Политические права и свободы

Содержание

Политические права и свободы человека и гражданина

Политические права и свободычеловека и гражданина имеют свои особенности: они связаны с обладанием гражданством государства; служат отражением суверенитета народа; и выражаются в праве граждан участвовать в управлении делами государства.

К политическим правам и свободам относятся следующие права.

· Право участвовать в управлении делами государства
(ст. 32 Конституции РФ) выражающееся в следующем:

¨ участие граждан в референдуме, право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления (так называемое непосредственное участие);

¨ воздействие на деятельность представительных (законодательных) органов власти всех уровней через своих представителей (депутатов);

¨ равный доступ граждан к государственной службе;

¨ участие в отправлении правосудия – привлечение граждан в качестве присяжных и арбитражных заседателей.

· Право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ) предоставляет гражданам РФ возможность обращаться с просьбой, жалобой или предложение в любой орган государственной власти или местного самоуправления вплоть до Президента РФ и обязанность должностного лица дать ответ на это обращение.

· Право на общественные объединения (ст. 30 Конституции РФ) принадлежит каждому человеку, то есть и граждане РФ и неграждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, вправе вступать в политические партии, профсоюзы и другие общественные организации (исключением будут являться иностранные граждане, военнослужащие и работники прокуратуры). При этом российское государство гарантирует свободу общественных объединений, а также добровольность вступления или пребывания в нем. Членство в какой-либо партии или профсоюзе не может являться условием занятия должности в государственной организации и служить основанием для иного ограничения прав и свобод человека.

· Право на собрания (ст. 31 Конституции РФ) – граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

4.4. Социально-экономические права и свободы человека
и гражданина

К социально-экономическим правам и свободам человека и гражданина в Российской Федерации относятся следующие.

· Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ), которое в сочетании с правом частной собственности формирует правовой базис рыночной экономики, исключающий монополию государства на организацию хозяйственной деятельности.

· Право частной собственности, зафиксированное ст.ст. 35, 36 Конституции РФ, предоставляет человеку право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Устанавливаются две важнейшие юридические гарантии права частной собственности: во-первых, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, и во-вторых, принудительное изъятие имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

· Право на труд (ст. 37 Конституции РФ) гарантирует свободу труда, право на труд и защиту от безработицы, право на забастовки как способ защиты трудовых прав работников и право на отдых в соответствии с предусмотренными трудовым законодательством нормами.

· Право на защиту семьи, материнства и детства (ст. 38 Конституции РФ) признает создание семьи и рождение детей не только частным делом, но делом общественным, требующим государственной поддержки. В учетом этого законодательством устанавливаются гарантии и компенсации беременным женщинам, женщинам с малолетними детьми, лицам с семейными обязанностями, разрабатываются основы семейной политики в стране.

· Право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ) призвано гарантировать каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, установленных законом.

· Право на жилище (ст. 40 Конституции РФ) предоставляет человеку возможность пользоваться имеющимся у него на законном основании жилым помещением без опасения, что кто-то может лишить его этого помещения по каким-либо соображениям. Никто не может быть произвольно лишен своего жилища. Например, нельзя лишать жилья лиц, осужденных к лишению свободы по приговору суда. В тоже время, право на жилище отнюдь не означает, что любой человек, не имеющий жилища или имеющий стесненные жилищные условия, вправе требовать от кого бы то ни было немедленного предоставления ему жилья или улучшения его жилищных условий. В настоящее время центр тяжести в осуществлении права граждан на жилище перемещен с государственного обеспечения на самообеспечение людей – за счет собственных средств, ипотечных кредитов и т. д.

· Право на охрану здоровья и медицинскую помощь(ст. 41 Конституции РФ) означает субъективное право человека на лечение в поликлиниках, больницах и специализированных медицинских учреждениях. В государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Эффективность, гарантированной Конституцией РФ медицинской помощи населению во многом зависит от качества лекарственного обеспечения граждан, то есть доступности для населения профессиональной фармацевтической помощи.

· Право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ) предоставляет гражданам возможность доступа к достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

· Право на образование (ст. 43 Конституции РФ) гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность получения дошкольного, основного общего (в объеме 9 классов) и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Гарантируется также бесплатность получения на конкурсной основе высшего образования.

· Право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества(ст. 44 Конституции РФ) означает, что органы государственной власти и местного самоуправления не вправе вмешиваться в творческую деятельность граждан, диктовать им, что и как надо писать или публиковать. В тоже время государство противостоит творческой деятельности, направленной на пропаганду насилия, жестокости, порнографии, расовой, национальной, религиозной или классовой нетерпимости.

Политические права и свободы граждан

Политические права и свободы граждан

Политические права и свободы включают:

    • право на объедине­ние,
    • право на проведение собраний, митингов и демонстраций,
    • право на участие в управлении делами государства,
    • право избирать и быть избран­ным и др.

Особенности политических прав и свобод:

    1. большинство политических прав и свобод принадлежат только гражданам государства;
    2. могут быть реализованы человеком как индивидуально, так и через объединение с другими лицами (например, создание политических партий);
    3. в своей совокупности они определяют правовой статус человека как участника общественно-политических отношений.

Подробнее

Некоторые авторы, в частности Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин основное отличие политических прав и свобод от личных прав и свобод видят в том, что если личные права и свободы принадлежат каждому человеку, независимо от обладания гражданством РФ, то «политические права и свободы (ст. 30-33 Конституций РФ) связаны с обладанием гражданства государства». Аналогичную точку зрения высказывают Д.Б. Катков и Е.В. Корчиго.

Однако право на объединения, которое всеми без исключения авторами отнесено к политическому, принадлежит не только гражданам России, но и гражданам иностранных государств и лицам без гражданства, что прямо закреплено в ст. 1 Федерального закона «Об общественных объединениях» (1995 г.). Поэтому представляется более правильным положение М.В. Баглая о том; что «в отличие от личных прав и свобод, которые принадлежат каждому человеку, многие политические права и свободы принадлежат только гражданам государства».

Эта особенность обусловлена тем, что реализация политических прав и свобод связана с осуществлением политической власти в государстве, которому не безразлично в чьих руках будет находиться вся полнота власти.

Специфика политических прав и свобод состоит еще и в том, что они могут быть реализованы человеком как индивидуально, так и через объединение с другими лицами (например, создание политических партий).

И, наконец, главное, что характеризует политические права и свободы, — это то, что в своей совокупности они определяют правовой статус человека как участника общественно-политических отношений.

Право участвовать в управлении делами государства

Субъектом власти народа является народ, выступающий как единое целое, как совокупность граждан. И народ действительно осуществляет свою государственную власть непосредственно (референдум и свободные выборы) и через представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Что же касается участия в управлении делами государства, то субъектом этого участия выступает не народ в целом как ассоциация, как носитель и источник власти, а отдельный гражданин как член сообщества которое именуется народом. Это участие в управлении делами государства также может осуществляться непосредственно (путем реализации субъективного права каждого гражданина участвовать (или не участвовать) в проведении референдума, в выборах депутата, голосовать (или не голосовать) «за» или «против»).

Помимо участия в референдуме и выборах, к непосредственной форме участия в управлении делами государства относятся:

    1. обращения отдельных граждан или их групп с предложениями, заявлениями, жалобами в различные органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностным лицам;
    2. личное участие в митингах, демонстрациях;
    3. работа в государственных органах;
    4. участие в отправлении правосудия в качестве судьи или присяжного заседателя и т.д.

Наряду с непосредственными формами участия в управлении делами государства есть и представительные формы участия отдельных граждан в управлении делами государства, такие, например, как участие через избрание депутатов (которые выступают от имени и по поручению своих избирателей), через органы общественной самодеятельности (уличные, квартальные комитеты, родительские комитеты и т.п.).

Провозглашая равный доступ граждан к государственной службе, Конституция РФ (ч. 4 ст. 32) и Федеральный закон «Об основах государственной службы в РФ» (1995 г.) не допускают каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, национальности, языка, места жительства, принадлежности к религиозному или общественному объединению при поступлении на государственную службу.

Право на равный доступ граждан РФ к государственной службе означает равенство исходных возможностей и отсутствие дискриминации по какому-либо из указанных признаков. Это право нельзя понимать буквально, то есть так, что любое лицо может занимать любую должность в государственном аппарате. Более того, законы предусматривают целый ряд ограничений при занятии тех или иных должностей в государственных органах.

Основания для отказа в принятии на государственную службу

Основаниями для отказа в принятии на государственную службу могут быть:

  • признание судом недееспособным;
  • лишение судом права занимать государственные должности в течение определенного срока;
  • наличие заболевания, препятствующего выполнению должностных полномочий;
  • наличие близкого родства с государственными служащими при непосредственном подчинении или подконтрольности;
  • по другим основаниям, установленным законом.

Для предотвращения фактов случайного назначения на государственные должности некомпетентных, неквалифицированных людей следует шире использовать не только образовательный ценз, но и такую форму контроля, как сдача экзаменов авторитетной комиссии, способной оценить профессиональные знания и другие способности, необходимые для успешного выполнения служебных полномочий. При этом работу указанных комиссий следует организовывать в открытом режиме, с привлечением независимых экспертов, что позволит исключить предвзятость при проведении экзаменов, и, как следствие, назначение на должности госслужбы «нужных» людей.

Предусмотренное Конституцией РФ право граждан участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32) означает возможность участия в отправлении правосудия в качестве профессиональных судей, присяжных заседателей, участников судебных процессов. Конечно, Конституция РФ приводит далеко не полный перечень форм участия граждан в управлении делами государства. Здесь широкое поле для инициативы как со стороны государства, так и со стороны граждан. Но очень важно в этом вопросе избежать формализма.

Право обращения в государственные органы и органы местного самоуправления

Конституция РФ закрепляет за гражданами РФ право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Обращения являются важнейшей формой участия граждан в общественно-политической жизни страны. Будучи одним из способов участия граждан в управлении делами государства, обращения граждан, с одной стороны, укрепляют связь государственного аппарата с населением, а с другой — способствуют усилению контроля со стороны граждан за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления.

Формы обращений в государственные органы и органы местного самоуправления:

    1. предложения;
    2. заявления;
    3. жалобы;
    4. ходатайства.

Предложение — это обращение гражданина, не связанное с нарушением его прав. Оно направлено на улучшение порядка организации и деятельности государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц (например, предложение в Государственную Думу принять закон о повышении пенсий или предложение, адресованное администрации города, изменить расписание городского транспорта и т.д. и т.п.).

Заявление — обращение по поводу реализации принадлежащего гражданину права (на получение жилья, пенсии и т. п.).

Жалоба — обращение по поводу нарушения принадлежащего гражданину права или законного интереса с требованием о восстановлении нарушенного права (например, жалоба на грубость инспектора ГИБДД, на приговор суда и т.д.).

Ходатайство — обращение с просьбой о предоставлении того или иного статуса (беженца, вынужденного переселенца и т.д.).

Основным нормативным актом, регулирующим вопросы приема и рассмотрения обращений граждан РФ, является Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Право на мирные собрания, митинги, демонстрации и другие публичные манифестации

В статье 31 Конституции РФ записано: «Граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование».

Цель таких действий — коллективное обсуждение проблем, представляющих общие интересы, выражение поддержки внутренней и внешней политики органов государственной власти, а также других общественно-политических сил или протеста против них, стремление сделать свою позицию по тому или иному вопросу достоянием общественности. Это право тесно связано с реализацией права на свободу слова в специфических формах, которые определены в ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

Пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Проведение упомянутых выше публичных мероприятий регламентируется Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Часть норм данного закона тем или иным образом ущемляет ряд конституционных прав граждан.

Право на объединение

Право граждан на объединение закреплено в ст. 30 Конституции РФ и является одним из важнейших элементов гражданского общества, создающих реальные условия для решения многих общественных проблем без вмешательства государственной власти.

Общественные объединения призваны выражать и отстаивать интересы отдельных групп населения. И в этом смысле государству противостоит множество самостоятельных общественных объединений».

Общественное объединение — добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Порядок реализации гражданами своего конституционного права на объединение регламентирует Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Деятельность отдельных видов общественных объединений регулируется специальными законами, например:

    • Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»,
    • Федеральным законом от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и др.

Право граждан на объединение включает:

    1. право на добровольной основе создавать общественные объединения;
    2. право вступать (или не вступать) в уже существующее общественное объединение;
    3. право свободного выхода из общественных объединений.

Право на объединения имеют как российские граждане, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства. Исключение составляют политические общественные объединения (политические партии), право на создание и участие в которых имеют только граждане России.

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно — путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения.

Подробнее

Учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионные органы.

Учредители общественного объединения — физические и юридические лица имеют равные права и несут равные обязанности.

Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.

Члены общественного объединения — физические и юридические лица — имеют равные права и несут равные обязанности.

Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения и в случае несоблюдения указанных требований могут быть исключены из общественного объединения в порядке, указанном в уставе.

Гарантируя свободу деятельности общественных объединений, Конституция РФ вместе с тем запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13).

Однако, такие основания для ограничения, как «подрыв безопасности государства» или «разжигание социальной розни», дают простор для вольных интерпретаций и предоставляют возможность для субъективизма и злоупотреблений со стороны работников госаппарата, от которых зависит реализация законодательства об общественных объединениях, что мы и наблюдаем в последнее время в России. Так, достаточно тому или иному общественному объединению выступить против скопления огромных богатств в руках «олигархов» или иным образом затронуть интересы крупного капитала, лоббирующего законы в Госдуме РФ, чтобы попасть в категорию тех, кто разжигает социальную рознь. Это, в свою очередь, позволяет требовать ликвидации этой партии или общественного объединения, с чем никак нельзя согласиться.

Особенности правового статуса общественных объединений:

    1. это объединения самостоятельные;
    2. это формирования добровольно объединившихся лиц;
    3. это целевые сообщества людей, объединившихся для удовлетворения конкретных потребностей и интересов;
    4. это объединения формальные (т.е. они формально оформлены — имеют устав, определенные цели, задачи и т.д.);
    5. это сообщества с постоянным характером деятельности и равенства оснований для вступления и пребывания в них их членов (участников);
    6. объединения, чья деятельность имеет общественно полезный характер (не является незаконной).

Подробнее

Во-первых, общественные объединения — это объединения самостоятельные. Они не являются структурными, функциональными или специализированными ячейками более широких объединений. Правда, общественные объединения могут входить в состав иных негосударственных объединений, но при этом они не утрачивают своей самостоятельности и сохраняют статус юридического лица, широкое внутреннее самоуправление, собственные программы и устав, право на самостоятельное определение направлений своей деятельности. Именно самостоятельность отличает общественные объединения от вспомогательных подразделений, создаваемых при других негосударственных объединениях или органах государственной власти (общественных комитетах, комиссиях и т.п.).

Во-вторых, общественные объединения — это формирования добровольно объединившихся лиц. Члены общественных объединений в любое время могут выйти из них. Общественные объединения не могут создаваться по указанию органов государственной власти или местного самоуправления.

В-третьих, общественные объединения — целевые сообщества людей, т.е. людей, объединившихся для удовлетворения посредством совместной деятельности конкретных потребностей и интересов (научных — Академия естественных наук, творческих -Союз художников, Союз писателей и т.д.). Наличие совместных целей отличает их от других людских сообществ, образуемых стихийно для достижения индивидуальных целей (совокупность зрителей в театре, на стадионе и т.д.).

В-четвертых, общественные объединения — объединения формальные, т.е. они формально оформлены — имеют устав, определенные цели, задачи, имеются отношения власти — подчинения и т.п. Формальная основа деятельности отличает общественные объединения от неформальных союзов: дружеских кругов, поклонников театра, завсегдатаев ресторана и т.п.

В-пятых, общественные объединения — это сообщества с постоянным характером деятельности и равенства оснований для вступления и пребывания в них их членов (участников). Равенство участников отличает общественные объединения от таких образований, члены которых изначально выполняют строго заданные роли и не могут свободно ими обмениваться (семья).

В-шестых, общественные объединения — объединения, чья деятельность имеет общественно полезный характер. Данное качество означает, что деятельность общественных объединений не противоречит действующему законодательству, но не более того.

Общественные объединения вовсе не обязаны сверять свою деятельность и отстаиваемые ценности с официальной политической линией государства и господствующими в обществе ценностными установками. Но общественно полезный характер деятельности общественных объединений отличает последние от объединений криминальных, мафиозных.

Для создания общественного объединения не требуется предварительного разрешения какого-либо органа государственной власти или местного самоуправления. Они создаются по инициативе их учредителей. Учредителями общественных объединений могут быть и юридические лица — общественные объединения.

Организационно-правовые формы общественных объединений:

  1. общественная организация;
  2. общественное движение;
  3. общественный фонд;
  4. общественное учреждение;
  5. орган общественной самодеятельности;
  6. политическая партия.

Особенности каждой из этих форм определены в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Подробнее

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается вформирований имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Органами общественной самодеятельности являются уличные, домовые, родительские комитеты и т.п.

Различаются общественные объединения и в зависимости от территории их сферы деятельности:

    1. общероссийские (осуществляют свою деятельность на территории более половины субъектов РФ и имеют там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства);
    2. межрегиональные (осуществляют свою деятельность на территории менее половины субъектов РФ и имеют там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства);
    3. региональные (осуществляют свою деятельность в пределах территории одного субъекта РФ);
    4. местные (осуществляют свою деятельность в пределах территории одного органа местного самоуправления).

Кроме того, образованное в России общественное объединение признается международным, если в иностранных государствах создается и действует хотя бы одно из его структурных подразделений (организация, отделение, филиал или представительство).

Правовой статус политических партий

Политическая партия — это объединение граждан по их политическим взглядам и интересам, стремящееся к осуществлению своих целей путем участия в политической жизни страны, в выборах, посредством оказания влияния на государственную власть.

Через партии осуществляется организованное участие в политической жизни страны всех социальных слоев общества, демократическая конкуренция в борьбе за власть, формирование ее органов.

Характерные признаки политической партии

Деятельность политических партий регулируется Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях».

Политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политическая партия — общественное объединение граждан. Таким образом, в основе политической партии лежит право человека на объединение, т.е. объединение и политическую партию можно соотносить как общее и особенное.

Партия — некоммерческое объединение граждан. В Федеральном законе от 25 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» этот признак общественных объединений присутствует как основополагающий.

Партия — объединение граждан, имеющих целью достижение политической и государственной власти.

Партия — объединение граждан на основе общих взглядов и идей. У каждого гражданина есть собственное мировоззрение, точка зрения на те или иные факты, действия и т. д. Чтобы создать политическую партию, некая совокупность граждан с общими взглядами и идеями, касающимися политической, государственной власти, объединяется для воплощения в жизнь этих замыслов и идей. Этот признак можно назвать организующим, поскольку проявляется он на стадии создания политической партии, когда граждане обмениваются своими взглядами, вырабатывают общие идеи по поводу участия в политической жизни и «завоевания» государственной власти теми или иными методами.

Деятельность политической партии свободна, т.е. она не должна никем и ничем ограничиваться, кроме, естественно, случаев, установленных законом.

Деятельность политической партии законна. Этот признак корреспондирует с признаком свободы деятельности партий в том плане, что политические партии осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством.

Учредителями, членами и участниками политической партии могут быть только граждане РФ.

Кроме того, существуют и специальные ограничения. Например, в Федеральном конституционном законе РФ «О Конституционном Суде РФ» устанавливается запрет для судей Конституционного Суда на участие в деятельности политических партий, в Законе РФ «О прокуратуре РФ» — для прокурорских работников, в Законе РФ «О Центральном банке» фиксируется ограничение прав на участие в политических партиях членов Совета директоров Центрального банка.

Осуществление гражданами права на объединение в политические партии тесно связано с избирательным процессом, поскольку именно партии становятся его основными участниками: формируют мировоззрение избирателя, выдвигают кандидатов, финансируют избирательные кампании, после выборов формируют различные органы государственной власти и местного самоуправления.

Политические права принадлежат гражданам конкретного государства и могут быть реализованы в обществе, коллективе, общественном объединении, в отличие от личных прав, которые принадлежат каждому человеку в мире. Политические права гражданина связаны с организацией и осуществлением государственной политической власти. При помощи политических прав человек может занимать определенное место в политических отношениях, быть привлеченным к народовластию, то есть участвовать в осуществлении власти.

Закрепление политических прав в Конституции РФ

В основном документе страны закреплены политические права и свободы. В России большинство прав и свобод политического характера принадлежат только гражданам России. Два вида политических прав принадлежат всем людям без исключения: право на свободу мысли и слова и право на объединение.

Определение 1

Свобода мысли – это духовная свобода, внутреннее содержание, через которое определяется отношение человека к окружающему миру.

Мысль – основа любой деятельности, социальной активности, взаимоотношений человека с обществом. Гарантия свободы мысли значит, что государство не может вмешиваться в процесс формирования и выражения мнения, а также гарантирует защиту от иного вмешательства.

Определение 2

Свобода слова – возможность выражать свое мнение по разным вопросам в письменном и устном виде на собраниях, митингах и при помощи других публичных средств, гарантированная государством.

Человек свободен в формировании своего мнения и может его придерживаться, не встречая препятствий. Человек свободен в поиске, получении и распространении информации любыми средствами, при этом вмешательства публичных властей быть не должно. Это правило действует вне зависимости от государственных границ. В основе других политических прав и свобод граждан РФ лежит именно свобода выражения мнения: свобода совести, творчества, право на участие в выборах, на образование и пр.

Но свобода не может быть без границ. Слово может иметь как созидательное, так и разрушительное воздействие. При помощи слова возник социальный прогресс и словом призывали к насилию, слово обогащает человека, слово же может унизить его достоинство. Становится ясно, что необходимо правовое ограничение свободы слова. В Российской Федерации запрещена пропаганда и агитация, которая разжигает национальную вражду, религиозную и расовую ненависть. Также запрещается пропаганда языкового превосходства в любой области. Свобода слова гарантируется при передаче, поиске, распространении информации законными способами. Свобода СМИ закреплена в Конституции РФ и в ФЗ «О средствах массовой информации», изданном в 1991 г.

Свобода слова тесно связана с правом на объединение, проведение публичных мероприятий, участие в управлении делами государства и общества.

Конституция РФ гарантирует каждому право на объединение, в том числе и на создание профсоюзов для защиты интересов рабочих. Гарантирована также свобода деятельности объединений.

Замечание 1

Граждане могут создавать объединения для защиты интересов и достижения целей, вступать в объединения либо не вступать в них добровольно, выходить из объединений.

Право на свободу объединения в зарубежных источниках называется правом на свободу ассоциации. В России в детское объединение можно вступить с 10 лет, в молодежное – с 14 лет, в профсоюз – с 18 лет. Право на объединение имеют иностранцы. Они могут быть членами общественных объединений, а вот членами политических партий они быть не могут. Для того, чтобы создать общественное объединение, гражданину не требуется разрешение гос. органов. Объединение регистрируется в соответствии с пунктами ФЗ «Об общественных объединениях». Объединение самостоятельно разрабатывает свой устав. Устав должен пройти процедуру регистрации в Минюсте России, который осуществляет контроль законности целей и задач ОО, источники доходов контролируют финансовые органы. В Конституции и законодательстве РФ существуют ограничения на организацию объединений. Запрещено создание ОО, пропагандирующих идеи насилия, направленных на свержение государственного строя, подрыв безопасности, разжигание розни в любой области.

Участвовать или не участвовать в ОО – личное дело каждого человека. Любые действия направленные на принуждение, являются противоправными. По причине принадлежности к ОО права человека не могут быть нарушены или ограничены, этот фактор не может быть условием для предоставления государством льгот и преимуществ, если это не предусмотрено законом. Общественные объединения создаются в нескольких формах: общественная организация, движение, фонд, учреждение, орган общественной самодеятельности.

Общественная организация – это форма политической партии, а общественное движение – это форма политического движения. ФЗ определяет особенности каждой из этих форм.

Право на проведение публичных мероприятий

Граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикеты. Граждане имеют широкие возможности для выражения своего мнения. Публичные мероприятия популярны среди граждан, общественных организаций для решения вопросов, а пикеты и митинги используются для предъявления требований, которые, как правило, касаются улучшения условий труда, повышения заработной платы, улучшения условий жизни. Публичные мероприятия часто проводятся во время предвыборных кампаний.

Когда человек реализует право на проведение публичных мероприятий, он пользуется гарантированной свободой выражать свои мысли, правом на создание объединений, на участие в управлении государственными делами. Проведение публичных мероприятий укрепляет связи гос. органов и органов на местах с населением. В России издан ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», где дано определение публичного мероприятия и порядок его проведения.

Определение 3

Публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в разных формах акция, осуществляемая по инициативе граждан, политических партий, других общественных объединений.

Целью данной акции является свободное выражение мнения, выдвижение требований по различным сферам жизни общества. В законодательстве определены также некоторые виды публичных мероприятий.

Определение 4

Собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном месте для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов.

Митинг – массовое нахождение граждан в определенном для этого месте для публичного выражения общественного мнения по поводу назревших общественно-политических проблем.

Демонстрация – публичное выражение общественных настроений с использованием плакатов, транспарантов и другой наглядной агитации.

Шествие – организованное прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к насущной проблеме.

Пикетирование – публичное выражение мнения без передвижения и использования громкоговорителей путем размещения у объекта, который пикетируется, одного или группы граждан, использующих плакаты, транспаранты и другую наглядную агитацию.

Участие граждан в государственном управлении

Конституция РФ гарантирует гражданам право на участие в управлении делами государства как лично, так и через представителей. Это право тесно связано с принципом народовластия, смысл которого заключается во вовлечении граждан в сферу принятия государственных решений. Это способ преодоления отчуждения гражданина от государства. В ст. 32 Конституции изложен целый ряд прав, которые являются конкретными формами реализации права граждан на участие в государственном управлении. Прежде всего, это выражение своей воли на выборах, референдумах. Граждане также могут участвовать в осуществлении народовластия – опосредованно, через представителей. Право участия в управлении делами государства принадлежит только гражданам РФ, иностранные граждане такого права не имеют. Конституция РФ гласит, что граждане Российской Федерации имеют право:

  • избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
  • принимать участие в референдумах;
  • иметь одинаковый доступ к гос. службе;
  • участвовать в отправлении правосудия.

Эти права являются всеобщими и граждане участвуют в их осуществлении на равных основаниях. Все граждане РФ избирают или избираются независимо от пола, национальности, языка, имущественного и должностного положения, религиозных взглядов, политических убеждений и других факторов. Не имеют избирательного права граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, находящиеся в местах заключения по решению суда. Иностранные граждане не имеют избирательных прав и не могут участвовать в референдумах. Однако есть исключения в отношении иностранных граждан. Те иностранцы, которые постоянно проживают на территории муниципального образования в России имеют избирательные права и могут участвовать в выборах и референдумах на тех же условиях, что и граждане РФ.

О праве на равный доступ к гос. службе говорит ст. 32 ч.4 Конституции РФ. Поступить на гос. службу могут граждане РФ, достигшие совершеннолетия, владеющие государственным языком, имеющие соответствующее образование и отвечающие требованиям, которые установлены для гос. служащих. Конечно, огромную роль играют способности и профессиональная подготовка. Для того, чтобы обеспечить равный доступ, введена конкурсная составляющая при поступлении на гос. службу. Если гражданин признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным, лишен судом права занимать государственные должности, имеет заболевание, препятствующее исполнению государственных обязанностей и в ряде других случаев, доступ к государственной службе для него закрыт.

Конституция РФ дает право гражданам РФ участвовать в отправлении правосудия. В России существуют институты присяжных и арбитражных заседателей. Имеются и другие формы реализации этого права. Например, гражданин может стать судьей при соответствии всем необходимым требованиям.

Право на обращение

Политические права и свободы человека включают в себя право обращения. Человек может обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения. Данное право является средством защиты других прав граждан. Также при реализации этого права укрепляются связи населения и органов государственной власти. Обращения усиливают контроль за деятельностью гос. органов, способствуют борьбе с бюрократией и коррупционными проявлениями. Органы и должностные лица обязаны рассмотреть обращение и принять обоснованное и законное решение. Более конкретно данная обязанность раскрыта в ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Выделяют три основных вида обращений:

Определение 5

Предложение – рекомендация по совершенствованию НПА, работы гос. органов и органов на местах, развитию общественных отношений, улучшению определенных областей жизни, сфер деятельности.

Заявление – просьба о содействии в реализации конституционных прав гражданина, либо сообщение о нарушении законодательства, о недостатках в работе конкретных органов или должностных лиц, критика в адрес служб, органов, должностных лиц.

Жалоба – просьба восстановить или защитить права гражданина, его законные интересы.

Граждане реализуют данное право свободно и добровольно. Право на обращение не должно нарушать права других граждан. Рассмотрение обращений осуществляется бесплатно.

Жалобы по делам, касающихся осуществления правосудия, рассматриваются по правилам специального законодательства.

Обращения граждан рассматривает также Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, его статус регулируется ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации.»

Что такое политические права человека?

Политические права – это права, осуществлении которых непосредственно связано с государством, поскольку без государства нет политики. Они сформировались примерно в то же время, что и личные права, однако несли в себе дискриминационные черты, от которых человечество избавлялось на протяжении столетия – неравенство мужчин и женщин в правах, имущественные, классовые, сословные цензы и многое другое. Политические права – это второй и последний элемент прав и свобод человека и гражданина первого поколения, который дает возможность гражданнам участвовать в общественно-политической жизни страны и управлении государством.

Сегодня политические права подчиняются принципам, что и все права:

равенства всех и каждого,

недопущение дискриминации по какому-либо признаку,

полнота обладания правами свободами человека.

К политическим правам относятся:

1. свобода объединений и их деятельности – свобода создавать, вступать, выходить и состоять в партиях, движениях, общественных объединениях, профсоюзах для защиты и выражения своих интересов (ст. 30 Конституции РФ),

2. свобода собраний – проведения мирных шествий, митингов, пикетирований (ст. 31 Конституции РФ),

3. право на участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32 Конституции РФ),

4. право избирать и быть избранными в законодательные, представительные, исполнительные органы государственной и муниципальной власти, иметь равный доступ к государственной службе (ст. 32 Конституции РФ),

5. право участвовать в отправлении правосудия – в качестве судей или присяжных заседателей (ст. 32 Конституции РФ),

6. право на обращение в органы государственной, муниципальной власти (ст. 33 Конституции РФ).

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ

Смотреть что такое «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ» в других словарях:

  • ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ — ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ, группа основных конституционных прав и свобод граждан (см. ГРАЖДАНИН (в праве)), наряду с личными, социальными, экономическими правами. Политические права и свободы дают гражданам возможность участвовать в… … Энциклопедический словарь

  • ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ — одна из основных групп конституционных прав и свобод граждан наряду с гражданскими (личными), социальными, экономическими и другими правами. П.п. и с. дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. К ним можно… … Юридическая энциклопедия

  • ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ — одна из групп основных конституционных прав и свобод граждан, наряду с личными, социальными, экономическими и некоторыми другими правами. Дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Охватывают право на… … Юридический словарь

  • ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ — права и свободы, которые обеспечивают полноценное участие каждого гражданина в политической жизни страны. К числу основных П.п. и с. в Конституции РФ отнесены: право на объединение (ст. 30); право собираться мирно, без оружия, проводить собрания … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ — группа основных прав и свобод граждан, осуществляемых в сфере политической жизни, управления государственными дедами: свобода мысли и слова, право на информацию, свобода массовой информации, право на объединение, право на собрания и манифестации … Энциклопедический словарь конституционного права

  • ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ — одна из основных групп конституционных прав и свобод граждан наряду с гражданскими (личными), социальными, экономическими и другими правами. П.п. и С. дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. К ним можно… … Энциклопедический словарь экономики и права

  • политические права и свободы — одна из групп основных конституционных прав и свобод граждан, наряду с личными, социальными, экономическими и некоторыми другими правами. Дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Охватывают право на… … Большой юридический словарь

  • ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ — одна из групп основных конституционных прав и свобод граждан, наряду с гражданскими (личными), социальными, экономическими и некоторыми другими правами. Дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Охватывают … Профессиональное образование. Словарь

  • ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ — охватывают право на участие в управлении обществом и государством, избирательные права, право на объединение, свободу собраний и манифестаций, свободу информации, право петиций. Дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической … Словарь терминов по социальной статистике

  • ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ — охватывают право на участие в управлении обществом и государством, избирательные права, право на объединение, свободу собраний и манифестаций, свободу информации, право петиций. Дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической … Социальная статистика. Словарь

  • Политические права и свободы — это одна из групп основных конституционных прав и свобод граждан наряду с личными, социальными, экономическими, культурными правами, позволяющими гражданам участвовать в общественной и политический жизни страны. Они, как правило, принадлежат… … Большой юридический словарь