Понятие субъекта преступления

Понятие и признаки субъекта преступления. Специальный субъект

Субъект преступления – это лицо, совершившее преступление и способное нести уголовную ответственность, обладающее признаками, установленными в законе.

Признаки субъекта преступления:

  • физическое лицо – субъектом преступления может быть только человек. Уголовный кодекс РФ не признает в качестве субъекта преступления юридических лиц. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
  • вменяемое, т. е. способное осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;
  • достигшее возраста, установленного УК РФ, – уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

Уголовная ответственность с четырнадцати лет наступает за ряд преступлений против личности, против собственности и против общественной безопасности и общественного порядка. Все эти преступления являются умышленными. К ним относятся

Лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т. е. с ноля часов следующих суток.

При установлении судебно-медицинской экспертизой возраста подсудимого днем его рождения считается последний день того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным числом лет суду следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица.

Если несовершеннолетний достиг возраста, с которого он может быть привлечен к уголовной ответственности, но имеет не связанное с психическим расстройством отставание в психическом развитии, ограничивающее его способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

Специальным субъектом преступления называется физическое лицо, обладающее наряду с общими признаками субъекта (достижение возраста уголовной ответственности и вменяемость) также дополнительными признаками, обязательными для данного состава преступления. Дополнительные признаки субъекта конкретного преступления либо прямо названы (или описаны) в диспозиции соответствующей нормы, либо устанавливаются путем толкования. Иногда признаки специального субъекта указаны в особой норме.

Все признаки специального субъекта можно разделить на три большие группы:

  1. признаки, характеризующие социальную роль и правовое положение субъекта:
  • гражданство (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин либо лицо без гражданства);
  • должностное положение лица (должностное лицо вообще или отдельные виды должностных лиц: руководитель организации, представитель власти, сотрудник правоохранительного органа, судья, прокурор и т. д.);
  • профессия, род деятельности, характер выполняемой работы (лицо, управляющее транспортным средством; спортсмен; врач; педагог; частный нотариус; частный аудитор; капитан судна и т. д.);
  • отношение к военной службе (военнослужащий, призывник);
  • участие в судебном процессе (свидетель, потерпевший, эксперт, переводчик);
  • осуждение или заключение под стражу (лицо, осужденное к лишению свободы; лицо, отбывающее наказание или находящееся в предварительном заключении);
  • характеристики выполняемых ролей в процессе совершения преступлений – организатор, руководитель, участник, пособник;

  • физические свойства субъекта – признаки, относящиеся:
    • к возрасту (совершеннолетний);
    • полу (мужчина);
    • состоянию здоровья и трудоспособности (лицо, больное венерической болезнью, или ВИЧ-инфицированное; трудоспособное лицо);
  • взаимоотношение субъекта с потерпевшим – признаки, характеризующие:
    • родственные отношения субъекта с потерпевшим и другими лицами (родители, мать, дети, другие родственники);
    • служебные отношения (подчиненный, начальник);
    • иные отношения (лицо, от которого потерпевший зависит материально; опекун).

    Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения, – лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, подлежит уголовной ответственности. Речь в данном случае идет о физиологическом опьянении, которое не исключает вменяемости, так как отсутствует медицинский критерий невменяемости. При этом состояние опьянения не является ни обстоятельством, смягчающим наказание, ни обстоятельством, отягчающим наказание.

    В отличие от физиологического опьянения, патологическое опьянение относится к временным психическим расстройствам и влечет признание невменяемости лица. К признакам, по которым можно определить патологическое опьянение, относятся:

    • перенесенные накануне астенические факторы (физическое или психическое переутомление лица);
    • возникновение этого состояния после употребления незначительного количества алкоголя;
    • наличие психомоторного возбуждения;
    • нецеленаправленность действий, их внешняя безмотивность, неадекватность окружающей действительности;
    • последующий глубокий сон;
    • запамятование и т. д.

    2. Понятие, признаки и значение субъекта преступления.

    • •Билет № 1
    • •Билет № 2
    • •Принципы уголовного права рф.
    • •2. Объективная сторона преступления: понятие, признаки, уголовно-правовое значение.
    • •Структура норм Общей и Особенной частей ук. Виды норм Общей части ук. Виды диспозиций и санкций норм Особенной части ук.
    • •Мотив и цель: понятие, классификация и значение.
    • •Билет № 4
    • •Действие уголовного закона во времени. Обратная сила уголовного закона.
    • •Приготовление к преступлению: понятие, квалификация и наказуемость. Отличие от покушения на преступление. Уголовная ответственность за приготовление к преступлению.
    • •Билет № 5
    • •Действие уголовного закона в пространстве. Выдача лиц, совершивших преступление.
    • •2. Понятие, признаки и значение субъекта преступления.
    • •Билет № 6
    • •Понятие, виды и значение толкования уголовного закона.
    • •Билет № 7
    • •Понятие и признаки преступления. Отграничение преступления от иных видов правонарушений. Малозначительность деяния.
    • •Возрастной признак субъекта преступления. Правила установления возраста субъекта. «Возрастная невменяемость»: понятие, критерии, уголовно-правовое значение (ч. 3 ст. 20 ук).
    • •Билет № 8
    • •2. Понятие, виды и значение стадий совершения преступлений. Понятие и виды неоконченного преступления. Определение момента окончания преступления.
    • •Билет № 9
    • •Уголовная ответственность: понятие, содержание, возникновение и прекращение. Формы реализации.
    • •Билет № 10
    • •Понятие состава преступления и его юридическое значение. Соотношение понятий преступления и состава преступления.
    • •Виды соучастников.
    • •Билет № 11
    • •Элементы и признаки состава преступления.
    • •Понятие, признаки и значение соучастия.
    • •Билет № 12
    • •Виды составов преступления и критерии их классификации.
    • •Понятие, признаки и значение добровольного отказа от преступления. Отличие добровольного отказа от преступления от деятельного раскаяния.
    • •Билет № 13
    • •Понятие и значение объекта преступления. Классификация объектов преступления по «вертикали» и по «горизонтали».
    • •Формы соучастия и их влияние на квалификацию преступления.
    • •Билет № 14
    • •Общественно опасное деяние: понятие, признаки, формы и значение. Условия привлечения лица к уголовной ответственности за бездействие.
    • •Соучастие в преступлении со специальным субъектом. Понятие и уголовно-правовое значение неудавшегося соучастия.
    • •Билет № 15
    • •Общественно опасные последствия: понятие, виды и значение.
    • •Понятие, виды и значение эксцесса исполнителя.
    • •Билет № 16
    • •Понятие, критерии и значение причинной связи.
    • •Основание ответственности соучастников. Пределы вменения соучастникам объективных и субъективных признаков. Назначение наказания за преступление, совершенное в соучастии.
    • •Билет № 17
    • •Факультативные признаки объективной стороны преступления и их троякое значение.
    • •Понятие, виды и значение совокупности преступлений. Отграничение идеальной совокупности от конкуренции уголовно-правовых норм.
    • •Билет № 18
    • •Умысел и его виды (законодательная и теоретические классификации).
    • •1.Преступление с двумя формами вины.
    • •2. Покушение на преступление: понятие, квалификация и наказуемость. Отличие покушения от приготовления к преступлению. Виды покушения.
    • •Билет № 20
    • •Особенности добровольного отказа соучастников.
    • •Неосторожность и ее виды.
    • •Билет № 21
    • •1.Предмет преступления, потерпевший в уголовном праве и их уголовно-правовое значение.
    • •2. Невиновное причинение вреда (ст. 28 ук рф).
    • •Билет № 22
    • •Уголовное правоотношение: понятие, структура, соотношение с уголовной ответственностью.
    • •2. Факультативные признаки состава преступления и их троякое уголовно – правовое значение.

    Общий и специальный субъекты преступления. Вопрос об уголовной ответственности юридических лиц.

    Субъект — обязательный элементов состава преступления

    Субъект преступления — это лицо, способное нести уголовную ответственность в случае совершения им умышленно или неосторожно общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом.

    Признаки:

    Обязательные

    1) Возраст

    2) Вменяемость

    Факультативный – признаки специального субъекта

    Возраст. Общий возраст уголовной ответственности 16 лет. В качестве исключений возможна УО с 14 лет. Критерием снижения возраста является:

    а) Способности лица осознать в таком возрасте общественную опасность деяний

    б) Распространенность данных преступлений

    *Были переложения по снижению уголовного возраста до 14\12 лет.

    2) Вменяемость.

    Включает в себя медицинское и юридическое состояние. Необходимо установление медицинских и юридических критериев в совокупности. Наличие определяюи лица, ведущие процесс.

    · Медицинские:

    1) Хроническое психическое расстройство (оно не лечится, временная корректировка)

    2) Временное психическое расстройство – те которые поддаются излечению (белка, ломка)

    3) Слабоумие – врожденное или приобретенное

    4) Иное болезненное состояние психики

    · Юридические:

    1) Лицо не осознает фактический характер и общественную опсасности своих действий или бездействий

    2) Лицо не может руководить своими действиями — волевой критерий (Клептомания).

    Возрастная невменяемость: Достигло возраста уголовной ответственности, не страдает псих заболеваниями, но в силу отставания в психическом развитии не осознает фактического характера и общественной опасности своих деяний.

    В проекте Общей части УК 1994 г. содержалась особая глава 16 «Ответственность юридических лиц». Многие виды преступлений по характеру нарушаемых ими общественных отношений вообще не могут быть совершены юридическими лицами. Но и в тех случаях, когда преступления совершаются в области отношений, в которых участвуют юридические лица, уголовную ответственность несут в персональном порядке люди — представители или члены соответствующих организаций, виновные в преступлении.

    Преступлением признается только акт поведения, совершенный конкретным физическим лицом, а не коллективом или организацией.

    2) Специальный субъект. Это лицо, обладающее наряду с общими признаками субъекта также дополнительными признаками, обязательными для данного состава преступления. Они либо прямо называются, либо исходят из толкования нормы. Они факультативны, но не для состава преступления, а для общего понятия субъекта преступления. В конкретных же составах они являются обязательными.

    Все специальные можно для удобства разделить на три группы:

    — Характеризующие социальную роль и правовое положение субъекта. Наиболее многочисленные: гражданство, должностное положение, профессия, отношение к военной службе, осуждение или заключение под стражу, судимость.

    — Характеризующие физические свойства субъекта: пол, состояние здоровья и трудоспособности.

    — Характеризующие взаимоотношения субъекта с потерпевшим: родственные отношения, служебные отношения, иные отношения, например, опекунство, материальная зависимость.

    3) Субъект преступления как элемент состава и его соотношение с понятием личность преступления.

    Понятие личности, включает в себя понятие субъекта, то есть оно является более широким. «Личность» можно понимать как система социально-значимых свойств лица, которые отражают возможность и особенности исправления лица, а следовательно учитываются при индивидуализации наказания. Для привлечения ответственности, достаточно иметь признаки субъекта преступления, а не все признаки личности. Однако свойства именно личности преступника (выходящие за пределы состава) могут иметь определенное значение для уголовного права. Например, при отягчении или смягчении ответственности. Например, положительная характеристика с места работы, примерное семьянинство.

    Специальным субъектом преступления называется лицо, обладающее наряду с общими признаками субъекта (достижение возраста уголовной ответственности и вменяемость) также дополнительными признаками, обязательными для данного состава преступления.

    · Дополнительные признаки субъекта конкретного преступления либо прямо названы (или описаны) в диспозиции соответствующей нормы, либо устанавливаются путем толкования ( Например, лица дано в примечании к ст. 25 УК РФ, а в ст. 331 УК РФ перечислены те категории лиц, которые могут нести ответственность за преступления против военной службы.

    · Отсутствие признаков специального субъекта, предусмотренных конкретным составом преступления, исключает уголовную ответственность за это преступление даже при наличии общих признаков субъекта. В одних случаях это означает отсутствие преступления вообще, в других — ответственность наступает по другим нормам.

    · По своему содержанию признаки специального субъекта очень разнообразны. Они могут касаться различных свойств личности. Эти свойства настолько существенны, что их наличие, с точки зрения уголовного закона, либо делает деяние общественно опасным, либо резко меняет характер и степень его общественной опасности.

    · Все признаки специального субъекта в действующем законодательстве можно разделить на три большие группы:

    1) признаки, характеризующие социальную роль и правовое положение субъекта;

    2) физические свойства субъекта;

    3) взаимоотношение субъекта с потерпевшим.

    1) Наиболее многочисленной является первая группа. Сюда входят следующие подгруппы признаков:

    гражданство;

    должностное положение лица (должностное лицо вообще или отдельные виды должностных лиц: руководитель организации, представитель власти, сотрудник правоохранительного органа, судья, прокурор и т.д.);

    профессия, род деятельности, характер выполняемой работы (лицо, управляющее транспортным средством; врач; педагог; частный нотариус);

    отношение к военной службе (военнослужащий, призывник);

    участие в судебном процессе (свидетель, эксперт);

    осуждение или заключение под стражу (лицо, осужденное к лишению свободы; лицо, отбывающее наказание);

    судимость (лицо, ранее судимое за однородное преступление; лицо, ранее два или более раза судимое за хищение).

    2) Физические свойства субъекта:

    возраст (совершеннолетний),

    пол (мужчина),

    состояние здоровья

    трудоспособность (лицо, больное венерической болезнью или ВИЧ-инфицированное; трудоспособное лицо).

    3) Взаимоотношения субъекта с потерпевшим:

    родственные отношения (родители, мать, дети, другие родственники);

    либо служебные отношения (подчиненный, начальник);

    либо иные отношения (лицо, от которого потерпевший зависит материально; опекун).

    Например: за нарушение правил охраны труда отвечает только лицо, на котором лежали обязанности по соблюдению правил охраны труда; за разглашение данных предварительного расследования может быть привлечено к ответственности только «лицо, предупрежденное в установленном законом порядке о недопустимости их разглашения. УК устанавливает ответственность за обман потребителей «в организациях, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению». Здесь указание на место совершения преступления одновременно означает, что специальным субъектом этого преступления может быть только работник соответствующей организации.

    Понятие субъекта преступления, его обязательные и факультативные признаки

    ⇐ ПредыдущаяСтр 67 из 109

    Необходимым элементом состава преступления в российском уголовном праве признается субъект преступления, то есть лицо, способное нести уголовную ответственность за совершенное им умышленное или по неосторожности деяние, ответственность за которое установлена уголовным законом.

    Субъектом преступления может быть физическое, вменяемое лицо, достигшее установленного в законе возраста, с которого наступает уголовная ответственность.

    Из этого определения вытекают признаки субъекта преступления:

    1. Субъект преступления – это всегда физическое лицо, а не юридические лица, животные, предметы и вещи, хотя их действиями может быть причинен вред здоровью или имуществу.

    2. Вменяемое лицо – только вменяемый человек, психическая деятельность которого не нарушена, способен осознавать общественную опасность своих действий и руководить ими.

    3. Возраст – согласно ст. 20 УК РФ уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее в момент совершения преступления 16-летнего возраста, а ч. 2 ст. 20 УК РФ предусматривает конкретныесоставы преступлений, уголовная ответственность за совершение которых наступает с 14 лет.

    Специальным субъектом преступления в российском уголовном праве признается лицо, характеризующееся, помимо общих, ещё и дополнительными признаками, необходимыми для образования состава преступления определенного вида.

    Эти признаки можно классифицировать следующим образом:

    1. Гражданско-правовой статус лица (гражданин РФ – ст. 275 УК РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства — ст. 276 УК РФ).

    2. К профессии или роду деятельности субъекта (врач – ст. 124 УК РФ, должностное лицо — ст. 285-290 УК РФ, судья – ст. 305 УК РФ, военнослужащий – глава 33 УК РФ).

    3. К демографическим свойствам субъекта (мужчина — ст. 131 УК РФ, родители — ст. 157 ч. 1 УК РФ, дети — ст. 157 ч. 2 УК РФ).

    4. К уголовному прошлому лица (лицо, неоднократно, совершившее убийство — ст. 105 ч. 2 п»н» УК РФ).

    Признаки специального субъекта – это дополнительные, факультативные признаки. Как и все факультативные признаки они могут быть: квалифицирующим признаком, образующим состав преступления при отягчающих обстоятельствах (присвоении чужого имущества, вверенного виновному, совершается с использованием им своего служебного положения – ст. 160 ч. II п. «в» УК РФ). В качестве обстоятельств, смягчающих либо отягчающих наказание (ст. 63 ч. 1 п. «м» УК РФ предусматривает в качестве отягчающего обстоятельства совершение преступления с использованием доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения или договора).

    В УК РФ (ст. 20) установлено два возрастных порога, по достижении которых лицо может быть привлечено к уголовной ответственности: общий — достижение лицом 16-летнего возраста и специальный, являющийся исключением из правила, — достижение лицом 14 лет.

    По общему правилу уголовная ответственность наступает с 16 лет. Данное правило основано на психофизиологических характеристиках субъекта. Считается, что способность лица осознавать в полной мере социально значимый характер своего поведения (интеллектуальный момент) и принимать социально значимые решения (волевой момент) наступает по достижении субъектом именно этого возрастного порога.

    В качестве исключения закон (ч. 2 ст. 20 УК РФ) устанавливает исчерпывающий перечень преступлений, за совершение которых ответственность наступает по достижении лицом 14 лет. Это наиболее распространенные, а также тяжкие и особо тяжкие преступления, общественная опасность, вредоносность которых очевидна, и может быть осознана лицом по достижении именно этого возраста.

    Вместе с тем уголовный закон предусматривает случаи непривлечения к ответственности лиц, хотя и достигших возраста уголовной ответственности, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, признанных неспособными в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (ч. 3 ст. 20 УК РФ).

    За совершение отдельных преступлений в некоторых нормах Особенной части УК установлен более высокий порог уголовной ответственности — с 18 лет (например, воинские преступления, ряд преступлений против правосудия, вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность и т.п.) или с еще большего возрастного предела (например, ответственность судей может наступать только лишь с 25 лет).

    В части 3 ст. 20 УК РФ содержится положение о том, что, если несовершеннолетний достиг возраста уголовной ответственности, но при этом имеет отставание в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, вследствие чего не мог в полной мере сознавать фактический характер и общественную опасность своего деяния либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности. Законодатель говорит здесь о «возрастной невменяемости». Она отличается от невменяемости, регламентируемой ст. 21 УК РФ, отсутствием медицинского критерия. Здесь важно, что задержка в психофизическом развитии несовершеннолетнего связана не с его психическим расстройством или болезнью, а с возрастными особенностями индивидуального развития подростка. Отставание в психическом развитии может происходить вследствие грубых ошибок в воспитании ребенка, черепно-мозговых травм, длительных заболеваний и т.п.

    К признакам «возрастной невменяемости» можно отнести следующее:

    1) лицо достигло возраста уголовной ответственности (14 или 16 лет);

    2) лицо отстало в психическом развитии, поскольку развитие отстает от паспортного возраста;

    3) причины отставания социальные, клинические не связаны с психическими расстройствами;

    4) лицо в момент совершения общественно опасного деяния не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

    Date: 2015-08-15; view: 1770; Нарушение авторских прав

    Понравилась страница? Лайкни для друзей:

    Школьник – субъект воспитания, основные характеристики субъектности

    Успешность, эффективность деятельности воспитанника зависит, с одной стороны, от его собственных позиции, активности, сознательности, ответственности, творчества, с другой – от того, насколько сам он без чьей либо помощи может создать условия своего развития, своей деятельности, позаботится о своем личностном и профессиональном росте. Иными словами, она зависит от субъектности.

    Субъектность является сегодня:

    — условием и средством его собственного развития

    — основополагающим условием проявления, развития субъектности педагога.

    — целью системы образования

    — важнейшим ориентиром и условием реформирования общеобразовательной школы и вуза

    — фактором развития демократического гражданского общества.

    Понятие субъектности.

    В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев отмечают, что по своей семантике субъектность является двусложным словом, слагаемыми которого являются «суб-«, и «ектность». Вторая часть слова означает активность, действие. Первая – то, что лежит «под», или «перед», или «до».

    Таким образом, субъектность можно трактовать как некоторый источник, первопричину активности.

    Субъект рассматривается психологами как носитель активности. Субъект – это тот, кто способен вступить в особые отношения с самим собой, обратиться к самому себе. Субъект – человек рефлексирующий.

    Довольно часто понятие Субъект употребляется в сочетании спонятиям «деятельность» — «субъект деятельности» — как ведущая характеристика «личности».

    Став субъектом определенной деятельности значит:

    — освоить эту деятельность;

    — быть способным к ее осуществлению;

    — ее творческому преобразованию.

    Субъектность– качественное состояние субъекта, личности, выражающееся в высокой степени активности. Это подлинная «самость» человека, характеристиками которого являются: самосознание,самостоятельность, самодеятельность, открытость к самосовершенствованию, саморазвитие, саморегуляция, самоидентификация, самовоспитание, самообразование и т.д.

    Словарь:

    Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий;

    Самостоятельность — обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение личности связана с активной работой мысли, чувств и воли.

    Самосовершенствование — ( самовоспитание ) — сознательное развитие в себе каких-нибудь положительных (преимущественных нравственных) качеств, способностей, уменья.

    Саморазвитие – развитие собственных сил, физических и умственных на основе самодеятельности, самостоятельных занятий; развитие происходящее силой внутренних причин, независимо от внешних факторов, самодвижение. Самодеятельность — деятельность определенного качества, осознанной, свободной, эмоционально переживаемой, порождаемой внутренними сущностными побуждениями, собственными потребностями и интересами человека.

    Саморегуляция — умение человека приспосабливать свои индивидуальные особенности, способности к конкретным задачам деятельности, способность противоречиво соединять все уровни регуляции деятельности.

    С одной стороны, саморегуляция заключается в обращении сознания вовне, в способности осознанного целеполагания, детерминирующего способ и направленность действий субъекта на объект, а с другой – в обращении сознания внутрь, к самому действующему субъекту, к его способности самосознания, т.е. самонаблюдения, самоанализа, самооценки, самоконтроля, самодвижения в процессе деятельности.

    Самоидентификация — процесс соотнесения себя с собой, в результате которого формируются представления о себе как о самотождественной, цельной и уникальной личности.

    Признаки субъекта

    По своей главной сути природа человеческой субъектности находит свое выражение в способности к рефлексии. Субъектность человека – это его постоянная потребность и готовность к рефлексии своей жизнедеятельности.

    Активность является одним из главных признаков субъектности, отличающих его от объекта. Активность характеризуется как интегративное свойство человека, которое позволяет осуществлять целеполагание в деятельности, обусловленной самоуправляемой мотивацией; мобильно оперировать способами и совершать их конструктивную коррекцию в принципиально измененных условиях; инициативно и критически относиться к выдвижению новых задач, выходящих за пределы заданной ситуации, творчески и вариативно прогнозировать результаты деятельности.

    Субъектный опыт – опыт пережитого и переживаемого поведения, в котором сам человек может дать себе отчет о своих возможностях, в которых он хотя бы приблизительно знает правила организации собственных действий и собственного отношения, в котором зафиксированы значимые для него ценности, существует определенная иерархия предпочтений, о которых он способен дать себе отчет, что ему самому нужно и что он хочет.

    5 основных компонентов субъектного опыта: ценностный опыт (ориентирует усилия человека); опыт рефлексии (помогает соотносить ориентировку с остальными компонентами субъектного опыта); опыт привычной активизации (ориентирует в собственных возможностях и помогает лучше приспособить свои усилия к решению значимых задач); операционный опыт (объединяет конкретные средства преобразования ситуации и своих возможностей); опыт сотрудничества (способствует объединению усилий, совместному решению задач и предполагает предварительный расчет на сотрудничество).

    Таким образом, субъектный опыт является условием, обеспечивающим реализацию субъектной активности.

    Творчество является способом жизнедеятельности субъекта. Т — деятельность, направленная на решение проблем, нестандартных задач. Творчество ка форма самоутверждения, самореализация.

    Свобода – это целеполагающая избирательная активность субъекта, решающий признак, отличающий творческую форму активности от той, которая есть, когда деятельность человека происходит при отсутствии выбора, по авторитарному признаку, внешнему или внутреннему принуждению.

    Уникальность – свойство субъекта, которое характеризуется индивидуально выраженной активностью в свободной деятельности

    27. 28. Сущность ценностно-ориентационной деятельности и ее место в структуре целостной деятельности человека. Особенности ценностно-ориентационной и других видов развивающей деятельности школьников.

    Человек, как субъект труда, познания формируется в процессе деятельности, которая обеспечивает научное освоение действительности, возбуждает интерес, чувства, порождает новые потребности, активизирует волю, энергию – все то, что служит строительным материалом для развития и становления личности.

    Под деятельностью понимают внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую осознаваемой целью. Каков бы ни был уровень осознанности деятельности, осознавание цели всегда остается ее необходимым признаком. В тех случаях, когда этот признак отсутствует, нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение ( Л.Б. Ительсон)

    Всякая деятельность состоит из операций и действий. Операции – это процессы, цели которых находятся не в них самих, а в том действии, элементом которого они являются. Действия – это процессы, мотивы которых находятся в той деятельности, в состав которых они входят. Сущность технологии осуществления педпроцесса как раз и заключается в том, что педагог совершает переход от управления операциями к управлению действиями, а затем – к управлению деятельности учащихся.

    Деятельность всегда имеет задачную структуру. Любой ее вид представляет собой творческий процесс, в котором проявляются активность, самостоятельность, личная свобода и индивидуальная неповторимость личности. В конечном итоге деятельность направлена на преобразование окружающей действительности.

    В.В. Давыдов отмечает, что важная особенность деятельности состоит в том, что она всегда носит явный или неявный характер. Все ее компоненты имеют то или иное предметное содержание, а сама деятельность направлена на творческое созидание определенного материала или духовного продукта. В зависимости от специфики деятельности в ней преобладают субъект-объектные или субъект-субъектные отношения.

    Многообразие предметов деятельности определяет и видовое ее многообразие. Обстоятельная классификация развивающих видов деятельности детей на основе морфологического анализа человеческой деятельности, проведенного М.С. Каганом, предложена Н.Е. Щурковой:

    — познавательная деятельность, которая расширяет кругозор школьника, приобщает его к чтению, развивает любознательность, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями;

    — трудовая деятельность направлена на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде самообслуживающего, общественно полезного и производительного труда;

    — художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям, стимулирующим художественную самодеятельность школьника;

    — спортивная – культивирующая здоровый образ жизни, формирующая силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела, сочетающаяся с культивированием высокой гигиены жизни;

    — общественная – содействует социализации школьника, формирует его гражданскую позицию, приобщает к адаптивному преобразованию действительности;

    — ценностно-ориентационная – направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях, подымающая школьника на уровень субъекта формируемых отношений;

    — коммуникативная – осуществляемая как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком как ценностью.

    Все виды деятельности, имеющие собственные цели, потенциально обладают определенными развивающими и воспитательными возможностями. Однако, каждая деятельность содержит все необходимые компоненты для усвоения лишь ей соответствующих знаний, переживаний. Одна деятельность не может заменить другую, а тем более все остальные. Поэтому при организации педпроцесса целесообразно использовать комплекс деятельностей.

    Даже объективно ценная для общества деятельность может не повлиять положительно на воспитанников, если она не имеет для них «личностного смысла» (А.Н. Леонтьев). Общественное отношение лишь тогда раскрывается для человека, становится его личным отношением, когда смыслообразующий мотив деятельности адекватен данному отношению.

    Выделим ряд требований, которые предопределяют технологию организации любого вида развивающей деятельности:

    · При организации такой деятельности необходимо исходить из необходимости подчинения предметного результата воспитательному в виде качественных материальных и идеальных изменений личности, ее внешнего облика, интеллектуальной, мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой сферы, поведения и деятельности.это требование может быть обеспечено только при условии адекватной инструментовки любого вида деятельности как выражения соответствующего отношения воспитанников к окружающему миру (обществу, природе, науке, искусству и т.д.);

    · Создание условий обязательного переживания воспитанником положительных эмоций и, главное, чувства удовлетворенности собой и веры в свои силы и возможности. Не менее важно так инструментировать деятельность, чтобы она способствовала планомерному «сдвигу мотива на цель» (А.Н. Леонтьев), т.е. формированию социально ценных мотивов поведения и деятельности.

    · Организация каждого вида деятельности должна подчинятся обусловленным его специфической организационным правилам, касающихся объема, места. Времени и т.п.

    Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности.

    Преподавание как вид педагогической деятельности своим предметом имеет организацию учебно-познавательной деятельности, а воспитание связано с организацией других видов деятельности детей.

    Субъект осознает не только сами по себе вещи, их свойства и отношения, но и их значение для себя. Именно это определяет различие познавательной и оценочной деятельности сознания. Человеку для его сознательной и свободной деятельности нужно представление о ценностях, которые бы направляли его поведение. Так складывается ЦОД человеческого сознания, вырабатывающая представления о «социально полезном», идеальном, должном, к чему следует стремится, а чего следует избегать.

    Своеобразие ЦОД поэтому состоит в том, что оно направлено на установление отношений не между объектами, а между объектом и субъектом. Другими словами, она дает не чисто объективную, но объективно-субъективную информацию о ценностях, а не о сущностях.

    Большое значение ЦОД придавали и придают психологи. В.Н. Мясищев, видел ее назначение в исследовании сознания как отношения личности к действительности, которое всегда имеет избирательный характер и включает в себя потребности, интересы и идеалы личности, являющиеся «внутренним потенциалом» ее деятельности.

    А.Н. Леонтьев – предложил различать «объективные значения» вещей «личностные смыслы». Значение – «ставшее достоянием моего сознания…обобщенное отражение действительности, выработанное человечеством и зафиксированное в форме понятия, знания или даже в форме умений»; смысл же «выражает именно его (субъект АЛ,) отношение к осознаваемым объективным явлениям»,

    В чистом виде ЦОД не существует. Но не один вид деятельности без нее не обходится. Она не только присутствует объективно в каждом виде деятельности, но и специально организуется.

    Особенности ценностно-ориентационной и других видов развивающей деятельности школьников

    Сущность ценностно-ориентационной деятельности школьников состоит в целенаправленном осмыслении и оценке ими социальных значений тех или иных явлений, процессов и объектов окружающей действительности и формировании в этой связи их личностных смыслов. Поскольку личностный смысл есть отражение свободы личности в ее оценках, привязанностях, симпатиях и антипатиях, то назначение ценностно-ориентационной деятельности, понимаемое довольно широко, заключается в формировании интеллектуально-нравственной свободы личности, т.е. в развитии ее как субъекта познания, труда и общения — полноправного гражданина общества. Если употребить образное выражение, то ценностно-ориентационная деятельность — это работа души, сердца и разума в их единстве.

    В отличие от других видов деятельности ценностно-ориентационная деятельность не имеет своего содержания в строгом смысле этого слова. Дело в том, что оно меняется в зависимости от того, что в тот или иной момент является объектом оценочной деятельности воспитанников, т.е. что воспринимается ими как ценность или неценность. Надо заметить, что не только дети, но и взрослые зачастую принимают за ценность то, что таковой на самом деле не является, и, наоборот, не видят ценности в том, что действительно ею является.

    Основными объектами, к которым у учащихся должно быть сформировано адекватное отношение, являются общество, коллектив, человек как высшая ценность, природа, наука (учение), искусство и т.п. Каждый из этих объектов осмысления и оценивания в конкретном преломлении дает массу действительных ценностей (например, мир, дружба, семья, мать, отец, Родина и ее защита, здоровье, труд, индивидуальность и т.п.).

    Место осуществления ценностно-ориентационной деятельности не фиксировано, поэтому можно говорить, что она организованно и неорганизованно осуществляется повсюду и даже помимо участия сознания, т.е. на бессознательном, интуитивно-эмоциональном уровне.

    Внутренней формой функционирования ценностно-ориентационной деятельности является ненаблюдаемая оценочная деятельность. Что касается внешних организационных форм, то они бесконечно многообразны, начиная с традиционных классных часов и заканчивая оригинальными формами, которые являются результатом совместного творчества педагогов и воспитанников.

    Практически бесконечное многообразие внешнего оформления ценностно-ориентационной деятельности требует и столь же многообразных вариантов ее атрибутики. Естественно, что она изначально определяется темой мероприятия, которая, в свою очередь, отражает основную ценность как предмет разговора и оценочной деятельности. Так, встреча с ветераном войны и труда требует одной атрибутики, а встреча с известным киноактером — другой; рассказ предъявляет одни требования к участникам встречи, а беседа — другие. Мероприятия типа «Что? Где? Когда?» и конференция по проблемам охраны окружающей среды точно так же требуют разного оформления. Следует отметить, что как в выборе форм ценностно-ориентационной деятельности, так и в вопросе о ее атрибутике имеется большой простор для фантазии и творчества педагогов и воспитанников.

    Специфика ценностно-ориентационной деятельности предопределена самой ее сущностью, а также тем, что она ненаблюдаема. Именно ее скрытость от внешнего наблюдения представляет особую сложность для управления ею. Кроме того, она так же, как игра, общение и общественная деятельность, не имеет предметного результата, а воспитательный результат (есть он или нет) очень трудно зафиксировать в данный конкретный момент, разве только по внешним эмоциональным реакциям и высказываниям воспитанников.

    В то же время отсроченно проявляющиеся результаты настолько очевидны и значимы, что это дает основание говорить о продуктивности или непродуктивности деятельности отдельного педагога и всей школы. Дело в том, что обыденные явления окружающей жизни посредством ценностно-ориентационной деятельности поднимаются на уровень философско-мировоззренческих обобщений, которые, становясь убеждениями, жизненными принципами, определяют поведение и характер деятельности личности.

    К специфическим особенностям ценностно-ориентационной деятельности относится также и то, что в ней, как ни в одном другом виде деятельности воспитанников, предоставляется максимальная свобода выбора. Насильственно, т.е. без внутреннего принятия, ни одна идея не может быть внедрена в сознание личности.

    Психолого-педагогические условия организации ценностно-ориентационной деятельности определяются ее спецификой, и в первую очередь тем обстоятельством, что необходимо исключить принуждение в любых его формах. Педагог должен учитывать факт свободы выбора. Отсюда, особенно когда речь идет о младших школьниках, ценностно-ориентационная деятельность не может быть продолжительной. Каждый воспитанник должен уходить с мероприятия с вопросами, на которые он получит ответы, разобравшись сам, обращаясь ко всевозможным «чистым» источникам, или с помощью педагога, который, в свою очередь, готовясь к встрече с детьми, обязательно обращается к научной литературе.

    Ценностно-ориентационная деятельность пронизывает все виды деятельности и организуется педагогом с учетом потребностей школьников получить ответы на возникающие у них мировоззренческие вопросы и с прямой целью формирования адекватных отношений к основным жизненным ценностям. Основу ценностно-ориентационной деятельности, как и других, составляет общение, которое, по определению Х.И.Лийметса, является «обменом ценностями». Естественной следует рассматривать и связь ценностно-ориентационной деятельности с общественной, которая, какой бы скромный характер она ни имела, всегда оказывает на человека сильное влияние. Общественная деятельность, как и ценностно-ориентационная, не ведет к чисто внешним результатам — она изменяет внутренний облик воспитанника, формирует у него потребность активного созидания как свойство личности.