Содержание
9. Понятие и виды субъектов административного права.
Понятие субъекта административного права
Понятие субъекта права достаточно полно разработано в теории права. Субъект административного права — это лицо, которое является потенциальным участником административного правоотношения, отвечающее особым признакам, закрепленным в нормах административного права, обусловливающим возможность приобретать и реализовывать права и обязанности на основании таких норм. Субъект административного права — это участник, активный или пассивный, процесса государственного управления, наделенный в связи с этим комплексом прав и обязанностей, составляющих его административно-правовой статус.
Как и в любой другой отрасли права, субъект административного права — это человек (физическое лицо) или коллектив (организация), которые наделены специфическим статусом, превращающим человека или коллектив людей в гражданина (иностранного гражданина, лицо без гражданства), организацию, объединение и орган исполнительной власти.
Виды субъектов административного права
В.М. Манохин, Ю.С. Адушкин и З.А. Багишаев разделяют субъектов административного права на две группы: физические лица и организации (в основу такого разделения положены как различия в выражении воли и интереса (одно лицо и коллектив лиц), так и в наборе, комплексе полномочий субъектов). Физические лица, в свою очередь, подразделяются авторами на четыре вида, за основу выделения которых приняты связь лица с данным государством и производный от этого объем прав и обязанностей лица:
личность;
гражданин;
иностранный гражданин;
лицо без гражданства.
Организации как субъекты административного права также разделены на виды и группы:
государственные (выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, базируются на государственной собственности и управляются государством): органы государства, государственные предприятия и учреждения;
негосударственные (не выполняют государственных задач и функций, не финансируются государством и им не управляются): общественные объединения граждан (профсоюзы, спортивные организации и другие), кооперативные объединения, объединения по другим интересам и т.д.*(108)
Ю.А. Старилов предлагает аналогичную классификацию субъектов. В ней субъекты подразделяются, прежде всего, на индивидуальные и коллективные субъекты административного права. Индивидуальными субъектами являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, а также государственный служащий или должностное лицо. Коллективные субъекты административного права понимаются автором как группы людей, являющиеся организациями (государственными, негосударственными, частными, общественными). Все организации также подразделяются автором на государственные и негосударственные
Итак, субъекты административного права — это:
физические лица, наделенные конкретным административно-правовым статусом или их совокупностью (гражданин, государственный служащий, пенсионер, преподаватель и т.п.);
10. Общая характеристика органов исполнительной власти и,ее система в РФ.
Понятие и основы административно-правового статуса органов исполнительной власти
Система органов государственной власти состоит из разветвленных подсистем, одну из которых образуют органы исполнительной ветви власти. Конституция РФ говорит о единой системе исполнительной власти, образуемой в пределах совместного ведения соответствующих федеральных органов и органов субъектов Федерации (ст. 77, ч. 2). Сложившийся состав этой системы таков: Правительство РФ, правительства республик в составе РФ, правительства, администрации иных субъектов Федерации, а также министерства и иные центральные органы исполнительной власти (включая их подразделения в субъектах Федерации), отраслевые и территориальные органы исполнительной власти субъектов РФ. Конституция РФ не дает однозначного ответа на вопрос о том, кто утверждает систему федеральных органов исполнительной власти. В ст. 112 сказано только, что Председатель Правительства РФ вносит предложение о структуре федеральных органов исполнительной власти.
Статус органа исполнительной власти — это наиболее характерный для административного права и специфический административно-правовой статус юридических лиц как субъектов отрасли. Зачастую для молодых специалистов, нерадиво относившихся к изучению нормативно-правового материала по курсу учебной дисциплины административного права, поступающих на службу во властные органы становится небольшим «открытием», что этот орган является юридическим лицом в организационно-правовой форме учреждения, имеет собственный баланс, самостоятельно выступает в качестве истца и ответчика в судах, несет гражданско-правовые обязательства и т.п. Это действительно не главное, с точки зрения теории административного права, но забывать об этом, по нашему мнению, тоже не стоит. С учетом указанных обстоятельств станет более понятной и доступной и структура органа, и сущность его природы, исчезнет определенная сакральность из представлений об органах государства.
Специфика данного административно-правового статуса заключается в его исключительности. Органы исполнительной власти — это специально создаваемые для целей реализации задач и функций государственного управления коллективные образования (организации, юридические лица), наделенные властными полномочиями в определенной сфере.
1. Органы исполнительной власти — это та часть государственного аппарата, на которую непосредственно возложены задачи и функции исполнительной власти.
3. Принцип разделения властей, установленный в Конституции РФ и последовательно реализуемый в устройстве государственного аппарата обусловливает самостоятельность системы органов исполнительной власти, ее относительную независимость по отношению к органам, представляющим законодательную и судебную власть в Российской Федерации. Система сдержек и противовесов, предусматривает, что органы исполнительной власти, с одной стороны, не подчиняются организационно ни законодательным (представительным) органам, ни судам судебной системы России. С другой стороны, органы исполнительной власти не имеют никаких властных полномочий по отношению к судам и законодательным органам. Взаимодействие между самостоятельными системами органов различных ветвей власти осуществляется строго в соответствии с законодательными предписаниями, принимаемыми в соответствии с принципами организации государственной власти в стране, закрепленными в Конституции РФ.
Орган исполнительной власти — сложное социальное явление, характеризующееся рядом специфических характеристик. С правовой точки зрения, эти характеристики складываются в отдельные элементы административно-правового статуса. В административном праве выделяют следующие элементы статуса органа исполнительной власти (признаки органа исполнительной власти):
1. Орган исполнительной власти обладает собственной компетенцией. Это центральный признак органа исполнительной власти. Компетенция органа исполнительной власти представляет собой совокупность полномочий органа по предметам его ведения. Полномочия, в свою очередь, это права и обязанности органа в отношении принятия правовых актов, а также осуществления других государственно-властных действий.
Структура полномочий органа исполнительной власти также неоднородна. В нее входят права и обязанности исполнительно-распорядительного, контрольно-надзорного, нормотворческого характера.
3. Права органа исполнительной власти по применению мер воздействия на управляемых субъектов, включая принудительные меры, одновременно являются его обязанностями по отношению к государству, наделившему его соответствующими правами.
4. Орган исполнительной власти является органом, прежде всего, правоприменительным, поскольку и его правотворческие полномочия — следствие предписаний действующего массива законодательства, в узком смысле этого слова, а вся его деятельность подчинена принципу законности.
5. Орган исполнительной власти основан на принципах профессионализма. Ответственные должности в органах исполнительной власти занимают, как правило, лица, обладающие специальным административно-правовым статусом государственного служащего.
6. Орган исполнительной власти является структурно организованной единицей государственного аппарата, системы органов исполнительной власти. Орган исполнительной власти разделяется на департаменты, управления, отделы в зависимости от функциональной направленности деятельности той или иной структурной единицы. Многие органы исполнительной власти имеют в своей структуре специальные совещательные органы (коллегии и т.п.).
7. Деятельность органа исполнительной власти финансируется и иным образом материально обеспечивается Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.
8. Орган исполнительной власти в процессе реализации его компетенции принимает особые правовые акты — акты управления, отличающиеся от всех иных правовых актов своими юридическими свойствами, порядком принятия и вступления в силу, порядком действие и т.д.
17. Понятие и признаки субъекта административного права.
- •1. Зарождение и история административного права России.
- •2. Общее понятие управления. Управление как социальное явление. Виды и категории управления.
- •3. Государственное управление, публичное управление и исполнительная власть как категории, определяющие сущность административного права.
- •4. Понятие и признаки административного права России. Предмет правового регулирования административного права.
- •5. Методы административного права.
- •6. Принципы и функции административного права.
- •7. Место административного права в российской системе права. Соотношение административного права с другими отраслями российского права.
- •8. Система административного права: понятие и структура.
- •9. Источники административного права России: понятие и классификация.
- •10. Административное право, как наука и учебная дисциплина.
- •11. Административно-правовые нормы: понятие, признаки и структура.
- •12. Виды административно-правовых норм.
- •13. Реализация административно-правовых норм.
- •14. Административно-правовые отношение: понятие и особенности.
- •15. Виды административно-правовых отношений.
- •16. Юридические факты в административном праве.
- •17. Понятие и признаки субъекта административного права.
- •18.Административная правосубъектность: административная правоспособность, административная дееспособность и административная деликтоспособность.
- •19. Система и классификация субъектов административного права.
- •20. Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации.
- •21. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.
- •22. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан.
- •23. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
- •24. Особенности административно-правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев.
- •25. Разделение властей как основополагающий принцип государственного управления в правовом государстве.
- •26. Роль, значение и содержание исполнительной власти в современном государственном управлении.
- •27. Основные государственные функции органов исполнительной власти.
- •28. Понятие и виды органов исполнительной власти.
- •29. Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти.
- •30. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти.
- •31. Правительство Российской Федерации: порядок формирования, состав и основные полномочия.
- •32. Федеральные органы исполнительной власти: система и структура.
- •33. Порядок организации и функционирования территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
- •35. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на примере Нижегородской области).
- •36. Понятие и значение административно-правовых форм реализации исполнительной власти.
- •37. Основные функции административных форм.
- •38. Классификация и виды форм управленческих действий.
- •39. Понятие и значение административных актов органов исполнительной власти.
- •40. Принципы принятия административных актов.
- •41. Классификация и виды административных актов органов исполнительной власти.
- •44. Компетенция органов исполнительной власти по принятию административных актов.
- •45. Легитимность административных актов органов исполнительной власти.
- •46. Эффективность административных актов.
- •45.Понятие, значение и сущность административного нормотворчества.
- •46.Основные субъекты административного нормотворчества.
- •47.Формы административного нормотворчества.
- •48.Административное регламентирование как вид административного нормотворчества.
- •49.Административные процедуры как результат административного нормотворчества.
- •51.Нормативно-правовое регулирование государственной службы в Российской Федерации.
- •52. Понятие и признаки государственной службы.
- •53. Принципы и система государственной службы.
- •54. Виды государственной службы в Российской Федерации.
- •55. Понятие и принципы прохождения государственной гражданской службы.
- •56. Основные этапы прохождения государственной гражданской службы.
- •57. Должности государственной гражданской службы.
- •58. Статус государственного гражданского служащего.
- •59. Поступление на государственную гражданскую службу.
- •60. Аттестация государственных гражданских служащих.
- •61. Прекращение государственной гражданской службы.
- •62. Ответственность и поощрения государственного гражданского служащего.
- •63. Социальные гарантии государственных гражданских служащих.
- •64. Особенности прохождения иных видов государственной службы.
- •65. Антикоррупционные положения в сфере государственной службы.
- •66. Административная деонтология.
Понятие и особенности субъектов административного права
Субъектами любой отрасли права признаются участники общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли.
Субъект административного права — это лицо, которое является потенциальным участником административного правоотношения, отвечающее особым признакам, закрепленным в нормах административного права, обусловливающим возможность приобретать и реализовывать права и обязанности на основании таких норм.
Административно-правовой статус — это совокупность прав и обязанностей физического или юридического лица, закрепленных за субъектами нормами административного права.
Особенности административного права:
- 1. Огромное разнообразие субъектов административно-правовых отношений
- 2. В подавляющем большинстве случаев обязательным субъектом таких отношений выступают те, которые обладают определенными властными полномочиями по отношению к иным субъектам административно-правовых отношений (к числу таких властных субъектов относятся органы исполнительной власти, должностные лица, государственные служащие; в качестве субъектов административного права выступают Президент РФ, Правительство РФ, органы законодательной и судебной власти, местного самоуправления).
Административная правосубъектность и правоспособность
Способность лица (правового образования) быть носителем административных прав и обязанностей, осуществлять их, вступать в административные правоотношения называют административной правосубъектностью.
Традиционно ее рассматривают в качестве взаимосвязи двух элементов: административной правоспособности (способность иметь административные права и обязанности; возникает с момента рождения) и административной дееспособности (способность самостоятельно осуществлять административные права и обязанности, быть субъектом административных правоотношений; возникает, как правило, по достижению 16-летнего возраста).
Будучи в принципе равной, административная правоспособность граждан не одинакова. Она зависит от возраста, пола, состояния здоровья, образования, места жительства, национальности и других демографических факторов. В качестве примера можно назвать воинскую обязанность, способность стать носителем которой зависит от пола, возраста, состояния здоровья, гражданства и ряда иных факторов. О влиянии на административную правоспособность даже такого признака, как национальность лица, свидетельствуют нормы Федерального закона «О гарантиях прав малочисленных народов в Российской Федерации», принятого в апреле 1999 г. В частности, в нем закреплено право лиц, относящихся к малочисленным народам, на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Влияет на правоспособность также рост лица. Лица, рост которых менее 150 см, не призываются на военную службу, им не предоставляются права на управление автобусами и т.д.
Сейчас, когда субъекты Федерации в соответствии со ст.72 Конституции России активно осуществляют административное правотворчество, административная правоспособность жителей разных регионов имеет определенные различия.
Например, распоряжением мэра г. Москвы от 28 мая 1998 г. установлено, что с 1 июня 1998 г. ежемесячно производится доплата к пенсии в размере 100% минимальной пенсии по старости лилипутам, получающим пенсию (независимо от ее вида) в органах социальной защиты населения.
Таким образом, главные особенности административной правоспособности следующие: она регулируется нормами административного права, ее содержание состоит в регламентации правовых способностей индивидов в отношениях с субъектами государственной исполнительной власти, у конкретных лиц она возникает с момента рождения, для разных лиц она неодинакова по объему.
Реализацию правоспособности как физических, так и юридических лиц (например, органов исполнительной власти) невозможно представить без волеизъявления самого физического лица, либо представляющего орган публичного управления должностного лица. Проявленная воля субъекта по использованию прав и исполнению обязанностей способствует наполнению правосубъектности юридическим содержанием. Таким образом, административная правоспособность — это потенциальная возможность субъекта воспользоваться установленными для него правами, свободами, а также исполнить обязанности, осуществить компетенцию и полномочия. С практической точки зрения правоспособность субъекта административного права создает лишь предпосылки для реализации его правового статуса. Иначе говоря, правоспособность характеризует субъекта права как лицо, которое может воспользоваться при наличии соответствующих условий конкретными правами, свободами и на которое можно в действительности наложить обязанности (запреты, ограничения), а также привлечь к юридической ответственности.
С одной стороны, все субъекты административного права имеют свой особый административно-правовой статус. Поэтому, как и ранее, современные учебники административного права в разделе «Субъекты административного права» содержат материал об административно-правовом статусе граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, органов исполнительной власти, государственных служащих, предприятий, учреждений и организаций (государственные и негосударственные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные объединения, религиозные объединения).
Административная правоспособность представляет собой установленную законом возможность субъекта иметь права в сфере, регулируемой административным правом, вступать в различные рода административные правоотношения, приобретать права и нести обязанности.
Признаки административной правоспособности:
- 1. Управленческая сущность (субъекты административного права неразрывно связаны с исполнительной властью, они осуществляют государственное управление, различные функции публичного управления (для всех субъектов административного права))
- 2. Наличие специальных прав и обязанностей субъектов административного права, способствующих формированию
- 3. организационных связей и отношений в системе публичного управления (для всех субъектов административного права)
- 4. Юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права (для органов исполнительной власти и должностных лиц)
- 5. Реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения (для специальных субъектов права, наделенных соответствующими полномочиями)
- 6. обеспечение защиты правоотношений, участниками которых являются граждане (для всех субъектов административного права)
- 7. юридические гарантии рассмотрения возникшего в системе публичного управления правового спора в административном или судебном порядке в рамках установленных процессуальных правил (для всех субъектов административного права)
Субъекты административного права, имеющие установленный административно-правовыми нормами правовой статус, становятся участниками административно-правовых отношений тогда, когда практически осуществляют определенную за ними административную правоспособность. Таким образом, субъекты административного права наряду с административной правоспособностью должны обладать и административной дееспособностью, т.е. иметь возможность реализации принадлежащих им прав в области публичного управления. Под административной дееспособностью физического или юридического лица понимается их способность своими решениями и действиями (бездействием) приобретать и осуществлять права, создавать для себя и иных лиц обязанности, исполнять их и обеспечивать права и свободы граждан.
Административная дееспособность имеет активное и творческое начало, позволяющее осуществить нормативно установленную за субъектом административного права правосубъектность, т.е. использовать принадлежащие субъекту права и свободы, полномочия и компетенцию, обеспечивать законность в сфере публичного управления, исполнять управленческие функции, применять административно-правовые формы и методы управления, меры административного принуждения. Дееспособность — это важнейшее условие реализации субъектами принадлежащих им прав и свобод, а также исполнения установленных обязанностей.
Административная дееспособность предполагает способность физического лица или представителя государственной администрации осознавать и правильно оценивать свои действия, имеющие правовое значение, руководить ими и гарантировать законность их применения. Дееспособность состоит из таких элементов, как способность лица: самостоятельно реализовывать принадлежащие ему (гражданину, иностранцу, лицу без гражданства) права; осуществлять установленную компетенцию и принимать правовые акты управления; применять меры административного принуждения; признавать, гарантировать и защищать права и свободы граждан; нести правовую ответственность за вред, причиненный гражданам, государственному органу или юридическому лицу; нести в случае совершения административного или дисциплинарного правонарушения (проступка) соответственно административную или дисциплинарную ответственность (административная деликтоспособность). В последнем случае деликтоспособность — часть дееспособности. Субъект административного права имеет возможность (способен) принять на себя установленные законом меры административной или дисциплинарной ответственности, т.е. терпеть отрицательные последствия совершенного правонарушения (личного, имущественного или иного характера)
В юридической литературе под субъектом административного права понимается лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством РФ могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих общественных отношений.
Субъект административного права — это физическое лицо или организация, обладающая правами и обязанностями в сфере исполнительно-распорядительной деятельности. Иными словами субъектами можно называть физические лица и организации, обладающие правосубъектностью.
Виды субъектов. Индивидуальные и коллективные субъекты:
К индивидуальным субъектам относятся граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства (должностные лица и предприниматели являются специфическими индивидуальными субъектами).
Коллективные субъекты — различного рода объединения граждан. Коллективные субъекты подразделяются на государственные и негосударственные организации.
Государственные организации — это органы исполнительной власти государственного управления, предприятия, учреждения и их различного рода объединения (корпорации, концерны и т.д.).
Негосударственные организации — это общественные объединения (партии, союзы, общественные движения), трудовые коллективы, органы местного самоуправления, коммерческие структуры, частные предприятия и учреждения. Вышесказанное позволяет выделить разновидности субъектов:
-Граждане.
-Иностранцы.
-Лица без гражданства.
-Президент РФ.
-Президенты субъектов РФ.
-Федеральные органы исполнительной власти.
-Органы исполнительной власти субъектов РФ.
-Федеральные государственные служащие.
-Муниципальные служащие.
-Государственные предприятия, учреждения, организации.
-Негосударственные предприятия, учреждения.
-Органы местного самоуправления.
-Муниципальные предприятия, учреждения.
-Общественные организации, объединения.
-Религиозные объединения.
-Совместные и иностранные учреждения, предприятия, организации.
Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура, виды.
Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура и виды.
Административно-правовая норма – это установленное государством правило поведения, призванное регулировать общественные управленческие отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе реализации исполнительной власти.
Черты :
· направлены на обеспечение публичных интересов, укреплению законности и дисциплины
· несут организующее начало в хаос общественной жизни
· односторонность властного воздействия, юридическое неравенство сторон, принудительность
· регулируют отношения, прежде всего в сфере ИВ
· их цель обеспечение — функционирования системы ИВ
· закрепляют правила поведения всех участников управленческих отношений. Меры должного и возможного поведения участников
· огромное количество этих норм, не поддающееся учёту и кодификации
· в основном, устанавливаются ИВ, а не законодательной
· имеют собственный арсенал средств принуждения
· широко регулируют отношения других отраслей права (ФП, ЗП, ТП и др.)
· особенности их структуры : в них , как правило, отсутствует гипотеза, а в некоторых отсутствует санкция (отсылочная норма).
Виды :
По содержанию :регулятивные ; охранительные
По форме предписания : императивные, диспозитивные
По юридической направленности:
· Материальные – закрепляют права, обязанности и ответственности субъектов АП
· Процессуальные – устанавливают механизм реализации материальной нормы, её правила, порядок, процедуру.
По юридическому содержанию:
· Обязывающие – предписание на определённое действие
· Запрещающие – требование к воздержанию от определённого действия
· Разрешительные – возможность выбора между определёнными действиеми
· Уполномочивающие – предоставляют уполномоченному органу государственно-властные полномочия
· Стимулирующие – их реализация которых связанна с материальным или моральным поощрением
· Рекомендательные – предлагают адресату тот или иной вариант поведения
По адресату нормы : нормы для ОИВ ; МСУ ; гос. служащих ; должностных лиц ; общественных организаций ; предприятий и учреждений ; некоммерческих организаций ; граждан
По масштабам действия : федеральные ; региональные ; территориальные ; местные
По объёму регулирования : общие ; межотраслевые ; отраслевые ; внутриотраслевые
По времени действия : срочные ; бессрочные
По способу реализации : соблюдение, исполнение, использование, применение
Структура АП норм : всё как обычно : гипотеза, диспозиция, санкция. Как правило, нет гипотезы.
1. Понятие субъектов административного права.
2. Виды субъектов административного права.
1. Субъекты административного права — это обладатели прав и обязанностей, которыми они наделены с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.
Субъекты административного права могут стать субъектами административных пр-ний при наличии 3-х условий:
1. административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта
2. административной правоспособности и дееспособности субъекта
3. основание возникновения, изменения и прекращения пр-ний (юридический факт)
Административная правоспособность – это установенная. и охраняемая возможность субъекта вступать в административные пр-ния.
Административная дееспособность = способность субъектов своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.
В качестве субъекта административного права можно рассматривать РФ, субъектов РФ, государственные и негосударственные организации. В этой роли они обладают административной правоспособностью, но в конкретных административно-правовых отношениях они не участвуют. Административной дееспособностью обладают их органы исполнительной власти или управления.
Субъект административно-правовых отношений — это лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством, являются участниками управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделены определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способны их осуществлять.
2. Субъекты административного права могут быть индивидуальные и коллективные.
Индивидуальные субъекты – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
Коллективные:
1) государственные организации
а) органы исполнительной власти
б) государственные предприятия, учреждения, организации и их объединения
в) структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией
2) негосударственные организации
а) общественные объединения (повт, виды)
б) трудовые коллективы
в) коммерческие структуры
г) органы местного самоуправления
Граждане как субъекты Административного права
1. Административно-правовой статус граждан
2. Основные права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти
3. административно-правовые гарантии прав граждан
Н/а: Конституция РФ
Закон РФ «О гражданстве» от 28 ноября 1991г.
Федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в РФ от 26 февраля 1997 г.
Положение «О комиссии по правам человека при Президенте РФ» от 18 октября 1996 г.
1. Административно-правовое положение граждан определяется объемом и характером административной правосубъектности:
1) административная правоспособность – это способность гражданина иметь определенные права, предусмотренные нормами административного права и выполнять возложенные на него обязанности в сфере государственного управления. Она возникает с момента рождения и прекращается смертью
2) административная дееспособность — способность гражданина своими действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотренные нормами административного права, и нести ответственность в соответствии с административными нормами.
(В качестве субъектов административного права можно рассматривать РФ, субъектов РФ, гос.).
Виды административной дееспособности:
1. полная, наступает с 18 лет
2. ограниченная, с 16 лет
На административную дееспособность влияет наличие у граждан определенных заболеваний – душевная болезнь, слабоумие. В силу указанных обстоятельств граждане могут быть признаны частично или полностью недееспособными.
Ст. 20
Не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния.
2. Основные права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти закреплены в Конституции РФ.
Права граждан: ст. 27, 31, 32 (ч. 1,4), 33, 42.
Обязанности: ст. 57, 58, 59.
Объем административной правосубъектности иностранных граждан и лиц без гражданства уже, чем граждан РФ.
1. Они не могут занимать государственные должности.
2. Заниматься деятельностью, связанной с принадлежностью к гражданству РФ (избирать и быть избранными).
3. Они не несут воинской обязанности
4. В отношении их допускается ограничение в передвижении и места жительства в целях обеспечения безопасности. Иностранные граждане, прибывшие в РФ для постоянного проживания, обязаны получить в ОВД вид на жительство и в установленный срок зарегистрироваться.
Ст. 184
Нарушение иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания в СССР, т.е. проживание без документов на право жительства, несоблюдение установленного порядка регистрации или прописки либо передвижения и выбора места жительства, уклонение от выезда по истечении определенного им срока пребывания, а также несоблюдение правил транзитного переезда через территорию СССР влечет взыскание штрафа.
Ответственность несут также должностные лица предприятий, учреждений, организаций, принимающих в СССР иностранных граждан.
Непринятие гражданами, пригласивших в СССР иностранных граждан и лиц без гражданства по частным делам и предоставившим им жилую площадь, мер к обеспечению в установленном порядке их своевременной регистрации, прописки или выписки влечет взимание штрафа. Ответственность несут и лица, предоставляющие иностранным гражданам и лицам без гражданства жилища, транспортных средств или оказывающих –им иные услуги в нарушение установленных правил пребывания иностранными гражданами и лицами без гражданства в СССР и правил транзитного переезда их через территорию СССР,
3. Предусмотрены в Конституции РФ (ст. 45, 46).
Для усиления гарантий соблюдения прав граждан создана комиссия по правам человека при Президенте РФ и введена должность Уполномоченного по правам человека в РФ, назначен Государственной Думой (Олег Нестеров), который рассматривает жалобы граждан на действие государственных органов и должностных лиц, если заявитель ранее обжаловал эти действия в судебном или административном порядке и не согласен с решением, принятым по жалобе.
ПРАВА
Ст. 27
1. Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
2. каждый может свободно выезжать за пределы РФ. Гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в РФ.
Ст. 31.
Граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, демонстрации, шествия и пикетирование.
Ст. 32 (ч. 1, 4)
1. Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей
4. Граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия.
Ст. 33
Граждане РФ имеют право обращаться лично , а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в гос. органы и органы местного самоуправления
Ст. 42
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиняющего его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.