Понятие обязательного аудита

Обязательный аудит: критерии и порядок проведения в 2020 году


Проведение обязательного аудита строго регламентировано законодательством, а несоблюдение сроков и требований грозит штрафами.
Узнать больше…

В рамках обязательного аудита проводятся следующие процедуры:

  • проверка достоверности финансовой отчетности;
  • оценка эффективности хозяйственной деятельности;
  • выявление налоговых угроз и рисков;
  • разработка рекомендаций по устранению недочетов.


Проведение обязательного аудита позволяет оценить бизнес и разработать стратегию дальнейшего развития.

При выборе организации для проведения обязательного аудита стоит обратить внимание на репутацию компании, срок ее деятельности на рынке, наличие лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также на опыт специалистов.

Для проведения налогового аудита стоит привлекать зарекомендовавших себя профессионалов. От этого зависят сроки проведения процедуры.
Где можно заказать обязательный аудит?

С января 2017 года обязательный аудит выполняется в полном соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Что это за стандарты, как они отразились на самой процедуре аудита и какая ответственность грозит за невыполнение требований?

Зачем, кем и когда проводится обязательный аудит

Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов, что изложено в части 2 статьи 1, в статьях 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ). Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.

Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности.

Цель обязательного аудита закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №1 и заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

На заметку

С 1 января 2017 года цель обязательного аудита также определяется МСА 200.

Согласно пункту 2 статьи 5 307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на протяжении всего года. Такое распределение объема позволяет получить более точные данные о ведении отчетности и при этом практически не отвлекать сотрудников организации от их основной деятельности.

Критерии проведения обязательного аудита в 2020 году

Статья 5 307-ФЗ определяет предприятия, которые подлежат обязательному аудиту.

  • Акционерные общества.
  • Государственные компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года №2179-р.
  • Публично-правовые компании.
  • Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
  • кредитные организации и бюро кредитных историй;
  • страховые и клиринговые организации;
  • микрофинансовые компании;
  • негосударственные пенсионные и иные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
  • управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
  • политические партии (в отдельных случаях).

Обязательный аудит проводится в организациях независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе в ООО:

  • если ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;
  • если стоимость активов компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем выручки — 400 млн рублей и выше;
  • если организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.

В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года №ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.

Перечень случаев обязательного аудита отчетности ежегодно обновляется и публикуется на сайте Минфина России. Так, в 2019 году он претерпел некоторые изменения — были добавлены два новых случая обязательного аудита:

  • объединение туроператоров в сфере выездного туризма;
  • АО «Почта России».

Обязательный аудит — сложная и трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:

  • Подготовка к аудиту, или этап планирования. Целью этого этапа является организация эффективной и экономически оправданной проверки. В ходе планирования разрабатывается стратегия и тактика, обычно обсуждаемая с клиентом, график проведения, общий план и программа аудита, организуется взаимодействие с подразделениями внутри фирмы, формируется аудиторская группа, направляются письма-запросы. На этом этапе аудитор должен получить представление о финансово-хозяйственной деятельности проверяемой компании и информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на нее.
  • Проведение аудита — сбор и анализ данных. Проверяются все первичные документы, регистры бухгалтерского учета, уставные документы, достоверность расчетов, учетная политика компании. Вся собранная бухгалтерская информация и достоверность ее обработки оценивается с точки зрения соответствия требованиям законодательства. Формируются рекомендации по устранению недочетов, оказавших влияние на конечный результат финансовой и бухгалтерской деятельности и отраженных в отчетности. Эти рекомендации и информация о выявленных недочетах и ошибках, обоснованные документально, предоставляются руководству аудируемой компании.
  • Формирование аудиторского заключения. На основании всей собранной и проанализированной информации формируется аудиторское мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и составляется аудиторское заключение, являющееся главным итогом проверки. Аудиторское заключение может быть двух типов:
  • Немодифицированное. Выдается в том случае, если бухгалтерская отчетность достоверно отражает финансовое положение компании и ее хозяйственной деятельности во всех существенных отношениях.
  • Модифицированное. Аудитор модифицирует заключение в тех случаях, когда приходит к выводу, что отчетность содержит существенные искажения или у него отсутствует возможность получения доказательств, что бухгалтерская отчетность не содержит искажений. Заключение может быть выражено аудитором в трех формах: мнение с оговоркой, отрицательное мнение, отказ от выражения мнения.
  • Подача компанией аудиторского заключения в Росстат. С 1 января 2014 года компании, подлежащие обязательному аудиту, обязаны предоставить аудиторское заключение в территориальные органы статистики. Оно должно быть предоставлено вместе с годовой бухгалтерской отчетностью, подлежащей обязательному аудиту, в срок не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за датой составления аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

На заметку

На практике заключения с отрицательным мнением или с отказом от его выражения аудиторами выдаются чрезвычайно редко. По последним опубликованным на сайте данным Минфина России, в 2018 году среди аудиторских заключений 80,8% содержали положительное мнение, 18% — мнение с оговоркой. Отрицательное мнение составило всего 0,8 %, а отказ от его выражения — 0,4%.

В соответствии с требованиями новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную информацию, объясняющую причины этой модификации.

Стандарты МСА в проведении обязательного аудита

Впервые МСА были определены приказами Минфина РФ «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»:

  • от 24 октября 2016 года №192н (было введено 48 стандартов);
  • от 9 ноября 2016 года №207н (утверждено еще 18 стандартов).

Но в 2019 году оба эти приказа были признаны недействительными — им на смену пришел новый приказ от 9 января 2019 года №2н с аналогичным названием. Им установлено 48 стандартов, которыми должны руководствоваться аудиторы в ходе проведения обязательной проверки. Кроме МСА, принят также Международный стандарт контроля качества (МСКК) в аудиторских организациях.

Как уже говорилось, стандарты МСА вступили в силу на территории России со дня их официального опубликования и применялись с 1 января 2017 года. Однако если договор на проведение аудита был заключен до этой даты, то компания имела право проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии с теми правилами (стандартами), которые применялись до вступления в силу МСА.

Тогда новшества коснулись и формы аудиторского заключения. По всем новым договорам, заключенным на проведение обязательного аудита в соответствии с МСА, составляется новое, более информативное заключение. Эта форма содержит не только оценку финансовой отчетности организации, но и должна обращать внимание на самые важные моменты в деятельности аудируемой компании: что привлекло внимание аудитора, в чем аудитор видит наибольшие риски для бизнеса и так далее. Такое заключение будет содержать информацию, актуальную не только для бухгалтерии и руководителей фирмы, но и для всех заинтересованных лиц — акционеров, совета директоров, внешних пользователей, принимающих решения о стратегии развития бизнеса организации.

Современные требования МСА также предполагают увеличение объема данных, необходимых для анализа деятельности аудируемого предприятия, и рост публичности результатов аудита.

Важно!

29 июля 2018 года был принят Федеральный закон №231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». С 1 января 2019 года этот закон вступил в силу, и, согласно ему, пункт 4 статьи 82 Налогового кодекса был дополнен абзацем о том, что в целях налогового контроля налоговые органы могут истребовать у аудиторов все документы, полученные ими при проведении аудиторских проверок и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Перечисленные новшества, по оценкам специалистов, увеличили трудоемкость проведения аудита на 30–40%, поскольку возросло количество аудиторских процедур, появилась необходимость заполнения новых форм, таблиц и других документов. Повысили они и стоимость услуг по проведению обязательного аудита. Тем не менее применение новых стандартов сделало аудиторское заключение более прозрачным и информативным, а значит, позволило инвесторам и контрагентам компаний принимать более продуманные бизнес-решения.

Ответственность за непредставление вовремя аудиторского заключения или непроведение обязательного аудита

Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 №402-ФЗ.

При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:

  • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года №13-13-2/28-СМИ).
  • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей, либо возможна дисквалификация на срок от одного года до двух лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до одного млн рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ).
  • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).
  • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от пяти лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).

Подавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности.

Как выбрать надежную аудиторскую компанию?

Чтобы получить ответ на этот важный вопрос, мы обратились к Виктории Языковой, руководителю практики «Консалтинг. Экспертиза. Аудит» консалтинговой компании «КСК групп»:

«Поскольку обязательная аудиторская проверка — это очень важная и ответственная процедура, то и подходить к выбору компании-аудитора нужно столь же ответственно. Ведь от того, насколько профессионально будет проведен аудит и составлено заключение по его итогам, зависит будущая деятельность компании. Образно выражаясь, аудитор подписывает что-то вроде приговора, и ему, так же как судье, нужно быть компетентным и беспристрастным.

Я могу посоветовать составить минимальный список вопросов, на которые обязательно нужно получить ответы. Такой подход поможет не ошибиться с выбором.

Во-первых, узнайте, сколько лет компания работает на рынке и занимается аудиторской деятельностью. Чем больше срок ее существования, тем больший опыт работы в данной сфере она имеет (соответственно, тем больше проектов ею выполнено) и тем выше уровень квалификации ее специалистов.

Во-вторых, удостоверьтесь, что компания имеет свидетельство о членстве в СРО аудиторов. Без этого проведение обязательного аудита незаконно.

В-третьих, выясните отдельно насчет опыта работы именно в вашей отрасли или хотя бы в смежной.

В-четвертых, найдите компании, с которыми работал ваш потенциальный аудитор, изучите рекомендательные письма или отзывы клиентов.

В-пятых, уточните, сколько аттестованных аудиторов постоянно работают в штате, какое количество и каких именно специалистов компания может привлечь со стороны для проведения проверки.

В-шестых, внимательно изучите информацию в прессе, в Интернете, различные рейтинги. Как правило, солидные компании занимают в них не последние места, а сотрудники нередко выступают с публикациями в серьезных профильных изданиях.

Что касается «КСК групп», то мы присутствуем на рынке аудита уже более 22 лет. За это время нашими клиентами стали более 1000 компаний из разных сфер реального бизнеса, завершено около 4000 проектов. При проведении обязательной проверки финансовой отчетности наши аудиторы используют системный подход, учитывают особенности управления. По итогам аудита мы формируем рекомендации для руководства по принятию бизнес-решений».

P. S. «КСК групп» — один из лидеров рынка аудиторско-консалтинговых услуг. В 2020 году (по итогам 2019 года) в списке крупнейших российских аудиторских компаний (субъектов аудиторской деятельности), по версии агентства «Эксперт РА», компания заняла 14-е место.

Определение обязательного аудита содержит в себе ежегодную, независимую оценку аудитором бухгалтерской, налоговой и другой финансовой отчетности предприятия, компании, фирмы или частного предпринимателя, с целью отражения независимого мнения о правильности отражения всех показателей в представленной к проверке документации.

Работа аудиторов регламентируется нормативно-правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации.

Попросту говоря, обязательный аудит – это пресечение действий на рынке недобросовестных предприятий и индивидуальных предпринимателей, то есть, ориентирован на защиту общества и его интересов в целом.

Аудиту подвергаются как большие компании, так и малые предприятия, действующие на рынке РФ.

Обязательный аудит проводится в организациях ежегодно по нескольким причинам:

  • Предприятие имеет в своем обороте денежные средства очень большого круга лиц.
  • Доступ к финансам компании имеет очень большое количество сотрудников и не всегда можно отследить то или иное движение средств внутри компании.
  • Не каждый специалист компании может дать правильную оценку развития, проанализировать ее развитие, трактовать законодательство и т.д. В основном это связано с низкой квалификацией того или иного работника, либо отсутствием должного опыта при работе с финансовой документацией.
  • Компании в основном приносят большую выручку своим владельцам, от которой нужно правильно уплачивать государству налоги. С этой точки зрения, аудитор проверяет предприятие и как потенциального налогоплательщика.

Заключения аудиторов можно использовать при анализе той или иной компании, например, прежде чем направлять инвестиции в ее развитие, либо при покупке акций или облигаций той или иной кампании, перед признанием ее банкротом, реорганизацией и перед другими важнейшими действиями.

Данное заключение может использовать и сама кампания для того, чтобы прогнозировать дальнейшее развитие и планировать прибыль, либо противостоять убыткам. Такое заключение, по своей сути, показывает реальное положение дел компании.

Обязательный аудит — это полноценная проверка документации по нескольким направлениям: первичные документы, регистры бухгалтерского учета, налоговые декларации и иные документы, операции финансового характера компании.

Отличие инициативного аудита от обязательного

Выделяют еще один вид аудита — инициативный. Он проводится в том случае, если акционеры или руководство компании приняли решение о его проведении самостоятельно. В основном его проводят перед принятием важных решений, влияющих на дальнейшее развитие предприятия. Данный вид аудита можно проводить в любое время года несколько раз по желанию руководства, тогда как обязательный аудит проводят не чаще одного раза в год.

Когда проводят проверку

Обязательный аудит проводят в следующих случаях:

  • если предприятие акционерное, независимо от типа;
  • если акции компании торгуются на профессиональных рынках;
  • различные кредитные организации, профессиональные участники рынков ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды и другие;
  • если выручка предприятия от продажи равна 400 млн. рублей и более за предшествующий отчетному году или сумма активов равна 60 млн. рублей и более по состоянию на конец предшествующего отчетному году.
  • если организация раскрывает результаты своей деятельности в средствах массовой информации;
  • если уставной капитал компании состоит более чем из 25% акций или облигаций, принадлежащих государству.
  • в других случаях, установленных федеральными законами РФ.

Проверяющий может оставить либо положительное мнение, либо составить модифицированное заключение. Для получения положительного мнения, как показывает практика, необходимо устранять все замечания аудитора в период проведения проверки (если данные замечания незначительны и аудитор идет вам навстречу).

Заключение подписывается двумя сторонами: аудитором и руководителем. Крайне важно наличие печати на подписях. Своей подписью руководитель подтверждает тот факт, что он согласен с результатами деятельности фирмы, описанными аудитором. К заключению аудитор прикладывает отчетность. Такое заключение составляется в двух экземплярах: один остается у проверяющего, другой – у руководителя проверяемого объекта.

Кто имеет право проводить

Проводить данную процедуру могут лишь те лица, которые имеют соответствующий аттестат. В нашей стране существует реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторы выбираются на основе конкурса, по всем законам и требованиям, которые устанавливаются Правительством РФ.

Чтобы быть востребованным на рынке проверяющим, необходимо иметь высокий рейтинг своей аудиторской деятельности. В связи с этим, разработаны правила и требования, предъявляемые к аудитору.

Среди основных требований выделяют следующие:

  • наличие высшего образования (юридического или экономического), полученного в учебном заведении, прошедшем аккредитацию. Такое образование может быть получено и за пределами РФ, но диплом должен котироваться в Российской Федерации;
  • опыт работы по специальности.

Критерии обязательного аудита

При проведении аудита компании, на них возлагается серьезная ответственность за правильность отражения результатов их работы в заключении. Для этого существуют определенные критерии, без которых проверка считается неэффективной и будет содержать в себе недостоверную и искаженную информацию.

  1. К этим критериям в первую очередь нужно отнести ревизию. Ревизия должна проводиться в комплексе, то есть анализируется имущество проверяемого объекта, кредиторская и дебиторская задолженности, актив и пассив, их подразделы, запасы материальных ценностей, вся деятельность объекта, ее филиалы и представительства.
  2. Аудитор должен давать однозначное суждение по проверяемому объекту, то есть полученная информация либо соответствует действительности, либо нет.
  3. При проведении проверки, аудитор должен следовать всем правилам, регламентам и стандартам аудита, закрепленных законодательством РФ.

Ответственность за уклонение от проведения аудита

Предприятия, уклоняющиеся от обязательно аудита, могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством по решению суда.

В основном суд назначает штрафные санкции: с предприятия – от 100 до 500-кратный размер минимального размера оплаты труда, с руководителя – от 50 до 100-кратный минимальный размер оплаты труда. Все взысканные судом суммы перечисляются в Федеральный бюджет РФ.

Этапы проведения

Нужно сказать и о том, что обязательный аудит, как правило, состоит из нескольких этапов.

  1. Для начала аудитор или аудиторская организация принимает всю необходимую документацию, оценивают объем работы и после этого приступают к заключению договора на проведение обязательного аудита в организации. В договоре нужно четко прописать все пункты, так как в случае недопонимания, это будет основным документом для разрешения возникших споров между сторонами. В нем должны быть отражен конкретный предмет проверки, цена проверки, срок исполнения и предоставления готового заключения.
  2. После заключения договора, ответственный за эту проверку аудитор начинает планировать всю свою работу. Это позволит ему размеренно провести аудит.
  3. Только после этого он приступает непосредственно к аудиту документации представленной предприятие или индивидуальным предпринимателем.
  4. После того, как вся документация пройдет проверку, начинается этап составления отчета для руководителя проверяемого объекта. Как показывает практика, грамотный и высококвалифицированный аудитор идет навстречу руководству проверяемого объекта в плане того, чтобы устранить мелкие замечания в ходе проверки и дать какие-либо советы, как избежать подобных ошибок в будущем. Это и будет являться основным моментом обязательного аудита.

Цена за подобные услуги не является фиксированной величиной и будет зависеть от квалификации аудитора, от объема выполненной работы, от сферы деятельности проверяемого объекта.

Для качественного и правильного аудита желательно привлекать аудиторов, зарекомендовавших себя только с положительной стороны, хотя и стоимость услуг такого аудитора будет значительно выше. Непременным условием является факт передачи аудиторского заключения в статистику одновременно с годовым отчетом организации. До 31 декабря года, следующего за отчетным, следует направлять заключение в соответствующие инстанции.

Требования к проверяющей организации

Важным является и тот факт, чтобы аудитор или аудиторская организация, проводившая проверку, соответствовала необходимым требованиям, а именно:

  • имела лицензию на совершение аудиторских проверок;
  • не имелось родственных связей с руководством проверяемой компании;
  • не имелось работников среди аудиторов, прямо или косвенно относящихся к проверяемой компании;
  • запрещено пользоваться услугами компании, которая в течение предшествующих трех лет занималась ведением бухгалтерии на проверяемом объекте.

Нарушения и штрафы

Современные аудиторы рекомендуют проводить проверку компании в несколько этапов не одновременно, а разбивать их на весь финансовый год. Это связано с резко увеличенными штрафами и повышением ответственности за недостоверную информацию. Такой аудит поможет снизить различные финансовые и налоговые риски, избежать штрафов и санкций, снизить вероятность представления искаженной отчетности и другие.

К грубейшим нарушениям законодательства относят:

  • занижение налоговых сумм более чем на 10% из-за недостоверных показателей в документах;
  • неверное отражение хотя бы одного показателя в отчетности более чем на 10%;
  • неверное ведение счетов бухгалтерского учета, отличных от регистров;
  • отсутствие у предприятия первичных документов, иной отчетности в течение утвержденного для таких документов сроков хранения.

Срок давности для привлечения к ответственности составляет два года со дня совершения правонарушения, согласно Кодексу об административных правонарушениях.

Планируется появление штрафа за несвоевременное предоставление заключения аудитора в статистику. Штраф за такое правонарушение планируется в следующих размерах:

  • для индивидуальных предпринимателей – от 25 тыс. рублей до 40 тыс. рублей;
  • для руководителей – от 50 до 100 тыс. рублей;
  • для предприятий – от 100 до 200 тыс. рублей.

Как правило, обязательный вид аудита планируют в организации до проведения общего годового собрания акционеров.

В заключении хотелось бы обобщить информацию по обязательному аудиту, а именно, сказать о том, что проведение такого аудита требует от руководства максимально четкого выполнения всех рекомендаций и правил, отраженных в законодательстве РФ, начиная от правильного выбора аудитора, заканчивая верным сроком сдачи готового аудиторского заключения в статистику.

Особенности проведения аудита на предприятиях. Курс лекций

Аудит в системе финансового контроля Российской Федерации.

    1. Понятие аудиторской деятельности;

    2. Виды аудита;

    3. Цели и задачи аудита;

    4. Виды сопутствующих аудиту услуг;

1.1 Понятие аудиторской деятельности

С возникновением новых форм предпринимательской деятельности, созданием акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, коммерческих банков, со­вместных предприятий возникла необходимость в созда­нии аудиторских фирм, занимающихся аудиторским кон­тролем.

Аудит — это внешний независимый финансовый конт­роль бухгалтерской отчетности фирмы, осуществляемый независимыми дипломированными аудиторами, не работа­ющими в данной фирме (компании).

Необходимость в услугах аудиторов возникает в связи с различными обстоятельствами:

► публичная финансовая отчетность предприятий и орга­низаций, фирм и компаний, банков и фондов представ­ляется всем заинтересованным пользователям, которые на основе представленной в ней информации формиру­ют собственное мнение об эффективности его деятель­ности, его рентабельности и платежеспособности. По результатам изучения отчетности пользователи при­нимают те или иные управленческие решения в части построения взаимоотношений с данным предприятием. Именно поэтому пользователи представляют высокие требования к достоверности отчетной информации, подтвердить которую и приглашают независимого профес­сионала — аудитора;

► собственники, вкладчики, инвесторы привлекают аудиторов к проверке отчетности и контроля законности совершенных администрацией фирмы хозяйственных операций с целью снижения риска произведенных ими финансовых вложений;

► хозяйственные и финансовые операции, совершаемые предприятиями, бывают многочисленными и сложны­ми. Возникают трудности в их правильном докумен­тальном оформлении и отражении в бухгалтерском учете. Именно с целью обнаружения и исправления,
допущенных в течение отчетного года ошибок, выявления «скрытых» неиспользованных резервов, определения «узких» мест в организации хозяйственной деятельности и постановке бухгалтерского и налогового учета администрация фирм и компаний приглашает к проверке отчетности аудиторов.

Все эти предпосылки привели к возникновению обще­ственной потребности в развитии в Российской Федерации аудита.

В п. 1 ст. 1 Закона «Об аудиторской деятельности», принятом Государственной Думой 13 июля 2001 г. (При­ложение 1) дается следующее определение аудита: «Ауди­торская деятельность, аудит — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей».

Аудиторской деятельностью в России имеют право за­ниматься физические лица-аудиторы и юридические ли­ца — аудиторские фирмы независимо от вида собственнос­ти, в том числе иностранные и созданные совместно с ино­странными юридическими и физическими лицами. Ауди­торские фирмы регистрируются как организации, созда­ваемые в целях осуществления аудиторской деятельности, и могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством Российской Федера­ции, за исключением формы акционерного общества от­крытого типа.

Аудитор — это квалифицированный специалист, аттес­тованный на право аудиторской деятельности в порядке, установленном законодательством РФ. Физические лица, прошедшие аттестацию, могут заниматься аудиторской деятельностью в составе аудиторской фирмы, заключив с ней трудовое соглашение.(контракт), либо самостоятель­но, то есть зарегистрировавшись в качестве предпринима­телей.

Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начина­ют свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии на осуществление аудиторской дея­тельности и включения в государственный реестр аудито­ров или аудиторских фирм.

Аудиторские организации как субъекты контроля рас­пространяют свою деятельность на платной договорной основе, прежде всего на организации негосударственного сектора экономики. Однако аудит может быть проведен аудиторской организацией по заказу любого клиента (фи­зического или юридического лица), заключившего с ауди­тором (аудиторской фирмой) договор на проведение ауди­та или оказание сопутствующих аудиту услуг.

В ходе аудиторской проверки устанавливается:

► соблюдение проверяемым предприятием норм действу­ющего законодательства;

► соответствие ведения бухгалтерского учета установленным правилам и стандартам;

► точность, полнота и достоверность отражения в отчет­ности финансового положения и финансовых результа­тов деятельности предприятия за отчетный период.
Аудитор, ознакомившись с финансовым положением, состоянием финансово-хозяйственной деятельности или со спорным вопросом, должен высказать независимое и ком­петентное мнение или заключение о фактическом положе­нии дел и подтвердить правомерность (или неправомер­ность) совершаемых (совершенных) действий клиента.

При выявлении нарушений законодательных актов в процессе проверки объектов контроля аудитор должен сво­евременно предупредить клиента о незаконности его дей­ствий и об их возможных неблагоприятных последствиях.

Аудит не заменяет функций органов государственного контроля за работой предприятий, учреждений и органи­заций.

2.1 Виды аудита

В практике аудиторской деятельности различают сле­дующие виды аудита:

1. По стадии развития:

► подтверждающий аудит — аудит, предполагающий проверку и подтверждение практически каждой хозяй­ственной операции;

► системно-ориентированный аудит предполагает обя­зательную оценку организации и функционирования системы внутреннего контроля (СВК) проверяемого предприятия. Если СВК организована достаточно эф­фективно, аудиторы могут ограничиться тестировани­ем и выборочной проверкой отдельных объектов;

► аудит, базирующийся на риске предполагает проведе­ние углубленной проверки областей с высоким возмож­ным риском ошибок и нарушений. Области с низким риском проверяются выборочно с целью сокращения времени и затрат на проверку.

2. По характеру заказа:

Аудит может быть инициативным (добровольным), когда он проводится по решению руководства предприя­тия (организаций) или ее учредителей, или обязательным, если его проведение обусловлено прямым указанием в Фе­деральном законе.

3. По сфере деятельности субъекта:

► общий аудит;

► банковский аудит;

► страховой аудит;

► аудит прочей деятельности.

4. Исходя из статуса аудитора:

► внешний аудит проводится аудиторской фирмой (ауди­тором) на договорной основе с экономическим субъек­том с целью объективной оценки достоверности состоя­ния бухгалтерского учета и отчетности, а также подготовки рекомендаций по улучшению финансового поло­жения предприятия, повышению эффективности его деятельности, изысканию неиспользованных резервов производства.

► внутренний аудит проводится штатными аудитора­ми — работниками предприятия, которые подчиняют­ся руководителю предприятия. Основная цель внут­реннего аудита — оценка эффективности функциониро­вания системы управления предприятия.

5. По объекту проверки:

► операционный аудит — это проверка эффективности функционирования фирмы и оценка деятельности ее администрации;

► аудит на соответствие — это контроль соблюдения персоналом предприятия законов, норм, стандартов, инструкций и внутренних положений и правил;

► аудит финансовой отчетности — это оценка досто­верности финансовой отчетности предприятия.

6. По периодичности проверки:

► первоначальный аудит означает проведение аудито­ром или аудиторской фирмой проверки в данной орга­низации впервые;

► периодический (повторяющийся) аудит осуществля­ется в данной организации одной аудиторской фирмой (аудитором) при повторных договорных отношениях. Это, естественно, зависит от заинтересованности эко­номического субъекта проверки в длительном сотруд­ничестве с квалифицированными партнерами (аудито­рами, аудиторской фирмой).

Независимо от вида проводимого аудита, в соответствии с законом «Об аудиторской деятельности» основной целью аудиторской деятельности является установление дос­товерности бухгалтерской или финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным ак­там, действующим в Российской Федерации.

1.1. Подтверждающий аудит

1. По стадии развития

1.2. Системно-ориентированный аудит

1.3. Аудит, базирующийся на риске

2.1. Обязательный аудит

2. По характеру заказа

2.2. Инициативный (добровольный) аудит

3.1. Общий аудит

3. По сфере

субъекта

3.2. Банковский аудит

АУДИТ

3.3. Страховой аудит

3.4. Аудит прочей деятельности

4.1. Внешний (финансовый)аудит

4. По статусу аудитора

4.2. Внутренний

(управленческий)аудит

5.1. Операционный аудит

5. По объекту проверки

5.2. Аудит на соответствие

5.3. Аудит финансовой отчетности

6. По периодичности

проведения

6.1. Первоначальный аудит

6.2. Согласованный аудит

Рис. 1.1. Виды аудита

3.1 Цели и задачи аудита.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В ОРГАНИЗАЦИИ

Данная статья раскрывает главные аспекты, связанные с внутренним аудитом. Что же в себя включает понятие аудит? Какие цели и задачи ставит перед собой? Каким образом осуществляется проверка? Что нужно знать о внутреннем аудите, и к чему стоит готовиться во время проверки?

Внутренним аудитом занимаются работники организации- аудиторы. За качество и результаты проверки они отчитываются перед руководством компании. На текущий день внутренний аудит можно разделить на несколько направлений: полный контроль и непосредственно аудит.

Они в свою очередь разделяются на несколько типов:

1. Функциональный. Применяется для оценки эффективности и производительности деятельности.

2. Организационно-технологический. Необходим для контроля различных отраслей управления.

3. Аудит типов деятельности. Проводится для объективного обследования и анализа определенных видов.

4. Аудит на выявление соответствий

В состав службы внутреннего аудита входят специальные группы. Это такие специалисты как:

  • Ответственный по стандартам (ответственное лицо проверяет их наличие и соблюдение)
  • Ответственный сотрудник по обучению (есть множество различных способов обучения: привлечение специалистов других организаций, собрание сотрудников и т.д.)
  • Главный сотрудник по ведению данных (необходимо обзавестись собственной библиотекой, для грамотного ведения документов)

Для выполнения целей аудита в полной мере, необходимо чтобы служба внутреннего аудита подчинялась руководству компании. Ответственность за проверку несет аудитор. Его главной задачей является осуществление проверки,

изложение выводов, анализ и выявление рекомендаций по стратегическому развитию компании.

В период проведения аудиторской проверки выделяют несколько этапов, такие как:

— подготовительный;

— планирование;

— выполнение и оформление документов;

— составление экспертного заключения.

Для правильной и грамотной оценки аудитору необходимо тщательно изучить все стороны хозяйственной деятельности. В момент проведения аудита используется несколько специальных методов. Опрос является одним из них. Его используют для сбора нужной информации.

Для проведения опроса аудитор должен учитывать следующие правила:

  • опрос необходимо проводить с лицами соответствующего уровня;
  • проводится он в рабочее время и на рабочем месте;
  • опрос нужно начинать с просьбы сотрудника описать свою деятельность;
  • не должно быть наводящих вопросов;
  • после беседы проводится анализ результатов данной беседы;
  • так же необходимо обеспечить опрашиваемому надлежащие условия.

В основе проведения внутреннего аудита положены такие принципы как:

1. Системность или внеочередность. Аудит запланированный или п мере необходимости.

2. Объективность. Методы и требования к итогам аудита должны быть одинаковыми для всех подразделений организации.

3. Открытость. Является процессом аудита и результаты его не должны скрываться от проверяемой стороны.

4. Независимость. Аудиторы не должны зависеть от решений аудируемой компании, также нельзя находиться с ними с конкурентных отношениях.

5. Документированность. Весь процесс проверки должен сопровождаться необходимой документацией.

6. Предупредительность. При выявлении несоответствий должны быть предложены меры их устранения.

Внутренний аудит является одним из способов контроля работы отдельных управленческих подразделений организаций.

Основной его задачей является обеспечение эффективности функционирования отделов организации и защиты интересов собственников .

Внутренний аудит выполняет следующие задачи, поставленные руководством компании:

  • Предоставление сведений о деятельности финансово-хозяйственной части;
  • обеспечение эффективного взаимодействия с другими компаниями;
  • предупреждение возможных нарушений;
  • оказание содействия в уменьшении количества потерь финансов .

Основные задачи внутреннего аудита это:

— Оценка системы внутреннего контроля на достоверность информации, соблюдение требований законодательства, эффективность деятельности и прочее;

— проведение анализа эффективности;

— предложение принципов уменьшения риска;

— оценка соответствий систем управления.

Проведение внутреннего аудита выполняет оргомную роль для руководства компании- он содействует оптимизации деятельности и исполнению обязанностей руководства.

Функции внутреннего аудита разнообразны. Все они выполняются специальными службами или отдельными аудиторами. К главным функциям можно отнести:

1. Проверку систем бухгалтерского учета и контроля внутри организации;

2. Ревизию информации (бухгалтерии, оперативной и прочих);

3. Изучение конкретных глав разделов отчета;

4. Контроль за соблюдением требований законодательства;

5. Проверку деятельности разных отделов управления;

6. Проверку на наличие и сохранность имущественных объектов;

7. Расследования специального назначения (например, при возможных злоупотреблениях).

Рассмотрим так же отличие внутреннего аудита от внутреннего контроля. Предметом проверки внутреннего контроля являются процессы организации, связанные с расходованием бюджетных средств. Такой тип контроля является обязательным в учреждениях. Внутренний аудит и внутренний контроль являются дополнением друг друга. Имеются между ними и отличительные черты. Цель контроля – обнаружить ошибки в операциях хозяйственного типа, оформлении документации и прочей отчетности. Аудит направлен на оценку серьезности выявленных ошибок, а также на выработку рекомендаций по их устранению .

Таким образом, аудит внутри организации – обязательный процесс. Необходим он для контроля правильной деятельности, выявления возможных нарушений. Проводится аудиторами. Они должны иметь четкое представление о процедуре и обладать необходимыми знаниями в данной сфере. Аудит и контроль являются дополнением друг друга и способствуют полному достижению поставленных целей, а также выявлению ошибок и нарушений при ведении хозяйственной деятельности.

Список литературы: