Полицейское государство

Содержание

Полицейское государство

Полице́йское госуда́рство — образное выражение, используемое для общественного строя, при котором власть жёстко (в том числе, с помощью репрессий) стремится контролировать социальную, экономическую и политическую жизнь граждан.

В полицейском государстве законодательная и исполнительная власти слабо разделены; такое государство зачастую имеет признаки тоталитаризма или авторитаризма.

Признаки полицейских государств являются спорными; сами государства не называют себя так. Обычно термин «полицейское государство» используется внутренними и внешними противниками существующего режима.

История происхождения термина

Термин нем. Polizeistaat активно употреблялся в немецком языке уже в конце XVIII — начале XIX веков как образ жёсткого административного контроля, особенно в отношении религии. В то время значение слова нем. Polizei отличалось от современного и обозначало административную власть вообще, а слово нем. Polizeistaat вызывало образы абсолютных монархов прошлого и противопоставлялось верховенству закона в правовом государстве (нем. Rechtsstaat), предложенному Кантом.

Термин применялся с 1851 года в Австрии для обозначения всевластия полиции, сложившегося в эпоху реакции после подавления революции 1848-49 годов.

В русском языке термин появился во второй половине XIX века, опять-таки как противопоставление правовому государству (в то время иногда называвшемуся также «правомерным»).

Примеры полицейских государств

Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (25 мая 2011)

К примерам полицейского государства можно отнести ЮАР в эпоху апартеида, или Германию времён Третьего рейха, а также любое государство, в котором действует военная хунта.

Существует мнение, что идеальным полицейским государством был сталинский СССР, а на данный момент таковым является Северная Корея.

Некоторые западные критики говорят о том, что США и Великобритания находятся на пути к полицейскому государству, отмечая введение индивидуальных электронных номеров, принудительные прививки, возможность длительного нахождения под стражей без суда, биль HR 347, жесткие действия со стороны полиции во время акции ,,Захвати Уол Стрит..

В 2002 году конгрессмен Рон Пол заявил в Палате представителей:

«„Является ли Америка полицейским государством?“ Мой ответ: „Может быть ещё нет, но она быстро к этому идёт“.»

Многие критики считают, что Россия при установившемся в 2000 г. режиме является полицейским государством или стремительно превращается в таковое. Уже в 2004 г. крупные российские социологи Лев Гудков и Борис Дубин считали признаком «нового социального состояния — возникновения полицейского государства» «кажущуюся ограниченную дееспособность или неэффективность милиции, суда, правоохранительных органов», в чем они видели вопреки официальной пропаганде не «временные трудности», а систему чиновничье-полицейского произвола. Впоследствии Россию характеризовали в качестве полицейского государства не только представители российской оппозиции, но также ряд депутатов Европарламента, западные СМИ, включая «Ньюсуик» и «Вашингтон Пост», а также российские журналисты Основанием для этого служило фактически бесконтрольное, по мнению критиков, положение силовых структур (милиция, ФСБ) в системе российского государственного управления, отсутствие независимой судебной власти, а также ряд конкретных мер, законов и законопроектов, расширяющих права и полномочия силовых органов за счет прав граждан.

Ряд представителей грузинской оппозиции считают полицейским государством Грузию.

Вымышленные полицейские государства

В новелле Джорджа Оруэлла «1984» описывается Британия, находящаяся под властью тоталитарного социалистического режима и ведущая нескончаемую войну. Война является поводом для подавления всяческих прав и свобод, проведения полицейских операций. Вследствие такой политики в государстве подавлена не только свобода действия, но и свобода мысли.

Страна неизвестных отцов в романе «Обитаемый остров» представляло собой государство, в котором несколько анонимных правителей манипулировало общественным сознанием большинства граждан с помощью специальных башен. Излучение башен не манипулировало сознанием так называемых «выродков», которыми являлись все неизвестные отцы и некоторые немногочисленные граждане, которые сопротивлялись этим правителям. Однако при включении башен выродки испытывали ужасную головную боль. На землян башни не действовали никак.

Роман-антиутопия Евгения Замятина «Мы» рассказывает об обществе, находящемся под тотальным контролем государства. Люди живут в домах со стеклянными стенами, что позволяет контролировать даже интимную жизнь, имена и фамилии заменены номерами, единственный способ получать информацию — подцензурная правительственная газета.

Тема полицейского, тоталитарного государства была основной также в известных произведениях Синклера Льюиса «», Алана Мура «V — значит вендетта» (и одноимённом фильме).

Примечания

  1. Johann Matthias Schröckh, Heinrich Gottlieb Tzschirner. Christliche Kirchengeschichte seit der Reformation. T. 10. E. B. Schwickert, 1812. С. 76.
  2. Carl Bernhard Hundeshagen. Der deutsche Protestantismus, seine Vergangenheit und seine heutigen Lebensfragen im Zusammenhang der gesammten Nationalentwicklung. Brönner, 1847. С. 157.
  3. Deutsche Viertel-Jahrsschrift. Stuttgart und Tübingen, 1849. С. 246.
  4. Н. Нелидов. Юридические и политические основания государственной службы. Ярославль, 1874. С. 103.
  5. Britain ‘sliding into police state’, The Guardian (28 января 2005). Проверено 12 мая 2008.
  6. No 10 rejects police state claim, BBC News (8 февраля 2007). Проверено 12 мая 2008.
  7. Is America a Police State?, US House of Representatives (27 июня 2002). Проверено 12 мая 2008.
  8. Лев Гудков, Борис Дубин Милицейский произвол, насилие и «полицейское государство»//Альманах «Неволя». Приложение к журналу «Индекс/Досье на цензуру» № 1,2004
  9. Итоги десятилетия: полицейское государство
  10. ЕС: Россия — авторитарное полицейское государство
  11. Россия — полицейское государство
  12. ЕС: Россия превратилась в авторитарное полицейское государство
  13. Иностранные СМИ: Кремль возрождает полицейское государство в России//Росбалт
  14. 1 2 A Police State For The 21st Century
  15. 1 2 Russia’s New Police State//Newsweek
  16. Bono: The Russian Police State’s Silent Partner?// chtodelat news
  17. Ксения Шевцова. Россия — полицейское государство или империя доносчиков?
  18. Нино Бурджанадзе: Грузия должна перестать быть полицейским государством. REGNUM (19 мая 2009). Архивировано из первоисточника 15 марта 2012. Проверено 14 августа 2010.
  19. NR2.Ru::: Грузия при Саакашвили стала полицейским государством, говорит грузинский художник / 20.08.08
  20. Каспаров. Ru | Оппозиция Грузии: Правящая партия использует полицейские методы

Модель управления полицейским государством. Трактаты Де ла Мара, Г. Юсти, И. Зонненфельса.

Взгляды мыслителей Древнего Китая и Древней Индии по вопросам государственного управления. Древний Китай.Конфуцианство. Огромное влияние на философскую и общественно-политическую мысль Китая оказало учение Конфуция (551—479 до н.э.). После смерти Конфуция его ученики на основе имевшихся записей суждений и бесед своего учителя составили книгу «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), где были изложены его взгляды на государство и управление. Конфуций трактует государство как большую семью, где отношения правящих и подданных представлены как семейные отношения: младшие зависят от старших , власть императора («сына неба») сравнивается с властью отца. Управление людьми, по Конфуцию, должно осуществляться не посредством жестких законов, а посредством системы исторически сложившихся норм поведения людей и ритуалов — ли. В основе представления о ли лежала идея Конфуция об исконном и неизменном делении всех людей на тех, кто управляет, и тех, кем управляют. Большое место в древнекитайских течениях общественной мысли занимает легизм. Основные идеи этого направления изложены в трактате IV в. до н.э. «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»), автором которого является государственный деятель и реформатор Древнего Китая Шан Ян. Шан Ян создал концепцию полицейского государства как гигантской всеохватывающей машины принуждения, модель управления которым должна конструироваться на системе жестких законов (фа) и суровых наказаний. Это было связано с его пониманием взаимоотношений между народом и государственной властью как антагонистических (по принципу «кто — кого»). Только с помощью жестких законов людей можно подчинить порядку. Древняя Индия. Важнейшим руководством для управления государством в ту пору и последующие эпохи служили трактаты «Законы Ману» и «Артхашастра». Трактат «Законы Ману» содержит дхарму для царей. Здесь изложены основы политики, управления государством в военное и мирное время, цели царской власти, указаны качества, которыми должен обладать правитель, распорядок его дня. В трактате приводятся интересные мысли о системе управления персоналом. В работах мыслителей Древней Индии наиболее многочисленны те разделы и главы, где речь идет об администрации, чиновниках государственной службы, управленческих работниках. В них рассматриваются по существу все кадровые проблемы в комплексе. Главное в Законах Ману — закрепление существовавшего в Древней Индии варнового устройства. Трактат «Артхашастра» повествует о социальном неравенстве, оправдывает и закрепляет его, подтверждая правомерность рабовладения, деления общества на касты. Основу населения страны составляли арии, делившиеся на четыре касты: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. 2. Государственное управление в античных государствах Древнего Рима и Древней Греции. Древний Рим. Древнейшим носителем верховной власти в общине Рим, по преданию, был царь — первоначально, вероятно, представитель одного из наиболее знатных и сильных родов, с властью патриархального характера, а впоследствии выборный сановит с чрезвычайными полномочиями. В выборах царя участвовали: старейшины, представители родов (сенаторы) и граждане. После смерти царя соблюдался промежуток времени междуцарствия, необходимый для выборов. Власть переходила к сенаторам, которые из своей среды назначали временного правителя (интеррекса). После истечения срока (обычно 5 дней) он избирал себе преемника, второго интеррекса, и этот (или один из следующих) уже указывал кандидата в цари. Полномочия царя были велики. Власть его являлась пожизненной (хотя и не наследственной). Царю помогали (назначаемые им же) должностные лица, светские и духовные. В период царей в Риме существовали следующие сословия — патриции, плебеи, клиенты и рабы. Патриции — класс аристократический, к которому относились: родственники и потомки сенаторов и представители родовой, наследственной аристократии, из которой избирались сенаторы. Плебеи — класс лично свободных, но не полноправных граждан, занимавшихся земледелием, скотоводством, ремеслами и торговлей, имевших право собственности, но не право участия в управлении общиной, хотя обложенных податью на ее нужды. Клиенты — класс людей лично свободных, но политически бесправных и поставленных в зависимость от патрициев. Рабы — класс людей, лишенных и личной свободы, и политических прав, составлявших собственность своего господина, которой он мог распоряжаться по своему усмотрению и над которой имел право жизни и смерти. Для принятия участия в управлении граждане собирались на народные собрания, комиции. Древняя Греция. Объектом законов, регулирующих управление хозяйством полисов, была Спарта. Основы государственного строя и управления Спарты были заложены в VII в. до н.э. Ликургом, разработавшим соответствующие Законы управления, по которым в целях поддержания общей боеспособности народа было учреждено особое состояние «равенства» экономически обеспеченных граждан, обязанных поголовно служить в спартанском войске. Устанавливался единый порядок военной организации с обязательной принадлежностью каждого спартанца к некоторой фидитии — военному подразделению из 15 человек, объединенных в своего рода товарищества и живущих в одной палатке лагеря. Стремясь к воспитанию из граждан хороших воинов, государство постепенно стеснило личную свободу и подчинило всю жизнь рядовых граждан строгому контролю и мелочной опеке. Из спартанской уравниловки выросли также резкое имущественное неравенство и явная социальная дифференциация. Олигархическая система правления в лице старцев-эфортов имела лишь видимость демократии и была демократией солдатской, выгодной и угодной командной верхушке. Спарта постепенно сошла на нет, не оставив после себя никакого исторического наследства. Почти одновременно в других полисах Древней Греции разрабатывались и применялись иные законы управления полисами. Так, в Аттике аристократы вынуждены были поручить архонту Дракону разработать кодекс общеобязательных законов. «Драконовы законы» впоследствии прославились своей жестокостью, так как в основе представляли лишь сводку примитивных родовых обычаев в письменной форме. Даже за мелкое воровство — кражу овощей или фруктов — полагалась смертная казнь. 3. Управленческая мысль в феодальной Западной Европе и Англии с IV по XVII век. Западная Европа. Вопрос об отношении к общине нашел отражение в знаменитой «Салической правде» — кодексе обычного права салических франков, составленном при Хлодвиге (ок. 466—511) и впоследствии пополнявшемся капитуляриями других королей. Важнейшим источником по управленческой мысли Западной Европы раннего средневековья является «Капитулярий о поместьях» (закон о поместьях), изданный в начале IX в. Карлом Великим (742—814) для всех поместий его монархии. По этому памятнику можно судить об экономических взглядах и экономической политике феодалов-вотчинников. Составитель «Капитулярия» исходит из того, что владелец поместья является монопольным собственником земли, а поместное хозяйство должно обслуживать его «собственные нужды». Среди капитуляриев совершенно особое место занимает «Капитулярий о поместьях» — ярчайший памятник эпохи, дающий неоценимые материалы по хозяйственной и социальной жизни VIII-IX веков. Согласно общепринятому предположению, капитулярий был дан около 800 года лично Карлом Великим. Вероятно он составлялся в спешке: в нем много повторов и неясных мест, нет логической завершенности, видно, что автор диктовал секретарю свои мысли по мере того, как они приходили в голову, не пытаясь их выстроить в правильные ряды. Но подобный «сырой» характер документа как раз и делает его особенно ценным, поскольку он отражает самое жизнь, показывая, что особенно волновало законодателя и представлялось ему особенно важным; в этом смысле «Капитулярий о поместьях» становится важным дополнением к «Жизни Карла Великого» Эйнгарда.По форме капитулярий — инструкция начальникам фискальных округов, управляющим (judices), в руках которых сосредотачивались все императорские поместья (виллы). Англия. Англосаксонские источники отразили процесс социальной дифференциации крестьянства и усиления королевской власти. Стараясь замаскировать тот факт, что королевская власть защищала интересы феодалов, Беда Достопочтенный выдвинул идею о том, что короли заботятся о благополучии всего народа. Однако он вынужден был признать разделение общества на бедных и богатых. Факт социальной и имущественной дифференциации крестьянства и распадения родовых отношений признается и в юридических источниках. Так, в законах Инэ проводилась мысль о том, что свободный человек и его несвободный сородич не связаны какими-либо обязательствами помогать друг другу. Исходя из различий в социальном статусе людей, англосаксонские «Правды» устанавливали различные вергельды. Королевская власть защищала новые формы зависимости и способствовала их распределению. Так, закон Этельберта предписывал, чтобы родственники безгла-фордных людей «сделали их поселенцами» и нашли им глафордов. В то же время короли пытались регламентировать эксплуатацию зависимого населения феодалами. Источники англосаксонского периода дают представление и об отношении королевской власти к торговле. Короли, считая торговлю одним из основных источников доходов казны, с одной стороны, покровительствовали торговым операциям, а с другой — пытались их регламентировать. Как свидетельствует «Установление о купцах» короля Альфреда, торговцы пользовались уважением законодательства, хотя находились под надзором властей. Короли неоднократно издавали законы, разрешавшие торговлю лишь в определенных местах. В то же время они осуществляли жесткий контроль за чеканкой монет. 4.Система государственного управления в утопических государствах. Трактаты Т. Кампанеллы и Ф. Бэкона. КАМПАНЕ́ЛЛА итальянский гуманист, философ, богослов, поэт, политический деятель; создатель коммунистической утопии. Главный труд Кампанеллы — утопия «Город солнца» — произведение в форме рассказа, характеризующееся отсутствием частной собственности, семьи, государственным воспитанием детей, общеобязательным трудом при 4-часовом рабочем дне, развитием науки и просвещения. В философии Кампанелла отстаивал необходимость познания опытом и развивал учение о двойном откровении (Природы и Писания). Коммунистическая утопия Кампанеллы представляет собой программу всеобщего социального преобразования на основе общности имущества в рамках всемирной теократической монархии. В идеальной общине упразднены семья и собственность, дети воспитываются государством; труд обязателен для всех и почетен. Благодаря использованию машин и высокой производительности труда рабочий день в «Городе Солнца» сокращен до 4 часов в день. Огромное значение Кампанелла уделял развитию науки, просвещению и трудовому воспитанию граждан. Руководство коммунистической общиной он возлагал на учено-жреческую касту. БЭ́КОН Фрэнсис — английский государственный деятель и философ, родоначальник английского материализма. В 1597 опубликованы «Опыты, или наставления нравственные и политические», представляющие собой высокохудожественные эссе на различные темы — от морально-бытовых до политических. В 1605 была опубликована на английском языке работа «О достоинстве и приумножении наук», представляющая собой первую часть грандиозного плана Бэкона — «Великого восстановления наук», предполагавшего 6 этапов. В 1620 Бэкон публикует одно из лучших своих произведений — «Новый Органон». В 1621 был обвинен во взяточничестве и на несколько дней заключен в тюрьму; несмотря на последующее оправдание, Бэкон больше не возвращался в политику. Последние годы жизни занимался научным экспериментированием и умер в 1626, простудившись после проведенного опыта. «В гражданском обществе, — писал он, — господствует или закон, или насилие. Но насилие иногда принимает обличье закона, и иной закон больше говорит о насилии, чем о правовом равенстве. Имея в виду именно справедливые (правовые) законы, Бэкон писал, что «законы — якори государства» Характеризуя законы в качестве «главной силы и орудия» для достижения «счастья граждан», процветания общества и прочности устоев власти, Бэкон признает, что большинство законов неспособны к выполнению этих целей. «Поэтому, — пишет он, — мы хотим по мере наших возможностей показать, что некоторые законы должны стать своего рода «законами законов», и определять, что в каждом отдельном законе хорошо и что плохо»

Модель управления полицейским государством. Трактаты Де ла Мара, Г. Юсти, И. Зонненфельса.

В трактатах зарубежных ученых XVIII в. продолжала пропагандироваться модель управления полицейским государством. Из полицеистов наиболее известными были француз Де ла Map и немцы Г. Юсти и И. Зонненфельс. В своих работах эти авторы по-прежнему отстаивали приоритет государства в управлении всеми отраслями народного хозяйства и в связи с этим выявляли причины и сущность благосостояния и безопасности государства, а также функции государственного управления и мероприятия по повышению благосостояния и обеспечению безопасности государства. Автор наиболее известного и обширного (более 2500 страниц в русском переводе 1772 г.) трактата Г. Юсти полагал, что причины или факторы благосостояния лежат в естественных и экономических условиях государства, а также в духовном развитии его граждан. Следовательно, на это и должна быть обращена прежде всего деятельность государства Исходя из этого, Юсти в первых 3 частях своего трактата предлагает меры по приспособлению земной поверхности к проведению каналов, строительству плотин, развитию лесного хозяйства, хлебопашества, скотоводства и др., по увеличению населения государства, по строительству дорог и развитию транспортных средств (часть I); меры по основанию различных промыслов, «рукодельных и заводских работ», по управлению сельским хозяйством, ремеслами, торговлей; рассуждает о деньгах, ценообразовании и финансовом «попечении народных промыслов» (часть II); оценивает связь науки с благосостоянием государства; характеризует «споспешествующие приращению наук учреждения»; предлагает меры по воспитанию и образованию детей и т. д. (часть III). Эти вопросы составляют, по выражению Юсти, «умозрительное познание» науки благочиния. А для практического их использования необходима еще часть IV — «деятельная», в которую Юсти включает вопросы исполнения и управления государственным благочинием и благоустройством. В этой части излагаются требования к соответствующему законодательству, вопросы организации наблюдения за исполнением законов благочиния, организации «управления благочинных дел», организации административных органов и их функций. В последней четверти XVIII в. в большинстве европейских стран, наиболее развитых в экономическом отношении, начался активный распад феодализма. Главнейшим трудом Зонненфельса считается его книга: «Grundsätze der Polizei-Haudlungs— u. Finanzwissenschaft», выдержавшая 8 изданий (первое появилось в Вене, в 1765-1776, а восьмое — там же, в 1819-1822 г.). Книга З. почти до половины сороковых годов служила общепринятым руководством для изучения политических наук. В своих экономических воззрениях З. является решительным сторонником школы Кенэ; в этом отношении труд его не внес ничего нового в науку.

6. Идеи управления Р. Оуэна, Ч. Бэббиджа, Э. Юра, фон Штейна.

Р. Оуэн ввел на своей фабрике новую практику управления. Оуэн выступал за то, чтобы больше времени и внимания уделялось людям, или, как он выражался, «живым машинам». На своей фабрике он попытался реализовать многие идеи будущей социальной справедливости: общинная собственность и управление; воспитание детей вне семьи и привитие им «подлинных ценностей»; человек должен быть чист и опрятен, обеспечен всем необходимым для достойного существования. Программа Оуэна включала следующее: регулируемые часы работы для всех, законы о детском труде, народное образование, обеды на предприятии за счет компании и вовлечение компании в планирование быта коммуны. В истории менеджмента Его помнят как человека смелого и приверженного делу защиты интересов рабочего класса. Он известен как ученый и практик управления, который первым обратил внимание на первостепенную обязанность управления — его социальную ответственность.

Беббидж заинтересовался производством и управлением. Он создал также метод наблюдения производства, который был очень близок к научному, системному подходу в исследовании операций. Согласно Беббиджу наблюдатель должен подготовить список вопросов относительно используемых материалов, допустимых потерь, расходов, инструментов, цен, рынка, рабочих, их заработной платы, требуемых навыков, продолжительности рабочего дня, и так далее. Его аналитический, научный подход к изучению производства, его признание потребности в новых подходов в стимулировании сотрудничества рабочих и его поиск новой гармонии между менеджером и рабочим сделали его провозвестником в менеджменте.

Э. Юра считал, что подлинная причина многих проблем – недостаток механизации. Данные свидетельствуют, что лучше всего работа выполняется машинами, освобождающими человека от тяжелого труда. Порицал условия организации труда на фабриках. Фундаментальный принцип заключался в том, чтобы заменить ручной труд машинным. Машины позволяют сократить утомительный труд, устраняют однообразие и обеспечивают повышение уровня жизни. Таким образом, в книге “Философия производства” излагались общие принципы, на основе которых должно быть организовано материальное производство с помощью самостоятельно функционирующих машин. Призывал к активному применению машин.

Штейн разработал наиболее полную концепцию управления правовым государством как системой отдельных его элементов- предприятий, хозяйствующих субъектов. Штейн исследовал вопрос » Что же в сущности представляет социальное движение?». Исследуя эти вопросы, он создал социологическую теорию. Он одним из первых приступил к изучению пролетарского движения. Под гражданских обществом он понимал буржуазное общество. Он различал государство и гражданское общество. Рассматривал государство как закономерный продукт развития гражданского общества. Для достижения своих потребностей человеку приходится трудиться, производить блага. Из-за ограниченности своих сил он вступает в общение с другими людьми и вырабатывает жизненные блага на основе разделения труда. Распределение благ осуществляется по принципу «каждое произведенное благо принадлежит тому, кто его произвел. Развитие общества ведет к образованию 2 противоположных классов- собственников и трудящихся. В управлении он разделял исполнение и управление в собственном смысле. Под управлением в собственном смысле понимает деятельность государства.

Г) Государство военное, полицейское, социальное, правовое

В зависимости от того, какой из сфер развития государства отдается преимущество, какие государственные функции развиваются в первую очередь, можно выделить четыре наиболее распространенных типа государства: военное, полицейское, социальное и правовое (список может быть продолжен: исламское государство, как в современном Иране; расистское государство, как в недавнем прошлом в ЮАР и др.).
Так, очевидно, что там, где преобладают структуры и функции государственного насилия (армия, военно-промышленный комплекс, органы охраны порядка и безопасности), часто используемые в целях устрашения, агрессии, подавления и репрессий, — там имеют место государства военного или полицейского типов. Таковы, например, государства фашистской Германии, бывшего СССР, Гаити в 1960-1980-х гг., современных Ирака, Корейской Народно-Демократической республики (Северной Кореи) и многих других стран, если брать разные периоды их развития.
Социальное государство, напротив, приоритетно развивает социальную сферу и проводит активную социальную политику с целью улучшения жизни всего населения, благоустройства общества, предупреждения и смягчения конфликтов в нем. Примеры подобных государств — Канада, США, Финляндия, Франция, ФРГ, Швейцария и др.
Отдельного и подробного рассмотрения требует правовое государство. Правовым можно назвать такое государство, при котором вся жизнь общества подчинена закону, а закон направлен на обеспечение всеобщего равноправия и социальной справедливости. Расшифровывая это определение, назовем следующие основные принципы правового государства.

Верховенство и всеобщность закона в обществе, своеобразная юрократия в нем. Это означает, во-первых, что только закон (а не отдельные лица и не ведомственные и местные приказы и инструкции) «правят бал» в жизни общества. А во-вторых, что законы страны являются обязательными для всех: не только для граждан, но и для самого государства, всех его органов и должностных лиц.
Правовой характер самих законов, т. е. их высокое правовое качество. Это значит, что законы страны должны отвечать международным правовым стандартам, быть гуманными и справедливыми, должны отражать волю народа и приниматься тоже в законном порядке (через референдумы иди парламент, а не распоряжением отдельных лиц). Кроме того, правовые нормы должны быть просты и немногочисленны, чтобы не сковывать свободу людей.
Приоритет прав и свобод человека. Этот принцип означает, что главным в деятельности государства является обеспечение и охрана основных прав и свобод личности в обществе. При этом, однако, равноправие граждан предполагает, что свобода каждого не может быть абсолютной, т. е. имеет определенные пределы. Каждый должен быть свободным ровно настолько, чтобы не мешать быть свободными другим. Иначе право одного человека становится бесправием и произволом для другого, превращаясь в одностороннюю привилегию.
Взаимоответственность государства и личности. Права человека становятся реальностью лишь тогда, когда они неразрывно связаны с обязанностями и ответственностью людей. Иначе они превращаются в перечень благих пожеланий. Права и обязанности, как две стороны одной медали, взаимообуславливают существование друг друга. «Человек имеет права, потому что имеет обязанности», — метко подчеркивал русский философ и историк Борис Чичерин (1828 — 1904). И наоборот: «он имеет обязанности, потому, что имеет права». Право одного человека (скажем, на частную собственность) означает обязанности других людей оставлять эту собственность в неприкосновенности.
Отсюда понятно, почему граждане обязаны соблюдать законы, уважать права и свободы других лиц, сохранять природу и т. д. Те же, кто не выполняет своих гражданских обязанностей, справедливо подвергаются принуждению или наказанию.
Государство тоже ответственно перед личностью и обществом за надлежащее исполнение своих функций. Формы этой ответственности различны: достоверная информация для граждан (например, о масштабах и причинах гибели тех, кто служит в армии; об экологических нарушениях в стране; об ошибках в политическом курсе и т. д.), отчеты органов власти, опросы и референдумы, оценивающие работу и предложения правительства, • судебное обжалование действий должностных лиц и другие формы.
Легитимность власти, то есть ее правомерность, законность. Легитимной считается прежде всего 1) власть, сформированная путем демократических выборов. Но одного этого недостаточно. Необходимо также, 2) чтобы эта власть была эффективной, обеспечивала стабильность и порядок в обществе, и наконец, 3) признавалась как внутри страны, так и на международном уровне.
Разделение властей. Этот принцип предполагает четкое разделение сфер деятельности и властных полномочий между тремя ветвями государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной. Такое разграничение функций исключает монополию какого-либо органа на власть. Оно служит гарантией прав граждан, ибо человеку противостоит не монолитный и всесильный государственный аппарат, а внутренне разделенная система взаимоконтролирующих друг друга органов. Уравновешивая друг друга таким образом, они удерживают чиновников от возможных злоупотреблений и обеспечивают демократичность и стабильность политического строя. При этом важно вспомнить и о «четвертой власти» в обществе — средствах массовой информации (СМИ).

Словарь

1. Вотум — выражение чьего-либо мнения или решения путем голосования.
2. Государство — орган власти, управляющий обществом и обеспечивающий его целостность, организованность и определенный порядок в нем.
3. Деспотия — абсолютная власть монарха, полный произвол приближенных к нему верхов по отношению к окружающим, полное подавление их свободной воли.
4. Инцест — половые сношения между близкими родственниками, кровосмешение.
5. Импичмент — особая процедура привлечения и ответственности высших должностных лиц государства.
6. Клан — группа лиц, объединенных общими интересами, идеями, совместным делом, общей выгодой и т. д.
7. Коммуникация — связь, общение, передача информации.
8. Конференция — объединение независимых государств для совместного решения общих задач.
9. Монархия — власть одного правителя — монарха (шаха, султана, царя, короля и т. д.).
10. Парламент — высший законодательный орган власти, представляющий все общество.
11. Патернализм — «отеческая» опека трудящихся со стороны государства.
12. Плебисцит — всенародное голосование.
13. Правительство — высший исполнительный орган власти в государстве.
14. Правовое государство — государство, в котором вся жизнь общества подчинена закону, а закон направлен на обеспечение равноправия и справедливости.
15. Республика — государство, органы власти которого формируются путем выборов.
16. Разделение властей — деление власти на три ветви: исполнительную, законодательную. судебную.
17. Сецессия — процесс отделения, выхода из состава государства какой-либо его части.
18. Социальное государство — государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования для каждого гражданина.
19. Суд — арбитр в обществе, осуществляющий правосудие, решающий юридические споры.
20. Унитарное государство — единое, составляющее одно целое государство, с единой конституцией и гражданством, единой системой высших органов, со своим административнотерриториальным делением и законодательством.
21. Федерация — тип государства, объединяющего относительно самостоятельные государственные образования (республики, штаты, провинции, земли).
22. Форма государства — способ организации, устройства и реализации государственной власти, охватывающий форму правления, форму государства и политический режим.
23. Форма правления — элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.
24. Функции государства — основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.
25. Юрократия — власть права, господство правовых начал и законность в обществе.

Типы государств

Критерии типологии государств

Понятие «тип государства»

Государство представляет собой явление конкретно-историческое, оно не может существовать вне времени и пространства. Так, современное французское государство вряд ли можно спутать с японским. На протяжении многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, множество различных государств. На каждом историческом этапе государство приобретало те черты, которые были обусловлены культурой, уровнем экономического развития, традициями, психологией конкретного общества, его географическим расположением, и отражало потребности существовавших в обществе групп, отдельных личностей.

Возникая, одни государства достигали расцвета, а затем приходили в упадок, уступая место другим государствам. Все они — малые, большие, средние — были не похожи друг на друга. В этом случае уместны вопросы: существует ли какая-то логика в развитии государства и в чем это развитие обнаруживается?

Для ответа на этот вопрос необходимо все многообразие государств, существовавших в истории человечества, сгруппировать на основе устойчивых (типичных) признаков. Это позволит выявить исторически изменяющиеся роль и место государства в жизни общества на каждом этапе его развития и лучше понять задачи современного государства. Для этого в юридическую науку вводится понятие «тип государства».

Начиная с первых государств Древнего Востока и вплоть до самых современных государство развивалось вместе с обществом. Каждой исторической эпохе был присущ свой тип государства.

Понятие «тип государства» включает совокупность устойчивых черт и свойств государства, присущих определенному этапу исторического развития. Они показывают, чьи интересы выражает государство — общества, класса собственников или отдельной личности, каковы принципы организации и функционирования государственной власти.

Качественные изменения в историческом развитии государства могут быть выявлены с помощью различных критериев. В науке существует несколько типологий государства, т.е. объединение различающихся государств в группы на основе устойчивых признаков.

Одна из наиболее распространенных прежде типологий — формационная1. Она исходит из принадлежности государственной власти определенному классу. Таким классом, по мнению авторов теории, является класс собственников, в руках которого находятся средства производства. На основе данного признака каждой формации соответствует свой тип государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое. В этих государствах власть принадлежала экономически господствующему классу — соответственно рабовладельцам, феодалам, буржуазии и, наконец, трудящимся во главе с рабочим классом.

Формация (от лат. formatio — образование) — ступень в историческом развитии общества, которая определяется зрелостью материального производства, в частности уровнем производительных сил и производственных отношений.

В основе рабовладельческого государства лежал принцип частной собственности рабовладельца на средства производства, включая и рабов, которых считали «говорящим орудием труда».

Например, все население в афинском государстве в период правления Солона (VI в. до н.э.) было разделено на четыре разряда по имущественному цензу. Самые богатые с доходом в 500 медимнов зерна (медимн — мера сыпучих тел, равная приблизительно 50—60 литрам) были отнесены к первому разряду; просто богатые с доходом в 300 медимнов включены во второй; в третий разряд вошли граждане среднего достатка с доходом 200 медимнов, а остальные вошли в четвертый разряд. Однако только граждане первых двух разрядов получали право замещать все важнейшие должности в государстве. При этом архонтами — высшими должностными лицами (а их было девять в Афинах) — могли стать только представители первого разряда.

Феодальное государство функционировало на принципах сословной иерархии, т.е. отношений господства и подчинения (низших сословий высшим), а также зависимости властных полномочий сословий от размера феодальной собственности на землю.

Так, французское общество в IX в. состояло из феодалов и феодально-зависимого крестьянства (сервов и вилланов). Господствующий класс феодалов был неоднороден. Высший его слой составляли герцоги и графы. Они были вассалами (от лат. vassallus — слуга) первой ступени — французского короля. Герцоги и графы получали землю от сюзерена (от фр. suzerain — верховный сеньор территории), т.е. от короля, и несли определенные повинности: они были обязаны участвовать в военных походах короля в течение 40 дней, заседать в суде и совете сеньора, оказывать денежную поддержку сеньору, например выкупать его из плена, если тот был захвачен неприятелем. Вассалами второй ступени были бароны. Они получали землю от герцогов и графов. Далее следовали мелкие дворяне — рыцари, бывшие вассалами баронов. В основе вассалитета лежал принцип наделения землей.

Исходя из признака принадлежности государственной власти экономически господствующему классу логика развития государства представляет собой процесс последовательной смены одного типа государства другим: рабовладельческий → феодальный → буржуазный → социалистический.

Достоинством данной типологии является четкое выделение классового характера государства. Однако подобная классификация слабо учитывает значение общесоциальных функций государства как механизма выражения и согласований интересов всего общества.

Кроме того, не всякая государственная власть имеет четко выраженный классовый характер. Например, государственная власть во времена второй империи во Франции — это правление Луи Бонапарта (1852—1870) — вообще не опиралась на какой-то класс, а скорее, лавировала между классами и сословиями французского общества.

Еще сложнее выявить классовый характер государственной власти в обществах, где классов пока еще нет. Это характерно для развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки. Там часто правит какая-то узкая группа гражданских или военных лиц, опирающаяся на традиции, религию, армию.

И еще один недостаток рассматриваемой типологии: не во всех странах был рабовладельческий строй и соответственно рабовладельческое государство. Например, восточные славяне перешли от первобытно-общинного строя к феодализму сразу, минуя рабовладельческую стадию развития.

Другая типология государств — цивилизационная, она основана на учете в развитии государства не экономического фактора — формы собственности, а культуры: системы ценностей (коллективизм или индивидуализм, свобода или равенство), мировоззрения, моральных норм, стандартов поведения. Они могут поощрять или блокировать развитие государства.

Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный) — ступень общественного развития, обусловленная зрелостью материальной и духовной культуры.

В этом случае выделяют восточный и западный типы государства, а также древние, средневековые и современные государства. Они различаются господствующими в них системами ценностей, представлениями о мире, идеалами, на которых основаны государства и их институты.

Однако поскольку критерии выделения самих цивилизаций в силу различия подходов к пониманию культуры слишком размыты, то непросто бывает определить конкретные типы государства. Авторы данной классификации чаще всего в описании процесса исторического развития государства возвращаются к его классовой характеристике.

Соотношение государства и общества как критерий типологии государств

Недостатки рассмотренных классификаций типов государства в основном обусловлены недооценкой его общесоциальной роли. Эта роль проявляется в том, в какой мере государство учитывает интересы всего общества, конкретной личности и способствует их реализации, т.е. выступает в качестве механизма реализации общезначимых интересов.

В зависимости от характера взаимоотношений государства и общества, т.е. от того, кто кому служит — государство обществу или наоборот, различают полицейское, правовое и социальное государства.

Общество представляет собой взаимодействие людей, преследующих свои частные интересы. Эти интересы различны, иногда противоположны, поэтому часто сталкиваются друг с другом. Потребность в согласовании частных и групповых интересов и на их основе выражение всеобщего интереса привели к созданию государства — политической организации общества, непосредственно не совпадающей с населением и состоящей из системы учреждений государственной власти, административного аппарата (чиновников) и принудительных учреждений (полиция, суд, карательные органы, вооруженные силы).

Следовательно, государство является политической формой существования общества, а содержание этой формы определяет само общество. Однако характер взаимодействия государства и общества на протяжении истории человечества не был простым.

В древности государство создавалось людьми для общего блага: обуздания собственного животного эгоизма и страха, защиты от внешних врагов, обеспечения правопорядка и личной безопасности, организации производственной деятельности человека. Но постепенно государственный аппарат — особый слой людей, занятых управлением (как это было в странах Востока), или класс богатых собственников (на Западе) — начинает использовать государственную власть для удовлетворения групповых интересов.

Традиционное общество (сословное или кастовое) могло быть организовано и упорядочено с помощью развитой системы государственного насилия. Государство отождествляется с организованным меньшинством собственников или управляющих, которое подавляет бесправное большинство. Их узкоклассовый интерес выдавался за всеобщий, а благо государства провозглашалось целью общественного развития. Наиболее устойчивым было государство исторически первого типа — полицейское. Оно существовало долгое время в странах Востока, государствах Западной Европы. Классическим образцом являются абсолютные монархии в Европе и восточные деспотии на Востоке.

Государство в лице монарха, императора в этом случае было господином, дарующим своим гражданам некоторые права и свободы. Всесилие государственной власти опиралось на ее божественное происхождение. Разветвленный бюрократический аппарат обеспечивал управление обществом и контроль над ним, а система карательных органов подавляла малейшее неповиновение власти.

Переход в XVII—XVIII вв. общественного сознания от религиозного к светскому позволил снять покрывало святости с власти монарха. Государство перестали рассматривать как результат божественного промысла, а стали понимать как договор свободных граждан, создающих его для удовлетворения общезначимых потребностей. Теперь государство призвано служить обществу.

В качестве главной цели создаваемого общественного договора т.е. государства, декларируется задача — гарантировать естественные права человека: права на жизнь, свободу, собственность, стремление к счастью, принадлежащие ему в силу факта рождения.

Буржуазные революции XVII—XVIII вв. в Англии, США и Франции стали воплощать идею правового государства в жизнь. Их результатом был переход от абсолютистского к правовому государству — государству второго типа. Правовое государство декларирует верховенство закона во всех сферах общества. Государство и граждане в равной степени подчинены конституции, а право служит способом взаимосвязи государства, общества и индивида.

Учреждается разделение властей и гарантии неотчуждаемых прав личности, условия ее свободного развития. Провозглашается взаимная ответственность государства и личности за свои действия перед законом.

Однако лишь наличие зрелого гражданского общества (т.е. сообщества свободных личностей, способных самостоятельно, без вмешательства государства соблюдать разумные формы человеческого общежития, которые не ущемляют индивидуальности) смогло на практике превратить государство в средство удовлетворения интересов всего общества.

Сегодня социальный прогресс зависит не только от государства, но и от развитого гражданского общества, которое является его реальной основой. Лауреат Нобелевской премии американский экономист М. Фридмен (1912—2006) справедливо отмечал:

Общество таково, каким его делаем мы сами… Только от нас зависит создание такого общества, которое охраняет и расширяет свободу человеческой личности, не допускает чрезмерного расширения власти государства и следит за тем, чтобы правительство оставалось слугой народа и не превращалось в его хозяина.

Однако провозглашение в правовых государствах принципов индивидуальной свободы, равенства всех перед законом, невмешательства государства в дела общества не привело к всеобщему благополучию, не остановило роста нищеты и конфликтности в обществе. Надежды на то, что эти принципы в условиях рыночного хозяйства автоматически приведут к процветанию в промышленно развитых странах, не сбылись.

Это было связано с тем, что правовое государство взяло на себя только функции «ночного сторожа», т.е. обеспечения физической безопасности, правопорядка и индивидуальной свободы, и не вмешивалось в экономическую и социальную сферы. Однако рынок (с его конкуренцией) привел к концентрации ресурсов и богатства у имущих классов и отсутствию достойных условий жизни у большей части общества, что вызвало потребность в сглаживании фактического неравенства путем проведения государством активной социальной политики.

Социальное государство означало переход от декларативности прав и свобод в условиях правового государства к их практической гарантированности. Социальное государство стремится обеспечить каждому человеку достойные условия существования путем распределения материальных и духовных благ на основе принципов социальной справедливости. Социальное государство берет на себя заботу и ответственность за развитие общества, поощряя при этом повышение эффективности производства, индивидуальную ответственность, частную собственность, конкуренцию. В развитых странах достойные условия человеческого существования, равные возможности участия населения в управлении производством через акционирование государство смогло реально гарантировать лишь в 60-е годы XX в.

Полицейское государство: понятие и признаки

Полицейское государство представляет собой один из наиболее распространенных прежде типов государства. К его разновидностям могут быть отнесены восточные деспотии, европейские абсолютные монархии (XV—XVIII вв.), тоталитарные государства XX в. — Германия, Италия, Испания, Португалия, Япония, СССР.

Необходимость создания полицейского государства была основана на идее неспособности народа самостоятельно организовать свою жизнь и достичь счастья. Таким организующим началом становится государство в лице императора, монарха, вождя, главной задачей которых является обеспечение блага народа.

«Нация во Франции, — отмечал король Людовик XIV, — не составляет самостоятельного тела, она целиком заключается в особе короля». Однако всеобщего счастья и благополучия можно достичь лишь благодаря жесткой регламентации всех сфер деятельности человека, определению того, что ему следует делать и от чего следует воздержаться, что является злом. «Народу, — по мнению немецкого императора Фридриха Великого (1152—1190), — как больному ребенку, следует указывать, что ему есть и пить».

В осуществлении столь благородной цели, как счастье народа, считалось, что все средства хороши. Для ее достижения устанавливалась всеобъемлющая опека чиновничества и полиции над всем населением. Описывая работу такого государства, французский историк А. Токвиль (1805—1859) замечал: Чтобы всем руководить в Париже… необходимо было изобрести тысячи способов контроля. Размеры переписки уже громадны, а медленность административной процедуры так велика, что я никогда не встречал случая, когда приход получал бы разрешение починить колокольню или дом священника раньше, чем через год после подачи просьбы.

Государство вторгалось в частную жизнь граждан, контролируя ее. Так, в Пруссии (XVIII в.) закон предписывал, как следует изготовлять товары, определял время работы и торговли, где должна стоять лампа в гумне и доме, сколько бутылок вина допустимо выпить во время крестьянского застолья, какое приданое должно быть дано новобрачной и т.д. Тайная полиция отправляла на смерть тысячи людей без суда и следствия, шпионство и доносы носили массовый характер.

Деятельность полицейского государства не регулировалась правовыми нормами, она определялась целесообразностью, т.е. тем, что было выгодно королю и его приближенным. Так, уже при Людовике XIV широко использовались открытые бланки, содержащие формальный приказ об аресте, подписанный королем. Распоряжались ими высшие сановники. Достаточно было написать на бланке фамилию конкретного человека, чтобы обречь его на бессрочное тюремное заключение.

Власть чиновничества была настолько могущественна, а личность была настолько бесправна, что человек превращался в то, что позже Сталин назвал «винтиком государственного механизма», в его неотъемлемую часть и не мог существовать самостоятельно.

Один из теоретиков полицейского государства — Ж.-Ж. Руссо (1712—1778) считал: Если кто-либо откажется подчиняться общей воле, то он будет к этому принужден всем организмом (то есть государством), а это означает не что иное, как то, что его силой принудят быть свободным.

Следовательно, полицейское государство характеризуется чрезмерным развитием карательной функции, которую осуществляет разветвленная система государственного насилия: армия, органы охраны правопорядка и безопасности, тюрьмы.

Наибольшее развитие теория полицейского государства нашла в практике тоталитарных режимов. Тоталитарное государство является разновидностью полицейского, оно возникло в 30-е годы XX в.

Сущность тоталитарного государства можно выразить словами лидера итальянских фашистов Муссолини (1883—1945): «Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства». Иначе говоря, ничто человеческое не существует само по себе, еще в меньшей степени оно обладает какой-либо ценностью вне государства.

Установление «тотального государства» (оно контролирует все: мысли, чувства, действия и поступки людей, организаций) возможно в обществе, которое раздирают постоянная борьба и конфликты, экономические кризисы и нестабильность, где существует угроза распада целостности государства, опасность его завоевания соседями. В этих условиях происходит концентрация всей полноты государственной власти в руках лидера (вождя), которого рассматривают как спасителя нации. Под этим предлогом запрещаются все политические партии, кроме правящей, распускается парламент, отменяются статьи, гарантирующие права человека.

Характерной чертой «тотального государства» является массовый террор в отношении политических противников режима и всех несогласных с ним. Так, если в Италии при Муссолини (1927—1933) по политическим мотивам было вынесено 329 смертных приговоров, то в Германии при Гитлере (1933—1939) — уже 10 тыс.

Несмотря на отрицательные черты, полицейское государство создает предпосылки для перехода к правовому, что особенно характерно для периода феодальной раздробленности. Прежде всего это выражается в утверждении единства и целостности государственной власти, в преодолении политической и экономической нестабильности.

Правовое государство: понятие и признаки

Догадки о том, что государственная власть не должна быть неограниченной, что ее всесилие следует ограничить правом, высказывались еще в древности.

Так, древнегреческий философ Платон (428 или 427—348 или 347 до н.э.) писал: Я вижу гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги.

Однако идея связанности государства правом получает последовательное развитие лишь в XVII—XVIII вв. в трудах европейских мыслителей. В период господства в Европе абсолютистских монархий формировалась теория правового государства, ставшая полной противоположностью идее полицейского государства.

Теория правового государства исходит из идеи естественных, неотчуждаемых прав, присущих каждому человеку от рождения и включающих право на жизнь, свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. В целях обеспечения каждому человеку в равной мере возможности пользоваться своими естественными правами люди создают государство путем общественного договора.

Тем самым подчеркивается первичность интересов и прав человека перед государственными. Среди естественных прав английский философ Дж. Локк (1632—1704) особо выделял право собственности: Великой и главной целью объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства является сохранение ими собственности.

Право собственности включает право владения имуществом, защиту его от произвольных поборов и конфискаций со стороны государства, равенство всех видов собственности, свободу приобретения собственности и распоряжения ею.

Не менее значимо право на жизнь. Оно не сводится только к гарантиям физического существования и личной безопасности, но включает право на достойную жизнь, право каждого «быть господином самому себе», свободно избирать жизненные цели и достигать их.

Третьим из классических естественных прав является право на свободу, проявляющееся в свободе действовать в пределах, которые не нарушают прав других людей. В этом случае люди должны следовать правилу: разрешено все, что не запрещено законом.

Наряду с признаками, присущими любому государству (публичная власть, территория, государственный суверенитет и т.п.), правовое государство имеет ряд специфических черт:

1) полную гарантированность и незыблемость прав и свобод граждан. Это выражается в том, что правовое государство признает за личностью определенную сферу свободы, куда государство не вмешивается. В этом случае государство действует согласно правилу: все, что не дозволено власти, ей запрещено. Прежде всего это касается личных прав граждан: тайны переписки и телефонных переговоров, свободы передвижения, права на личную неприкосновенность и т.п.

В случае нарушения государством данных прав личность имеет право на их судебную защиту. Конечно, гарантированность ряда прав, например таких, как право на труд, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, зависит от экономических возможностей государства и часто является не реальной, а декларируемой;

2) реальность прав и свобод, обусловленную тем, что взаимоотношения личности и власти в правовом государстве строятся на основе идеи народного суверенитета. Он означает, что только народ является источником государственной власти. Если правительство перестает выражать волю общества, то народ вправе сместить его.

Источник всякого суверенитета, — говорится во французской Декларации прав человека и гражданина (26 авг. 1798), — зиждется… в нации. Никакая совокупность лиц, никакое отдельное лицо не могут осуществлять власть, которая явно не исходила бы от нации.

Иначе говоря, государственная власть находится на службе у общества, которое обладает правом формирования правительства для реализации своих естественных прав;

3) принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную как средство обеспечения прав и свобод граждан. Один из авторов теории разделения властей — французский мыслитель Монтескь¸ так обосновывал его необходимость:

Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получит возможность стать угнетателем.

Согласно этому принципу, законодательная власть (парламент) принимает законы, исполнительная (правительство) — обеспечивает их реализацию, а судебная контролирует правомерность принятия законов и точность их исполнения;

4) верховенство права во всех сферах жизни. Это касается деятельности государства, его учреждений, которые осуществляют свои функции в границах требований норм права. Кроме этого, гарантией организации жизни и деятельности людей на началах равенства и справедливости также является право. Граждане соизмеряют свои поступки с правилом «все, что не запрещено, то разрешено»;

5) взаимную ответственность государства и личности. Эта ответственность носит правовой характер, поскольку, принимая законы, государство определяет меру свободы личности и границы собственного вмешательства в действия граждан. Тем самым государство берет на себя обязательство обеспечить справедливость в отношениях с каждым гражданином. Обязательность закона для государства, его органов, должностных лиц должна исключать административный произвол, игнорирование нужд общества, личности. Однако и личность ответственна перед государством: если она нарушает предписание правовых норм, то в ее отношении применяется государственное принуждение.

Социальное государство: понятие и признаки

Социальное государство — это новый этап в развитии государства, который стал возможным при наличии у государства достаточных ресурсов, чтобы обеспечить реальную ответственность за судьбу общества, каждого гражданина.

Социальное государство представляет собой тип такого государства, которое стремится создать каждому гражданину максимально благоприятные условия существования, реализации своих индивидуальных талантов и способностей, обеспечить высокий уровень социальной защищенности.

Конечно, немногие государства могут быть отнесены к социальным, а лишь те, где большинство населения достигло высокого уровня жизни, душевого потребления товаров и услуг. Например, к социальным государствам могут быть отнесены Швеция, Норвегия, Япония, Швейцария, ФРГ, Франция и др.

Среди признаков социального государства отметим следующие.

1. Достойный уровень жизни. Государство ответственно за предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, гарантирующего достойное существование. Эту функцию государство осуществляет путем справедливого перераспределения общественного богатства от богатых к бедным слоям населения. Обычно прожиточный минимум составляется по стоимости двухсот наименований продуктов, товаров и услуг, которые необходимы для нормальной жизни человека.

Конечно, это не означает, что взрослый здоровый человек должен ожидать социального пособия, он обязан зарабатывать сам, кормить свою семью. Ответственность государство берет только за тех граждан, которые сами не могут удовлетворить свои потребности по возрасту, болезни, инвалидности и т.п.

К социальным государствам принято относить те страны, прожиточный минимум в которых составляет 7—10 тыс. долл. на человека в год.

2. Социальное равенство. Речь не идет об уравниловке. Социальное равенство следует понимать как равенство стартовых возможностей, а не равенство результатов деятельности. Проявлений социального неравенства множество: это и возраст, образование, район проживания, здоровье, специальность, пол и т.п.

Государство стремится смягчить, а где возможно, и устранить социальное неравенство, активно вмешиваясь в различные сферы жизни человека. Так, оно закрепляет принцип равного доступа к государственным должностям, что ликвидирует правовые предпосылки неучастия в управлении каких-либо групп населения.

Кроме того, государство вмешивается в трудовые отношения, уравнивая в правах мужчину и женщину при найме на работу.

Имущественные различия государство сглаживает с помощью налоговой политики, перераспределяя собранные средства в пользу малоимущих.

3. Социальная защита тех, кто потерял доход или средства к существованию (по причине болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработицы), а также оплата расходов на медицинское обслуживание.

Система социального обеспечения возникла в форме социального страхования. Она провела границу между самостоятельным заработком и средствами, идущими по линии социального обеспечения и страхования. К этим средствам относятся, например, пенсии, пособия по безработице, выплаты из государственного бюджета, благотворительных фондов.

4. Подъем благосостояния всего общества. Показателем благосостояния является уровень нищеты. Обычно в развитых странах он не превышает 10%, а в Швеции — чуть больше 5%. Это позволяет включать в пользование материальными благами (оплата жилья, стипендии учащимся, пособия на детей и т.п.) все более широкий круг лиц.

Правовое государство. Понятие, принципы и признаки правового государства

Что такое правовое государство

Правовое государство — это государство, ограниченное в своих действиях законом, подчиненное воле суверенного народа и призванное обеспечить права и свободы личности. Вся деятельность такого государства подчинена нормам права. Английский термин — legal state.

Говоря простыми словами, правовое государство — это государство, которое само неукоснительно соблюдает нормы права: законы и решения судов. Главная задача власти при этом — защита прав и свобод граждан. Органы и институты такого государства (особенно суды и полиция) строго исполняют законы.

Правовое государство создает условия для свободы личности, основанные на принципе «разрешено всё, что прямо не запрещено законом».

Важнейшие принципы правового государства — верховенство закона, то есть его обязательность для всех субъектов права; судебная защита прав граждан; взаимная ответственность государства и личности.

Гражданские права — это неотъемлемые, защищенные законом права, которые даны всем членам общества и которые не могут быть отменены ни индивидами, ни государством.

К гражданским правам относятся право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на достоинство личности, на неприкосновенность частной жизни etc. В основе прав граждан лежат представления о естественном праве и моральном равенстве.

Права могут быть обеспечены только в гражданском обществе, которое имеет собственную независимую от государства сферу самоорганизации и свободы.

Правовое государств и демократия

Правовое государство — признак демократии. Оно не может существовать при тоталитарном или авторитарном политическом режиме, где неизбежно нарушаются права человека и гражданина.

Правовое государство — обязательное, но не единственное условие демократии. Для демократического режима также необходимы свободные конкурентные выборы, многопартийность, политический плюрализм, смешанная экономика, разделение властей.

Идею правового государства выдвигали еще античные мыслители (Аристотель, Цицерон). Над ней размышляли гуманисты эпохи Возрождения, ее философскую основу разрабатывал Иммануил Кант. Но окончательно представления о демократическом правовом государстве оформились и стали общепризнанными лишь во второй половине XX века.

В Конституции РФ подчеркивается, что Россия — правовое демократическое государство.

Признаки и принципы правового государства

Основными элементами правового государства считают: верховенство закона; гарантию основных прав граждан; разделение властей; независимость судей; правовую защиту граждан и правовой контроль.

Все признаки правового государства тесно связаны друг с другом — без одного невозможно другое. Если хотя бы один из этих принципов нарушается, государство не может быть правовым.

  • Верховенство права — подчинение закону государства, всех его органов и должностных лиц, всех граждан и социальных институтов.

  • Гарантированность прав и свобод человека — права и свободы признаются высшей ценностью и реально обеспечиваются, есть механизмы, гарантирующие и защищающие их.

  • Всеобщее равенство перед законом — все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, нарушители подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения.

  • Эффективная система контроля за соблюдением закона — контроль за соблюдением закона осуществляют специально созданные независимые суды, арбитражи и т.д.

  • Эффективные и беспристрастные правоохранительные органы: полиция, независимые суды и другие правоохранительные органы доступны для граждан и соблюдают закон.

  • Назначение наказаний согласно правовым нормам, опубликованным и четко определенным заранее. Закон не имеет обратной силы.

  • Реальное разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Ни один из государственных органов не имеет всей полноты власти, существует система «сдержек и противовесов».

  • Взаимная ответственность государства и личности — государство и граждане принимают на себя обязательства по отношению друг к другу, за их неисполнение наступает ответственность.

  • Единство права и закона — все нормативно-правовые акты соответствуют естественно-правовым началам и международным нормам о правах человека.

  • Принцип «разрешено все, что прямо не запрещено законом» как основа регулирования поведения.

Функции правового государства

Правовое государство, как и любое другое государство, выполняет политическую, экономическую, социальную и культурную функцию. Кроме того, оно защищает права граждан.

  • Политическая функция. Правовое государство создает условия для равноправного участия граждан в государственных и общественных делах, гарантирует права гражданина и права человека, способствует формированию многопартийности, развитию местного самоуправления.

  • Экономическая функция. Государство регулирует рыночные отношения, поддерживая многоукладность экономики и честную конкуренцию, способствует повышению качества жизни, минимизирует последствия негативных макроэкономических явлений (инфляция, безработица).

  • Социальная функция. Правовое государство регулирует социальные отношения, обеспечивает право на образование и охрану здоровья.

  • Правоохранительная функция. Правовое государство вместе с институтами гражданского общества защищает и гарантирует права и свободы личности, поддерживает общественный порядок.

  • Культурная функция. Правовое государство создает для граждан равные условия и возможности для пользования и обмена культурными и духовными ценностями, гарантирует культурную свободу, плюрализм мнений.

Предпосылки создания правового государства

Правовое государство возникает не одномоментно и не на пустом месте. Для его появления нужны экономические, политические, социальные и культурные предпосылки:

  • Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства, экономическая независимость индивида.

  • Демократический режим, суверенитет народа.

  • Внутренне единая и непротиворечивая система законов.

  • Гражданское общество.

  • Высокий уровень правового сознания, политической культуры.

Россия — правовое государство?

Впервые о необходимости создания в России правового государства было сказано в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. В 1993 году Конституция провозгласила Россию правовым государством.

Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Конституция РФ. Статья 1

Однако что именно означает это понятие, в основном законе страны не разъясняется. «Нет единства даже в вопросе о том, какие именно признаки правового государства в своей совокупности отражают его сущность», — признавал председатель Конституционного суда Валерий Зорькин в 2011 году.

Сегодняшнюю Россию рано называть правовым государством, полагают многие правозащитники и международные организации. По их словам, верховенство закона так и не установилось, разделение властей в стране нарушается, суду не хватает независимости, а права и свободы граждан не защищаются в полной мере.

В связи с этим в международных рейтингах «законности» Россия обычно находится в нижней части списков. В рейтинге верховенства права World Justice Project за 2019 год РФ заняла 88-е место из 126 — между Эквадором и Ливаном.

«Существует несколько показателей, по которым Россия стабильно выступает существенно лучше, чем в среднем по миру. Это скорость гражданского и административного правосудия, а также с десяток позиций, в которых мы или незначительно лучше или чуть-чуть хуже, чем в среднем по миру: открытость данных и законодательства, трудовые права, отсутствие дискриминации, доступность правосудия, контроль преступности и даже, как ни странно, пенитенциарная система», — указывал политолог Владимир Кудрявцев в статье для «Ведомостей» в 2018 году.

«Трудно не заметить, что индекс в целом адекватно фиксирует российскую специфику. Все, что касается технической и процедурной стороны права, а также работы полицейских сил, находится на приличном уровне и повышает место России в рейтинге. Все, что относится к функциям права как ограничителя произвола властей, к независимости судей, тянет Россию в самый конец рейтинга», — объяснял эксперт.

Правовое государство. Правильные ответы на задания из ЕГЭ

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо понимать смысл термина «правовое государство», знать признаки и уметь перечислить принципы правового государства. Разберем ряд заданий на эту тему из ЕГЭ прошлых лет.

Задание 1
Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке возрастания, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Правовое го­су­дар­ство от­ли­ча­ет от не­пра­во­во­го вер­хо­вен­ство за­ко­на и права.
2) В пра­во­вом го­су­дар­стве уста­нав­ли­ва­ет­ся от­сут­ство­вав­шее ранее от­де­ле­ние пуб­лич­ной вла­сти от общества.
3) Власть в пра­во­вом государстве, так же, как и в неправовом, имеет мо­но­по­лию на ле­галь­ное при­ме­не­ние силы.
4) Правовое го­су­дар­ство обес­пе­чи­ва­ет пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство.
5) Ветви вла­сти в пра­во­вом го­су­дар­стве не­за­ви­си­мы друг от друга.
Правильный ответ: 1345

Задание 2
Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Пра­во­вое го­су­дар­ство — это государство, спо­соб­ное обес­пе­чить пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство, за­щи­тить права граждан. 
2) Необходимым усло­ви­ем су­ще­ство­ва­ния пра­во­во­го го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся раз­де­ле­ние властей.
3) В пра­во­вом го­су­дар­стве от­вет­ствен­ность вла­сти перед об­ще­ством выше от­вет­ствен­но­сти гражданина.
4) Для пра­во­во­го го­су­дар­ства не­об­хо­ди­ма вза­им­ная от­вет­ствен­ность го­су­дар­ства и гражданина.
5) Любое государство, в ко­то­ром есть пра­во­вая си­сте­ма и законодательство, можно счи­тать правовым.
Правильный ответ: 124

Задание 3
Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и ти­па­ми государства: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ПРИЗНАКИ

ТИПЫ ГОСУДАРСТВА

A) суверенитет и не­за­ви­си­мость государственной вла­сти внутри стра­ны и за еt пре­де­ла­ми

Б) не­за­ви­си­мость судов от ис­пол­ни­тель­ной власти

B) си­сте­ма законодательства, вклю­ча­ю­щая в себя раз­лич­ные отрасли и ин­сти­ту­ты права

Г) вза­им­ная ответственность го­су­дар­ства и граж­да­ни­на

Д) вер­хо­вен­ство права (закона) в об­ще­стве

1) только пра­во­вое государство

2) государство лю­бо­го типа

Правильный ответ: 21211

Задание 4
Французский философ Ш. Монтескьё писал: «Если власть законодательная и исполнительная будет соединена в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того,к чтобы так же тиранически их применять». Какой принцип правового государства выдвинул философ? Опираясь на обществоведческие знания, приведите любые другие два принципа правового государства.
Правильный ответ:
Философ Шарль Монтескьё выдвинул принцип разделения властей.
Два других принципа правового государства:
1. Верховенство права.
2. Приоритет прав и свобод личности.