Понятие юридического процесса

Гражданское судопроизводство как вид юридической деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС

УДК 347.9

Е. В. Силина

Гражданское судопроизводство как вид юридической деятельности

В статье рассматриваются отдельные особенности гражданского судопроизводства как одного из видов юридической деятельности в связи с дискуссионностью вопросов понятия, содержания, видов и форм юридической деятельности. Делается вывод о том, что судебная деятельность, связанная с осуществлением правосудия, является разновидностью публичной правоприменительной деятельности. Отмечается различие понятий судебной деятельности и правоприменительной деятельности суда.

Ключевые слова: гражданское судопроизводство, юридическая деятельность, судебная деятельность, правоприменительная деятельность, содержание юридической деятельности, форма юридической деятельности.

Гражданское судопроизводство — один из видов юридической деятельности. В этой связи необходимо выяснить, к какому виду юридической деятельности относится судебная деятельность вообще и гражданское судопроизводство в частности, какими процессуальными (процедурными) формами она опосредуется и т. д.

Вопросы, связанные с понятием, содержанием, видами и формами юридической деятельности, являются одними из центральных в российском правоведении. Вместе с тем в юридической литературе не без оснований

© Силина Е. В., 2017

отмечается, что «в правоведении по сути отсутствует общая теория юридической деятельности» ; деятельностный подход еще недостаточно востребован при исследовании процессуальной проблематики .

Проблемы юридической деятельности и ее конкретные разновидности: правотворческая, правоприменительная, включая судебную, и др., рассматриваются во многих научных исследованиях. В одном из них юридическая деятельность определяется как объективированная в официальных актах, опосредуемая правом, интеллектуально-волевая, управленческая, производственно-трудовая деятельность компетентных учреждений и организаций, которая осуществляется в определенных процедурно-процессуальных формах с помощью специальных юридических действий и операций, способов и средств, направленных на решение общественных задач и удовлетворение тем самым публичных и частных потребностей и интересов . В приведенном определении содержится указание на такие признаки понятия юридической деятельности, как субъекты, цели, содержание, формы и способы ее осуществления. Некоторые из приведенных в определении признаков понятия юридической деятельности нуждаются в критическом анализе.

Вряд ли можно согласиться с характеристикой юридической деятельности вообще и правоприменительной в частности, только как деятельности исключительно государственных органов . Например, Ю.В. Чуфаровский считает, что одной из отличительных черт юридической деятельности является то, что «ее осуществление составляет прерогативу государственных органов. Государство обладает монополией на нее… Поэтому государственно-властный момент составляет ее сущностное свойство, позволяющее ей служить мощным фактором преобразования общественных отношений» .

На наш взгляд, юридическую деятельность, включая правоприменительную, могут осуществлять также частные лица. Например, В.М. Сырых отмечает, что классификация юридической деятельности по субъектам осуществления приводит к ее членению на две большие сферы: юридическая деятельность а) государства и б) граждан и иных членов гражданского общества .

Действительно, основными субъектами юридической деятельности, особенно правоприменительной, выступают государственные органы (суд, прокуратура, административные органы). Однако значительную роль в осуществлении юридической деятельности играют частные лица: коммерческие и некоммерческие организации, граждане. Например, органы управления

юридических лиц в соответствии с законодательством выносят правоприменительные акты о приеме на работу и увольнении персонала, о взысканиях и поощрениях и т. д. Так же действует индивидуальный предприниматель, использующий наемный труд. Третейские суды, не являясь государственными судебными органами, разрешают споры и выносят решения, т. е. осуществляют юридическую деятельность.

Что касается правоприменительной деятельности как разновидности юридической деятельности, то правильнее говорить о ней не как о государственно-властной деятельности, а как о властной деятельности субъектов права (включая частных лиц), выражающейся в каком-либо организационном воздействии со стороны «управляющего» субъекта в отношении других лиц, коллективов, организаций .

Трудно согласиться также с определением правоприменения как разновидности юридической деятельности, которая «всегда связана с юридической профессией» . Дело в том, что человеческая деятельность осуществляется в правовых формах независимо от того, используют ли люди познания юристов или не используют. Например, предприниматели, учитывая требования законодательства, занимаются правовой работой, т. е. юридической деятельностью, реализуемой в процессе предпринимательства и направленной на повышение ее эффективности (договорной работой, претензионно-исковой работой и т. д.). При этом предприниматель может осуществлять юридическую деятельность как с помощью юристов, привлекаемых по трудовому или гражданско-правовому договору, так и самостоятельно, т. е. без привлечения специалистов, обладающих юридическими знаниями. Это вполне законно и соответствует положению о том, что предпринимательская деятельность осуществляется лицом самостоятельно и на свой риск (ст. 2 ГК РФ) .

Юридическая деятельность пронизывает повседневную жизнь частных лиц, которые, совершая сделки и другие юридически значимые действия, самостоятельно формируют свои субъективные права и юридические обязанности. В этом смысле юридическая деятельность — это деятельность любого субъекта права, поскольку она влечет юридические последствия.

Всякая юридическая деятельность характеризуется своим содержанием и формой. Содержание проявляется в совокупности свойств внутренних элементов и процессов, образующих деятельность. Юридическая деятельность составляют отдельные правовые действия, представляющие собой внешне выраженные, социально-преобразующие, влекущие определенные правовые последствия акты субъектов права.

Форма юридической деятельности выражается в способах внешнего выражения ее содержания. Обычно к формам юридической деятельности относят лишь правовые акты, в которых проявляются и закрепляются юридические действия, способы и средства их осуществления, вынесенные решения . Выделяют внутреннюю и внешнюю форму юридической деятельности.

Внешняя форма — это правовые акты (нормативные, административные, судебные, иные индивидуально-правовые акты) как способы выражения вовне содержания юридической деятельности. К внутренней форме юридической деятельности, т. е. способам ее организации, внутренней связи элементов ее содержания, относится процедурно-процессуальная форма юридической деятельности, которая, в самом общем виде проявляется в регламентированном правовом порядке совершения правовых действий .

Процедурная форма юридической деятельности закладывает программу, алгоритм деятельности, обеспечивает порядок, целеустремленное движение субъектов права к определенному результату. Отдельные разновидности юридической деятельности (законодательная, судебная, административная) имеют достаточно развитую внутреннюю форму, другие (правоконкретизирующая, координирующая, и пр.) — менее совершенную, т. е. упрощенную. Но в любом случае эта форма — необходимый атрибут юридической деятельности, обеспечивающий взаимную связь элементов деятельности, вносящий в их соотношение упорядоченность и четкую направленность на достижение определенного результата.

Содержание юридической деятельности играет определяющую роль, оно порождает свойственную юридической деятельности форму. Однако форма может весьма активно воздействовать на содержание. Например, нарушение правил юридической техники может свести на нет все усилия субъектов юридической деятельности по достижению запланированного результата; нарушение процедурных требований и неправильное оформление правовых актов влечет отмену вынесенного решения и т. д.

Таким образом, исходя из потребностей общества, создаются определенные органы публичной власти и соответственно выделяются виды публичной юридической деятельности: правотворческая (законодательная) и правоприменительная (административная и судебная) деятельность .

Правотворческая юридическая деятельность осуществляется в рамках определенных процедур, направлена на создание, изменение и прекращение юридически обязательных правил поведения, и связана с деятельностью опре-

деленных компетентных органов, принимающих в пределах своей компетенции нормативные акты. Например, федеральные законы принимают федеральные законодательные органы, законы субъектов РФ принимаются представительными (законодательными) органами субъектов РФ и т. д.

Правоприменительная деятельность напрямую связана с правотворческой, является ее следствием и продолжением . В то же время она является самостоятельной формой деятельности по реализации права, наряду с такими ее формами, как использование, соблюдение, исполнение правовых норм . Другие авторы подчеркивают, что применение права на самом деле является не формой реализации права, а особым способом властной реализации права, необходимым в тех случаях, когда участники непосредственной реализации не могут по тем или иным причинам осуществить свои права и обязанности собственными действиями. Таким образом, правоприменительная деятельность носит восполнительный, обслуживающий, обеспечительный характер в отношении форм реализации права. Так, С.С. Алексеев отмечает, что применение права присоединяется к процессу правового регулирования на заключительной стадии.

Действительно, реализация права в формах использования, соблюдения, исполнения правовых норм осуществляется участниками гражданского общества (гражданами, юридическими лицами) самостоятельно, непосредственно и добровольно. Если же на пути реализации права возникают какие-либо препятствия, включается механизм властного, в частности государственного воздействия на общественные отношения. Субъекты правоприменительной деятельности (суды, административные органы и т. д.), обладающие властными полномочиями, применяют правовые средства для разрешения конкретного дела (спора) в отношении других лиц.

Так, для приобретения права собственности на недвижимое имущество необходим акт государственной регистрации права на недвижимое имущество, т. е. осуществление правоприменительной деятельности государственным органом регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Если возникает правовой спор, он разрешается судом, который устанавливает наличие или отсутствие конкретных фактов, имеющих юридическое значение; изымает вещь из чужого незаконного владения; применяет меры юридической ответственности и т. д. Закон предусматривает, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный или третейский суд. В случаях, предусмотренных законом, защита

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гражданских прав осуществляется в административном порядке. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде (ст. 11 ГК РФ).

Таким образом, публичную правоприменительную деятельность можно определить как властную юридическую деятельность, осуществляемую субъектами права в рамках определенных процедур и направленную на обеспечение нормальной реализации права. В зависимости от общественных потребностей, системы государственных органов и других критериев классификации публичной правоприменительной деятельности выделяется множество ее разнообразных видов и форм.

Важнейшей разновидностью публичной правоприменительной деятельности является судебная деятельность, связанная с осуществлением правосудия, которое реализуется в строгих рамках определенного судопроизводства, регламентированного процессуальными кодексами. Это кардинальным образом отличает судопроизводство от административного производства, осуществляемого органами исполнительной власти. Гражданское судопроизводство регламентировано Гражданским процессуальным кодексом РФ и Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Следует подчеркнуть также различие понятий судебной деятельности и правоприменительной деятельности суда. Судебная деятельность связана не только с правоприменительной деятельностью, но и с другими видами юридической деятельности: а) по соблюдению, исполнению, использованию права и б) юридическому толкованию норм права.

Список литературы

1. Алексеев С.С. Общая теория права: в 2 т. — М.: Юрид. лит., 1981. — Т. 1. —

360 с.

2. Васильев А.М. Правоприменение в Советском государстве / отв. ред. И.Н. Кузнецов, И.С. Самощенко. — М.: Юрид. лит., 1985. — 304 с.

3. Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права. — М.: Юрид. лит., 1976. — 118 с.

4. Горшенев В.М., Дюрягин И.Я. Правоприменительная деятельность // Сов. гос-во и право. — 1969. — № 5. — С. 26.

5. Карташов В.Н. Теория правовой системы общества: учеб. пособие: в 2 т. -Ярославль: ЯрГУ, 2005. — Т. I. — 547 с.

6. Карташов В.Н. Юридическая деятельность: проблемы теории и методологии: дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.01. — М., 1990. — 414 с.

8. Лукич Р. Методология права. — М., 1981. — С. 27.

10. Попондопуло В. Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: учеб. -3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2008. — 800 с.

11. Сырых В. М. Социология права: учеб. — 4-е изд., доп. и перераб. — М.: Юс-тицинформ, 2012. — 473 с.

12. Чуфаровский Ю.В. Юридическая деятельность: понятие и структура, ее ценность и значимость // Юрист. — М.: Юрист. — 1999. — № 4. — С. 13-18.

13. Явич Л. С. Общая теория права. — Л., 1971. — С. 201.

Сведения об авторах

Аверкова Галина Валерьевна — соискатель кафедры криминалистики, Саратовская государственная юридическая академия. E-mail: Averkova_galina@mail.ru

Агаджанян Арман Владимирович — магистрант, Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия. E-mail: aga-arman@yandex.ru

Андреева Елена Михайловна — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и международного частного права, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина. E-mail: Elenaandreeva09@mail.ru

Аресова Олеся Сергеевна — студентка юридического факультета, Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина. E-mail: maisner@rx24.ru

Брежнев Дмитрий Максимович — аспирант юридического факультета, Институт правоведения и предпринимательства. E-mail: el2.1@ya.ru

Булышева Наталия Николаевна — старший инспектор отдела кадров и работы с личным составом, ИК-4 ФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. E-mail: natali-0727@bk.ru

Воскресенская Елена Владимировна — доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры юриспруденции и судебно-технической экспертизы, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. E-mail: elenvoskr@mail.ru

Гневко Андрей Викторович — кандидат юридических наук, помощник президента, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики. E-mail: fisova2018@ yandex.ru

Зуев Андрей Вячеславович — кандидат исторических наук, преподаватель, Ленинградский областной филиал Санкт-Петербургского университета МВД России майор полиции.

Индык Константин Петрович — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры истории Отечества, науки и культуры, Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет). E-mail: konsindO 1 @rambler.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Капранова Татьяна Сергеевна — магистрант юридического факультета, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина. E-mail: kapranovatatiana@mail.ru

Кублицкая Ольга Викторовна — кандидат филологических наук, магистрант юридического факультета, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина. E-mail: rio@lengu.ru

Литвинова Юлия Михайловна — кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного права, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина. E-mail: jul-ltv@mail.ru

§ 6. Юридический процесс

Процесс буквально переводится как «движение вперед». В юридической практике он означает порядок осуществления деятельности следственных, административных, судебных органов близким ему по значению является
термин «процедура» — официально установленный порядок при обсуждении, ведении какого-либо дела.

Большой вклад в создание учения о юридическом процессе как особой системе обеспечения режима законности внес В.М. Горшенев.

Важнейшие особенности юридического процесса заключаются в том, что он урегулирован процессуальными нормами, а направлен на реализацию норм материального права. Поэтому чтобы понять, что такое юридический процесс, каковы его место и назначение в правовой практике, необходимо помнить, что роль материальных и процессуальных норм в правовом регулировании различна.

Нормы материального права определяют субъективные права, юридические обязанности, юридическую ответственность граждан и организаций, т.е. составляют основное содержание права. Существенными признаками права, как уже отмечалось, являются его

обеспеченность возможностью

государственного принуждения, связь с государством. Это означает, что органы государства активно включаются в деятельность, направленную на реализацию права, на проведение его в жизнь. Подобная разнообразная деятельность и обозначается термином «юридический процесс». Связь и единство права и процесса отмечены К. Марксом: «Материальное право… имеет свои необходимые, присущие ему процессуальные формы…О душ и тот же дух должен одушевлять судебный процесс и законы, ибо процесс есть только форма жизни закона, следовательно, проявление его внутренней жизни». Таким образом, процесс вторичен по отношению к материальному праву, производен от него, является формой его жизни. Аналогичный вывод можно сделать относительно процессуальных норм, регутируюшцх процессуальное производства

К. Маркс в своих выводах следовал

континентальной традиции, заложенной школой естественного права. Принципиально иное место занимает юридический процесс в англосаксонской правовой системе. Здесь судебные процедуры явились основой развития правовой системы. Судьи должны были строжайшим образом соблюдать все процессуальные правила при установлении фактических обстоятельств рассматриваемого дела, но не были связаны какими-либо нормами при вынесении решения по нему. Лишь постепенно стремление к единству и непротиворечивости судебной практики привело к становлению прецедентного права. Судебный прецедент стал основным источником права в Англии, т.е. материальное право сформировалось на базе юридического процесса.

В современной правовой науке юридический процесс получил более широкую трактовку и связывается не только с правоприменением, но и с правотворчеством.

Законодательный процесс осуществляется на основе соответствующего регламента и рассматривается как разновидность юридического процесса, поскольку регламент содержит процессуальные нормы,

регулирующие порядок законодательной деятельности.

Юридический процесс — это

урегулированный процессуальными нормами

порядок деятельности компетентных государственных органов, состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений общего или индивидуального характера.

В правовом государстве или в государстве, которое стремится стать правовым, вся деятельность органов и должностных лиц должна быть организована так, чтобы она протекала в определенных правовых формах, т.е. по заранее установленным юридическим правилам.

Особенности юридического процесса

заключаются в следующем.

• Во-первых, это властная деятельность компетентных органов и должностных лиц;

• во-вторых, это деятельность, осуществление которой урегулировано процессуальными нормами;

• в-третьих, это деятельность, направленная на принятие юридических решений общего (нормативные акты) или индивидуального (акты применения права) характера.

Юридический процесс — это сложная, длящаяся во времени деятельность, состоящая из процессуальных стадий, которые имеют строго определенную последовательность. По содержанию он представляет собой цепь взаимосвязанных процессуальных действий и процессуальных решений, фиксируемых в соответствующих документах. Например, в жде расследования уголовного дела следователь выполняет такие процессуальные действия, как осмотр места происшествия, обыск, допрос свидетеля, изъятие вещественных доказательств
и т.д., и выносит различные процессуальные решения — постановления о возбуждении уголовного дела, о производстве обыска в квартире подозреваемого, о привлечении лица в качестве обвиняемого и т.п. При этом следователь, принимая процессуальные решения и выполняя процессуальные действия, руководствуется требованиями уголовно­процессуального закона. На законодательном уровне регламентируются также принятие законов в парламенте, рассмотрение дел об административных правонарушениях, работа комиссий по назначению пенсий, деятельность всех иных органов правотворчества и правоприменения.

По характеру принимаемых решений юридический процесс может быть правотворческим и правоприменительным.

Результат правотворческого процесса

-нормативные правовые акты. Процедуры принятия нормативных актов и степень урегулированности этих процедур

процессуальными различаются в правотворчества:

нормами зависимости парламент,

существенно от органа Президент,

министр, областная дума, губернатор области, руководитель предприятия и т.д. Особую значимость имеет законодательный процесс, а потому со стадии законодательной инициативы и до вступления закона в силу он регулируется Конституцией Российской Федерации,

федеральными законами, регламентами

Государственной Думы и Совета Федерации.

Результат правоприменительного процесса -принятие индивидуального юридического решения по рассматриваемому делу или вопросу. Процедуры принятия

правоприменительных решений многообразны. Они более просты для органов и должностных лиц исполнительно-распорядительной власти (указ Президента РФ о назначении на должность министра, приказ руководителя о приеме работника на работу и т.п.). Наиболее сложны процедуры принятия актов юрисдикционных
органов, правоприменительный процесс в которых в зависимости от характера принимаемого решения подразделяется на следующие виды:

1) производство по установлению фактов, имеющих юридическое значение. Такая процедура предусмотрена, например, нормами Гражданского процессуального кодекса (ст. 247- 251);

2) процесс рассмотрения споров (например, разрешение экономических споров регулируется Арбитражным процессуальным кодексом РФ);

3) процесс определения мер юридической ответственности (так, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях содержит раздел «Производство об административных правонарушениях», производство по уголовным делам осуществляется по нормам Уголовно­процессуального кодекса.

В литературе предлагается выделить еще одну разновидность юридического процесса — праворазъяснительный. Для этого есть

некоторые основания: в ходе

праворазъяснительной деятельности издаются специфические юридические решения — интерпретационные правовые акты, которые отличаются как от нормативных, так и от правоприменительных актов. Вместе с тем законодатель пока не выделяет особой процедуры принятия актов официального толкования и, следовательно, не считает такую деятельность особым видом юридического процесса.

Специфические особенности имеет также производство по исполнению

правоприменительных решений: судебных приговоров, решений по гражданским делам, постановлений об административном аресте и других решений о применении мер государственного принуждения. Подобную правоисполнительную деятельность

государственных органов следует рассматривать как особую разновидность

правоприменительного процесса.

Виды юридического процесса различаются также по отраслевому признаку. В системе российского права есть две процессуальные отрасли: гражданское процессуальное и

уголовно-процессуальное право, регулирующие соответственно гражданское судопроизводство и предварительное расследование и судопроизводство по уголовным делам.

Существует также производство административным делам, связанным

по с

применением

ответственности,

предупредительных

государственного

мер юридической

мер пресечения,

и иных мер

принуждения.

отечественной юридической науке высказано мнение о том, что формируется новая отрасль — административное процессуальное право. С этим следует согласиться, если учесть, что совершенствование процессуального

законодательства укрепляет правовые основы деятельности должностных лиц и органов Российского государства, способствует
формированию административной юрисдикции. Таким образом, по отраслевому признаку выделяются гражданский, уголовный и административный процесс. Разновидностью гражданского процесса является арбитражный процесс. Судопроизводство в арбитражном суде регулируется Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Юридический процесс: понятие, содержание, стадии. Правовые процедуры и судебные процессы

Юридический процесс – это урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности компетентных государственных органов, состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений общего или индивидуального характера.

Особенности юридического процесса заключаются в следующем:

· во-первых, это властная деятельность компетентных органов и должностных лиц;

· во-вторых, это деятельность, осуществление которой урегулировано процессуальными нормами;

· в-третьих, это деятельность, направленная на принятие юридических решений общего (нормативные акты) или индивидуального (акты применения права) характера.

Юридический процесс — это сложная, длящаяся во времени деятельность,состоящая из процессуальных стадий, которые имеют строго определеннуюпоследовательность. По содержанию он представляет собой цепьвзаимосвязанных процессуальных действий и процессуальных решений,фиксируемых в соответствующих документах.

По характеру принимаемых решений юридический процесс может быть правотворческим и правоприменителъным. Результат правотворческого процесса — нормативные правовые акты. Процедуры принятия нормативных актов и степень урегулированности этих процедур процессуальными нормами существенно различаются в зависимости от органа правотворчества: парламент, Президент, министр, областная дума, губернатор области, руководитель предприятия и т. д. Особую значимость имеет законодательный процесс, а потому со стадии законодательной инициативы и до вступления закона в силу он регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, регламентами Государственной Думы и Совета Федерации. Результат правоприменительного процесса — принятие индивидуального юридического решения по рассматриваемому делу или вопросу.

В литературе предлагается выделить еще одну разновидность юридического процесса — праворазъяснительный

По отраслевому признаку выделяются: гражданский, арбитражный, уголовный и административный процесс.

Юридический процесс — это всегда определенная совокупность последовательно совершаемых действий и постановляемых актов. И эта совокупность может быть в известных случаях значительной, включать многие действия различного характера. Например, расследование уголовного дела, правотворчество и др.

В этой связи представляется целесообразным подразделение юридического процесса на этапы, вычленение в нем стадий. Так, в законотворческом процессе выделяются 4 стадии: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона, опубликование закона.

В судопроизводстве, как уголовном, так и гражданском, принято выделять больше стадий. Так, в теории гражданского процесса процессуальная стадия определяется как совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий, объединенных ближайшей целью. Традиционно выделяются семь стадий:

1) возбуждение судопроизводства;

2) подготовка дела к судебному разбирательству;

3) судебное разбирательство;

4) пересмотр дела в суде кассационной инстанции;

5) пересмотр дела в судах надзорной инстанции;

6) пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам;

7) принудительное исполнение судебного решения.

Юридический процесс содержит в себе как различные правовые процедуры, так и судебные процессы (судопроизводства). Данные правовые конструкции имеют немало общего. Как судебный процесс, так и любая правовая процедура представляет собой нормативно установленный порядок осуществления юридической деятельности, т.е. определенную юридическую форму. Но при ϶ᴛᴏм процессуальные формы (уголовно-процессуальная, гражданско-процессуальная и др.) регламентируют действия в судопроизводствах, устанавливая порядок отправления правосудия по гражданским, административным, уголовным делам. Процедурный режим в разных органах может быть существенно различным (ср.: процедуру принятия закона Государственной Думой и порядок прохождения гражданами врачебно-трудовой экспертной комиссии, порядок заключения брака и привлечения к административной ответственности шофера, управляющего автомашиной в нетрезвом состоянии). Нормативный режим юридических процедур и судебных процессов предполагает их обеспеченность – в той или иной степени – правовыми санкциями.

Вместе с тем между юридическое процедурой и судебным процессом есть принципиальные различия. Судопроизводство – ϶ᴛᴏ установленный законом порядок деятельности суда и участников процесса, правовая форма судебной юрисдикции по применению санкций соответствующих юридических норм для защиты и охраны субъективных прав граждан и организаций, а также для раскрытия преступления, изобличения и наказания виновных либо осуществления конституционного контроля за нормативными актами и правоприменительной практикой. Через судопроизводства процессуальными средствами осуществляется судебная власть.

Согласно статье 117 Конституции РФ, в России в настоящее время признаны следующие судебные процессы: гражданский, арбитражный, уголовный, административный и конституционный.

Процедуры применяются во внесудебных неюрисдикционных производствах: в законотворчестве, выборах депутатов, назначении на должность граждан, образовании новых юридических лиц, осуществлении прав и добровольном выполнении обязанностей. В большинстве случаев для этого достаточно реализации только диспозиций, но не санкций соответствующих норм права. Процедурные правила в первую очередь обращены к органам и учреждениям представительной и исполнительной власти.

При всем разнообразии юридических процедур они всегда – составная часть гражданского, семейного, трудового, жилищного и другого права. Стоит отметить — они закреплены материально-правовыми нормами в отличие от судебных процессов, каждому из которых должна соответствовать процессуальная отрасль права. Нормативные акты процедурного, характера обязательны в российском законодательстве – без них невозможно нормальное функционирование как отдельных правовых институтов, отраслей права, так и всего права России.

ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ) Текст научной статьи по специальности «Право»

Научная специальность

12.00.01 «<Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве» УДК 340.1

ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ)

© Романенко Н. С., 2019

Байкальский государственный университет, Иркутск, Россия

Приводится сравнительно-правовой анализ узкого и широкого понимания юридического процесса, имеющего огромное значение как для теории права, так и отраслевых юридических наук. Рассматривается один из важнейших вопросов — о классификации юридического процесса по различным основаниям. Сделан вывод о том, что в современной юридической литературе отсутствуют единые универсальные критерии классификации юридического процесса и следует отличать такие понятия, как классифицирование, группировка и систематизация. Предлагается классифицировать юридический процесс по следующим основаниям: во-первых, по предмету правового регулирования, во-вторых, по методу правового регулирования, в-третьих, по субъекту (субъектному составу), участвующему в процессе, в-четвертых, в зависимости от достижения юридически значимого результата, в-пятых, в зависимости от времени существования (сроков существования процесса), в-шестых, в зависимости от наличия определенного интереса (характера отношений), в-седьмых, по наличию определенной иерархической связи, в-восьмых, по наличию третьей независимой стороны в процессе. Предполагается, что данные критерии классификации юридического процесса являются основными, но не исчерпывающими. Каждый из приведенных критериев характеризует юридический процесс как многообразное правовое явление. Классификация позволяет рассматривать юридический процесс с различных сторон и говорить о его различных проявлениях. Классификация юридического процесса имеет важное теоретическое и практическое значение для дальнейшего исследования вопросов процессуального права в рамках теории права.

Ключевые слова: юридический процесс, теория права, классификация юридического процесса.

В современных реалиях и беспрестанных попытках реформирования процессуального законодательства Российской Федерации нельзя игнорировать вопросы, изучаемые в рамках процессуальной теории права.

Особую актуальность приобретает вопрос о юридическом процессе как особой теоретической и правовой категории. Она имеет значение как для теории права, так и для процессуального права.

В современной юридической литературе понятие юридического процесса отсутствует как таковое. Есть понятия правотворческого процесса, правоприменительного процесса, конституционного, гражданского, уголовного, административного, арбитражного процесса, которые являются видовыми понятиями такого родового понятия, как юридический процесс. Первой и наиболее очевидной проблемой при изучении юридического процесса является понимание самого термина «юридический процесс». Данная проблема не является исключительно терминологической, она имеет более глубокий смысл, связанный с пониманием значения юридического процесса как правового явления, его природы.

Формирование понятия «юридический процесс» протекало в русле становления теории су-

Заметный вклад в становление теории судебного права внесла работа В. А. Рязановского 1924 г. «Единство процесса» , не утратившая своей актуальности и в настоящее время. Необходимо отметить, что, как у любой правовой категории, у «юридического процесса» есть два смысла, в которых он рассматривается, — широкий и узкий.

Представители узкого понимания юридического процесса (М. С. Строгович, Н. Н. Полянский, В. М. Савицкий, А. А. Мельников, А. А. Демин) рассматривают его с отраслевой точки зрения и поддерживают юрисдикционную концепцию и теорию судебного процесса.

Юридический процесс для них — это деятельность судебных органов по рассмотрению и разрешению дела в суде, иногда дополняемая правоохранительной деятельностью . Данная точка зрения разделяется многими учеными в области уголовно-процессуального, гражданско-процессуального права.

Представители широкого понимания юридического процесса (В. М. Горшенев, А. И. Ким, П. Е. Недбайло, В. С. Основин) считают, что юридический процесс — это все правовые формы деятельности государственных органов и должностных лиц, а также других субъектов права по разрешению определенных юридических дел .

Сущность «широкого» понимания юридического процесса заключается в том, что функция процессуального права не ограничивается только регламентацией и разрешением споров в суде, а распространяется на иную правовую деятельность, осуществляемую иными лицами . В юридической науке нет единого мнения по поводу единообразного понимания юридического процесса.

Юридический процесс как родовое и общее понятие раскрывается через классификацию по определенным основаниям. Прежде чем начать классифицировать юридический процесс по тем или иным основаниям, следует отделить друг от друга такие понятия, как классификация, классифицирование, группировка и систематизация.

Термином классификация обозначают три различных, но взаимосвязанных между собой вещи: процедуру построения классификации, построенную классификацию и процедуру ее использования .

Классификация (от лат. classis — разряд, facio -делаю) — распределение предметов какого-либо рода на классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов, при этом каждый класс занимает в получившейся системе определенное постоянное место и, в свою очередь, делится на подклассы .

Данное определение говорит о том, что, во-первых, классификация — это процесс распределения какого-либо предмета на классы согласно основным признакам, присущим предмету, что позволяет отличать один предмет одного рода от других предметов другого рода. При этом в результате классификации выделяемые классы (основания) занимают свое определенное место в системе классификации. Каждый класс также подразделяется на подклассы. Подклассы, в свою очередь, тоже занимают свое место в системе классификации.

При проведении классификации необходимо выделять существенные, несущественные, основные, неосновные (факультативные) признаки исследуемого предмета.

Таким образом, классифицирование — это процесс приведения некоторой предметной области в систему, установление отношений родства между этими объектами и их группировка,

т. е. сбор воедино в классификационные ячейки по степени родства, а классификация, в свою очередь, представляет собой результат классифицирования.

Классификация по своей сути — это деление предмета, понятия для того, чтобы увидеть его сходство и различие с другими предметами и понятиями, сравнить и сделать соответствующие выводы об их соотносимости друг с другом. Любая классификация в науке проводится для достижения определенной цели.

Но для проведения классификации необходимы выделение определенного основания, выборка объектов и их предметная группировка, которая будет частью классификации, и наличие материального (вещного) выражения мысленно построенной классификации объектов.

Во время классификации необходимо учитывать следующее: цель классификации — единое основание или признак, по которым группируются понятие, объект, предмет, само понятие объект, предмет классификации, расположение полученной информации в определенной последовательности, ее обобщение и дальнейшая систематизация. Систематизация — это процесс расположения структурных элементов в соответствии с выделенной заранее заданной закономерностью. Как было упомянуто ранее, классификация юридического процесса может быть осуществлена по различным основаниям. Каждая из представленных классификаций имеет как теоретическое, так и практическое значение, поскольку отнесение юридического процесса к тому или иному виду характеризует его наиболее существенные свойства.

Любая классификация, несмотря на ее стремление к объективности и точности, будет иметь определенную долю субъективности, условности и относительности, так как не может исключать определенное человеческое отношение к той или иной классификации и ее составляющим.

Юридический процесс можно классифицировать следующим образом.

В зависимости от предмета правового регулирования процесс принято подразделять на конституционный, административный, гражданский, уголовный, арбитражный. При этом каждый процесс выделяется исходя из предмета правового регулирования, конституционный — регулирует отношения, вытекающие из основ конституционного строя, защиты прав и свобод человека и гражданина и государственной целостности. Гражданский процесс регулирует отношения, вытекающие из нарушения имущественных и личных неимущественных прав. Административный процесс — отноше-

ния сторон в судебном процессе из нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, связанных с осуществлением государственных или иных публичных полномочий. Уголовный процесс -отношения между государством, обществом и личностью, возникающие в деятельности по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел. Арбитражный процесс — отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности путем разрешения экономических споров судом между лицами, осуществляющими данную деятельность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В зависимости от метода правового регулирования юридический процесс можно классифицировать на императивный и диспозитивный.

Понятия «императивность» и «диспозитив-ность» имеют как практическое значение, так и теоретическое. Императивность понимается как определенный запрет или ограничение со стороны государства, диспозитивность как разрешение или дозволение со стороны государства.

Императивная норма — это правило поведения, обладающее общеобязательностью, обеспеченное мерами государственного принуждения, не допускающее отклонения ни при каких обстоятельствах. Императивные нормы есть как в материальном, так и в процессуальном праве. Примером императивной нормы в гражданском праве можно считать общий срок исковой давности, который составляет три года, данная норма является императивной потому, что стороны не могут в сложившихся общественных отношениях защиты своего нарушенного права каким-либо образом ее игнорировать или изменять по собственному усмотрению. Данная норма была закреплена законодателем, носит общий характер, общеобязательна и обеспечена мерами государственного принуждения. В случае если потенциальный истец пропустит указанный срок и не предоставит уважительных причин для его восстановления, он лишается возможности защитить свое нарушенное право, вернуть вещь в натуре, получить материальное возмещение.

С данной нормой связано действие императивных процессуальных норм, в случае возбуждения гражданского дела при подаче искового заявления вступает в действие императивная процессуальная норма, закрепленная в ст. 56 ГПК РФ (каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений,

если иное не предусмотрено федеральным за-коном)1. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались). Согласно ч. 2 ст. 69 ГПК РФ лицо, ходатайствующее о вызове свидетеля, обязано указать, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, может подтвердить свидетель, и сообщить суду его имя, отчество, фамилию и место жительства и др.2

Императивное начало гражданского процесса проявляется в следующем:

— процессуальные нормы определяют положения суда как органа судебной власти, его властные полномочия;

— суд имеет право осуществлять контроль за отдельными действиями сторон (проведение экспертизы, участие переводчика в процессе); в определенный срок, установленный судом, необходимо осуществить данное действие или предоставить требуемое в указанное судом время в судебное заседание;

— гражданский процесс требует соблюдения определенного процессуального порядка (процедуры) осуществления правосудия.

Диспозитивное начало гражданского процесса проявляется в следующем:

— в равенстве сторон в процессе рассмотрения дела, это подтверждается принципом равенства всех перед законом и судом, и суд принимает решение, непосредственно изучив полностью представленные сторонами доказательства, с применением положений материального и процессуального права, руководствуясь своим внутренним убеждением;

— в свободном использовании своих процессуальных прав.

Уголовный процесс характеризуется своей публичностью, в рамках которого уголовное преследование лица, предполагаемого виновным в совершении общественно опасного противоправного деяния, привлечение его к уголовной ответственности и возложение на него мер уголовно-правового воздействия принимает на себя государство в лице специально уполномоченных следственных органов. В зависимости от характера и тяжести совершенного преступления уголовное преследование может быть трех видов: публичное, частное, частно-публичное.

Публичное — в его рамках как лицам, в отношении которых осуществляется такое пресле-

2 Там же.

дование, так и иным заинтересованным лицам гарантируется защита их прав и свобод со стороны государства.

Частное — в его рамках уголовное преследование осуществляется заинтересованным лицом, т. е. потерпевшим, по заявлению в мировой суд. Потерпевший сам непосредственно в суде доказывает факт совершения против него преступления, представляет необходимые доказательства, виновность конкретного лица, в отличие от публичного, где данные действия осуществляет государство. Все действия четко регламентированы и императивны, и осуществляются в установленные процессуальные сроки, в которые сторона обвинения и сторона защиты могут приводить доводы и доказательства в подтверждение своей позиции. Таким образом, можно сказать о том, что в данном виде уголовного процесса присутствует элемент дис-позитивности, который не имеет ограничения и выступает в качестве дополнительной гарантии прав и законных интересов потерпевшей стороны.

Частно-публичное уголовное преследование — это процессуальная деятельность стороны обвинения, направленная на изобличение лица, виновного в совершении преступления, которая одновременно сочетает в себе черты частного и публичного уголовного преследования. Все дела частно-публичного обвинения возбуждаются лишь по заявлению потерпевшего или его законного представителя, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат.

По мнению В. В. Яркова, административное процессуальное право является подотраслью гражданского процессуального права, так как представляет собой «слепок» классического гражданского процесса в силу совпадения ключевых принципов, стадий и правил .

Административный процесс является копией гражданского процесса со свойственными ему предметом правового регулирования, принципами, правилами доказывания и субъектным составом. Административный процесс сочетает в себе элементы императивного характера (властных предписаний) с элементами диспо-зитивного начала. Административный процесс, как и гражданский, и арбитражный процессы, с одной стороны, это властная деятельность суда по применению норм материального и процессуального права, что говорит нам о наличии властного государственного начала в механизме процессуального правового регулирования. С другой стороны, процессуальная форма направлена на создание сторонам равных условий для защиты своего нарушенного права, отстаивание

своих интересов, предоставление доказательств, аргументирование своей позиции в суде.

Таким образом, можно сделать вывод, что гражданский, уголовный, административный, арбитражный процессы являются по своей сути императивными процессами с элементами дис-позитивности.

В зависимости от субъекта (субъектного состава), участвующего в процессе, законодательный (правотворческий) процесс может рассматриваться на примере принятия федеральных законов властными государственными органами, которые будут задействованы в нем, это непосредственно лица, выступающие с законодательной инициативой по тому или иному вопросу. Круг лиц, наделенных законодательной инициативой, определен Конституцией РФ. Профильные комитеты, ведомства, министерства занимаются подготовкой, доработкой, исправлением законопроекта. Государственная Дума осуществляет принятие закона, Совет Федерации занимается одобрением принятого Государственной Думой закона, Президент подписывает Федеральный закон, что является условием вступления его в силу.

Судебный (юрисдикционный) процесс является государственным, властным процессом по рассмотрению и разрешению конкретных уголовных, гражданских, административных, арбитражных дел. Главным властным органом в данном процессе выступает суд.

Правоприменительный (неюрисдикцион-ный) процесс — это деятельность по применению норм материального права и процессуального права на практике, регулирующих общественные отношения неограниченным кругом субъектов, обладающих властными полномочиями (государственные, муниципальные органы, прокурор, следователь, суд), а также субъектов, не обладающих властными полномочиями (юрист, адвокат, нотариус).

В зависимости от достижения юридически значимого результата процесс может быть положительным, когда субъекты достигают необходимого и удовлетворяющего их результата. Примером может служить удовлетворение требований истца (решение суда), получение разрешения муниципальных органов, регистрация юридического лица определенной организационно-правовой формы в едином государственном реестре юридических лиц государственными органами, получение официального ответа от администрации о подтверждении определенного юридического факта. Отрицательным, в результате которого субъекты не получают удовлетворяющего их результата.

Также примером может служить отказ в удовлетворении исковых требований, отказ администрации в установлении юридического факта, отказ в регистрации юридического лица, отказ в постановке на налоговый учет, отказ государственных органов в предоставлении субсидий и льгот, включении отработанного рабочего времени в трудовой стаж, отказ органов пенсионного фонда о назначении досрочной пенсии.

В зависимости от времени существования (сроков существования процесса) юридический процесс делится на постоянный и временный.

Постоянный процесс — это деятельность, которая осуществляется неопределенное длительное время. Он не ограничен какими-либо временными рамками вплоть до достижения юридически значимого результата.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Временный процесс — это деятельность, которая осуществляется только в определенных временных рамках.

Например, бюджетный процесс как правовая категория является составной частью процессуальной формы всей бюджетной деятельности, включающей в себя порядок организации в ней правотворчества и правоприменения при разрешении конкретных дел в бюджетной сфере, а также процедур применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства . Бюджетный процесс осуществляется не постоянно, а какое-то конкретное время в зависимости от срока его принятия и исполнения, краткосрочный бюджет — 1 год, среднесрочный бюджет — 3-5 лет, долгосрочный — более 5 лет. Примером также может служить налоговый процесс взыскания налогов с физического лица (имущественный налог, транспортный налог), который осуществляется в определенное, установленное государством время каждый календарный год.

В зависимости от наличия определенного интереса (характера отношений) выделяется публичный и частный процесс. Публичный процесс связан с наличием государственно-властного интереса, который касается интересов государства, государственных органов, государственных предприятий и неограниченного круга субъектов права, чьи интересы могут быть затронуты определенным решением государственных органов.

Частный процесс связан с наличием индивидуально-правового интереса субъектов права на условиях свободного волеизъявления и равноправия сторон.

Примером частного процесса может служить процесс осуществления договорной работы: например подготовка проекта договора, согласова-

ние условии договора, его подписание, изменение и прекращение.

Данный процесс может касаться как физических, так и юридических лиц, заключающих гражданско-правовые договоры для удовлетворения своих материальных и иных потребностей.

По наличию определенной иерархической связи между сторонами, процесс может быть с наличием вертикальной связи (отношения власти подчинения и субординации: например государственный орган в лице федеральной налоговой службы и налогоплательщик — физическое, юридическое лицо). Лицо в рамках этих связей подчиняется законным требованиям об уплате налогов за определенный налоговый период. А также с наличием в нем горизонтальной связи (отношения, основанные на принципе равноправия сторон / отношения, порождаемые договором).

По наличию третьей независимой стороны в процессе можно выделить такие специфические виды, как третейское разбирательство и медиация.

Третейский суд выносит решение, которое стороны должны исполнять в добровольном порядке. При этом в ходе рассмотрения дела и получения решения стороны и третейский суд прилагают все необходимые усилия, чтобы решение третейского суда было юридически исполнено, как и решение суда общей юрисдикции. В случае неисполнения решения в добровольном порядке в установленный срок, оно подлежит принудительному исполнению.

Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется по правилам исполнительного производства, действующим на момент исполнения решения третейского суда, на основе выданного компетентным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда1. Медиация имеет определенное сходство с третейским разбирательством. Медиация — это процесс, в ходе которого стороны, при содействии нейтрального посредника, определяют суть правового конфликта и выбирают возможные приемлемые варианты разрешения сложившегося конфликта. В рамках медиации стороны определяют порядок своих последовательных действий, предлагают пути решения правового конфликта, проводят анализ вариантов завершения конфликтной ситуации и принимают окончательное решение. Они выбирают оптимальный вариант разрешения спора, который соответствует интересам обоих сторон.

Следует отметить, что в третейском разбирательстве и медиации отсутствует состязательное

и императивное начало, подробная процессуальная регламентация и властная регламентирующая роль третьего лица. Вместо этого стороны самостоятельно принимают решение, какую процедуру урегулирования спора им выбрать, какую кандидатуру третейского судьи или медиатора им предпочесть, какие процедурные правила будут действовать при рассмотрении спора. Стороны также решают вопросы продолжения или прекращения переговоров, обсуждают условия решения или соглашения, которое устраивало бы стороны в тех или иных условиях.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что юридический процесс достаточно широкая теоретически-правовая категория, которая имеет свое проявление на практике в различных видах, перечисленных в классификациях. Несмотря на все возможные споры о том, есть ли место юридическому процессу в нашей правовой системе права, в теории права и практике, можно однозначно сказать, что да, юридический процесс имеет право на существование не только в теории, но и практической деятельности. Ш

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Административное судопроизводство : учебник / под ред. В. В. Яркова. М : Статут, 2016. 506 с.

2. Ветрова А. А. Понятие и сущность гражданско-правовой ответственности // Философия права. 2013. № 3. C. 22-24.

3. Горшенев В. М. Теория юридического процесса. М. : Юрид. лит., 1985. 179 с.

5. Проблемы судебного права / Н. Н. Полянский ; под ред. В. М. Савицкого. М. : Наука, 1983. 223 с.

6. Розова С. С. Классификационная проблема в современной науке. Новосибирск : Наука, 1986. 224 с.

7. Рязановский В. А. Единство процесса : учеб. пособие. М., 2005. 80 с.

8. Солдатова О. Е. Юридический процесс (теоретико-правовой аспект) : дис. … канд. юрид. наук : 12.00.01. Челябинск, 2014. 178 с.

9. Юридическая процессуальная форма: Теория и практика / под ред. П. Е. Недбайло, В. М. Горшенева. М. : Юрид. лит., 1976. 279 с.

1. Yarkov V.V. (ed.). Administrativnoe sudoproizvodstvo. Moscow, Statut Publ., 2016, 506 p.

2. Vetrova A.A. Ponyatie i sushchnost grazhdansko-pravovoy otvetstvennosti. Filosofiya prava, 2013, no. 3, pp. 22-24.

3. Gorshenev V.M. Teoriya yuridicheskogo protsessa. Moscow, Yurid. lit. Publ., 1985, 179 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Polyanskiy N.N. et al. Problemy sudebnogo prava. Moscow, Nauka Publ., 1983, 223 p.

6. Rozova S.S. Klassifikatsionnaya problema v sovremennoy nauke. Novosibirsk, Nauka Publ., 1986, 224 p.

7. Ryazanovskiy V.A. Edinstvo protsessa. Moscow, 2005, 80 p.

8. Soldatova O.E. Yuridicheskiy protsess (teoretiko-pravovoy aspekt). Cand. sci. diss. CHelyabinsk, 2014, 178 p.

Types of Legal Process

(the Problems of Classification)

© Romanenko N. S., 2019

2. Стадии юридического процесса.

Юридический процесс — это всегда определенная совокупность последовательно совершаемых действий и постановляемых актов. И эта совокупность может быть в известных случаях значительной, включать многие действия различного характера. Например, расследо­вание уголовного дела, правотворчество и др. Поэтому юридический процесс не может не содержать требовании, обеспечивающих ритмич­ность, плановость и строгий правовой порядок при проведении актов, имеющих правовое значение, и — главное — обеспечивающий справед­ливость, законность, обоснованность как самой деятельности, так и ее результатов (постановляемых юридических актов).

В этой связи представляется целесообразным подразделение юри­дического процесса на этапы, вычленение в нем стадий. Так, С. С. Алек­сеев основными этапами правотворческой процедуры считает подго­товку проекта нормативного юридического акта, официальное возведе­ние воли народа в закон1. По мнению других правоведов, например А. С. Пиголкина, прохождение законопроекта в компетентном предста­вительном органе состоит из следующих стадий: внесение проекта в правотворческий орган и принятие его на рассмотрение этого органа; обсуждение проекта; принятие проекта.

В судопроизводстве, как уголовном, так и гражданском, принято вы­делять больше стадий. Так, в теории гражданского процесса процессуальная стадия определяется как совокупность последовательно совер­шаемых процессуальных действий, объединенных ближайшей целью. Традиционно выделяются семь стадий:

  1. возбуждение судопроизвод­ства;

  2. подготовка дела к судебному разбирательству;

  3. судебное раз­бирательство;

  4. пересмотр дела в суде кассационной инстанции;

  5. пересмотр дела в судах надзорной инстанции;

  6. пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам;

  7. принудительное исполнение судебного решения.

Наряду со стадиями в правоприменительном процессе как одном из разновидностей юридического процесса следует различать правоприменительные циклы (И.Я. Дюрягин), каждый из которых непосредст­венно направлен на принятие разнохарактерных по своему назначению правопримёнительных актов (решений, определений, постановлений).

В гражданском судопроизводстве закон выделяет пять таких цик­лов: производство в суде первой инстанции; производство в кассацион­ной инстанции; производство в суде надзорной инстанции; производст­во в суде при пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам реше­ний, определений и постановлений; исполнительное производство.

Сходное положение имеет место и в уголовном процессе. Указан­ные циклы в процессуальном законе регламентированы как процес­суальные производства, и каждый из них состоит из стадий: возбуж­дения деятельности по применению права, подготовки и совершения правоприменительного акта (действия). Исполнительное производст­во включает еще одну стадию — обжалование действий судебного исполнителя.

Значение стадий в характеристике юридического процесса связано, прежде всего, с тем, что они отражают логическую последовательность его развития. Пока дело не возбуждено, невозможна последующая про­цессуальная деятельность. Конечно, проверочной деятельности обяза­тельно должно предшествовать решение вопроса (дела) по существу и т.п..

Стадии не просто следуют одна за другой — в каждой из них при определенных условиях может быть проведена проверка правильности деятельности в предыдущей. Так, в судебном заседании обязательно анализируется законность и обоснованность возбуждения судопро­изводства и проведенного расследования (дознания, подготовки дела).

Конкретные юридические процессы могут быть усеченными (на­пример, результаты разрешения вопроса не подвергаются проверке, далеко не каждое принятое решение нуждается в специальном произ­водстве по его исполнению и др.). Поэтому стадии принято подразде­лять на обязательные и факультативные. К первым можно отнести возбуждение процесса, подготовительные действия и само разбира­тельство вопроса (дела) путем осуществления правовых предписаний. Наличие всех стадий в юридическом процессе зависит от конкретных обстоятельств.

В каждой из названных стадий юридического процесса обязатель­ны следующие компоненты:

а) относительно самостоятельная задача, на решение которой на­правлены действия, объединяемые в той или иной стадии;

б) специфический состав действий, непременно включающий уста­новление или анализ фактических обстоятельств, реализацию соответ­ствующей юридической нормы для решения вопроса, дела и т.п.;

в) юридические документы, в которых отражаются и закрепляются итоги совершенных в данной стадии юридических действий1.