Понятия налога и сбора

Компания Танет

10.11.2019 | Комментариев нет

В чем заключается отличие сборов от налогов?

Все граждане вносят платежи в государственную казну, из которых впоследствии формируется бюджет и осуществляется поддержка социальных программ и институтов в стране. Однако стоит разобраться в том, что именно мы платим и почему. Такое понимание поможет смириться с необходимостью выплат и позволить оценить выгоды, получаемые взамен.

Нормы и положения закона

Все обязательные платежи граждан закреплены в основном законе Российской Федерации, а точнее в Налоговом кодексе РФ. Это правовой акт, устанавливающий все процедуры и нормы налогообложения как для частных лиц, так и для организаций. Однако верховная власть дала органам управления на региональном и местном уровнях возможность регулировать те или иные аспекты взыскания средств в местный бюджет.

Если возникают вопросы по двойному налогообложению или расчету налоговых вычетов, стоит разобраться в особенностях взимания налогов и сборов на территории конкретной области, края или городского поселения. Все формулировки нормативов и соответствующие постановления содержатся в перечне законов, принимаемых субъектами федерации, а также в нормативных актах отдельных муниципальных образований.

То есть, в Налоговом кодексе Российской Федерации содержатся общие положения о налогах и сборах, а подробные инструкции по порядку их исчисления и процедуре уплаты конкретизируют на местах региональные властные структуры.

Виды налогов и сборов

Все платежи в казну государства, а точнее налоги и сборы в РФ, подразделяются на три основных вида по уровню подчинения:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

В зависимости от этой классификации определяется, какая именно властная структура будет в дальнейшем детализировать ставки. В Налоговом кодексе РФ каждый налог или сбор жестко закреплен за одной из этих категорий.

Сходство налогов и сборов

Основные сходства и различия между налогами и сборами описаны в понятиях, раскрываемых в налоговом законодательстве.

Соответственно, согласно определению налог – это обя­за­тель­ный платеж, исчисляемый индивидуально и вносимый безвозмездно. Он взимается как с частных лиц, так и с предприятий и организаций в форме от­чуж­де­ния при­над­ле­жа­щих им денежных активов для финансового обеспечения всех сторон деятельности государства и его региональных и му­ни­ци­паль­ных образований. (Это упрощенное содержание соответствующей статьи закона).

В пункте 2 статьи 8 НК РФ приведено описание сбора. Это также обя­за­тель­ный взнос, который касается как ор­га­ни­за­ций, так и фи­зи­че­ских лиц. Его уплата единоразовая и является одним из условий для выдачи лицензий и разрешений со стороны уполномоченных государственных органов и должностных лиц. Также сборы могут быть необходимым условием для ведения некоторых видов предпринимательской деятельности на ограниченной территории, где действует тот или иной сбор.

И налоги, и сборы нельзя отменить, платить их обязательно при любых обстоятельствах. И тот, и другой вид платежей касается как отдельных людей, так и организаций.

Основное различие между налогом и сбором заключается в свойстве безвозмездности. То есть, когда гражданин или предприятие вносит в государственную казну налог, то он ничего не получает взамен. Платить налоги — обязанность, которой нельзя избежать и никакой награды за это не положено.

Сбор существует на условиях взаимной выгоды. Тот, кто платит сбор, получает за это некую услугу от государства или одного из его субъектов. Как правило, это так называемые юридически значимые действия, приносящие прямую пользу плательщику: выдача разрешений, фиксирование прав, получение лицензий.

Еще одно отличие между сбором и налогом в порядке их установления. Чтобы налог начал считаться установленным, а значит обязательным для уплаты, необходимо определить кто именно его платит (установлены налогоплательщики) и каковы сами эле­мен­ты на­ло­го­об­ло­же­ния. Это налоговая база, объ­ект на­ло­го­об­ло­же­ния и на­ло­го­вый пе­ри­од, а также другие аспекты.

При установлении сбора в обязательном порядке определяются только его пла­тель­щи­ки, а перечень элементов может различаться. Устанавливаются только необходимые элементы сборов, но не все, которые могут относиться к этой области деятельности.

Кроме этого, сборы вносятся разово при возникновении такой необходимости, а налоги (некоторые из них) платятся регулярно и постоянно. По налогам возможен частичный или полный вычет при соблюдении определенных условий, а по сборам возвратов и вычетов не существует.

Между налогом и сбором много общего, и прежде всего — обязательность их уплаты. Однако их функции различаются, что приводит к расхождениям в расчетах и механизме уплаты этих источников пополнения государственной казны.

ВЗИМАНИЕ НАЛОГОВ

ВЗИМАНИЕ НАЛОГОВ (англ. collection of taxes) – установленный налоговым законодательством порядок уплаты и взыскания налогов (сборов). Уплата налога в соответствии со ст. 23 и ст. 52 части первой Налогового кодекса РФ (1998 с учетом изм. 1999 и 2000) вменяется в обязанности налогоплательщика. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, и уплачивает налог. В нек-рых случаях обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговых агентов и на налоговый орган. В этом случае налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в к-ром указываются размер налога, подлежащего уплате, а также срок его уплаты. В соответствии со ст. 45 и ст. 58 части первой НК РФ подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установл. сроки. Налогоплательщик (налоговый агент) обязан самостоятельно сдать платежное поручение на уплату налогов и сборов в банк не позднее срока уплаты налога, установленного законодательством. Срок уплаты налогов и сборов определяется календарной датой или истечением периода (год, квартал, месяц, неделя и день). Если расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщики (налоговые агенты) могут уплачивать налоги через кассу сельского или поселкового органа местного самоуправления либо через органы связи Государственного комитета РФ по связи и информатизации. Конкретный порядок уплаты устанавливается применительно к каждому конкретному налогу (сбору). Ст. 60 НК РФ устанавливает обязанность банка исполнять поручение налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога в соотв. бюджеты (внебюджетные фонды) за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в порядке очередности, установленной гражданским законодательством (ст. 855 ГК РФ). Поручение налогоплательщика (налогового агента) на перечисление налога исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения. При этом согласно ст. 45 НК РФ, если остаток ден. средств на счете налогоплательщика достаточен для выполнения всех обязательств, то его обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на уплату соотв. налога. При уплате наличными обязанность налогоплательщика считается выполненной с момента внесения ден. суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо в организацию связи. Если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования по платежным документам: списание по исполнит. документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью (первая очередь); списание по исполнит. документам, предусматривающим перечисление и выдачу ден. средств для расчетов по выплате пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору или контракту, выплате вознаграждения по авторскому договору (вторая очередь); по отчислениям в гос. внебюджетные фонды (третья очередь) – то они в соответствии с ГК РФ исполняются прежде, чем платежные поручения налогоплательщика на уплату налогов (сборов). В этом случае, если ден. средств на счете недостаточно для удовлетворения всех требований, то налог не признается уплаченным. Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом. Сумма налога (сбора), не уплаченная налогоплательщиком в установл. срок, считается недоимкой. На сумму недоимки налоговый орган начисляет пеню в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки. Если нарушение установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора произошло по вине банка, то взыскивается пеня с банка в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2% за каждый день просрочки. Сумма пени уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и сбора. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения к налогоплательщику (налоговому агенту) мер принудительного В.н., т.е. взыскания налога

Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязновой. 2002.

Понятие налога, сбора и пошлины.

В соответствии с частью первой Налогового кодекса РФ , под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В соответствии с частью второй того же Кодекса, Государственная пошлина — сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

С каких же лиц, «указанных в статье 333.17» взимаются пошлины?

Под таковыми понимаются физические и юридические лица, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных соответствующим законодательством (то есть действий, совершение которых обусловлено уплатой пошлины) либо выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины на основании закона.

Признаки налога, сбора и пошлины.

Согласно ст. 17 НК РФ «Общие условия установления налогов и сборов» налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

При установлении сборов (к коим относятся и пошлины) определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Таким образом, вышеуказанные признаки позволяют отделить пошлину (сбор) от налога согласно присутствующим в определенном платеже элементам (либо отсутствию этих элементов).

Сходство и различия налога, сбора и пошлины.

Налоги, пошлины и сборы являются обязательными платежами (изъятиями), установленными государством. То есть в данном случае имеют место не договорные, а административные отношения, основанные на властном подчинении плательщика государству.

На первый взгляд трудно разобраться, чем же отличаются друг от друга все эти платежи. Между тем, различия есть, и серьезные.

1) Налог, в отличие от сбора или пошлины, является платежом, взимаемым не единовременно, а периодически.

2) В определении налога употребляется слово «платеж», «денежные средства», тогда как сбор и пошлина – «взнос», а значит, не требует обязательной денежной формы.

3) Законодатель определяет в качестве цели взыскания налога финансовое обеспечение деятельности государства (либо муниципального образования — в зависимости от того, в какой бюджет предназначен налог); относительно пошлины и сбора такое назначение не установлено законом. Следовательно, целью взыскания последних может быть, например, финансовое обеспечение отдельной отрасли либо государственного органа (как, например, плата за пользование лесом- в целях возмещения потерь лесного хозяйства).

4) Сбор (и пошлина, как вид сбора)- это особый вид налога, взымаемый за предоставление каких-либо государственных услуг. То есть, в отличие от налога, сбор и пошлина являются возмездными платежами, то есть государство в качестве встречного предоставления обеспечивает плательщику сбора или пошлины какую-то услугу или право: предоставление разрешения, лицензии, осуществление регистрационных действий и т.д. Налог же является платежом безвозмездным, а точнее, «индивидуально безвозмездным», поскольку в глобальном смысле налог как основа бюджетных средств расходуется в конечном итоге на нужды налогоплательщиков5) Зачем же законодатель счел нужным выделить из понятия сбора понятие пошлины? Мы полагаем, что тут существует тонкое различие, а именно: сбор — платеж за обладание особым правом (право на осуществление определенной деятельности, лицензия, право пользования объектами животного мира и т.д.); пошлина — плата за совершение в пользу плательщиков юридически значимых действий (государственная регистрация права на недвижимость, совершение нотариальных действий и т.д.).

Налог и сбор как элементы налоговой системы РФ.

Как известно, налоговая система Российской Федерации включает в себя налоги федеральные, региональные, местные, а также специальные налоговые режимы. Предметы ведения Российской Федерации, региональных и местных властей в части налогов разграничены Конституцией и Налоговым кодексом РФ. Как налоги, так и сборы могут входить в федеральные, региональные и местные налоги, то есть устанавливаться властями разных уровней. Государственная же пошлина является элементом исключительно федеральным, то есть региональные и местные власти не обладают правом вводить этот сбор самостоятельно.

Что касается специальных налоговых режимов, то они не устанавливают новых налогов или сборов, а лишь предоставляю льготы или освобождение от уплаты таковых.

Ответственность за неуплату налога, сбора и пошлины.

Как известно, существует четыре вида ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная и гражданская (то есть материальная).

Тут мы также видим сходство и различие этих платежей. Сходство состоит в том, что и налоги, и сборы являются обязательным платежом, не зависящим от воли плательщика.

С другой стороны, неуплата налога влечет административную (штраф), а в некоторых случаях уголовную ответственность. Тяжесть наказания тут зависит от величины неуплаченного налога.

Неуплата же сбора (пошлины) влечет для неплательщика прежде всего так называемый риск неблагоприятных последствий в виде непредоставления определенных разрешений, лицензий, государственных услуг или юридических действий. Так, неуплата государственной пошлины за регистрацию прав на недвижимость влечет отказ в такой регистрации. Мы полагаем, таким образом, что неуплата пошлины может быть совершена только умышленно, тогда как неуплата (недостаточная уплата) налога может произойти и неумышленно, из-за ошибок в ведении бухгалтерского учета или иных причин.

Подводя итог работы, можно свести наши выводы в таблицу, кратко характеризующую указанные виды платежей (разумеется, все в таблицу свести невозможно):

Налог Сбор Пошлина
Целевое назначение Указано Не указано Не указано
Периодичность внесения Да Нет Нет
Индивидуальная возмездность Нет Да Да
Устанавливается
уровнем
власти
Федеральный,
региональный,
местный
Федеральный,
региональный,
местный
Только
федеральный

Использованная литература:

  • «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
  • «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ
  • «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ
  • «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ

Алексей Кугно

5.3. Функции налога и сбора

Функции налога и сбора являются производными от функций финансов и выполняют те же задачи, но в сравнительно более узких рамках.

Функции налога — это направления правового воздействия норм налогового права на общественные отношения, обладающие постоянством, раскрывающие сущность налога и реализующие социальное назначение государства.

Статья 57 Конституции РФ закрепляет принцип законности установления налогов. Согласно ст. 17 НК РФ каждый налог имеет нормативно закрепленный перечень элементов. Таким образом, налог становится правовой категорией и приобретает свойства правовых регуляторов. Но не следует забывать, что в основе налога как правовой категории, юридического факта, на основании которого возникают правовые отношения, лежат общественные экономические отношения. Функции налогов комплексно отражают различные формы финансово-правового воздействия на общественные отношения. Поэтому любая функция налогов является экономико-правовой категорией, т.е. опосредуется и экономическими, и правовыми механизмами.

В функциях налогов проявляются специфические свойства налогового права, присущие ему как подотрасли финансового права. Функции налогов разнообразны, но каждая характеризует направление необходимого воздействия налогового права, и именно такого, без которого общество на данном этапе исторического развития обойтись не может (аккумулирование денежных средств в публичную собственность, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков, регулирование экономических процессов и т.д.) <1>.

<1> Налоговое право России / Под ред. Ю.А. Крохиной. М.: НОРМА, 2004. С. 43.

В юридической и экономической науке выделяют следующие функции налога и сбора:

1) фискальная;

2) распределительная;

3) поощрительная;

4) контрольная;

5) регулирующая.

Фискальная функция налога и сбора выражает перераспределение денежных средств в пользу бюджета. Сущность фискальной функции заключается в формировании доходной части государственного бюджета, обеспечении государства или муниципальных образований финансовыми средствами, без которых невозможна их деятельность.

Адам Смит писал, что «при системе естественной свободы на всяком правительстве лежит три обязанности. Первая обязанность — защищать общество от всякого насилия и нашествия со стороны других независимых обществ. Вторая обязанность — охранять по возможности каждого члена общества от всякой несправедливости и притеснения со стороны всякого другого члена общества, т.е. обязанность установить строгое правосудие. Наконец, третья обязанность — устанавливать и содержать общественные предприятия и учреждения, устройство и содержание которых не под силу одному или нескольким лицам» <1>.

<1> Смит А. Исследование о богатстве народов / Сокр. пер. под ред. Я. Лещенко. Пг., 1924. С. 205.

Фискальная функция обеспечивает изъятие средств налогоплательщиков в централизованные фонды государства.

Распределительная (социальная) функция налога и сбора выполняет социальное предназначение и выражается в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан от состоятельных граждан к малообеспеченным, что является гарантией социальной стабильности в обществе. Таким образом, распределительная (социальная) функция налога и сбора реализуется через неравное налогообложение разных сумм доходов. Происходит перераспределение денежных средств в пользу социально незащищенных членов общества, пользующихся льготами, скидками (некоторые категории граждан от выплаты налогов и сборов освобождаются).

Поощрительная функция налога и сбора — устанавливает определенные налоговые льготы для отдельных категорий граждан (например, для военнослужащих, ветеранов труда и т.д.). Таким образом, государство поощряет определенные категории граждан за заслуги перед Родиной или по иным основаниям.

Контрольная функция налога и сбора — путем налогообложения устанавливает контроль за доходами налогоплательщиков. С помощью контрольной функции государство осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, контролирует источники их доходов и направления расходов, а также обеспечивает «прозрачность» финансовых потоков.

Контрольная функция налогов является частной разновидностью охранительной функции финансового права и налогового — как его подотрасли. Одна из важных задач налогового контроля — проверка точного соблюдения законодательства о налогах и сборах, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой. Практическая роль налогов в осуществлении контрольной функции проявляется через деятельность налоговых органов <1>.

<1> Налоговое право России / Под ред. Ю.А. Крохиной. М.: НОРМА, 2004. С. 48.

Регулирующая функция налога и сбора осуществляется за счет снижения ставок отдельных налогов, предоставления налоговых льгот, нацеленных на улучшение условий хозяйствования, в отдельных отраслях, регионах или сферах деятельности.

Регулирующая функция налогов может оказывать влияние на развитие экономической, социальной и демографической политики государства. Будучи заинтересованной в поддержке отечественных товаропроизводителей, Российская Федерация установила повышенные таможенные пошлины на ввоз иностранных легковых автомобилей. В соответствии со ст. 219 НК РФ из общей суммы налога на доходы физических лиц исключается определенный перечень социальных вычетов, в том числе сумма доходов, перечисленная налогоплательщиком на благотворительные цели, сумма, уплаченная налогоплательщиком за свое обучение или обучение своего ребенка в образовательных учреждениях, суммы, потраченные на лечение и приобретение медикаментов, и т.д.

Регулирующая функция призвана способствовать решению задач налоговой политики государства через налоговый механизм. В отличие от фискальной регулирующая функция не возникла одновременно с появлением налогов. Она появилась после развития у государства социальной функции как специфический «противовес» безвозмездному изъятию налогов <1>.

<1> Там же. С. 47.

Регулирующая функция налога и сбора способствует тому, чтобы государство создавало более или менее благоприятные и конкурентоспособные условия для тех отраслей хозяйства, которые приоритетны (либо, наоборот, нежелательны) на определенном этапе развития экономики. Налоги и сборы способны влиять на доходы частных субъектов (как физических, так и юридических лиц), уменьшая их посредством установления повышенных ставок либо, наоборот, увеличивая посредством применения налоговых льгот, вычетов и т.д.

Таким образом, все функции налога и сбора действуют в единой системе, они взаимосвязаны, взаимодействуют, отражая специфику финансово-правового воздействия на налоговую сферу.

Виды налогов. Понятие, виды и функции налогов

Понятие, виды и функции налогов

Бюджетно-налоговая политика

1. Понятие, виды и функции налогов

2. Налоговая система: понятие и основные элементы (субъект и объект налогообложения, налоговые ставки, налогооблагаемая база). Принципы налогообложения

3. Понятие и уровни государственного бюджета РФ

4. Бюджетный дефицит и бюджетный профицит. Способы преодоления бюджетного дефицита

5. Понятие и инструменты бюджетно-налоговой (фискальной) политики

6. Виды бюджетно-налоговой политики.

Налог – обязательный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства.

В расширенном смысле к налогам относят также сборы и пошлины, то есть обязательные платежи домохозяйств и фирм государству за предоставление прав, разрешений и выполнение других юридически значимых действий (например, таможенные, лицензионные сборы, государственные пошлины за выполнение нотариальных действий, действий по записи актов гражданского состояния, за рассмотрение дел в судах и т. д.).

Налоги появились одновременно с возникновением государства и составляют основной источник государственных доходов.

Налоги классифицируются по следующим основаниям.

1. По методу взимания налоги делятся на прямыеикосвенные.

Прямые налоги взимаются с доходов или имущества налогоплательщика (физических или юридических лиц).

К прямым налогам в России относятся:

· подоходный налог (13 %),

· налог на прибыль организаций (20 %),

· налог на добычу полезных ископаемых,

· транспортный налог,

· налог на имущество организаций и физических лиц.

Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщиком (кто уплачивает налог) и налогоносителем (кто выплачивает налог государству) выступает один и тот же агент.

Косвенные налоги взимаются с товаров и услуг, включаются в цену продукции и оплачивается ее потребителями.

Косвенные налоги:

· акцизы на отдельные виды товаров (сигареты, алкоголь, нефтепродукты, автомобили)

· налог на добавленную стоимость (НДС)

· таможенные пошлины.

Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщиком и налогоносителем являются разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (он оплачивает налог при его покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах 2/3 налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся и странах с переходной экономикой, – наоборот, 2/3 косвенные налоги, поскольку их легче собирать и объем налоговых поступлений зависит от цен, а не от доходов. По этой же причине государству в период инфляции выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги.

2. По характеру налоговых ставок налоги делятся на: прогрессивные, пропорциональные и регрессивные.

Прогрессивные налоги – это налоги, ставки которых возрастают по мере роста величины объекта налогообложения. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, поскольку более богатые граждане платят в виде налогов большую часть своих доходов, чем менее обеспеченные.

Пропорциональные налоги – это налоги, ставки которых являются неизменными вне зависимости от величины объекта налогообложения. Примером пропорционального налога (или налога «с плоской шкалой») в современной России является налог на прибыль организаций.

Регрессивные налоги – это налоги, ставки которых уменьшаются по мере роста величины объекта налогообложения. Использование регрессивной системы налогообложения преследует, в первую очередь, цели вывода «из тени» доходов состоятельных граждан.

3. По уровню налоговой системы выделяют налоги федеральные, региональные (субъектов РФ) и местные.

Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории России. К ним относятся:

1. налог на добавленную стоимость

2. акцизы

3. налог на доходы физических лиц

4. налог на прибыль организаций

5. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

6. водный налог

7. налог на добычу полезных ископаемых

8. государственная пошлина

Региональные налоги вводятся субъектами РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.

К региональным налогам в настоящее время относятся три налога:

· налог на имущество организаций

· транспортный налог.

· налог на игорный бизнес

Под местными налогами понимаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствующих местных образований.

К местным налогам относят:

1. земельный налог

2. налог на имущество физических лиц.

4. по субъекту уплаты известны налоги с юридических лиц, физических лиц, тех и других.

5. по объекту налогообложения различают налоги на прибыль, доходы, имущество и др.

Функции налогов:

1. фискальная – финансирование государственных расходов;

2. социальная – поддержание социального равновесия путем сглаживания неравенства в доходах; для чего государство использует прогрессивное налогообложение, освобождение от некоторых налогов отдельных категорий населения; льготное налогообложение социально значимых товаров и услуг и, напротив, повышенное налогообложение предметов роскоши;

3. регулирующая – сглаживание циклических колебаний и стимулирование экономического роста;

4. распределительная – распределение аккумулированных средств между экономическими агентами: государством, отраслями экономики, регионами, муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами

5. контрольная – налоговая система позволяет государству контролировать финансово-хозяйственную деятельность и доходы организаций и граждан.

Понятие сбора: сходство и отличие от налога.

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 9

Понятие и признаки сборов

В ст. 8 НК сбор определяется как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Основные отличия сборов от налогов. 1. Индивидуальная определенность. Налоги индивидуально безвозмездны; встречное удовлетворение для частного лица не предусматривается. Сборы уплачиваются в связи с оказанием их плательщику государством некоторых публично-правовых услуг, в которых плательщик индивидуально заинтересован (выдача лицензий, регистрационные действия, обеспечение правосудием, совершение нотариальных действий).

2. Свобода выбора. При уплате сборов большое значение имеют свободное усмотрение плательщика, его мотивация, стремление вступить в публично-правовые отношения с государством.

3. Компенсационный характер. Налог уплачивается для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Целевое назначение сбора – компенсировать дополнительные издержки государства на оказание плательщику индивидуально-конкретных услуг публично-правового характера.

4. Ограниченный состав элементов. Налог считается установленным лишь тогда, когда исчерпывающе определены налогоплательщики и все перечисленные в НК элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка и т.д.). При установлении сборов согласно НК их плательщики и элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам. КС РФ указал, что вопрос о том, какие именно элементы обложения сбором должны быть закреплены в законе об этом сборе, решает сам законодатель, исходя из характера данного сбора.

5. Разовый характер уплаты. Уплата налога предполагает определенную регулярность, систематичность, периодичность. Сборы носят разовый характер, уплачиваются в строго определенных ситуациях.

6. Предварительный характер уплаты. Если объект налога как юридический факт особого рода возникает у налогоплательщика до исполнения налоговой обязанности, то объект сбора как право на юридически значимые действия со стороны государства – уже после уплаты сбора.

7. Соразмерность масштабам оказываемых публичных услуг. Размер налога зависит от платежеспособности налогоплательщика; с изменением налоговой базы он изменяется. Размер сбора одинаков для всех плательщиков, в отношении которых государством совершаются одинаковые действия. Этот размер определяется не индивидуальными характеристиками объектов обложения, а масштабом оказываемых услуг.

8. Отсутствие штрафных санкций. Неуплата налога влечет за собой принудительное изъятие недоимки и пени, а также привлечение налогоплательщика или иных субъектов к налоговой ответственности. При неуплате сбора государство отказывает плательщику в совершении юридически значимых действий без применения какого-либо рода санкций.

Виды налогов.

Виды налогов по объекту:

· прямые;

· косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

Виды налогов по субъекту:

В России существует трехуровневая система:

· федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;

· региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;

· местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.

Виды налогов по принципу целевого использования:

· маркированные;

· немаркированные.

Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен не используются, то такой налог называется маркированным. Примерами маркированных налогов могут быть платежи в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, в дорожный фонд и др. Все прочие налоги считаются немаркированными. Преимущество немаркированных налогов заключается в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики — они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым

Виды налогов по характеру налогообложения:

· пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);

· прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);

· регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).

Виды налогов в зависимости от источников их покрытия:

• налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг):

o земельный налог;

o налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, сборы за использование природных ресурсов;

• налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг):

o НДС;

o акцизы;

o экспортные тарифы;

• налоги, расходы по которым относятся на финансовые результаты:

o налоги на прибыль, имущество предприятий, рекламу;

o целевые сборы на содержание, благоустройство и уборку территории;

o налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы;

o сбор на нужды образовательных учреждений;

o сборы за парковку автомобилей;

• налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. К этой группе относится часть местных налогов: налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники, лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах, налог на строительство объектов производственного назначения в курортных зонах и др.

Федеральные, региональные и местные налоги.

В налоговые доходы Российской Федерации включаются поступления налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (ст. 50 БК РФ):

— налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, — по нормативу 100%;

— налога на добавленную стоимость — по нормативу 100%;

— акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья — по нормативу 50%;

— акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, — по нормативу 100%;

— акцизов на спиртосодержащую продукцию — по нормативу 50%;

— акцизов на табачную продукцию — по нормативу 100%;

— акцизов на автомобили легковые и мотоциклы — по нормативу 100%;

— акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, — по нормативу 100%;

— налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья — по нормативу 100%;

— водного налога — по нормативу 100% и др.

В частности, к налоговым доходам субъектов Российской Федерации относятся доходы от следующих

ст. 14 Налогового кодекса

— налог на имущество организаций;

— налог на недвижимость;

— дорожный налог;

— транспортный налог;

— налог с продаж;

— налог на игорный бизнес;

— региональные лицензионные сборы.

В свою очередь, к налоговым доходам местных бюджетов относятся (ст. 61 БК РФ):

ст. 15 Налогового кодекса

— земельный налог;

— налог на имущество физических лиц;

— налог на рекламу;

— налог на наследование или дарение;

— местные лицензионные сборы

Налог, взимаемый в связи с применением УСН, включая минимальный налог, полностью зачисляется в бюджет субъекта РФ.

Доходы от ЕНВД полностью зачисляются в доходы местных бюджетов (бюджеты муниципальных районов либо городских округов).

В нашем экономически развитом мире среди населения страны существует тенденция к изучению информации, которая касается финансовых вопросов. В частности, полезно все, что относится к вероятным расходам, в том числе сведения о налогах и сборах. Хотя, к примеру, обычный обыватель не всегда понимает, в чем отличие налога от сбора. Ведь эти понятия несут разную смысловую нагрузку.

Отличие налога от сбора: законодательная база

В статье 8 части 1 Налогового Кодекса РФ прописаны точные обозначения понятий «налог» и «сбор». Насчет этих определений на законодательном уровне велись дискуссии, начиная с девятнадцатого века, прежде чем были утверждены настоящие формулировки. В результате, организации и физические лица в нашей стране платят налоги и сборы, общие и отличительные черты которых можно определить, исходя из характеристик каждого из этих понятий.

Основные признаки налога:

  • Налог является обязательным платежом согласно статье 57 Конституции РФ. То есть, в том случае, когда государство утверждает необходимость оплаты налога, организация или физическое лицо обязаны уплатить его не зависимо от собственного желания;
  • Налог является персонально безвозмездным, ведь налогоплательщик не получает ничего взамен. Относительно же общества в целом, налоги – это финансовый ресурс для осуществления различных практических мероприятий, направленных на улучшение условий всего населения налогоплательщиков;
  • Смысл налога в том, чтобы обеспечивать государству и его субъектам возможность исполнять возложенные на них функции и задачи;
  • Налог является отчуждением денежных средств от одного субъекта к другому.

Основные признаки сбора:

  • Сбор – это обязательный взнос. Обязательность утверждается все той же статьей 57 Конституции РФ, а формулировка «сбор» подчеркивает единоразовость платежа;
  • Сбор считается одним из требований для осуществления юридически значимых действий, выполняемых по отношению к плательщику сбора.

Теперь, если консолидировать все характеристики этих терминов, можно четко определить, чем отличается налог от сбора.

Контакты

Телефон: +7(905)-724-99-88
Электронная почта: Задать вопрос
Офис: Москва, ул. Дубининская , д. 67 к.2, кабинет 211

Фейсбук: Моя страница
Фейсбук Мессенджер : Задать вопрос