые нужды.

По Налоговому кодексу РФ (статья 388), физические лица становятся плательщиками земельного налога при следующих совокупных обстоятельствах:

  • земельные наделы принадлежат гражданам на праве:
    • собственности
    • постоянного (бессрочного) пользования
    • пожизненного наследуемого владения
  • участки:
    • зарегистрированы а ЕГРН
    • признаны объектами налогообложения

Физические лица, пользующиеся участками на праве:

  1. безвозмездного пользования
  2. аренды
  3. безвозмездного срочного пользования

налогоплательщиками не являются.

Объект налогообложения

Объект налогообложения — земельные участки, расположенные в границах:

  • муниципального образования
  • городов федерального значения:
    • Москвы
    • Санкт-Петербурга
    • Севастополя

на территории которых введён земельный налог.

Не признаются объектами налогообложения (статья 389 НК РФ):

  • земельные участки:
    • входящие в состав общего имущества многоквартирного дома
    • изъятые из оборота
    • из состава земель лесного фонда
    • занятые водными объектами в составе водного фонда, находящимися в государственной собственности
  • земли, ограниченные в обороте законодательством РФ и занятые:
    • особо ценными объектами культурного наследия народов РФ
    • объектами, включёнными в Список всемирного наследия
    • историко-культурными заповедниками
    • объектами археологического наследия
    • музеями-заповедниками

Налоговая база

Для расчёта налога на землю используется кадастровая стоимость (КС) земельных участков, указанная в ЕГРН. Эта стоимость образует налоговую базу (статья 390 НК РФ).

В качестве величины КС налоговики при расчёте налога применяют то её значение, что актуально на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Кадастровая стоимость, изменённая в течение налогового периода, применяется со дня внесения сведений о ней в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года. Такой порядок применения КС установлен ФЗ № 63 от 15.04.2019.

Таким образом, в случаях, когда в течение налогового периода:

  • произошло образование земельного участка
  • изменились качественные и/или количественные характеристики ЗУ:
    • площадь
    • назначения
    • разрешённое использование
    • категории
    • т.п.

при расчёте земельного налога новая кадастровая стоимость ЗУ применяется с даты учёта сведений о ней в ЕГРН.

В течение налогового периода КС может изменяться и по другим причинам:

  • исправление технической ошибки в сведениях ЕГРН
  • уменьшение КС в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости
  • оспаривание КС и установление рыночной стоимости объекта налогообложения по решению комиссии при управлении Росреестра
  • принятие судом соответствующего решения из-за недостоверности сведений, использованных при определении КС

В таких случаях с 1 января 2019 года для расчёта земельного налога изменённая кадастровая стоимость (как налоговая база) применяется в том же порядке, то есть со дня её учёта в ЕГРН.

Условие налогообложения для всех случаев изменения КС

В случаях, когда при изменении КС:

  1. произошло уменьшение кадастровой стоимости
  2. при перерасчёте земельного налога за предыдущие налоговые периоды (до 2020 года) сумма уплаченного налога оказалась больше той, что рассчитана по новой КС

перерасчёт и возврат денежных средств не производится (пункт 17 статьи 396 НК РФ).

Начиная с 2020 года, новые значения кадастровой стоимости, учтённые в ЕГРН, будут использоваться исключительно в следующих налоговых периодах.

Ставки земельного налога

Земельный налог — это прямой налог, то есть обязательный. Он взимается со стоимости имущества налогоплательщика, в том числе с кадастровой стоимости ЗУ.

Для прямых налогов законом устанавливается процент изъятия дохода в пользу соответствующего бюджета. Для ряда прямых налогов предусмотрены:

  • льготы по оплате
  • полное освобождение в некоторых случаях

Земельный налог уплачивается владельцами ЗУ в местный бюджет, а городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) — в их городские бюджеты.

Объект налогообложения — участки, расположенные на территории муниципального образования, в котором введён земельный налог.

Сумма земельного налога рассчитывается как произведение кадастровой стоимости земельных участков на ставку налога:

налог = кадастровая стоимость ЗУ х ставка налога

Ставки земельного налога устанавливаются не на федеральном уровне, а местными властями (статья 394 НК РФ).

Законами муниципальных образований определяются:

  • земельный налог:
    • только на территории муниципального образования
  • ставки налога:
    • в пределах ставок, установленных НК РФ
  • дополнительные налоговые льготы:
    • в дополнение к льготам, предусмотренным НК РФ
  • порядок и сроки представления документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы
  • наличие или отсутствие отчётных периодов
  • порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей:
    • с учётом ограничений, предусмотренных НК РФ

Налоговые ставки, принятые в разных муниципалитетах:

  • могут отличаться
  • могут быть ниже максимальных ставок, установленных НК РФ

Для земельных налоговых ставок невозможно лишь одно — их превышение над базовыми значениями 0.3 % и 1.5% от кадастровой стоимости ЗУ (статья 394 НК РФ).

Налоговая ставка 0.3%

Ставка 0.3% применима для налогообложения в отношении земельных участков:

  • из земель с/х назначения
  • из земель в составе зон с/х использования в населённых пунктах
  • для с/х производства, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (ЖКК):
    • за исключением доли в праве на ЗУ, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры ЖКК
  • не используемых в предпринимательской деятельности:
    • для жилищного строительства
    • для личного подсобного хозяйства
    • для садоводства
    • для огородничества
  • ограниченных в обороте, используемых для обеспечения:
    • обороны
    • безопасности
    • таможенных нужд

Примечание

С налогового периода 2020 года ставка земельного налога 0.3% от кадастровой стоимости участков:

  • для жилищного строительства
  • для ЛПХ
  • для садоводства
  • для огородничества

распространяется на участки этой группы в только в том случае, если они не используются владельцами для предпринимательской деятельности.

Нарушение требования приведёт к увеличению земельного налога:

  • для его расчёта будет использоваться ставка 1.5%
  • повышенная ставка будет применяться с отчётного периода, когда местные власти установили факт нарушения

Возврат к минимальной ставке будет возможен после того, как налогоплательщик устранит нарушение.

Налоги на земли общего назначения в СНТ/ОНТ

С 2020 года налогом по льготной ставке не более 0.3% от кадастровой стоимости будут облагаться земли общего назначения (ЗОН) в садоводческих и огороднических некоммерческих товариществах (подробнее ).

Главные условия:

  • наличие утверждённой документацией по планировке территории
  • ЗОН не должны использоваться в предпринимательской деятельности

К ЗОН относятся участки, находящиеся в собственности или постоянном (бессрочном) пользовании СНТ и ОНТ. Они заняты:

  • объектами товариществ
  • проездами
  • детскими и спортивными площадками
  • стоянками
  • т.п.

Налоговая ставка 1.5%

Ставка налога 1.5 % применяется для налогообложения в отношении всех других земельных участков.

Правила расчёта земельного налога в 2020 году

1. Новая формула расчёта земельного налога

С 2020 года для расчёта земельного налога используется новая формула. Она учитывает положения федерального закона № 63-ФЗ от 15 апреля 2019 года, связанные с задачей снижения налоговой нагрузки.

Законодательные изменения действуют с момента публикации закона. Они распространяются на правоотношения, возникшие с налогового периода 2018 года.

  • Ограничение роста земельного налога

Для участков жилищного строительства с налогового периода 2018 года введён коэффициент 1.1:

  • ограничивает ежегодный рост земельного налога для физических лиц не более чем на 10% по сравнению с предшествующим годом
  • позволят избежать существенного роста обязательств по уплате земельного налога от периода к периоду
  • не применяется в случаях несвоевременного строительства:
    • для расчёта земельного налога при затянувшейся застройке участков введены повышающие коэффициенты 2 или 4
  • не применяется при расчёте налога для участков ИЖС

Налог не может расти более чем на 10% от показателей прошлого года.

В случае, когда рассчитанный налог за отчётный год окажется выше, чем в предыдущий период:

  • налог уплачивается с коэффициентом 1.1 по отношению к сумме налога за предшествующий период
  • коэффициент 1.1 учитывает налоговый ограничитель 10%:
    • налог за отчётный период = налог за предыдущий период + 10% от налога за предыдущий период = (1 + 0.1) х налог за предыдущий период = 1.1 х налог за предыдущий период
  • условия расчёта налога в обоих периодах должны быть сопоставимы:
    • при сравнении этих сумм не учитываются изменения, произошедшие в предыдущем периоде в предоставлении льгот по налогу:
      1. качественные и /или количественные характеристики земельного участка
      2. возникновение права собственности на ЗУ не с начала налогового периода
  • Применение повышающих коэффициентов при расчёте земельного налога при несвоевременной застройке земельных участков

Для земельных участков, на которых ведётся затянувшееся жилищное строительство (несвоевременная застройка), для расчёта земельного налога используются повышающие коэффициенты (подпункты 15-17 статьи 396 НК РФ):

  1. коэффициенты 2 и 4 — для участков жилищного строительства
  2. коэффициент 2 — для участков ИЖС

2. Расчёт земельного налога на ЗУ при несвоевременном строительстве

«Наказание рублём» за нарушение сроков застройки земельных участков вполне логично:

  • строительство объектов затягивается
  • строящиеся объекты не регистрируются в ЕГРН
  • имущественный налог на строящийся объект строительства не начисляется
  • муниципальная казна не получает причитающийся доход
  • недостача в бюджете частично восполняется за счёт увеличенных налогов на землю

Несвоевременное жилищное строительство (не ИЖС)

  • Налог с применением повышающего коэффициента 2

налог = 2 х (налоговая база х ставка налога)

Расчёт двойного земельного налога выполняется в случае застройки участка и регистрации объекта по истечении трёхлетнего срока строительства:

  • отсчёт времени (трёх лет) начинается с даты государственной регистрации прав на ЗУ
  • окончанием срока строительства считается дата регистрации в ЕГРН прав на построенный объект недвижимости

Если до истечения 3 лет собственник уложился в сроки:

  1. строительство завершено
  2. права на построенный объект недвижимости зарегистрировано в ЕГРН

сумма налога, уплаченного за трёхлетний период строительства и рассчитанного с использованием повышающего коэффициента 2, окажется больше суммы налога, исчисленной с учётом коэффициента 1.

Разница между суммами налогов признаётся суммой излишне уплаченного налога. Излишек. по усмотрению застройщика (налогоплательщика) или полежит зачёту, или возвращается налогоплательщику в установленном порядке.

  • Налог с применением повышающего коэффициента 4

налог = 4 х налоговая база х ставка налога)

Расчёт четырёхкратного земельного налога выполняется в том случае, когда время строительства объекта превысило 3 года.

Расчёт налога начинается с момента, когда участок был зарегистрирован в ЕГРН.

Несвоевременное ндивидуальное жилищное строительство (ИЖС)

  • Налог с применением повышающего коэффициента 2

В случае, когда собственник участка ИЖС, завершил возведение жилого дома в течение большего срока, чем положенные 10 лет, налог рассчитывается по формуле:

налог = 2 х налоговая база х ставка налога

Причина уплаты двойного земельного налога — невозможность взимания налога на имущество (объект строительства).

Сумма налога будет снижена лишь тогда, когда жилой дом будет построен и зарегистрирован. Сарай, летняя кухня, баня и незарегистрированное жилое строение спасением от двойного налогообложения не станут.

Льготы по земельному налогу

Федеральные льготы по земельному налогу и по налогу на имущество физических лиц сохранены в полном объёме. Категории граждан, имеющих право на льготы, перечислены в пункте 5 статьи 391 НК РФ.

Ряды льготников пополнили многодетные семьи. Они обладают правом на налоговый вычет в размере кадастровой стоимости 600 м2 площади земельного участка, имеющихся у них.

Уменьшение налоговой базы (налоговый вычет) для льготников всех категорий производится в отношении одного земельного участка:

  • по выбору налогоплательщика
  • независимо:
    • от категории земель ЗУ
    • вида разрешённого использования
    • местоположения ЗУ пределах территории Российской Федерации

Для реализации налогового вычета нужно направить в любой налоговый орган уведомление о земельном участке, выбранном для льготного налогообложения.

Получить причитающуюся налоговую льготу претенденты смогут за периоды с 2018 года в беззаявительном порядке. Она предоставляется автоматически после оформления статуса:

  • многодетной семьи
  • инвалидности:
    • детской
    • 1 и 2 степени
  • участников боевых действий
  • пенсионера
  • владельца хозяйственных построек площадью меньше 50 м2

Если налогоплательщик заметил, что в полученном налоговом уведомлении льгота не учтена, ему нужно направить в ИФНС заявление о несогласии с налогом.

После его рассмотрения налоговый орган направляет в ответ:

  1. или уведомление о предоставлении налоговой льготы
  2. или сообщение об отказе в предоставлении налоговой льготы

Заявление о предоставлении льготы подаётся только один раз. Далее льгота действует автоматически.

Описанный порядок утверждён Приказом ФНС России № ММВ-7-21/566@ от 12.11.2019. Он вступает в силу с 3 февраля 2020 года.

Вычет по налогу на имущество физлиц

1. Общие правила

Вычет по налогу на имущество физических лиц — это уменьшение на определённую величину кадастровой стоимости следующих объектов (пункты 3-5 статьи 403 НК РФ):

  • квартира и часть жилого дома:
    • на кадастровую стоимость 20 м2
  • комната и часть квартиры
    • на кадастровую стоимость 10 м2
  • жилой дом:
    • на кадастровую стоимость 50 м2

2. Дополнительный вычет по налогу на недвижимость многодетных семей

На лиц с тремя и более несовершеннолетними детьми будут распространяться как правила, приведенные выше, так и новые правила уменьшения облагаемой базы. Последние вступят в силу 15 апреля 2020 года (часть 6.1 статьи 3 федерального закона № 63-ФЗ).

Дополнительные вычеты

Дополнительно будет уменьшена налогооблагаемая база по следующим объектам:

  • комната, квартира и часть квартиры
    • на кадастровую стоимость 5 м2 в расчёте на каждого несовершеннолетнего ребенка
  • жилой дом или его часть
    • на кадастровую стоимость 7 м2 в расчёте на каждого ребёнка

Порядок получения вычета

Все категории льготников могут получить налоговый вычет только для одного из объектов каждого вида (пункт 6.1 статьи 403 НК РФ):

  • квартиры
  • части квартиры
  • комнаты
  • жилого дома
  • части жилого дома

Это значит, что если гражданин владеет, например, 1 квартирой и 3 комнатами, то для получения вычета по налогу нужно указать:

  1. или только квартиру
  2. или одну комнату

Налоговый вычет предоставляется за периоды, начиная с 2018 года (часть 6 статьи 3 федерального закона № 63-ФЗ).

Порядок уплаты земельного налога

Физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления. Оно вместе с квитанцией направляется ИФНС по адресу места жительства налогоплательщика.

Необходимости в самостоятельном расчёте земельного налога нет. Сумму налога будет рассчитывать налоговая инспекция (пункт 4 статьи 391 НК РФ).

Платёжный документ содержит:

  1. реквизиты для оплаты
  2. точную сумму налога

В случае, когда расчёт произведен с ошибками, налогоплательщик не несёт никакой административной ответственности. В этом случае нужно уточнить кадастровую стоимость земельного участка. Информация о ней содержится в выписке из ЕГРН, которую можно получить в Росреестре или МФЦ.

Если в налоговом уведомлении обнаружены неточности или недостоверная информация, необходимо отправить в ИФНС заявление с указанием в нём допущенных ошибок:

  • недостоверная информация:
    • об объекте налогообложения
    • о самом налогоплательщике
  • неточный адрес объекта
  • неверно произведенные расчёты
  • завышенная сумма налога
  • неправильное указание доли в собственности
  • т.д.

Заявление пишется на бланке. Искать его не придётся, так как он оправляется налоговой вместе с уведомлением.

После проверки и подтверждения сведений, указанных в заявлении, ИФНС:

  1. выполнит перерасчёт суммы налога
  2. направит новое уведомление в адрес налогоплательщика

Неполучения налогового уведомления ФНС

В случае, когда обладатель недвижимости не получил уведомления об уплате земельного или имущественного налогов за период владения участком или объектом недвижимости, необходимо:

  • проявить инициативу
  • самостоятельно сообщить налоговому органу о наличии недвижимости:
    • это обязанность, установленная законом (пункт 2.1 статьи 23 НК РФ)
  • приложить к сообщению копии правоустанавливающих документов на каждый объект недвижимого имущества

Налоговый орган можно выбрать по своему усмотрению. Сообщение представляется однократно. Срок подачи — до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом).

Сообщение можно направить Почтой России или передать при личном обращении в налоговую инспекцию. Попасть на приём удобно по онлайн-записи, воспользовавшись этим сервисом.

Направить сообщение можно также с помощью онлайн-сервисов:

  • «Личный кабинет налогоплательщика»
  • «Обратиться в ФНС России»

Если в налоговом органе отсутствовали сведения об участке, расчёт платежа будет произведен за тот год, в котором было подано сообщение.

В случае, когда уведомление об уплате земельного или имущественного налога владелец не получил по иным причинам:

  • неверно указан адрес налогоплательщика
  • уведомление было утеряно на почте

налог будет начислен за все 3 года.

За непредоставление сообщения о неполучении уведомления и сведений об объекте в установленный срок собственник будет привлечён к ответственности и оштрафован.

Размер штрафа составит 20% от неуплаченной суммы налога по тому объекту, по которому он не представил сообщение (пункт 3 статьи 129.1 НК РФ).

Срок уплаты земельного налога

Уплата налога производится не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Налоговые уведомления в 2020 году за 2019 год налогоплательщики получат в период с апреля по сентябрь.

Для всех регионов России установлен единый срок уплаты имущественных налогов за 2019 год — не позднее 1 декабря 2020 года.

Нарушение сроков уплаты земельного налога повлечёт начисление пени на сумму недоимки за каждый календарный день просрочки. Размер пени — 1/300 от действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Налоговая инспекция может применить и другие меры:

  • направить работодателю должника уведомление о взыскании задолженности за счёт заработной платы
  • наложить на должника ограничение на выезд из РФ

Штраф с физических лиц за неуплату налогов не взыскивается.

Примечание

Местные власти сохраняют право назначить в регионе авансовые платежи Окончательная дата выплат за 2020 год при этом сдвигается, но не ранее, чем на 1 февраля 2021 года.

Полезные online сервисы

  1. Расчёт земельного налога и налога на имущество физических лиц — налоговый калькулятор
  2. Информация об установленных льготах по земельному налогу — эта страница сайта налоговой службы
  3. Кадастровая стоимость земельного участка:
    • официальный сайт Росреестра
    • публичная кадастровая карта — ПКК
  4. Запись на приём в налоговую инспекцию — онлайн-сервис
  5. Налоговая задолженность — сайт Госуслуги
  6. Оплата земельного налога — сервис ФНС
  7. Сведения о должниках, дела которых находятся в исполнительном производстве — сайт федеральной службы судебных приставов (ФССП России)

Налогоплательщик земельного налога: кто им признаётся, кто не платит налог, какие льготы существуют

Владение любым недвижимым имуществом, особенно, когда оно представляет ценность, обязует владельца оплачивать его использование. Если участок находится в аренде, то в качестве такой платы будет рассматриваться внесение арендной платы.

Если участок находится в собственности или приравненных к ним формах владения, то владельцу необходимо будет платить земельный налог. Кто относится к плательщикам земельного налога и какие льготы существуют?

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-31-84 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Что говорит законодательство

Регулирование всех вопросов, связанных с налогообложением того или иного имущества, осуществляется в соответствии с Налоговым Кодексом (так как именно этот нормативный акт устанавливает принципы, правила налогообложения, а также требования, предъявляемые к облагаемому этими платежами имуществу).

Статья 388 Налогового Кодекса Российской Федерации даёт подробное определение того, кто должен считаться плательщиком земельного налога в настоящее время.

В рамках этого же нормативного акта определяется, какие именно участки подлежат налогообложению, в каком размере, а также то, каким образом эта сумма устанавливается.

Так как не вся земля находится в собственности у ее пользователей, необходимо учитывать, что формы владения бывают разные.

Именно по этой причине в качестве ещё одного регулятора правоотношений в сфере налогообложения земель различных категорий следует рассматривать и Гражданский Кодекс Российской Федерации. Этот нормативный акт используется в качестве определяющего относительно основных характеристик существующих форм владения и пользования землей с целью определения, какая форма платы за пользование может использоваться в каждом конкретном случае.

Кто и за что обязан платить земельный налог

Режим налогообложения земельным налогом устанавливается Налоговым Кодексом Российской Федерации. В соответствии с его положениями налогом на землю облагаются все существующие на данный момент земельные участки, которые функционируют на праве собственности, постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Налоговое бремя за такие земельные участки рассчитывается, исходя из их кадастровой стоимости, определённой по результатам проведённой кадастровой оценки конкретной категории земель.

Платить налог за земельный участок должны все те лица, в чьём пользовании на основании перечисленных прав находятся земельные участки. К налогоплательщикам земельного налога в результате будут относиться как физические, так и юридические лица, если они не вынесены за список владельцев земельных участков, обязанных вносить ежегодные налоговые платежи.

Размер земельного налога, который должен быть уплачен ежегодно с момента получения участка в пользование на перечисленных правах владения, устанавливается государством и не зависит от уровня дохода налогоплательщика.

Как правило, он складывается из нескольких показателей, обязательно учтённых при проведении кадастровой оценки земель, принадлежащих к какой-либо категории и расположенных в одном конкретном регионе.

К таким показателям будут относиться:

  • Территориальное расположение и площадь облагаемого участка;
  • Плодородность земель в конкретном районе;
  • Существующие права владения участком (собственность, пожизненное наследуемого владение, постоянное бессрочное пользование).

Все эти параметры влияют на результат кадастровой оценки земельного участка и, соответственно, на итоговую сумму земельного налога, установленную с учётом кадастровой стоимости.

Кого не признают плательщиками земельного налога

Так как Налоговым Кодексом устанавливаются категории плательщиков земельного налога, этим же нормативным актом формируется и перечень юридических и физических лиц, которые не подлежат уплате налогового бремени.

Этот перечень сформирован в Главе 31 Налогового Кодекса Российской Федерации и является исчерпывающим, то есть подлежащим изменению только в случаях корректировки действующего законодательства.

Согласно этому перечню не будут считаться плательщиками земельного налога следующие категории участников земельных правоотношений:

  • Юридические и физические лица, земельные участки которым предоставлены на праве аренды;
  • Организации и физические лица, которые используют те или иные земельные участки на праве безвозмездного срочного пользования;
  • Организации, занимающиеся охраной Государственной границы Российской Федерации;
  • Государственные предприятия, в чьи обязанности входит обеспечение бесперебойного транспортного сообщения внутри Российской Федерации (если такое освобождение установлено соответствующим нормативным актом об учреждении такой государственной организации);
  • Государственные организации и предприятия, обеспечивающие хранение материальных ценностей, включённых в резервный фонд обеспечения стабильности Российской Федерации;
  • Учреждения и органы, относящиеся к уголовно-исполнительной системе, подразделениям Министерства Юстиции, а также иным органам государственной власти, обеспечивающим безопасность Российской Федерации;
  • Подразделения Министерства обороны и приравненные к ним организации, в чьи обязанности входит контроль за соблюдением законодательства и защита интересов Российской Федерации;
  • Научно-исследовательские и учебные организации, занимающиеся подготовкой научных материалов для развития экономики и промышленности России, а также подготовкой кадрового резерва для улучшения состояния научного аппарата различных исследовательских центров.

Такое освобождение от уплаты земельного налога этих участников земельных правоотношений обусловлено осуществлением ими деятельности, направленной на улучшение положения государства. Межевание садового участка происходит практически ничем не отличается от межевание участка любого другого вида.

В каких случаях происходит прекращение сервитута земельного участка? Узнайте об этом .

При определенных условиях можно получить налоговый вычет при покупке земельного участка. Подробно об этом рассказано в нашей статье.

Какие налоговые льготы и для каких категорий населения существуют

Налоговый Кодекс, формируя положения об уплате земельного налога, обозначил, кроме лиц, полностью освобождённых от уплаты этого бремени, также и те категории граждан, в отношении которых существуют различные налоговые льготы.

К таким категориям будут относиться:

  • Герои России, Советского Союза, а также полные кавалеры орденов Славы;
  • Ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица;
  • Инвалиды 1 или 2 группы (без установления ограничения в трудоспособности, если эти группы были установлены до 1 января 2004 года), а также те лица, которым была установлена 3 группа с ограничением трудоспособности, инвалиды детства;
    Лица, имеющие право на получение от государства мер социальной поддержки в соответствии с положениями действующего законодательства;
  • Физические лица, имеющие статус ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС;
  • Люди, получившие лучевую болезнь в результате ликвидации аварий на ядерных установках, используемых для обеспечения безопасности государства;
  • Физические лица, принимавшие непосредственное участие в испытаниях ядерного или термоядерного оружия, проведении научных исследований, связанных с любыми видами ядерных установок, в том числе ядерного оружия и различной космической техники.

В том случае, если перечисленные категории лиц предоставят документы, подтверждающие их право на получение льгот по налогообложению, они могут рассчитывать на уменьшение всей налоговой базы (то есть сокращение того объёма имущества, которое подлежит налогообложению), в результате чего сумма земельного налога будет также сокращена.

Иные налоговые льготы (вплоть до полной отмены уплаты земельного налога для

некоторых категорий граждан), могут быть установлены в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, а также нормативно-правовыми актами, действующими на территории городов федерального значения. Но осуществимо это может быть только в том случае, если сам субъект сможет внести недостающую разницу в бюджет государства за счёт своих резервных средств.

Налогоплательщиками земельного налога могут считаться физические и юридические лица, обладающие земельными участками различных категорий земель на праве собственности, постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Однако, при наличии соответствующих условий, такое лицо может быть полностью или частично освобождено от уплаты земельного налога. Для этого необходимо соответствовать перечисленным законах условиям и подтвердить такое соответствие.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-31-84. Это бесплатно.

Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»