Повторная камеральная проверка

Налоговики вправе провести повторную выездную проверку, если налогоплательщик представил «уточненку», уменьшающую ранее исчисленную сумму налога (ст. 89 НК РФ). А в каких случаях возможно повторное проведение камеральной проверки, и вообще возможно ли, ведь в налоговом законодательстве такое понятие вовсе отсутствует?

Как часто проводятся камеральные налоговые проверки?

Можно сказать, что камеральные проверки проводятся с той частотой, с которой в ИФНС подается отчетность самим налогоплательщиком. Через камеральную налоговую проверку проходит абсолютно все декларации и прочие налоговые расчеты, а также документы, которые налогоплательщики представляют в инспекцию. Проверка начинается автоматически после принятия документа налоговым органом, при этом специальных санкций на ее проведение от руководителя ИФНС не требуется (п. ст. 88 НК РФ). Инспекторы проверяют отчетность, не выходя из стен инспекции и не посещая налогоплательщика, а также, не уведомляя его о начале и окончании «камералки».

Каждый поступивший отчет проходит определенные этапы камеральной проверки:

  • вначале отчетность вносится в специальную систему АИС ФНС, после чего следует проверка контрольных соотношений,
  • затем проверяется, не нарушены ли сроки сдачи отчетности,
  • проверка завершается без оформления акта, если с отчетностью все в порядке и замечаний у налоговиков нет,
  • в определенных случаях проводится углубленная «камералка» (при обнаружении ошибок, при заявлении льгот, НДС к возмещению и т.п.), тогда налогоплательщику придется давать пояснения и, возможно представить «уточненку» по налогу.

Повторная камеральная налоговая проверка

Законодательство не предусматривает для налоговиков права проверять одну и ту же отчетность несколько раз. Если такое произошло, то решение ИФНС, принятое по результатам повторной «камералки», признается незаконным (например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.09.2008 № А66-594/2008).

Однако, проведение еще одной проверки за один и тот же налоговый или отчетный период не запрещается, если налогоплательщик представил уточненную отчетность. Но в этом случае, производится не повторная, а новая камеральная проверка полученной «уточненки». Налоговики по результатам проверки выносят решение о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за налоговое правонарушение (письмо Минфина от 31.05.2007 № 03-02-07/1-267, письмо УФНС РФ по г. Москве от 21.02.2011 № 16-15/15881).

Проверка уточненных деклараций проводится в полном объеме, поскольку НК РФ не содержит никаких ограничений в части полноты камеральной проверки «уточненки». Налоговое законодательство не содержит ограничений и в части проверки уточненных отчетов, представленных налогоплательщиком по истечении 3-хлетнего срока. Право на проведение такой «камералки» подтверждает ФНС в своем письме от 26.09.2016 № ЕД-4-2/17979.

Действительно, исходя из положений НК РФ, получаем следующий вывод:

  • налогоплательщик, при обнаружении в поданной ранее декларации (расчете) ошибок, не занижающих сумму налога к уплате, или недостоверных сведений, имеет полное право внести исправления и подать в ИФНС «уточненку» (ст. 81 НК РФ);
  • налоговики не вправе отказать ему в принятии уточненной отчетности (ст. 80 НК РФ);
  • все декларации, подаваемые налогоплательщиком, должны в течение 3 месяцев пройти обязательную камеральную проверку по месту нахождения ИФНС (ст. 88 НК РФ);
  • при этом ограничений на проверяемый объем и период НК РФ не содержит, из чего следует, что «камералка» может проводиться и в отношении уточненной отчетности, полученной налоговиками по истечении трех лет.

Как видим, повторная налоговая проверка одной и той же декларации невозможна, а то, как часто проводятся камеральные налоговые проверки, зависит еще и от того, сколько «уточненки» подает налогоплательщик в инспекцию.

ВОЗМОЖНА ЛИ ПОВТОРНАЯ КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА?

На практике встречаются ситуации, когда налоговый орган проводит две камеральные проверки по одной и той же декларации (расчету). И, вероятнее всего, он составит и вручит налогоплательщику два разных акта по результатам каждой из них. Нередко второй акт содержит информацию о более существенных нарушениях налогового законодательства по сравнению с первым.

Тот факт, что инспекция проверила представленную вами отчетность дважды, может выступить основанием для отмены решения, вынесенного по итогам второй камеральной проверки (Постановление ФАС Поволжского округа от 02.02.2010 N А12-10597/2009). Обосновывается это тем, что ст. 88 НК РФ не предусмотрено право неоднократно проводить камеральные налоговые проверки одной и той же декларации (расчета).

Уже проверенная отчетность не может подвергаться повторной камеральной проверке, даже если проводить ее будет другой налоговый орган. Отметим также, что проверить ее дважды нельзя и в том случае, когда об этом просит сам налогоплательщик.

Например, организация «Альфа» подала декларацию, в которой заявила НДС к возмещению. По итогам камеральной проверки налоговая инспекция приняла решение об отказе в его возмещении. После этого организация встала на учет в другом налоговом органе и обратилась с просьбой заново рассмотреть вопрос о возмещении НДС по ранее поданной декларации.

Налоговый орган вправе ей отказать. Ведь решение о возмещении НДС может быть принято только после проведения камеральной проверки ( ст. 176 НК РФ). При этом Налоговый кодекс РФ не предусматривает возможности повторных камеральных проверок одной и той же декларации. С такой позицией соглашаются и суды ( Постановление ФАС Московского округа от 13.01.2009 N КА-А40/12492-08).

Однако налоговики могут во второй раз проверить один и тот же налоговый (отчетный) период, если вы подали по нему уточненную декларацию (расчет).

При подаче уточненной декларации (расчета) стоит учитывать, что камеральная проверка по ней может быть проведена в полном объеме. Налоговый орган вправе проверить все заявленные показатели, включая те, которые вы не корректировали. К такому выводу приходят суды (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 30.11.2010 N А56-11954/2010, ФАС Дальневосточного округа от 22.06.2011 N Ф03-2599/2011 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 25.08.2011 N ВАС-11050/11)). Обосновывается эта позиция ссылкой на ст. 88 НК РФ, которая не устанавливает ограничений относительно полноты камеральной проверки уточненных деклараций (расчетов).

Соответственно, когда налоговый орган получает от вас уточненную декларацию (расчет), у него появляется возможность выявить недоимку, не обнаруженную при проверке ранее поданной отчетности.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ ПРОВЕДЕНИЕ

УГЛУБЛЕННОЙ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНО

Углубленные камеральные проверки, которые включают не только автоматизированную сверку контрольных соотношений, но и проведение различных мероприятий налогового контроля, на практике налоговые органы проводят, например, в следующих случаях.

1. Если в ходе проверки контрольных соотношений налоговый орган выявил какие-либо противоречия, несоответствия между представленной налоговой отчетностью и иными сведениями, документами. Их выявление может послужить поводом для углубленной камеральной проверки, поскольку налоговики вправе затребовать от налогоплательщика пояснения по таким расхождениям (п. 3 ст. 88 НК РФ). Кроме того, если речь идет о противоречиях, несоответствиях, указанных в п. 8.1 ст. 88 НК РФ и обнаруженных при подаче декларации по НДС, у налогового органа есть право на истребование <1> документов, перечисленных в названной норме.

<1> Истребование документов (сведений) в рамках камеральной проверки допускается только в некоторых случаях. Такой вывод можно сделать из анализа п. 7 ст. 88 НК РФ.

2. Если вы представили отчетность по НДС, в которой сумма налога заявлена к возмещению, т.е. сумма предъявленных вычетов превышает общую сумму начисленного налога к уплате и полученная разница подлежит возврату (зачету). В такой ситуации налоговики наверняка истребуют у вас документы <1>, подтверждающие ваше право на вычеты по НДС (п. 8 ст. 88 НК РФ, п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

3. Если организация (индивидуальный предприниматель) представила отчетность, в которой заявлены налоговые льготы. В этом случае налоговый орган вправе запросить у нее пояснения об операциях (имуществе), по которым применены льготы, и (или) истребовать документы <1>, подтверждающие право на такие льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ).

4. Если вы подали декларацию по налогу, связанному с использованием природных ресурсов. Налоговый орган вправе истребовать документы <1>, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов, на основании п. 9 ст. 88 НК РФ.