Понятие сущность признаки государства

1. Понятие и основные признаки государства

Лекция 1.

Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они относительно самостоятельны друг от друга. Государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу. Право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.

1.1 Определение понятия государства

Вопрос о понятии государства является столь же сложным и древним, сколь и само государство. К нему обращались все философы и юристы всех стран и народов на всех этапах возникновения и развития государства — с Древнего Рима и Древней Греции вплоть до наших дней.

Один из величайших мыслителей античности Аристотель считал, что государство — «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся, ни от кого не зависящее».

Выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Н. Макиавелли определял государство через общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственного интересов.

Крупный французский мыслитель 16 — го столетия Жан Боден рассматривал государство как «правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства».

Английский философ — материалист Джон Локк представлял государство, в совокупности людей, соединившихся в одно целое под началом ими же установленного закона.

В Российской литературе разных периодов тоже можно найти немало определений. Государство определяется как организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но и поддерживающих её волей и мужественными поступками.

Оно рассматривается и в качестве союза свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти».

Нередко государство представлялось как особая организация силы, «организация насилия для подавления какого либо класса» (после 1917 года).

В последние десятилетия, начиная с 1985 года, когда в политике и идеологии на первый план стали выступать «общечеловеческие ценности», классовая тональность стала постепенно вытесняться общесоциальной тональностью.

Государство вновь пытаются определять в качестве организации «всех и для всех».

Государство -организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность

1.2 Основные признаки государства:

— аппарат власти и управления. Он состоит из особого слоя людей, основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций. Они не производят непосредственно ни духовных, ни материальных благ, а лишь управляют. Свои должности эти люди занимают путем избрания, назначения, наследования или замещения. Основными частями аппарата государственной власти являются органы законодательной власти, исполнительной власти, суды, прокуратура и т.д.

— аппарата принуждения. Он состоит из отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции, разведки, контрразведки, всякого рода принудительных учреждений (тюрьмы, лагеря и т.п.). Аппарат управления вместе с особыми отрядами вооруженных людей в литературе нередко называют публичной властью, предавая ей первостепенное значение.

разделение людей по территориальным единицам. Под территорией государства обычно понимается пространство в пределах которого осуществляется государственная власть. Составными частями территории государства являются следующие пространства и приравненные к ним объекты:

· Земля и её недра, образующие сухопутную территорию;

· Реки, озёра, искусственные водохранилища, а также морские внутренние и территориальные воды, омывающие территорию данного государства (водная территория государства);

· Воздушное пространство над сухопутной и водноё территорией (воздушная территория государства);

· Объекты, приравненные к территории государства (морские и воздушные суда, космические корабли и станции, действующие под флагом данного государства и другие, принадлежащие государству объекты).

Каждое государство обладает на своей территории всей полнотой власти и исключает какое бы то ни было вмешательства в дела своего общества и государства иностранных властей (принцип территориальной целостности, территориальной неприкосновенности, территориального верховенства). Территориальное деление населения и распространение государственной власти лишь на население определенной территории неизбежно влекут административно — территориальное деление. Вся территория государства разбивается на ряд административно — территориальных единиц (округа, провинции, области, края, графства, районы и т.д.). Но их назначение и функции едины — организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории.

— суверенитет — верховенство государственной власти внутри страны+независимость её на международной арене.

— займы и налоги — первоначально они были необходимы лишь для того, что бы содержать армию, полицию и другие принудительные органы, а также государственный аппарат. Позднее они стали использоваться и на различные осуществляемые государством образовательные, медицинские, культурные, воспитательные и иные программы.

-символы, памятные даты, атрибуты. У каждого государства есть свои гимн, флаг, установившиеся правила официального поведения, традиции, формы обращения людей друг к другу, приветствия.

8. Государство: понятие, сущность, признаки

Государство — публично-властная, политико-правовая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определенной территории.

Государство – это политико-территориальная организация публичной власти, которая в обязательном порядке обладает аппаратом управления и принуждения, механизмом сбора налогов и законодательными органами.

Под государством разные философы и правоведы понимали:

«Сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан» Аристотель

«Машина для угнетения одного класса другим, машины, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» В.И. Ленин

«Естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного порядка» Л. Гумплович

«Союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы» М. Т. Цицерон

Признаки государства:

1. население

2. территория

3. суверенитет

4. взаимосвязь государства и права

5. система налогообложения

6. публичная государственная власть

Сущность государства

Сущность государства – состоит в том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах она осуществляется. Сущность государства раскрывает понятие предназначения государства.

Подходы к определению сущности и предназначения государства:

1. Классовый подход к сущности государства – власть в государстве принадлежит и осуществляется в интересах экономически-господствующего класса – собственников орудия и средств производства.

2. Общесоциальный подход к сущности государства – власть в государстве принадлежит всему обществу, лавируя между интересами отдельной личности, социальной группы, классов или всего населения страны.

3. Диалектический подход к сущности государства – власть это отражение единства и борьбы противоположностей – одновременно принадлежит и господствующему классу и всему обществу.

9. Характеристика основных внешних функций государства

Функции государства — основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач для достижения целей, обусловленных его сущностью и назначением.

Внешние функции государства — основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним внешних задач. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире.

В современный период Российскому государству присущи следующие внешние функции:

  • 1) Функция обороны страны – деятельность государства по поддержанию достаточного уровня обороноспособности страны для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов и др. Несмотря на улучшение международной обстановки, у России еще немало внешнеполитических проблем, поэтому роль данной функции велика.

  • 2) Функция поддержания мира и мирового порядка – деятельность государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению и ликвидации химического и ядерного оружия, укреплению решения о нераспространении оружия массового поражения и новейших военных технологий. Кроме того, участие в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, военно-техническое сотрудничество с другими странами.

  • 3) Функция делового сотрудничества с другими государствами — проявляется в разнообразной деятельности государства, направленной на установление и укрепление политических, экономических, правовых, правоохранительных, культурных и иных отношений, сочетающих интересы данного государства с интересами других государств.

  • 4) Функция интеграции в мировую экономику — в самостоятельную функцию выделилась лишь в последний период развития Российского государства. Данная функция означает использование возможностей для эффективной реализации интересов России в области экономики, торговли, бизнеса, научно-технического сотрудничества посредством ее интеграции в мировую экономику. Так Россия вступила в основные международные организации, заключила Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом.

10. Внутренние функции государства — основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним внутренних задач.

В современный период Российскому государству присущи следующие внутренние функции:

  • 1) Экономическая функция: заключается в выработке и государственной координации основных направлений развития экономики. Используются экономические методы: налоги, займы, кредиты, льготы и др.

  • 2) Функци социальной защиты — направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизнедеятельности для своего общества и социальную защищенность личности (поддерживать малоимущие слои населения, здравоохранение, строительство и др).

  • 3) Функции развития культуры, науки и образования – призвана обеспечить культурный и общеобразовательный уровень развития граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия для их участия в культурной жизни общества, пользования различными учреждениями культуры и искусства, государственную поддержку развития науки и образования. Т.е. развивать театр, литературу, кино, музыку, искусство, спорт, радио, телевидение и др., сохранение памятников, заповедных зон, музеев, библиотек.

  • 4) Функции налогообложения: заключаются в сбое налогов, т.к. налог все больше становится главным методом системы управления, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, юридической, внешнеполитической.

  • 5) Экологическая функция — выражается в разработке природоохранительного законодательства, с помощью которого устанавливается правовой режим природопользования, в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов.

  • 6) Функция охраны прав и свобод гражданина, всех форм собственности, правопорядка – деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой “человек, его права и свободы являются высшей ценностью”.

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

Средствами выполнения функций государства являются право и принуждение.

Запомнив и поняв все четыре составные части вы сможете легко назвать рассмотренное нами определение государства целиком: «Государство – это высшая форма организации общества, которая обеспечивает на своей территории защиту и согласование индивидуальных, групповых и общеобщественных интересов с помощью права и аппарата принуждения».

Признаки государства – это те свойства и особенности, которые отличают его от других форм организации общества. Их много и разные авторы классифицируют их по-разному. Мы же будем разделять признаки государства в зависимости от их значения на основные (обязательные) и факультативные (необязательные).

Основные признаки непосредственно характеризуют государство и отсутствие хотя бы одного из них лишает возможности считать общественное образование государством.

Факультативные признаки, как правило, конкретизируют основные, но не являются обязательными и присущи не всем государствам.

Среди основных признаков выделяют:

1) наличие политической публичной власти. Политический характер власти означает распространение власти государства на всё население. В отличие от политической власти, например, власть дисциплинарная распространяется не на всё население, а только на подчинённых лиц того начальника, который этой властью обладает. То есть, власть Президента Украины распространяется на всё её население, а власть Директора колледжа – только на коллектив сотрудников и учащихся. Публичный характер власти означает, что управленческие решения власти доступны для ознакомления всему населению. В отличие, например, от власти военной, при которой большинство приказов и распоряжений командования являются секретными.

2) наличие определённой территории и контроль над ней. Территория является необходимым условием признания государства субъектом международных отношений. Так, например, в начале ХХ века на большей части территории современной Украины была провозглашена Украинская народная республика, которая являлась государством. Однако в начале 20-х годов эта территория была оккупирована другим государством – Союзом советских социалистических республик, в результате чего УНР как государство перестало существовать. С другой стороны, в 1948 году в мире насчитывалось 11 миллионов евреев, но еврейского государство не существовало, потому что эта нация не имела контроля ни над какой частью поверхности планеты Земля. В 1949 году на территории Палестины создано государство Израиль.

3) суверенитет. Суверенитет – это исключительное право осуществлять верховную власть в определённом государстве независимо от кого бы то ни было. Противоположностью суверенитета являются вассалитет и протекторат, то есть разные формы зависимости государства от других государств. Источник и носитель суверенитета имеет название «суверен». В различных типах государств сувереном может быть один человек, например, монарх, диктатор и т.п., может быть группа людей, например, политическая партия, а может быть и весь народ.

Суверенитет может быть полным, формальным и частично ограниченным. Полный суверенитет присущ самостоятельным, сильным государствам, например России, США, Великобритании, Франции и др. Формальный суверенитет означает наличие фактической зависимости государства от внешних субъектов при юридическом провозглашении суверенитета. Ограниченным суверенитет становится тогда, когда государство принудительно или добровольно отказывается от части своих полномочий.

Добровольно это происходит тогда, когда государство вступает в международные международные организации или образует федерацию с другими государствами. Так, например США, Мексика, Австралия и некоторые другие государства образованы в результате добровольного ограничения суверенитета их составных частей, которые сами по себе являются государственными образованиями. Федеративное устройство имел и Союз советских социалистических республик. Принудительное же ограничение суверенитета вводится в отношении побеждённых государств. Так, например, после ІІ мировой войны был принудительно ограничен суверенитет Японии.

4) верховенство власти. Верховенство государственной власти означает существование только лишь одной власти в государстве и наличие у неё возможности отменять решения любой другой социальной власти. Например, в Украине существует только одна политическая власть, которая разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Будучи триедина, эта власть является верховной, потому что имеет возможность отменять решения субъектов любой другой власти, например, религиозной, дисциплинарной, экономической.

5) наличие возможности самостоятельно разрабатывать общеобязательные правила поведения, то есть правовые нормы. Возможность правотворчества является неотъемлемым признаком государства, вытекающим из его основной функции и составляющая основной способ деятельности государства. То есть, государство выполняет свои функции преимущественно путём установления общеобязательных правил поведения.

6) наличие системы органов и организаций, создаваемых государством для выполнения своих функций, в том числе, аппарата принуждения. Наличие органов власти, и в частности аппарата принуждения, как признак государственности мы уже рассматривали, поэтому повторно останавливаться на нём не будем. Но рассмотрим взаимосвязь таких признаков государства, как нормотворчество и принуждение. На их взаимосвязь нет единого взгляда в науке, поэтому я выскажу лишь своё собственное мнение, не являющееся единственно возможным.

Правотворчество, то есть установление обязательных для всех правил поведения в государственной деятельности превалирует, имеет большее значение по сравнению с работой аппарата государственного принуждения к исполнению этих правил. Это происходит потому, что подавляющее большинство норм права исполняются добровольно, без наличия принуждения и без угрозы со стороны государства.

Более того, обязательность разумного, рационального закона обеспечивается в большей степени силой внутреннего убеждения в его правильности и полезности, нежели внешней угрозой наказания за невыполнение его. Из этого следует важный вывод о том, что целью существования аппарата государственного принуждения является не насаждение установленных государством правовых норм, а наоборот, противодействие исполнению негосударственных и антигосударственных правил поведения, например, животных, экстремистских или криминальных обычаев.

К факультативным признакам государства относят:

1) наличие Конституции. Этот признак не является обязательным, поскольку государство может без него существовать. Например, Украина как государство существует с 1991 года, а Конституция Украины появилась только 28.06.1996 года.

2) наличие государственных символов. К ним принадлежат Государственный гимн, Государственный флаг и герб государства. Но они также не являются обязательными. Вот, например, Государственный герб Украины отсутствует, но это нисколько не мешает ей существовать.

3) наличие гражданства. Гражданство или подданство не являются обязательными признаками государства, но не потому, что государство может существовать без своих граждан, а потому, что эти понятия не соотносятся по размеру. Гражданство не может существовать без государства, оно возникает в результате установления взаимоотношения между государством и населением территории, на которой оно существует. Но не ограничивается этим. Так, например, во многих государствах допускается двойное гражданство, при котором один и тот же человек может быть признан одновременно гражданином нескольких государств, а кроме того, в большинстве государств широкие права предоставляются иностранцам, лицам без гражданства и беженцам.

4) наличие денежной единицы. В настоящее время этот признак утрачивает своё значение в результате процессов глобализации. Поэтому я считаю, что он является не только факультативным, но и устаревшим.

5) наличие вооружённых сил. Этот признак также не является характерным исключительно для государства, и так же, как и предыдущий всё более утрачивает своё значение в результате мировой тенденции ко взаимному проникновению государственных экономик и политических систем. Армия с древнейших времён служила для захвата и удержания материальных ресурсов, богатств, в том числе территорий. Однако в современном мире богатства становятся нематериальными, большую часть мирового ВВП составляют информационные продукты, а их невозможно ни захватить, ни удержать военными средствами.

6) участие государства в деятельности международных организаций. Этот признак также не является обязательным, потому что такое участие для государств является добровольным, а также потому, что в истории человечества есть примеры участия в деятельности международных организаций субъектов, не являющихся государствами. Так, Украина стала членом и соосновательницей Организации объединённых наций, не являясь государством, – в 1945 году.

С учётом рассмотренных нами признаков, можно усложнить определение понятия «государства» и понимать его как распространяющуюся на определённую территорию особую форму организации общества, характеризующуюся наличием политической публичной власти, имеющей суверенитет и осуществляемой в деятельности государственных органов, которые своими решениями придают общеобязательный характер правилам, основной задачей которых является регулирование общественных отношений.

ГИА по обществознанию

Государство — политическая организация общества, действующая на определенной территории в качестве средства, выражающего интересы всех слоев общества, и механизма регулирования, управления и подавления общества. Государство отделено от общества, действует на основе права и принуждения в отношении всех представителей общества и осуществляет согласование интересов отдельных слоев общества. 1

Признаки, которые отличают государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем:

  • Наличие определенной территории- юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);
  • Суверенитет — государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики;
  • Многообразие используемых ресурсов — государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления своих полномочий;
  • Стремление к представительству интересов всего общества — государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп;
  • Монополия на легитимное насилие — государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей;
  • Право сбора налогов — государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач;
  • Публичный характер власти — государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;
  • Наличие символики — государство имеет свои признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д.

В ряде контекстов понятие «государство» воспринимают как близкое по значению к понятиям «страна», «общество», «правительство», но это не так.

Страна — понятие прежде всего культурно-географическое. Этот термин обычно употребляется в тех случаях, когда говорят о площади, климате, природных зонах, населении, национальностях, религиях и т.д. Государство — понятие политическое и обозначает политическую организацию той иной страны — форму ее правления и устройства, политический режим и т.д.

Общество — понятие более широкое, чем государство. Например, общество может быть надгосударственным (общество как все человечество) или догосударственным (таковы племя и первобытный род). На современном этапе понятия общества и государства тоже не совпадают: публичная власть (скажем, слой профессионалов-управленцев) относительно самостоятельна и обособлена от остального общества.

Правительство — только часть государства, его высший распорядительный и исполнительный орган, инструмент осуществления политической власти. Государство — устойчивый институт, в то время как правительства приходят и уходят. 2

Основными теориями происхождения государства принято считать следующие:

Теологическую теорию. Это теория о божественном начале в происхождении государства. Согласно данной концепции государство было создано и существует в современном мире по воле Бога, при этом право считается божественной волей. Таким образом, считалось, что власть церкви имеет более высокое положение, находится над светской властью, монарх при вступлении на престол освящался церковью, почитался представителем Бога на земле. Сторонники теологической теории: Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве и др.

Патриархальную теорию. Согласно данной теории государство произошло в результате исторического развития семьи. Разросшаяся семья превратилась в государство. Поэтому монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые обязаны его слушаться и относиться к нему с большим почтением. Обязанность же монарха — забота о своих подданных и справедливое управление ими. Сторонниками патриархальной теории являются: Аристотель, Конфуций, Р. Филмер, Н.К. Михайловский и др.

Договорную теорию. По этой теории государство является продуктом человеческого разума, но не проявлением воли Бога. В результате государство возникло вследствие заключения людьми общественного договора между собой, для того чтобы обеспечить общую пользу и интересы. Если же будут нарушены или не выполнены условия общественного договора, то народ вправе расторгнуть его, причем даже через революцию. Сторонники договорной теории: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.

Материалистическую теорию. В соответствии с этой теорией образование государства стало результатом трансформации общества под действием социально-экономических причин. Сторонники материалистической теории: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов.

Психологическую теорию. Данная теория состоит в том, что возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим. Сторонники психологической теории: Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд и др.

Теорию насилия. Сторонники теории насилия считают, что государство возникло как результат насилия, через завоевания более слабых и беззащитных народов более сильными и организованными племенами. Представители теории насилия: Е. Дюринг, К. Каутский и др.

Патримониальную теорию. Согласно патримониальной теории государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле. Сторонник патримониальной теории — А. Галлер.

Органическую теорию. Сторонники органической теории считали, что государство появилось и развивалось дальше как биологический организм. Представители органической теории: Г. Спенсер, А.Э. Вормс и др. 3

Функции государства — основные направления деятельности государства:

К внутренним функциям государства относятся:

  • Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
  • Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
  • Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
  • Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
  • Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
  • Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.
  • Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.
  • Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

К внешним функциям государства относятся:

  • Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства.
  • Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
  • Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами. 4

Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:

  • форма правления — определяет кому принадлежит власть;
  • форма государственного устройства — определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;
  • политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Форма государственного правления

Под формой правленияпонимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Монархия может быть:

  • абсолютная (всевластие главы государства);
  • конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).

Республика может быть:

  • парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);
  • президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом);
  • смешанная (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом и парламентом).

Формы государственного устройства

Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:

  • Унитарные
  • Федеративные
  • Конфедерации

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).

Унитарные государства- это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

  • существование одноуровневой системы законодательства;
  • подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);
  • существование только одного гражданства;

Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).

Федерация облагает такими признаками:

  • союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;
  • наличие двухуровневой системы государственных органов;
  • двухканальная система налогообложения.

Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.

Политический режим

Политический режим — система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества.

Политический режим может быть: демократическим и антидемократическим; государство — правовым, авторитарным, тоталитарным. 5

Понятие, сущность и признаки государства

2.1 Понятие и основные признаки государства

Определение:

Государство– это суверенная, универсальная политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая особым аппаратом управления и принуждения, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе, веления которой обязательны для населения всей страны.

Основные признаки государства:

1. Территориальный принцип организации власти в обществе.

2. Наличие особой публичной власти в виде аппарата управления и принуждения. Для государства характерно наличие особой группы людей, которые занимаются только управлением и освобождаются на этом основании от производительного труда.

3. Наличие налогов и займов как особых денежных средств, на которые содержится аппарат управления и принуждения.

4. Монопольное право государства на правотворчество, что выражается в неразрывной связи, взаимозависимости и взаимодействии государства и права. Эта связь носит двоякий характер: с одной стороны, государство гарантирует право, устанавливает нормы права, обеспечивает их силой государственного принуждения и создает механизм их реализации. С другой стороны, право устанавливает границы всевластию государства, определяет рамки его деятельности. Нормы, установленные законодателем (государственными законодательными органами), являются обязательными для исполнения и самим государством.

5. Универсальность государственной власти. Означает, что власть государства распространятся на всех, кто находится на данной территории, полностью охватывает всю территорию данного государства.

6. Суверенитет. Государственная власть суверенна, т. е. независима от всякой иной власти как внутри страны, так и за ее пределами.

2.2 Сущность государства и ее проявления

Сущность–это главное в предмете (явлении, процессе), что определяет его качественное своеобразие, все стороны, характеристики, взаимосвязи и отличает его от всех иных явлений окружающей действительности. Существует два основных подхода к сущности государства: классовый и общесоциальный.

С точки зрения классового подходасущность государства в том, что оно есть аппарат подавления эксплуатируемых классов господствующим классом. Этот подход верно характеризовал сущность ряда исторических типов государства (рабовладельческого, феодального, буржуазного), но не может объяснить сущность современных государств. Для государства с классовой сущностью характерно наличие классов, интересы которых антагонистичны, взаимно исключают друг друга.

С точки зрения общесоциального подходагосударство – средство достижения консенсуса, компромисса в обществе. Оно должно принять меры для предотвращения, сглаживания возможных конфликтов, противоречий между различными слоями, группами населения. Для современного общества характерно наличие различных социальных групп, интересы которых могут быть удовлетворены параллельно, не в ущерб другим социальным слоям. Задача современного государства – найти возможности для максимально полного удовлетворения интересов всех социальных групп, не допуская противоречий между ними.

В сущности любого государства присутствуют и классовый, и общесоциальный аспекты. На определенном этапе исторического развития доминирующим становится либо классовое, либо общесоциальное проявление сущности государства.

Сущность государства проявляется в трех сущностными характеристиками государства:

1. Государственная власть;

2. Суверенитет;

3. Политический режим государства.

2.2.1 Государственная власть

Смысл любого государства сводится к тому, чтобы осуществлять власть в обществе. Власть– это реальная возможность проводить в жизнь свою волю, подчинять своей воле волю других субъектов. Однако охарактеризовать сущность государства только через категорию власти будет недостаточным. Эта власть дополняется другими важнейшими характеристиками: суверенностью, которая определяет качественную специфику государственной власти, и политическим режимом, который отражает средства и методы осуществления этой власти. Только совокупность этих характеристик позволяет полностью раскрыть сущность государства.

Признаки власти:

– всякая власть социальна. Она складывается, проявляется в отношениях между людьми, т. е. в обществе (социуме);

– власть имеет волевой характер, т. е. это проявление человеческой воли. Воля – это сторона сознания человека, активная, деятельная, выражающаяся в стремлении изменить окружающую среду, изменить отношения человека;

– всякая власть обладает определенными средствами для осуществления.

В зависимости от областей, в которых власть проявляется выделяют: экономическую , идейную, семейную, политическую и иную власть. Применительно к специфике изучаемого предмета наибольший интерес представляет политическая власть. Политика – это особая сфера жизни общества, в которой выражаются интересы значительных групп людей, связанная с выражением социальных, национальных интересов. Также, политика – это область жизни общества, связанная с осуществлением власти. Политическая власть – это реальная способность государственных, общественных организаций, отдельных лиц, обладающих властными полномочиями, проводить в жизнь свою волю, выраженную в законах и иных политических решениях. Государственная власть является разновидностью политической власти. Помимо государственной, к политической власти относят партийную власть, власть профсоюзных организаций, иных общественных образований политического характера.

Государственная властьотличается от иных видов политической власти наличием двух отличительных черт:

– монополия на издание общеобязательных велений;

– монополия на применения государственного принуждения.

Признаки государственной власти:

– всеобъемлющий характер (универсальность), т. е. государственная власть распространяется на всю территорию и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этой территории;

– возможность законно применять принуждение;

– прерогатива государственной власти, т. е. возможность разрешить, приостановить, запретить, признать ничтожным проявление любой иной власти на своей территории;

– структурированность государственной власти, т. е. Ее проявление вовне в виде особого аппарата, в котором все органы связаны между собой иерархической соподчиненностью. Кроме этого, каждый орган имеет определенную жесткую структуру: состоит из органов и должностных лиц, связанных между собой иерархической соподчиненностью;

– наличие особых каналов для передачи своих велений, которых нет у иных властей (право, законодательство) и особые средства воздействия на население, которых нет у иных властей (систему исправительных учреждений, милицию, внутренние войска и т. д.);

– государственная власть – всегда авторитет. Авторитет определяется различными факторами, чаще всего – это насилие, принуждение, но может быть и подлинный авторитет (легитимность);

– монополия на правотворческую деятельность;

– разделение властей.

Структуру государственной власти составляют:

1. Субъект (государство в лице его органов);

2. Объект (подвластные, население государства);

3. Властеотношения (отношения между субъектом и объектом по поводу власти, в которых государство проводит в жизнь свою волю).

Государственная власть имеет множество самых различных характеристик, в частности, государственную власть можно рассматривать с точки зрения ее легитимности. Легитимность означает поддержку власти народом, готовность народа исполнять законы, требования власти. Следует различать легитимность и легальность. Легальность(формальная легальность) означает законность власти, то, что власть установлена законным путем, осуществляется в соответствии с существующими законами.

Легитимностьхарактеризуется тремя моментами:

– формальная легальность;

– истинная легитимность, т. е. поддержка власти населением;

– преемственность власти (смена власти должна происходить законным путем, без насильственных переворотов).

Выделяют три вида (теории) легитимности(которые объясняют причины, по которым данная власть может пользоваться поддержкой народа):

– традиционная легитимность;

– харизматическая легитимность;

– рационально-правовая легитимность.

2.2.2 Суверенитет государственной власти

Суверенитет– это политико-правовое свойство государственной власти, которое выражает ее верховенство внутри страны и независимость от всякой иной власти за пределами страны. Суверенитет имеет внутреннюю и внешнюю стороны.

Внутренний суверенитет – это верховенство государственной власти внутри страны, ее независимость от всякой иной власти внутри страны (власти политических партий, общественных организаций и т. д.). Внутренняя сторона суверенитета выражается в следующих свойствах государственной власти:

– универсальность;

– прерогатива;

– наличие особых средств для передачи своих велений (право, законодательство);

– наличие особых средств воздействия на население, каких нет ни у какой иной власти (правосудие, армия).

Внешний суверенитет – это независимость государственной власти от всякой иной власти за пределами страны. Внешняя сторона суверенитета выражается в следующих характеристиках:

– государственная власть способна самостоятельно проводить в жизнь внешнюю политику, строить взаимоотношения с другими государствами;

– никто не вправе вмешиваться во внутренние дела государства;

– государство вправе по своему усмотрению создавать межгосударственные объединения, вступать в уже существующие объединения, а также обладает правом свободного выхода из межгосударственных союзов;

– государство обеспечивает собственную территориальную целостность и неприкосновенность;

– государство вправе по своему усмотрению вступать в экономические, культурные, иные связи с другими государствами и др.

2.2.3 Политический режим. Виды политических режимов

Политический режим– это совокупность приемов и способов осуществления государственной власти, показывающих степень участия населения в управлении государством. Также, под политическим режимомпонимают организационные средства осуществления государственной власти, в основе которых лежат определенные принципы организации властных отношений.

В основе политического режима лежат два принципа:

• принцип демократизма;

• принцип авторитарности.

Принцип демократизма характеризуется следующими моментами:

• равноправие сторон во всех видах общественных отношений;

• государственная власть основана на соглашении сторон, не навязана обществу;

• взаимная ответственность личности и государства;

• наличие свободы выбора варианта поведения;

• наличие системы местного самоуправления для решения вопросов местного значения;

• действует общедозволительное регулирование в праве.

Принцип авторитарности характеризуется следующими чертами:

• диктат государства и его органов;

• наличие жесткой дисциплины и безоговорочного подчинения всем решениям органов государства;

• односторонняя ответственность личности перед государством;

• разрешительный тип регулирования в праве.

Сочетание этих двух принципов дает конкретный вид политического режима. С большой долей условности все политические режимы можно разделить на три вида:

• тоталитарный;

• авторитарный;

• демократический.

Для тоталитарного политического режимахарактерно:

• стирание граней между обществом и государством, огосударствление всех сторон общественной жизни;

• моноидеология – политическая доктрина, которая признается единственно верной и возможной;

• наличие единственной хорошо организованной политической партии, которая и призвана проводить в жизнь официальную идеологию.

• сращивание партийного и государственного аппарата;

• монополия в сфере экономики;

• отсутствие политического плюрализма;

• применение физического террора и устрашения в отношении граждан.

Для авторитарного политического режимахарактерно:

• наличие ярко выраженного лидера государства, который играет решающую роль и на котором замыкается весь процесс принятия властных решений;

• отсутствие моноидеологии;

• отсутствие единой политической партии;

• законодательная власть подчинена исполнительной;

• допускается ограниченный плюрализм – до тех пор, пока он не наносит ущерба существующей системе.

• граждане не подвергаются репрессиям и террору – опять-таки до тех пор, пока они активно не противостоят существующему режиму.

Демократический политический режим отличается тем, что его достаточно сложно сформировать в обществе, общество должно быть готово к его восприятию. Предпосылки для формирования демократии:

• наличие различных форм собственности, и прежде всего частной;

• экономическая свобода товаропроизводителя;

• высокий уровень демократизма в обществе, наличие демократических институтов.

Чертыдемократического политического режима:

• парламентаризм и разделение властей;

• наличие политического плюрализма в обществе;

• многопартийность;

• наличие гарантированных прав и свобод;

• равенство всех перед законом;

• легитимность государственной власти.

Следует подробнее остановиться на принципах парламентаризма и разделения властей.

В современной интерпретации главная идея принципа разделения властей состоит в том, что ни один из органов государства не может сосредоточить в своих руках всю полноту государственной власти. Вся государственная власть делится на три ветви:

• законодательная власть (имеет монопольное право на разработку и издание законов);

• исполнительная власть (призвана проводить в жизнь, исполнять предписания законодательной власти, для чего может издавать подзаконные акты и индивидуальные властные распоряжения на основе законов);

• судебная власть (является независимой и призвана разрешать всевозможные конфликты, прежде всего — между органами законодательной и исполнительной власти).

Противоположностью этого принципа является принцип единства государственной власти.В основе принципа разделения властей лежит т. н. система сдержек и противовесов.Это означает, что каждая власть обладает определенными рычагами воздействия на другие ветви власти, с помощью которых она может контролировать их деятельность.

Законодательная власть:

• в ее руках находится основное средство воздействия – бюджет государства;

• осуществляет контроль за назначением на высшие должности в правительстве;

• в руках законодательной власти находится смещение с должности президента и привлечение его к уголовной ответственности;

• может поставить вопрос об отставке правительства;

• принадлежит право ратифицировать международные договоры, подписанные правительством.

Исполнительная власть:

• обладает правом законодательной инициативы (правом вносить законопроекты на рассмотрение законодательного органа);

• обладает правом вето (т. е. возможностью наложить запрет на вступление в силу законодательного акта, принятого парламентом);

• обладает правом роспуска парламента;

• получает особые средства воздействия при существовании практики делегированного законодательства, т. е. передача органом своих полномочий на издание акта по определенному вопросу другому органу.

Судебная власть.

• осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов;

• рассматривает конфликты между органами государства (в частности, между органами законодательной и исполнительной власти по поводу их компетенции);

• рассматривает внутрифедеральные конфликты – между субъектами федерации.

Классическое воплощение принцип разделения властей получает в президентской республике, предполагающей сильную исполнительную власть.

Принцип парламентаризма. Он тесно связан с принципом разделения властей (может быть претворен в жизнь лишь на основе принципа разделения властей). Парламентаризм– это система государственного руководства обществом, которая обеспечивает верховенство парламента в системе органов государства. Суть принципа парламентаризма сводится к тому, что парламент должен выступать в качестве противовеса исполнительной власти. Эти функции парламента выражаются в следующих чертах парламентаризма:

• осуществление контроль за расходованием бюджета;

• осуществление контроля за кадровым составом правительства (от него зависит утверждение кандидатур высших должностных лиц правительства).

• установление правовых основ организации и деятельности исполнительной власти (создает законы, определяющие структуру, порядок создания, набор полномочий органов исполнительной власти).

• верховенство парламента в системе органов государства;

• профессиональной основа работы парламента;

• неприкосновенность депутата парламента;

• отсутствие императивного мандата, т. е. депутаты не связаны предвыборными обещаниями со своими избирателями.

2.3 Классификация современных государств и их разновидности

С точки зрения логики, типология представляет собой прием познания, в основе которого лежит расчленение множества виды с помощью некоторого основания (признака), а также обобщенной, идеализированной модели или типа; а также результат типологического описания и сопоставления.

Типология государств осуществляется она в основном с позиции двух подходов, а именно:

• формационного;

• цивилизационного.

При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства. Исторический тип государства– это государство определенной общественно-экономической формации, характеризуемое: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы государства: рабовладельческий; феодальный; буржуазный; социалистический.

Это очень жесткая классификация, она не позволяет охватить все многообразие существовавших и существующих государств. Эта типология неприменима к современным государствам. Поэтому делаются попытки обратиться к другим вариантам типологии.

При цивилизационном подходе основным критерием выступают культурные, религиозные, национальные и т. п. признаки. Цивилизация– это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, причем религия и формы организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло -остаются неизменными. Цивилизация – это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

Выделяются следующие типы цивилизаций (Дмитрук В. Н.):

• древние государства;

• средневековые государства;

• современные государства.

Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 5560;