Почему Россия в ВТО

РФ является отличительной частью международного сообщества. Занимаясь определением индивидуального пути политического и экономического развития, такое государство, как Россия, не может сторониться процессов, происходящих сплошь и рядом. Определенные условия продиктованы современным миром, и любая страна вправе принимать решения на тему их принятия. И, если все-таки принимать, то всецело или с какими-либо поправками на почве особенностей собственного развития.

Можно смело заявить, что вступление России в ВТО определенно является таким шагом. Страна стремилась к нему целых 18 лет. Но, если учитывать ведущие положения международных экономических процессов, то она не смогла принять их безоговорочно. Это обусловливается рядом национальных особенностей. Плюс ко всему, на пути к присоединению стояло немало барьеров, среди которых и политический, и экономический, и социальный. Даже состоялась попытка референдума наперекор вступления России в ВТО, которая успехом она не увенчалась.

И вот, стартовал новоиспеченный этап развития РФ. Произошло данное событие в 2012 году, 22 августа. Отныне данное государство является официальным членом Всемирной Торговой Организации, 156-ым по счету, находящимся на льготных условиях. К слову, эта страна последняя из «группы двадцати» совершила подобный шаг. Однако обсуждения данного вопроса остаются актуальными. Попробуем разобрать по полочкам, какие достижения получит Россия в результате подобного поступка, а также выясним, существуют ли изъяны присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации.

Почему мир нуждается во ВТО?

Рождение Всемирная торговой организации произошло в ныне далеком 1994 году и на эту пору являет собой преемника Генерального соглашения по тарифам и торговле, которое известно миру с 1947 года. Сейчас в силах организации контролировать около 97 % мировой торговли.

Безоговорочно, наличие России в ВТО не есть синоним прямого пути к ее безоблачному, прекрасному экономическому процветанию, поскольку ни один процесс не имеет одни лишь положительные стороны, без каких-либо отрицательных элементов. С данным вопросом лучше обратиться к экспертам и их независимому мнению.

Плюсы присоединения

  • Бесспорное улучшение имиджа страны, так как отныне она считается равноправным участником торговли всего мира.
  • Снижение какх-либо препятствий на пути к мировому торговому рынку.
  • Простой доступ к международным схемам разрешения споров торговой области.
  • Открытие обширнейших возможностей участия в экономиках стран – членов ВТО для инвесторов из России.
  • В финансовой сфере – значительное увеличение конкуренции. Результатом – снижение кредитных ставок для предприятий среднего и малого бизнеса, а также насления в целом.
  • Модернизация российской экономики в сообразности к требованиям современного этапа развивающихся торгово-экономических отношений. Многие отечественные производители будут вынуждены уделить внимание качеству своей продукции, чтобы высокая конкурентоспособность была обеспечена и они смогли выйти на истинный мировой рынок.
  • Снижение импортных пошлин на определенный ряд товаров (продукты, лекарства, IT-продукция, одежда и т.п.). От этого определенно выиграют потребители, но есть риск проигрыша производителей.
  • Снижение экспортных пошлин. Тут однозначно обозначены положительные моменты для предприятий, которые работают в сегменте сырья.
  • Четкость торгового законодательства участников данной организации. Постройка торгово-экономические отношений всегда лучше при точном понимании позиции всех сторон, отсутствии ловушек и неожиданных сюрпризов.
  • В процессе принятия новых законодательных актов в области мировой торговли поддержка торгово-экономических интересов государства.

Минусы присоединения

  • Угроза роста безработицы, коли отечественные предприятия не смогут составить здравую конкуренцию иностранным производителям. Особенного обострения тогда следует ожидать в моногородах.
  • Снижение импортных пошлин не исключает возможности того, что огромный ряд товаров перестанет пользоваться выгодой при производстве в России. Самый большой риск касается непосредственно аграрного сектора экономики (животноводства и растениеводства).
  • Снижение пошлин на импорт может негативно воздействовать и на отечественный автопром – наплыв подержанных импортных авто – прямая угроза для автопроизводителей России.
  • Снижение также экспортных пошлин. От произошедшего в убытке окажется весь бюджет государства, что может послужить причиной увеличения государственного долга.

Какой же из этого следует вывод и когда ожидать серьезных результатов?

Эксперты не называют однозначной цифры. В среднем адаптация для российской экономики, если верить прогнозам, продлится около 6-7 лет. Скорее всего, в течение сего периода времени полемика вокруг этапа развития государства будет то умолкать, то вспыхивать с прежней силой. В любом случае, говорить однозначно еще слишком рано.

Всемирная торговая организация (ВТО)

22 августа 2012 года Россия стала членом Всемирной Торговой Организации (ВТО). Переговоры о присоединении России к ВТО длились почти 20 лет: с 1993 года по 2011 год. 18 лет – это абсолютный рекорд длительности переговоров. Даже Китайская Народная Республика добивалась членства в ВТО меньше — 15 лет.

Суть Всемирной торговой организации (ВТО)

Всемирная торговая организация (ВТО) — международное некоммерческое объединение, регулирующее внешнеэкономическую деятельность стран-участниц. Действует с 1 января 1995 года и является правопреемницей функционировавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Создание ВТО было определено многосторонним соглашением в ходе Уругвайского раунда ГАТТ (1986—1994 годы). Выполняет следующие функции:

  • контроль за исполнением торговых соглашений стран-членов;

  • организация и обеспечение переговоров стран-членов;

  • наблюдение за торговой политикой стран-членов;

  • разрешение торговых споров между странами-членами.

На 1 января 2012 года в ВТО состояли 157 стран.

Вступление России в ВТО

История присоединения России к ВТО

Россия подала заявку на присоединение к ВТО еще в1993 году. Переговорный процесс начался в 1995 году, но первые три года он носил консультационный характер и сводился к предоставлению Россией данных о своей экономике и внешнеторговом режиме, то есть в областях, регулируемых ВТО. На этом этапе российские представители ответили более чем на 3 тыс. вопросов Рабочей группы и представили на рассмотрение сотни документов.

Наиболее трудные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. Разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать после того, как Россия поддержала Киотский протокол. Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет. Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности. Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года. Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам).

Сроки вступления переносились неоднократно: 2003 год, 2006 год, затем окончательным сроком указывали 2007 год. После успехов 2010 года, когда были устранены разногласия с США и Евросоюзом, было объявлено, что Россия станет членом ВТО в 2011 году.

Условия присоединения России к ВТО

В декабре 2006 года была опубликована подробная предварительная информация об основных результатах переговоров, где приведены как сведения по важнейшим товарным позициям, так и консолидированные данные по остальным. Результаты на ноябрь 2011 года по всем тысячам позиций опубликованы на английском языке на сайте Миниэкономразвития. До этого переговоры велись в закрытом режиме, что, как утверждают, является обычной практикой для переговоров по экономическим вопросам, включая ВТО. Согласно этим данным, в течение первого года после вступления ни одна внешнеторговая пошлина не будет снижена. По разным группам товаров предусмотрены переходные периоды от 1 года до 7 лет; в течение 7 лет пошлины на промышленные товары снизятся в среднем с 11,1 % до 8,2 %. Таможенные пошлины на потребительские товары, массово производящиеся в России, практически не снизятся (за исключением автомобилей и обуви). В то же время, будут отменены пошлины на компьютеры и элементную базу, снижены пошлины на бытовую электронику и электротехнику, лекарства, технологическое и научное оборудование. Государство сможет оказывать сельскому хозяйству помощь на сумму не более 9 млрд долларов в год (сейчас объем помощи составляет 4,5 млрд долларов в год, однако размер субсидий ещё будет обсуждаться на многосторонних переговорах).

Непосредственной частью Протокола, которая и определяет условия, на которых Россия вступила в ВТО, являются Перечень обязательств по товарам и Перечень обязательств по услугам. Перечень обязательств по услугам содержит определенные ограничения по доступу иностранных лиц из членов ВТО на тот или иной российский рынок услуг (деловые, финансовые, транспортные услуги и т. д.). Если же такие ограничения Россией не оговорены или если они оговорены в этом перечне, но не закреплены в российском праве, то согласно правилам ВТО должны будут действовать два принципа: 1) принцип «национального режима», то есть для иностранных лиц будут действовать те же правила (часто-правовые, налоговые, процессуальные и т. д.), что и для российских лиц (если иное не будет следовать из российского федерального закона, который не противоречит правилам ВТО и обязательствам России как её члена); 2) принцип «наиболее благоприятствуемой нации», означающий, что если Россия предоставит какой-то благоприятный правовой режим для иностранных лиц из одного члена ВТО (но не для российских лиц), то он должен автоматически действовать и для иностранных лиц из любого другого члена ВТО. Наиболее существенные изменения правового режима доступа и работы иностранных лиц на российском рынке произошли в сфере страховых, финансовых, телекоммуникационныхуслуг. Подписав Протокол, Россия также выразила свое согласие на присоединение к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО со всеми приложениями к нему, текст которых на английском языке размещен на официальном сайте ВТО. Россия стала членом ВТО 22 августа 2012 года.

Уступки России при вступлении в ВТО

Сельское хозяйство

В 2010 году Россия пошла на значительные уступки в вопросах регулирования в своем сельском хозяйстве. 27 сентября министр сельского хозяйства Елена Скрынник встречалась с представителями 20 государств, и объявила, что до 2012 года объем господдержки национального агропромышленного комплекса останется на прежнем уровне, а в 2013—2017 годах будет сокращен вдвое — с 9 млрд долларов в год до 4,4 млрд долларов. Согласно данным, опубликованным в 2008 году РИА «Новости», уровень господдержки сельского хозяйства России и без того значительно ниже, чем в других государствах: в США на рубль произведённой продукции господдержка составляет 16 копеек, в странах Евросоюза 32 копейки, в РФ — 6 копеек.

По мнению предыдущего министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, принимая условия ВТО, Россия рискует сокращением доли экспорта с 1,3 % до 1 %, а доля иностранных агропромышленных товаров увеличится с 1,9 до 2,3 %. Издержки составят 4 млрд долларов.

Доступ на рынок

В результате переговоров Россия согласилась дать зарубежным страховым компаниям возможность открывать прямые филиалы на территории страны. В сфере бизнес-услуг, дистрибуции товаров и производства компьютерной техники разрешено появление компаний со 100-процентным иностранным капиталом.

Россия проявила настойчивость в вопросах неприкосновенности банковского сектора и не поддержала предложение американцев допустить на российский рынок прямые филиалы иностранных банков. Необходимость зафиксировать это условие законодательно изложена в проекте «Стратегии развития банковского сектора до 2015 года». Вместе с тем, российская сторона пошла на определенные уступки, повысив долю иностранного капитала с 25 % до 50 % и разрешив 100-процентную иностранную собственность на банки, брокерские и инвестиционные компании.

Авиасборы

Россия согласилась на отмену авиасборов за транссибирские перелёты пассажирских самолётов иностранных авиаперевозчиков через свою территорию. Наибольшие претензии тот факт, что пролетающие над Сибирью самолёты платили России до $400 млн в год, вызывали у Евросоюза. К примеру, размер пошлин для Boeing-757 составлял $87 за 100 км.

Пошлины

В 2006 году, незадолго до завершения консультаций с США, министр экономического развития и торговли Герман Греф говорил, что после вступления в ВТО таможенные пошлины на импортные товары снизятся в среднем с 10,2 % до 6,9 %, в том числе на сельхозпродукцию — с 21,5 % до 18,9 %. Будут ликвидированы пошлины на компьютеры и комплектующие для них (в 2005 году они составляли 5—10 %), обнулятся на медь на металлолом будут снижены.

Импортные пошлины на фрукты снизятся до 2-5 %; на вино — с 20 до 12,5 %; на некоторые категории лекарственных препаратов до 3—5 %; на импортную одежду на 2,5—5 %; на новые автомобили-иномарки — до 15 %, на самолёты — до 12,5 %. На спирт сохранится запретительная пошлина — 100 %, но не менее 2 евро.

В 2005 году Россия взяла на себя обязательство заморозить экспортные пошлины на нефть и газ.

С 2006 года Россия планировала постепенно увеличить экспортные пошлины на необработанную древесину до заградительного уровня. В июле 2007 года ставка возросла с 6,5 % до 20 % таможенной стоимости, и за каждый кубометр круглого леса государство получало 10 евро. А в 2010 году должны были достигнуть 80% (50 евро за кубометр).

В 2007 году в связи с неготовностью отечественных промышленных предприятий стремительно нарастить объёмы переработки древесины был введён мораторий на ограничение экспорта, зафиксировавший пошлины на уровне 25 %.

Перспектива отказа от российской древесины вызвали выраженный протест со стороны Финляндии и Швеции, что в очередной раз осложнило отношения с Евросоюзом. В 2010 году этот вопрос, по мнению еврокомиссара по торговле Карела де Гюхта, ставил под сомнение скорейшую интеграцию России в ВТО.

Россия в конечном счете пошла на компромисс: пошлины сохранятся, но будут значительно снижены. В зависимости от вида древесины они составят 5—15 % от таможенной стоимости. Оговорена максимальная пошлина на берёзу в 7 %, на осину — 5 %. Экономическое издание BFM.ru писало, что, соглашаясь на такие уступки, Россия не понесёт значимых финансовых потерь, но рискует осложнить развитие собственной деревообрабатывающей отрасли.

С 2006 года Россия планировала постепенно увеличить экспортные пошлины на необработанную древесину до заградительного уровня. В июле 2007 года ставка возросла с 6,5 % до 20 % таможенной стоимости, и за каждый кубометр круглого леса государство получало 10 евро. А в 2010 году должны были достигнуть 80 % (50 евро за кубометр).

В 2007 году в связи с неготовностью отечественных промышленных предприятий стремительно нарастить объёмы переработки древесины был введен мораторий на ограничение экспорта, зафиксировавший пошлины на уровне 25 %.

Перспектива отказа от российской древесины вызвали выраженный протест со стороны Финляндии и Швеции, что в очередной раз осложнило отношения с Евросоюзом. В 2010 году этот вопрос, по мнению еврокомиссара по торговле Карела де Гюхта, ставил под сомнение скорейшую интеграцию России в ВТО.

Россия в конечном счете пошла на компромисс: пошлины сохранятся, но будут значительно снижены. В зависимости от вида древесины они составят 5—15 % от таможенной стоимости. Оговорена максимальная пошлина на берёзу в 7 %, на осину — 5 %. Экономическое издание BFM.ru писало, что, соглашаясь на такие уступки, Россия не понесёт значимых финансовых потерь, но рискует осложнить развитие собственной деревообрабатывающей отрасли.

Поддержка бизнеса в условиях ВТО обойдется в 75 млрд рублей за три года

Вступление в ВТО обойдется бюджету РФ минимум в 75 млрд рублей в ближайшие три года: в настоящее время из них потрачено 60 млрд рублей. Эти деньги нужны для поддержки отраслей российского бизнеса, который оказался в непростых условиях Всемирной торговой организации. В Госдуме полагают, что объем поддержки можно дополнительно увеличить.

После вступления России в ВТО таможенные пошлины на многие импортные товары упали, после чего отечественные производители оказались не в выигрышном положении. Например, для продукции предприятий легкой промышленности ввозные пошлины упали с 40 до 5% от стоимости товара, при этом на долю импорта приходится 80% российского рынка. Именно на поддержку этой отрасли выделяются самые значительные суммы.

Помимо выделения дополнительных средств депутаты также предлагают освободить отрасль от налога на прибыль (на пять-десять лет). Поступления в бюджет от предприятий легкой промышленности составляют около 2,4 млрд рублей в год, из них 2,1 млрд поступает в региональные бюджеты, 300 млн — в федеральную казну. Глава комитета Госдумы по экономической политике Игорь Руденский сообщил, что сейчас рассматривается предложение возместить регионам выпадающие доходы.

По его словам, сейчас правительство также рассматривает вариант помощи и агропромышленному комплексу в размере 15 млрд рублей. В число отраслей, могущих пострадать от вступления в ВТО и нуждающихся в поддержке, вошли также лесопромышленный и рыбохозяйственный комплексы, производство самолетов, вертолетов и авиационных двигателей, а также композитных материалов и редкоземельных металлов.

Пока что все «вливания» в российское производство недотягивают до сумм, разрешенных правилами ВТО. Так, только на поддержку сельского хозяйства по так называемой желтой корзине (меры, которые влияют на конечную цену продукции, — субсидирование процентной ставки по кредитам, субсидии на удобрения и др.) российский лимит на 2012 год составляет около 9 млрд долларов. «А у нас в бюджете на середину года только 3,6 млрд долларов по «желтой корзине». Проблема в том, что денег в бюджете не хватает», — говорит профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексей Портанский.

Преимущества для России от вступления в ВТО

Согласно экспертным прогнозам, членство в ВТО обеспечит России ежегодный прирост ее ВВП на уровне 1,2 %, а по оценкам Всемирного банка — до 11 % ВВП в долгосрочной перспективе. Оно откроет российской продукции доступ к мировым рынкам, даст стране эффективный механизм взаимодействия с иностранными партнерами, повысит инвестиционную привлекательность российского бизнеса и гарантирует рост объемов внешней торговли.

Российские экспортеры получат равные права с другими участниками мирового рынка, отчего выиграют конкурентоспособные игроки, ориентированные на внешний рынок, в первую очередь — крупные экспортёры сталелитейной и сельскохозяйственной продукции, минеральных удобрений, зерна и древесины, нефтегазовая промышленность.

Членство в ВТО позволит российской продукции преодолеть торговые барьеры в виде пошлин, квот и ограничений, ежегодные издержки от которых в оцениваются в 2 млрд долларов. К примеру, в отношении товаров российской металлургической, химической и лёгкой промышленности в настоящее время действует более 120 различных ограничений. По мнению газеты «Ведомости», это позволит диверсифицировать экспорт за счет несырьевых товаров.

По мнению сторонников идеи, для рядового потребителя интеграция России в ВТО обернется снижением цен вследствие притока иностранных товаров и роста конкуренции и дешевыми потребительскими кредитами.

Итоги первого года России в ВТО

В декабре 2013 года «Российская газета» приводила официальную статистику по экспорту. С января по сентябрь 2013 года Россия на 9,6 % больше поставляет на мировой рынок нефтепродуктов, на 5,6 % — обработанных лесоматериалов. Легковых автомобилей отправлено на экспорт больше на 14,2 %, чем за тот же период прошлого года (в статистике учитывается экспорт в Белоруссию и Казахстан). Однако, сделать выводы о негативном или позитивном опыте от вступления РФ в ВТО эта статистика не поможет. Заместитель министра экономразвития Андрей Клепач объясняет, что «с момента вступления в ВТО прошло довольно мало времени. Для каких-то серьезных подвижек нужен срок не меньше, чем несколько лет».

«Конкурировать на внутреннем рынке с иностранными «тяжеловесами» в перспективе будет все сложней, поскольку у нас гигантский износ основных фондов 70-75 процентов. Сложно покупать российское, когда его почти не осталось», — говорит президент Всероссийской организации качества Геннадий Воронин. Сегодня россияне на 90 % одеты в импортные вещи, на их столах почти 60 % иностранной еды, 70 % — иностранных лекарств. В этой ситуации может помочь только более эффективные практические меры государственной поддержки российских товаров на рынке.

Членство в ВТО позволяет России участвовать в процессе разработки многосторонних, универсальных «правил игры» на мировом рынке с учетом интересов российских экономических операторов.

Ключевыми целями участия России в ВТО являются:

  • Улучшение имиджа России в мире как предсказуемого и надежного участника международной торговли.
  • Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов.
  • Получение благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений с членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики.
  • Устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами.
  • Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО.
  • Расширение возможностей для российских инвесторов на территории членов ВТО.
  • Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок.

Аргументы «против» вступления в ВТО

Вступление России в ВТО является одним из центральных вопросов экономической политики. Оно приведет к гораздо более глубоким изменениям в экономике, чем открытие конкретных рынков, поэтому необходим более широкий взгляд на необходимость и последствия вступления.

Например, решение вопросов, связанных со вступлением в эту организацию, поможет получить значительный выигрыш в виде более эффективного встраивания в глобальную экономику; при этом потребуется существенное перераспределение труда, капитала и человеческого капитала между секторами и регионами, а также изменение предприятиями своих организационных структур и стимулов для сотрудников.

С другой стороны, вступление в ВТО может стать своего рода точкой отсчета, с которой начнется перестройка экономики, если ориентироваться на необходимость указанного более эффективного встраивания экономики регионов в глобальную экономику и использовать это встраивание для повышения эффективности.

В то же время, вступление в ВТО требует поступиться некоторыми принципами, что ведёт к ряду негативных последствий в развитии отдельных отраслей экономики:

— усложняется защита своих товаропроизводителей из-за снижения импортных тарифов и упрощения доступа иностранных товаров и услуг на российский рынок;

— уменьшается поступление средств в государственный бюджет в связи со снижени-ем ввозных таможенных пошлин (изменение размера таможенных пошли основывается на ТК РФ в соответствии со ст. 324, 325, и др. статей ТК РФ 3 раздела) ТК РФ //СЗ РФ , 02.06.03, № 22, ст. 2066.;

— ограничиваются возможности государства в регулировании внешнеэкономической деятельности.

При вступлении любой страны в ВТО возникает вопрос: «На каких условиях ее могут принять в эту организацию? В 90-е годы не был сделан анализ последствий присоединения России к ВТО, не установлено, до какого предела можно уступать. Не были изучены последствия для экономики страны, не приведена в соответствие с положением ВТО законодательная база по вопросам таможенного администрирования, стандартизации, сертификации, применения санитарных и фитосанитарных мер. В тот период, когда в России практически существовало внешнее управление, было не до этого.

Ведущие страны — участницы ВТО заинтересованы в принятии России в состав ее членов, так как это облегчает для них доступ не только на наш привлекательный рынок, но и к природным ресурсам. Однако большое желание России стать полноправным членом этой организации провоцировало Запад к тому, чтобы добиваться наибольшего благоприятствования только для своих компаний. Иными словами — они пытаются извлечь выгоды за наш счет. Постоянно усиливались дискриминационные условия: ввозные пошлины на продовольственные товары были установлены значительно ниже, чем для многих стран-членов ВТО, как и субсидии для АПК. Нашей стране запрещалось стимулировать внутренний спрос.

. На переговорах же Россия постепенно сдавала одну позицию за другой. Масштаб уступок сводился к резкому снижению или полной отмене ввозных пошлин на многие товары, к допуску иностранных компаний на рынок услуг и к конкурсам на проведение госзакупок, отказу государства от финансовой поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции, сокращению субсидирования отдельных отраслей. В общем, наши специалисты по вступлению в ВТО уступили все, что только могли. Российские ученые, специалисты села, уже давно поняли, что билет в ВТО обойдется нашей стране слишком дорого.

К тому же эта организация не является справедливой, не выполняет функций, для решения которых была создана. США и некоторые другие западные страны под разговоры о либерализации торговли навязывают миру свои правила, требуют от развивающихся стран распахнуть настежь двери для своей продукции. Требования же сократить господдержку фермерским хозяйствам США и Европы не дают результата. Это привело к противоречиям в самой организации. Процесс регулирования международной торговли, начало которому было положено в ноябре 2001 года в столице Катара — Дохе, на всех четырех последних раундах переговоров окончательно зашел в тупик. Глубокие экономические противоречия возникли не только между богатым Севером, который хочет быть еще богаче, и бедным Югом, который не хочет погрянуть в беспросветной нужде, но и между США и европейскими странами. По словам Ф. Тютчев: «Усобица на Западе — вот наш лучший политический союзник» Шевченко, С. В. Присоединение России к Всемирной торговой организации: конкуренция, экономическая безопасность, российский рынок безопасности // Государство и право. — 2007. — N 3. — С. 83-89

Обязательства России и развитых стран перед ВТО имеют далеко не одинаковые параметры. Защитные меры в ЕС превышают наши многократно. ЕС легко ограничивает поставки продовольствия из других стран, практикуя около 90 видов квот. Россия же существенно стеснена в таких возможностях. Запад оставляет за собой право проводить жесткую торговую политику, всемерно поддерживать своих фермеров, системно бороться с безработицей, вводить запрет на ввоз в страны ЕС российского зерна. Нам же советуют не только законсервировать нынешний мизерный уровень поддержки села, но и постепенно от него отказываться, а некоторые договариваются до того, чтобы вообще прекратить производство мяса.

Любому здравомыслящему человеку становиться понятно, что Россию сажают на импортную «продовольственную иглу» и что один из путей избавиться от нее — тарифное регулирование и введение квот на импорт. Так же, что касается проблем в сельском хозяйстве, то Россию заставляют ограничить господдержку сельского хозяйства ее нынешним уровнем.

США и Евросоюз добились от России новых беспрецедентных уступок: на условиях США принято соглашение, названное «сделкой века». Оно предусматривает увеличение до 2009 года квот на мясо всех видов более чем на 200 тысяч тонн Парамонова, Т. Н. Продовольственный рынок России в преддверии вступления в ВТО // Маркетинг. — 2008. — N 3. — С. 3-14

. За пределами 2009 года мы обязаны и вовсе распахнуть ворота на свой рынок иностранным поставщикам. Уже сегодня с их «помощью» пришло к разорению отечественное животноводство.

В правительстве говорили, что условия подготовленного соглашения основываются на правилах ВТО, но можно задать вопрос, почему наша страна должна выполнять условия организации, членом которой не является? В соглашении много уступок. Россия должна все больше и больше открывать свой рынок, а США застолбили постоянное присутствие на нем. Их доля не будет пересматриваться каждый год. Это та самая плата за входной билет ВТО. Соглашением вводится понятие «особая мера» — количество товара, которое можно ввести в Россию по льготной таможенной пошлине.

Учитывая препятствия (экономические и политические) на пути вступления в ВТО, можно согласиться с мнением учёных о том: а нужна ли нам такая организация, которая навязывает нам кабальные условия? Ведь нынешняя структура внешнеторгового оборота России в значительной степени состоит из сырьевых ресурсов и высокоэффективной военной продукции, которые не подпадают под правила ВТО. Такими товарами мы успешно можем торговать, не будучи членом этой организации. Другие же товары занимают в экспорте мизерную долю и не могут отрицательно сказаться на нашей экономике.

О каком выигрыше можно говорить, когда производственный потенциал большинства промышленных предприятий физически и морально устарел, а сёла не содержат ни современной техники, ни ресурсосберегающих технологий, ни кадров, 54 процента валовой продукции отрасли производится в личных подсобных хозяйствах преимущественно с помощью ручного труда и дедовских технологий? Горбунов, Г. А., Почему Россия не спешит вступать в ВТО? // Национальные проекты. — 2008. — N 10. — С. 66-68

Наоборот, освободившись от торговотарифных ограничений, страна может не только диктовать свои условия ввоза товаров в нашу страну, но и резко увеличить поступления в бюджет от импорта продукции.

Положение усугубилось еще и тем, что в феврале 2008 года в Женеве было подписано соглашение, о вступлении Украины в ВТО. Некоторые эксперты сравнивают это с троянским конем. Свободная торговля ей выгодна, но может оказаться смертельной для России. Вступив в ВТО, Украина открыла рынок для любых западных товаров. А это означает, что они будут спокойно попадать в Россию. Руководитель информационного бюро по присоединению России к ВТО Алексей Портанский заявил, что не исключает пессимистического сценария, при котором Украина начнет создавать дополнительные препятствия для присоединения России к ВТО, но в дальнейшем своём выступлении добавил, что он глубоко надеется, что этого не произойдет. Тем более что действующий президент Виктор Ющенко и члены кабинета министров Юлии Тимошенко неоднократно говорили о том, что не будут препятствовать присоединению России к ВТО.

После событий в Южной Осетии стало ясно, что Запад не собирается принимать нас в ВТО. Но если двери в нее на ближайшие годы для нас закрыты, нужно смириться с мыслью о том, что придется жить вне этой организации. Эксперты не видят в отсрочке никаких минусов.

Наоборот, вступление отрицательно сказалось бы на развитии и промыш-ленности, и особенно сельского хозяйства. «Наша экономика, — заявил В. Путин, — уже многие годы несет большую нагрузку и не получает никаких плюсов от сотрудничества с ВТО, если они вообще там есть, по крайней мере мы их не видим» Милосердов В. «А нужна ли России ВТО? » // Российская Федерация сегодня. — 2008. — N 18. — С. 40-41

В конечном итоге необходимо признать, что возможности правительства защищать отдельные отрасли после вступления будут действительно ограничены, поэтому в процессе переговоров необходимо выбрать приоритетные отрасли и оговорить отсрочку открытия отдельных рынков в условиях вступления. Вступление в ВТО действительно может привести к спаду в отдельных отраслях и регионах, поэтому уже сейчас необходимо предпринимать меры для решения проблем реструктуризации производства и снижения структурной безработицы.

Вступление в ВТО откроет рынки дешевым импортным сельскохозяйственным товарам, с которыми наши продукты конкурировать не смогут. Наше сельское хозяйство перестанет существовать

что приведет к снижению уровня жизни в сельской местности и зависимости страны от импортного продовольствия. В периоды низких цен на нефть возможен продовольственный кризис.

По мнению экономиста Э.Б. Алиевой, поспешное и не просчитанное по последствиям вступление в ВТО нанесет се-рьезный ущерб российскому предпринимательству. Россию, заставив взять обязательства по уменьшению таможенных пошлин, обяжут «связать» ставки на низком уровне и по графику снижать их дальше. В этом случае во многих регионах многие отрасли — текстильная, легкая промышленность, производство бытовой техники, автомобилей, продовольствия не выдержат конкуренции с импортом.

Так же, необходимо помнить, что само по себе присоединение к ВТО — не самоцель для России. Главный вопрос, который необходимо решить, — интегрироваться так, чтобы обеспечить улучшение, а не ухудшение условий внешнеэкономической деятельности. При этом нужно исходить из того, что вступление в ВТО само по себе не гарантирует отмены антидемпинговых процессов. Все равно потребуются переговоры с зарубежными партнерами, согласительные процедуры, и далеко не во всех случаях соответствующие инстанции ВТО поддержат требования российских экспортеров.

Кроме того, необходимо понимать, что со многими торговыми партнерами главные преимущества ВТО Россия имеет автоматически, даже не вступая в эту организацию, при условии наличия договора о режиме наибольшего благоприятствования (фактически, кроме США, с которыми режим наибольшего благоприятствования еще с 1972г. блокирован поправкой Джексона — Вэника).